Чувствуя призвание к иноческой жизни, преосвященный Иоасаф (в то время ещё Иоанн), по окончании курса учения, не желал поступить в приходские священники, хотя ему и предлагали много мест. Однакож, чтобы дать себе время убедиться в твёрдости этого призвания и из любви к просвещению, он предварительно поступил на должность учителя Угличского духовного училища, которую и исполнял около четырех лет. В 1786 году, бывши 25 лет от роду, он принял пострижение, с именем Иоасафа в Толгском монастыре, что близ Ярославля, откуда, ради большего уединения, перешел в Югскую Дорофееву пустынь (Угличскаго уезда), а из неё в Валаамский монастырь. Пустынное уединение этой обители, строгость жизни её монашествующих и святость её настоятеля (о. Назария) чрезвычайно нравились молодому иноку; в ней он хотел жить и подвизаться в подвигах благочестия до конца земного своего странствования. Наследник цесаревич великий князь Павел Петрович был много наслышан о добродетельной жизни отца Назария и об устройстве Валаамского монастыря. Увидав однажды в С.-Петербурге, на Выборгской стороне, двух старцев в убогом рубище, он спросил их: „откуда вы, и что за старцы?”, и, узнав, что один из них был игумен Назарий, благодарил его за успешное восстановление Валаамской обители. Чтобы дать понятие о подвижническом духе, которым в это время водились иноки Валаамского монастыря, мы представляем ниже наставления старца игумена Назария о монашестве и препровождении дня иноком в монастыре. В этих постановлениях выражается вполне строгий взгляд Валаамского игумена на монастырское житие. По этому-то взгляду блаженной памяти о. Назарий располагал жизнь Валаамских иноков, устрояя, с благословения преосвященного Гавриила митрополита, внутренний быт Валаамской обители. Последующим настоятелям оставалось только поддерживать и развивать в силе тот дух иночествования, который воскрес на Валааме с водворением в нем старца Назария. 69 по озерам Ладожскому и Онежскому, Озерецковского. С. П. Б. 1792 г., стр. 65. и 71. Читать далее Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1771 г. вместе с другими городами России Рыбинская слобода снова была посещена моровой язвой. Жители ее обратились к настоятелю Югской обители с просьбой позволить им принести икону в их местность, на что и получили разрешение. Как только икона была принесена в слободу, язва сразу же ослабела, а потом и совершенно прекратилась. Благодарные жители Рыбинской слободы заказали сделать список с Югской иконы и поставили его в своем храме во имя Преображения Господня. Ежегодно на праздник Воздвижения Югская икона приносится в город Рыбинск, в воспоминание об указанном событии. Сюда же она переносится и после 5 июня и остается здесь до конца месяца. С 30 июня ее носят по окрестным селам и только к 12 августа возвращают в Югскую обитель. 20 августа она переносится в местечко Кой Тверской губернии и возвращается в обитель 7 сентября. 8 сентября она относится в г. Рыбинск и там остается до половины ноября. Сей чудотворной иконе Богоматери сначала (до 1786 г.) праздновали 28 июля, а затем стали праздновать в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители, т. е. 3 июня. 5 июня Игоревская икона 19 сентября 1147 года в Киеве был убит бывший великий князь Игорь Ольгович, во святом крещении Гавриил. Брат его Всеволод восхитил киевский престол у потомков Мономаха и при смерти передал его Игорю. Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаха Изяславу. В происшедшей между ним и Игорем битве киевские бояре открыто предавались Изяславу. Игорь был наголову разбит и заключен в темницу. Вскоре он пожелал принять иноческое пострижение. «Давно, и в самом счастье, — говорил он, — хотел я посвятить душу мою Богу. Ныне в темнице и при дверях гроба могу ли желать другого!» Изяслав освободил его. Бессильного отнесли его в келью, где он пролежал восемь дней, как мертвый. Но после пострига он выздоровел и принял схиму. Между тем, брат Игоря Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава. Тогда недоброжелатели Ольговичей подняли на него чернь, схватили его, безжалостно убили и влекли обнаженный труп его по улицам.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Здоровье самого архимандрита Пимена пошатнулось. В 1873 г. он перенес тяжелую болезнь, выздоровление после которой он считал «чудом». Тем не менее, когда в 1875 г. 20 мая его друг, Преосвященный Леонид, был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, отец Пимен предпринял большое путешествие в Ростов, Ярославль, Рыбинск, Югскую Дорофееву пустынь, Кострому и Бабаевский монастырь. «Выехав из Костромы в 10 часов утра, – писал он, – мы прибыли к Бабаевскому монастырю в 2 часа пополудни. От пристани до монастыря не более 100 сажен. Во время остановки парохода у пристани в часовне поют молебен. Отец архимандрит Иустин 13 принял меня весьма приветливо, как давнишнего и старого знакомого: неоднократно случалось ему бывать на Угреше. Потом пришел П. А. Брянчанинов (брат покойного Преосвященного Игнатия, жительствовавшего и скончавшегося в Бабаевском монастыре); он занимает келлии, в которых жил Преосвященный, и ведет жизнь самую тихую, уединенную, совершенно монашескую. После обеда отец Иустин повел меня по монастырю, в котором я не был почти 30 лет, с 1848 года. Мы осматривали новый собор, начатый еще до 1867 года при жизни Преосвященного Игнатия. По своеобразности архитектуры и по величине здания едва ли еще где-нибудь есть подобное; самый верх и глава имеют вид царственного венца. Строение хотя и медленно, однако подвигается и приближается уже к концу. Вечер провел я втроем с Петром Александровичем и с отцом архимандритом, и разошлись довольно поздно. Поутру, 30 сентября, я просил, чтобы мне отслужили молебен перед чудотворной иконой Святителя Николая, а панихиду у гроба Преосвященного Игнатия в теплой церкви я пожелал отслужить сам и служил ее вдвоем с иеродиаконом. Пение за позднею обедней было столповое. После обеда я простился с отцом архимандритом и с Петром Александровичем и поспешил на пароход, отходивший в Ярославль». 21 октября отец Пимен возвратился в Москву; 22-го – в монастырь. 23 ноября 1876 г. Преосвященный Леонид прибыл в Москву для совещания в Комитете по построению Храма Христа Спасителя; 2 декабря он возвращался в Ярославль. Отец Пимен провожал его: «Я все еще стоял у подъезда – как будто сердце тайно мне вещало, что уже более на земле не суждено нам видеться».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Переселившись из отдаленной Мологи в Тутаев, ближе к центру, Павел Груздев оказался вовлеченным в события, начало которых происходило в Ярославле и Тутаеве в 20-х годах. В городе еще рассказывали о том, как гэпэушники водили по улицам связанного епископа Романовского Вениамина (Воскресенского) – на поругание, с наполовину выбритой головой... В 1927 году епископ Вениамин был сослан в Казахстан и мученически скончался 5 октября 1932 г... Епископ Вениамин был в числе ближайших сподвижников митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), на того и другого был написан в 1922 г. донос в Ярославское ГПУ, который послужил формальной причиной ареста обоих иерархов. Митрополита Ярославского Агафангела отец Павел глубоко почитал всю свою жизнь: он помнил его еще с детских лет, когда владыка Агафангел, объезжая Ярославскую епархию, наведывался в самые отдаленные ее уголки, в т. ч. Молог-ский Афанасьевский женский монастырь, Югскую Дорофееву пустынь – владыку Агафангела настолько везде любили, что, рассказывают, бежали за его пароходом, отплывающим от Мышкина или Мологи... Часто повторял имя Агафангела отец Павел, бережно хранил его фотографию и машинописную рукопись (самиздат) «Последние дни жизни, смерть и погребение высокопреосвященного Ярославского митрополита Агафангела». В этой рукописи, сделанной «рукою иеродиакона Филарета, в схиме – схи-иеродиакона Василия, который подвизался в нашем Спасском монастыре и служил с Высокопреосвященным митрополитом Агафангелом при его службах в монастыре», содержится и речь, сказанная перед погребением владыки архиепископом Варлаамом (Рященцевым), по делу которого и был арестован Павел Груздев в числе других 13-ти человек в мае 1941 года. Долгие десятилетия находилось под запретом имя митрополита Агафангела, а могила его в склепе Леонтьевской церкви Ярославля была засыпана мусором – здесь устроили место свалки... Отец Павел был один из немногих, кто хранил память о владыке Агафангеле, и являлся, по сути, прямым его духовным наследником, что доказывает даже сам факт его ареста по делу воспреемника митрополита Агафангела – архиепископа Варлаама (Ряшенцева) . Эта связь явственно видна при знакомстве с архивом владыки Агафангела. Архивные документы до недавнего времени хранились в сундучке у племянницы митрополита Агафангела – Алевтины Владимировны Преображенской, которая в 1923 году разделила с владыкой его ссылку в Нарымский край и была при нем сестрой милосердия до последнего его смертного часа, она и сохранила тайну архива владыки Агафангела и умерла 27 апреля 1994 года, не сказав ни слова об архиве ни своей дочери, ни внуку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

484 О нем: Жизнь п деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия Х111-Х1Х вв. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19–61. 485 В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например в случае, если в заведении были однофамильцы. 486 Иеромонах Адриан (1800– 1853), сын сельского диакона, в 1819 году поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 году пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в начале 1830-х годов; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 году перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Август. С. 113–159. 487 См.: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. 11882.] Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. Шамордино, 1915. Переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися сто душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М.; Рига, 1995. 490 Например, учение о молитвенном трезвении и борьбе с помыслами, которое детально будет разрабатываться отцами-пустынниками, в целом намечено уже в сочинениях Оригена . См.: Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм...

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Отсюда легко объясняется решение отца С. принятое в отношении старца. Последнему решительно запрещено выходить из монастыря и велено совершенно отказаться от духовного влияния на народ. С какою скорбью и болезнью сердца переносилось такое не благоволение к старцу всеми ему преданными и в нем находившими подпору и утешение в своей многотрудной жизни, – это чувство поймёт всякий, кто в страшную годину искушений теряет или родителей нежно его любящих или, искреннего друга, – единственную опору его жизни! Но народ не мог переносить долго прискорбной разлуки с старцем: он с настоятельностью требовал его у Игумена, и отец С. устоять не мог: старцу выход хоть и позволяем был, но не с такою свободою, как прежде. В это время зависть врагов не ослабевала и прискорбное положение его не прекращалось. По злобе врага преуспеяния человеческих на пути добродетели, скорби, болезни и гонения на старца в этот период искушений были невыразимы, бесчисленны и разнообразны. В памятных записках Г. Леонтьевой упоминается, что ненависть врагов к старцу до того усилилась, что даже составлялись ложны изветы на его девственную жизнь; но солнце грязью не закидаешь. Доблий воин Христов, не изнемогая под тяжестью великих и страшных искушений, терпел все находящее с мужеством, долготерпением и благодарением, усердно упрашивая и преданных ему сердец проливать тёплые и горячие молитвы за врагов его. В это скорбное время он говаривал; кто я такой, что из – за меня убогого смущается Настоятель и братия Св. Обители? Или: «я малейший червячок, я непотребный только умы людей раздираю», и всякому, его оскорбившему воздавал таким смиреннейшим поклонением, что смотря на его крайнее уничижение, сердце раздиралось от жалости у всякого благомыслящего, понимавшего в нём человека Божия и дерзновенного за мир молитвенника. Таков путь святых. 25. Перемещение отца Адриана из Успенского Адрианова Монастыря в Югскую Дорофееву Общежительную Пустынь При весьма стеснительном положении старец сердечно скорбя за своих близких, принимал приличные обстоятельствам меры к их ободрению и утешению, и подкреплению чрез краткую переписку, которая, теперь хранимая в руках чтущих память в Бозе почившего старца, и часть её помещённая здесь при памятных записках Г.Л. живо и верно напоминает о тесных и скорбных обстоятельствах этого времени, как для самого старца, так и всех преданных и верных ему сердец. Тайну таковой скорби поймёт всякий, кто только живёт в Боге и для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Мир вам и всему братству! Очень радуюсь, что великого старца – владыку принимать будете. 88 Это напоминает мне радость, какую имел я, принимая его в Саввине. В свободную минуту там, на Угреше, поцелуйте обе его руки и скажите, что целует их ярославский его сын, благодарящий его – отца и благодетеля. Мир вам, здравие и путь благоприятный к Волге! Леонид, архиепископ Ярославский. Ярославль, 1876, сентября 10.» 119) Поездка отца Пимена в Ростов, Ярославль, Рыбинск, в Югскую Дорофееву пустынь, в Кострому и в Бабаевский монастырь описана им самим, и довольно подробно, в его Воспоминаниях и потому, чтобы не утомить читателя подробностями, сделаем самое краткое извлечение и словами самого Пимена расскажем то же, но короче. «В воскресенье сентября 19 (1876) я собрался в Москву с моим келейником и в тот же вечер в 8 часов отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Пристал я в гостинице «Ростов», напротив самого Кремля, и, думая застать в соборе утреню, тот час же туда пошел, однако службы уже не застал, но служащие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и ростовским святителям, коих честные мощи в соборе: Леонтию, Исаии, Игнатию и Феодору. Собор, отстроенный в начале XIII столетия, мало изменен. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная. Икона Богоматери чудотворная и богато украшенная, говорят, одна из тех семи, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия, и в Ростов принесена и поставлена в соборе Владимиром Мономахом , почему и названа Владимирской. Верхние узкие окна собора сохранились в первобытном виде; горнее место имеет шесть ступеней восхождения; по обеим сторонам седалища для служащих о двух ступенях. Приложившись к Св. мощам и осмотрев внутренность собора и его достопримечательности, я пожелал обойти весь кремль снаружи, чтобы иметь о нем понятие в полном его составе зданий, церквей и стен. Общее впечатление весьма грустное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе декабря 2016 Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , архиепископы Петергофский Амвросий, Солнечногорский Сергий, епископы Царскосельский Маркелл, Кронштадтский Назарий, Гатчинский и Лужский Митрофан, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Выборгский и Приозерский Игнатий, настоятель протоиерей Богдан Сойко с клиром, а также духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Среди молящихся были полпред президента РФ в СЗФО Николай Цуканов, вице-губернатор Игорь Албин, спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, заместитель главкома ВМФ РФ вице-адмирал Александр Федотенков, помощник главкома ВМФ по работе с личным составом капитан I ранга Сергей Павлов. За богослужением диакон столичного храма преподобного Алексия, человека Божия, в Крылатском Игорь Авдеев был рукоположен во пресвитера. Настоятель поблагодарил Святейшего Патриарха за совместную молитву, поздравил с днем памяти святителя Николая Чудотворца и 70-летием, подарив Югскую икону Божий Матери из Югско-Дорофеевой пустыни - этот монастырь в Ярославской области был затоплен при устройстве Рыбинского водохранилища. " Вы верны Господу, потому что родились и воспитывались в священнической семье в трудное для России время, - сказал отец Богдан. - Многие храмы Санкт-Петербурга для вас родные, как и этот собор. Здесь образ святителя невидимым образом посылал вам благословение и учил быть человеком, который осуществляет все необходимое для славы Божией. Рост Вашего Святейшества на церковной ниве и служение происходили под руководством великого аввы и великого человека, приснопамятного митрополита Никодима. Он вложил в Ваше сердце доброту и истину, святительское благословение. И сегодня он молитвенно предстоит перед Богом, чтобы Господь укреплял Вас в трудах. Вы достойно несете служение, возглашая слово Божие - то, что так необходимо народу Божиему " . Предстоятель обратился к верующим с первосвятительским словом.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Неподалеку от собора на берегу Волги – дом губернатора. По наружности он не кажется велик, но внутри очень хорошо расположен; должно думать, что весьма поместителен, сколько я мог судить по тому, что видел во время посещения с преосвященным губернатора вице-адмирала Уньковского. Внутри комнаты, большей частью, отделаны под мрамор разных цветов. Это мне очень понравилось: роскошно, чисто и просто. Вид из губернаторского дома на Волгу удивительно хорош. Домовой церкви у губернатора нет, но приходская совершенно рядом. Вечером, по причине праздника, на следующий день Преподобного Сергия у преосвященного было всенощное бдение в большой его крестовой церкви; он выходил на литию и величание; в служении с ним участвовал и я. На следующий день, сентября 25, преосвященный поехал на служение в одну из приходских церквей, где был праздник и куда его приглашали прихожане, а я в этот день поутру собрался отправиться на пароходе в Рыбинск с тем, чтобы посетить Югскую Дорофееву пустынь, которая оттуда верстах в 15. Я пригласил ехать со мной тамошнего постриженника, иеромонаха из архиерейского дома, отца Дионисия, человека молодого и весьма расторопного. Пароход «Дриада» (общества «Самолет») отправился в путь ровно в 9 часов. Я сошел в каюту, потому что было довольно свежо, и так как я в первый раз ехал на пароходе, меня все занимало; я сел к окошечку и начал смотреть на берега широкой Волги, покрытые селеньями. Мы проплыли мимо города Романова-Борисоглебска, расположенного на двух противоположных берегах Волги; с каждой стороны церквей по пяти и, как видно, все старинные, каменные; дома обывателей настроены довольно густо и преимущественно деревянные, но кой-где проглядывали и каменные. Собор каменный, старинный, прекрасный, с папертью на каменных столбах, издали очень красив. Город этот был, говорят, строен двумя сыновьями князя Василья Давыдовича (Грозный Ярославский 1345 г.), Глебом и Романом, оба захотели выстроить город и дать ему свое имя, и выстроили один против другого по берегу Волги в половине XIV века; с берега на берег есть перевоз, ходит паром.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

262 Копия с инструкции сей в Новг. Конс. архиве за 1783 год 315. К дополнению инструкции служили частные предписания митр. Гавриила, как напр.: «1784 года октября 29 дня Новгородскому семинарскому правлению объявить всем семинаристам, чтобы ни под каким видом из семинарии без пашпорта под опасением никуда не отлучались; а ежели кто и будет просить кроме вакации, о том наперед представлять вам, кроме случаев нетерпящих времени. А если кто самовольно отлучится, немедленно репортовать». Взято из дел Новг. конс. Архива. 272 Правила общежития за подписом митр. Гавриила в Новг. консист. архиве за 1795 год за 2047. Пред сими правилами выставлены примеры и свидетельства для общежития, заимствованные из новозаветного учения и отеческих и церковных постановлений. 276 Собственноручное письмо Потемкина ризнице Новг. Соф. Собора под 22. Из других актов в собрании рескриптов и писем там же находятся: 1. под 25 подлинный ордер Императрицы от 23 декабря 1792 года о расторжении брака княгини Елены Шаховской с князем Аремберхом и 2. под 38 отношение графа А. А. Безбородко от 30 декабря 1789 года об отправлении находившегося в Дании священника с двумя причетниками в экспедицию. 279 Югская Дорофеева Троицкая пустынь находится в 15 верстах от города Рыбинска Ярославской губернии. Ист. Росс. иерархии Ч. IV. стр. 55 и 56. Ч. VI. стр. 733. 280 Сюда относится и письмо Владимирского епископа Виктора: «Честнейший отец строитель! писали ко мне чрез почту преосвященные – Гавриил, митрополит и Арсений, архиепископ Ростовский: первый о увольнении из вашей пустыни Ростовской епархии в Югскую пустыню строителя, для заведения в ней Саровского устава, человека надежного, и с ним одного или двух монахов. Второй просил, для учреждения в той пустыни общества, по примеру вашей, избрать достойного иеромонаха, который бы мог завести таковый же, каковой и в вашей пустыне, устав. Кто ж именно будет вами избран, о том Его Преосвященство предуведомить; почему и сообщено будет из здешней в Ростовскую консисторию по надлежащему. А как я совершенно ваших уставов не знаю; то сами вы преосв. Ростовского предварительно уведомите, и что к Его Преосвященству от вас будет писано, о том дайте и мне знать. Я, препоручая себя вашим молитвам, пребыть имею ваш усердный благих желатель, Епископ Виктор. Июня З дня 1786 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002   003     004    005    006