Так от нас, людей последнего века, нашедших в старчестве как определенной церковной дисциплине полную меру разрешения своих насущных жизненных вопросов, не должно быть сокрыто и то, что этот же путь смиренного послушания и преданности воле старца есть путь, ведущий и к полноте духовной созерцательной жизни, могущей быть совершенной под покровом непАдательного смирения, покаянного мудрования о своих судьбах, так же как о судьбах всего мира и человека. 177 См.: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками, и письма Преосвященнейшего к близким ему лицам. СПб., 1881. – С. 1–144 второй пагинации; Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 4. Письма к мирянам. СПб., 1905; Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам. Вып. 1. Сергиев-Посад, 1913; Письма аскета (из переписки архим Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым)//Христианское чтение. Вып. 3. Май-Июнь. 1895. – С. 553–595; Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. (555 писем ). Paris – М., 1996. 180 Иеромонах Адриан (1800-†1853), сын сельского диакона, в 1819 г. поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 г. пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в нач. 1830-х; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 г. перешел в Югскую пустынь, где и скончался. О нем см. Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Август. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). – С. 113–159. – Сост. 181 Священник Петр Томаницкий (ок. 1782-†1866) происходил из духовного сословия; после окончания семинарии в 1807 г. – священник Иерусалимской слободы г. Углича. Подвергся настоящему гонению со стороны собственного причта, поскольку требовал бескорыстного и тщательного исполнения обязанностей. После попытки отравления страдал расстройством психики. В 1814 г. уволен от должности и лишен священнической грамоты, начинает подвиг юродства. После смерти старца Адриана окормлял многих его духовных детей. О нем см. Жизнь и деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). – С. 19–61. – Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

на автобиографическом материале 777 . В Житии Димитрия Ростовского содержится не только описание жизни святого, добродетельной и богоугодной, но ещё и биография известного и признанного уже в своё время писателя и проповедника, т. е. перед нами уже не столько средневековое житие, сколько агиографический памятник Нового времени, близкий к новому жанру – жанру биографии 778 . По-видимому, в период между написанием Жития Арсением Мацеевичем и созданием Синодальной редакции был составлен ещё один вариант текста памятника – Вторая краткая редакция Жития Димитрия Ростовского , озаглавленная «Житие вкратце Димитриа Ростовскаго, новаго чюдотворца» (нач.: «Сей святый Димитрий, новоявленны чюдотворец, родом бяше из Малыя России...»). Эта редакция Жития известна нам в двух списках: РНБ, собр. Титова, 1268, 4, XVIII в., л. 2−6; РЯМЗ, КП–10055/923 (Р-932), 2, конволют 1760−1909 гг., л. 1−1 об. Возможно, автором этого текста был игумен Спасо-Яковлевского монастыря Лука (1761 г. – 30 сентября 1763 г.), переведённый позднее игуменом в Югскую (Югжскую) Дорофееву пустынь: рукопись РЯМЗ, КП–10055/923 (Р 932) имеет приписку, хотя и сделанную другим, более поздним почерком: «Сочиненное настоятелем Лукой 1760 года». Приписка, сделанная почерком XIX в., указывает, что эта редакция Жития Димитрия Ростовского была составлена в 1760 г., в это время Лука жил ещё в харьковском Преображенском монастыре, но автор приписки мог допустить такую ошибку за давностью лет. Отметим, что именно игумен Лука приветствовал речью 24 мая 1763 г. императрицу Екатерину II, прибывшую в Ростов для переложения мощей святого Димитрия в новую «среброкованую раку», устроенную ещё стараниями императрицы Елизаветы Петровны. Отмечу, что в этой же рукописи – РЯМЗ, КП-10055/923 (Р-932) на л. 12 об.−15, имеется и «Описание о пришествии во град Ростов великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны, и о преложении из деревянной раки мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго в новую раку». Создание Второй краткой редакции Жития Димитрия Ростовского , может быть связано с именем игумена Луки, но утверждать это окончательно только на основании данной, единственной, приписки мы пока не можем 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил во пресвитера диакона Игоря Авдеева, клирика московского храма преподобного Алексия, человека Божия, в Крылатском. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Балакирев, клирик Николо-Богоявленского морского собора. По завершении богослужения было совершено славление святителю Николаю. Настоятель собора протоиерей Богдан Сойко приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству сохраненную верующими чудотворную Югскую икону Божией Матери из Югско-Дорофеевой пустыни (обитель находилась на территории современной Ярославской области, затоплена при заполнении Рыбинского водохранилища). Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поздравил полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николая Цуканова с днем его небесного покровителя. «Мы с Вами трудились вместе в Калининграде, когда Вы были губернатором, теперь Вы призваны к более высокому служению. Я рад, что местом Вашего пребывания постоянного является мой родной город. Пусть Господь хранит Вас на путях Вашей жизни», — сказал Святейший Владыка, вручая Н.Н. Цуканову икону святителя Николая Чудотворца. Николо-Богоявленский морской собор — памятник русского зодчества середины XVIII века, творение выдающихся мастеров, иконописцев, резчиков. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота. Собор строился по проекту архитектора Саввы Чевакинского с 1753 по 1762 гг. как приходская церковь для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестностей. Отдельно стоящая четырехъярусная колокольня с высоким шпилем возведена в 1755-1758 годах. В 1760 году был освящен главный алтарь нижнего храма в честь святителя Николая Чудотворца. В сентябре 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II состоялось освящение главного алтаря верхнего храма в честь Богоявления Господня. Тогда же императрица повелела именовать храм морским собором, и с этого времени здесь стали праздноваться победы русского флота.

http://patriarchia.ru/db/text/4717252.ht...

С этою целью отцу Адриану отведён был на гостинице отдельный номер (комната). который всегда полон был народа, обращавшегося к нему с разными духовными нуждами. Старец с любовью отвечал на все вопросы обращавшихся к нему и, отечески вникая в положение каждого, все направлял к главной и единой цели спасения вечного. Кроме того, старец приглашаем, был и в другие номера гостиницы для бесед с людьми высокого звания, посещавшими Югскую Обитель. Старец истощал все усилия, чтобы пробудить усыплённую совесть в беспечности провождающих жизнь свою. Даже умолял их об исправлении в самых трогательных выражениях. «Я, говорил старец, готов всем вам в ножки поклониться и слёзно умолять Вас: исправляйтесь, пожалуйста, начинайте обращаться к своему Создателю, миритесь с Ним, полюбите труды покаяния, сколько есть сил у вас: доколе мы будем гнить в страстях, не боясь вечных мук в аду? О, братия, страшно впасти в руце Бога жива! Он долго ждёт, да, ведь, и бить больно будет за презрение! Или вас пугают труды и скорби ради очищения? Все равно от невоздержания и жизни изнеженной, ведь, мы болезней не минуем же, а смерти никак не избежим: так лучше же с честью умереть заранее телом греху, – чтоб ожить для Бога душой! Если будем избегать трудов и скорбей ради Господа и спасения души своей, ведь, и в Аду-то нестерпимо будет за беспечность нашу. Начинайте с болезнью сердца прошу, начинайте пожалуйста ваше исправление, начинайте жизнь благочестивую; право будет хорошо и перемене жизни сердце ваше дивно обрадуется. Не слушайте, пожалуйста, тех, которые, по беспечности и неверию, говорят: спасались люди только прежде, а ныне это невозможно. О, не верьте, не верьте этому: Церковь Христову врата Адова не одолеют до скончания века. Всегда и на всяком месте силён Бог спасти от всякого греха души к Нему обращающихся с покаянием в усердных и частых молитвах. Спасение возможно и среди мира, если только будем жить, сколько возможно, по силам, подражая жизни святых.» Подобными и многими другими советами, просьбами и убеждениями с живейшим чувством любви и сострадания, чуть не со слезами умолял о покаянии обращающихся к нему людей. О закосневших в порочной, нераскаянной жизни отец Адриан своим близким иногда говаривал: «от скорби сердечной у меня и слезы не льются из глаз: О, тяжело иногда бывает на сердце у меня, и много болезней там, так что от горя и скорби за братий моих едва не рассыплется природа моя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Тело в Бозе почившего старца отца Адриана ночевало в его келье, и народ, в эту пору во множестве собравшийся из окрестных городов и селений в Югскую Обитель, по случаю встречи Чудотворной Югской Иконы Божией Матери невозбранно от отца Игумена, начал стекаться в келью, где лежало тело почившего старца, – чтоб отдать последний долг своему наставнику, утешителю и молитвеннику благоговейным поклонением и лобзанием его труженического тела. 2. Обстоятельства выноса тела отца Адриана из кельи в Церковь На другой день, после вечерни, отец Игумен с братией приготовились выносить тело отца Адриана из кельи в Церковь Преподобного Дорофея, для чего собрались в келью к его телу и пропели литию, как вдруг Господь устроил облако с громом, молнией и проливным дождём, не каплями, а обильными струями наводнившим монастырь. так что идти было не возможно. Много времени стояли в келье около тела отца Адриана в ожидании прекращения дождя, но дождаться не могли; когда Иеродиакон напомнив отцу Игумену: верно Батюшке отцу Адриану не угодно, чтобы тело его сегодня мы вынесли из его кельи в Церковь , предложил ему отложить вынос до другого дня, и тот согласился: дождь прекратился, сделалось ясно и облаков будто не было. только вода обильно разлилась по монастырю. И так вынос тела в Бозе почившего старца совершён был из кельи его соборне отцом Игуменом с несколькими Иеромонахами уже на третий день блаженной его кончины, и гроб поставлен был в Церкви Преподобного Дорофея, где двумя братиями попеременно читался Псалтирь. 3. Чудное пение и откровения благочестивым, при отпевании тела в Бозе почившего старца Адриана, и погребение тела его Утром в понедельник, после ранней обедни, тело его из Церкви Преподобного Дорофея перенесено было в собор. Во время перенесения и стояния его в Соборе до поздней обедни многими, (а некоторыми и во время обедни), слышимо было приятнейшее пение, как будто в отдалённости и многих голосов, – это пение возбудило общее внимание, так что всякий в удивлении друг у друга спрашивал: где это поют так хорошо? Братия Обители предполагали, что на гостинице поют странники или под собором отправляют панихиды над могилами погребаемых там, а другие относили это к пению братии на спевке (которой никогда не бывает) для Обедни, а первые и преданные старцу сердца удостоены явственно в воздухе слышать преприятнейшее пение Трисвятого: Святый Боже!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Протоиерей Иоанн Покровский Сказания о жизни отца Адриана в Успенском Адриаковом монастыре Ярославской Епархии, Пошехонского уезда, до перемещения его в Югскую Дорофееву Общежительную Пустынь той же Епархии Рыбинского уезда 1. Рождение, детство и воспитание отца Адриана под кровом родителей Добродетельный старец Иеромонах Адриан родом Ярославской Губернии, Пошехонского уезда из села Семёновского, диаконский сын. Родился в 1800 году и во св. крещении наречён Андреем, в память св. Андрея Критского . О жизни и событиях первого возраста отца Адриана его современники, помещицы Г.С. и Т.М.Н., его родственники и многие другие, видевшие и знавшие отца Адриана в общих чертах передают следующее: Возрастание его от детства до совершенных лет было под особенным покровительством Божиим. Любовь к грамотности и предметам священным, тихость нрава и страх Божий, к утешению родителей и удивлению его современников, с возрастанием тела, день от дня возрастали в душе Богоизбранного отрока Андрея. В отроческом возрасте проявлял он в себе качества, исключающие его из ряда детей обыкновенных. С самых ранних лет развившееся в нём глубокое сознание себя и понимание добра и зла отделяли его от среды сверстников, в играх и забавах коих он никогда не участвовал, а, уединяясь или читал или упражнялся в каком-нибудь полезном занятии домашнем к чему возбуждал и сестёр своих, не терпя в них праздности. В детстве, к удавлению родителей, часто бывали поразительны его действия: когда только начинал ползать, часто пропадал к великой скорби матери, из глаз её, – и тогда находили его на паперти церковной; а когда подрос и стал ходить, то в детских же летах часто уходил на паперть и его находили там молящимся; также скрывался в уединённые уголки на дворе или в за улочке где ни будь и там по долгу молился Иногда, находя его в таком положении, спрашивали что это ты, Андреюшко, делаешь, где молишься? Я боюсь Бога, так и молюсь Ему, отвечал отрок; или: тут Бог , разве вы не видите? Так ещё с раннего детства пробуждались в нем глубокие чувства зависимости и благоговения к своему Создателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Ещё один писал к старцу: Батюшка! прошу Вашего благословения на странничество. Старец ему ответил чрез письмо же: «Так! И странствовать Святыми избранно: да только для спасения душевного, а не для лёгкого, в удовольствие жизни, содержания. А что бы быть благоличным, не лучше ли прожить у монастыря, под наблюдением благочестивого старца, да молиться усердно, прочитать Добротолюбие. да по настроению оной книги и научиться жить. Тогда бы уже с благословения Божия и в Монастыре пожелал жить. Для сего припомним сказанное: ищите прежде Царствия Божия и правды Его: и сия (принадлежности жизненные) вся приложатся вам. Много отеческого попечения прилагал старец о людях, избравших для спасения многотрудную жизнь странническую и в личных беседах с ними и чрез переписку; и некоторые из них, под его опытным руководством, истинно выполняли и доселе выполняют, вспоминая его советы, высокое назначение странничества в духе Евангельском, дарованного Господом святой Церкви Своей, для спасения многих из Её чад. г) Рассуждение старца о жизни блаженных или юродивых Многоразличными опытами во всех родах подвижничества усовершив свой ум и благополучно, при помощи Божией переплыв мысленное море в страшных н великих бранях с многостороннею злобою духов противных, старец мудро прозревал все их козни и, искусный в различении добра и зла прельщённых исправлял, а правых в духе поддерживал, мудрыми советами подкрепляя их, при высоком их подвижничестве, в многотрудной и опасной борьбе с духами злобы. Таковых людей можно было видеть и встречать при Югской Обители и при Адрианове монастыри, куда приходили они с целью свидания с старцем. Из них особенно замечательны пламенною ревностью к молитвам некто из соседственных селений Югской пустыни Захария и Ефим, любитель пустынной молитвы в лесах. Захария устроен, в полном смысле, как дитя Евангельское: что ему дадут, на что ему укажут и в чем примут участие к его успокоению. тем только и пользовался; ни кому ничего и никогда не предлагал о своих нуждах; главный труд его день и ночь в молитвах где либо в уединении; пламенная душа его проявлялась и в поступках его: он мало садился и редко видели его отдыхающим, а, всё покачивая головою, имел глаза, всегда почти обращённые к небу; телом сух глаза голубые очень выразительны и светлы. Бывало, когда придёт в Югскую Пустынь. старец иногда говаривал ему: Захарушко! Захарушко! гляди ты на птичек: любуйся как они живут и перенимай у них: они, когда клюют, то на все стороны глядят, как бы на ловца не попасть: питаться то и ты по ихнему учись; кровом для них Небо, а приютом часто веточки в лесу, – вот так то и вам бы хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

От Ярославля до Рыбинска по берегам очень много сельских церквей, а расстояние между этими городами с небольшим 80 верст. Мы приплыли к Рыбинску в три часа пополудни. Город при слиянии Волги и Шексны на вид довольно обширный и красивый. Мы пристали в гостинице и, пообедав, отправились на наемных лошадях в Дорофеевскую Югскую пустынь, куда прибыли уже часу в 7 вечера и остановились в гостинице, в которой нумеров до сорока. Пока мы переодевались и снаряжались, чтобы идти в церковь , к нам пришел казначей и стал нас потчевать чаем, но мы поспешили в церковь , где шло всенощное бдение, так как это было в субботу и, кроме того, под праздник святого Иоанна Богослова (сентября 26). Мы пришли во время литии, служил сам настоятель, архимандрит отец Поликарп и с ним четыре иеромонаха и два иеродиакона. Пение обыкновенное придворное, а не столбовое. Под конец всенощной я вошел в алтарь и познакомился с настоятелем, отцом-архимандритом Поликарпом. Ночевать мы возвратились в гостиницу, где уже между тем для нас приготовили ужин, но я от него отказался и им воспользовались мои спутники, отец Дионисий и отец Аркадий. На следующее утро, в воскресенье, мы поднялись довольно рано и часов в 7 пошли осматривать все, что вне ограды. Странноприимный дом, в два яруса, довольно обширный, и видно, что содержится весьма чисто; но в ту пору почти никого там не было. Конный двор большой на 50 стойлов; рабочих лошадей до 30, и, кроме того, молодых заводских более 20. Скотный двор также поместительный, и немало рогатого скота: голов до 40 или более. Хозяйственных построек очень довольно, и все прочно, чисто и хорошо. В полуверсте от монастыря, за скотным двором, находится бывший скит; после того, как там сгорела церковь , вновь построенная, осталось только три келейки, в которых живет несколько человек для наблюдения за плодовитым садом, огородом и за кладбищем, где хоронят братию. Будет ли когда-нибудь опять существовать скит, неизвестно. При саде небольшая тепличка, а возле огорода протекает речка, на которой есть мельница; несколько подалее, в недальнем расстоянии, какие-то две деревушки и кирпичный завод. Около монастыря теперь разводят кедровую рощу. Видов нет никаких, вся местность плоская, низменная и сырая, так что по временам даже стоит местами вода; почва каменистая, множество булыжнику и растительность скудная; вообще окрестности монастыря очень неживописны и печальны. Волга протекает верстах в четырех, ежели идти пешком, а до Рыбинска, хотя и считают всего только 15 верст, но мне сдается, что будет и более; дорога столбовая с проспектом, очень сносная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Там же. С. 137-140; Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 198-202. О нем: Жизнь и деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19-61. В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например, в случае, если в заведении были однофамильцы. Иеромонах Адриан сын сельского диакона, в 1819 г. поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 г. пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в нач. 1830-х; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 г. перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Август. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 113-159. См.: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. Шамордино, 1915. Переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М.-Рига, 1995. В момент начала старческого служения преподобному Паисию Величковскому и И.И Троицкому не было и 30 лет, старцу Адриану Югскому было чуть более 30-ти, преподобному Гавриилу (Зырянову) - 37 лет, преподобномученику Игнатию (Лебедеву) - чуть более 40-ка, преподобному Зосиме (Верховскому) - 50 лет, а отцу Петру Томаницкому - почти 70 лет.

http://bogoslov.ru/article/442197

Православная Церковь празднует Югскую икону Божией Матери Ярославль, 16 июня 2005 г . 16 июня Русская Православная Церковь празднует Югскую икону Божией Матери, которая явилась в царствование Михаила Феодоровича Романова в тяжелый и сложный для нашего Отечества период, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. Россию тогда разоряли шведы. Старец-схимонах Дорофей Псково-Печерского монастыря нес эту икону на свою родину, в село Никульское. Однако Пресвятая Богородица объявила свою волю. Она повелела соорудить обитель в месте слияния рек Белый Юг и Черный Юг, где старец остановился. Жители окрестных сел, узнав о принесенной иконе, стали приходить на поклонение. Со временем на этом месте построили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и кельи для иноков. Так была основана Югская Дорофеева пустынь. В 1786 г . праздник чудотворной Югской иконы перенесли с 28 июля на 3 июня — день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители. Югская Дорофеева пустынь была основана в 1615 году. В начале XX века пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии. В ней было пять храмов, больница и амбулатория, которыми пользовались до 5 тысяч человек в год, а также школа. В подклете Троицкого собора покоились мощи основателя монастыря. Югская обитель находилась в пятнадцати километрах от Рыбинска. Сейчас она скрыта водами Рыбинского водохранилища. 16 июня в храме Успения Пресвятой Богородицы поселка Балабаново состоится торжественное богослужение. В этом храме находится чтимый образ Югской иконы Божией Матери. Храм был построен в конце 18 века и никогда не закрывался. После окончания литургии все совершат крестный ход до ближайшего места, не покрытого водами, где будет установлен поклонный крест в память о прославленной обители, места молитвы и русской святости.  16 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13786.html

   001    002    003   004     005    006