Арестован – январь [г.] Туруханская каталажка 1,5 – 2 недели Освобожден без права выезда из Туруханска. Недели чрез 1,5 снова арестован и был в каталажке 1–1,5  недели – февраль [г.] Освобожден, направлен в станок Селиваниху,  где жил у митрополита Кирилла – февраль – июнь [г.] Станок Пулково – июнь г. – [г.] Пробыл в Туруханском крае по приговору – 30 апр(еля) – 2 янв[аря] [г.] без приговора сверх срока – 2 янв[аря] [г.] – 6 авг[уста] [г.] Возвратился во Владимир – август [г.] Был на свободе, большею частию «тайно образующем, не служил – август 1933 г. – 17 апр[еля] [г.] Арестован – 18 апреля 1936 г. Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического] священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в Мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь «с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими Полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 [г.]. Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни единого слова! Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием. Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская внутренняя и Пересыльная –  апрель–сентябрь 36 г. Этап Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин) 44 , епископ Вологодский Ювеналий (Машковский) 45 , архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) 46 . Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первая и единственная служба его на этой епархии был молебен в Вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В Вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской Семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновскаго поставления, но воссоединенным митр[ополитом] Сергием 47 . Пересыльные тюрьмы: Ярославская, Вологодская, Ленинградская – сент[ябрь]–окт[ябрь] [г.] Беломорские лагеря 48  – нояб[рь] [г.] – июнь [г.] Работал инкассатором в г. Медвеж[ь]егорске. – декаб[рь] [г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

21 ноября 1930 г. Арестован январь 1932 г. Туруханская каталажка 1 1/2–2 недели Освобожден без права выезда из Туруханска Недели через 1 1/2 снова арестован и был в каталажке 1–1 1/2 недели февраль 1932 г. Освобожден, направлен в станок Селнваниху, где жил у митрополита Кирилла февраль-июнь 1932 г. Станок Пупково июнь 1932 г. – июль 1933 г. Пробыл в Туруханском крае по приговору 30 апреля 1930 г.– 2 января 1933 г. без приговора сверх срока 2 января 1933 г. – 6 августа 1933 г. Возвратился во Владимир август 1933 г. Был на свободе, большею частию «тайно образующе», – не служил август 1933 г. – 17 апреля 1936 г. Арестован Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в Мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь «с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими Полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 г.. Впрочем, по поводу этих обвинении на допросах не было ни единого слова! Речь велась исключительно только о том, почему я. вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием 18 апреля 1936 г. Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская внутренняя и пересыльная Этап: Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первая и единственная служба его на этой епархии был молебен в Вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В Вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновского поставления, но воссоединенным митрополитом Сергием апрель-сентябрь 1936 г. Пересыльные тюрьмы: Ярославская, Вологодская,. Ленинградская Сентябрь – октябрь 1936 г. Беломорские лагеря ноябрь 1936 г. – июнь 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1874–1888 гг. настоятелем Никольской посольской церкви служил иеромонах Арсений (Орлов), будущий наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (1896–1900 гг.), с 2 декабря 1893 г. по 17 февраля 1899 г. – архимандрит Борис (Плотников), будущий епископ Ямбургский и председатель Училищного совета при Святейшем Синоде, служивший также в 1892–1893 и в 1899–1901 гг. ректором Санкт-Петербургской духовной академии [viii], а после него – архимандрит Иона (Вуколов). Накануне Первой мировой войны, в 1913–1914 гг. состоявший из 6 человек клир Никольской посольской церкви возглавлял архимандрит Ювеналий (Машковский). После вступления летом 1914 г. Османской империи в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии российское посольство покинуло страну, а посольская церковь была закрыта. В годы Первой мировой войны на горе, вблизи здания посольства, нашли последний приют погибшие моряки российской подводной лодки «Морж». Во время выполнения задачи по недопущению в Черное море через пролив Босфор кораблей немецкого флота судно получило поврежденияу берегов Турции в районе Эрегли и4 мая 1917 г. затонула, а весь ее экипажиз 42 человек погиб [ix]. В 1875–1876 гг. при после графе Н.П. Игнатьеве в квартале Панджальди (Харбие) была построена русская Никольская больница и при ней в отдельном довольно большом каменном здании византийского стиля в 1876 г. устроена и 15 июня освящена греческим митрополитом Дерконским Иоакимом церковь свт. Николая Чудотворца. Она являлась приходским храмом небольшой русской колонии в Константинополе, сложившейся к началу XX в. и состоявшей преимущественно из состоятельных людей. Церковь также посещали жившие в городе православные славяне из других стран. Афонские монахи содержали при Никольском храме школу для мальчиков на 16 человек, в основном русских [x]. Еще один православный храм в конце XIX в. появился в местечке Сан-Стефано, в 17 верстах отКонстантинополя. Именно сюда дошли покрытые славой побед российские войска во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг., здесь был подписан судьбоносный для православной Европы Сан-Стефанский мирный договор, по которому Черногория, Сербия, Румыния и Болгария обрели независимость.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

Надо было бы «одушевить» законоучительство. Надо было бы для религиозного просвещения вести по приходам беседы, чтения, даже уроки с молодежью и взрослыми. Надо было бы пастырям организовывать кружки молодежи для спорта, игр, но и для пения и духовного просвещения. Надо бы поставить широко и твердо дело благотворительности в приходах. Надо бы, наконец, улучшать самый состав пастырства... Дела много, делателей мало... Не успел, так сказать, окончиться съезд, как на меня посыпались напасти. 23 июня, в 10 часов утра, у меня был обыск оружия, литературы и продуктов. Ничего, конечно, не нашли. Взяли каких-то три брошюры – об Учредительном собрании и о Шишкине и Матвееве. Тем не менее, ночью (в 4 часа утра) на 24 июня меня арестовали и заключили в тюрьму вместе с 10 другими. Только на пятые сутки нас освободили, объявив, что «за недоброжелательное отношение к советской власти» мы высылаемся в 24 часа из пределов Олонецкой губернии в место жительства по нашему усмотрению. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Громовы. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Грандовы. Настоятель монастыря, архим. Ювеналий (Машковский – Л.А.) – из дворян Курской губернии, бывший ректор Тверской семинарии и настоятель посольской церкви в Константинополе. Человек развитой, образованный и воспитанный. Взгляды просвещенные, любит теоретические вопросы, горит жаждой практической церковной деятельности, частью и проявляет ее по деревням. Молод еще, но мог бы быть деятельным архиереем. Аристократические привычки и взгляды все-таки сильны в нем... Жизнь в монастыре для нас спокойна и обставлена вниманием и работами настоятеля. Неизвестно, долго ли придется прожить. Но пока, по крайней мере, можно отдохнуть душой и позаниматься. Интересна следующая мысль такого авторитета как Гете: «Подлинная, единственная и глубочайшая тема всемирной истории, – которой подчинены все остальные, – есть борьба веры с безверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Архиепископ Серафим, Смоленский и Доргобужский, в 1936 г. арестован и исчез бесследно. Архиепископ Герман и 4 священника, с ним архимандрит Афиноген, в лагере Акмолинской области Караганде, объявлены умершими «от тифа» в одну ночь. Епископ Борис (Шипулин), вик. Каменец-Подольский, расстрелян около 1938 г. Епископ Лев (Черепанов) умер или расстрелян в ссылке в Казалинске около 1937 г. Епископ Петр (Шибков), б. настоятель Симоновского монастыря, исчез бесследно в 1937 г. Расстреляны в 1937 г.: Архиепископ Прокопий (Титов), б. Херсонский. Был судим в Одессе в начале 20г., потом на Соловках, также в Томске, также в Камышине. Им было написано послание против деклар. м. Сергия, где расстрелян неизвестно. Архиепископ Ювеналий (Машковский), б. Курский. Епископ Глеб (Покровский), Пермский, б. Михайловский. Епископ Игнатий (Садковский) , б. Белевский. Епископ Митрофан (Гринев), б. Аксайский. Епископ Павел (Введенский), б. Сердобский. Архиепископ Серафим (Протопопов), Бакинский, б. Колпинский. Архиепископ Софроний (Арефьев), б. Якутский (Перечисленные восемь имен состоят в списке Соловецких заключенных, судьба которых ранее была неизвестна. См. т. I. гл. 12). Архиепископ Андрей (Ухтомский), расстрелян в Ярославском изоляторе. Епископ Амфилохий, викарий Енисейский, известен был в Сибири в 1934 г. как обличитель деяний м. Сергия в связи с декларацией его 1927 г. Пользовался любовью народа, как истинный пастырь. Архиепископ Гурий (Степанов) , б. Алатырский, вик. Нижегородской епархии хиротонисан в 1918 г., автор трудов по буддизму и доцент по этой кафедре в Казанской Духовной Академии, был почти беспрерывно в заключении с 1918–19 гг. В Соловках – 1926–27 гг. Расстрелян в 1937 г. Архиепископ Стефан (Зисмеровский), Вологодский. Архиепископ Серафим (Александров) , б. Тверской. Архиепископ Николай (Добронравов) . Архиепископ Иннокентий, б. Клинский. Епископ Венедикт, сосланный на 10 лет. Епископ Феофан (Еланский), викарий Нижегородский, дважды бывший на Соловках. Епископ Амвросий (Либинский), викарий Петроградский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Перед началом занятий в полной академической форме Коля посетил родителя. «А, святая Академия», – встретил отец Иоанн. И в дальнейшем, когда в восторге от своих успехов Коля приезжал домой, отец Иоанн, видя его самодовольство, говорил ему во смирение: «А, тень-тень-претитень – выше города плетень!» Еще в детские годы воспитывал он сына примерами. Как-то позвал он его в переднюю, где на вешалке висело два пальто: одно заношенное потертое, другое блестело качеством сукна и атласом подкладки. «Как думаешь, Коля, кто важнее из обладателей этих пальто?» Коля указал на блестящее. «Ты ошибся. Это потертое пальто профессора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова, мировой известности человека. А это – приказчика, человека невысокого положения. Василию Ильичу не нужен лоск, своими способностями он представляет великую особу, а сему труженику надобно выказать себя. Не от пальто зависит положение в обществе». Товарищами Коли в Академии был одноклассник по Заиконоспасскому училищу Николай Кудрявцев и новые друзья: Виталий Ставицкий (будущий епископ Аляскинский и потом Смоленский Филипп), Владимир Либерман, окончивший Академию иеромонахом Христофором, Полиевкт Назаркевич, Виктор Машковский (будущий епископ Тульский Ювеналий), Гавриил Богоявленский (будущий Новоторжский епископ Феофил), Илья Гумилевский (в будущем протоиерей храма Христа Спасителя в Москве), Илья Четверухин из церкви Святителя Николая в Толмачах, принявший священнический сан в Академии, Владимир Троицкий (будущий епископ Верейский Иларион) и другие. Первым по своим дарованиям был Николай Павлович Кудрявцев, строго настроенный, умный. Отец Иоанн, любивший благонравных и трудолюбивых, советовал Коле держаться тезки. Учился Коля успешно, хотя первым учеником никогда не был. Занимался серьезно и усердно, очень много читал, делал выписки; малые крохи из этих юношеских записей сохранились: «Кто тщеславится, тот и не мирствует с самим собою и с другими. Тщеславие – ржавчина в добром деле. Тщеславие – червяк, разъедающий самые корни добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

( < < back) Преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов; 1853–1928) — один из последних Оптинских старцев. Причислен к лику святых в 1996 г. ( < < back) Архиепископ Амвросий (Смирнов; †1937) — убежденный последователь Патриарха Тихона. С 1917 г. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. Затем — епископ Брянский (с 1921); Рязанский (с 1923); Сергиевский (с 1925); Дмитровский, викарий Московский (с 1928). С 1934 г. архиепископ Муромский. Скончался в заключении. ( < < back) Архиепископ Серафим (Остроумов; †1937) — с 1917 г. епископ Орловский и Севский, с 1924 г. в сане архиепископа. С 1927 г. архиепископ Смоленский и Дорогобужский. С 1936 г. в заключении. Расстрелян 28.11.37. ( < < back) Священномученик Анатолий Одесский (Грисюк; 1880–1938) — митрополит Одесский. Окончил Киевскую Духовную Академию, магистр богословия, профессор КДА; ректор Казанской Духовной Академии. Хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии в 1913 г. в московском храме Христа Спасителя святителем Макарием (Невским). С 1923 г. архиепископ Самарский. С 1921 г. по 1923 г. — аресты в Казани, Москве и дважды в Самаре. С 1923 г. по 1927 г. — две ссылки в Туркмению. С 1927 г. — член Патриаршего Священного Синода, с 1932 г. — митрополит. Арестован в 1936 г. Замучен в Ухтпечлаге (Коми АССР), скончался в лагерной больнице (23.01.38). Причислен к лику святых в 2000 г. За Христа пострадавшие. Св.-Тихоновский Богословский институт. М., 1997. ( < < back) Архиепископ Вассиан (Пятницкий; 1879–1940) — исповедник. Монах Троице-Сергиевой Лавры, окончил МДА в 1917 г. Хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Рязанской епархии в 1921 г., в том же году арестован. С 1927 г. — епископ Козловский, с 1930 г. — архиепископ Тамбовский и Шацкий. В 1935 г. вновь арестован. Скончался в ссылке в Северном крае (27.12.40). За Христа пострадавшие. Св.-Тихоновский Богословский институт. М., 1997. ( < < back) Архиепископ Ювеналий (Машковский; 1883 — 194?) — пострижен в монашество в 1909 г., окончил МДА. Хиротонисан во епископа Павловского, викария Нижегордской епархии в 1920 г. С 1936 г. епископ Брянский. Уклонялся в обновленческий раскол, принес покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Правда, они могли бы в качестве своей креатуры выдвинуть более солидную фигуру, например, Харьковского митрополита Пимена, Одесского митрополита Ювеналия (Машковского), архиепископа Александра (Чекановского) или архиепископа Лоллия (оба доктора богословия); но здесь был свой расчёт, своя задняя мысль: кто знает, какую линию они могут гнуть, чего доброго поставят всё по-своему. Нужно было выбирать из числа таких, у которых очень легко гнётся спина и вместо позвоночника – гибкая тростинка. Но такой нашёлся только один. Выбора не было, и синодалы ухватились за него по пословице «На безлюдии и Фома дворянин». Догадывался ли сам митрополит Виталий, что он должен играть роль марионетки, и устраивала ли его эта роль, неизвестно. Вероятнее всего, сам митрополит Виталий не очень обольщался насчёт своего будущего значения, зная себе невысокую цену и легкую весомость на весах церковной политики, и поэтому он недолго размышлял о том, во имя чего он должен покориться необходимости. Но на посту первого епископа митрополит оказался удивительно честолюбивым. Куда вдруг исчезли его мягкость и слабоволие? Они уступили место неограниченному самовластию, которому могли бы позавидовать такие папы, как Григорий VII, Иннокентий III или даже Сикст V. Он росчерком пера (без соборного определения) ликвидировал автокефалию Украинской Церкви, Синод Белорусской Церкви, упразднил собственный Синод, лишил своих же епископов канонических прав в рукоположениях клириков, назначения их на приходы, запретил епископам посещать свои приходские храмы. Он даже не назначал настоятеля в свой кафедральный собор во имя Воскресения в Сокольниках, приняв сам настоятельство в этом соборе. Одним словом, митрополит Виталий воплотил в обновленческой церковной жизни все осужденные православным миром замашки папского абсолютизма. Он был неумолимо деспотичен и, казалось, самому обновленчеству, вручившему ему бразды правления, он наносил смертельный удар. Но он был по-прежнему миролюбив, слабоволен и беспомощен, когда на его глазах другой Введенский – Александр дерзко нарушал его запреты и потрясал церковь крайним бесчинством и своеволием.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Кат-АМ 342. Кат-ЯВ 270. С. 136–137. Кат-ЕС 3. С. 22, п/п 17. [Кат-ГУБ. С. 996.] ЮВЕНАЛИЙ (Машковский Виктор Константинович]) Быв. епископ Павловский, Нижегородской епархии, Митрополит Одесский в обновленчестве Родился 13/VI-1883 года. Окончил лицей цесаревича Николая и затем поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 г. со званием кандидата богословия. Магистр богословия. Вскоре назначен настоятелем Посольской церкви в Константинополе. Пострижен в монашество в академии. 03/VI-1909 г. возведён в сан иеродиакона. 08/VIII-1909 г. возведён в сан иеромонаха. Проходил духовную службу в звании преподавателя, инспектора, ректора духовной семинарии. В сане архимандрита был назначен в 1916 г. настоятелем Посольской церкви в Афинах. После 1917 г. был приписан к Александро-Невской Лавре и назначен настоятелем Отенского монастыря Олонецкой епархии. По Кат-АМ – хиротонисан 12/IV-1920 г. во еп. Павловского, вик. Нижегородской епархии. По Кат-ЕС – хиротонисан в 1919 г. во еп. Павловского, вик. Нижегородской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1922 г. – еп. Елисавстградский, вик. Одесской еп. Был еп. Ардатовский. По Кат-Ес в 1926 г. – митр. Одесский. С 1928–1919 гг. – митр. Киевский. В 1930 г. ушёл на покой и присоединился к Московской Патриархии, принят в сане епископа и назначен еп. Владимирским и Суздальским. Затем снова уклонился в обновленческий раскол. По Кат-Ам в 1936 г. – еп. Брянский (обновл.), после 1936 г. вновь митр. Одесский. До 1942 г. находился в расколе. В 1943 г. принёс покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сане епископа. Покаяние принимал Св. Патр. Сергий. ЛИТЕРАТУРА: ЖМП. 1943. . С. 5. ФПС II. С. 5. ФПС 2/103. ФАМ т. 1 806. Кат-АМ 343. Кат-ЕС 1. с. 6, п/п 28. См. Мануил. 6.482–483. [Кат-ГУБ. С. 977.] В Кат-ГУБ: Иувеналий Мошковский. Родился 15/XI-1883 г. в Курской епархии. Окончил Московскую духовную академию в 1909 г., кандидат богословия в 1910 г., окончил университетский курс Императорского лицея в память цесаревича Николая. С 29/III-1910 г. – преподаватель Курской духовной семинарии. С 30/IX-1910 г. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 12/XII-1912 г. –ректор Тверской духовной семинарии и архимандрит. В 1913 г. назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. В 1935 г. принёс покаяние и был принят в общении с Церковью в сане епископа, с последующим отбыванием епитимьи во Владимире. Был назначен епископом Брянским, но в управление епархией не вступал. Вновь уклонился в обновленческий раскол. 26/IV-1936 г. был арестован во Владимире и приговорён к 5 годам ИТЛ. В 1943 г. принёс вторичное покаяние, как архиерей старого поставления принят в сане епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Накануне Первой мировой войны – в 1913–1914 гг. состоявший из шести человек клир Никольской посольской церкви возглавлял архимандрит Ювеналий (Машковский). После вступления летом 1914 г. Османской империи в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии российское посольство покинуло страну, а посольская церковь была закрыта. В годы Первой мировой войны на горе, вблизи здания посольства, были похоронены погибшие моряки российской подводной лодки «Морж». Во время выполнения задачи по недопущению в Черное море через проливы кораблей немецкого флота эта подлодка была повреждена и затонула, а ее экипаж погиб 164 . В 1875–1876 гг. при после графе Н.П. Игнатьеве была построена русская Никольская больница в квартале Панджальди (Харбие), и при ней в 1876 г. устроена и 15 июня освящена греческим митрополитом Дерконским Иоакимом церковь свт. Николая Чудотворца в отдельном довольно большом каменном здании византийского стиля. Она являлась приходским храмом небольшой русской колонии в Константинополе, сложившейся к началу XX в. и состоявшей преимущественно из состоятельных людей. Церковь также посещали жившие в городе православные славяне из других стран. Афонские монахи содержали при Никольском храме школу для мальчиков на 16 человек, в основном русских 165 . В местечке Сан-Стефано, в 17 верстах от города в 1894–1898 гг. был построен большой каменный храм-памятник в московском стиле XVII века (по проекту архитектора В.В. Суслова). Наблюдал за строительством инициатор возведения церкви военный агент при российском посольстве в Османской империи полковник Н.Н. Пешков. В крипте храма погребли останки 20 тыс. русских воинов, погибших в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. (мирный договор был подписан в Сан-Стефано). В стены крипты были вмурованы надгробия с перенесенных могил, в основном братских, и укреплены доски с именами павших офицеров и датами главных сражений. 6 декабря 1898 г. храм-памятник освятил настоятель российской посольской церкви в Константинополе архимандрит Борис в присутствии бывшего Иерусалимского Патриарха Никодима и великого князя Николая Николаевича. Постоянного причта при храме не было, в нем служили приезжавшие из Константинополя русские монахи: с 1900 г. – иеромонах Павел, а с 1913 г. – архимандрит Иона (Вуколов). Около храма имелось небольшое кладбище, где хоронили российских дипломатов и умерших в Стамбуле русских паломников. В 1914 г. турецкие власти закрыли эту церковь и в 1916 г. взорвали, расквартировав на этом месте воинскую часть 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010