Еще простите: что обременяю письмом? Пишите: когда угодно. Как посоветуете: Степанушко мне кум, хлопочет о месте? Хотя Степанушко и кум: Его глупехонек, ведь, ум! Ему знакома откупщица М-на? Это не хлебы, а тесто. Очень хочется к вам придти? Спаси, Господи! Не оставьте во св. ваших молитвах? Уважайте Алфавит 6 . 37. 1852 года 27 августа. Не знаю, отчего сделалась сильная болезнь в голове? Надобно натощак пить св. воду; потом до чая сырыя воды стаканов до 10; в движении быть с час или поболее в сутки. Прибегаю к стопам вашим: не оставьте меня, помолитесь о нас? Нельзя ли сделать милость: посетить Югскую Обитель. И жду того случая, чтобы быть у вас. Это в вашей воле. За сим кланяюсь вам в ножки. Молитва, Библия и совесть да будут незабвенны вами! 38. Е. С. 1852 года 29 сентября. Батюшка, кланяюсь вам! И я вам подражаю. И прошу вашего благословения? Себя в ошибках уловляешь? Тем Бога ты благословляешь. И св. ваших молитв о мне рабе Е. Хощет Бог: когда хощет человек. Благодарю вас за наставление. Это дело Божие. Как для Господа надо жить? С надеждою Ему служить. Прошу вас помянуть за упокой родителей и новопреставленную супругу мою? Проскомидную записку сию отнес к о. Игумену. Она кончила жизнь 12 сентября в 10 часов утра. Это нам урок, – чтобы и мы ранее вставали, да в Боге вечность наживали. За сим посылаю за здравие мое, за упокой ея и прочих 5 р. сер. Получил. 39. Н. Н. 1849 года 28 декабря. Всечестный о. Адриан! Примите глубочайшее мое поздравление с праздником Рождества Христова. Нижайше благодарю. При сем имею счастье уведомить вас: по прежнему обыкновению, в нашей Богадельне, для праздника Рождества Христова, был обед для меньшей братии Христовой, на который собралось по сему случаю, до 300 человек. Сотворивший милость братиям Моим меньшим, Мне сотвористе. О, сколь дорого, душе: Бога угощать! Батюшка, хотя вы и далеки от нас телом, но сердце ваше с нами: и потому можете ощущать сугубный восторг и радость при сем зрелище? Это неоспоримая Божия благодать для вас, что Он изволил посетить вас, в виде толикаго многочисленнаго, возлюбленнаго Им, собрания!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

1851 года, 20 января. Тоже о. Адриана к о. Варфоломею: Милостивейший моея окаянныя души покровитель! Позволите поцеловать ваши ножки. Вот, отец ты мой! Наш отец Игумен изволил мне сказать, что прямой весточки мне от Архипастыря он не привез, а ожидаю де на следующей почте на мой о тебе репорт из Консистории указа. Теперь задумье берет: что со мною будет? Итак усерднейше прошу вас, как терпеливейшаго утешителя, сказать мне, что, по милосердию Господню, можете, в подкрепление моея робости. 1851 года 30 января Отца Варфоломея к о. Адриану: Ваше Преподобие, отец Адриан! Любезный о Христе брат! Хотя вам не объявил отец Игумен о перемещении вас в Югскую Пустынь на больницу, но, кажется, будьте готовы к перемещению: ибо он увольняет, а я изъявил согласие на принятие; затем ожидайте указа из Консистории. Прочь робость, на сторону; а ваше желание, кажется, совершилось: будьте покойны, не смущайтесь, а ожидайте от Бога милости вам. Ваш доброжелатель, недостойный Варфоломей 1851 года 1 февраля Часть 3 1. Иеромонаху Митрофану. 1842 года 12 августа. Батюшка, как ваше здравие и спасение? О Господе живем, движемся и есмы! Господь да сохраняет и спасает вас от всякаго навета вражескаго. Не довольны есмы помыслити что о себе, яко от себе: но довольство наше от Бога. Буди с нами воля Господня! Отче Небесный! Да будет воля Твоя! Господи! Воздвигни силу Твою и прииди, во еже спасти нас! Господь услышит мя: внегда воззвати ми (от чистаго сердца) к Нему! Господи! Во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки! Милость Господня от века и до века на боящихся Его; хранит Господь вся любящия Его. Думал я быть ныне в Киеве и Воронеже? Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Всерадостно слово: ищите и обрящете. А остался дома в Обители? На всяком месте владычество Божие, – да благословят Его души наши! Думал писать к вам и просить вашу любовь в спутника? Сумасшедшаго из смирительнаго дома (сказывают) не должно выпускать. Но Владыка благословил? Вопроси отца твоего и возвестит тебе; старцев твоих, – и рекут ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

XXXI В одной записочке старца сказано: Добротолюбие не велит пред сатаною слезы лить. Батюшка: я этого не поняла? Для царствования в мире, мы к удовольствиям плотским слепо лезем, как ребятки к зажженной свечке. XXXII Батюшка, старушка М.Д. имеет намерение в Монастырь и в свою Церковь вносить по 30 руб.: ей советуют билетом? В Монастырь 30 руб. сер. деньгами, а не билетом. В свою Церковь билетом (на век в пользу Св. Церкви). XXXIII 1850 года с перваго месяца Батюшка начал присылать мудреныя записочки, из содержания коих мы впоследствии поняли, что он ими давал нам понятие о имеющей быть перемене положения, которая и сбылась переходом его из Адрианова Монастыря в Югскую пустынь. Первая записочка 1850 года 9 января: Вы скажете: почему не едет к нам чая пить? Дайте, девочки, одуматься, так и скажу. Назад тому 3 приснилось мне: Феофание напоминает: Пустыня, Гражданица, непроходная… имеяше… И так об этом-то размышлять н но ума да и ума. А.Н. сие письмецо в кабинет? Отв: спрятала! Батюшка, желала бы узнать: что значит Феофание? Богоявление. XXXIV 1850 года 8 апреля. Дабы мне Господа прославить: Так, помолитесь, дней прибавить; Досель для Бога я не жил: Ужель свет (мир) мне будет мил? Два письма я получил: В замок смелость заключил; Дерзость кончилась указом, Молча, отвечать, приказом. В Библии вот как сказано: Несть Пророк без чести, токмо в отечествии своем и в дому своем. Толкование: Пророк (Богоугодный человек) не бывает в бесчестии, разве только в отчизне (а вдалеке слава того же Пророка гремит) и в месте его пребывания. XXXV Кто по внушению Духа Святаго говорит, того надменные и гордостию диавольскою зараженные отвращаются, как надменнаго и гордаго; ибо слова его только поражают их, а не доходят до сердца. А кто витиевато говорит от себя и от учености, того, хотя он от своего спасения и далек, чрезмерно хвалят и слушают. И таким образом нет между нами ни одного, кто бы мог справедливо и надлежащим образом разсудить и увидеть истину. Доброт. Препод. Симеона Новаго Богослова , гл. 72.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

13) ИОАКИМ, с 1716 года. 14) MEЛXICEДEK, был Настоятелем с 1719 года. 15) ИОНА, был Настоятелем с 1722 года. 16) ТАРАСИЙ, был Настоятелем с 1732 года. 17) ВАРФОЛОМЕЙ, с 1763 года. Он построил на Соборной церкви пять глав новых железных монастырским коштом в 1764 году. Б) Игумены: 18) ФИЛИМОН, с 1767 года. При нём укреплён берег реки Волги, лежащий против монастыря, камнем на сумму пятисотенную, данную из коллегии экономии. 19) ХРИСТОФОР, с 1769 года. При нём починена тёплая церковь и трапеза на пятисотенную сумму, данную из коллегии экономии. 20) МАКАРИЙ, был настоятелем с 1777 по 1783 год. 21) АРСЕНИЙ, был настоятелем с 1783 по 1784 год. 22) АЛЕКСАНДР, был настоятелем с 1784 по 1785 год. 23) ЕЛПИДИФОР, был настоятелем с 1785 по 1793 год. 24) ПАВЕЛ, был настоятелем с 1793 по 1795 год. 25) ВАРЛААМ, был настоятелем с 1795 по 1796 год. 26) ИОАСАФ I Сретенский, с 1796 по 1798 год. Ныне Епископ Смоленский. С 1798 года по учреждению Архимандрии на основании Указа 1797 года были В) Архимандриты: 27) АНАСТАСИЙ, с 1798 года переведён из Ниловой пустыни; в 1807 году уволен на покой в Югскую пустыню. Ныне он Настоятель Бабаевского монастыря. 28) ИОАННИКИЙ Флоров, в 1807 году произведён из соборных Иеромонахов и законоучителей Кадетского корпуса. В 1808 году скончался. 29) СЕРАФИМ, в 1808 году произведён из соборных Иеромонахов и Законоучителей воспитанников Академии Художеств; в 1811 году переведён во второклассный Краснохолмский монастырь. 30) ИОАСАФ II, в 1811 году произведён из Игуменов Малицкого монастыря. Старицкий или Старчицкий Петропавловский монастырь См. Петропавловский Старчицкий. Старовознесенский монастырь Второклассный женский, Псковской Епархии находится в Губернском городе Пскове, близ городской каменной стены у городских ворот, Великими называемых. В нём церковь Вознесения Господня с приделом Рождества Пресвятой Богородицы каменная, кельи и вокруг монастыря ограда деревянные. До Штатов 1764 года было за монастырём сим крестьян 310 душ и Настоятельство Игуменьинское.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В начале XVII века, в Смутное время обитель выстояла перед войсками шведского короля Густава Адольфа и польскими отрядами Я. Ходкевича и А. Лисовского. Так же стойко обитель перенесла в 1701 и 1703 годах осаду шведских войск. Находясь на самой границе с Ливонией, до Ништадтского мира 1721 года Псково-Печерский монастырь нёс пограничную службу, в обители стоял хорошо вооружённый гарнизон из стрельцов, пополнявшийся в военное время монастырскими слугами и послушниками. В Новое время в Псково-Печерском монастыре не оскудевал источник святости. В XVII столетии среди подвижников монастыря особенно прославился преподобный Дорофей Югский, основавший Югскую пустынь близ Рыбинской слободы (ныне затоплена водами Рыбинского водохранилища). С 1785 года и вплоть до своей кончины в 1824 году в Печерской обители подвизался прозорливый старец преподобный Лазарь. Он славился не только по всей Псковской губернии, но даже в Тарту и Риге. Для духовной беседы Лазаря посещал император Александр I. В начале XX века обитель посетил государь император Николай II. 5 августа 1903 года почти все члены Царствующего Дома прибыли в Псково-Печерский монастырь. У церкви Сорока Мучеников богомольцы встречали государя почти сплошной стеной, стояло духовенство. Из монастыря под несмолкающий колокольный звон вышел крестный ход с хоругвями. После встречи государя и краткого молебна Николай Александрович приложился к мощам преподобных Вассы, Марка и Ионы, поклонился гробу схимонаха Лазаря, после чего осмотрел святые пещеры. В ризнице высокие гости подробно интересовались всеми достопримечательностями, хранившимися в ней, в том числе и библиотекой. Государь, в частности, осмотрел рукописный сборник, в котором содержалось «Слово о кончине князя Ярослава, сиречь о погибели Русской Земли». Потом члены императорской фамилии прикладывались к чудотворной иконе Успения Богоматери, почтили память погибших в войне 1812 года, захороненных в обители. Провожали государя эстонские девушки, с которыми император беседовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. 2-й час. Современник. В созданиях искусства всего важнее правда. В правде сила таланта. 2. Не то, что недостаток времени, а так уж недостаток твердой решимости причиною того, что я доселе ничего не сделал, хотя начал думать давно, очень давно, пожалуй, что лет 15-ть. Впрочем не без пользы думал, размышлял, соображал. Всего лучше, полезнее, назидательнее излагать догматы Веры нашей. Нет, не писать – полагать надобно, а действовать – делать. После вечерни. Чуть-чуть не разсердился. Надо быть мне, как можно осторожнее. Видно, люди не так добры, какими я желаю их предполагать. Нет я добрее, я доверчивее, я готов всякое делать снисхождение, я все готов простить, извинить – все неприятное мне. За то желаю, ожидаю, надеюсь, что и другие меня извинят. Но они не извиняют, не все извиняют меня, – и вот я и серчаю, досадую, негодую, разгорячаюсь. Но и это ненадолго. У меня все скоро проходит, потому что я вспыльчив, но не зол. Все скоро проходит – все худое, а доброе, остается надолго, навсегда, потому что оно мое, родное, мне по натуре, по сердцу. Плевать на все злое. 3. Утро. День явления Югския Иконы Б. М. Вперед утро похвалю, когда вечер уж наступит. По утру нередко бывал таким, а вечером оказывался – другим. Утреннее время – время какое-то благодатное. Никогда так небывают суждения здравы, как по утру. Душа у нас безсмертна, не умрет, вечно будет жить. Тело умрет наше, но и оно оживет, воскреснет – в день воскресения, как зерно согнившее, как все весною и летом оживает. 5. 2-й час. От искры легко может быть пожар. От малой неприятности недалеко до большой ссоры. Не давай ветру раздувать искры. Не давай повода и к малой неприятности. Искру задувай поскорее – истребляй: неприятность забывай тотчас – бросай. Перед всенощ. Для души размышление также нужно как для тела движение. Без движения тело дряхлеет, без размышления душа тупеет. А для сердца что нужно? – Спокойствие? 6. Утро – прекрасное, по всему. Провожать будем Икону Молог. Монастыря и встречать Югскую. Чувствование есть отражение духа так или иначе настроенного. Высоки или низки бывают эти чувствования, смотря потому, высоко или низко настроен дух наш. Итак, в себеищи прежде причины на всякое чувствования – приятноеили неприятное. – Впрочем настроение духа может зависеть – зависит от внешних, посторонних причин. Есть предметы, вещи, которые тотчас могут разстроит и настроить дух твой. Дитя утихает при появлении матери. Желудок неисправен, – и все не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Не лучше ли меня отселе, во избежание из-за меня отцу Игумену мучений, поскорее отвесть? LVI Батюшка, вы намеревались пописать на Юту отцу Варфоломею? Непременно: оставляю до пятницы. A.H.! Ищай отрады, не ищет Христовых, но своих: подобает бо нам готовыми быти ко всякому груду, ко всякому страданию! (Слово Иоанна Златоустаг о). LVII 1851 года 9 февраля. Благоволение Господне, – мне на Югу: потерпите, ждите; сего вечера никому не дайте, Христа ради, и понятие о сем. И теперь даже видится и слышал я, что отец Игумен хочет меня отправить, – чтобы никто не знал. И я, наимерзостнейшее творение, не смею молчанием пройти прерадостнейшаго мне недостойному от достопочтеннейших моих Отцев известия: первый отец Игумен Варфоломей изволил 30 числа сентября мне сказать, что я (окаянный) в Югскую св. Обитель принят; а вторый о. Игумен Сергий 3 числа октября изволил сказать, что я (мерзавец) считаюсь в оной в числе больничных. LVIII 1851 года 20 апреля. Вот наш и Прасолов скончался! Один мерзавец я остался; Пора скорей мне умирать, Людей умы чем раздирать. LIX 1851 года 20 февраля. Адриан живет на Юге; послушание ему дано; ходить на гостиницу. LX 1851 года 5 марта. А.Н. приготовьте (потрудитесь порассмотреть все посланное теперь), что принадлежит к почте, и в пакеты вложите; только кои нужно сшейте и запечатайте, а пакеты не печатайте; и завтра (если не сегодня) поутру пришлите ко мне, чтобы я успел послать на почту, через Рыбинск. На письма и посылки прошу немедленно во все места, посылать. Поспешествовать помоги нам, Господи, за ваши св. молитвы. А чтобы тебе, голубочка А.Н. на меня не досталось больно пороптать за сие пустословие: припоминай Евангельския слова: остави мертвым погребсти своя мертвецы: ты же гряди в след Мене! Приими нас; да последуем Тебе, при помощи Твоей, Господи! О, глубина Премудрости! Вразуми нас, Господи! LXI 1851 года 4 апреля. Господь вам на помощь! Мужайтесь, не робейте, голубочки! Верьте, что и для вас есть Троицын день. Матреша и Анна 1 Не бойтесь пера! Не все же робеть? Ведь учиться пора!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004    005   006