б) Места, в которых говорится, что Дух Святой есть от Отца и Сына или от Обоих, встречающаяся у святого Епифания. Илария и Кирилла Александрийского . 958 Но – аа) выражение: быть от кого-либо ( τ κ τινς εναι), как заметил еще Марк Эфесский на флорентийском Соборе, 959 не значит непременно исхо­дить от кого-либо или заимствовать бытие, а употребляется на священном языке и в других смыслах, например, в смысле оди­наковости свойств и природы, в смысле посольства от кого-либо и в смысле усвоения чего-либо от другого лица, как в словах Спасителя: вы от мира сего, Я не от сего мира ( Иоан. 8:23 ; срав. 47), или: Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня (42), и еще: от Моего возьмет и возвестит вам (Иоанн. 16:14). Следовательно, и о Духе Святом справедливо можно выражаться, что Он есть от Обоих, от Отца и от Сына, но только в разных смыслах; есть от Отца, как имеющий с Ним одну и туже природу, и как от Него исходящий и посылаемый в мир; есть от Сына, как имеющий с Ним одну и туже природу, как усвоивший от Него учение для проповедания людям, и как от Него по­сылаемый и раздаваемый верующим. И действительно – бб) по­именованные Святые Отцы говорили о Святом Духе, что Он от Обоих, в этих различных смыслах. Святой Епифаний всякий раз, когда выражался, что Дух от Отца и Сына или от Обоих, непре­менно, выше или ниже, пояснял свою мысль словами Спасителя: от Отца исходит ( Иоан. 15:26 ), и от Моего возьмет ( Иоан. 16:14 ), – например: “Дух Святой от Отца и от Сына одного и того же божества, от Отца исходит, а от Сына всегда приемлет,” 960 или: “Дух от Христа или от Обоих, как говорит Христос: который от Отца исходит, и от Моего возьмет. 961 Иларий, выразившись в одном месте, что “Дух Святой должен быть признаваем со Отцом и Сыном причинами,” 962 в другом поясняет, что Сына он называет причиной Святого Духа, собственно как раздаятеля духовных дарований, 963 а в третьем говорит: “от Сына приемлет Дух Святой, ко­торый от Него и посылается, и от Отца исходит,” замечая, что исходить не тоже значить, что принимать, и что приемлемое Духом Святым от Сына означает только или власть, или силу, или учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

б) Места, в которых говорится, что Дух Святой есть от Отца и Сына или от Обоих, встречающаяся у святого Епифания. Илария и Кирилла Александрийского. Но - аа) выражение: быть от кого либо ( τ κ τινς εναι ), как заметил еще Марк Эфесский на флорентийском Соборе, не значит непременно исходить от кого либо или заимствовать бытие, а употребляется на священном языке и в других смыслах, например, в смысле одинаковости свойств и природы, в смысле посольства от кого либо и в смысле усвоения чего либо от другого лица, как в словах Спасителя: вы от мира сего, Я не от сего мира (Иоан. 8:23; срав. 47), или: Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня (42), и еще: от Моего возьмет и возвестит вам (Иоанн. 16:14). Следовательно, и о Духе Святом справедливо можно выражаться, что Он есть от Обоих, от Отца и от Сына, но только в разных смыслах; есть от Отца, как имеющий с Ним одну и туже природу, и как от Него исходящий и посылаемый в мир; есть от Сына, как имеющий с Ним одну и туже природу, как усвоивший от Него учение для проповедания людям, и как от Него посылаемый и раздаваемый верующим. И действительно - бб) поименованные Святые Отцы говорили о Святом Духе, что Он от Обоих, в этих различных смыслах. Святой Епифаний всякий раз, когда выражался, что Дух от Отца и Сына или от Обоих, непременно, выше или ниже, пояснял свою мысль словами Спасителя: от Отца исходит (Иоан. 15:26), и от Моего возьмет (Иоан. 16:14), — например: «Дух Святой от Отца и от Сына одного и того же божества, от Отца исходит, а от Сына всегда приемлет,» или: «Дух от Христа или от Обоих, как говорит Христос: который от Отца исходит , и от Моего возьмет . Иларий, выразившись в одном месте, что «Дух Святой должен быть признаваем со Отцом и Сыном причинами,» в другом поясняет, что Сына он называет причиной Святого Духа, собственно как раздаятеля духовных дарований, а в третьем говорит: «от Сына приемлет Дух Святой, который от Него и посылается, и от Отца исходит,» замечая, что исходить не тоже значить, что принимать, и что приемлемое Духом Святым от Сына означает только или власть, или силу, или учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

В великом гневе он отправился и сообщил все это царю; тот, когда узнал, возгорелся гневом, жестоко рассердился и обрек на смерть всех жителей [этой] области. Он послал на войну против них марзбана с 15 000 и приказал, если они будут сопротивляться его приказу, уничтожить их и построить там храм огня. Когда жители области узнали об этом, они собрались как один человек [в количестве] 20 000, готовые к бою, чтобы биться за свое христианство до смерти. Когда те прибыли и расположились против них для боя, эти призвали имя Господа Иисуса Христа и выступили на них. И смирил их Христос перед жителями области, и они перебили всех их, до одного человека. Они убили и марзбана, взяли его голову и отправили ее патрикию Юстиниану, жившему в то время на границе, в городе Феодосиополе. Все это и прочее, что произошло в дальнейшем, слишком пространно для рассказа и сообщения. Глава 21. О том, что произошло после этого в отношении Хосрова в Персидской Армении, как [жители] ее отпали от него и подчинили всю землю ромеям Когда все это произошло и вся область Великой Армении увидела, что разразилась против них трудная война с нечестивым персидским государством, собралась вся область целиком в качестве христиан. Они испугались и искали убежища у христианского государства, говоря: «Отныне мы рабы христианского государства, и мы бежали, чтобы укрыться в ромейском государстве, чтобы спастись от свирепости магизма». Это и многое другое рассказывали католикос и прочие, бывшие с ним епископы перед нашими милостивыми императорами и всем сенатом, из чего только немногое я начертал для памяти. Затем о военных битвах и великом уничтожении бывших там в то время рассказывали они, и как затем вновь напали войска друг на друга, и что много раз были побеждены персы и от них были отняты слоны. Но так как всех этих (сообщений) много, мы в настоящее время оставим их в стороне. Глава 22. О том, что было рассказано католикосом и бывшими с ним и о прочем Все это и еще многое другое в нашей столице ромеев было рассказано католикосом Довина, что [находится] в области Персидской Армении, им самим, епископами и многими свободными, бывшими с ним, в присутствии многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Откр. 19, 13 тоже говорится о Слове Божием. Ап. Иоанн описывает видение Верного и Истинного, который праведно судит и воинствует. Этот Верный и Истинный называется у Иоанна Словом Божиим. Мы можем считать, что " Слово " у евангелиста Иоанна означает Сына Божия. В 1 Ин. 5, 20 Иисус Христос прямо называется Богом: " Сей есть истинный Бог и жизнь вечная " . В этом же стихе Господь называется истинным Сыном, а в 1 Ин. 4, 9 ап. Иоанн говорит о Христе как о Сыне Единородном: " Бог послал в мир единородного Сына своего " . Наименования " единородный " , " истинный " призваны показать нам совершенно особое отношение Сына к Отцу, которое принципиально отлично от отношения к Богу всех других существ. Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына. 1 Ин. 5, 11-12: " Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни " . Наконец, ап. Иоанн приписывает Сыну Божию Божественные свойства, в частности, свойство всемогущества (Откр. 1, 8): " Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель " . Слово " Вседержитель " указывает на всемогущество. 6.2.2.2. СВИДЕТЕЛЬСТВА АПОСТОЛА ПАВЛА 1 Тим. 3, 16: " Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти " . Здесь прямо Сын Божий называется Богом. То же самое в Рим. 8, 5, где сказано, что Христос есть " сущий над всем Бог, благословенный вовеки " . Деян. 20, 28, эпизод, когда апостол Павел на пути в Иерусалим прощается в Мелите с эфесскими пресвитерами. Он говорит о " Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею " , т. е. указывает на Божественное достоинство, называя Христа Богом. В Кол. 2, 9, апостол Павел утверждает, что в Нем, т. е. во Христе, " обитает вся полнота Божества телесного " , т. е. вся полнота Божества, которая присуща Отцу. В Евр. 1, 3, апостол называет Сына " сиянием славы и образом ипостаси Его " , очевидно, что слово " ипостась " здесь употребляется в значении " сущность " , а не в том смысле, в каком мы понимаем его сейчас.

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

В таинствах крещения, миропомазания, причащения и покаяния даруется нам благодать Божия, необходимая для спасения каждого из нас, почему и таинства эти нужны всем нам, и кто не пользуется одним каким-либо из них, тот не может спастись. Но Господь даровал Церкви Своей еще три особенных таинства, которые не для всех необходимы, а только для некоторых лиц. Таковы: таинство брака, необходимое для лиц, вступающих в супружество, таинство священства, необходимое для лиц, посвящающих себя пастырскому служению, и таинство елеосвящения, необходимое для лиц, одержимых телесными болезнями. Изложим здесь учение Слова Божия о каждом из этих таинств. Начнем с таинства священства. Все мы видим перед собою епископов, священников и дьяконов. Все мы знаем также, что лица эти совершают богослужение, преподают таинства, научают нас вере и прочее. Спрашивается теперь, по какому праву они делают все это? Кто им дал власть на это? Что в Церкви христианской есть особое священное сословие, обязанное священнодействовать, учить и наставлять людей в вере и благочестии, это не есть дело человеческого произвола, а Сам Господь устроил так. Иисус Христос установил именно таинство священства, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово. Это мы докажем сейчас. Еще во время земной жизни Своей Господь, как известно, избрал и приготовил двенадцать учеников Своих к особенному служению в Церкви, возложив на них обязанность совершать некоторые священнодействия и распространять истинную веру. По вознесении же на небо, Он ниспослал на них Духа Святого для выполения этой великой обязанности их. Апостолы, со своей стороны, по внушению Духа Святого, избирали достойных лиц для пастырского служения и передавали им благодать священства. Так возникло в Церкви Христовой таинство священства. Что оно есть установление Божие, это очевидно. Но это же подтверждается и ясными свидетельствами Слова Божия. Так, апостол Павел, преподавая наставление пастырям эфесской Церкви, говорил: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». В словах этих прямо выражается, что не человек, а именно Дух Святой поставляет в Церкви епископов с тем, чтобы они пасли Церковь Христову, то есть наставляли верующих в Иисуса Христа в вере, благочестии и добрых делах. В другом месте сей же апостол говорит об апостолах вообще и их преемниках: «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». Здесь важно то, что апостол, назвав себя и других апостолов домостроителями тайн Божиих, вместе с тем называет их и служителями Христовыми. Значит, если апостолы и их преемники совершают таинства, то в этом выражается их служение Христу, так что они выполняют в этом случае волю Христа, Который поставил их для того.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В храме я услышал сегодня евангельскую историю о том, как в Капернауме подошел к Иисусу сотник, римский офицер, и просил Его исцелить его любимого слугу, который «был болен при смерти». И когда Господь согласился и отправился в дом сотника, тот «.послал к Нему друзей — сказать Ему: Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за ним народу: Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» ( Лк.7:6-10 ). Как эта история отозвалась в моем сердце? Ведь она — о пламенной вере, исполненной надежды и смирения; о том, что Господь — близко, Он живо откликается на просьбы и мольбы людей. «Стремились путем молитвы и медитации углубить соприкосновение с Богом.» — так начинается 11й Шаг. Моя молитва и размышление о Боге и духовном мире, мое молитвенное предстояние — это акт, которым я укрепляюсь в вере, в доверии Богу. Билл Уилсон, основатель движения АА, говорил, что алкоголику нужен такой Бог, с которым ему хорошо выздоравливать. Ведь чаще всего алкоголик рисует в уме Бога жестокого, несправедливого, безразличного. Мой Бог, насколько я понимаю Его, — это милосердный и сострадательный Господь, открывший в Иисусе, Своем Сыне, Свою любящую природу. 11й Шаг для меня — это ежедневное соприкосновение с моим Создателем. Сегодня святая Церковь воспоминает великого подвижника древности — преподобного Илариона Великого. Он жил в IV веке и после смерти родителей, раздав имущество нищим, получил руководство в духовной жизни от Антония Великого и поселился в пустыне. Илларион был велик своим молитвенным подвигом и известен всей Палестине. 11й Шаг — это мой подступ к великому молитвенному опыту Церкви, к опыту святого отшельника Илариона. Я прошу Тебя, Господи, научи меня молиться, укрепи меня в вере и духовном делании 11-го Шага. Быть трезвым только физически, внешне, для меня мало, я хочу духовной трезвости, трезвенности. Хочу обрести смиренномудрие: разум и душевный покой. Для этого я сегодня отдаю все силы на труд по 11-му Шагу. 4 ноября. Память семи отроков Эфесских ( Лк.16:19-31 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В целом, это обширное сочинение имеет характерные черты христологии свт. Кирилла Александрийского , как она сложилась накануне III Вселенского (Эфесского) Собора 4 , а также иллюстрирует искусное владение логической аргументацией, которое у святителя счастливо сочетается с проникновением в тонкости библейского текста. Вниманию читателей предлагается первый отдел основной части трактата, включающий около половины ее общего объема. Как и во вступительной части, взятый за основу перевод священника Василия Дмитриева существенно переработан и приведен в соответствие с новейшим изданием Э. Шварца 5 . Принципы воспроизведения библейских цитат у святителя и использованные издания текста Священного Писания и его русских переводов те же, что и в предыдущей публикации 6 . Кирилла, епископа Александрийского, обращение к благочестивейшим владычицам (21) [Это содержится в последующих главах: О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, поскольку в Его славу восходит и воспринятый храм 7 , из апостольских посланий. Избранные места из соборных посланий, о том же. Избранные места из Евангелий, о том же. О том, что Христос – жизнь и животворящий, из имеющегося у апостола Павла и найденное в апостольских посланиях. О вере во Христа как в Бога, из соборных посланий и из Евангелий. О том, что Христос – жизнь и умилостивление, различные избранные места. О том, что смерть Христа спасительна для мира, избранные места из апостольских посланий и Евангелий] 8 . О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, восходя в Его славу. Из Послания к Римлянам (22) «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и наречен 9 Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» 10 . Итак, если проповедь о Христе – благовестие Божие, то каким образом Христос – не Бог? И если всякое пророчество направлено к Нему как конечной цели и Писания проповедуют Сыном Божиим Того, Кто от семени Давида, пусть даже говорится, что Он наречен так по Духу святыни через Таинство Вочеловечения, то каким образом не Сын поистине Он, свидетельствуемый через воскресение из мертвых? Ведь Он восстал не как простой человек, подобный нам, но как сильнейший смерти, в силу чего Он – и жизнь и Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вершиной православного панентеизма становится утверждение определенного Божественного имени, которое подчеркивает неразрывную и наиреальнейшую связь Бога и мира – имени «Всё». Подчеркнем, что это особенное имя имеет библейские истоки и встречается уже в книге Сираха 59 . Наверное, самое древнее и самое точное определение панентеизма можно встретить в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Оно выглядит следующим образом: «28. Чрез Него всё успешно достигает своего назначения, и всё держится словом Его. 29. Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть всё. 30. Где возьмем силу, чтобы прославить Его? ибо Он превыше всех дел Своих». ( Сирах. 43:28–30 ) 60 Текст Сираха раскрывает нам Бога как всё ( το παν) нашего мироздания: Он есть всё ( το παν στιν ατς). Причем этому утверждению предшествует утверждение о всеобъемлющем и всесодержательном действии Божественного Слова, что указывает на фундаментальный логосный смысл последующего положения. Но внутренняя логика изложения богословия Сираха не исчерпывается положением «Бог есть всё», а раскрывается и в последующей фразе: Он превыше всех дел Своих. Таким образом, в книге Сираха мы встречаем древнейшую антиномическую формулировку панентеистического миросозерцания: «Бог есть всё и превыше всего», развертываемую на основании логосно-энергийной теологемы. Отцами Церкви (прежде всего Григорием Богословом , Дионисием Ареопагитом , Максимом Исповедником , Григорием Паламой и Марком Эфесским ) было усвоено имя Бога Всё и Всё во всём (также Всё всего, Всё во всех), имеющее библейские истоки, отражающее факт содержания мира в Боге в энергийной модальности Его бытия. Ими определялась особая диалектика, развивалась особая последовательность антиномий, в которой Бог различался от мира, будучи един с ним, и соединялся с миром, различаясь. Первый уровень антиномии восходил к нетождественности Божественной сущности и энергии. Согласно ей, мир соединялся с энергией Бога, и лишь опосредованно, через нее, с Божественной сущностью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Возражение 3. Далее, священничество Старого Закона было образом священничества Христа. Но священник Старого Закона приносил жертву не только за других, но и за себя, в связи с чем читаем [в Писании] о том, что первосвященник входит в скинию собрания для того, чтобы очистить «себя, дом свой и все общество Израилево» ( Лев. 16, 17 ). Поэтому и священничество Христа обусловило следствие не только для других, но и для Него Самого. Этому противоречит сказанное в постановлении Эфесского собора: «Если кто говорит, что Христос принес приношение и за Себя Самого, а не только за нас (ибо не ведавший греха не имел нужды в приношении), да будет анафема». Но священническое служение главным образом состоит в приношении жертвы. Следовательно, священничество Христа не обусловило никакого следствия для Него Самого. Отвечаю: как уже было сказано (1), священник является посредником между Богом и человеком. Сам же он не нуждается в таком посреднике между собой и Богом, который не мог бы приближаться к Богу, и при этом был бы подчинен священничеству через соучастие с ним в следствии. Но этого нельзя сказать о Христе, поскольку, по словам апостола, Он «Сам приближается к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» 314 ( Евр. 7, 25 ). Поэтому Христу подобает не Самому получать следствие Своего священничества, но, скорее, сообщать его другим. В самом деле, воздействие первого действователя в любом роде таково, что сам он в этом роде не получает ничего; так, солнце освещает, но не освещается; огонь нагревает, но не нагревается. Но Христос есть первоисточник всяческого священства; так, священник Старого Закона был Его образом, а священник Нового Закона действует от Его лица, согласно сказанному [в Писании]: «А кого вы в чем прощаете – того и я, ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» ( 2Кор. 2, 10 ). Таким образом, Христу не подобает получать следствие Своего священничества. Ответ на возражение 1. Хотя священникам подобает молиться, однако молитва не является их главным служением, поскольку каждому подобает молиться и о себе, и о других, согласно сказанному [в Писании]: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак. 5, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр.2:6 ). Николаиты – это секта, которая была связана с одним из семи первых дьяконов по имени Николай. Древние церковные историки писали о том, что Николай был крайне вспыльчивым и ужасно ревновал свою красавицу-жену. В результате этого у них в семье случались страшные скандалы, и когда апостолы осудили его за такое поведение, дьякон вывел свою жену в центр общины и сказал: «Кто хочет, пусть берет и пользуется ею». Апостолы не поддержали этого безобразия, и в результате диакон Николай отрекся от Церкви и создал секту, где учил, что время Нового Завета закончилось и, следовательно, любой христианин может развратничать и блудить, как угодно. Он сделал блуд нормой жизни и считал, что Богу можно служить при помощи разврата. Церковь отвергала эту ересь и отлучила от себя всех николаитов. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). Таким образом, Господь говорит, что Он обращается не только к Эфесской Церкви, но и ко всем, у кого есть уши. Кто отступил от любви – пусть возвращается к ней. Святой Дух говорит Церквам: «Кто победит, тот будет есть от Дерева Жизни, которое посреди рая Божиего». Тот, кто победит, войдет в вечный рай, чтобы там вкушать плоды от Древа Жизни, от которого не мог вкушать первый человек, Адам. Вкушать плоды Древа и достигать бессмертия – это награда, обещанная праведникам, тем, кто претерпел скорби, перенес труды и не отрекся от своего креста. «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» ( Откр.2:8 ). Голос Бога обращается ко второй Церкви – Смирнской. Из всех Церквей Апокалипсиса это единственная Церковь , которая сохранилась до сих пор. Город Смирна в настоящее время – Измир. Это город-миллионер в Турции. Смирнская Церковь – церковь мучеников, ангелом ее был святой Поликарп Смирнский , казненный в 167 году. Под ней подразумеваются гонения на всю Церковь 19 , и к ней не сказано ни одного обличительного слова. Эта Церковь мучеников оказалась безупречной в глазах Господа, «который был мертв, и се, жив». В этих словах Бог дает понять, что Он был Первым и Последним, началом и концом мира, мертвым и ожившим. Почему именно Смирнской Церкви Он это говорит? Дело в том, что Господь каждый раз, обращаясь к каждой Церкви, подчеркивает одно из Своих свойств – то, которое особенно близко этой Церкви. Мы видим, что Господь подчеркивает здесь, что Он был «жив и мертв и ожил», то есть умер и воскрес. Это важно для Церкви мучеников потому, что они исповедуют смерть и воскресение Христа, они страдают со Христом, чтобы вместе с Ним прославиться. Церковь – это тело Христа, и когда мученики страдают, то Христос страдает в них. Он страдает в мучениках, пророчествует в пророках, побеждает грех в преподобных, являет праведность в праведниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010