Молитва и за врагов, к которой особенно возбуждал старец, кротость и долготерпение были единственною опорою их стеснённого положения и отрадою в болезнях и скорбях сердечных. Между прочим, к утешению старец, по дару прозорливости, близким своим или притчами или какими либо знаками или словами давал понимать о скорой и решительной перемене его обстоятельств к лучшему, во славу Божию, для него и для всех от него во спасение пользующихся. Скоро Милосердый Господь и Царица Небесная милостивно призрели на смирение рабов, в кротком и молчаливом духе преклонивших выю свою под благое иго Христово. По неисповедимым судьбам Божиим, чудно и премудро устроящим спасение людей, старцу указывается другой монастырь. Об этом событии, имевшем благотворное влияние на дела, касающиеся вечного и временного благосостояния многих из Христиан, старец много утешенный, к близким своим писал: «благодарите Премилосердаго Творца: Югский отец Варфоломей у нашего отца Сергия (съехавшись в Ярославле) выпросил меня у него. О, несказанная милость!» В Успенском Адрианове Монастыре, покрываемый Богом, старец подвизался, по примеру святых, в трудах совершенного иночества 30 лет и 3 месяца: Отсюда перемещён Ярославской губернии, Рыбинского уезда в Югскую Дорофееву Пустынь, в которую прибыл во время благовеста к обедне 1851 года, 14 Февраля. II. Сказания о жизни старца отца Адриана во время пребывания его в Югской Дорофеевой Пустыне 1. Отец Адриан с обычною ему неутомимостью продолжает в Югской пустыни свою старческую деятельность Вступивши будто для успокоения в Югскую св. Обитель в число больничных её братий, старец, глубоко проникавший в нравственные нужды современных ему людей, и здесь день и ночь не имел покоя, посвящая все силы души и тела на служение спасению их. В Югской Обители деятельность отца Адриана в пользу духовного просвещения ближних принимает тот же самый характер и выражается в тех же самых благотворных действиях. Так как здесь был разрешён ему Игуменом Варфоломеем выход за врата Обители и доступ к нему народа, ищущего пользы душевной в Богомудрых советах от него то народ всякого звания, состояния, пола и возраста буквально наводнял Обитель с целью видеть и слышать Богомудрого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Том 2 → Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола   Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из дворян, призванное Господом для спасения вечнаго чрез руководство старца о. Адриана, имело пребывание свое сначала неподалеку от Адрианова монастыря, а с перемещением старца в Югскую Пустынь, – близ оной, в городе Мологе. Замечательный особы этого достопамятнаго семейства, отличавшиеся особенными подвигами благочестия: Матрена Ивановна Гулина, Мария Дмитриевна Свитина и Анна Николаевна Леонтьева и многия другая, по особенному Божию смотрению, призваны были как бы для хранения и распространения всего прекраснаго и всего совершеннаго из жизни христианской, что в лице своем представлял редкий подвижник благочестия о. Адриан. Памятные записки этого семейства и переписка со старцем служат очевиднейшим доказательством христианскаго совершенствования сестер, их искреннего отношения к старцу, участие в трудах и болезнях старца, и проливают свет на некоторыя события из жизни самого старца и его духовной деятельности во спасение ближних. Труды послушания, в вспоможение старческой деятельности чрез переписку, преимущественно лежали на А.Н. Леонтьевой, как более всех к тому способной. Мучительная и продолжительная лихорадка Леонтьевой была главною побудительною причиною переворота в ея судьбе и посвящения себя жизни духовной под руководством старца. За св. молитвы старца и за предстательство угодника Божия Адриана Чудотворца, у раки его, тот час после водоосвященнаго молебна она получила совершенное облегчение от мучительной болезни, много времени ее томившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Поэтому архиепископ Ярославский и Ростовский Симеон в письме к министру духовных дел князю А. Н. Голицыну просил: 1) Включить Мологский Афанасьевский монастырь в число штатных 3-го класса с отпуском 931 рублей 60 копеек в год; 2) Вместо мельницы и рыбной ловли отпускать из казны 600 рублей в год; 3) Отвести 30 десятин пашенной и сенокосной земли под монастырем в пользу обители. Ходатайство владыки Симеона осталось без исполнения, тем более что вскоре Александр I скоропостижно скончался. «Сестры монастыря содержатся главным образом собственными своими трудами, – отмечает исследователь конца XIX века. – Для посеву хлеба и сенокоса они нанимают землю у граждан Мологи». В восстанавливаемом монастыре 1820–1830-х годов были периоды крайней нужды, так что нечем было даже за дрова заплатить. Тогда на помощь приходила Тихвинская Божия Матерь. Однажды произошел такой случай. Крестьянин Никита Степанов за неуплату ему долгов от монастыря за дрова хотел везти их в Югскую Дорофееву пустынь. Во сне ему явилась Божия Матерь в том виде, как Она изображена на Тихвинской иконе, и говорит: «Не отвози дрова в Югскую пустынь, там их достаточно. Отдай в Афанасьевский монастырь – когда игуменья исправится, то заплатит тебе деньги. Я тебя в том уверяю». Наутро Никита отвез дрова в Афанасьевскую обитель и рассказал свой сон матушке Евпраксии и сестрам. Вскоре дела монастырские поправились, и игуменья вернула ему долг за дрова. Несмотря на всегда достаточно скромное материальное положение Афанасьевского монастыря, в 1830-е годы при игумении Евпраксии было положено основание третьему великолепному храму обители – Собору Святаго Духа. Окончательно устроен и освящен этот храм в 1841-м году трудами второй игумении монастыря Магдалины. Пятиглавый трехпрестольный Духов собор встал в один ряд с храмом Святой Троицы посреди монастыря. Три входа «о 13-ти ступенях» вели в собор, и над каждым из них были устроены фронтоны, поддерживаемые четырьмя колоннами. Четыре столпа держали свод храма – два в алтаре и два посреди церкви. Внутренним и внешним убранством храма служила богатая живопись, которой была украшена даже паперть. Снаружи храм был оштукатурен и отбелен, кровля крыта железом и окрашена медянкою, главы и кресты опаяны английской жестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Поэтому архиепископ Ярославский и Ростовский Симеон в письме к министру духовных дел князю А. Н. Голицыну просил: 1) Включить Мологский Афанасьевский монастырь в число штатных 3-го класса с отпуском 931 рублей 60 копеек в год; 2) Вместо мельницы и рыбной ловли отпускать из казны 600 рублей в год; 3) Отвести 30 десятин пашенной и сенокосной земли под монастырем в пользу обители. Ходатайство владыки Симеона осталось без исполнения, тем более что вскоре Александр I скоропостижно скончался. «Сестры монастыря содержатся главным образом собственными своими трудами, – отмечает исследователь конца XIX века. – Для посеву хлеба и сенокоса они нанимают землю у граждан Мологи». В восстанавливаемом монастыре 1820–1830-х годов были периоды крайней нужды, так что нечем было даже за дрова заплатить. Тогда на помощь приходила Тихвинская Божия Матерь. Однажды произошел такой случай. Крестьянин Никита Степанов за неуплату ему долгов от монастыря за дрова хотел везти их в Югскую Дорофееву пустынь. Во сне ему явилась Божия Матерь в том виде, как Она изображена на Тихвинской иконе, и говорит: «Не отвози дрова в Югскую пустынь, там их достаточно. Отдай в Афанасьевский монастырь – когда игумения исправится, то заплатит тебе деньги. Я тебя в том уверяю». Наутро Никита отвез дрова в Афанасьевскую обитель и рассказал свой сон матушке Евпраксии и сестрам. Вскоре дела монастырские поправились, и игумения вернула ему долг за дрова. Несмотря на всегда достаточно скромное материальное положение Афанасьевского монастыря, в 1830-е годы при игумений Евпраксии было положено основание третьему великолепному храму обители – Собору Святаго Духа. Окончательно устроен и освящен этот храм в 1841-м году трудами второй игумений монастыря Магдалины. Пятиглавый трехпрестольный Духов собор встал в один ряд с храмом Святой Троицы посреди монастыря. Три входа «о 13-ти ступенях» вели в собор, и над каждым из них были устроены фронтоны, поддерживаемые четырьмя колоннами. Четыре столпа держали свод храма – два в алтаре и два посреди церкви. Внутренним и внешним убранством храма служила богатая живопись, которой была украшена даже паперть. Снаружи храм был оштукатурен и отбелен, кровля крыта железом и окрашена медянкою, главы и кресты опаяны английской жестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Батюшка говорил, что это была вторая его встреча с Патриархом, а первый раз он его видел в 1913 году, когда архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон посетил Мологу. В этом году отмечали 300-летие Дома Романовых, и батюшка помнит, как владыка Тихон благословлял всех насельников Афанасьевского монастыря памятными монетами и маленькими медалями, выпущенными по случаю славного юбилея. Рассказывал мне батюшка про колокола. Помню, по словам отца Павла, самым звонким был колокол в селе Веретея. Весом он был около 350 пудов, и звон его был слышен на всю Мологскую округу. Вспоминал батюшка Югскую Дорофееву пустынь 98 , ее последнего настоятеля архимандрита Иеронима, чья фотография хранилась у отца Павла. Когда Югскую обитель закрыли, отца Иеронима арестовали, и он погиб где-то в лагерях... Рассказывал батюшка, как Мологский Кирилло-Афанасьевский монастырь на некоторое время был занят обновленцами. Местным жителям негде было даже помолиться, приходилось ходить за несколько верст в соседнее село. Очень часто вспоминал батюшка гонения и тюрьму – особенно часто в последние годы своей жизни в Верхне-Никульском. Если припомнить, то каждый разговор, так или иначе, приводил к этой теме – ссылка, лагерь, тюрьма... Батюшка вспоминал об этих годах без обиды, без злобы, никогда ни на что не роптал. Об одном, правда, сожалел: «Зубов жалко, Колька. Выбил мне их все следователь Спасский, кроме одного. “Ты, говорит, Груздев, если не подохнешь здесь, в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь. Хорошо ее запомнишь! Спасский моя фамилия, следователь Спасский!” Прозорливый был, зараза! Страха, правда, не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Ведь все зубы повыбил, вот только один на развод оставил. Сделали мне “копыта” (протезы, значит), валяются где-то в коробке, а носить их не могу. Уж лучше совсем без зубов!» И все равно в конце скажет: «Тюрьме спасибо за все!» Я все недоумевал: за что тюрьму можно благодарить? А батюшка благодарил... Многие замечали в батюшке дар прозорливого участия к каждой человеческой душе. Но он этот дар скрывал ото всех, не давая явно его почувствовать. Однако, были такие случаи, когда дар этот становился виден всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

На эти годы – первую половину XIX века – пришелся расцвет Югской Дорофеевой пустыни. Хотя в начале XVIII века постройки монастыря все уже были каменными, однако они были небольшими и сдержанными по архитектуре. В то же время, может быть именно благодаря своей чудотворной иконе, Югская Дорофеева пустынь была единственным в округе монастырем, который не был закрыт в результате реформы Екатерины II, хотя и был лишен всех земельных угодий. Позднее именно здесь, в Югской обители взялись возрождать древние традиции общежительного устава. Навыки этого уклада принесли сюда иноки Саровского монастыря Анастасий, Гедеон и Дамаскин, позднее продолжившие возрождение общежительства в стенах Толгского монастыря и в Ниловой пустыни на Селигере. В середине XIX века здесь, на Юге, был выстроен единый монастырский архитектурный ансамбль, величием, гармонией и красотой не уступавший лучшим обителям Севера России. Настоятелями монастыря в те годы были игумен Варфоломей (Поповский), выходец из Брянской Белобережской пустыни, состоявший в переписке со святителем Игнатием Брянчаниновым, и архимандрит Поликарп (Тугаринов). Здание часовни подворья Югской Дорофеевой пустыни в Рыбинске это и своего рода памятник выдающемуся деятелю Русской Церкви архимандриту Поликарпу (Тугаринову), по инициативе которого это здание в 1877 году было перестроено в соответствии с проектом архитектора В.И. Озерецковского. Архимандрит Поликарп был многолетним участником, а затем руководителем одной из самых успешных миссий Русской Православной Церкви в Китае в 1838-1950 годах, которая в то время была, по сути, единственным представительством России на Востоке. Высокообразованный священнослужитель, он стал знатоком восточной культуры и успешным дипломатом. Письма отца Поликарпа из Китая сегодня опубликованы и представляют интереснейший материал для исследователей. По возвращении с Востока всю свою жизнь он провел в родном Ярославском крае, избрав для жительства Югскую Дорофееву пустынь, в которой он был настоятелем последние 30 лет своей жизни. Отметим при этом, что в то же время он исполнял обязанности благочинного рыбинского и мологского соборов, а также Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=34875

Песнь 8 Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющыя: благословите, вся дела Господня, Господа. Постнических подвигов желая сподобитися, пресельник отечества Ярославскаго стал еси, преподобне отче наш Дорофее, и, пришед во обитель Псково-Печерскую, ветхаго совлеклся еси человека, добродетелей украсився множеством; темже и избра тя Пречистая Дева пренести образ Свой светозарный из Печерских предел во страну твою отчую, да и тамо возсияет сугубне благодать Богородицы Преславныя. Отрасле духовная обители Печерския, Богоносе смиренный Дорофее, издревле страна Псковская и страна Ярославская велику к тебе имут веру, яко в первей сам умудрися духовне, во другой же иныя умудрял еси, в пустыню твою Югскую приходящия; темже тя, Христова угодника, величаем. Лазаре, благочестия подвижниче, равноангельным и праведным житием твоим в затворе наследник явился еси благ вечных, и яко в меру похвалы преподобных достигл еси смиренномудрия ради, такожде и нас, грешных, в покаянии смиреннейшем утверди, да и мы молитвами твоими просветимся и избавимся от сетей вражиих, отче наш преблаженне. Богородичен: Богородицу и Матерь Света Тя присно величающе, и ныне же гласы умиленными Тя воспоим, яко даровала еси нам собор преподобных Псково-Печерских славный, едина Чистая и Благословенная. Песнь 9 Ирмос: Безначальна Родителя Сын Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная, тем Всепетую Богородицу величаем. Яко не сокрыша недра подземная сокровища мощей ваших, источаете ими ток благодати, преподобнии Псково-Печерстии, и всем верным ю изливаете, омывая тоя души наша, да и мы внидем чисты ко Христа Бога трапезе и небеснаго веселия причастницы будем, ваш собор почитающе, заступницы нам всеблаженнии. Величает вас, преподобныя своя, обитель Псково-Печерская, на Святой горе храм во имя ваше воздвигшая – яко споборником крепким в трудех и молитвах; таже и просит отцы своя умильно: молите Христа Бога оставление согрешений даровати чтущим любовию святую память вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Состоящие в Тригурском монастыре священники Белорусской епархии, Иосиф Маковецкий и Иоанн Лаппо, раскаялись в прежних своих проступках и получили разрешение высшего начальства возвратиться по-прежнему в Белорусскую епархию. Засим предлагаю консистории предписать архимандриту Леонтию отпустить помянутых двух священников в город Полоцк, в ведомство духовного начальства Белорусской епархии. Деньги на проезд в Полоцк, по 50 руб. сер. каждому из означенных священников отпущенные, отправлены будут Белорусско-Литовскою коллегией прямо к архимандриту Леонтию. Преосвященному Михаилу, епископу Пинскому, от 15 декабря за 1290, о передаче гражданскому начальству неблагонадёжных иеромонахов Шумилевича, Павловского, Гринцевича, Вокульского и Ильницкого, для высылки их в великороссийские монастыри Об оказавших более ослушания и дерзости против своего начальства, состоящих в запрещении и на епитимии иеромонахах: Тороканского монастыря, Викентии Шумилевиче и Викентии Павловском и Бытенского монастыря, Гервасии Гринцевиче, Арсении Вокульском и Тите Ильницком, я представлял на благоусмотрение Святейшего Правительствующего Синода. Ныне Святейший Синод дал мне знать, указом, от 11 сего декабря за 17932, что помянутых 5 монашествующих назначено поместить – первого в Задонский Богородицкий Воронежской, второго в Пензенский Преображенский, третьего в Краснослободский Преображенский Пензенской и четвёртого в Муромский Благовещенский Владимирской епархии монастыри, а последнего в Рыбинскую Югскую Дорофееву пустынь епархии Ярославской. С тем вместе Святейший Синод предоставляет мне отсылать к настоятелям упомянутых монастырей деньги, назначаемые на содержание перемещаемых. Распоряжение о доставлении сказанных монашествующих по назначению последует по гражданской части. Вследствие сего поручаю вашему преосвященству: 1) за воспоследованием требования со стороны гражданского начальства, распорядиться о выдаче оному означенных выше пяти монашествующих для доставления по принадлежности; 2) к исходу каждого года отправлять к настоятелям помянутых выше монастырей назначенное для каждого из перемещаемых пяти монашествующих жалованье по 6 руб. сер. в год, заимствуя сии деньги для двух иноков от Тороканского, а для трёх от Бытенского монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

И белое покрывало главы требует чистоты сердца – а украшенное цветами напоминает об украшении души всеми христианскими добродетелями. Филарет, Митрополит Киевский Н. С. Лесков в своей повести «Мелочи архиерейской жизни» приводит слова, сказанные Государем Императором Николаем I: «О церковном управлении много беспокоиться нечего: пока живы Филарет мудрый [Дроздов] да Филарет благочестивый [Амфитеатров], все будет хорошо» 21 . Святитель Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров; 17 апреля 1779 – 21 декабря 1857) родился в селе Высоком Орловской губернии в семье священника В 1798 г. окончил Орловскую семинарию и в том же году был пострижен. В 1802 г. он ректор Орловской семинарии, в 1804 – Оренбургской, в 1810 г. – Тобольской семинарии; в 1814 г. инспектор Петербургской Духовной академии и в этом же году – доктор богословия, в 1816 г. – ректор Московской Духовной академии. В 1817 г. он архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря; в 1819 г. – епископ Калужский, в 1825 – Рязанский, в 1826 г. – архиепископ. В 1828 г. переведен на Казанскую кафедру, в 1836 г. – на Ярославскую. С 1837 г. он Митрополит Киевский. За время преподавания в Московской академии он из своих академических лекций составил полную систему Догматического Богословия. С этого времени между ним и ректором Петербургской Духовной академии Филаретом (Дроздовым , будущим Московским первосвятителем) «утвердилась та внутренняя искренняя духовная связь, которая во всю жизнь их продолжалась неизменно». В период пребывания Преосвященного Филарета (Амфитеатрова) на Калужской кафедре, Оптина Пустынь нашла в нем «на веки незабвенного благодетеля». Задумав создать там Скит, он поручил настоятелю игумену Даниилу выбрать на пасеке удобное для него место (на котором постоянный благодетель Пустыни купец Брюзгин построил келлии) и пригласил туда монахов, известных своей подвижнической жизнию. На Ярославской кафедре Преосвященный Филарет пробыл всего семь месяцев: с 17 сентября 1836 г. по 18 апреля 1837 г. Все это время он должен был находиться в Петербурге, как член Синода. Епархией он управлял заочно, тем не менее занимался ее делами достаточно усердно, как это видно на примере Югской Дорофеевой пустыни. Именно в это время началась его активная переписка с архимандритом Игнатием Брянчаниновым по поводу перехода в Югскую пустынь иеромонаха Варфоломея, рекомендованного последним для занятия там настоятельской должности 22 . В последующие годы переписка между Митрополитом Киевским Филаретом и архимандритом Игнатием носила чисто дружеский характер: к опубликованным ранее 13 письмам Митрополита Филарета в настоящем издании добавлено еще одно из «Полного жизнеописания святителя Игнатия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Чувствуя призвание к иноческой жизни, преосвященный Иоасаф (в то время еще Иоанн), по окончании курса учения, не желал поступить в приходские священники, хотя ему и предлагали много мест. Однако же, чтобы дать себе время убедиться в твердости этого призвания и из любви к просвещению, он предварительно поступил на должность учителя угличского духовного училища, которую и исполнял около четырех лет. В 1786 году, бывши 25 лет от роду, он принял пострижение, с именем Иоасафа в Толгском монастыре, что близ Ярославля, откуда, ради большего уединения, перешел в Югскую Дорофееву пустынь (Угличского уезда), а из нее в Валаамский монастырь. Пустынное уединение этой обители, этой обители, строгость жизни ее монашествующих и святость ее настоятеля (о. Назария) чрезвычайно нравились молодому иноку; в ней он хотел жить и подвизаться в подвигах благочестия до конца земного своего странствования. Наследник цесаревич великий князь Павел Петрович был много наслышан о добродетельной жизни отца Назария и об устройстве Валаамского монастыря. Увидав однажды в С.–Петербурге на Выборгской стороне, двух старцев в убогом рубище, он спросил их: «откуда вы, и что за старцы?» и узнав, что один из них был игумен Назарий, благодарил его за успешное восстановление Валаамской обители. Чтобы дать понятие о подвижническом духе, которым в это время водились иноки Валаамского монастыря, мы представляем отдельным изданием книгу, изданную Валаамским монастырем 79 : наставления старца игумена Назария о монашестве и препровождении дня иноком в монастыре. В этих постановлениях выражается вполне строгий взгляд Валаамского игумена на монастырское житие. По этому-то взгляду блаженной памяти о. Назарий располагал жизнь Валаамских иноков, устрояя, с благословения преосвященного Гавриила митрополита, внутренний быт Валаамской обители. Последующим настоятелям оставалось только поддерживать и развивать в силе тот дух иночествования, который воскрес на Валааме с водворением в нем старца Назария. Мы уже знаем от Озерецковского, свидетеля беспристрастного, что иноки Валаамского монастыря, по своему отвращению к спиртуозным напиткам всякого рода, по любви к безмолвию, несовместному с суетой житейской, неласково смотрели на ярмарку, с давних пор учрежденную на Валааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006