— Зачем ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты — человек немощный; если Бог и поставил тебя царем, то все таки ты можешь подвергнуться искушению от диавола; я думаю, что первый виновник зла — лукавый диавол, как некогда он испросил у Бога позволение искусить Иова и получил оное, так и тебя он воздвиг против нас и навел на нас, чтобы твоими руками истребить Христову пшеницу и всеять свои плевелы. Но тщетны его старания и ничтожна его сила; ибо с тех пор, как пришел Господь и водружен был крест, на коем вознесен был Христос, пала бесовская гордыня и сокрушена сила бесовская. Итак, не обольщайся, царь, и не преследуй, в угодность демонам, Богом хранимый народ христианский. Знай, что крепость и сила Христова непобедимы и непреодолимы. Услышав сие, Юлиан возгорелся гневом и закричал громким голосом: — Кто и откуда сей нечестивец, который так дерзновенно обращается к нам и смеет в лицо оскорблять нас? Предстоявшие царю отвечали: — Царь! это дукс и августалий Александрийский. — Как? — сказал царь, — это мерзкий Артемий, который участвовал в умерщвлении брата моего Галла — Да, державный царь, это — он, — отвечали предстоявшие. Царь же сказал: — Я должен благодарить безсмертных богов, а более всего Дафнийского Аполлона за то, что они предали мне в руки сего врага, который сам пришел сюда. Итак пусть сей негодный будет лишен своего сана; пусть с него снимут пояс и ныне же подвергнут его наказанию, а завтра, если угодно будет богам, я произнесу над ним приговор за убийство моего брата. Я отомщу на нем неповинную кровь и погублю его не одною казнию, но множеством казней, ибо он пролил кровь не простого человека, а царскую. Когда царь сказал сие, оруженосцы его тотчас взяли Артемия и, сняв с него военачальнический пояс и другие знаки достоинства, поставили его обнаженным. И отдан был святый в руки палачей, которые, связав ему руки и ноги, растянули его в четыре стороны и так долго били его по спине и чреву воловьими жилами, что от усталости сменились четыре пары палачей. Но святый проявил подлинно сверхчеловеческое терпение, и казался всем как бы совершенно бесчувственным: он не испустил ни одного звука, не застонал, не сделал ни одного движения и не выказал никакого знака страдания, как обыкновенно показывают люди, терпящие мучения. Земля напоялась его кровию, а он оставался непоколебим, так что удивлялись ему все и даже сам нечестивый Юлиан. Потом царь повелел перестать бить его и святый уведен был в темницу со святыми мучениками Евгением и Макарием. Страстотерпцы в сие время пели: " Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу "

http://pravicon.com/info-1832

Идея порядка, закона, справедливости, унаследованная от римского права, оставалась центральной в византийском политическом устройстве. [ 2 ] Иерархическая структура византийского общества была построена по принципу изначального неравенства людей в зависимости от их социального происхождения; тем не менее все члены общества были равны перед законом, за исключением императора, который стоял над законом, и рабов, для каждого из которых единственным законодателем был собственный господин. Характерно утверждение Григория Богослова о том, что, как красота неба, солнечный свет и воздух являются общим достоянием всех людей, так и цари предоставляют " всем свободным людям " одинаковое право пользоваться покровительством законов. [ 3 ] Отношение христиан к гражданским властям было лояльным во все эпохи - в том числе и тогда, когда у власти стояли гонители христианства. Апостол Петр писал, имея в виду римское государство своего времени: " Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым... Бога бойтесь, царя чтите " . [ 4 ] Апостол Павел призывал христиан подчиняться высшим властям и начальникам не из страха наказания, но по совести, [ 5 ] " ибо нет власти, которая не от Бога " ; [ 6 ] а также приносить моления " за царя и за всех начальствующих " . [ 7 ] В апологиях II века, адресованных римским императорам, мы встречаем неоднократные заверения христиан в лояльности гражданским властям. Общим местом является идея божественного происхождения царской власти: даже император-язычник, по утверждению Тертуллиана, принадлежит скорее христианам, чем язычникам, потому что он Богом христиан поставлен на свое служение. [ 8 ] Григорий Богослов не оспаривает божественное происхождение царской власти даже в том случае, когда речь идет о Юлиане, отступнике от христианства. В глазах Григория Юлиан - не узурпатор, получивший власть незаконно, но законный царь, не осознавший высоты своего призвания и не сумевший оправдать доверие, которое оказал ему Бог, сделав его императором. В Слове 19-м, произнесенном по случаю всенародной переписи, которую производил император-отступник, Григорий говорит о том, что Бог действует через гражданскую власть, в том числе и тогда, когда во главе государства стоит язычник, как Октавиан Август или Юлиан, и когда страной управляют злодеи, подобные Ироду. Подтверждение своей мысли Григорий видит в жизни Иисуса Христа, Который родился во время всенародной переписи, производившейся царем Иродом, и был законопослушным гражданином Римской империи:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

— Молю вас, господа мои, спасите меня грешного! Ангелы отвечали: — Для того мы и посланы сюда от Бога, дабы спасти тебя. И они взяли душу его ко Господу, а тело его мертвое осталось в огне совершенно целым. После него вошли и преподобные отцы Патермуфий и Коприй, также не поврежденные от огня, и пребывали близ тела Александрова, воспевая хвалу Богу. Когда печь погасла, святые были выведены к императору живыми и невредимыми, нисколько не пострадавшими от огня, а тело святого Александра было вынесено также не поврежденным от огня, и от него шло великое благоухание. Император с удивлением сказал тогда: — Наши боги — велики, а Христос — ничто! Потом опять стал принуждать святых к поклонению идолам. Преподобный же Патермуфий сказал ему: — Так как ты идешь на сражение не для прославления имени Божия, то не воротишься назад, но будешь ранен смертельно и умрешь страшною смертию. Тогда император сильно разгневался и повелел усечь их мечом. И выведены были святые из города на место усекновения. Там они, пред кончиною своею, обратились с молитвою к Богу, и вот с неба раздался голос, который восхвалял Патермуфия, прощал Коприя и обоих их призывал к вечному успокоению. Тогда они с радостью преклонили под меч свои головы и скончались, положив за Господа жизнь свою. Нечестивый же Юлиан, отправившийся на войну с персами, был побежден персидским войсками и, как предсказал святой Патермуфий, не вернулся в свою землю. Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя, а с ними и святого Александра последовала в июле месяце в девятый день В то время над римлянами царствовал законопреступник Юлиан, а над христианами — Господь наш Иисус Христос, Емуже со Отцом и Святым Духом подобает честь, слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Память преподобного Патермуфия Патермуфий, как сообщает о нем Коприй был сначала идолопоклонником. Он стоял во главе шайки разбойников, воровал и даже снимал одежды с погребенных, совершал и всякие другие злодеяния и мерзости, и молва о его злодействах распространялась по всем странам египетским. Обращение его к Богу совершилось по следующей причине.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святый остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида: — Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских. Так, будучи придавлен камнем, святый провел целые сутки. Потом Юлиан повелел снять камень, считая святого уже умершим, но святый, к общему удивлению, оказался жив и, встав, ходил. И было всем страшно смотреть на него: пред ними был обнаженный человек, вдавленный как доска, с раздробленными костями, с выпавшими внутренностями; лицо его было раздавлено, глаза вышли из орбит, но жизнь все еще держалась в нем, ноги могли двигаться и язык еще был способен ясно говорить. Сам мучитель, увидав такое чудо, ужаснулся и сказал своим приближенным: — Человек это или привидение? Не отвел ли глаза нам этот волшебник? Ибо пред нами зрелище страшное и выходящее за пределы природы. Кто ожидал, что он еще жив? А теперь, когда у него выпали внутренности и все суставы его разбиты и расслабли, он все-таки двигается, ходит и говорит. Но, видно, наши боги сохранили его живым для вразумления других, чтобы тот, кто не хотел признать их власть, оставался ужасным страшилищем для тех, кто на него смотрит. И сказал Юлиан мученику: — Вот ты, несчастный, уже лишился очей и все члены твоего тела окончательно испорчены — как можешь ты еще питать надежду на Того, на Кого ты доселе надеялся напрасно? Но проси милости у милосердых богов, чтобы они помиловали тебя и чтобы не предали тебя адским мучениям.

http://pravicon.com/info-1832

О том, что Крест когда-то станет знаком победы и спасения, мы находим упоминания, как бы предвозвестия, еще в Ветхом Завете. Так Моисей во время битвы иудеев с амаликитянами стоял на вершине холма и когда он поднимал руки свои (крестообразно), то одолевал Израиль, а когда опускал, – то Амалик, так что для окончательной победы Аарон и Ор поддерживали руки его до захождения солнца ( Исх.17:11 ). Крест есть знак-знамение нашего спасения. У пророка Иезекииля есть такое место в его книге (гл. 9, ст. 46): показал ему Господь в видении гибель Иерусалима за его отступление от Бога. Послал Господь ангела и сказал: “Пройди посреди города и на челах людей скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.” А другим ангелам сказал: “идите и поражайте без жалости и без пощады старца, юношу, деву и младенца, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак.” Что это за знак? Это – буква “тау,” которая писалась – Т, т.е. приблизительно так, как изображают Голгофский крест некоторые ученые археологи. Итак, в этой гибели иерусалимлян были пощажены имевшие на челах своих знак креста. Так и мы с вами в минуту опасности прежде всего касаемся чела нашего, совершая крестное знамение. И оно подлинно есть сила Божия, спасающая человека. Есть у древнего историка христианской церкви Феодорита Киррского такое сказание об Юлиане Отступнике: “Наконец, Юлиан нашел человека, который обещал ему предсказать, что будет с ним в жизни. Приведши Юлиана в одно идольское капище, тот человек начал вызывать лукавых демонов. Когда же демоны явились в обыкновенном своем виде, ужас невольно сообщился Юлиану и заставил его положить на челе крестное знамение. Увидев это знамение Христовой победы и собственного поражения, демоны мгновенно исчезли. Волшебник узнал о причине их бегства и стал укорять Юлиана. Юлиан признался ему в своем испуге и при этом выразил изумление, как велика сила Креста, если демоны не устояли пред его изображением.” Но знамение Креста и стихиями повелевает! Об этом свидетельствует следующий рассказ из жития св. Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Писания. Не умирают отцы за детей и дети за отцов, но каждый в своем грехе умрет 308 . Об Амессии, царе иудейском, читаем, пишет Юлиан, что он истребил убийц отца своего Иоаса, но сыновей их не погубил, потому что в законе Божием сказано: не умирают отцы за сыновей и сыновья за отцов 309 . Пророк Иезекииль пишет: было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина? Живу Я, говорит Адонаи Господь Бог, не будут вперед говорить пословицу эту во Израиле: – Правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается 310 . Столь ясно выражена воля Божия, замечает по поводу этих слов Юлиан, без сомнения, в предведении заблуждений нашего времени. Пророк затем пишет: вы говорите: неправ путь Господа. Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? He ваши ли пути неправы? Посему, Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его (29–30) 311 . III. Если грех Адама, передаваемый наследственно от отца к сыну, прощается в таинстве крещения, то от христианских родителей, очищенных от этого греха, дети должны рождаться свободными от последнего 312 . В опровержение этого возражения Августин ссылался на       примеры; от привитой маслины происходит дикая, которую нужно снова прививать; от обрезанных в ветхом завете рождались дети, нуждавшиеся в обрезании. Затем Августин указывал, что дети христианских родителей рождаются с грехом Адама потому, что зачатие происходит с грехом, с плотскою похотью. Пелагиане, с одной стороны, опровергали самое мнение о греховности похоти, как естественного чувства, а с другой – указывали, что между похотью и грехом Адама нет никакого отношения. Если похоть есть греховное явление и свидетельствует о греховности родителя, то из этого следует только то, что и дети должны рождаться с такою же греховною природою, а не с грехом Адама 313 . IV. Основываясь на известной параллели Апостола между Адамом и Христом («как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживают»), пелагиане утверждали, что грех Адама повредил людям в таком же смысле, в каком помогла им праведность Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

После сих истязаний Юлиан снова отослал его в темницу, повелев морить святого голодом и жаждой, сам же ушел на место называемое Дафне, чтобы принести жертвы богу своему Аполлону и вопрошал его об исходе своей войны против персов 6826 . Там пробыл он довольно долго, всякий день принося в жертву скверному Аполлону большое количество животных, но все-таки не получил желаемого ответа. Ибо бес, находившийся в идоле Аполлона и дававший ответы людям, умолк с того времени, когда на то место перенесены были мощи святого Вавилы (епископа и мученика Антиохийского) с останками трех младенцев, пострадавших с Вавилой 6827 . Итак, Аполлон ничего не ответил Юлиану. Когда царь узнал, после долгого расследования, что Аполлон онемел потому, что невдалеке от него были положены мощи Вавилы, то тотчас повелел христианам взять оттуда мощи; но лишь только святые мощи были взяты со своего места, как на храм Аполлонов ниспал огонь с неба и сжег его вместе с находившимся в нем идолом. Артемий же, находясь в темнице, был посещен Самим Господом и Его святыми ангелами. Когда Артемий молился, ему явился Христос и сказал: – Мужайся Артемий! Я с тобою и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми на земле, так и Я исповедаю тебя пред Отцом Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся: ты будешь со Мною в Моем Царстве. Услышав сие от Господа, мученик тотчас стал славословить Его; ни одной раны или язвы не осталось на его святом теле, душа его исполнилась Божественного утешения и он пел и благословлял Бога. А между тем, с тех пор как он был брошен в темницу, он ничего не вкушал и ничего не пил, и так продолжалось до самой его смерти. Питаем же был Артемий свыше, – благодатью Святого Духа. Возвратившись со стыдом от своих жертвоприношений, Юлиан возложил вину в сожжении храма Аполлонова на христиан, – говоря, что его зажгли ночью именно они, – и, отняв у христиан святые церкви, превратил их в идольские храмы и стал делать большие притеснения христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После смерти царя Констанция престол занял Юлиан, прозванный в народе Отступником, за тайное, а затем и явное отречение от веры Христовой. Однажды, отправляясь на войну против персов, он прибыл в Антиохию, чтобы принять участие в истязании двух епископов, Евгения и Макария, якобы сжегших языческий храм в Дофоне. В озлоблении против христиан, Отступник спалил церковь в Антиохии, а затем разрушил другую, близ Аполлонова капища. В тот день, когда святых мучеников Евгения и Макария подвергали тяжким пыткам, в Антиохию прибыл Артемий со своими войсками. Ревностный христианин, он не мог быть равнодушным свидетелем и безбоязненно обличил богоотступника перед всем народом. Разъяренный Отступник приказал снять со святого Артемия воинские одежды, обнажить его и мучить до тех пор, пока не услышат от святого слов отречения. Многие, увидев нечеловеческое терпение святого мученика и его твердость, уверовали во Христа и также претерпели мучения. После жестоких пыток святого Артемия бросили в темницу, где он горячо молился Христу и просил Его благодатной помощи. Вдруг он увидел Самого Христа, шествующего вместе со святыми Ангелами, и услышал Его слова: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня перед людьми на земле, так и Я исповедую тебя перед Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся – ты будешь со Мною в Моем Царстве». Ободрительные слова Спасителя исполнили сердце мученика несказанной радостью, и он всю ночь славословил и благодарил Бога. На теле святого вскоре не осталось ни одной раны, и он почувствовал в себе необыкновенную силу и бодрость, хотя с того дня, как бросили его в темницу, не вкушал пищи. Чтобы заставить святого мученика принести жертву Аполлону, Отступник решил подвергнуть его еще более жестоким испытаниям. Он приказал слугам связать святого Артемия и положить на каменную плиту, а сверху бросить огромный камень. Но и после этого воин Христов остался живым. Сам мучитель, увидев это чудо, ужаснувшись, сказал: «Человек это или привидение? И теперь, когда у него выпали внутренности и все суставы его разбиты и расслабли, он все еще ходит и говорит!» В ответ на это святой Артемий произнес пророческие слова: «Погибель твоя уже близка, и скоро память твоя погибнет с шумом». Это предсказание сбылось во время боев с персами, когда невидимой рукой Юлиан был убит. Отступник пришел в ярость и приказал обезглавить святого мученика. Перед кончиной святой Артемий услышал с неба Голос: «Войди со святыми принять уготованную тебе награду». Произошло это 20 октября, в пятницу, в 362 году. Преподобный Иларион Великий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

потому что праведники были и прежде Него, так что им могли подражать те, кои хотели быть праведными. Что значит, что апостол не говорит: будьте подражателями Христу, как я, но говорит: подражайте мне, как и я Христу ( 1Кор. 11:7 )? Разве он хотел быть вместо Христа? Видите, какие нелепости вытекают из предположения, что, сопоставляя Адама и Христа, апостол имел в виду противопоставить подражание подражанию, а не рождению возрождение (II, 146). Юлиан. Благодать Христа простирается и на невинных, на коих вина Адама не простирается. Поэтому апостол настойчиво указывает, что гораздо более и на более многих преизбыточествуют благодать Божия и дар одного человека, Иисуса Христа. Видишь, как сильно противоречишь апостолу; тот говорит, что не все чрез Адама стали грешниками, а ты говоришь, что чрез Адама все стали собственностью диавола по праву греха. Августин. Выражения все и многие однозначущи. Читая plures, более многих, ты или лжешь или обманут ложным текстом, ибо апостол говорит multos, по-гречески – πολλος, многих. Если бы сказал plures, то действительно можно бы подразумевать здесь детей, коим благодать Христа принесла пользу, а подражание Адаму не вредит; но тогда апостол сказал бы ложь, как и вы говорите. Ибо если бы сравнить всех подражателей Христу, включив сюда и возрожденных детей, то число их оказалось бы гораздо менее числа грешников, подражателей Адама (II, 147–148). Юлиан. Закон же пришел после и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы как царствовал грех к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (V. 20). Объясни, каким образом твой грех, т.е. грех передачи, стал изобиловать после обнародования закона Моисеева. Августин. Ты объясни, каким образом царство греха пало с пришествием закона, как ты ранее сказал (II, 198), тогда как апостол говорит, что грех стал изобиловать с пришествием закона. A я твердо держусь того, что сказал. Первородный грех был и прежде закона, так как вошел в мир чрез одного человека, и вместе с ним смерть перешла на всех людей. Был и произвольный грех, поскольку согрешившие без закона без закона и погибнут. А закон пришел после, чтобы изобиловал грех, потому что к различным видам грехов, бывших до закона, присоединился и тот, который называется преступлением, ибо где нет закона, там нет и преступления. Итак, когда грех стал изобиловать всеми этими формами грехов, преизобиловала благодать, потому что она уничтожает всякую вину греха в тех, коих она коснулась, и кроме того дарует то, что услаждение грехом побеждается услаждением праведностию и чтобы человек достигал затем той жизни, где не будет совершенно никакого греха (II, 217).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Поэтому-то и просил его Иовиан выйти переменить место от лица его. Но он сказал ему: «Довольно мне силы Господа нашего Иисуса Христа, Который сохранит нас от гнева его и здесь и среди его войска. Но ты иди с миром и не бойся его за то, что он унизил твою честь, ибо вот скоро упразднится его власть и будет это царство его предано в твои руки; и водворишь ты мир в церквах силою креста, в котором ты имеешь прибежище». И тот нечестивец унижал честь Иовиана, потому что последнего оклеветали пред ним люди из язычников и иудеев и сказали ему: «Он (Иовиан) взошел к инокам и к христианским епископам; и вошел в одну пещеру и совершил там христианскую службу и поклонялся кресту». И по этой причине он (Юлиан) удалил его от себя. После этого же по действию Божию, когда он не удовлетворился (этим), то возвратил его и поставил его на дело и поручил ему войско. И сам он пошел в город персов, и его допустил смотреть за мостом Пируз Сапор и подходить и отходить от Тигра. И в один из дней Иовиан пришел от Пируз Сапора к святому со своими родственниками, проливая слезы и печалясь, и умолял святого, говоря: «Молитесь, отец наш, о мире и просите у Господа, чтобы Он скорее сокрушил голову беззаконника и чтобы последний не возвратился с победою: ибо он очень грозил Церкви». Святой же сказал ему: «Ободритесь, Иовиан, ибо приближается смерть беззаконника; и отселе для тебя наступит царствование».    И вот в те самые дни послан был от нечестивого Юлиана телохранитель, чтобы пришел и посетил и посмотрел, что делает (святой). Тогда он был удержан силою молитв св. Мар Авгена, ибо много дней прошло в том, что блаженный старец падал на лицо свое в молитве пред Господом, когда он не ел и не пил и не спал и не успокаивался от молитвы. И Господь скоро услышал святого и вскоре исполнил прошение его. Немного дней спустя умер нечестивый Юлиан, ибо послан был один из небесных воинов и коснулся бока его и убил его. И вышел святой и собрал всех братии, радуясь и веселясь и славя Бога и благовествуя им и говоря: «Радуйтесь, сыны, и славьте Господа за то, что Он взял нечестивого из среды нас; и дал ныне св.Церкви мир и спокойствие».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010