крест Господень, разрешающий наши грехи, и ежегодно восставляя нас своим воздвижением, и ветшающая от грехов наши сердца обновляя крестом Господа, мы искуплены от клятвы законные. Пригвоздившись на кресте Христос Господь раздрал рукописание грехов наших, на кресте Господь умертвил все наши прегрешения и соблазны, дав оный нам как оружие противу врага. Крестом умерщвлена смерть и разрушен ад, Адам, грехом умерщвленный обновился паки крестом, и освободилась от клятвы Евва, как древом он потерял рай, так древом же креста опять вселился в рай. Видев св. крест, смерть вострепетала и освободила одержимых ею всех от Адама до Христа. Крест – наша победа, он наше оружие на врага. Знаменуя себя крестом, не боимся мы и видимых и невидимых врагов, крест – целитель наших страстей, он удовлетворяет наши желания, покоя наше сердце, он есть хранитель самый надежный всех христиан, крестом мы осеняем и тело наше, и пищу, и зло не прикоснется нам, и все беды наши отойдут от нас. Посему, поклоняясь животворящему кресту Господню и лобызая оный со страхом, отторгнем от себя всякое зло, ярость, гнев, клевету, мздоимство, студодеяние, пьянство и возлюбим мир, кротость, трезвенную жизнь, страннолюбие, пост, чистоту. Это ангельская жизнь, этим православные спасаются. 15 сентября О помыслах, смущающих душу из Лимониса Один инок, живший в пустыни был мучим помыслом блуда, который помысл и открыл одному старцу – Пахону. Вот что отвечал ему сей старец: не удивляйся сему, ты знаешь, что искушение сие случается с тобою не от лености, что может подтвердить тебе самое место, свободное совершенно от женщин. Но брань сия восстала на тебя за твою добродетель. Искушение восстает иногда от довольной жизни, воздвизаемое от плоти, иногда же находит искушение в мыслях, а иногда диавол по зависти воздвигает искушение. Вот я уже стар, сорок лет живу в одной келлии, но и по ныне диавол смущает меня (в подлиннике; пакость ми дает). 16 сентября О Дорофее пустыннике О сем отце Дорофее, игумене одного монастыря рассказывал один из братии на пользу душевную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Песнь 8 Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющыя: благословите, вся дела Господня, Господа. Постнических подвигов желая сподобитися, пресельник отечества Ярославскаго стал еси, преподобне отче наш Дорофее, и, пришед во обитель Псково-Печерскую, ветхаго совлеклся еси человека, добродетелей украсився множеством; темже и избра тя Пречистая Дева пренести образ Свой светозарный из Печерских предел во страну твою отчую, да и тамо возсияет сугубне благодать Богородицы Преславныя. Отрасле духовная обители Печерския, Богоносе смиренный Дорофее, издревле страна Псковская и страна Ярославская велику к тебе имут веру, яко в первей сам умудрися духовне, во другой же иныя умудрял еси, в пустыню твою Югскую приходящия; темже тя, Христова угодника, величаем. Лазаре, благочестия подвижниче, равноангельным и праведным житием твоим в затворе наследник явился еси благ вечных, и яко в меру похвалы преподобных достигл еси смиренномудрия ради, такожде и нас, грешных, в покаянии смиреннейшем утверди, да и мы молитвами твоими просветимся и избавимся от сетей вражиих, отче наш преблаженне. Богородичен: Богородицу и Матерь Света Тя присно величающе, и ныне же гласы умиленными Тя воспоим, яко даровала еси нам собор преподобных Псково-Печерских славный, едина Чистая и Благословенная. Песнь 9 Ирмос: Безначальна Родителя Сын Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная, тем Всепетую Богородицу величаем. Яко не сокрыша недра подземная сокровища мощей ваших, источаете ими ток благодати, преподобнии Псково-Печерстии, и всем верным ю изливаете, омывая тоя души наша, да и мы внидем чисты ко Христа Бога трапезе и небеснаго веселия причастницы будем, ваш собор почитающе, заступницы нам всеблаженнии. Величает вас, преподобныя своя, обитель Псково-Печерская, на Святой горе храм во имя ваше воздвигшая – яко споборником крепким в трудех и молитвах; таже и просит отцы своя умильно: молите Христа Бога оставление согрешений даровати чтущим любовию святую память вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дорофее, нарочито, при обзоре епархии, заехал в его келью, чтобы познакомиться с ним. Старожилы рассказывают, что при свидании и епископ, и отшельник долго препирались, прося друга у друга благословения. Наконец, преосвященный согласился на прямолинейные доводы старца и первый благословил его, после чего уже и о. Дорофей решился благословить епископа. Рассказывают еще, что вскоре по открытии Московско-Варшавского шоссе, проведенного через Якимовичские леса, один вновь посвященный епископ (по имени Иоанн) проезжал из Москвы к месту своего служения. На ст. Софийской, из окон которой по одну сторону шоссе Кулешова Буда и Чепеницы, а по другую – Зимницы, епископ услыхал об о. Дорофее и пожелал навестить всеми уважаемого пустынника. Он представился слепому старцу как простой монах, но о. Дорофей сразу же назвал его сан и подошел под благословение. Изумленный епископ просил у старца прощения, что намеревался искусить его, скрыв свой настоящий сан. Соседний богатый и знатный помещик Сергей Николаевич Шупинский также почитал о. Дорофея. О. Дорофей относился к своему соседу со своей обычной прямотой и благодарил Господа за потерю зрения. Умер старец 13-го сентября 1865 года, 85 лет от роду, проживал в Рославльских лесах более 60 лет. Многие приезжие из Москвы и других городов застали его уже в гробу. При погребении, у Шупинского с Брейером возник спор, на чьей земле похоронить старца. Шупинский телеграммой испросил у преосвященного Антония разрешение погребсти старца в своей усадьбе, возле своего домового храма. Приехавший на погребение Рославльский игумен Анфим, по распоряжению епископа, облек умершего в схиму. Хоронил старца о. Анфим с 10-ю священниками из соседних сел. От кельи до храма прах его сопровождало множество народа всякого звания и состояния. Могила старца находится возле церкви сельца Никольского и украшена богатым памятником, сооруженным усердием Шупинского. Лес же, где старец жил, теперь весь вырублен, и только место бывшей кельи его отмечено оградой с простым деревянным крестом посредине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я у старца еще ни разу не была. Когда направилась к нему, зашла перед этим в монастырскую церковь и долго молилась Господу. Его келлия оказалась на черном дворе. Он разговаривал с приходящими к нему за советом через окно, а сам лежал на деревянной лежанке возле окна. Одет был в белую рубаху, седой, глаза голубые. Когда его увидела, сердце растаяло во мне от умиления и любви: ангельская чистота, кротость, рассудительность, — все в нем было не от мира сего. Согрелась моя душа рядом с этой прекрасной душой. Он принял меня с великой любовью, долго со мной говорил и в конце концов произнес: “Ты не только должна помочь падшей сестре, но и много претерпеть за нее. Скажи от моего имени матери Дорофее, что если не помогут этой сестре, то пострадает она и монастырь” . Поцеловав старцу руку и испросив его святых молитв, ушла, благодаря Господа за приобретенное сокровище. Обо всем рассказала матери Дорофее, на что настоятельница и некоторые из сестер возмутились: “Кто такой этот Филимон, чтобы нам его слушаться?” В одном селе, в тридцати километрах от монастыря, жил священник — отец Стахий, который, посещая монастырь, иногда заходил ко мне. Он меня очень уважал. При случае я попросила его взять согрешившую сестру в свой дом на какое-то время. Мать Дорофея, монастырский священник и часть сестер восстали против меня. Те, кто был мне близок, продолжали приходить в свободное время, и я терпеливо объясняла, что, если презрим человеческую душу и не поможем ей в трудную минуту, мы не монахини. Мать Дорофея потребовала, чтобы я, как и прежде, молчала, запретила сестрам ходить ко мне. Я обещала продолжить молчание после праздника Святой Троицы. По вражескому действу она чрезвычайно озлобилась. Мне было жалко ее. Созвали монастырский совет. Она стала говорить, что я в прелести, “совсем как Исаакий” . Позвали всех сестер (пришло сто с лишним человек), мать Дорофея начала меня принуждать: “Скажи им, что ты в прелести” . Я поклонилась сестрам и сказала: “Простите меня, я в прелести” . Близкие мне сестры плакали, но я их утешила.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

Богородицы мон-рь (мужской, ныне с. Ферапонт Буйского р-на, основан, вероятно, в XV в., по неизв. причине прекратил существование в 1-й пол. XVI в., возобновлен в 80-90-х гг. XVI в., упразднен в 1764), Тихонов мон-рь (мужской, в Костроме, время основания неизвестно, упразднен до 1628), Зачатиевский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1759), Флоро-Лавровский мон-рь (мужской, на берегу Галичского оз., время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1726), Успенская Жукова пуст. на р. Солде (мужская, ныне дер. Солда Солигаличского р-на, впервые упом. в 1515, упразднена в 1764), Николо-Надеевская пуст. (мужская, близ совр. дер. Паново Антроповского р-на, впервые упом. в 1532, упразднена в 1764 и обращена в приходскую церковь - Никольский погост; в 1826 погост приписан к Кривоезерской Троицкой пуст. Возобновление пустыни начато в 30-х гг. XIX в. С 1856 - самостоятельная обитель. В 1912 из мужской обращена в женскую. Формально закрыта в 1919, фактически закрытие растянулось до 1923), Богоявленский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., упразднен в 1764), Крестовоздвиженский мон-рь (мужской, в Костромском кремле, упом. в 1580, в 1681 обращен в женский, упразднен в 1773), Успенский мон-рь (мужской, у впадения р. Андобы (Андомы) в р. Кострому (ныне дер. Пустынь Костромского р-на), время основания неизв., упразднен до нач. XVII в.), Рождественский мон-рь, «что на ямах Черного бору на р. Нее» (мужской, ныне с. Парфеньево Парфеньевского р-на, предположительно возник в XVI в., упразднен, вероятно, в нач. XVIII в.), Успенская Княжая пуст. (мужская, на р. Княжей, в 25 км к юго-востоку от Кологрива; время возникновения неизв., существовала уже в кон. XVI в., упразднена, вероятно, в сер. XVIII в.), Спасская Унженская пуст., что на Красной горе (мужская, ныне с. Красногорье Макарьевского р-на, известна с кон. XVI в., в 1620 приписана к Макариево-Унженскому мон-рю, упразднена в 1764), Спасо-Подвязный мон-рь (мужской, в Костроме, время возникновения неизв., существовал уже в нач.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

1) МАКАРИЙ, Основатель этой обители, с 1439 по 1504 год. 2) АВРААМИЙ, Возобновитель монастыря сего, жил во времена Царя Михаила Феодорича. 3) МИТРОФАН, с 1682 года, хиротонисан в Епископа Воронежского. 4) ЛЕОНТИЙ, подписался на Регламенте Духовном в 1730 году. 5) ФИЛАРЕТ. Прибавление из VI тома Макарьева Оптина Козельская пустынь Ныне именуется так: ОптинаВведенская Козельская . См. в поправку и дополнение ниже под статьёй Оптина. Макарьевская или Макарьева пустынь Мужская, упразднённая. Упоминается в 1672 году в Новгородской Епархии по конец посада города Городца, от Новгорода к юго-западу в 60 вёрстах; ныне состоит Санкт-Петербургской Епархии, в Лугском уезде. Макариевская пустынь Мужская, упразднённая, Архангельской Епархии. Находилась в уезде города Шенкурска расстоянием от оного в 15 вёрстах у озера, именуемого Ума; основана в 7175/1667 году старцем Антонием. Пустыня сия по состоявшимся в 1764 году Штатам положена была в число своекоштных, почему и настоятельство было Строительское; но в 1779 году монашествующие переведены в Троицкий Шенкурский монастырь. От этой пустыни остались две небольшие ЦЕРКВИ, из которых 1) во имя Воскресения Христова с приделом; 2) Пр. Макария Желтоводского сооружены в 7182/1674 году старцем Германом и освящены: Воскресенская того же года Октября 17, а Макарьевская в 7187/1679 году, Июня 26. Макарьевская или Макарьева Оптина Козельская пустынь Калужской Епархии заштатная мужская. Находится в Козельском уезде от города Козельска к северо-востоку в 3 вёрстах на правой стороне реки Жиздры. В ней две ЦЕРКВИ каменные, первая во имя Преподобного Макария, вторая на воротах Введения во храм Пресвятой Богородицы. ОГРАДА вокруг пустыни и КЕЛЬИ каменные внутри оной построены иждивением девицы Елисаветы Шепелевой. К этой пустыни отмежёвано земли 162 десятины 1.538 саженей, на которой покосы изрядные и лес строевой сосновый. Макарьевская пустынь Что при слободе Решме, Костромской Епархии, мужская. Находится в Луховском уезде при слободе Решме близ реки Волги.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1620, упразднен в 1764), белгородский Рождество-Богородицкий (женский, в Белгороде, основан в 1622, упразднен в 20-х гг. XX в.), Карповский Покровский Соловецкий (мужской, на берегу оз. Карповского, недалеко от г. Н. Оскол (ныне Белгородской обл.), основан ранее 1626, упразднен в 1725?), путивльский Борисоглебский (мужской, в Путивле (ныне Сумской обл., Украина), упом. в 1626, упразднен в 1762), Хотмыжский Знаменский (мужской, близ Хотмыжска (ныне с. Красный Куток Борисовского р-на Белгородской обл.), упом. в 1642, упразднен в 1842), Подмелогорская Пятницкая пуст. (мужская, близ Белгорода, упом. в 1644, ок. 1690 приписана к белгородскому Николаевскому мон-рю, упразднена в 1843), Коренная Николо-Ратенская пуст. (мужская, близ совр. с. Устинка Белгородского р-на и обл.), упом. в 1646, упразднена в 1764), Карповский Троицкий Соловецкий (женский, существовал на месте с. Карпов Город Белгородского у. (ныне Яковлевского р-на Белгородской обл.), основан ранее 1652, упразднен в 1764), старооскольский Свято-Троицкий (мужской, в г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.), упом. в 1659, упразднен ранее 1764), льговский Димитриевский (мужской, близ совр. г. Льгов Курской обл., основан в 1669, в 1678 приписан к московскому Высокопетровскому мон-рю, упразднен в 1764), Корсунско-Богородицкий (женский, в дер. Новосильцова (Новосильцево) (ныне в черте Белгорода), известен с кон. XVII в., в 1717 преобразован в скит белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря), старооскольский Успенский (Преображенский) (Тюмафтина пуст.) (женский, в г. Ст. Оскол, основан в XVII в., упразднен в 1743), Борисовская Тихвинская пуст. (женская, на месте совр. пос. Борисовка Белгородской обл., основана в 1709, упразднена в 20-х гг. XX в.), Товолжанская Зосимо-Савватиевская пуст. (мужская, близ совр. с. Шмарного Старооскольского р-на Белгородской обл.), известна с 1709, упразднена в 1721-1724), хотмыжский Покровский (женский, близ Хотмыжска (ныне Белгородской обл.), упразднен в 1725), Яблонова Димитриевская пуст. (мужская, находилась близ совр.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

964. Николаевская – Солбинская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Владимирской губ., Переяславского у., в 40 вер. к сев.-зап. от Переяславля, на правом берегу р. Солбы. Неизвестно когда основана, но несомненно уже существовала в XVI стол., ибо в начале XVII ст. была разорена поляками и оставалась невозобновленною до 1711 г., когда в ней была построена церковь св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», VI, 176; Ратшин, 36; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 72; губ. вед.», 1844 г., 53; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 727; Проценко, “М-ри в России», 36; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1850 г., XXX, 212 (Загоровская вотчина; пожар в 1849 г.). 965. Николаевская – Цивецкая, мужская, ныне озеро Цивец, выпускающее рч. Цивцу, которая впадает с левой стороны в р. Кубену, несколько выше Троицкого погоста, Вологодской губ., Кадниковского у., верстах в 50 к сев. от Кадникова. Уже существовала в XVII ст.; в 1692 г. упоминается черный поп Александр. По раскладке подворных денег в 1718 г. принадлежала к числу не самых скудных в епархии. В 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», 650; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 787; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.», 28. 966. Николаевская – Чернораменская – Кезенская, мужская пустынь, ныне село Никольское или Чернораменская пустынь, Нижегородской губ., Семеновского у., в 33 вер. к зап. от Семенова, при рч. Кезе. Существовала в XVII ст.; в 1670 г. ею управлял строитель Ефрем; упразднена в 1764 г. Нынешняя церковь во имя Тихвинской Бож. Матери построена в 1822 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 361 (назван Кезенский или на Кезе Николаевский); VI, 700; “Стат. Экспед.», 1853 г. в “Нижегор. губ.», рукопись; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 625, 21. 967. Николаевская – Чуркинская – Высокогорская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Астраханской губ., Красноярского у., в 42 вер. к юго-вост. от Красноярска, на возвышенном острове, образуемом впадением Чурки в Каспийское м. Основана на месте монастырской рыболовной ватаги в 1731 г. архимандритом Спасо-Преображенского Астрах. мон. Мефодием, впоследствии бывшим епископом Астраханским. В 1852 г. в нем учреждено общежитие. Будучи окружен инородческим населением, имеет миссионерское значение. При м-ре учреждена школа. “Ист. Росс. Иер.», VI, 718; Ратшин, 18; “Опис. монаст.», 1817 г., 128; “Памят. кн. Астрахан. губ. на 1876 г.», Отд. II, 26; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1852 г., 10 (учрежд. общежития); 1884 г., 234 (школа); “Чтения в И. Общ. ист. и древн Росс.», 1848 г., 7, смесь, 80 (Иерархия Астрахан. епархии); “Астр. г. в.», 1850 г., 4 (Михаилов, Чуркин. пуст.); 1859 г., 7 (Поездка в пустынь, в стихах; здесь, между прочим, в примеч. сказано, что в 1858 г. заложен обширный храм).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Демянский Усть-Узский в честь Рождества Христова (мужской, на левом берегу Шелони, при впадении в нее Демянки, ныне дер. Демянка Порховского р-на Псковской обл.; впервые упом. под 1352), Преображенский (мужской, в Порхове; возможно, существовал в 1399), Омучская Успенская Феофилова пуст. (мужская, на р. Омуге (Омучи), ныне дер. Феофилова Пустынь Струго-Красненского р-на Псковской обл.; по преданию, основана в 1396, документально известна с 1577), Удомельский Иоанно-Богословский (мужской, на полуострове между озерами Песьво и Удомля, ныне урочище Троица Удомельского городского окр. Тверской обл.; известен с 1486), Николаевский Пустынный (мужской, близ Торжка (ныне в черте г. Торжка Тверской обл.); известен с XV в.), Ильинско-Воскресенский (мужской, в г. Устюжне Вологодской обл.; известен с 1545), Ругойская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Ругуй Тихвинского р-на Ленинградской обл.; известна с 70-80-х гг. XVI в.), Забережская Преображенская пуст. на р. Молога (мужская, ныне дер. Спас-Забережье Максатихинского р-на Тверской обл.; известна с 1581), Посолотин Успенский «Новые Печеры» (мужской, ныне дер. Посолодино Плюсского р-на Псковской обл.; известен с 1581), Сяберский в честь Спаса Нерукотворного образа (мужской, ныне дер. Сяберо Лужского р-на Ленинградской обл.; документально известен с 1581), Чернозерский Николаевский в Щирском погосте (мужской, на острове оз. Чёрного, ныне на границе Струго-Красненского и Плюсского районов Псковской обл.; известен с 1581), Удомельский Пятницкий (женский, у оз. Песьво близ г. Удомля, ныне Удомельский городской окр. Тверской обл.; впервые упом. в 1551), Николаевский Плёсский (мужской, ныне дер. Плёссы Бежаницкого р-на Псковской обл.; известен с 1583), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на левом берегу Шелони, в г. Порхове Псковской обл.; как мон-рь известен с 1584), Бежецкий Введенский (мужской, в г. Бежецке Тверской обл.; по преданию, основан в сер. XV в. прп. Нектарием Бежецким; документально известен с 1588, в 1722-1727 и в 1730-1744 приписан к Антониеву Краснохолмскому мон-рю), Городецкий Георгиевский (мужской, ныне дер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1768 . Николаевская – Иловицкая, мужская пустынь, ныне погост Никольская пустынь или Иловицы, Твер­ской губ., Вышневолоцкого у., в 58 вер. к юго-зап. от Вышнего Волочка. В 1670 г. упоминается строит. Александр. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 486. 1769 . Николаевская – Мокрая, мужская пустынь, совсем упраздненная, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 40 вер. к вост. от Вологды и верстах в 20 к сев.-сев.-вост. от Грязовца, на правом берегу р. Сухоны, недалеко от ны­нешнего сельца Никольского Старого. Ис­тория ее неизвестна, но в начале XVI ст. в ней был строителем Антоний. В 1620 г. приписана к Вологод. архиер. дому; около 1764 г. сгорела и не была возобновлена. “Ист. Росс. Иер.”, V, 93; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.”, 28; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 763; “Акты истор.”, III, 84 (Ж. гр. 1620 г. Вологод. Софийск. собору на монастырек Никола чудотв. Мокрой); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 6 душ крест.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 245 (дозорная книга 1613 г. владений пустыни); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VIII, 1728 г., прилож., CXV, XI (в ней находились 2 начальствующих и 10 монахов). 1770 . Николаевская – Пироская, мужская пустынь, ныне погост Пирос, Новгородской губ., Боровичского у., в 22 вер. к югу от Борович, на зап. берегу обширного оз. Пироса, близ Ни­колаев. ж. дороги. В грамоте патр. Ни­кона 1664 г. читаем: «В нынешнем в 172 г., февр. в 10 день, бил нам челом Новгородцкого уезду Николской пустыни старец Пимин: состроил де он в Пироском погосте, по благосло­вению митроп. Макария, новую церковь Николы чудотвор., а старой де церкви, что впусте стояла, сыскал образы, кои были рознесены, и обыскал де он ныне местный образ Николы чудотв., и из алтаря местные иконы, да клепало желез­ное...». Затем старец Пимин просит все это возвратить, а патр. Никон ука­зал Иверскому архим. Филофею все эти вещи розыскать. Митроп. Макарий был в 1542–1563 г., следоват., Пимену было более 100 лет. В писцовой книге Деревской пятины, 1581 г., значится: «Погост Пироской на оз. на Пиросе. А на погосте храм верховныи Апостоли Петр и Павел, да придел Никола чудотв., да теплый храм Козма и Дамьян, сто­ят без пенья». Таким образом ста­рец Пимен сделал неверное показание; вероятнее, что пустынь была заведена здесь значительно позднее. Существующая церковь во имя ап. Петра и Павла осно­вана в 1757 г. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, 1857 г., VIII, прилож., 248; “Па­мятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 25; “Русск. истор. Библиот.”, V, 452.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010