Шарна Любимского у., впервые упом. в нач. XVII в., упразднен в 1764), Макариев Решемский монастырь (в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл., основан в кон. XIV или в нач. XVII в. как мужской, с 1901 женский, закрыт в 1927, возобновлен в 1998 как мужской, с 2006 женский), Афанасиевская пуст. (мужская, в г. Любим, возникла в нач. XVII в., упразднена в сер. XVIII в.), Преображенский мон-рь (мужской, в Данилове, основан в 1626, упразднен в 1640), Преображенский мон-рь (женский, в Юрьевце, впервые упом. в 1627, упразднен в нач. XVIII в.), Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (мужской, в пос. Некрасовском Ярославской обл., впервые упом. в 1628, закрыт в 1919, до 1928 существует как приходская община при 2 храмах обители, в 1928 храмы были закрыты, мон-рь возобновлен в 1998), Троицкая Колесникова (Колясникова) пуст. (мужская, близ Данилова, основана в 1634, упразднена в 1764), Рождественская Морозова пуст. (женская, близ Данилова, основана во 2-й пол. 30-х гг. XVII в., упразднена в 1764), Воздвиженская пуст. (мужская, в дер. Ченебечихе ныне Ветлужского р-на Нижегородской обл., основана в 1644, в 1658 приписана к Свято-Троицкому Макариево-Унженскому мон-рю), Соловецкий Воскресенский мон-рь (Ломова пуст.) (мужской, в Юрьевце, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1686), Преображенский мон-рь (мужской, в Кинешме, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Тихвинская Мячева пуст. (мужская, в с. Мячеве Юрьевецкого у., основана ранее 1660, последнее упоминание в 1744), Рождественская пуст. на р. Нодоге (в дер. Пустынь (ныне не существует, на территории совр. Кинешемского р-на), основана ранее 1708, упразднена после 1735, после 1744 приписана к Макариеву Решемскому мон-рю в качестве скита, закрыта в 20-х гг. XX в.), Преображенская пуст. (мужская, в Плёсе, основана ранее 1689, упразднена в 1764), Троицкий Белбажский (Белможский) мон-рь (женский, на р. Белбаж в Макарьевском у. Костромской губ., основан в 1708, закрыт в 20-х гг. XX в.), Воскресенский мон-рь (женский, ныне с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

в 1495), Ильинский Мокрый в «Прусском заполье» (женский, ныне в черте Вел. Новгорода; как монастырь впервые упом. под 1496), старорусский Космодамиановский (мужской, на р. Полисть, близ г. Ст. Русса, ныне Старорусский р-н; упом. в писцовой книге 1497/98 г.), Успенский (женский, в Ст. Руссе; упом. в писцовой книге 1497 г.), Полистский Николаевский (мужской, на левом берегу Волхова, при впадении в него р. Полисть, ныне территория кладбища поселка при ст. Волхов Мост Чудовского р-на; известен с 1499), Скнятин Введенский (первоначально женский, с кон. XVII в. известен как мужской, ныне урочище Шкнятино Солецкого р-на; существовал в 1528), Молочковский Успенский (мужской, ныне дер. Молочково Солецкого р-на; известен с 1539), Подлютовский (под Лютовой горой) Воскресенский (мужской, на р. Ниша, в 3 км от совр. дер. Зайцево Крестецкого р-на; документально известен с 1555), Боровенская Гордеева Михаило-Архангельская пуст. (мужская, ныне дер. Боровно Окуловского р-на; известна с 1562), Волок-Держковский Николаевский (мужской, на правом берегу Мсты, ныне дер. Волок Боровичского р-на; известен с 1581), Медовский Воскресенский (первоначально мужской, в 1-й пол. XVIII в.- женский, ныне урочище Медово Холмского р-на; известен с 1582), Оскуйская Преображенская пуст. (мужская, ныне урочище Спасо-Оскуйский Погост Маловишерского р-на; известна с 1583), Космодамиановский на Поле (мужской, ныне территория дер. Нов. Деревня Новгородского р-на; известен с кон. XVI в.), Миголощинская в честь Владимирской иконы Божией Матери пуст. (мужская, ныне дер. Миголощи Хвойнинского р-на; известна с 1595), Симеонова Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Семёновщина Валдайского р-на; существовала в 1598), Вельевская Галилейская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Велье-Станы Демянского р-на; основана патриархом Никоном в сер. XVII в.), Крутецкий Николаевский (мужской, ныне дер. Мякишево Хвойнинского р-на; существовал в сер. XVII в.), Менюшский Троицкий (мужской, на берегу Каменского оз., ныне дер. Менюша Шимского р-на; основан в сер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

XII. Архангелогородская епархия 1. Антониев Сийской. мужской 6 каменн. церк., 7 прест., 3 дерев., 3 прест. В Двинском уезде, при озере Михайлове, на речке Сии. 2. Архангельский Двинской. мужской 3 церк., 3 прест. По Двине реке, от г. Архангельского 2 в. 3. Богословский. мужской 2 церк., 4 прест. Важеского уезда, при р. Ваге от г. Ваги, именуемаго Шенкурска 15 в., от г. Архангельска 400 в. 4. Верхопаденгская Николаевская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. Важеского уезда, при речке Паденге, от г. Ваги, именуемаго Шенкурска, 60 в. 5. Верхопежемская пустынь. мужская 2 церк., 3 прест. При речке Пежеме, Важеск. уезда, от Верховажского посада 40 в. 6. Веркольский. мужской 3 церк., 3 прест. В Кеврольском уезде, от Архангельска 300 в. 7. Дружинина пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, Кокшенгской четверти, при речке Кокшанге, оте Шенкурска 200 в. 8. Кандалажский. мужской 1 церк., 1 прест. Кольского уезда, при губе морской Кандалажской, от г. Архангельского в 1000 в. 9. Красногорский. мужской 1 каменн. церк., 1 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинск. уезде, в Волокопенежской десятине, по Пенеге реке, на месте, именуемом на Красной горе, от Холмогор. в 90 в. 10. Маркушевский. мужской 2 церк., 3 прест. Важеского уезда, при р. Маркуше, от г. Ваги, именуемаго Шенкурско, 230 в. 11. Макарьевская пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, при озере Мое, от г. Ваги 16 в. 12. Николаевский Корельский. мужской 2 каменн. церк., 3 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинском уезде, на устье Двины, при Окияне море, от Архангельска в 30 в. 13. Печенгская пустынь. мужской 2 церк., 3 прест. В Важеск. уезде, при р. Печенге, от г. Шенкурска 20 в. 14. Пертоминская пустынь. мужская 1 каменн. церк., 1 прест., 1 дерев., 2 прест. В Двинском уезде, подле Окияна моря, при Унских рогах, от г. Архангельского во 100 в. 15. Соловецкий. мужской 5 каменн. церк., 13 прест., за монастырем 1 дерев. церк., 1 прест. Во отоце Окияна моря, на острову, от г. Архангельского морем в 300 в. 16. Севтренской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

3) КЕЛЬИ; 4) ОГРАДА. Настоятельство с самого учреждения монастыря Игуменьинское. Золотоношский Красногорский монастырь Полтавской Епархии упразднённый мужской. См. Красногорский Золотоношский. Зоринская или Заринская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Тверской Епархии, в Старицком уезде. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за ней только 10 душ крестьян. Зосимова или Изосимова пустынь Упразднённая и в приходскую церковь обращённая мужская. Находилась в Московской Епархии в Клинском уезде, на левом берегу реки Малой Сестры, от города Клина к западу в 44 вёрстах и принадлежала к Воскресенскому Новый Иерусалим именуемому монастырю. Зосимо-Савватиевская Оханская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Вятской Епархии при селе Оханске, что ныне уездный город Пермской губернии. Зосимо-Савватиевская Устюжская или Великоустюжская пустынь Упразднённая ещё до Штатов 1764 года. Находилась бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Устюжском уезде, от города Устюга к северу в 15 вёрстах, на нагорном правом берегу реки Двины. В этой пустыни настоятельство было Игуменское. По переписным книгам 7186 года за ней написано было 22 двора; а по Генеральному свидетельству 1722 года – 118 душ мужского пола, земли 30 четвертей, да сенокоса на 3.096 пудов. Ныне церковь монастырская осталась приходской. Зосимо-Савватиевская Дружинина пустынь Мужская. См. Дружинина Зосимо-Савватиевская. Зубовская Николаевская пустынь Мужская упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в Вологодской Епархии в Вельском уезде, от Вологды к северу в 135 вёрстах. Когда и кем была строена, неизвестно; но существовала ещё в половине XVII столетия с настоятельством Строительским. Здания все были деревянные. По упразднению же церковь сия обращена в приходскую селения Зубовского и определён Священник с одним причтом, которые имеют во владении 110 десятин монастырской земли. 18 Боярин этот весьма много устроил храмов и в Новгороде; между прочим, и монастырь, по имени его называемый Сырков. Гвагнини пишет, что он всех 12 монастырей построил своим иждивением, и снабдил их доходами. Он замучен Царём Иваном Васильевичем во время последнего сего пришествия в Новгород. См. Gviagnini Veronensis. Descriptio Moscoviae.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Справа от Югской иконы Божией Матери находилась в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и венцами «указной пробы Ярославской работы», возглавие было украшено драгоценным мелким жемчугом. С левой стороны находился образ святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна с житием. Эту икону также украшала серебряная риза с золоченым венчиком. В центре второго яруса иконостаса пребывал Печерский образ Богоматери, по обеим сторонам от которого находились две крестообразных рамы, в которых были помещены иконы двунадесятых праздников и пророков Исайи и Елисея. В третьем ярусе был помещен образ Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя архангелами. Кроме иконостаса в часовне было еще десять икон разного размера в рамах и киотах. Именно часовня на подворье Югского Дорофеева монастыря становилась местом пребывания чудотворной иконы в дни крестного хода в Рыбинск. Пока этот образ носили крестным ходом, драгоценный оклад его оставался в обители – усилия жертвователей сделали его «столь дорогим, что епархиальное начальство запретило выносить его из обители, чтобы не провоцировать жадность возможных грабителей; на время крестного хода оклад надевали на копию иконы, занимавшую в тот момент в монастыре место чудотворного образа». Отметим, что другие копии чудотворной иконы хранились в тех местах, куда ее носили крестным ходом – в Угличе, Мышкине, Мологе, Пошехонье. Образ, хранившийся в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, не только имел «жемчужную ризу с алмазной звездой», но и был заключен в серебряный киот весом более одного пуда. А в июле 1811 года вновь в Рыбинске случился большой пожар. На подворье огонь уничтожил кровлю и стропила. Но при этом удалось спасти недавно построенный вызолоченный иконостас часовни. В том же году здание восстановили, поправив при этом фасады и заменив колонны и капители. Кроме того, во дворе была построена новая баня и «каменная палатка для поклажи разных вещей», над которой устроили два жилых помещения, а также рядом возведены новая конюшня и погреб. Внутренний двор был вымощен булыжником.

http://sobory.ru/article/?object=34875

29 января 1921 года здание подворья Югского Дорофеева монастыря было принято комендантом города. В храме, судя по документам, оставались престол и жертвенник. Те же документы предписывали сжечь иконостас домовой церкви, поскольку его невозможно было разобрать и передать в только что открытый храм святого благоверного князя Александра Невского села Макарово (община которого обращалась с такой просьбой в отдел культов Рыбинского Совдепа). В советское время верхние этажи часовни и прилегающих зданий были жилыми. В нижних находились часовая мастерская и торговые помещения. Из публикаций прессы конца ХХ века известно, что в это время местами еще сохранялись настенные росписи. Так, в 1998 году автор этих строк побывала в квартире, расположенной в часовне по приглашению хозяйки этой квартиры, которая, сняв все слои обоев, обнаружила под ними в межоконном проеме яркие, в полный рост изображения двух святых. В 2015 году Рыбинская епархия обратилась к местной власти с просьбой передать здание бывшей часовни Югского Дорофеева монастыря в ведение Русской Православной Церкви. В 2017 году решение о передаче здания было принято, начался процесс расселения жильцов. У городской администрации Рыбинска есть намерение нынешним летом провести косметичекий ремонт здания и затем передать его в ведение Рыбинской епархии. Анна Романова, Пустынь расположена на равнине, при слиянии речек Белый Юг и Черный Юг, в 18 верстах от города Рыбинска. Основана в 1615 году старцем Дорофеем, схимонахом Печерскаго монастыря. Церкви: 1) Каменный холодный собор во имя Живоначальной Троицы, об одном приделе, построен на монастырския средства в 1793 году, освящен в 1811 году. Под собором, с северной стороны, небольшой теплый придел, в память явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемою Югскою. На месте, где погребено тело преподобнаго Дорофея, устроена гробница его; 2) Церковь каменная, теплая, во имя Молчанской Божией Матери, об одном престоле. Освящена в 1828 году. Празднование 24 апреля; 3) церковь каменная, теплая, во имя Святаго Николая Чудотворца, освящена в 1842 году, об одном престоле. Празднование 9 мая; 4) Церковь каменная теплая, во имя Успения Пресвятой Богородицы, освящена в 1846 году, об одном престоле; 5) Церковь каменная, теплая, во имя Святаго Пророка Божьего Илии, об одном престоле, на монастырском, кладбище, разстоянием от монастыря в полуверсте, освящена в 1899 году. Все вышепомянутыя церкви построены на средства пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=34875

Храм в       обители один, во       имя      Св. Троицы, с двумя приделами: во      имя прп. Сергия       Радонежского и свв. Кирилла и Афанасия Иерусалимских. При монастыре есть училище, богадельня и странноприимный дом. Управление игуменское. Югская Дорофеева пустынь в Рыбинском уезде. Югская Дорофеева пустынь находится в 17 верстах от г. Рыбинска и в верстах пяти от правого берега реки Волги, при слиянии рек Белого Юга и Черного Юга. Окрестности монастыря представляют из себя одну из живописнейших местностей в Ярославской губернии. Монастырь был основан в 1615 году старцем Дорофеем – подвижником Псково-Печерского монастыря. Отыскивая себе место для подвигов пустынножительства, старец Дорофей пришел в пределы теперешней Ярославской губернии, на место слияния рек Белого и Черного Юга. Здесь, по указанию свыше, он и избрал место для своих подвигов и для основания монастыря. На месте предполагаемого монастыря он поставил на дереве принесенную с собой икону Божией Матери «Одигитрия». Икона эта по месту своего нахождения на реке Юге стала называться затем Югскон и прославилась многочисленными исцелениями и чудотворениями. На том месте, где она была первоначально поставлена старцем Дорофеем, находится в настоящее время храм во имя иконы Югской Божией Матери. Чествование иконы Югской Божией Матери совершается 28 июля. В обители покоится и прах основателя ее старца схимонаха Дорофея, о жизни и подвигах которого до нас не дошло подробных сведений. В Югской же обители в первой половине текущего столетия подвизался и старец Адриан, прославившийся своей подвижнической жизнью. В нижнем этаже соборного Троицкого храма почивает в гробнице прах основателя монастыря. В настоящее время Дорофеева пустынь принадлежит к числу самых богатых и благоустроенных обителей в Ярославской губернии. При обители содержится на ее средства больница для оказания врачебной помощи братии пустыни, богомольцам и окрестным крестьянам. В амбулатории при больнице бывает свыше пяти тысяч приходящих больных ежегодно. Кроме того, при монастыре имеется превосходная школа на пятьдесят человек мальчиков. Управляет пустынью игумен. Женские обители

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С приходом к власти большевиков в Рыбинске в 1918 году и издании декрета об отделении Церкви от государства монашествующие Югского подворья вынуждены были обратиться в отдел культов при Совете депутатов. Письменная просьба о передаче зданий подворья с храмом и часовней «членам подворья для религиозного использования» хранится в Рыбинском филиале ГАЯО. Храм с часовней были открыты в марте 1919 года, но уже в июле «эксперт Народного комиссариата юстиции рекомендовал «домовый храм подворья ликвидировать, прекрасное здание, находящееся в самом центре города, использовать для каких-либо общественных целей, в особенности если принять во внимание существующий в Рыбинске острый квартирный кризис». Домовая церковь на подворье Югского монастыря была закрыта по решению пленума исполкома от 28 мая 1920 года. В октябре это решение вступило в силу, и подотдел культов просил коммунальные службы «в кратчайших срок выселить проживающих на подворье монахов, а епископа Рыбинского Василия (Бирюкова) переселить в Толгскую церковь подворья Толгского монастыря». По личной просьбе епископа Василия о передаче ему под расписку имущества из келии ему разрешили взять одну икону из четырех, о которых он писал. «Имущество келий было разобрано по кабинетам советских управленцев», — пишет А.В. Михайлов в книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска» со ссылкой на документы отдела культов в фонде Р-2 Рыбинского филиала ГАЯО. «Такой же ответ поступил и на просьбу иеромонаха Антония, более 26 лет заведовавшего подворьем, о передаче ему одной иконы и священнического облачения, приобретенного «личным трудом вне монастырского послушания», и личную библиотеку из книг духовного содержания… По прошению церковно-приходского совета Югской пустыни был передан список с Югской иконы Божией Матери из Никольской домовой церкви подворья, перевезенный туда из монастыря в 1906 году при освящении этого храма. Образ был передан вместе с жемчужной ризой, серебряной рамой и лампадой, а также с серебряным киотом и фонарем, употреблявшимся при крестных ходах в городе».

http://sobory.ru/article/?object=34875

После проведенных на часовне рыбинского подворья работ появился третий этаж. На фасадах в межоконном пространстве появились парные пилястры. В оформлении второго этажа архитектор применил крупные декоративные элементы: парные полуколонки на углах, стилизованные рельефные кресты, вписанные в венчающую каждый фасад большую килевидную арку. На восточной стене под крестом в двух высоких полуциркульных нишах-киотах были изображены святые в полный рост. На южной стороне вместо киотов были помещены парные окна тех же очертаний. Отделку фасадов дополнил рассчитанный на восприятие вблизи мелкий декор — сложного профиля архивольты, выполненные с использованием лекального кирпича. Венчала часовню небольшая на круглом барабане луковичная главка с крестом. Интерьер часовни теперь был отделан по-новому. Высокие своды и стены украшала масляная живопись, фрагменты которой сохранялись продолжительное время, вплоть до 90-х годов ХХ века. Во все помещения часовни в начале ХХ века были проведены электричество и водопровод. В 1905 году потомственный почетный гражданин, московский купец Николай Калганов на свои средства в доме подворья устроил домовый храм в честь святителя Николая чудотворца. Освящение его состоялось в феврале 1906 года – «в память выздоровления Его Императорского Величества от постигшей в 1999 году болезни». Чин освящения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Иаков (Пятницкий, +1922). Храм размещался в верхних этажах дома по улице Крестовой, на месте прежних жилых комнат для братии. Стены и потолок храма были украшены росписями, в резном, вызолоченном по белому фону иконостасе разместили девять икон. В алтаре на горнем месте пребывал образ Воскресения Христова в деревянной позолоченной раме размером 2,15х1,45 метра. В отдельном вызолоченном киоте пребывал здесь список с чудотворной Югской иконы Божией Матери в серебряном окладе, украшенный ризой с жемчугом и двумя драгоценными камнями в короне. Известно, что на подворье Югского монастыря, одном из самых благоустроенных в Рыбинске, проживали епископы Рыбинские. Также оно было местом остановки правящих архиереев Ярославской и Ростовской епархии. Следовательно, стены Югского подворья помнят святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, священномученика святителя Агафангела.

http://sobory.ru/article/?object=34875

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители. Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей. Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья. Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

http://sobory.ru/article/?object=34875

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010