См. Крестогорская Тихонова. Тихонова Луховская пустынь 3 класса мужская, Костромской Губернии и Епархии, стоит несколько на возвышенном месте, однако же, окружена с восточной и северной стороны болотом, от города Луха в 5 вёрстах при реках сего же имени Лухе и Возоболи. Она обыкновенно именуется Николаевской Тихоновской. Первое название получила от церкви, первоначально в ней построенной во имя Чудотворца Николая, которая недавно после пожара возобновлена внутри, а второе – от основателя оной, Преподобного Тихона Луховского Чудотворца. Преподобный этот родом Малороссиянин, быв в воинской службе, и оставив оную, постригся в Москве, а избрав это место к своему пребыванию, в области Луховской на Копытове, собрал несколько братии, завёл пустынь, и во всю жизнь свою не принял священства; но в простом монашеском образе пребыл до своей кончины, последовавшей в 7000 (1492) году, Июня 16 дня. Через несколько лет мощи его обретены нетленными и хранятся в этой обители и поныне. По духовным Штатам 1764 года этот монастырь состоит в 3 классе степенью 93 и управляется Игуменом. При этой пустыни бывает годовая ярмарка Июня 16 дня. Там заведено малое духовное училище. Тихонова Малоярославецкая пустынь Упразднённая мужская, находилась в Калужской Губернии в Малоярославецком уезде и была приписана к Донскому Ставропигиальному монастырю. Тихонова Медынская пустынь Заштатная мужская, находится в Калужской Губернии в Медынском уезде, от города Медыня в 15 вёрстах, на правом берету речки Верпейки. Название своё получила по имени основателя оной, Преподобного Тихона, которого и мощи в ней под спудом почивают. Когда же этот монастырь построен, по причине Литовского разорения сведений не имеется. Ныне в этой обители ЦЕРКОВЬ каменная во имя Трёх Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; вокруг оного – ОГРАДА деревянная. Прежде пустынь эта была приписана к Московскому Донскому монастырю, от коего посылались для Настоятельства Архимандриты, Наместники и Строители. В 1765 году учреждено было в ней особое Игуменское начальство, а ныне управляет оной Строитель. При этом монастыре имеется подмонастырная слобода, в коей особливая приходская церковь во имя Николая Чудотворца деревянная и на речке Верпейке – о двух поставах мельница ручная. Здесь при монастыре бывает годовая ярмарка Июня 18, на которую съезжаются купцы из городов Калуги и Малого Ярославца с разными мелочными товарами. Тихонова Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святынями епархии также являются поклонные кресты. Летом 2016 г. 7-метровый поморский резной крест из лиственницы был установлен на территории Богоявленского кафедрального собора в центре Нарьян-Мара. К основанию креста паломники приносят камни, привезенные из различных св. мест (со Св. земли, с Афона, из мон-рей Кипра, с Соловков). Поклонные 8-метровые кресты установлены на Нов. Земле на сопке Рубежная (2015) и на о-ве Патриаршем (2016). В 2016 г. на зап. берегу Печоры был воздвигнут также 8-метровый поклонный крест. Шестиметровые тундровые путевые кресты установлены в начале единственной дороги, соединяющей Нарьян-Мар с Большой землей (2015), и в Большеземельской тундре в природном заповеднике «Каменный город» (2016). Ежегодно духовенством епархии и паломниками совершаются летние и зимние крестные походы на городище Пустозерска. С авг. 2012 г. епархия осуществляет патриарший проект «Русская Арктика», важнейшей составляющей к-рого является миссионерское и просветительское служение. В ходе реализации проекта при содействии Росатомфлота в высокоширотной экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского ин-та (сент.-окт. 2012) 12 сент. был освящен Северный полюс. Во время морского похода С.-Петербург-Сахалин (г. Невельск), совершенного на патрульном корабле ГУ ФСБ РФ в июле-сент. 2013 г., освящен Северный морской путь. Недействующие монастыри Никольская пуст. на Мезени (мужская, близ дер. Лампожни Мезенского р-на; основана в 1558, упом. в 1623, время упразднения неизв.), Троицкая Чирцова пуст. (мужская, на левом берегу Мезени, в 54,4 км к юго-востоку от г. Мезени; основана в 80-х гг. XVI в., в 1-й трети XVII в. приписана к Антониеву Сийскому мон-рю, в 1764 упразднена); Ущельский Мезенский мон-рь (мужской, у совр. дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.; основан в 1614, упразднен в 1764, в 1901 возобновлен как жен. община, в 1908 преобразованная в мон-рь, в 1920 закрыт; постройки разобраны в нач. 30-х гг. XX в.); Екатерининская пуст. (в окрестностях дер. Лампожни Мезенского р-на; основана в 1631, прекратила существование к нач. XVIII в.); Хорговская пуст. (мужская, в устье р. Хорговки, впадающей в Мезенскую губу; упом. в 1663); Николаевский скит, приписной к Артемиеву Веркольскому мужскому монастырю (мужской, на берегу прол. Югорский Шар; основан в 1890, к 1893 насельники погибли от цинги); Сёмженские кельи (жен. скит на р. Сёмже, в 21 км от одноименной деревни Мезенского р-на; в XVII - нач. XX в. старообрядческий, затем заселен православными монахинями, в 1901 приписан к Ущельской общине, закрыт в 30-х гг. XX в.); Новоземельский Николаевский скит Корельского мон-ря (мужской, на о-ве Нов. Земля; основан в 1882, закрыт в 1920-1922); Иудина (во имя ап. Иуды, брата Господня) пуст. (женская, на р. Попьюге, в 7,5 км от впадения ее в Мезень, в Лешуконском р-не; основана в 1914, закрыта в 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2564710.html

мужская, вовсе упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде (а потом отписана к Архангельской Епархии), на левом берегу реки Северной Двины, от Сийского монастыря к югу в 25, от Каргополя к северу в 200 вёрстах, и приписана была сперва к Еломской пустыни, а потом к Спасо-Каргопольскому монастырю. При сочинении Штатов в 1764 году был в этой пустыни один монах. Яминская пустынь Была на берегу реки Волги близ города Твери. См. ниже Фёдоровский Тверской монастырь. Ямнесская Предтечева Или Яменская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, принадлежала к Московской Епархии, и было за ней крестьян только 7 душ. Ямская Предтечева Трубчевская пустынь Мужская упразднённая, находилась близ города Трубчевска и принадлежала к Синодальной области. Кажется, она та же, что и вышеописанная Ямнесская или Яменская. Янкин или Янчин Андреевский монастырь Мужской упразднённый, находился в Губернском городе Киеве. Основан и построен Великим Князем Всеволодом I Ярославичем, в Святом крещении Андреем, в 1086 году. В нём сперва жили и воспитываемы были девицы, которых Начальницей и наставницей была дочь Великого Князя Всеволода Анна 184 , по просторечию прозванная Янка, от чего и монастырь наименование своё получил Янкин или Янчин, а по храму – Андреевский. Училище сие было первое в России для воспитания девиц. После этот монастырь был уже мужеским под названием Андреевский Всеволож. См. Татищев, История Российская, ч. II, стр. 138–139; ч. II, стр. 172; Мальгин, Зерцало Российских Государей, 1794 год, стр. 124–125. Яранский Вознесенский монастырь Мужской упразднённый, находился в уездном городе Яранске, принадлежавшем прежде к Казанской, а ныне Вятской Епархии. Крестьян за ним было 236 душ. Яранский Казанский Новодевичий монастырь Упразднённый, находился близ вышеописанного монастыря. Яренский монастырь Мужской. Описан при переписи 1678 года так: «Яренских Чудотворцев Иоанна и Логгина у моря монастырь в Архангелогородской Епархии, от Архангельска 120 вёрст. Мощи Преподобного обретены в 1544 году в весеннее время Яренскими жителями и положены на берегу моря при устье речки Сярты в гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

старец Моисей Озеров, да монаст. слуг 2, да на том же монаст. подворье живут разн. чинов люди из оброку в избах; далее их перечень); “Русск. истор. Библиот.», I, 143, 156, 161, 187, 190, 191, 548, 552, 553, 562, 579, 589, 591, 629, 679 (памятники смутн. времени; назван Осипов); III, 172 (царь Иоанн Грозный около 1567 г. из городка Старицы ехал на Осифов м-рь, а в Осифове м-ре встретил царя сын его царев. Иван); IV, 849 (Палинодия 1621 г.; память преп. Иосифа, игум. Лямского чудотвор., 9 сентяб.); V, 223, 86 (в 1656 г. власти Иверского м-ря принесли в дар архимаидриту Иосифова м-ря: объярь двоеличная, травчатая, дороги двоеличные, 10 золотых), 964, 393 (запись 1697 г. датчанина фон Розенбуша архим. Алексею о построении галеры); VI, 819, 120 (послание 1493 г. игумена Иосифа к Нифонту, еписк. Суздальск., о еретиках); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1867 г., т. I, вып. 2, Матер. для археолог. словаря, 34 (инок Исаия Борода в 1569 г. пожертвовал м-рю нотный рукопис. сборник, при игум. Леониде); 1869 г., т. II, вып. 1, 8 (инок м-ря Вассиан, в мире Василий Шемякин, знаток безлинейного пения, 1572 г.); 1873 г., т. III, вып. 3, 31 (Паисий, живописец, расписывал церковь Успения, построенную в м-ре преп. Иосифом). 846. Казанская, мужская пустынь, ныне погост Казанская пустынь, Олонецкой губ., Вытегорского у., на границе Кириловского у. Новгород. губ., в 128 вер. к вост.-юго-вост., по тракту из гор. Кирилова в Каргополь, при оз. Климентовском. Существовала в 1675 и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 14. 847. Казанская – Богородицкая, мужская пустынь, упраздненная, Костромской губ. и уезда, близ гор. Костромы. В 4 вер. к сев.-зап. от Костромы существует ныне деревня Казанка. В 1731 г. упоминается в ней строит. Иосиф. До 1745 г. принадлежала к Синодальной области и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 319; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 885. 848. Казанская – Рябинина, мужская пустынь, ныне погост Рябинина Пустынь, Вологодской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сформировался план цикла. Он изложен в письме Леонтьева к Губастову от 29 сентября 1867 г.: …план и подробности его совсем уже созрели. 1-я часть (1812–1830 г.) будет зваться «Заря и Полдень». Героиня мать Андрея и Дмитрия Львовых. 2-я часть (1848–1853 г.) «Записки Херувима». Герой (Херувим) Андрей Львов юношею. 3-я часть (1853–1857) «Мужская Женщина». Герой совершенно особое лицо. Некоторые из лиц 1-й и 2-й части будут являться здесь на втором плане, в том числе Андрей Львов военным доктором. Часть 4-я «В Дороге». – Герой Консул русский (1859–1862). Часть 5-я «От осени до осени», герой третий брат Львовых Николай. Часть 6-я «Глинский». (1861–1865 г.). 345 Возможно, с первым романом цикла связан составленный Леонтьевым список, левый столбец которого составляют «фамилии вымышленные», а правый – «настоящие». Тот же ряд имен мы встретим в воспоминаниях Ф. П. Леонтьевой, опубликованных её сыном. Она, судя по сохранившимся в Государственном литературном музее автографам, писала фамилии сокращенно, и Леонтьев мог составить список во время подготовки воспоминаний к публикации. Но тем же самым материалом он пользовался и работая над автобиографическими романами. Здесь и Кутузов, и великий князь Константин Павлович, и граф Д. И. Хвостов, и семья Хитрово, и Станкевичи, и кн. Ухтомские, и Энгельгардты, и Васильчиковы (см.: 5, 579–580). Андрей Львов – это сам Леонтьев. Дмитрий – его брат Владимир (1818–1873), отец племянницы Маши, либеральный публицист, сотрудник «Современного слова» и «Голоса». Затем – это чрезвычайно интересно – автобиографический прообраз расслаивается на несколько героев (жизненных ипостасей Леонтьева на это хватает). Ведь «русский консул» – это, вероятно, тоже он, 346 как и таинственное «особое лицо» в романе «Мужская женщина», появляющееся параллельно с тем же Андреем Львовым в роли эпизодического персонажа. Подтвердить это можно ссылкой на позднейшее незавершенное произведение – роман «Подруги» (1890). Его герой, дипломат Александр Матвеев, в детстве появлялся «в дамской шляпке и газовом шарфе с зонтиком в руке» и говорил о себе: «Я «мужская женщина»!» (5, 510).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

961. Николаевская – Пищугова или Пищеговская, мужская пустынь, ныне село Пищугова Пустынь, Владимирской губ., Шуйского у., в 72 вер. к сев.-зап. от Шуи, при озере Пищугове. По преданию, основана в начале XVII ст. и несомненно существовала в 1655 г., когда здесь поставлена икона Иоанна Предтечи старцем Савватием, при строителе Изосиме. Упразднена в 1764 г. Здесь находится чудотв. икона св. Николая с мощами сего угодника. “Ист. Росс. Иер.», V, 553; Федоров, “Ист. собр. о граде Сужд.», 101; “Владимир. сборн.», 1857 г., 46; Борисов, “Опис. гор. Шуи и его окрест.», 207; “Влад. губ. вед.», 1853 г., 38 (образ Иоанна Предтечи, 1655 г.); 1854 г., 31 (Пустыни быв. Влад. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 717, 58; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имела 50 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 272 (дело 1721 г. об игум. Симоне). 962. Николаевская – Плескова или Плесская, мужская пустынь, ныне погост Плесса с Подмонастырскою слободкою, Псковской губ., Новоржевского у., в 24 вер. от Новоржева, при впадении рч. Цвенки в Уду. В 1598 г. ей дана грамота ц. Борисом Годуновым на владение землями. В 1692 г. состояла приписною, к Новгородскому архиер. дому и в 1764 г. обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 554; “Акты истор.», II, 347 (Тархан. грамота игум. Пимену Лжедимитрия 1605 г.); V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 406, 38; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 176 (Ц. гр. 1670 г. о невмешатель. воеводы в дела Духовн. вед.; здесь, между прочим, сказано «а Николской Плеской м-рь Пусторжевского уезду, а не Новгородского»); “Собр. государ. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 963. Николаевская – Сендегская в Подлесье, мужская пустынь, ныне погост Николаевский на Сендеге или Никола-Пустынь, Костромской губ., Кинешемского у., в 35 вер. к сев.-зап. от Кинешмы, в верхней части р. Сендеги. Несомненно существовала в XVII ст., так как в 1689 – 94 г. ею управлял строитель Савватий. В доношении Ипатиевского архим. Гавриила в 1721 г. значится: «В Сидоровской волости Николаевская пустыня, что на р. на Сендеге, в расстоянии от Костромы града 45 верст. В ней строитель иеромонах Сергий, да монахов 3 челов.; разночинцев служителей 12 челов.». Упразднена в 1764 г. “Ист. Р. Иер.», VI, 86; Строев, “Спис. иер. и наст.», 878, 28 (Николаев. пуст. в Подлесье), 884 (Сендегская пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (о недвижим. имуществах); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201, прилож., (состояние м-ря в 1721 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 80 (опись 1691 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наглимозеро, озеро. Наглимозерская (Аглимозерская) Артова мужская пустынь. Агимозерская пустынь /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1650. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, оз. Наглимозеро Координаты: 61.774733, 37.948029 Проезд:Тропа от северной оконечности Морщихинской (Лёкшмозеро) отмечена указателями " Тропа Предков " , через 4 км выводит к мостику на остров на Наглимозере. Далее по острову по заросшей тропе 2 км, крест и келейный домик находятся на берегу небольшой лахты в юго-западной части острова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бывшая Наглимозерская Артова мужская пустынь основана иноком Тимофеем в середине XVII в. В 1765 г. преобразована в приписную церковь. В начале XIX в. построена Тихвинская каменная церковь с Неопалимовским и Никольским приделами, разрушена в 1930-х гг. На месте церкви на высоком лесистом холме на рубеже XX-XXI вв. поставлен мемориальный крест. Внизу на берегу Наглимозера частично сохранилась историческая деревянная постройка, на вид не моложе первой половины XIX века. Постройка была двухчастной, сохранилась западная часть. Работники Каргопольского сектора Кенозерского Парка используют ее для размещения туристов, и называют " келья последнего монаха Аглимозерской пустыни " . Наглимозерская (Аглимозерская) Артова пустынь была основана в 1-й половине XVII в. в Каргопольском уезде, в 60–65 верстах к северо-западу от Каргополя, на острове небольшого озера Наглимозеро (в юго-западной части современного Кенозерского национального парка). В 1702 г. она была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю (Строкиной пустыни). Монашеская жизнь прекратилась здесь еще до секуляризационной реформы 1764 г., а с 60-х гг. XVIII в. пустынь была превращена в приходскую церковь. Монастырские здания были уничтожены в 1930–1931 гг. Историческое сведение об Аглимозерской пустыни Карг[опольского] уезда.

http://sobory.ru/article/?object=32902

821. Илоезерская – Иродионова – Озадская – Родионовская, мужская пустынь, ныне погост Родионовский или Междуозерье, Новгородской губ., Белозерского у., в 42 вер. к югу от Белозерска, при озере Илозере, иначе Родионовское, верстах в 2 южнее Озадского озера. Основан в XVI ст. преп. Иродионом, учеником преп. Корнилия Комельского, ушедшим в пустые места после смерти своего учителя в 1537 г. и скончавшимся в 1541 г.; мощи его почивают под спудом, а память совершается ежегодно 28 сент. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 290; Ратшин, 403; “Словарь ист. о свят.», 123; “Новгор. сборн.», I, 191 (опис. прихода); “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 76; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 129, 264; Ключевский, “Жит. свят.», 337; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 47. 822. Ильинская – Машеозерская или Машина, мужская пустынь, ныне погост Машозеро, Олонецкой губ., Петрозаводского у., в 19 вер. к юго-юго-зап. от Петрозаводска и в 15 вер. от зап. берега Онежского оз., на острове оз. Маше. Основана в 1563 г. быв. игуменом Александро-Свирского м-ря Иоасафом; в начале XVII ст. разорена литовцами, но возобновлена при царе Вас. Ив. Шуйском. Упразднена в 1764 г. Сохранились 2 церкви: св. Илии и Василия Великого ; последняя построена в 1683 г. В день пр. Илии, 20 июля, здесь бывает большое стечение богомольцев. “Ист. Росс. Иер.», V, 59; Ратшин, 421; Пушкарев, “Олонец. губ.», 80; Дашков, “Олонец. губ.», 109, 193; “Памят. кн. Олонец. губ.», 1867 г., Отд. III, 17; “Олонец. губ. вед.», 1845 г., 4 (кратк. извест.); 1850 г., 36 (Опись мон. в 1627 – 1629 год.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1006, 21; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38; “Чтения в И. Общ. ист.», 1870 г., IV, Отд. 2, 82–90 (Барсова, “М-рь Клименцы и приписн. м-ри»); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1854 г., VIII, смесь, 10 (Машеозеро в окрестн. Петрозаводска); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», VIII, 1728 г., прилож., XII (опись вещам). 823. Ильинская – Плесская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, на берегу р. Шата, близ села Ильинского, Тульской губ., Богородицкого у., верстах в 40 к сев. от Богородицка, близ границы Тульского у. Существовала в XVIII ст., до 1745 г. принадлежала к Синодальной области и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

692. Введенская – Заозерская или Озерская – Зосимо – Савватиевская, а также Езерская, мужская пустынь, ныне село Подмонастырская Слободка или Монастырь, Вологодской губ., Тотемского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Тотьмы, при рч. Строптице, верстах в 15 к сев.-вост. от оз. Сондушского. Основана в ст. иноком Евфимием, который управлял ею с 1614–1625 г. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 134; Ратшин, 77; Савваитов, “Опис. Спасо-Сумор. мон.», 46 (у всех показан год основания 1722 г.); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», 20 (Дела архива 1684 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 775; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 7 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 693. Введенская – Островская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Владимирской губ., Покровского у., в 4 вер. к зап. от Покрова, на острове озера Вятского, на берегу которого устроена гостиница для богомольцев. Основана в конце XVII ст. иноками Сергием и Тимофеем Антониевой пустыни, бывшей при гор. Покрове; в 1727 г. иноки и имущество переведены в Богословский мон. Богородского у., Москов. губ., а церковь и здания проданы, но в 1729 г. дозволено снова строиться собравшейся здесь братии. И. Сомойлов, “Ист. опис. Введев.-Остров. пуст., Владим. губ., находящейся на острове озера Вятского», Москва, 1830 г.; тоже 1860 г. с литограф. карт.; “Ист. Росс. Иер.», V, 376; Ратшин, 37; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 83; “Владим. сборн.», 1857 г., 113; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 726; Проценко, “М-ри в России», 14; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXXXV, XXXV (в 1723 г. при перене-сении мощей св. Алекс. Нев. из Владимира встречал строитель с крестами). 694. Введенская – Уздринская или Узринская, мужская пустынь, ныне село Монастырское – Уздринский Погост, Архангельской губ., Шенкурского у., Липовской волости, в 112 вер. к юго-зап. отъ Шенкурска, недалеко от границы Вельского у. Вологод. губ., близ впадения рч. Уздры в Пую. Основана въ XVII ст.; в 1646 г. упоминается строит. Сергий; в 1681 г. постановлено приписать к архиер. дому на Ваге; упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 466; Ратшин, 14; Пушкарев, “Описание Российской Империи, Архангельская губ.», I, 34; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 189; “Архан. губ. вед.», 1858 г., 7 (монастырские владения); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 772, 38; “Собр. госуд. грам. и догов.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. новых архиер.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имела 208 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 30 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. здесь было: иеромонах, 2 крылошанина, 9 монахов и 8 служителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 358 (пустыни принадлежала Подмонастыр. слободка; здесь названа Золотоношская). 1294. Успенская – Княжая или Княжева, мужская пустынь, ныне погост Княжая пустынь, Костромской губ., Кологривского у., в 25 вер. к юго-вост. от Кологрива, по дороге в Макарьев, при рч. Княжей, впадающей в Унжу. По преданию, она основана в XVI ст. Игнатием Фомичем Цызаревым, который принял здесь иночество. В 1678 г. о ней упоминается, как о безвотчинной, а в 1764 г. она упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 544; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 156; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 5, 99 (об остатках древн. зданий). 1295. Успенская – Паройская или Пройкова – Липецкая, мужская пустынь, ныне церковь Успения в селе Студенках, Тамбовской губ., Липецкого у., в 1 вер. к сев.-вост. от Липецка, при впадении рч. Студенки в Воронеж. Основана на месте явления иконы Божией Матери в 1701 г., вероятно, Имп. Петром I, который посетил эту местность в 1700 г. и пользовался здесь минеральными водами. В 1724 г. к ней были приписаны Красногорский или Красноводский Спасский, что в Романовской слоб., и Успенский м-рь в Епифани. Упразднена в 1764 г. с переводом братии в Тамбовский Казанский монастырь. “Ист. Росс. Иер.», V, 16; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.», 190; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 54, 285; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.). 1296. Успенская – Салалейская или Солелейская, иначе Салолчевская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, находилась в Пензенской губ., Нижнеломовского у., на рч. Салалейке, за р. Мокшею, от Нижнего Ломова в 9 вер., а от Верхнего Ломова в 14 вер. В 1689 г. пустынь имела церковной земли перелогом и лесом 22½ четверти, сенных покосов копен на 50, которым владеют Нижнеломов. уез. села Лукиной Поляны выборные солдаты. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 2; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114 (находилась в самом городе, была безвотчинною, довольствовалась от подаяния христолюбцев); Строев, “Спис. иер. и наст.», 961 (Салалейская пуст. – строит. Маркелл, 1751 г.), 962 (Успенский, что на Сололенской горе – строит. Гурий, 1728–31 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 144 (опис. 1689 г. церковн. утвари в пустыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010