Луперки, жрецы Фавна, в  праздник луперкалий, полуобнаженные, в  стремительном темпе обегали Палатин и били ремнями встречавшихся им, очевидно намеренно, бесплодных женщин, в надежде сообщить им таким образом плодородие. Арвальские братья, составлявшие коллегию из 12 жрецов, в середине мая обходили померий, вознося молитвы о даровании Риму обильного урожая. Празднество завершалось на Кампанской дороге в 5 милях от Рима трехдневными жертвоприношениями. Помимо общеримского государственного культа, в Риме существовало также локальное почитание богов. Так, в  каждой из 30 курий под руководством своих курионов, состоявших под начальственным наблюдением великого куриона, совершалось празднование в честь Юноны и других божеств. В рамках курий справлялись форнакалии в честь богини хлебопечения Форнакии, и  фордицидии  – в  честь бога земли Теллуса, которому в этот день приносились в жертву стельные коровы – forda bos. Пепел нерожденных телят использовался затем как очистительное средство в праздник палилий. 17 марта в 24 храмах Рима, расположеных в разных кварталах города, устраивалось празднование в  честь аргеев, сопровождавшееся торжественными процессиями, а 15 мая изображения аргеев бросались в Тибр. О содержании этого чрезвычайно популярного, но не официального культа известно мало, но предполагают, что празднование в честь аргеев носило очистительный характер. 6. Цивилизация Рима царской эпохи Религия определяла уклад жизни римского общества, в особенности его основной ячейки  – семьи. В  исторические времена римская семья была моногамной. Первоначальной формой заключения брака была confarreamio, которая совершалась как религиозный обряд фламином Юпитера в  присутствии 10  свидетелей перед домашним алтарем, посвященным пенатам. Этот торжественный обряд включал принесение в жертву хлеба из полбы (panis farreus) с солью, чрез такое жертвоприношение муж и жена сочетались для совместного пользования «водой и огнем». Это был исключительно патрицианский брак, плебеям совершенно недоступный, впрочем, со  временем такой обряд употреблялся все реже даже и в патрицианской среде и сохранял свою обязательность лишь для высших жрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ромул называется первым царём Рима. Всего традиция называет семь царей. Царь Сервий Туллий традиционно называется строителем известной Сервиевой стены. Во время царской эпохи в Риме появляются первые храмы, в том числе Храм Весты и Храм Януса. По сообщению историка Тита Ливия, Сервий Туллий во время первой переписи насчитал в Риме 80 тысяч граждан. Республиканский Рим [ править править код ] Долгое время город был ограничен Сервиевой стеной, которая являлась не столько физической, сколько сакральной границей города (для обозначения границы Рима использовался термин померий). По мере расширения Римского государства были проложены дороги, которые сначала связали Рим с колониями в Италии, а затем и с отдалёнными провинциями. Центральной площадью Рима стала долина между Палатином и Квириналом, известная как Форум. Отсюда расходились важнейшие улицы: via sacra, поднимающаяся к главной святыне Рима — храму Юпитера Капитолийского. Параллельно ей, у подножия Палатина, проходила via nova и др. Другой важной площадью внутри города был рынок скота у Тибра — Бычий форум, располагавшийся в самой оживлённой торговой части города. По соседству, но вне стен города, лежал овощной рынок. Количество храмов республиканского Рима доказывает глубокую религиозность римского народа; в каждой части города можно, на основании далеко неполного предания, насчитать несколько крупных святилищ. Также в городе находился храм древней триады Ceres, Liber, Libera, построенный, по преданию, в 496 году до н. э. За ростом Римского государства последовало постепенное изменение самого города, который был уже столицей огромной империи. Расширение померия Луцием Корнелием Суллой и возведение новых построек Гнея Помпея предшествовали деятельности Цезаря и Августа. Целые городки, возникшие у Тибра, на Марсовом поле, за porta Capena, по Аппиевой дороге, необходимо было сделать юридически частями города, в состав которого они фактически входили. Только таким путём можно было создать сносные условия жизни в центре города, отвлечь жизнь на окраины и предоставить более простора для общественных зданий в центре. Императорский Рим [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Публичная казнь на гильотине, Франция, 1939 год Сравним степень безопасности человека во Франции в эпоху Абсолютизма и после 1789 года, когда в стране процвела демократия с присущими ей уличными фонарями, употреблявшимися в качестве виселиц, и с гильотиной, с пожиранием революцией не только противников – аристократов и клерикалов, заодно с крестьянами Вандеи, – но и своих прославленных сыновей: Дантона, Бабефа, Робеспьера, Сен-Жюста. А в Англии когда было безопасней: в правление Стюартов или в годы революции, столь щедрой на гекатомбы человеческих жертвоприношений? И наконец, обратимся к отечественной истории и к русской революции и сравним защищенность человеческих жизней при самодержавии и при Временном правительстве, когда страну наводнили банды вооруженных дезертиров. Курьезное обстоятельство: когда февральский режим обанкротился, появился образ «Керенского на белом коне» – карикатурный для тех, кто знал его лично, но, как надеялись его сторонники, способный увлечь народные массы, сохранившие в глубинах своего сознания, которое и тогда, и позже аттестовали как царистское, идеал праведного правителя – царя или вождя. Вакансия «харизматического» вождя спустя десятилетие была, как известно, заполнена, и для этого не понадобилось умения гарцевать на коне, на который пытались усадить незадачливого временного премьера. А что же такое «демократия»? В переводе с греческого – это, как известно, «народовластие», которое реально существовать могло лишь в полисах – античных городах-государствах, подобных современному Сан-Марино: граждане полиса могли собраться на городской площади (агоре) и принимать большинством голосов, поданных тут же на месте, политические решения. В больших государствах это физически невозможно. В больших государствах реальная демократия физически невозможна Когда Рим вырос далеко за городские стены, за померий, в нем утвердилось олигархическое правление сената при сохранении фикции демократической республики: высшим органом власти признавалось народное собрание в виде сепаратных комиций, которые на деле лишены были возможности принимать решения, расходившиеся с постановлениями сената – сенатусконсультами: формально своего рода рекомендациями. Жившие в советские времена помнят, что механизм власти устроен был у нас так, что постановления партийных органов, не имевшие формальной юридической силы, подлежали на деле неукоснительному исполнению. Когда же Римская республика, распространившись на три части света, не могла уже существовать без профессиональной наемной армии, заменившей гражданское ополчение, то править в ней стал верховный главнокомандующий вооруженных сил – император, притом что государство по-прежнему называлось республикой, комиции продолжали созываться от случая к случаю, а роль сената стала столь же декоративной, как и у комиций.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/01/na_pod...

Само название этого вида гаданий происходит от сочетания слов aves (птицы) и  specio (наблюдать). От  ауспиций не  ожидали предсказаний о будущем; их целью было выявить, одобряют или не одобряют боги затеваемое предприятие, и в случае их неодобрения римляне подчинялись божественной воле и отменяли замышляемое. При этом благоприятный результат ауспиций, подтверждавший божественное одобрение затеянному, например очередной войне, не заключал в себе гарантии успеха, гарантии победоносного ее завершения, поскольку погрешность могла быть содеяна в любой из последующих моментов ведения войны и ее последствием могло стать поражение. По  остроумному замечанию Моммзена, «язык римских богов вообще ограничивался словами «да» и «нет»… между тем как уже с древнейших времен, но, конечно, лишь вследствие оказанного Востоком влияния, более словоохотливые греческие боги произносили целые изречения. Римляне рано стали запасаться такими советами на случай надобности, и потому копии с листочков пророчицы и жрицы Аполлона, кумской Сивиллы, были в их глазах очень ценным подарком от тех греков, которые приезжали к ним в гости из Кампании» (Моммзен, цит. изд, т. 1, кн. 1,2, с. 193). Собственные ауспиции, иными словами, право производить их по собственной инициативе, было в Риме главным атрибутом высшей власти в эпоху царей, их исключительной прерогативой. Слово templum обозначало не  только храм, но  всякое вообще место, предназначенное для совершения ауспиций, и первоначально темпл и представлял собой просто открытую площадку, удобную для проведения гаданий. Ауспициями сопровождалось, в соответствии с римским преданием, само основание «Вечного города», священными почитались границы первоначального Рима – померий. Акт основания, следовавший за благоприятными ауспициями, именовался авгурацией. Помимо авгурации, употреблялись и иные термины для обозначения акта освящения мест, предметов и лиц. Так, понятие sacrum (сакральное, освященное) обозначало все, что передавалось государством или частными лицами во власть богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Эту борозду он провозгласил священной и неприкосновенной границей, вдоль которой предстояло воздвигнуть священную городскую стену. И, как рассказывает Ливий, опираясь на древнее предание, Рем в насмешку над братом перескочил через сакральную границу, за  что был немедленно убит братом, воскликнувшим: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены» (Ливий, цит. изд., т.  1, с.  16). В  этих словах квинтэссенция римского патриотизма, которым на протяжении веков вдохновлялись защитники города. По словам современного исследователя Ренато дель Понте, на этом мифе об основании города держится идея «неприкосновенности и святости (sanctitas) городских стен, ставшая основанием и  фундаментом выработанных впоследствии юридических норм, которые в эпоху империи были кодифицированы в «Дигестах»» (Renato del Ponte. Inter decreta pontificum hoc maxime qaeritur (Macrobio, Sat. 3,3,1) Santita delle mura e sanzione divina. Da Roma alla Terza Roma. XXI seminario  internazionale di studi storici. Campidoglio, 19 aprile 2001, p. 1). Рим основан на Палатинском холме. По этрусскому обычаю на Палатине устроен был священный символ города мундус – яма, в которую первые поселенцы клали запасы самых необходимых в домашнем хозяйстве вещей, туда же они бросали ком родной земли. На холме также выстроено было здание, где для богослужений, жертвоприношений и  решения государственных дел собирались все курии – каждая у своего собственного очага. По религиозным представлениям римлян, заимствованным у этрусков, город, как и всякое другое священное место, templum, должен иметь квадратную форму. Первоначальный город и был Roma quadrata. Сакральная граница города, померий, пролегала у подножья Палатина, а городские укрепления располагались выше по склонам холма – местами это был вал, местами, где склоны круче, фортификация ограничивалась обтесыванием каменистых склонов, чтобы придать им еще большую крутизну. В ходе археологических исследований удалось с большой точностью установить расположение померия и первоначальных укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 515 г. до н.э. персидский царь Дарий захватил Византий  и сделал его своей крепостью. После битвы при Платеях (26 сентября 479 г. до н.э.), когда греки разбили персидского полководца Мардония, персы навсегда оставили город. Византий принимал самое активное участие в греческой политике. Византийцы были союзниками афинян в Пелопоннесской войне, по причине чего город подвергался неоднократным осадам спартанцев. Существуя по соседству с могущественными державами античности, Византий все-таки умудрялся сохранять относительную автономию, умело играя на внешнеполитических интересах окружающих государств. Когда восточное Средиземноморье стало привлекать внимание растущего Рима, город безоговорочно стал на его сторону и поддерживал – сначала Республику, а затем и Империю – в войнах с Филиппом V Македонским, Селевкидами, царями Пергама, Парфии и Понта. Номинально свободу город потерял при Веспасиане, включившем Византий в состав владений Рима, но и тут сохранил за собой немало привилегий. Под властью принцепсов Византий (главный город римской провинции Европа) пережил период расцвета. Но в конце II в. этому пришел конец: поддержка Песценния Нигера, кандидата на трон империи (по уровню этой поддержки можно судить о благосостоянии полиса – он выставил Песценнию 500 триер!), обошлась городу слишком дорого. Победивший в междуусобице Септимий Север взял Византий после трехлетней осады и, мстя жителям, разрушил его стены. Город не смог оправиться от такого удара, захирел и более ста лет влачил жалкое существование. Однако другая гражданская война принесла Византию куда больше, чем он потерял в первой: император Константин, сын Констанция Хлора, во время долгих сражений с армией августа Лициния обратил внимание на удивительно выгодное с экономической и стратегической точек зрения расположение Византия и принял решение построить здесь второй Рим – новую столицу державы. Замысел этот Константин начал реализовывать почти сразу после победы над Лицинием. Строительство началось в 324 г., и, по преданию, Константин Великий лично начертил на земле копьем границу городских стен -померий. 11 мая 330 г. Новый Рим освятили христианские епископы и языческие жрецы. Новый город, куда Константин переселил множество жителей других районов империи, быстро приобрел невиданный ранее блеск. Константинополь, «город Константина» (название «Новый Рим» употреблялось реже 11 ), стал центром восточных провинций. Сын Константина I, Констанций II, повелел собирать здесь сенат этих провинций и избирать второго консула.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Что ж ты Родине на кровь не подашь? Что ж ты, курочка, бычка не родишь? Вон коровка барсука принесла, Поросеночек яичко снес, а сохатый кошку выносил, лошадь зайцем разрешилася, а джейран его воспитывает, а кабарга у станка стоит, а сохатый паровоз ведет, а сибирский крот пописывает, а крыланиха подрачивает, вятский хорь ломает зубров по углам, а муксун на лысуна попер, а порешня лахтака а харза нарвалу пасть порвала, а тевяк дамрану волк низовой, а ворыльник люське дядюшка, а синявский ваське дедушка, — только ты одна, кудахчущая не умеешь ради дела умереть, ради Родины родить ради Господа одуматься. «Это словоблудие не просто попирает элементарное чувство стыда, — подчеркивает в публикации на РНЛ И. Ушакова, — оно размывает национальную культуру государствообразующего русского народа, лишает его своего Слова, противоречит нравственным установкам и других народов, живущих на территории России, лишает юное поколение исторической почвы и национального самосознания». Обратим внимание и на тот факт, что Горалик в феврале 2013 г., как сообщается в Википедии, записала для проекта «Против гомофобии» видеообращение в поддержку ЛГБТ-сообщества. И читаем ее посвящение Елене Фанайловой: Семя ромулово за щекой у Рема стучит в эмаль: Дай нам трещину, штурмгенератор Э.; мы подожмем хвосты, прорастем волчицами, выйдем у тебя изо рта, подожмем хвосты и забьемся в углы твоей камеры, где нас и забьют в конце ---> Но тогда хотя бы не зря эта длинная ночь, этот большой отсос, этот померий в твоем резце, эта фантазия, когда Ромул лично стреляет в тебя; когда Ромул, лично входит и честно стреляет в тебя. (Три тире точка точка тире тире тире точка точка поцелуй поцелуй от нас). «Не путайте искусство и дерьмо, — продолжает, среди сонма восторженных голосов, чуть ли не в одиночку, рубиться М. Морозов на ФБ-странице Горалик. — Эта “поэтесса” пишет на моем языке и лезет в наши школы. А это нехорошо. И это не только мое мнение. Моя страна больше, чем триста друзей “Дождя”. Но, вроде, у вас есть свои школы в РФ, зачем вам рваться в наши русские школы с этим?»

http://ruskline.ru/opp/2021/11/25/pro_za...

и Армилюстрии (Armilustrium) 19 окт. В нач. марта завершали посевы и воины отправлялись в военные кампании. В окт., после их возвращения в Рим, начинался сезон сбора урожая. Эти периоды сопровождались празднествами: салии обходили город, пели гимны М. и проводили ритуал очищения (люстрации) воинов, оружия, коней и муз. инструментов. М. приносили в жертву коня из победившей на бегах квадриги; голову коня водружали в регии или на башне Мамилия в районе Рима Субурре, а его кровь хранили в регии и храме Весты. Марк Порций Катон Старший в труде «Земледелие», или «О сельском хозяйстве» ( Cato. De agri. 141), сообщает, что римляне совершали обряд очищения полей и обращались к М. с молитвой о даровании благоденствия посадкам (злакам, лозам и др.), скоту, пастухам и их домочадцам и верили, что М. защитит и их поля, и сам город. При этом место непосредственного почитания М. находилось за пределами города: древний алтарь М. (Ara Martis) был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было вступать на территорию города. Храм М. (Aedes Martis), возведенный в период Республики, был расположен также вне сакральной границы Рима (померий, pomerium). Т. о., М. в это время выполнял функции бога - хранителя города и его границ, перейти к-рые могли только те, кто совершили ритуал очищения. Представления о М. стали меняться со времени имп. Августа (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.). Территория Рима постепенно расширялась, рим. легионы больше не покидали город в марте, чтобы вернуться в окт., они постоянно находились в лагерях на границах империи. В это время преобладает представление о М. как главе рим. пантеона и покровителе имп. власти, прародителе рим. народа и боге войны. В таком качестве под влиянием греч. культуры М. стали отождествлять с греч. богом Аресом. Мифы об Аресе (с изменением имени на М.) находили отражение в рим. лит-ре, но при этом образ М. отличался от образа Ареса. Рассказы о М. никогда не сопровождались презрением или отвращением, с которым описывали Ареса (ср.

http://pravenc.ru/text/2562398.html

ГЛАВА XCVIII Померий, по происхождению мавр 584 , в Галлии возведен был в пресвитерский сан. По просьбе епископа Юлиана и пресвитера Вера 585 написал он на манер беседы, слогом искусным и связным, сочинение «О природе души, свойствах ее и воскрешении, своеобразии ее у людей верующих и всех остальных» в семи книгах. В первой касается он вопроса, что есть душа и как понимать то, что сотворена она по божьему образу. Во второй – вещественна ли она. В третьей – откуда привнесена она была Адаму. В четвертой – безгрешна ли изначально та душа, что влагается в человека при его рождении, или несет она в существе своем первородный Адамов грех . В пятой, после краткого изложения четвертой, рассматривает он вопрос о способности души и о возможностях ее в соотнесении с Божественной волей. В шестой – откуда, в соответствии с апостольским высказыванием, берет начало противоборство плоти и духа. В седьмой – о различиях в жизни, смерти и воскрешении, с одной стороны души, с другой – плоти. В восьмой разбирает он предсказания о грядущем конце света и разрешает вопросы, связанные со всеобщим воскрешением. Помнится, что читал я раз «О пренебрежении всем мирским, и преходящим, и с истинного пути совращающим» сочинение, изложенное с его слов неким Принципием, а также трактат один «О грехах и добродетелях». Принадлежат ему, как говорят, и другие сочинения, ведь творит Померий и по сей день, но они в мои руки не попали. Здравствует он и поныне, славный как благочестием своим, так и ученым достоинством. ГЛАВА XCIX Гонорат, епископ Массилийской церкви 586 , благодаря красноречию своему достиг в проповедях особой доступности и непосредственности. Воспитан сызмальства в благочестии и в постоянном радении относительно дел церковных, отпирает он уста свои подобно кладези, и многое к пользе читающих сочинил он в виде бесед, особенно же для усердного изучения оснований веры и опровержения еретических извращений. Его благородным и похвальным постоянством восхищаются не только священники и жители соседних городов, но и в отдаленных местах, когда он туда по случаю попадает, высшей хвалой воздают его проповедям вопрошающие его. Святой же папа Геласий, понтифик города Рима, не зная о чистоте веры его по сочинениям, своим указом приказал проверить ее. Свел он воедино сказания о жизни святых отцов для почитания их в будущем, особенно же о своем воспитателе, Хиларии, епископе Арелатском. В меру сил творил он и литании (греч. «молебны». – М.В.), моля о милосердии Господнем, с доверявшими ему людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

50 . Могила его находится в храме Святой Марии, который он сам воздвиг, где хранились святые тела дев из его монастыря. Мы же с религиозным рвением и должным усердием почитаем его на земле, мы полагаемся на его душу, мы радуемся и гордимся, что он воссиял на небесах, по воле всемогущего Иисуса Христа, который вместе с Отцом и Святым Духом живет и управляет во все времена. Аминь. 847 Епископом какой кафедры он был, остается неизвестным. Исходя из того, что он присутствовал на соборе в 541 г. и был одним из викарных епископов Цезария, его кафедра могла находиться в Кавайоне, Симье (Ницца), Динь-ле-Бене или Риезе, так как только эти диоцезы не были представлены на этом соборе. А так как другие епископы всех этих диоцезов присутствовали на соборе в 549 г., то можно сделать вывод, что Вивенций к этому времени уже умер. 848 Более подробно о структуре и авторстве текста см. Klingshirn W. Caesarius of Arles. Life... P. 1–3. 854 Либерий (Там же. II, 10), его жена Агреция (Там же. II, 15), Парфений (Там же. I, 49), Фирмин (Там же. I, 8). 855 Сильвестр (Там же. I, 4), Порхарий (Там же. I, 5), Эоний (Там же. I, 11), Померий (Там же. I, 9), Евхерий (Там же. I, 47). 857 Так, например, один пассаж (Житие Цезария, 13) прообразом имел Библию , а некоторые (Там же. I, 27; II, 49–50) базировались на житии предшественника Цезария, святого Илария (Гонорат. Житие Илария, 18, 2 8 –2 9//Арелатские проповедники V-VI вв./пер. Д. Зайцева. – М. Империум Пресс, 2004). 859 Браун П. Культ святых: его становление и роль в латинском христианстве/пер. с англ. С. В. Месяц. – М.: РОССПЭН. 2004. С. 19. 861 Корсунский A. R, Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. – М.: Издательство Московского университета. 1984, С. 87. 864 Ешевский С. Аполлинарий Сидоний: Эпизод из литературной и политической истории Галлии V в. – М. 1855, С. 21–23. 873 Как минимум странно звучит: «Нам неизвестно, под чьим влиянием молодой Цезарий был избран на эту важную должность и какая оппозиция могла противодействовать его выдвижению» (Ibid. Р. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010