I 6; Klingshirn. 1994. P. 30). После этого К. предался столь суровым аскетическим подвигам, что серьезно подорвал здоровье (Vita Caesarii. I 6). Позднее в проповедях он очень редко призывал к усиленному посту и разрешал послабления для больных. В Житии подчеркивается, что впосл. К. старался соблюдать умеренность во всем (Ibid. II 6). В 495 г. настоятель предписал ему отправиться для восстановления здоровья в Арелат, который славился врачами. В Арелате К. имел родственные связи (Ibid. I 7; Klingshirn. 1994. P. 31). Т. о., хотя К. потерпел неудачу в стремлении к жизни в монастырском уединении, в Леринском монастыре он приобрел ценный аскетический опыт и адм. навыки, которые помогли ему в дальнейшем епископском служении ( Klingshirn. 1994. P. 31-32). Жизнь в Арелате По прибытии в Арелат К. был принят в доме благочестивых родственников Фирмина и Григория (Vita Caesarii. I 8). Высказывалось предположение, что Фирмин впосл. стал епископом и одним из авторов Жития К. ( Malnory. 1894. P. III). Нек-рое время с К. занимался грамматикой (grammaticae artis doctrina) живший в Арелате знаменитый ритор Юлиан Померий , происходивший из Сев. Африки, почитатель блж. Августина , еп. Гиппонского, позднее ставший священником в Галлии. Однако К. сомневался в пользе для него светского образования. Этим сомнениям положило конец одно сновидение: когда утомленный занятиями К. заснул, подложив под плечо книгу, данную ему Померием, он увидел, что плечо и часть руки, которая лежала на книге, изъедены драконом. После такого сновидения К. окончательно оставил классическое образование (Vita Caesarii. I 9; Певницкий. 2004. С. 132-133; Delage. 2010. P. 44). В этом эпизоде заметна параллель со сном блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 22. 30). Впрочем, взгляды Померия, изложенные в его трактате «О созерцательной жизни» ( Julianiius Pomerius. De vita contemplativa//PL. 59. Col. 415-520; CPL, N 998), вероятно, стали одной из теоретических основ церковной реформы, инициированной К. в Галлии (о влиянии Померия на К.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Он пером описал жизнь святого Августина, к каковому труду также присоединил перечень его сочинений, перечисляя, сколько блаженнейший ученый написал, – более четырехсот книг: бесконечное число гомилий, писем и исследований, так что едва ли кто-нибудь смог бы собрать перечень настолько полный, насколько сделал он . IX. Npuмacuй, Африканский епископ Примасий, африканский епископ, 632 составил ученым языком три книги о ересях, обращенные к епископу Фортунату, объясняя в них то, что некогда блаженнейший Августин оставил в книге о ересях незавершенным, так как ему помешала смерть, показывая в первой то, что делает человека еретиком, во второй и в третьей приводя то, что указывает на еретика. XI. Nacxacuh, Епископ Сицилийский Пасхасин, епископ Сицилийский, обнародовал пасхальное письмо, обращенное к вышеупомянутому папе Льву, в котором говорит о пасхальном таинстве в следующих словах: «Есть именье, которое называется Мелтины, расположенное высоко в горах и в дремучих лесах. Там была построена церковь , крошечная и скромно украшенная, в баптистерии которой в святую ночь в час пасхального крещения, хотя там нет ни одного желоба или водопровода, ни совершенно никакой воды поблизости, вода сама собой наполняется, и после того как те, которые там находятся, освящаются, сама собой уходит, хотя никакого слива нет, чтобы выпустить воду». Это стало известно при Феодосии Младшем, 637 сыне императора Аркадия. XII. Юлuah Померий Некий Юлиан, по прозвищу Померий, написал в форме диалога восемь книг «О природе души». Первая из них касалась того, что есть душа и как понимать то, что была создана по образу Божьему. Во второй он говорит, является ли душа телесной или бестелесной. В третьей он исследует, откуда появилась душа у первого человека. В четвертой – является новая душа безгрешной или вовлечена в грех первого человека, имея от него происхождение. В пятой описывает, каковы способности души. В шестой он говорит, откуда тот разлад, вследствие которого дух против плоти обращен, либо плоть против духа. В седьмой пишет о различных видах жизни и смерти, или о воскресении тела и души и о ее воскресении. В восьмой говорит о том, что будет в конце мира, как и о вопросах, которые обычно спрашивают о воскресении, и о кончине добрых и злых. Однако во второй книге этого труда, соглашаясь с заблуждениями Тертуллиана , он называет душу телесной, стараясь обосновать это теми же ложными доказательствами. Также он издал одну книгу «О правилах для девственниц» и еще три другие «О созерцании будущей жизни», или «О деятельном образе жизни», а кроме того «О пороках и добродетелях». XIII. Авва Евгипий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

999 Юлиан Померий – последователь Августина, получивший достаточную известность в Мавритании, впоследствии бежал от преследований вандалов в Арль. Автор нескольких произведений, самым известным из которых является «De Vita Contemplativa» (Pomerius Julianus. De vita contemplativa//PL. T. 59/ed. J.-P. Migne. Paris. 1862, P. 411–520). Он был наставником Цезария и оказал большое влияние на него и его церковную и проповедническую деятельность (Klingshirn W. Cæsarius of Arles. P. 73–82). 1000 Сам Цезарий в одной из речей называет свою медлительность (segnitia) причиной, по которой он не изучал науки, что кажется более правдоподобным (Cesarius Arelatensis. Epistola Hortatoria//PL. T. 67/ed. J.-P. Migne, Paris, 1863, P. 1136). 1001 Епископ Арля Эоний (ум. 501/2) (Dushesne L. Fastes episcopaux de l’ancienne Gaule... T. I. Paris, 1894, P. 250). 1002 Вызывает большие сомнения, что никто не знал об их родстве и что это выяснилось только при их первой встрече. Этот эпизод был добавлен авторами в его жизнеописание, чтобы подчеркнуть, что Цезарий прибыл в Арль не для того, чтобы воспользоваться поддержкой своего родственника. Однако все последующие события лишь убеждают в обратном (Klingshirn W. Cæsarius of Arles. Р. 72). 1003 Епископ Эоний захотел призвать к себе Цезария, находящегося тогда под властью аббата Леринского монастыря, в чем ему, хотя и неохотно, уступили. 1005 Это могла быть как местная аристократия, живущая в загородных виллах, так и вестготские короли или их администрация в Тулузе. 1006 Процесс избрания Цезария на епископскую кафедру произошел не так гладко, несмотря на все старания Эония. Цезарий был избран только в декабре 502 г., борьба за кафедру продолжалась от 4 до 16 месяцев. Древнейшие fasti Арльской церкви упоминают епископа Иоанна в промежутке между Эонием и Цезарием (Dushesne L. Fastes. Т. I, Р. 250). Естественно, авторы жития не упоминают об этом. 1007 Декабрь 502 г. О датировке этого события см. Klingshirn W. Church Politics and Chronology: Dating the Episcopacy of Cæsarius of Arles//Revue des Etudes Augustiniennes. Vol. 38. Paris. 1992, P. 84–85.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

( Idem. De resurr. 16; Idem. De anima. 40). Хотя Д. сама по себе может думать, желать, намереваться, но для осуществления этого она нуждается в помощи тела; ее ощущения прочно связаны с телом ( Idem. De resurr. 15, 17; Idem. De anima. 40). Вместе с тем высшая, разумная деятельность Д. свободна и не связана необходимостью ( Idem. De anima. 21; Idem. Adv. Marcion. II 5). Ориген, полагавший, что Д. заключается в тело в наказание за предшествовавшие грехи и получает различные тела в зависимости от нравственного состояния и места обитания, тем не менее отмечал положительные следствия соединения Д. и тела: Д. оживляет и движет материальное тело, к-рое само по себе смертно, неодушевленно и неподвижно ( Orig. De princip. III 4. 1; Idem. Contr. Cels. VI 48); Д. есть своего рода одежда тела (indumentum corporis), ибо она есть украшение, покрывающее и облекающее его мертвую природу ( Idem. De princip. II 3. 2). Большинство доникейских авторов рассматривали связь Д. и тела как тесную и уникальную, а потому решительно отвергали языческое представление о переселении Д. ( Iust. Martyr. Dial. 4; Iren. Adv. haer. II 33. 1-5; 34. 1; Min. Fel. Octavius. 34). Христианское учение о Д. в IV-IX вв. В период классической патристики и Вселенских Соборов характерными особенностями развития христ. учения о Д. являются уточнение и систематизация основных вопросов о Д., выявление новых аспектов учения о Д. и повышение внимания к нему со стороны Церкви. Вопросы, связанные с происхождением и сущностью Д., стали предметом обсуждения неск. церковных Соборов: Александрийского (400), К-польского (543), Вселенского V Собора (553), Собора 561 г. в Браге (Испания) и др. На Востоке различные аспекты учения о Д. рассматривались в работах таких видных богословов, как свт. Григорий Нисский, Немесий , еп. Эмесский, Иоанн Филопон , прп. Анастасий Синаит , прп. Максим Исповедник , прп. Иоанн Дамаскин и св. Мелетий Монах , на Западе - блж. Августин , Геннадий Марсельский , Юлиан Померий , Клавдиан Мамерт , Кассиодор , свт.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Дионисия), Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Григорий Чудотворец, Дионисий Александрийский, Мефодий Патарский) и «Церковные писатели» (Мелитон, Афинагор, Феофил, Татиан, Ермий, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Минуций Феликс, Арнобий; также имеется глава «о церковных писателях первого периода, чьи сочинения не дошли до нас»). Период второй - «от Никейского Первого Вселенского до Шестого Вселенского Собора». Эта глава также включает 2 отдела: «Отцы Церкви» (святые Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Епифаний Кипрский, Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, Исидор Пелусиот, Кирилл Александрийский, Анастасий Синаит, Софроний Иерусалимский, Иоанн Лествичник, Григорий Великий, Максим Исповедник) и «Церковные писатели» (Евсевий Кесарийский, Лактанций, Серапион, Иларий Пиктавийский, Луцифер Каралитанский, Пациан, Оптат, Тит Бострийский, Дидим Александрийский, Филастрий, Тимофей Александрийский, Евагрий Понтийский, Палладий, Руфин, Сульпиций Север, Синесий, Петр Хрисолог, Евхерий, Иоанн Кассиан, Феодот Анкирский, Сократ, Созомен, Феодорит, Сальвиан, Марий, Проспер, Вигилий Тапийский, Арнобий Младший, Клавдиан Мамерт, Юлиан Померий, Геннадий Марсельский, Фульгенций, Боэций). Сохранились также записи отдельных лекций Аскоченского, посвященных святым Василию Великому, Иоанну Дамаскину и Косме Маюмскому (НБУВ ИР. Ф. 160. Ед. хр. 388. Л. 169-182 об.; Ед. хр. 2647. Л. 79-82 об., 85-91 об., 101-112 об.). В «Дневнике» Аскоченский рассказал о том, как он подходил к преподаванию патрологии. Прежде всего он «решился оторваться от той мысли», что читает лекции о подвижниках, причисленных к лику святых: «Что мне за надобность, думал я, пиша… свои лекции, до святости такого-то… Передо мной пусть он станет человеком, с своей разумной речью, с своими сердечными убеждениями, даже с своими человеческими взглядами и ошибками… Я читаю его сочинения, разбираю их, как критик, а не безответный поклонник прославленной Богом и людьми святыни».

http://pravenc.ru/text/1684525.html

И еще в 415 – 416 гг. зимою Августин с церковной кафедры говорил, что в Иоан. 15, 26 Христос «sic ait «de Patre procedit», ut non diceret «de Me non procedit», и что Св. Дух «simul de utroque procedit». Α в 427 – 428 гг. в сочинении против арианского епископа Максимина Августин признает за совершенно твердое («satis sit ergo nobis quia – -»), «quia de utroque procedit (Spiritus sanctus)». (Swete, 123 – 130). dd) Конечно это воззрение не сделалось сразу догматическим учением западной церкви. Собранные у Каспари наставление оглашаемым («изъяснение символа»), именно s.Ambrosii exhortatio ad neophytos de symbolo, Explanatio symboli ad inimiandos (b санкт-галленской ρκп. VII – VIII в.), самого Abrycmuha sermo 213, s. Faustini tractatus de symbolo (nocлe 490 r.?),Tracmamus symboli [мeждy V – IX в.] в «Missale Florentinum» (ркп. начала XII в.), – не преподают учения, что Св. Дух и от Сына исходит. Лишь изъяснение «символа апостольского» в венской ркп. X в. содержит слова: «Credo in Spiritum sanctum ex Patre et Filio procedentem». ee) Августиновское Filioque наиболее сочувственно было принято в христианской письменности в Галлии и Африке. Евхерий, ел. лугдунский († 454: ex Р. et F.), Фауст, еп. рейиский († 485: ex utroque), Геннадий, пресвитер массилийский († 495: ex Р. et F.), Юлиан Померий, пресвитер арелатский († 498: ex Ρ. et F.) Авит, еп. виеннский († 523: a Filio et Ратге[впрочем некоторые документы, связанные с именем Авита виенского, составляют подлог Жерома Винье в XVII в.]), Фульгенций, еп. руспский († 533: de Ρ. et F.), диакон карфагенский Фульгенций Ферранд († 550, ученик Фульгенция, еп. pycnckoroSpirimus sancti ab utroque procedere), держались воззрение блаж. Августина, которое нашло себе последователей и на пиренейском полуострове (Турибий, еп. астурикский (в 447 г.), собор толетский 589 г.). ff) Менее сочувствовали августиновскому воззрению в Италии. Во второй половине V в. еп. Никита аквилейский учил об исхождении Св. Духа от Отца «с таким эмфазом, что можно думать, что или Filioque было неизвестно в аквилейской церкви, или же Никита считал это воззрение ненужною для простой веры тонкостью». Swete, 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Они основывались для того, чтобы обеспечить определенный тип образования, которого не могла дать классическая школа, и их целью было формирование монахов и клириков как носителей религиозной культуры 853 . Как перемены, нашедшие отражение в эволюции религиозной практики и образования, так и социальные и церковные события конца V – начала VI века можно проследить, обратившись к жизни одного из выдающихся деятелей эпохи – Кесария Арелатского . Характерные черты переходного времени в особенности видны в его пастырской деятельности как епископа. Кесарий родился в 470 г. в Шалон-сюр-Саон (Chalon-sur Sâone) в православной, возможно, аристократической семье. В 17 лет он стал чтецом, а два года спустя вступил в Леринский монастырь, где провел около пяти лет, проходя монашескую дисциплину 854 . По причинам, связанным со здоровьем, Кесарий отправился в Арль, где принялся изучать классическую литературу, от чего вскоре отказался, судя по всему, потому что сомневался в полезности и соответствии такого обучения задачам духовного формирования клирика и монаха 855 . Эта неудачная попытка позднее найдет отражение в совсем не классическом, даже простоватом стиле проповедей Кесария, а также в сохраняющейся подозрительности относительно языческой литературы. В то же время Кесария нельзя назвать необразованным человеком. Он преподавал латынь настоятелю Флориану Миланскому, а его собственные произведения свидетельствуют о солидном знании Отцов Церкви 856 . И его учитель классической риторики Юлиан Померий (Julianus Pomerius), последователь Августина, оказал решающее влияние на богословские взгляды Кесария, в том числе по вопросу о благодати 857 . Во время пребывания Кесария в Арле на его способности обратил внимание местный епископ Эоний, который был к тому же его родственником. Увидев, что Кесарий может многое сделать на пользу арльской церкви, епископ добился от Леринского настоятеля Поркария (Porcarius), чтобы тот отпустил Кесария, после чего рукоположил его во диакона, позднее во священника, а затем назначил настоятелем местного мужского монастыря 858 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

по просьбе императора Зенона разрешил выборы епископа Карфагена, пост которого оставался вакантным 24 года. Епископом был избран Евгений. В 484 г. король созвал в Карфагене конференцию африканских епископов, и Евгений вместе с епископами-католиками представили Гунериху «Книгу католической веры», публично заявив о своем православии. Репрессии не замедлили: Евгений был сослан в Turris Tamalleni (совр. оазис Мансурах, рядом с Телмином, Тунис). В 487 г. он был возвращен из изгнания королем Трасамундом и вторично был изгнан в Альбу Гельвиорскую (город в Нарбоннской Галлии, недалеко от реки Роны), где и умер в 505 г. О его письме «За защиту католической веры» упоминает Григорий Турский . 584 Юлиан Померий (ум. после 498 г.), церковный писатель, сторонник аскетизма. Померий эмигрировал из Северной Африки в Южную Галлию, открыл школу риторики в Арле и стал священником (втор. пол. V в.). Кроме упомянутых у Геннадия Померий написал трактаты «О наставлении девственницам» и «О созерцательной жизни», который долго приписывали Просперу Аквитанскому и который завоевал большую популярность в Средние века. 585 Юлиан, по всей видимости, был епископом Арля. Более о нем ничего не известно. Вера же с определенной долей вероятности можно идентифицировать с Вером, ставшим епископом Тура в 495 г. Свое состояние Вер роздал церквям и своим приближенным. Однако король вестготов Аларих II заподозрил его в том, что он хочет отдаться под власть короля франков Хлодвига. Вследствие этого Вер в 506 г. был смещен с епископства и отправлен в изгнание, где и умер. 586 Гонорат, епископ Массилийский (ум. после 496 г.). Владел этой епархией во время понтификата папы Геласия. Кроме данных Геннадия, о нем практически больше ничего неизвестно. 587 Геннадий ум. ок. 500 г. «О церковных авторах» написал ок. 480 г. Кроме перечисленных трудов написал трактат «Против Евтихия». От 8 книг трактата «Против еретиков» до нас дошли лишь небольшие фрагменты. Геннадий также известен как автор канонического сборника, который сохранился под названием Statuta ecclesiae antiqua. Его «Послание о вере» часто называют «Книга о церковных догматах». 588 А. Эберт полагал, что последняя часть предложения является позднейшей интерполяцией. По его мнению, слова «и сей труд» надо связывать не с «я послал к блаженному Геласию», а с вышестоящим «я написал» (Ebert А. Allgemeine Geschichte der Literatur des Mittelalters im Abendlande. Bd. l. Leipzig, 1874. S. 427, n 1). Читать далее Источник: Церковные историки IV - V веков=Scriptores rerum ecclesiasticarum saec. IV - V/[сост. Высокий М. Ф., Тимофеев М. А.] ; [пер. с лат. Высокий М. Ф., Дорофеева В. А. ; пер. с древнегреч. Дорофеева В. А.]. - Москва : РОССПЭН, 2007. - 621, с. - (Классики античности и средневековья). ISBN 978-5-8243-0834-1 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

эрудиты XVII-XVIII вв. полагали, что мощи И. после арабского вторжения (711) были перенесены в Овьедо ( Fl ó rez. 1763). Согласно акту открытия «Святого ковчега» (Arca Santa) в Овьедо в 1075 г., среди проч. реликвий были обнаружены мощи св. Иулиана, но какого именно, не указано (возможно, документ составлен в XII в.) (Colección de documentos de la Catedral de Oviedo/Ed. S. A. García Larragueta. Oviedo, 1962. P. 214-219). В др. средневек. перечнях святынь, хранившихся в Овьедо, упомянуты мощи св. Юлиана Померия. Предположительно в перечнях подразумевался не галльский автор кон. V в. Юлиан Померий, а И. ( Fern á ndez Alonso J. Giuliano Pomerio//BiblSS. Vol. 6. Col. 1209). В описании святынь, составленном в 1639 г., названы мощи И., еп. Толедского ( Ramallo Asensio G. Reactivación del culto a las reliquias en el barroco: La catedral de Oviedo y su Cámara Santa en 1639//Liño: Rev. Anual de Historia del Arte. Oviedo, 2005. N 11. P. 91). В 1934 г. капелла кафедрального собора, где хранились святыни, была сильно повреждена взрывом, в результате чего часть реликвий была уничтожена. Соч.: CPL, N 1258-1266; PL. 96. Col. 427-818; Historia Wambae regis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 486-535; Julian of Toledo. De vitiis et figuris/Ed. W. M. Lindsay. L.; N. Y., 1922; Ars Iuliani Toletani episcopi, una gramática latina de la España visigoda/Ed. M. A. H. Maestre Yenes. Toledo, 1973; Sancti Iuliani Toletanae sedis episcopi Opera/Ed. J. N. Hillgarth et al. Turnholti, 1976. (CCSL; 115). Ист.: BHL, N 4554; ActaSS. Mart. T. 1. P. 782-787; MartRom. Comment. P. 89-90. Лит.: Fl ó rez H. España Sagrada. Madrid, 1763 2. T. 5. P. 277-297; Beeson C. H. The «Ars Grammatica» of Julian of Toledo//Miscellanea Francesco Ehrle. R., 1924. Vol. 1. P. 50-70; Garc í a Villada Z. Historia eclesiástica de España. Madrid, 1932. Vol. 2. Pt. 1. P. 97-105, 159-166, 333-338; Gaiffier B., de. Les notices hispaniques dans le Martyrologe d " Usuard//AnBoll. 1937. T. 60. P. 268-283; Veiga Vali ñ a A. La doctrina escatológica de San Julián de Toledo.

http://pravenc.ru/text/1237823.html

ГЛАВА XCVIII Померий, по происхождению мавр 584 , в Галлии возведен был в пресвитерский сан. По просьбе епископа Юлиана и пресвитера Вера 585 написал он на манер беседы, слогом искусным и связным, сочинение «О природе души, свойствах ее и воскрешении, своеобразии ее у людей верующих и всех остальных» в семи книгах. В первой касается он вопроса, что есть душа и как понимать то, что сотворена она по божьему образу. Во второй – вещественна ли она. В третьей – откуда привнесена она была Адаму. В четвертой – безгрешна ли изначально та душа, что влагается в человека при его рождении, или несет она в существе своем первородный Адамов грех . В пятой, после краткого изложения четвертой, рассматривает он вопрос о способности души и о возможностях ее в соотнесении с Божественной волей. В шестой – откуда, в соответствии с апостольским высказыванием, берет начало противоборство плоти и духа. В седьмой – о различиях в жизни, смерти и воскрешении, с одной стороны души, с другой – плоти. В восьмой разбирает он предсказания о грядущем конце света и разрешает вопросы, связанные со всеобщим воскрешением. Помнится, что читал я раз «О пренебрежении всем мирским, и преходящим, и с истинного пути совращающим» сочинение, изложенное с его слов неким Принципием, а также трактат один «О грехах и добродетелях». Принадлежат ему, как говорят, и другие сочинения, ведь творит Померий и по сей день, но они в мои руки не попали. Здравствует он и поныне, славный как благочестием своим, так и ученым достоинством. ГЛАВА XCIX Гонорат, епископ Массилийской церкви 586 , благодаря красноречию своему достиг в проповедях особой доступности и непосредственности. Воспитан сызмальства в благочестии и в постоянном радении относительно дел церковных, отпирает он уста свои подобно кладези, и многое к пользе читающих сочинил он в виде бесед, особенно же для усердного изучения оснований веры и опровержения еретических извращений. Его благородным и похвальным постоянством восхищаются не только священники и жители соседних городов, но и в отдаленных местах, когда он туда по случаю попадает, высшей хвалой воздают его проповедям вопрошающие его. Святой же папа Геласий, понтифик города Рима, не зная о чистоте веры его по сочинениям, своим указом приказал проверить ее. Свел он воедино сказания о жизни святых отцов для почитания их в будущем, особенно же о своем воспитателе, Хиларии, епископе Арелатском. В меру сил творил он и литании (греч. «молебны». – М.В.), моля о милосердии Господнем, с доверявшими ему людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010