Для христиан же совершенно ясно, что восстановление Третьего храма станет предвестником пришествия антихриста, и многие святые отцы Церкви считали, что именно в этом Иерусалимском храме он должен воцариться. Основанием для этого служат слова апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2,3-4). Некоторые из святых отцов допускали, что что антихрист может воссесть как в Иерусалимском храме, так и в христианских храмах. Например, блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Не сказано: в Иерусалимском собственно храме, а просто: в храме, во всяком храме Божием» . Но недавно прославленный в лике святых наш современник прп. Паисий Святогорец уверен, что речь идет именно о Третьем храме: « Знамением того, что приближается исполнение пророчеств, будет разрушение мечети Омара в Иерусалиме. Ее разрушат, чтобы восстановить храм Соломона, который, как говорят, находился на ее месте. В восстановленном храме сионисты в конце концов провозгласят антихриста Мессией. Я слышал, что евреи уже готовятся к возведению храма Соломона». И нынешние события по мнению многих экспертов способны перерасти в полномасштабную войну, в которой Израиль и США будут бороться со всем мусульманским миром, и вполне могут привести к тому, что под удар попадет и будет разрушена мечеть Аль-Аксы. Так что же, в этом случае иудеи немедленно восстановят храм Соломона и в нем воссядет антихрист? Неужели это свидетельствует о том, что наступили последние времена?  Но вспомним, чем закончилась попытка иудеев восстановить Третий храм при императоре Юлиане Отступнике в 4 веке. Став императором, Юлиан Отступник восстановил языческий культ, а сам стал жрецом. Он объявил веротерпимость, как сегодня сказали бы полную толерантность. Юлиан Отступник проявлял ее ко всем без исключения языческим культам, но одновременно начал забирать у христиан храмы. Заметим, открытых гонений на христиан не было, но Юлиан поощрял различные еретические секты, стремясь внести раздоры, расколоть и ослабить христиан. Особенно поощрял и награждал всех отступивших от веры и вернувшихся в язычество. Как не провести аналогию времен Юлиана Отступника с современными попытками расколоть и уничтожить Православную Церковь?

http://radonezh.ru/2023/10/16/viktor-sau...

Когда об этом узнала царица, и она тотчас с хитростью составила письма к дуксу Фиваиды и послала магистриана. «Так как я и император решили направить посла к народу нобадов, то вот я и посылаю благого мужа, по имени Юлиан, и я желаю, чтобы этот мой до того [посланного] императором прибыл к этому народу. Да будет тебе известно, если ты сделаешь так, что тот прибудет туда раньше моего, и ты не задержишь его под предлогами [разными], пока не прибудет мой благой [посланец] и не будет отправлен и не достигнет [нобадов], то не будет тебе жизни. Я пошлю туда, и тотчас снимут твою голову». После того как получил это дукс Фиваиды, прибыл к нему посол императора, он удерживал его, говоря: «Подожди, посмотрим, чтобы мы приготовили тебе [вьючных] животных, чтобы мы приготовили людей, знающих пустыню, тогда ты сможешь отправиться». Так он удерживал его, пока не прибыли посланцы благочестивой царицы, которые нашли приготовленными животных и людей. В тот же день как бы насильно они захватили животных и отправились первые. [Дукс] послал сказать императорскому [послу]: «Да будет тебе известно, что я приготовил тебе и хотел послать к тебе, [но] прибыли посланцы царицы, напали на меня силой, захватили животных, отправились и уехали. Страх перед царицей хорошо мне известен, поэтому я не посмел противиться им. Но подожди еще, пока я вновь не приготовлю тебе, и ты отправишься с миром». Когда тот это узнал, он разорвал его одежды, унижал [его] всячески и ругался. Через несколько времени выехал и он, отправился наконец, не зная об обмане, который был. Глава 7. О прибытии блаженного Юлиана и бывших с ним в землю нобадов, о том, как они были приняты, и о прочем, что с помощью Божией они там совершили Когда блаженный Юлиан и бывшие с ним посланцы достигли страны, они послали к царю и его знатным и известили их. Навстречу им выслали войска, приняли их с радостью, доставили их в свою страну к своему царю, и он принял их обрадованно. (Юлиан) отдал писания царицы, прочитал и сообщил их содержание, они приняли также богатые подношения, многочисленные одежды крещения, все приготовленное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приписывая творение всего в мире одному Богу, Моисей оставляет без объяснения большое разнообразие существ, населяющих мир; «если бы не было никакого различия между небом и человеком, между Зевсом и змеями, дикими животными и рыбами, которые плавают в море, тогда мог бы быть один творец всего; но так как есть громадное различие между бессмертными и смертными, то чтобы ничего не прибавлять этим смертным существам и ничего не отнимать у них, необходимо, чтобы причина, которая создала одних, была отлична от той, которая создала других». 424 Самый способ творения упрощен до последней степени в одно приказание «да будет», которое ничего не объясняет в природе и происхождении тварей. Рассказ о творении человека также бессодержателен и нечего не объясняет о природе человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает он рыбами морскими и птицами небесными и всеми гадами, пресмыкающимися по земле; и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его и т.д. 425 Этой космогонии великого иудейского пророка, «с которым, по словам Писания, иронически замечает Юлиан, Бог говорил лицом к лицу», он хочет противопоставить космогонию Платона, «который поклонялся идолам»; в первой он не находит ничего, кроме «да будет», во второй он видит полное объяснение разнообразия и природы тварей; творение мира изображается здесь не как у евреев, не как произведение вещи по одному приказанию, причем тварь получает свою природу не из сущности творца и может не иметь с ним ничего общего, а как отображение мира разумного в чувственном мире, и соответственно разнообразию мира творение его приписывается не одному, а многих богам. Юлиан приводит из платоновского «Тимея» слова, которые автор диалога влагает в уста творца в момент творения, и которые обращены к низшим богам: «Боги богов, я творец ваш и всех вещей: то, что сотворено мною, не погибнет никогда, согласно моей воле. Правда все сотворенное преходяще, но желать уничтожения того, что хорошо устроено и хорошо существует, не есть дело доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Юлиан сказал: «За предлежащие богатства и жизнь величайшую пожри великому богу Зевсу». Кириак сказал: «Я воссылаю жертву чистую и бескровную великому царю, который будет  царствовать во веки». Юлиан сказал: «И я изучил эти глупости, и мне не принесли они никакой пользы». Кириак сказал: «Хорошо сказал ты, пес нечестивый, что не принесли мне никакой пользы; ибо, оставив боговдохновенные Писания, ты не вспомнил о божественных тайнах Христовых; Он даровал тебе недостойному царство временное, а ты облекся в диавола и гонишь возлюбивших благочестие; посему вскоре будет отнято у тебя царство и дерзость обезумевшей души твоей». Юлиан сказал: «Многие уверовавшие во Христа в страшных казнях окончили жизнь сию. Посему, если вы не поверите и не пожрете, то увидите казнь в различных муках». Епископ Кириак сказал: «Ты не можешь устроить такие казни, какие уготовал Христос душам, отрекшимся от Него. Ибо тело мучится короткое время и, как вспахиваемая земля приносит двойной плод, так и по избавлении тела от мук душа прямо идет в небесные врата и с дерзновением приходит к Владыке, за Которого предала тело свое на смерть». 3.  Юлиан сказал: «Что ты говоришь, Кириак? Итак, и ты избрал умереть за Распятого, а не принести жертву?» Епископ Кириак сказал: «Ты не знаешь, что говорит божественное Писание? Боги, которые не сотворили небо и землю, да погибнут с земли (Иерем. X, 11). И паки говорит: Идолы народов серебро и золото, дела рук человеческих. Подобны им да будут творящие их и все надеющиеся на них (Псал. CXIII, 12, 16; CXXXIV, 15, 18). Итак, посмотри, — и ты подобен им, поклоняясь суетным идолам, с которыми будешь осужден в геенну». 4.  Юлиан, услышав это, повелел отрубить ему  правую руку, сказав, что «этою рукою твоею ты написал много посланий и многих отвратил от богов». Епископ Кириак сказал: «Хорошо сделал ты, пес нечестивый; ибо ты не знаешь, что уготовал мне жизнь вечную; ибо прежде чем я познал Господа моего Иисуса Христа, я писал синагогам Иудейским, чтобы не верили в Распятого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

18.3. Царь греческий: Юлиан. Термин yawan, происходящий от греч. νιος («грек», «иониец»), относился сирийцами ко всем эллиноговорящим людям, а не только к этническим эллинам. 18.6 История с двумя тельцами Иеровоама изложена в з Цар. 12,25–33. Иеровоам, царь Израиля, ставит одного тельца в Вефиле, а другого в Дане, дабы народ не ходил молиться в Иерусалим, ибо там укрепился Ровоам. Прп. Ефрем специально увязывает двух библейских тельцов: такова техника мидраша. 19.6. Навуходоносор предвидел своё изгнание в вещем сне: «Главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной» ( Дан.4:17 ). 20.4. Здесь, вероятно, подразумевается пророк Даниил и его видение. Слово «отречеся» (глагол ) – основное понятие в приложении к Юлиану. В узком смысле оно подразумевает попытку восстановить храм Соломонов, а в широком – вообще отступничество от христианства, ср. , откуда – неверный, «кафир». 20.6. Аммиан (Amm, res gest. XXV, 3.9 (Е 2)) сообщает, что император Юлиан был убит в местности, называемой «Фригия» (Phrygiam apellari locum). Если судить по карте, оно должно было находиться между селениями Самаррой и Дуросом, в районе Карх Фируз. Аммиан достаточно часто изменял названия, так что возможно, что иранское слово Perz, победоносный, он передал как Phrygia. Выражение близ Вавилона ( ) скорее условное, чем географическое, так как от Вавилона до места гибели Юлиана все же довольно далеко, здесь Вавилон – то же, что и Вавилония. III. На нечестивого царя Иулияна стих 2 Волк показывает истинное лицо 1. Шкуру агнца истины волк исхищаше, Овцы чуяху сего, своим не признаша. Пастыря же обманул коварный льстец, Егда же сей умре, изыде волк из среды овец, Совлекшися красы, прочь ю отревает. Вонью своею козлища к себе привлекает. Тии возненавидели овец лютою злобою, Сего яко пастыря возлюбили любовию премногою. Припев: Благословен его вон изгнавший И сыны заблуждения скорби предавший. Празднество идольское

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

19. Авва Нил говорил: что ни сделаешь ты в отмщение брату, оскорбившему тебя, все то будет тебе в соблазн во время молитвы. 20. Опять сказал: молитва есть отросток кротости и безгневия. 21. Еще сказал: молитва есть врачевство печали и уныния. 22. Он же сказал: иди, продай имение твое и раздай нищим; потом возьми крест и отвергнись себя, чтоб мог ты молиться без развлечения. 23. Опять говорил: что потерпим любомудренно, плод того обретем во время молитвы. 24. Еще говорил: желая молиться, как должно, не опечаливай души своей, иначе всуе течешь. 25. Еще сказал: не желай, чтоб с тобою было так, как тебе кажется, должно быть, но как Богу угодно, – и будешь не смущен и благодарен в молитве своей. 26. Брат спросил авву Пимена: отче, хорошо ли молиться? Старец ответил ему: авва Антоний сказал, что от лица Божия исходит глас, говорящий: утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог ( Ис. 40:1 ). 27. Когда Юлиан-отступник шел на персов, то послал демона на запад принести ему оттуда некоторое известие. Достигши места, где жил один монашествующий, демон стал недвижим и пребыл на месте том десять дней, не будучи в силах двинуться вперед, ибо монах не переставал молиться ни днем, ни ночью. Посему возвратился демон к пославшему его без успеха. Тот спросил: почему ты умедлил? Демон ответил: умедлил и пришел без успеха, потому что пробыл десять дней, ожидая, когда монах Публий перестанет молиться, чтоб мне миновать его, но он не переставал, а я не мог перейти то место и возвратился. Разгневавшись, нечестивый Юлиан сказал, что по возвращении расправится с ним, однако по воле провидения чрез несколько дней был заклан. Тогда один из бывших при нем, отойдя, продал все, что имел, и раздал бедным; потом пришел к старцу, принял монашество и, соделавшись великим подвижником, скончался в Господе. 28. Брат спросил авву Сисоя: отче, что мне делать? Как спастись? Как угодить Богу? Старец ответил: если желаешь угодить Богу, исступи из мира, отступи от земли, оставь творение, прейди к Творцу, сочетай себя Богу молитвою и плачем – и найдешь покой в нынешнем веке и в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Гибельные последствия вероотступничества: если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасители нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Nemp. II, 20, 21 ). – Когда праведник отступил от праведности своей, и начал делать беззаконие, то он умрет за то (Иез. XXXIII, 18). в) Примеры гнева Божия на отпадавших от Христовой веры. Св. священномученик Киприан, епископ карфагенский, в своем сочинении «О падших» (т. е. отвергнувшихся от Христовой веры) приводят следующие рассказы: I. Один человек, отрекшись от Христа в Капитолии, поражен был немотою. II. Одна женщина, которая после своего вероотступничества отправилась прямо в баню, схвачена была там нечистым духом и изранила себе язык своими зубами. III. Один человек, приносивший жертву идолам, пытался съесть часть «святыни Господней», но, открыв свою руку, он нашел, что в ней оказался лишь пепел (Сн. кн. «Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви», Фаррара, стр. 174). IV. Юлиан – сын Юлия Константа, брата Константина Великого , хотя был крещен, но впоследствии, подпав влиянию языческих философов и лиц враждебно настроенных против христианства, отрекся от Христа и открыто объявил себя язычником, когда сделался императором. Все его попытки воскресить язычество и уничтожить христианство оказались бессильными. Изучая историю того времени, мы должны признать, что Юлиан никогда сознательно не принадлежал ко Христу и что он не понимал того духовного безмерного величия христианства, той спасительной силы его для человечества, против которых он в своем ослепления напрасно боролся. Но промыслу Божию угодно было в скором времени прекратить эту безумную и богохульственную борьбу: в сражении с персами неизвестно кем пущенная неприятельская стрела поразила богоотступника. Изнемогая в смертных муках, он взял из простреленной раны кусок запекшейся своей крови и, бросив ее вверх, сказал: Ты победил меня, Галплеянин!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Далее Юлиан оказывается еще более в затруднительном положении. Ho дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного (по чтению Августина – per unum peccantem, по чтению Юлиана – per unum peccatum, в подлиннике – τ το νς παραπτματι) подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. Юлиан. Апостол сказал, что благодать Христа сильнее и обильнее действует для совершения спасения, чем грех Адама, чтобы показать, что гораздо сильнее и более многим помог Христос, чем повредило преступление первого человека, отравившего по твоему мнению, грехом семена. Из твоего учения бесспорно следует, что тех, коим повредил грех Адама, гораздо более, чем тех, коим помогла благодать. Но апостол говорит совершенно противное, откуда ясно, что грех Адама повредил не всем, а только согрешившим по подобию преступления Адама. A таких людей менее, чем спасаемых благодатию, потому что по подражанию Адаму согрешили только те, которые были под законом, т.е. жили от Моисея до Христа. Сравни подзаконную иудейскую нацию с бесчисленным множеством народов, просвещенных евангелием, и увидишь, что спасенных благодатию больше, чем согрешивших по подобию преступления Адама. Августин. Апостол сказал: тем более преизбыточествовала, а не на более многих, πολλος, а не πλεστους (однако в латинском тексте стоит in plures abundavit). Ибо кто не видит, что в роде человеческом тех больше, на коих не преизобиловала благодать, так что из этих более многих обнаруживается, что следовало бы воздать всей массе по праведному суду, если бы Дух не дышал, где хочет, и Бог не призвал, коих удостоил, и не сделал благочестивым того, кого хочет (Ambrosius. Lib. VII in. Luc. IX). А преступниками можно назвать не одних иудеев, но и всех грешников, коими полон весь мир, так что в сравнении с ними число спасаемых ничтожно. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Kop. 15:22). Эти все очень многи, и потому многие умирают в Адаме и многие оживут во Христе; смерти подлежат очень многие, а оживлению очень немногие в сравнении с теми, но безотносительно, само по себе, число этих немногих так велико, что никто не в состоянии исчислить его ( Откр. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Дело шло ο примирении (de reconciliatione) с Богом вместо вражды, какую мы имели, каковое примирение совершилось, как и ты соглашаешься, чрез Посредника Христа. Вот слова апостола: оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом, и немного далее: ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых, и далее: будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его. Это примирение, которое апостол восхвалил столько раз, и теперь еще упомянул: посредством Которого (Христа) мы получили примирение, и далее присоединил: посему, как одним человеком грех вошел в мир. Следовательно, как чрез этого одного человека вражда, так чрез одного Христа примирение. Посему кто говорит, что дети свободны от греха, вследствие которого произошла вражда, тот совершенно не признает, что на них простирается то примирение, ради которого Христос стал посредником; посему отлучает их и от оправдания, которое совершается в крови Христа, причиною излияния которой Христос назвал именно прощение грехов ( Мф. 26:28 ). Отсюда последовательно вытекает, что детям, не имеющим грехов, смерть Христа не приносит совершенно никакой пользы, ибо мы примирились чрез нее с Богом, быв врагами, каковыми дети, по вашему мнению, не были 45 . Юлиан напротив указывает совсем другую причину, по которой апостол начал речь ο первом человеке. По его мнению, апостол для поражения гордости иудеев, думавших. что прощение грехов им не так необходимо, как язычникам, потому что они обладали законом, обращается к расстройству нравов человечества, чтобы самая древность обнаружила, какого господства достигло в этом мире нечестие, и чтобы показать, сколь много древних преступлений уничтожила благодать Христа, переданных от предков потомкам чрез подражание (Юлиан имеет в виду мысль, что Христос нашел мир в состоянии крайнего нечестия, которое развивалось исторически от первого человека). Посему апостол упоминает ο первом человеке и делает это не потому, что от первого человека начался грех, так как первою согрешила женщина, но потому что по преимуществу пола Адам принимал главенствующее участие в совершении первого греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

– Зачем ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты – человек немощный; если Бог и поставил тебя царем, то все-таки ты можешь подвергнуться искушению от диавола; я думаю, что первый виновник зла – лукавый диавол. Как некогда он испросил у Бога позволение искусить Иова и получил оное, так и тебя он воздвиг против нас и навел на нас, чтобы твоими руками истребить Христову пшеницу и всеять свои плевелы. Но тщетны его старания и ничтожна его сила; ибо с тех пор, как пришел Господь и водружен был крест, на коем вознесен был Христос, пала бесовская гордыня и сокрушена сила бесовская. Итак, не обольщайся, царь, и не преследуй, в угодность демонам, Богом хранимый народ христианский. Знай, что крепость и сила Христова непобедимы и непреодолимы. Услышав сие, Юлиан возгорелся гневом и закричал громким голосом: – Кто и откуда сей нечестивец, который так дерзновенно обращается к нам и смеет в лицо оскорблять нас? Предстоявшие царю отвечали: – Царь! Это дукс и августалий Александрийский. – Как? – сказал царь, – это мерзкий Артемий, который участвовал в умерщвлении брата моего Галла 6813 ? – Да, державный царь, это – он, – отвечали предстоявшие. Царь же сказал: – Я должен благодарить бессмертных богов, а более всего Дафнийского Аполлона 6814 за то, что они предали мне в руки сего врага, который сам пришел сюда. Итак, пусть сей негодный будет лишен своего сана; пусть с него снимут пояс 6815 и ныне же подвергнут его наказанию, а завтра, если угодно будет богам, я произнесу над ним приговор за убийство моего брата. Я отомщу на нем неповинную кровь и погублю его не одною казнью, но множеством казней, ибо он пролил кровь не простого человека, а царскую. Когда царь сказал сие, оруженосцы его тотчас взяли Артемия и, сняв с него военачальнический пояс и другие знаки достоинства, поставили его обнаженным. И отдан был святой в руки палачей, которые, связав ему руки и ноги, растянули его на четыре стороны 6816 , и так долго били его по спине и чреву воловьими жилами, что от усталости сменилось четыре пары палачей. Но святой проявил подлинно сверхчеловеческое терпение, и казался всем как бы совершенно бесчувственным: он не испустил ни одного звука, не застонал, не сделал ни одного движения и не выказал никакого знака страдания, как обыкновенно показывают люди, терпящие мучения. Земля напоялась его кровью, а он оставался непоколебим, так что удивлялись ему все, даже сам нечестивый Юлиан. Потом царь повелел перестать бить его, и святой уведен был в темницу со святыми мучениками Евгением и Макарием. Страстотерпцы в сие время пели: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65:10–12 ) 6817 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010