Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ЮГСКИЙ (Семёновский Андрей; 1800, с. Семёновское Пошехонского у. Ярославской губ.- 7.08.1853, Югская Дорофеевская пуст.). Род. в семье диакона. Закончил ДУ. В 1820 г. оставил семинарию и поступил в Адрианов Пошехонский мон-рь в послушание к старцу Иннокентию. В 1821 г. был причислен к братии, посвящен в стихарь. 4 апр. 1826 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Адриана Пошехонского , 2 нояб. 1826 г. был рукоположен во диакона, 9 нояб.- во иеромонаха. В мон-ре устроил гостиницу для паломников, обновил колодец прп. Адриана и построил над ним часовню, где больные стали получать исцеление по его молитвам. В 1831 г. назначен на должность казначея. А. Ю. был строгим постником, питался только черными сухарями и водой, никогда не ел горячей пищи, ничего не имел своего; был усердным молитвенником, ежедневно прочитывал всю Псалтирь; обладал даром прозорливости, отличался смирением и кротостью. За свое строгое подвижничество претерпевал многочисленные жестокие нападки бесов, временами явные для окружающих. Братия мон-ря, не понимая напряженной духовной брани, к-рую вел подвижник, сочла его душевнобольным, и А. Ю. был выслан из обители к родственникам. В это время начался подвиг служения А. Ю. ближним. Во всей тяжести перенесший духовную брань и суровым подвигом достигший торжества духа над плотью, А. Ю. направлял своих собеседников к христ. жизни. Своим духовным детям А. Ю. рекомендовал умеренный пост, чтение Четьих-Миней, Добротолюбия , аскетических творений преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, говоря, что учение Церкви уясняется при очищении души личным подвигом. После возвращения А. Ю. в Адрианов Пошехонский мон-рь было решено сделать его настоятелем обители. Не желая этого назначения, инок принял обет молчания и подвиг юродства, 2 года скитался по лесам; много странствовал, собирая средства на мон-рь и одновременно наставляя в христ. жизни жителей тех мест, где останавливался. А. Ю. имел многочисленных учеников, приезжавших к нему или руководимых старцем через переписку. А. Ю. почитали не только отдельные люди, но и целые города, напр. Бежецк, где из его последовательниц составилась Благовещенская жен. община, к-рой старец руководил неск. лет, а окончательное ее устройство передал по завещанию свящ. Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близ Углича. После кончины благоволившего ему настоятеля мон-ря иером. Иринея А. Ю. подвергался клевете и оскорблениям со стороны братии и в 1851 г. перешел в Югскую Дорофеевскую пуст. Перед кончиной сподобился явления Пресв. Богородицы со святыми и Спасителя, погребен в Югской пуст. напротив алтаря соборной церкви.

http://pravenc.ru/text/63624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Болотов Иоанн Ильич, 22.01.1761, с. Стражково (Страшково) близ Кашина, ныне Тверской обл.- осень 1799, Охотское м.), еп. Кадьякский, вик. Иркутской епархии, миссионер. Род. в семье священника Спасской ц. С 1772 г. обучался в Кашинском уездном ДУ, находившемся в заштатном Дмитровском муж. мон-ре, с 1777 г.- в Тверской ДС, закончил образование в Ярославской ДС одним из лучших воспитанников. С 1782 г. служил учителем в Угличском духовном уч-ще. В 1786 г. (или, по менее вероятным данным, в 1787) в Толгском ярославском монастыре принял монашеский постриг. Стремясь к уединению, перешел в Югскую Дорофееву пуст. , а 31 марта 1792 г.- в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . Впосл., совершая служение в миссии, он осознавал себя членом валаамской братии. В апр. 1793 г. купцы Г. И. Шелихов и И. И. Голиков обратились к митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) с просьбой направить иеромонаха для совершения богослужений, чтобы «в найденной ими северной части Америки основать и умножить христианский закон» и для проповеди «народам, приобретаемым под Российскую державу». Через обер-прокурора Святейшего Синода А. И. Мусина-Пушкина об этом узнала имп. Екатерина II, к-рая, откликаясь на прошение именитых граждан, повелела Синоду учредить Североамериканскую кадьякскую духовную миссию и утвердила ее создание (Указ от 20 июня 1793 г.//ПСЗ. Т. 23. С. 440-441). Содействовал этому по просьбе Шелихова гр. П. А. Зубов. В том же году И. был избран начальником миссии, составленной из братии Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рей, вероятно, при непосредственном участии валаамского игум. Назария (Головина). Митр. Гавриил отмечал, что И., «полагающий свое богатство в нестяжании», и на миссионерство «определяет себя единственно по подвигу распространения закона христианского в народах, непросвещенных истинами Евангелия» ( Головщиков. 1894. С. 5-6). Посетив сестру в г. Кашине перед отъездом в Америку, И. спас жизнь тонущему пьяному крестьянину: бросив ему свою единственную шелковую рясу вместо веревки, И. вытащил его из трясины.

http://pravenc.ru/text/578080.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882, дер. Корепово Борисоглебского у. Ярославской губ.- 21.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Род. в крестьянской семье, начальное образование получил в сельской школе. В 1901 г. поступил послушником в Югскую Дорофееву пуст. Ярославской губ., здесь принял монашеский постриг. В 1912 г. определен к церкви Афанасьевского жен. мон-ря Ярославской губ. и рукоположен во иеродиакона, позднее рукоположен во священника. В 1922 г. по обвинению в сокрытии монастырских ценностей (см. Изъятие церковных ценностей ) осужден на год лишения свободы, в 1923 г. вернулся в мон-рь и оставался там до его закрытия в 1924 г. Впосл. в течение 5 лет служил в часовне близ мон-ря. Когда власти закрыли и часовню, переехал в с. Закедье Борисоглебского р-на. 1 апр. 1934 г. арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности. На допросе признал себя противником советской власти, был осужден на 5 лет ИТЛ, наказание отбывал в Дмитлаге в Московской обл. 1 нояб. 1937 г. арестован в лагере и приговорен как «служитель религиозного культа» к расстрелу, расстрелян. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-5762; Архив МВД. Д. С 0-39439. Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64612.html

Служа нравственной опорой для такого множества духовных чад, о. Адриан, после молитвы, находил себе нравственную поддержку в близком духовном общении с другими подвижниками благочестия, о которых мир не знал, но имена коих были уже вписаны на небе в сонме праведническом. Таковых людей можно было видеть и встречать при Югской обители и при Адрианове монастыре, куда приходили они с целью свидания с старцем. Из них особенно замечателен пламенной ревностью к молитвам некто из соседственных селений Югской пустыни, любитель пустынной молитвы в лесах Захария. Он устроен, в полном смысле, как дитя Евангельское: что ему дадут, на что ему укажут и в чем примут участие к его успокоению, тем только и пользовался; никому ничего и никогда не предлагал о своих нуждах; главный труд его составлял быть день и ночь в молитвах где-либо в уединении; пламенная душа его проявлялась и в поступках его: он мало садился, и редко видели его отдыхающим, а, все покачивая головою, имел глаза всегда почти обращенные к небу; был он телом сух, глаза голубые очень выразительны и светлы. Бывало, когда придет в Югскую пустынь, старец иногда говаривал ему: «Захарушко! Захарушко! гляди ты на птичек, любуйся, как они живут и перенимай у них: они, когда клюют, то на все стороны глядят, как бы на ловца не попасть: питаться-то и ты по-ихнему учись: кровом для них небо, а приютом часто веточки в лесу; – вот так-то и нам бы хорошо». Со старцем имел духовное общение известный своей страдальческой жизнью в Бежецке (Твер. губ.) Гавриил Иванович Рыженков, предсказавший и блаженную кончину старца его преданным. Труды, подвиги и неусыпность в жизни о Господе этого страдальца выше всякой похвалы. Проводя целые ночи в трудах и молитвах, он, между прочими подвигами, имел обычай ночевать при гробах, на кладбище; провалившаяся и пустая могила служила ему приятнейшим приютом для успокоения его молитвенной души. Жители города Бежецка с благоговением смотрели на изумительные труды его облагодатствованной души. При своем доме приютом для него служил, большей частью, чердак, где он день и ночь молился; от труда молитвенного, особенно, когда сильно ударял себя в грудь, потрясался потолок, что слышно было присутствовавшим на эту пору в доме. Своими пламенными и теплыми молитвами этот подвижник служил к спасению многих, прибегавших к нему с верою, для облегчения болезней душевных и телесных. Многие из посещавших этого подвижника и из жителей города Бежецка были свидетелями чрезвычайных его дарований благодатных, особенно дара прозорливости на многие случаи их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При собственной бдительности, он строго взыскивал и с подчиненных за опущение службы церковной и правила келейного; наказывал иногда за то или выговорами, или поклонами в трапезе, но с любовью и отеческим милованием: посему и братия имели к нему любовь и страх сыновний, не рабский. Воздержание его простиралось до того, что он с начала и до конца жизни своей в кельи не имел не только чего-либо из пищи, но ни питья, да и на общей трапезе, вкушал весьма мало. Таковая благочестивая жизнь старца и начальника, показуемая делом, служила для братии самым назидательным поучением; они уважали его благоговение, постнический вид, скромную, добродетельную жизнь. Он поучал и словесно, и любил повторять оныя Евангельские слова: нудится царствие Божие, и нуждницы восхищают е; и Апостольские: сеяй скудостию, скудостию и пожнет. При нем умножалось в обители братство. Ибо многие боголюбивые, желая душевного спасения, отвсюду приходили в сию пустыню на жительство. В его настоятельство были в Саровском братстве и такие достойнейшие мужи, которым обязаны своим устройством и другие обители. Из них некоторые были требованы высшим начальством в другие обители в настоятели для введения монашеского общежительного устава. Дремучий Саровский бор сделался рассадником иноков для разных обителей: отселе вышли трудолюбивые и благоискусные старцы: в Валаамскую-Спасопреображенскую, в Коренную-Знаменскую, в Югскую-Дорофееву пустыни и в другие монастыри. Старец Назарий, один из великих светильников Сарова, вызван был Митрополитом Санкт-Пербургским Гавриилом для восстановления древнего Валаама – сей пришедшей тогда в упадок обители. Настоятель и сам местный Епископ Феофил старались удержать у себя знаменитого отшельника, и представили о нем Преосвященному Митрополиту, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни. Гавриил проник тайну смирения Назариева, «у меня много своих умников, отвечал Митрополит, пришлите мне вашего глупца». И невольно привелось отпустить смиренного подвижника, которого, устами Архипастыря, Промысл избрал в орудие к восстановлению Валаамской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настало время горестнейшей разлуки с попечительным старцем: близкие и преданные теряют в нём руководителя, нежного отца, друга – утешителя; народ, посещавший Св. Обитель Югскую лишается мудрого наставника и утешителя; Святая Обитель сподвижника, украшавшего её совершеннейшим образцом иночества в наше время; уже догорал светильник Св. Церкви Православной, высоким примером редкого подвижничества и Евангельскою наукою мудрого и опытного наставника, пламенными и усердными молитвами озарявший пути верных её чад. 4 июля 1853 года когда были принесены старцу письма из Мологи, он, отдавая их обратно принёсшему, сказал: возьми себе и прибери подальше, теперь заниматься мне этим некогда». Взявший сумочку с письмами, не понимая, по малодушию, силы слов старческих, начал убирать ее в сокровенном месте той кельи, где происходило это действии. После этого на четверть часа в келье водворилось глубокое молчание, при котором старец, пристально смотря на принёсшего ему письма своим положение давал многие знаки, что свидание его с ним есть последнее: то умильно взирая на него. то возводя очи к небу, ходил взад и вперёд тихо по комнате, на цыпочках (показывая тем, – вот уже сколько его жизни,) то несколько раз скрывался за занавес, разделявший келью на две половины, то, остановясь, долго и пристально смотрел на него. При чем тот в послушник этой кельи, поражённые таким положением старца, начали предлагать, каждый по своему понятию вопросы: не больны ли вы, Батюшка не нужно ли чего вам для вашего успокоения? Старец ничего не отвечал, а только смотрел, как бы прощаясь взором, и спустя немного, обратился к принёсшему письма и сказал: «Господь с тобою, брате: теперь нечего тебе делать здесь при Св, Обители: с Богом, немедля отправляйся к назначенному тебе месту», и, благословив в последний раз, отпустил его на обратный путь в Мологу, а сам удалился в свою келью. С этих пор у старца уже окончательно прекращена всякая его деятельность открытого служения словом и писанием на пользу ближних. С 5 июля, под предлогом болезни, старец погружается в совершенное безмолвие и труд молитвенный, приготовляя себя к достойному и славному переселению в жизнь будущую. Болезни, постигшей старца в последние дни его жизни, никто из окружавших его узнать не мог, – это было ведомо Единому Господу, пред Которым он, ходя в духе глубочайшего смирения, славно оканчивал своё многотрудное течение избранного им пути Евангельского. Для облегчения многотрудного положения старца отец Игумен поручил некоторым из братий Обители заботиться о его успокоении.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Сам старец, видя большое смущение среди братии из-за себя, смиренно решил уйти из обители... «Кто я такой, – говаривал он, – что из-за меня, убогого, смущается настоятель и братия святой обители?» В 1851 году отец Адриан переходит в Югскую Дорофееву пустынь. Здесь отец настоятель Варфоломей разрешил старцу принимать богомольцев, вести обширную переписку. Два с половиной года прожил в этой обители старец Адриан. Он с радостью встречал жаждавших очиститься от грехов в покаянии, скорбел глубоко о нераскаянных и всех умолял жить благочестиво. Когда к старцу приходили люди, желавшие исповедаться, но не решавшиеся открыть грехи, он, по присущему ему дару прозрения, сам, говоря как бы примерно о другом, открывал пришедшему всю его жизнь, так что тот уже не видел ни смысла, ни даже возможности скрываться; являлась у него решимость открыться. И такой успокаивался, принеся чистое покаяние, и уходил радостный и мирный от благодатного мужа. Сам же отец Адриан время проводил по-прежнему в подвигах бдения и поста. Молитва его была столь постоянна и напряженна, что волосы от пота сбивались в одну как бы шапку, рубашки от пота истлевали в несколько дней; вкушал также только хлеб то с водой, то с водой и уксусом и чаем. Но и здесь враг не оставил его в покое. И здесь скоро нашлись среди братии ненавистники подвижника и злословили его всячески: называли его сумасшедшим, его преданных учеников малоумными, называли его ханжой, хвастуном, обманщиком, лакомкой, бесполезным для обители человеком, которому только ходить да чай пить с богомольцами. Но это шипение злобы шло втихомолку. Только одно время, когда отец Варфоломей был вызываем в Соловецкие настоятели и ездил в Петербург отказываться, а настоятелем был гонитель старца Адриановский настоятель игумен Сергий, злоба эта прорвалась наружу, и снова начались было притеснения старца, но это было недолгое время: когда возвратился отец Варфоломей, старцу снова дали покой и свободу в приеме богомольцев. Сам же старец, зная и видя вражду против себя, смиренно переносил все: никого не осудил, ни на кого не пороптал, никого ни в чем не обвинял; и только говорил соболезновавшим ему, чтобы усерднее молились за него Богу, и часто повторял: «Конец моей жизни все скажет». И усиленно предавался молитве в храме и в келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из них некоторые были требованы высшим начальством в другие обители в настоятели для введения монашеского общежительного устава. Дремучий Саровский бор сделался рассадником иноков для разных обителей: отселе вышли трудолюбивые и благоискусные старцы: в Валаамскую-Спасопреображенскую, в Коренную-Знаменскую, в Югскую-Дорофееву пустыни и в другие монастыри. Старец Назарий, один из великих светильников Сарова, вызван был Митрополитом Санкт-петербургским Гавриилом для восстановления древнего Валаама – сей пришедшей тогда в упадок обители. Настоятель и сам местный Епископ Феофил старались удержать у себя знаменитого отшельника, и представили о нем Преосвященному Митрополиту, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни. Гавриил проник тайну смирения Назариева; «у меня много своих умников, отвечал Митрополит, пришлите мне вашего глупца». И невольно привелось отпустить смиренного подвижника, которого, устами Архипастыря, Промысл избрал в орудие к восстановлению Валаамской обители. Когда же упрочил ее благосостояние, Назарий пожелал опять уединиться на место прежнего своего жительства, и скончался в Саровской пустыне. Некоторые, когда были вызываемы на должности начальников в обителях, смиренно отказывались от принятия сана священства, не желали расстаться с уединенною жизнью простого инока – с любимым званием последнего во иноцех; даже со слезами отрицались от предлагаемой им власти, представляя себя недостойными управлять и самым малым кораблем. Был случай, когда один Саровский инок уклонился от епископского сана по великому смирению своему. Для назначения начальника духовной миссии в Северную Америку знаменитый настоятель Кирилло-Новоезерский, бывший некогда сам в Сарове, указал Преосвященнейшему Гавриилу еще на одного подвижника сей пустыни – старца Иоакима. Но старец сей, любя Саровскую обитель и духовную нищету простого иночества, несколько лет юродствовал, чтобы только избавиться от вышей почести. Таковы были великие духом подвижники во дни Пахомия, которым соревновал, или даже предшествовал он в подвигах до глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Теплый собор, смежный с древним с южной стороны, довольно обширен, высок, просторен, богато вызолочен и благолепно украшен, но совершенно современный, не отличается ничем особенным. Колокольня отдельно от собора, в большом колоколе 500 пудов. Собор расположен на мысе, образовавшемся при слиянии рек Волги и Которосль; вид с этого места превосходный. Несколько поодаль от собора обширное здание Демидовского лицея; говорят, что на этом месте в древности находились великокняжеские терема; показывают и теперь одно каменное строение, остаток древних теремов, в нем помещаются соборяне. На берегу Волги дом губернатора... Вечером, накануне праздника преподобного Сергия, у преосвященного было всенощное бдение, в большой его крестовой церкви; в служении участвовал и я; он выходил на литию и величание. На следующий день, 25-го, преосвященный служил у праздника в одном приходе, а я собрался поутру в Рыбинск и в Югскую-Дорофееву пустынь, которая оттуда в пятнадцати верстах. Пароход Дриада (Общества «Самолет») отходит в 9 часов утра. Я вошел в каюту, так как было довольно свежо, сел у окошечка, потому что в первый раз ехал на пароходе, меня все занимало... и начал смотреть на берега широкой Волги. От Ярославля до Рыбинска, на расстоянии более 80 верст, по берегам очень много сельских церквей. В Рыбинск прибыли в 3 часа дня. Город, при слиянии Волги и Шексны, довольно обширный и красивый. Пообедав, мы отправились на лошадях в Дорофееву-Югскую пустынь, куда приехали в 7 часов вечера и остановились в гостинице. Это было в субботу, под праздник Св. Иоанна Богослова. Мы пришли в церковь во время литии, служил сам настоятель, архимандрит отец Поликарп 95 , и с ним четыре иеромонаха и два иеродиакона. Пение обыкновенное – не столповое. Под конец всенощной я вошел в алтарь и познакомился с настоятелем. На следующее утро, поднявшись довольно рано, мы пошли осматривать все, что вне ограды. Странноприимный дом двухъярусный, довольно обширный, видно, что содержан весьма чисто, но в ту пору там почти никого не было. Конный двор большой, и лошадей много. Хозяйственных построек очень довольно, и все прочно, чисто и хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. Корсаков Г. Югская пустынь//Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71.  Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47.  Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской//Словарь книжников и книжности Древней Руси/РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581. Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год. Продолжается реконструкция Стоялой улицы. Будут обновлены, как планируется, и фасады нескольких зданий. В том числе — бывшей часовни подворья Югского Дорофеева монастыря, что на перекрёстке Крестовой и бульвара Ушакова. После этого часовню планируют передать в ведение Рыбинской епархии — такое решение принято в администрации города Рыбинска. 16 июня — праздник Югской иконы Богоматери. И в этот день ежегодно на берегу Рыбинского водохранилища совершают Божественную литургию под открытым небом — недалеко от места, где находился затопленный в 30-е годы ХХ века Югский Дорофеевский мужской монастырь. Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе. Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу. Летом 1701 года, после того как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».

http://sobory.ru/article/?object=34875

  001     002    003    004    005    006