Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Радуйся, Божественный Покрове всех притекающих к Тебе; Радуйся, скорая Услышательнице в молитвах наших; Радуйся, скорбящих радосте, обидимых заступление; Радуйся, в недузех скорое поможение; Радуйся, милосердная Целительнице душ наших; Радуйся, Святая Заступнице от действа диавольскаго избавляющая; Радуйся, всякаго прибегающаго с верою и любовию приемлющая; Радуйся, упование и предстательство верных. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 5  Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Владычице, егда девица со слезами много моляся пред чудотворным образом Твоим, прося об исцелении от слепоты душевныя и телесныя. Ты же Свет Небесныя радости той подала еси, открывая очи души и тела, да вси восхвалим Бога: Аллилуия. Икос 5  Видевше токи чудес от Югския иконы Твоея, мнози людие стекахуся на поклонение к ней. Ты же, о Всепетая Дево, всем, по коегожде потребе милостивно подавала еси, да христоименитии людие с сокрушенным сердцем благодарственно прославляют Тя: Радуйся, чудес неисчерпаемая бездно; Радуйся, потребная изливающая яко мед и млеко; Радуйся, Целительнице душ и телес наших; Радуйся, Скоропослушливо внемлющая молитвам смиренных; Радуйся, Милостивая, руку помощи требующим простирающая; Радуйся, Всецарице, от недугов избавляющая; Радуйся, Живоносный источниче Божия благодати; Радуйся, Чаше Неиспиваемая, Ею же получаем спасение. Радуйся, Благословенная Владычице,/мир и благоденствие верным подающая.  Кондак 6  Проповедают преславная чудеса Твоя, Царице Всепетая, вси людие православнии, ибо милость Свою источаеши на весь род христианский, спасая Покровом Своея благости от всех наветов вражиих и молитвами Своими избавляя от всех бед и напастей, да поим Богу: Аллилуия.  Икос 6  Возсияла еси икона Твоя, Пречистая Дево, Югская Одигитрия, яко звезда пресветлая среди звезднаго неба множества чудотворных икон Твоих, имиже вся вселенная просвещается Божиею благодатию, подвизая нас хвалебно взывати Ти: Радуйся, первописанный образ Твой благословившая;

http://pravicon.com/info-3835

После трапезы меня провели осматривать соборный храм, который выстроен по Саровскому образцу: стоит в самой средине монастыря; около него большое свободное пространство; он обширен и очень благолепен во всех отношениях. Одно мне не понравилось, что в алтаре есть гипсовые изображения молящихся ангелов; видно, что скопированы с итальянских, и потому отзываются чем-то католическим и в православном храме не соответствуют прочей обстановке. Мощи преподобного Дорофея, основателя и первоначальника обители (в 1615 году, а преставившегося в 1622) ,почивают под спудом, в придельном храме, возле собора; по нем совершают панихиду. По имени первоначальника своего пустынь именуется Дорофеевою, а название Югской получила от двух рек, Черного Юга и Белого Юга, при слиянии которых находится, и настоящее ее название Дорофеева Югская, но в народе ее называют просто Южской; она общежительная, заштатная. Бывают две ярмарки, одна 28 июля, другая в Преображениев день. Потом водили меня осматривать две небольшие церкви, находящиеся по углам монастыря, обе весьма красивы. Мне предлагали было пройти в ризницу осмотреть достопримечательности, но было очень свежо и я отказался. Площадка, на которой расположен монастырь, почти квадратная, и думаю, что и в длину и в ширину должна иметь саженей по 60; дорожки вымощены камнем, кустов и растений нет. Одну из сторон, восточную, занимает ограда, в средине которой Святые врата, а с прочих сторон здания, в которых помещаются: просфорня, трапеза, кухня, погреба и прочие хозяйственные строения, все выходит лицевой стороной на монастырь. Воду для монастырской потребности откуда-то из за ограды привозят в бочках и посредством жолобов переливают ее в кухню и куда нужно. Нахожу, что это очень затруднительно, и думаю, что гораздо легче бы провести ее в монастырь один раз и навсегда, посредством труб, да безопаснее было бы на случай пожара, и не представляется большого затруднения, потому что вода от монастыря недалеко, разве только нехороша и не пригодна для употребления, о чем я, впрочем, не расспрашивал и делаю это замечание, соображаясь с местностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

2 Рыбинское водохранилище, или Рыбинское море, планировалось как самое крупное в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 г. у деревни Переборы, выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 г. русло Волги перекрыли, 13 апреля 1941 г. после наполнения чаши Рыбинского водохранилища ушла под воду восьмая часть Ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье пойменных заливных лугов, также более 70 тыс. гектаров веками возделываемой пашни, более 30 тыс. гектаров пастбищ, более 250 тыс. гектаров грибных и ягодных лесов. 3 Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основан в 1875 г. Со временем монастырь стал одной из трех «женских лавр» России, наряду с Дивеево и Шамордино. В канун 1917 г. в нем проживали почти 700 насельниц. Леушинский монастырь пользовался духовным покровительством св. прав. Иоанна Кронштадтского . Начиная с 1891 г. кронштадтский пастырь почти каждое лето посещал Леушино. Монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941–1946 гг. был затоплен водами Рыбинского водохранилища. 4 Югская Дорофеева пустынь находилась в 15 км от г. Молога; была основана при впадении р. Юги Черной в р. Югу Белую в самом начале XVII в. В монастыре находилась чудотворная Югская икона Божией Матери. В 1920 г. в стенах монастыря разместили детскую трудовую коммуну. Все земли и многие хозяйственные строения вне монастыря отошли колхозу. К середине 1920-х гг. монастырь был закрыт окончательно, а в 1930-е на территории бывшего монастыря обосновался «Волгострой». 5 Некоторые историки не признают документ, сообщающий, что при затоплении края под Рыбинское водохранилище погибли люди. Недоверие к документу вызвано в основном тем, что не сохранился его оригинал, только сканированная копия. Также вызывает у исследователей сомнение достоверность того факта, что водохранилище якобы заполнялось постепенно, по несколько сантиметров в день, в течение семи лет (с 1940 по 1947 г.). 6 Здесь и далее цитируется по воспоминаниям протоиерея Павла Недосекина (сына протоиерея Владимира Недосекина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К началу XIX века территория современной Курганской области входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. До середины XIX века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины. В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года. За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов. Святыни [ править править код ] - Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. - Ковчег с частицами мощей св. благ. вел. кн. Александра Невского; святителя Николая Чудотворца; священномученика Харалампия, еп. Магнезийского; мученика Трифона; св. прав. Иоанна Русского, исповедника. - Икона «Спас Нерукотворный». - Икона Пресвятой Богородицы «Целительница». Икона Пресвятой Богородицы «Целительница» является особо почитаемой верующими, так как она прославилась многими исцелениями страждущих. За помощью к ней прибегают во всяких скорбях и недугах, в том числе и при онкологических заболеваниях. - Икона Божией Матери «Скоропослушница». На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на Св. Афонской горе в Скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею 1902 г.». — Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона. На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия Св. Икона писана и освящена на Афоне в Русском Св. Пантелеимона Монастыре». — Чудотворная Югская икона Божией Матери «Одигитрия» (1615 г.). Явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) Югская произошло в Псково-Печерском монастыре в 1615 году схимонаху Дорофею. Святой образ прославился многочисленными чудесами и знамениями милости Божией к людям. Некогда Матерь Божия обещала преподобному Дорофею даровать спокойное, мирное и благоденственное житие. Об этих же дарованиях ныне молятся Божией Матери пред перед Ее чудотворной иконой, сохранившейся до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Курган

В посл. четв. XIX в. в Югской Дорофеевой пуст. создавались деревянные резные иконы Д. (частные собрания в Москве и Ярославле). Фигура преподобного, стоящего на одном колене, в рясе, короткой мантии и невысокой скуфье, с окладистой бородой и длинными прядями волос, с лучеобразным позолоченным нимбом, икона Божией Матери в сиянии из тонких лучей, облачный сегмент в левом верхнем углу вырезаны из дерева. Крона дерева составлена из коротких еловых или др. веток. Детали композиции укреплены на фоне из серебристой или окрашенной в мягкий зеленый цвет фольги и помещены в киот с орнаментированной рамкой (тисненая фольга и тонкие спирали из древесной стружки). На оборотной стороне киота подобной иконы (ЯХМ) находится датированная надпись чернилами: «…племяннику пошехонскому куп[цу?] Антонию Васильевичу и племяннице Марье Дмитриевне Серебряковым от родного дяди… [Юг?]ской Дорофеевской пустыни казначея иеромонаха Флавиана посылается сия икона Божией Матери февраля 19 дня 1889 года. Югская Дорофеева пустынь». В кон. XIX - нач. XX в., очевидно, по заказу Югской Дорофеевой пуст. в Ростове были изготовлены живописные эмали с изображением Д. Типичным примером является небольшая финифтяная икона в металлическом окладе с характерными штампованными херувимами по углам (частное собрание, Ярославль) - молящийся святой представлен справа, среди деревьев с необычными пирамидальными кронами, а также образок того же времени (1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus, 988-1988: Russische Heilige in Ikonen museen der stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 110-111). В виде традиц. иконы в раме и деревянном киоте оформлен финифтяный образ Д. кон. XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) - центральная и 4 угловые эмалевые дробницы с избранными святыми размещены в тонко проштампованном орнаментированном окладе из фольги ( Федорова М. М. Из новых поступлений//СРМ. 2000. Вып. 11. С. 243-244). Редкой иконографической особенностью является изображение Д. в рост, стоящим перед иконой. Лит.: Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1894. С. 7-12; Рус. чудотворная икона: О Тебе радуется: Иконы Богоматери XVI-XIX вв./ЦМиАР. М., 2000. С. 364-367. Кат. 68; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 99-101. Кат. 33; Полушкина Л. Л., Хохлова И. Л. Паломнические реликвии из Югского мон-ря//Правосл. паломник. 2007. 3(34). С. 70-75.

http://pravenc.ru/text/180249.html

Архимандрит, побывав в Москве у самодержца, снова возвращается в обитель Святой Троицы и к чудотворцам; когда же он вошел в сени своей кельи, повторяя обычные молитвы, подавая братии благословение, тот Дорофей опять выходит к нему сам, совсем немощный, прося благословения у него, особенно же прощения. благословил его и простился с ним, и пошел в церковь , облачился в ризы, намереваясь отслужить молебен за царское многолетнее здоровье, как обычно бывает в обители Святой Троицы и чудотворцев Сергия и Никона по приезде властей. И прежде чем ему начать молебен, он был оповещен, что инок Дорофей отошел к Господу. Он залился слезами и после церковной службы совершил погребение его со всем собором; и все благодарили Бога, давшего такую благодать просящим у него с верою. Многие прочитали это повествование и, не зная жития , усомнились и говорили: «Невозможно быть человеку в таких подвигах». Я же, убогий Симон, слышал это и послал это описание в Москву к ключарю соборной великой церкви Ивану по прозвищу Наседка, свидетелю Дорофеева жития и собеседнику, и сострадателю архимандрита Дионисия, о котором и прежде упоминалось: он подвизался с ним вместе при правке Требников. Когда этот Иван прочел , то написал мне следующее: «Я, многогрешный Иван, знаю об этом Дорофее, истинно все так именно было, как ты здесь написал, господине мой, ты же, отче честный, еще тогда не был у Живоначальной Троицы в монастыре. А что я, грешный, знаю об этом старце Дорофее, то я тебе здесь ясно пишу без лжи, что видел своими глазами, так именно у тебя написано. А что не написано у тебя, пусть будет тебе, честнейшему господину, ведомо, – я в архимандричьей келье много раз ночевал и писал много документов по духовным делам и грамот от властей для объединения земли; и про то знают Алексей Тиханов и иные подьячие. А про того старца Дорофея строгое святое житие достойно слушать рассказы. Я, бедный грешник, после московского разорения вскоре пришел в дом Пресвятой Троицы и застал того старца Дорофея за полтора года до его смерти и видел его все время больным; а болен он был не болезнью, его болезнь была у него от жестокого поста и от болыпой жажды; и ноги его опухли от стояния на службах, вверенных ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот год пост продолжался пять недель. Но вот наступило празднование в честь славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Меня повели на всенощную. Чтобы сестры не увидели, завели в алтарь через пономарскую. Началась всенощная, поют “Блажен муж” . Вдруг послышался шум автомобилей. Из уездного города, за сорок километров, прибыла комиссия: генералы, офицеры — румыны. Каким-то образом до них дошло, что в монастыре притесняют одну сестру, и вот они приехали расследовать случай. Позвали меня, спрашивают, какие у меня претензии. Я говорю: “Никаких” . — “За что Вас держат взаперти?” Я рассказала генералу (на немецком языке) историю с падшей сестрой. У одного офицера на глазах появились слезы. На другой день продолжили разбирательство, в результате запретили матери Дорофее держать меня под замком. Освобождение действительно состоялось в день святых Петра и Павла. Я снова поселилась в своей келлии, ходила на послушание — носила воду. Но злоба не стихла, сестры разделились: одни были преданы мне, другие — матери Дорофее. Видя такую непримиримость, решила оставаться в монастыре до Успения Божией Матери, а там, помолившись в годовщину смерти старицы Диодоры, больше уже не сдерживать своих чувств и просто-напросто уйти. Настоятельница написала владыке, что в монастыре появилось сектантство, что именно я и есть сектантка. Владыка прислал комиссию, в которую входили епархиальный миссионер, окружной благочинный протоиерей и еще один священник. Пришли ко мне, поговорили. Потом созвали всех сестер и объявили, что я не только не сектантка, но и… — сказали в мой адрес много похвальных слов. Миссионер протоиерей отец Георгий очень ко мне расположился. Он расспрашивал обо мне каждую из сестер в отдельности и на основании услышанного составил доклад владыке. Потом предложил поехать с ним в Кишинев к владыке на два-три дня. Я согласилась. По дороге попросила заехать к старцу Филимону. Пошла к нему за благословением. Он мне сказал: “Поезжай, две недели до Успенского поста походишь по церквям” . Ято думала, что еду на несколько дней, но вышло по слову Филимона.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

(CPG, N 7355). В нек-рых рукописях наряду с сочинениями, бесспорно принадлежащими Д. Г., помещаются тексты, авторство к-рых вызывает сомнения. Так, в Paris. gr. 1093 (XV в.) содержится пространное поучение, начинающееся со слов «Велик труд» (Πολς πνος), а в Escorial. 21-R. II. 1 (XII в.) - произведение, имеющее надписание «Слово… к старшим и совершенным» (Λγος... ες ρχαους κα τελεους). 2 неизвестных по др. рукописям Поучения Д. Г. сохранилось в ГИМ. Син. греч. 428; в ГИМ. Син. греч. 363 под его именем помещены «Главы» прп. Зосимы. В рукописях Crypt. Β. α. XX (965) и Cassin. 431 (XI в.) к 19-му поучению добавлен текст, принадлежащий свт. Иоанну Златоусту . 2 афонские рукописи (Ath. Vatop. 1, 3) приписывают Д. Г. нек-рые произведения из традиции свт. Иоанна Златоуста. Неск. неизвестных по др. рукописям изречений Д. Г. имеется в Paris. Coisl. 260 (XI в.) ( Regnault, de Préville . 1963. P. 32-33). Приложения В начале основного аскетического корпуса Д. Г. в рукописной традиции часто помещаются 2 древних приложения. 1-е имеет заглавие «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях» (Anonymi praefatio//PG. 88. Col. 1612-1613; CPG, N 7358) и принадлежит одному из учеников прп. Феодора Студита. 2-е - «Послание к брату» (Epistula ad fratrem de Dorothei vita et scriptis//PG. 88. Col. 1613-1617 - в этом издании отсутствуют § 5-7 послания; CPG, N 7359; BHGn, N 21162) - произведение неизвестного монаха, жившего не позднее VIII в. и собиравшего труды Д. Г. В этом вступительном послании, адресованном некоему почитателю Д. Г., именуемому «братом», кратко повествуется о жизни преподобного. Из содержания послания можно заключить, что монах-собиратель не входил в число монастырской братии (место подвигов к-рой после 634 г. неизвестно), ему были доступны лишь нек-рые творения Д. Г., собранные из разных мест (σπορδην) благочестивыми почитателями святого (Послание к брату. С. 17/Ep. ad fratrem 4). В рус. переводе 1-е вступление, более краткое, было опущено, возможно как утратившее полемическую актуальность, и заменено «Кратким сказанием о преподобном Дорофее», составленным, по всей вероятности, иером. Климентом (Зедергольмом). Русский перевод вступительного послания приводится без всяких сокращений. Свт. Феофан Затворник написал краткую заметку о прп. Дорофее во 2-м т. рус. Добротолюбия (C. 599-600). Рукописная традиция

http://pravenc.ru/text/180299.html

Что касается участия Дорофея в заседаниях I Вселенского собора в Никее (325 год), то он не упоминается ни в одном списке, ни в одном перечислении или упоминании у историков и хронистов об участниках собора, кроме (если не считать Феофана) Никиты Хониата (XII — начало XIII века). Этот церковный писатель в своей книге «Сокровище православной веры» со ссылкой на Феодора Мопсуэтского (ок. 350-428 год) пишет, что «Паулин, епископ Тирский, с Евсевием (имеется в виду Евсевий Никомидийский. — П.Л.) и другими семью епископами на Никейском соборе (I Вселенском соборе. — П.Л.) сначала не хотел принимать и подписываться под соборным определением, однако потом присоединился к его кафолическим сторонникам». Далее там добавляется, что «святой Дорофей, вернувшийся из изгнания, принимал участие в Никейском соборе; после этого он был восстановлен в церкви» . Здесь довольно механическим способом производится попытка примирения данных Феофана и сведений, которые дошли до нас во фрагментах из «Церковной истории» Филосторгия (V век), где также говорится о Паулине, который одно время был Тирским епископом, а после смещения арианами Евстафия, стал епископом Антиохийским (о епископе Тирском Дорофее в сохранившейся части Филосторгиевой истории не говорится ничего). Ко всем только что рассмотренным трудностям прибавляется еще несколько вполне достоверных фактов, которые делают свидетельство Феофана о Дорофее еще более загадочным, но одновременно и отчасти понятным (что станет видно по ходу анализа). Во-первых, епископ Тирский по имени Дорофей упоминается в одном из церковных посланий V века, адресованных папе римскому Льву I . Кроме того, о двух христианах с именем Дорофей говорит Евсевий Кесарийский. Первый из Дорофеев, которого упоминает церковный историк, был пресвитером в Антиохии, «муж красноречивый и полюбивший красоту богословия; он занялся изучением еврейского языка, чтобы читать Священное Писание по-еврейски со знанием дела. Не был он чужд и эллинского образования и его " свободных искусств " ; скопец по природе от самого рождения своего, он, по причине этой удивительной особенности, заслужил доверие императора и был назначен смотрителем пурпурных красилен в Тире» .

http://bogoslov.ru/article/888550

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010