О моем пути Меня поместили в одиночной камере, но я не голодал — в тюрьме кормили, да и передачи мне передавали. Переписка с женой мне разрешалась. На свидании я узнал от нее, что по городу распространяются слухи о том, что «попа посадили, который в причастие рак клал». 31 августа, 2009 Меня поместили в одиночной камере, но я не голодал — в тюрьме кормили, да и передачи мне передавали. Переписка с женой мне разрешалась. На свидании я узнал от нее, что по городу распространяются слухи о том, что «попа посадили, который в причастие рак клал». Читайте также: Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий: Из пережитого Митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию 19 июня исполнилось 85 лет. Более 60 лет своей жизни Митрополит Корнилий посвятил священнослужению, из них последние шестнадцать он является Предстоятелем Эстонской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Митрополиту Корнилию поздравление, в котором, в частности, говорится: «Господь призвал Вас к служению Церкви в нелегкие годы, когда необходимо было обладать мужеством и решимостью, дабы с терпением и упованием следовать по однажды избранному пути. На Вас было возложено весьма ответственное послушание – в ограниченных условиях религиозной свободы неленостно трудиться во славу Божию, вдохновляясь добрым примером наших достойных предшественников, собирателей и хранителей Святой Руси, защитников и поборников православной веры. За годы Ваших усердных пастырских, а затем и архипастырских трудов Вы внесли существенный вклад в развитие церковной жизни Эстонии, сумели расширить и укрепить взаимодействие духовного и светского руководства, добрым примером и мудрым словом помогли многим людям обрести дорогу к храму». В эти юбилейные дни мы публикуем воспоминания Митрополита Корнилия о его жизненном пути и служении. Митрополит Эстонский Корнилий, Эстония. Фото www.e-vestnik.ru Столько раз мне уже приходилось отвечать на разные вопросы о своей жизни, что, в конце концов, пришлось серьезно заняться воспоминаниями. И вот теперь к юбилею издана книга «О моем пути». Не знаю, заинтересует ли она читателей. Но немного осталось живых свидетелей церковной истории за такой значительный и долгий период.

http://pravmir.ru/o-moem-puti/

В разгар Первой мировой войны, в феврале 1916 года, министр земледелия А. Н. Наумов доложил депутатам Думы: " В империи имеется до 900 млн пудов избытка главных хлебов. Другими словами, у нас имеется излишек не менее 1/3 годовой потребности " . Тем не менее неурожайные годы заставляли царское правительство принимать экстренные меры. Летом 1892 г. в Поволжье и некоторых других районах России началась засуха. Появились первые признаки голода. Цесаревич Николай Александрович сам возглавил Комитет помощи голодающим. Еще и еще раз хочется повторить знаменательные слова П. А. Столыпина: " Россия не вымирает. Прирост ее населения превосходит прирост всех остальных государств всего мира, достигая на 1000 человек 15,1 в год " . (Это было сказано вскоре после засухи!) В связи с этим высказыванием П. А. Столыпина следовало бы напомнить о другой конъюнктурной трактовке понятия " голод " . Летом 2001 г. отмечался печальный восьмидесятилетний " юбилей " засухи в Поволжье, перекинувшейся на Сибирь, Крым, Украину. Тогда в 1921- 1922 гг. погибли миллионы голодающих. Таким образом, голод голоду рознь. Если к естественным его причинам добавляются политические - губительность голода возрастает многократно. И вот наступили времена, когда феномен " русского хлеба " стал по-настоящему давать сбои. Хотя были еще и сталинские, и хрущевские миллиарды пудов. И известная картина " Хлеб " лауреата Сталинской премии художницы Т. Н. Яблонской, на которой упитанные молодые колхозницы как бы олицетворяли " советский хлеб " , прообраз земного, плотского " рая " , когда о духовном отношении к хлебу говорить не приходилось. Но уже в 1925 г. профессор Н. Д. Прянишников в юбилейной речи 8 марта почти с удивлением отмечал, что в 20-е годы Россия все еще относится в силу инерции к странам-экспортерам хлеба, уступив первенство по производству зерна на одного жителя таким традиционным импортерам, как Германия, Дания, Швеция и др. И объяснял это отсталостью русской промышленности и необходимостью в обмен на хлеб приобретать технику.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/08.h...

Начнем. У меня, как говорят педагоги, ассоциативный образ мышления, он очень помогает проповеднику в импровизационных поучениях, но в писанных трудах требует неоднократного распределения материала и «перебеления» 2 . На что у меня нет ни времени, ни, пожалуй, даже и способности. Вот почему принимайте то, что сейчас вспомнится, и складывайте. Когда-нибудь то или иное пригодится. Прежде всего начну с благодарения Богу, что Он, не допустивший меня до получения систематического общего и духовного образования по неведомым мне причинам, не обидел меня в том, что я постепенно и как бы в неправильной, несистематической форме, получил все же необходимое для пастыря развитие. Моим наставником был отец, протоиерей Сергий Правдолюбов 3 , кончивший курс обучения в Киевской Духовной Академии в юбилейном (300 лет), 1915 году, со степенью Кандидата богословия. Специальностью его была Апологетика, то есть, как Вы и сами знаете, – защита православно-христианской веры от неверия. На этом поприще отец успешно подвизался много лет. Его знали и своеобразно уважали даже его идейные враги, нередко приезжавшие из Москвы и из Рязани, и устраивавшие с ним публичные диспуты. Впрочем, такие диспуты проводились им и в первые годы его служения в Вятской (Кировской) Епархии. Отец отличался большим красноречием, способностью к прекрасным вдохновенным импровизациям, постоянной проповеднической деятельностью в течение многих лет. На многих диспутах с его участием мне приходилось быть и слушать с жадным вниманием. Проповеди же его я слушал постоянно с семи до четырнадцати лет включительно. Около пятнадцати лет от роду я поступил псаломщиком к родному дедушке, протоиерею Анатолию Авдиевичу Правдолюбову 4 , тоже проповеднику-импровизатору и, служа, слушал его проповеди в течение шести с половиною лет. В эти же годы у нас проповедывал мой духовник, протоиерей Михаил Сперанский 5 , который еще лично для меня имел огромное значение, как учитель духовной музыки. А еще, с какого не помню года, к нам перешел соборный причт, и мне приходилось слушать проповеди «соборного протопопа», протоиерея Леонида Сапфирова, кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Был награжден боевыми наградами. В 1918 году, вернувшись после демобилизации в Петроград, поступил в Петроградский университет, который блестяще закончил в 1922 году. Там и остался работать, уже с 1932 года - в должности профессора, впоследствии возглавлял кафедру теоретической физики. При этом в разные годы одновременно работал в Физико-техническом институте АН СССР, Государственном оптическом институте, Физическом институте АН СССР и Институте физических проблем АН СССР. С 1932 года - член-корреспондент Академии наук СССР, с 1939 года - академик. Годы войны провел в блокадном городе на Неве. Многие труды Владимира Александровича имели исключительно важное значение для развития военно-промышленного комплекса страны. Награжден медалью " За оборону Ленинграда " , орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Ленина (1945, 1953, 1958, 1968), Сталинской премией первой степени (1946) за научные работы по теории распространения радиоволн, Ленинской премией (1960) за работы по квантовой теории поля и рядом других наград, включая звание Героя Социалистического Труда. В.А. Фок был избран иностранным членом Норвежского королевского общества, Королевского общества Дании, Немецкой академии наук в Берлине, почетным доктором университета Дели, Мичиганского университета, Лейпцигского университета и членом Международной Академии квантовой теории молекул. Фундаментальные труды Владимира Александровича " Дифракция радиоволн вокруг земной поверхности " , " Теория пространства, времени и тяготения " , " Работы по квантовой теории поля " и другие стали выдающимся вкладом в мировую науку. На юбилейной монете Центробанка РФ, посвященной Санкт-Петербургскому государственному университету, Владимир Александрович Фок изображен рядом с Димитрием Ивановичем Менделеевым. Леон Абгарович Орбели - выдающийся физиолог, академик Академии наук СССР, академик Академии медицинских наук СССР, вице-президент АН СССР, академик-секретарь Отделения биологических наук АН СССР, начальник Военно-медицинской академии РККА имени С.М.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Тот, следовательно, кем усматривается сие в духе и кто знает, что такое неделя эонов 239 , тот прозирает и в святое торжество субботы; и кто постигает, что такое месяц эонов, тот проводит и священное новолуние Божие; и кто проникает своим духом в год эонов, тот знает и праздники года, когда весь мужеский пол должен явиться перед Господом Богом ( Втор 16,16 ); а кто из столь великих периодов времени исследовал и соответствующие годы (отдельные годы эонов), тот понимает, что такое и седьмой священный год; а кто доискался, что такое юбилейный год эонов, за который он прославляет Давшего законы, объемлющие столь отдаленное время: как может тот придавать значение такой мелочи как малейшая частичка дневного часа такого периода времени: и ужели он всего не сделает, чтобы через добрую подготовку здесь на земле сделаться того достойным, чтобы получать насущный хлеб на «текущий день» ( Мф 6,11 ), а потом чтобы получать оный и ежедневно ( Лк 11,3 )? Итак, какое значение имеет слово ежедневно, это уже из прежде изложенного ясно 240 . Значение это таково, что кто вечному Богу молится не только о сегодняшнем, но и о ежедневном, тот может получать от Него, даже еще большее, от Него, Который может давать преизобильно более, нежели чего мы просим или о чем помышляем ( Еф 3,20 ), или, выражаясь преувеличено, можем получать то, чего никакой глаз не видел и никакое ухо не слыхало и даже еще большее, что и на сердце ни одному человеку не всходило ( 1Кор 2,9 ; Ис 64,4 ) 241 . Это расследование, мне показалось, было совершенно необходимо, чтобы понять выражения сегодня и ежедневно в молитве к нашему Отцу о насущном хлебе. Наконец, если бы мы захотели еще расследовать и добавку в первом Евангелии (по Матфею), добавку наш, так как говорится в нем: Хлеб наш насущный дай нам на сей день ( Мф 6,11 ), то родился бы тут вопрос: как может быть называем тот хлеб нашим, который по Лк 11,3 должен быть подаваем нам ежедневно, т.е. и в последующие периоды времени. Но на этот вопрос отвечает нам уже апостол, что святым принадлежит и будущее. Он говорит: Или жизнь, или смерть: или настоящее, или будущее, все ваше ( 1Кор 3,22 ), т.е. принадлежит святым. Распространяться по поводу сей добавки, следовательно, нет нужды. § 28. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Благодарю Преосвященного Вашего за сочувствие к моему юбилейному торжеству, но почему же он не приказал перепечатать в своих епархиальных ведомостях статью об этом торжестве, тогда как многие чужие, как духовные, так и светские, газеты перепечатали её? Не странно ли это? Мой литературный труд о Преосв. Леониде приведен почти уже к концу: написано 100 листов. Из них листов 10–15 не могут, в настоящее время, подлежать печатному оглашению; прочее, может быть, скоро пойдет в цензуру, сначала частную – родных покойного, а затем и в официальную». 15-е число день моего рождения. В Харькове об этом дне никто почти не знал, но в Витебске не забыли о нем. И вот в каких выражениях приветствует меня оттуда с этим днем Начальница дух. училища, Баронесса М. А Боде: «Не могу пропустить возможности поздравить Вас с наступающим днем рождения Вашего – этим днем, за который я и столь многие благодарим Бога. Сестра моя, брат, наставницы училища, равно и воспитанницы – все просили меня принести Вам от имени их усердное поздравление, и все мы молим Господа, чтобы Он надолго продлил драгоценные дни Ваши и украсил жизнь Вашу всеми радостями и благословениями». В один день с письмом Баронессы Боде, т. е. 15-го числа, получено было мною письмо из Москвы от брата покойного архиепископа Леонида А. В. Краснопевкова, который писал мне от 11-го числа: «Хотел отвечать Вам на приветливое дружеское письмо Ваше, когда исполню все поручения Ваши на меня возложенные, но оказывается это не так-то легко, как мне казалось. После Преосвященного брата осталось несколько ящиков и ящичков с бумагами. Разбором их занимаются две сестры – и занимаются весьма усердно, но дело далеко ещё не окончено, а скорее только в начале. Письма Ваши попадались, но за последние годы, прежних же до сих пор не оказалось ни одного. Когда будет собрано хотя несколько писем за прежние годы, пришлю немедленно. Ящики с книгами, в которых находятся сочинения Преосвященного, тоже не разобраны и приступить к ним в настоящее время нельзя за невозможностью иметь достаточное помещение для расстановки книг, а в которых ящиках находятся сочинения Покойного, неизвестно. Если нападем на них, то немедленно и по этому поручению будет исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В субботние годы (каждый седьмой год) полагалось прощать долги ближним и братьям (Втор 15. 1–2), а уродившееся само собой шло бедным и животным (Исх 23. 10–11). Говоря об особых постановлениях, касающихся юбилейных годов, в отличие от субботних, важно отметить, что в эти годы Закон предписывал осуществлять возврат земельных наделов в руки первоначальных родовых владельцев или их наследников (Лев 25. 13, 23). Это очень важное установление, т. к., в отличие от простого освобождения рабов, оно делало вчерашних неимущих земельными собственниками, способными прокормить себя и свою семью. Во второй группе заповедей обратим внимание на следующие нормы. Во-первых, Закон предписывал милосердное и участливое отношение к инвалидам, далеко не всегда способным позаботиться о себе (Лев 19. 14). Законом резко осуждалось распространение сплетен, дурных слухов и наушничество (Лев 19. 18). В Пятикнижии запрещалось наносить своим ближним разного рода бытовые обиды, финансово притеснять их, удерживать законную плату наемников (Лев 19. 13; Втор 24. 14–15). Вообще, с точки зрения Писания, удержание платы за труд или несвоевременная оплата труда становится тяжелым грехом, вопиющим об отмщении к небу (Иак 5. 4). Ветхозаветный нравственный закон повелевал заботиться о своих ближних и через заботу об их собственности, например о скоте. Так, если израильтянин обнаруживал животных брата своего заблудившимися, он должен был помочь им вернуться к их хозяину (Втор 22.1). Более того, норма Книги Исход предписывала сделать то же и со скотом врагов, а в случае падения животных врага под тяжестью ноши полагалось помочь развьючить упавшее животное (Исх 23. 4–5). Этим Закон как бы подталкивал врагов к примирению, а возможно, и будущей любви друг к другу. Весьма показательны и заповеди закона о военной службе. С одной стороны, в Древнем Израиле утверждалась всеобщая воинская повинность для мужчин старше 20 лет (Числ 1.3; 26.2) в рамках не профессиональной армии, но гражданского ополчения. С другой же стороны, если человек только что женился, построил дом или насадил виноградник, он получал годовую отсрочку (Втор 20. 5–7; 24. 5). Более того, не считавшие себя годными к воинской службе («боязливые и малодушные») могли быть вовсе освобождены от ратного дела (Втор 20. 8). Так, согласно этому постановлению, у судьи Гедеона в войске из 32 000 человек осталось всего 10 000 воинов, но и тогда Господь повелел Гедеону сократить армию всего до 300 человек. С помощью Божией и их оказалось достаточно (Суд 7). Такой подход в сегодняшних вооруженных силах многих государств может показаться даже чересчур либеральным.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

1911 год ознаменован, надеюсь, долгожданным для Ю. А. Кулаковского выходом в свет юбилейного сборника в честь тридцатилетия его научно-педагогической деятельности, исполнившегося намного раньше – 1 июля 1906 г. Хлопоты по подготовке этого издания принял на себя академик Н. П. Дашкевич, который из-за продолжительной болезни и смерти (в феврале 1908 г.) не смог довести его до завершения. Содержание сборника «Serta Borysthenica» (приблизительный русский перевод – «Днепровское ожерелье »), напечатанного в киевской типографии Т. Г. Мейнандера, красноречиво свидетельствует об оценке коллегами места, занимаемого Юлианом Андреевичем в русской историко-филологической и археологической науке: «Посвятив себя всецело служению науке и университету, Юлиан Андреевич снискал глубокое уважение многочисленными трудами в области истории и археологии и плодотворной работой на преподавательском поприще. В ознаменование упомянутого тридцатилетия друзья, товарищи и ученики юбиляра решили составить сборник, украшенный его именем. К сожалению, печатание растянулось на несколько лет; главною причиной тому была смерть академика Н. П. Дашкевича: инициатор издания, воодушевлявший всех участников, он не успел довести его до конца. Выпуская в свет настоящую книгу, составители счастливы, что могут, наконец, представить почтенному ученому скромное доказательство тех чувств глубокого уважения и признательности, которыми они вдохновлялись при осуществлении своего намерения», – сказано во вступительном слове, открывающем сборник 62 . На сборник последовала благожелательная рецензия одного из его авторов, Б. В. Варнеке, начинавшаяся словами: «Среди профессоров Университета св. Владимира за последние годы установился весьма почтенный обычай чествовать юбилеи своих именитых сотоварищей изданием особых сборников посвященных им статей. Так, за это последнее десятилетие появились в Киеве сборники в честь Н. П. Дашкевича, М. Ф. Владимирского-Буданова, Т. Д. Флоринского. Подготовлялся сборник в честь почившего историка В. Б. Антоновича. Такой же способ чествования был избран и по случаю исполнившегося 1 июля 1906 г. тридцатилетия ученой и преподавательской деятельности заслуженного ординарного профессора по кафедре классической филологии Ю. А. Кулаковского , причем все труды по привлечению участников и редактированию сборника принял на себя проф. Н. П. Дашкевич , но продолжительная болезнь, а затем и кончина помешали ему довести это издание до благополучного конца, почему печатание сборника затянулось на целых пять лет. Но эти задержки нисколько не отразились на внешности издания, выполненного чрезвычайно изящно и украшенного прекрасным портретом юбиляра» 63 . Этот действительно удачный, литографированным способом напечатанный портрет Юлиана Андреевича – одно из немногих качественных изображений ученого.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

     День Победы в этом году особенный. Этому есть несколько причин. Во-первых, мы отмечаем юбилейную дату — 75-летие решающего события отечественной истории. Во-вторых, в этом году россияне могут встретить праздник в кругу самых близких людей, вспомнить о родных — героях войны, пересмотреть старинные фотографии, и, возможно, придумать семейную акцию Победы. Главное, 9 мая дает повод обратиться к истории своей семьи, своего рода. Бабушки и дедушки в этот день могут рассказать внукам, как их семья пережила войну, кем были их родители. Сегодня редко встретишь молодого человека, который помнит, как звали его предков, которые жили, например, три поколения назад. О подвиге героев войны еще сохраняется память, благодаря общению с очевидцами событий, деятельности военно-патриотических клубов. Но что, если спросить об истории семьи до военного времени? Человек начинает путаться, теряться… Почему так происходит? Приведу пример. Юноша вырос в многодетной семье. Он только начал входить во взрослую жизнь, как грянула Великая Отечественная война. К счастью, вернулся с фронта живым, женился. От фабрики семья получила квартиру в Москве. Обосновались там, а небольшой дом в селе пришлось оставить. Шли годы. Мужчина вырастил детей, воспитал внуков. Семья очень его любила. Внуки с восторгом смотрели на медали, которые хранились в специальной шкатулке, а когда подросли, любили говорить: «Наш дед — герой Великой Отечественной войны». Правда, родные особо не спрашивали, чем жил дедушка после войны, кем были его мать и отец. Когда пожилой человек заговаривал с внуком или с дочерью о своих предках, пытался рассказать о казачьих корнях рода, о старинном доме, который сделали в селе историческим музеем, те ласково гладили его по плечу и приговаривали: «Мы с тобой это обсудим… Только не сейчас, ладно?» Дедушка грустно улыбался и замолкал. Прошли годы, старик сильно заболел. Отвезти его в родное село, и самим увидеть дом-музей, в котором хранилось обмундирование их прапрадеда, так и не получилось. Да и в каком селе этот дом находится, уже не у кого было спросить, а может и села этого нет, и дома-музея нет. Дедушка умер, и связь с прошлыми поколениями разом оборвалась.

http://pravoslavie.ru/130996.html

Ректор с корпорацией Прошу глубокоуважаемого юбиляра принять искреннее поздравление и сердечное пожелание дальнейшей производительной работы на многие годы. Леонид Воронов Шлю сердечный привет со знаменательным юбилейным днем. К освященному собору присоединяюсь сугубыми молитвами благодарения и прошения о даровании тебе сил и крепости для продолжения служения во славу Божью на пользу богословской православной науки. Друг сотоварищ юности твоей, Священник Алексей Воронцов (товарищ по семинарии). Прошу принять мои искренние поздравления с днём юбилея Вашей многоценной деятельности. Княгиня София Голицына Призывая на Вас благословение Божие, молю Бога, да сохранит Он Вас на многие, многие годы. Сердечно приветствует Вас и мое семейство. Священник Димитриев —443— Да пошлет Господь юбиляру сил, здоровья, энергии на новое двадцатипятилетие. Николай Емельянов В знаменательный день двадцатипятилетнего служения Вашего Церкви и родине, приношу Вам сердечное поздравление и выражение глубочайшего уважения, как мужественному борцу во время всеобщей ожесточенной смуты, направленной против Христовой веры. Да пошлет Вам Господь еще долгие, долгие годы подвизаться подвигом добрым и иметь утешение видеть возросшую жатву от посеянных Вами с непоколебимой ревностью семян. Душевно скорбя от невозможности лично присутствовать на сегодняшнем торжестве, мысленно сливаюсь с Вашими почитателями в горячем пожелании Вам здоровья и крепости сил на дальнейшем служении Церкви и родине, неутомимо шествуя по пути столь достойно проходимом Вами за время предшествовавшей Вашей двадцатипятилетней научно-литературной деятельности. Ваш многолетний и глубокий почитатель Владимир Истомин Шлю сердечный привет товарищу юбиляру, бывшему сослуживцу в дорогой мне Академии. Михаил Казанский Примите сердечные приветствия с днем Вашего юбилея, дорогой Алексей Иванович. Дело Божье Вы делали и многих научили такому деланию. Непоколебимо держали Вы знамя святой истины и долга, за сохранение коего столь геройски и нередко почти одиноко боролись, когда захватывала его буря соблазнов. Мир философской науки гордится своим высоким представителем, стяжавшим славу редкого таланта и гигантской энергии. Область искусства нашла себе чуткого истолкователя, блестяще разрешающего его великие задачи и окрыленного неудержимым стремлением освободить принципы эстетики от мнимых мишурных красот, чуждых вечной гармонии окружающей природы. Трактаты о сущности религии, о всеобщности и незыблемости ее Божественных начал вошли краеугольными камнями в богословско-научное хранилище непреложных знаний, поставив на высшей ступени духовно-религиозной сферы православного философа-мирянина. Живите же и здравствуйте долго-долго, служа небесной истине и ее раскрытию в человечестве!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010