Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Болотов Иоанн Ильич, 22.01.1761, с. Стражково (Страшково) близ Кашина, ныне Тверской обл.- осень 1799, Охотское м.), еп. Кадьякский, вик. Иркутской епархии, миссионер. Род. в семье священника Спасской ц. С 1772 г. обучался в Кашинском уездном ДУ, находившемся в заштатном Дмитровском муж. мон-ре, с 1777 г.- в Тверской ДС, закончил образование в Ярославской ДС одним из лучших воспитанников. С 1782 г. служил учителем в Угличском духовном уч-ще. В 1786 г. (или, по менее вероятным данным, в 1787) в Толгском ярославском монастыре принял монашеский постриг. Стремясь к уединению, перешел в Югскую Дорофееву пуст. , а 31 марта 1792 г.- в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . Впосл., совершая служение в миссии, он осознавал себя членом валаамской братии. В апр. 1793 г. купцы Г. И. Шелихов и И. И. Голиков обратились к митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) с просьбой направить иеромонаха для совершения богослужений, чтобы «в найденной ими северной части Америки основать и умножить христианский закон» и для проповеди «народам, приобретаемым под Российскую державу». Через обер-прокурора Святейшего Синода А. И. Мусина-Пушкина об этом узнала имп. Екатерина II, к-рая, откликаясь на прошение именитых граждан, повелела Синоду учредить Североамериканскую кадьякскую духовную миссию и утвердила ее создание (Указ от 20 июня 1793 г.//ПСЗ. Т. 23. С. 440-441). Содействовал этому по просьбе Шелихова гр. П. А. Зубов. В том же году И. был избран начальником миссии, составленной из братии Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рей, вероятно, при непосредственном участии валаамского игум. Назария (Головина). Митр. Гавриил отмечал, что И., «полагающий свое богатство в нестяжании», и на миссионерство «определяет себя единственно по подвигу распространения закона христианского в народах, непросвещенных истинами Евангелия» ( Головщиков. 1894. С. 5-6). Посетив сестру в г. Кашине перед отъездом в Америку, И. спас жизнь тонущему пьяному крестьянину: бросив ему свою единственную шелковую рясу вместо веревки, И. вытащил его из трясины.

http://pravenc.ru/text/578080.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ЮГСКИЙ (Семёновский Андрей; 1800, с. Семёновское Пошехонского у. Ярославской губ.- 7.08.1853, Югская Дорофеевская пуст.). Род. в семье диакона. Закончил ДУ. В 1820 г. оставил семинарию и поступил в Адрианов Пошехонский мон-рь в послушание к старцу Иннокентию. В 1821 г. был причислен к братии, посвящен в стихарь. 4 апр. 1826 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Адриана Пошехонского , 2 нояб. 1826 г. был рукоположен во диакона, 9 нояб.- во иеромонаха. В мон-ре устроил гостиницу для паломников, обновил колодец прп. Адриана и построил над ним часовню, где больные стали получать исцеление по его молитвам. В 1831 г. назначен на должность казначея. А. Ю. был строгим постником, питался только черными сухарями и водой, никогда не ел горячей пищи, ничего не имел своего; был усердным молитвенником, ежедневно прочитывал всю Псалтирь; обладал даром прозорливости, отличался смирением и кротостью. За свое строгое подвижничество претерпевал многочисленные жестокие нападки бесов, временами явные для окружающих. Братия мон-ря, не понимая напряженной духовной брани, к-рую вел подвижник, сочла его душевнобольным, и А. Ю. был выслан из обители к родственникам. В это время начался подвиг служения А. Ю. ближним. Во всей тяжести перенесший духовную брань и суровым подвигом достигший торжества духа над плотью, А. Ю. направлял своих собеседников к христ. жизни. Своим духовным детям А. Ю. рекомендовал умеренный пост, чтение Четьих-Миней, Добротолюбия , аскетических творений преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, говоря, что учение Церкви уясняется при очищении души личным подвигом. После возвращения А. Ю. в Адрианов Пошехонский мон-рь было решено сделать его настоятелем обители. Не желая этого назначения, инок принял обет молчания и подвиг юродства, 2 года скитался по лесам; много странствовал, собирая средства на мон-рь и одновременно наставляя в христ. жизни жителей тех мест, где останавливался. А. Ю. имел многочисленных учеников, приезжавших к нему или руководимых старцем через переписку. А. Ю. почитали не только отдельные люди, но и целые города, напр. Бежецк, где из его последовательниц составилась Благовещенская жен. община, к-рой старец руководил неск. лет, а окончательное ее устройство передал по завещанию свящ. Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близ Углича. После кончины благоволившего ему настоятеля мон-ря иером. Иринея А. Ю. подвергался клевете и оскорблениям со стороны братии и в 1851 г. перешел в Югскую Дорофеевскую пуст. Перед кончиной сподобился явления Пресв. Богородицы со святыми и Спасителя, погребен в Югской пуст. напротив алтаря соборной церкви.

http://pravenc.ru/text/63624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882, дер. Корепово Борисоглебского у. Ярославской губ.- 21.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Род. в крестьянской семье, начальное образование получил в сельской школе. В 1901 г. поступил послушником в Югскую Дорофееву пуст. Ярославской губ., здесь принял монашеский постриг. В 1912 г. определен к церкви Афанасьевского жен. мон-ря Ярославской губ. и рукоположен во иеродиакона, позднее рукоположен во священника. В 1922 г. по обвинению в сокрытии монастырских ценностей (см. Изъятие церковных ценностей ) осужден на год лишения свободы, в 1923 г. вернулся в мон-рь и оставался там до его закрытия в 1924 г. Впосл. в течение 5 лет служил в часовне близ мон-ря. Когда власти закрыли и часовню, переехал в с. Закедье Борисоглебского р-на. 1 апр. 1934 г. арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности. На допросе признал себя противником советской власти, был осужден на 5 лет ИТЛ, наказание отбывал в Дмитлаге в Московской обл. 1 нояб. 1937 г. арестован в лагере и приговорен как «служитель религиозного культа» к расстрелу, расстрелян. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-5762; Архив МВД. Д. С 0-39439. Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64612.html

Песнь 8 Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющыя: благословите, вся дела Господня, Господа. Постнических подвигов желая сподобитися, пресельник отечества Ярославскаго стал еси, преподобне отче наш Дорофее, и, пришед во обитель Псково-Печерскую, ветхаго совлеклся еси человека, добродетелей украсився множеством; темже и избра тя Пречистая Дева пренести образ Свой светозарный из Печерских предел во страну твою отчую, да и тамо возсияет сугубне благодать Богородицы Преславныя. Отрасле духовная обители Печерския, Богоносе смиренный Дорофее, издревле страна Псковская и страна Ярославская велику к тебе имут веру, яко в первей сам умудрися духовне, во другой же иныя умудрял еси, в пустыню твою Югскую приходящия; темже тя, Христова угодника, величаем. Лазаре, благочестия подвижниче, равноангельным и праведным житием твоим в затворе наследник явился еси благ вечных, и яко в меру похвалы преподобных достигл еси смиренномудрия ради, такожде и нас, грешных, в покаянии смиреннейшем утверди, да и мы молитвами твоими просветимся и избавимся от сетей вражиих, отче наш преблаженне. Богородичен: Богородицу и Матерь Света Тя присно величающе, и ныне же гласы умиленными Тя воспоим, яко даровала еси нам собор преподобных Псково-Печерских славный, едина Чистая и Благословенная. Песнь 9 Ирмос: Безначальна Родителя Сын Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная, тем Всепетую Богородицу величаем. Яко не сокрыша недра подземная сокровища мощей ваших, источаете ими ток благодати, преподобнии Псково-Печерстии, и всем верным ю изливаете, омывая тоя души наша, да и мы внидем чисты ко Христа Бога трапезе и небеснаго веселия причастницы будем, ваш собор почитающе, заступницы нам всеблаженнии. Величает вас, преподобныя своя, обитель Псково-Печерская, на Святой горе храм во имя ваше воздвигшая – яко споборником крепким в трудех и молитвах; таже и просит отцы своя умильно: молите Христа Бога оставление согрешений даровати чтущим любовию святую память вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прочие монахини, современницы игумении Дорофеи, в количестве девяти, единодушно свидетельствуют, что слышали от нее самой о двукратном посещении ею преподобного Серафима, в первый раз юной девицей, до поступления в Крестовоздвиженский монастырь, и во второй – уже в звании рясофорной послушницы Крестовоздвиженского монастыря. В одно из этих посещений старец Серафим предсказал ей, по их словам, о больших предстоящих трудах при устроении монастыря и благословил ее на эти труды веригами и власяницей. Вериги потом келейницы видели то в сундучке, то часто на самой игумении Дорофее, – она их возлагала на себя, по ее словам, для исцеления своих недугов. Сундучок с веригами игумения Дорофея, по свидетельству ближайших сестер монастыря, называла своим «сокровищем», «драгоценностью» и даже «святынею», в нем «вещи», говорила она, батюшки о. Серафима. Когда, каким образом и при каких именно обстоятельствах вручил преподобный игумении Дорофее вериги, никому неизвестно: это глубокая тайна благочестивой души юной подвижницы Дорофеи. Как мог вручить преподобный Серафим будущей игумении Дорофее вериги, когда, по свидетельству жизнеописании, сам не носил ни вериг, ни власяницы и другим не советовал возлагать их на себя (Жит. старца Сераф., изд. Саров. пуст. 5-е исправл. и дополн. 1901 г. ст. 67)? Но, из сказаний о преподобном Серафиме видно, что он отнюдь не отрицал высокого значения подвижнических вериг вообще и по самому их существу, а только считал их приличествующими более «мужам мудрым и совершенным», из любви Божией для совершенного умерщвления плоти и страстей, и для покорения их духу, опасными же для «младенцев» в духовном смысле, «не имеющих никакого фундамента к монашеской жизни» (Жит., изд. Саров. пуст. стр. 67–68). Св. Синод своим указом от 2 сентября 1904 года на имя преосвященнейшего Иннокентия, епископа Тамбовского и Шацкого, благоволил предписать отселе хранить эти вериги не в покоях настоятельницы Сухотинской обители, а в монастырской ризнице, как предмет «благоговейного воспоминания о преподобном Серафиме». (Из «Нижегородских Епарх. Ведомостей», 1905 г. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Том 2 → Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола   Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из дворян, призванное Господом для спасения вечнаго чрез руководство старца о. Адриана, имело пребывание свое сначала неподалеку от Адрианова монастыря, а с перемещением старца в Югскую Пустынь, – близ оной, в городе Мологе. Замечательный особы этого достопамятнаго семейства, отличавшиеся особенными подвигами благочестия: Матрена Ивановна Гулина, Мария Дмитриевна Свитина и Анна Николаевна Леонтьева и многия другая, по особенному Божию смотрению, призваны были как бы для хранения и распространения всего прекраснаго и всего совершеннаго из жизни христианской, что в лице своем представлял редкий подвижник благочестия о. Адриан. Памятные записки этого семейства и переписка со старцем служат очевиднейшим доказательством христианскаго совершенствования сестер, их искреннего отношения к старцу, участие в трудах и болезнях старца, и проливают свет на некоторыя события из жизни самого старца и его духовной деятельности во спасение ближних. Труды послушания, в вспоможение старческой деятельности чрез переписку, преимущественно лежали на А.Н. Леонтьевой, как более всех к тому способной. Мучительная и продолжительная лихорадка Леонтьевой была главною побудительною причиною переворота в ея судьбе и посвящения себя жизни духовной под руководством старца. За св. молитвы старца и за предстательство угодника Божия Адриана Чудотворца, у раки его, тот час после водоосвященнаго молебна она получила совершенное облегчение от мучительной болезни, много времени ее томившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Поэтому архиепископ Ярославский и Ростовский Симеон в письме к министру духовных дел князю А. Н. Голицыну просил: 1) Включить Мологский Афанасьевский монастырь в число штатных 3-го класса с отпуском 931 рублей 60 копеек в год; 2) Вместо мельницы и рыбной ловли отпускать из казны 600 рублей в год; 3) Отвести 30 десятин пашенной и сенокосной земли под монастырем в пользу обители. Ходатайство владыки Симеона осталось без исполнения, тем более что вскоре Александр I скоропостижно скончался. «Сестры монастыря содержатся главным образом собственными своими трудами, – отмечает исследователь конца XIX века. – Для посеву хлеба и сенокоса они нанимают землю у граждан Мологи». В восстанавливаемом монастыре 1820–1830-х годов были периоды крайней нужды, так что нечем было даже за дрова заплатить. Тогда на помощь приходила Тихвинская Божия Матерь. Однажды произошел такой случай. Крестьянин Никита Степанов за неуплату ему долгов от монастыря за дрова хотел везти их в Югскую Дорофееву пустынь. Во сне ему явилась Божия Матерь в том виде, как Она изображена на Тихвинской иконе, и говорит: «Не отвози дрова в Югскую пустынь, там их достаточно. Отдай в Афанасьевский монастырь – когда игуменья исправится, то заплатит тебе деньги. Я тебя в том уверяю». Наутро Никита отвез дрова в Афанасьевскую обитель и рассказал свой сон матушке Евпраксии и сестрам. Вскоре дела монастырские поправились, и игуменья вернула ему долг за дрова. Несмотря на всегда достаточно скромное материальное положение Афанасьевского монастыря, в 1830-е годы при игумении Евпраксии было положено основание третьему великолепному храму обители – Собору Святаго Духа. Окончательно устроен и освящен этот храм в 1841-м году трудами второй игумении монастыря Магдалины. Пятиглавый трехпрестольный Духов собор встал в один ряд с храмом Святой Троицы посреди монастыря. Три входа «о 13-ти ступенях» вели в собор, и над каждым из них были устроены фронтоны, поддерживаемые четырьмя колоннами. Четыре столпа держали свод храма – два в алтаре и два посреди церкви. Внутренним и внешним убранством храма служила богатая живопись, которой была украшена даже паперть. Снаружи храм был оштукатурен и отбелен, кровля крыта железом и окрашена медянкою, главы и кресты опаяны английской жестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Батюшка говорил, что это была вторая его встреча с Патриархом, а первый раз он его видел в 1913 году, когда архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон посетил Мологу. В этом году отмечали 300-летие Дома Романовых, и батюшка помнит, как владыка Тихон благословлял всех насельников Афанасьевского монастыря памятными монетами и маленькими медалями, выпущенными по случаю славного юбилея. Рассказывал мне батюшка про колокола. Помню, по словам отца Павла, самым звонким был колокол в селе Веретея. Весом он был около 350 пудов, и звон его был слышен на всю Мологскую округу. Вспоминал батюшка Югскую Дорофееву пустынь 98 , ее последнего настоятеля архимандрита Иеронима, чья фотография хранилась у отца Павла. Когда Югскую обитель закрыли, отца Иеронима арестовали, и он погиб где-то в лагерях... Рассказывал батюшка, как Мологский Кирилло-Афанасьевский монастырь на некоторое время был занят обновленцами. Местным жителям негде было даже помолиться, приходилось ходить за несколько верст в соседнее село. Очень часто вспоминал батюшка гонения и тюрьму – особенно часто в последние годы своей жизни в Верхне-Никульском. Если припомнить, то каждый разговор, так или иначе, приводил к этой теме – ссылка, лагерь, тюрьма... Батюшка вспоминал об этих годах без обиды, без злобы, никогда ни на что не роптал. Об одном, правда, сожалел: «Зубов жалко, Колька. Выбил мне их все следователь Спасский, кроме одного. “Ты, говорит, Груздев, если не подохнешь здесь, в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь. Хорошо ее запомнишь! Спасский моя фамилия, следователь Спасский!” Прозорливый был, зараза! Страха, правда, не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Ведь все зубы повыбил, вот только один на развод оставил. Сделали мне “копыта” (протезы, значит), валяются где-то в коробке, а носить их не могу. Уж лучше совсем без зубов!» И все равно в конце скажет: «Тюрьме спасибо за все!» Я все недоумевал: за что тюрьму можно благодарить? А батюшка благодарил... Многие замечали в батюшке дар прозорливого участия к каждой человеческой душе. Но он этот дар скрывал ото всех, не давая явно его почувствовать. Однако, были такие случаи, когда дар этот становился виден всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Поэтому архиепископ Ярославский и Ростовский Симеон в письме к министру духовных дел князю А. Н. Голицыну просил: 1) Включить Мологский Афанасьевский монастырь в число штатных 3-го класса с отпуском 931 рублей 60 копеек в год; 2) Вместо мельницы и рыбной ловли отпускать из казны 600 рублей в год; 3) Отвести 30 десятин пашенной и сенокосной земли под монастырем в пользу обители. Ходатайство владыки Симеона осталось без исполнения, тем более что вскоре Александр I скоропостижно скончался. «Сестры монастыря содержатся главным образом собственными своими трудами, – отмечает исследователь конца XIX века. – Для посеву хлеба и сенокоса они нанимают землю у граждан Мологи». В восстанавливаемом монастыре 1820–1830-х годов были периоды крайней нужды, так что нечем было даже за дрова заплатить. Тогда на помощь приходила Тихвинская Божия Матерь. Однажды произошел такой случай. Крестьянин Никита Степанов за неуплату ему долгов от монастыря за дрова хотел везти их в Югскую Дорофееву пустынь. Во сне ему явилась Божия Матерь в том виде, как Она изображена на Тихвинской иконе, и говорит: «Не отвози дрова в Югскую пустынь, там их достаточно. Отдай в Афанасьевский монастырь – когда игумения исправится, то заплатит тебе деньги. Я тебя в том уверяю». Наутро Никита отвез дрова в Афанасьевскую обитель и рассказал свой сон матушке Евпраксии и сестрам. Вскоре дела монастырские поправились, и игумения вернула ему долг за дрова. Несмотря на всегда достаточно скромное материальное положение Афанасьевского монастыря, в 1830-е годы при игумений Евпраксии было положено основание третьему великолепному храму обители – Собору Святаго Духа. Окончательно устроен и освящен этот храм в 1841-м году трудами второй игумений монастыря Магдалины. Пятиглавый трехпрестольный Духов собор встал в один ряд с храмом Святой Троицы посреди монастыря. Три входа «о 13-ти ступенях» вели в собор, и над каждым из них были устроены фронтоны, поддерживаемые четырьмя колоннами. Четыре столпа держали свод храма – два в алтаре и два посреди церкви. Внутренним и внешним убранством храма служила богатая живопись, которой была украшена даже паперть. Снаружи храм был оштукатурен и отбелен, кровля крыта железом и окрашена медянкою, главы и кресты опаяны английской жестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Молитва и за врагов, к которой особенно возбуждал старец, кротость и долготерпение были единственною опорою их стеснённого положения и отрадою в болезнях и скорбях сердечных. Между прочим, к утешению старец, по дару прозорливости, близким своим или притчами или какими либо знаками или словами давал понимать о скорой и решительной перемене его обстоятельств к лучшему, во славу Божию, для него и для всех от него во спасение пользующихся. Скоро Милосердый Господь и Царица Небесная милостивно призрели на смирение рабов, в кротком и молчаливом духе преклонивших выю свою под благое иго Христово. По неисповедимым судьбам Божиим, чудно и премудро устроящим спасение людей, старцу указывается другой монастырь. Об этом событии, имевшем благотворное влияние на дела, касающиеся вечного и временного благосостояния многих из Христиан, старец много утешенный, к близким своим писал: «благодарите Премилосердаго Творца: Югский отец Варфоломей у нашего отца Сергия (съехавшись в Ярославле) выпросил меня у него. О, несказанная милость!» В Успенском Адрианове Монастыре, покрываемый Богом, старец подвизался, по примеру святых, в трудах совершенного иночества 30 лет и 3 месяца: Отсюда перемещён Ярославской губернии, Рыбинского уезда в Югскую Дорофееву Пустынь, в которую прибыл во время благовеста к обедне 1851 года, 14 Февраля. II. Сказания о жизни старца отца Адриана во время пребывания его в Югской Дорофеевой Пустыне 1. Отец Адриан с обычною ему неутомимостью продолжает в Югской пустыни свою старческую деятельность Вступивши будто для успокоения в Югскую св. Обитель в число больничных её братий, старец, глубоко проникавший в нравственные нужды современных ему людей, и здесь день и ночь не имел покоя, посвящая все силы души и тела на служение спасению их. В Югской Обители деятельность отца Адриана в пользу духовного просвещения ближних принимает тот же самый характер и выражается в тех же самых благотворных действиях. Так как здесь был разрешён ему Игуменом Варфоломеем выход за врата Обители и доступ к нему народа, ищущего пользы душевной в Богомудрых советах от него то народ всякого звания, состояния, пола и возраста буквально наводнял Обитель с целью видеть и слышать Богомудрого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010