Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») В жертвеннике новгородской церкви Благовещения на Мячине (росписи 1189 г.) 522 рядом с обширным богородичным циклом, размещенным на стенах апсиды, на западной перемычке над арочным проходом в наос сохранилась редкая для храмовых росписей композиция «Семь спящих отроков эфесских». В ней представлены расположенные полукругом, «веером», головами от центра к внешнему краю композиции, фигуры семи лежащих или сидящих юношей в разнообразных свободных позах, в коротких туниках, с нимбами. Вся сцена имеет своеобразное обрамление в виде широкой арки с зазубренными краями, имитирующей пещеру, где уснули отроки. Рядом с уснувшими изображены плетеные сумки, а в нижней части композиции, по центру – еще несколько дорожных предметов, по-видимому, оставленных юношами у входа в пещеру, – брошенный плащ, посох и еще одна сумка. Возникает вопрос: какое значение отводилось этой сцене в росписях жертвенника и в связи с чем она могла появиться в Аркажах? Легенда о семи юношах-христианах из Эфеса, укрывшихся в пещере на горе Охлон от гонений императора Леция (249–251), чудесно уснувших в ней «смертным сном» и пробудившихся спустя двести лет при императоре Феодосии Младшем (408–450), в эпоху торжества христианства, известна c V в. 523 . В ней наглядно раскрывается идея грядущего воскресения во плоти: «Бог воскресил нас, чтобы показать, что воскресение возможно», – говорит один из персонажей легенды 524 . Именно эта идея, а также смыкающаяся с ней тема спасения верных от всех бед всемогуществом и милосердием Господа, обеспечили легенде необычайно широкое распространение. Самые ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в византийском искусстве принадлежат греческим псалтирям IX в.: Хлудовской, gr.129 (f.29) и монастыря Пантократора, gr.61 (f.36v) 525 . В обеих рукописях маргинальные миниатюры с семью спящими отроками поясняют текст псалма 32 (18–19): «Се Очи Господни на боящихся Его, уповающих на милость Его, избавити от смерти души их, и препитати я в глад». В таком же значении – иллюстрации-комментария к этому псалму – изображение семи отроков фигурирует в Феодоровской псалтири 1056 г. (Британский музей, add. 19352, f.36v) 526 и выполненной между 1092–1118 гг. псалтири Барберини (Vatican, gr.372, f.54) 527 . Миниатюра c семью отроками содержится также в Менологии Василия II (Vatican, gr. 1613, f. 133) конца X –

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семь Эфесских отроков: увидевшие мир иным Память 17 августа 16.08.2022 609 Время на чтение 3 минуты 17 августа Русская Православная Церковь вспоминает семерых Эфесских отроков. Чудо, связанное с ними, произошло во IIIbeke после Рождества Христова, а продолжилось через два столетия. Богословский смысл его прост и, в то же время, глобален: юноши из Эфеса преодолевают по воле Божией барьеры времени, утверждают нас в надежде на воскресение и жизнь вечную. Итак, в городе Эфесе, который некогда стоял на берегу Эгейского моря, а ныне покоится на дне болот, жили семеро друзей. Звали их Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Самым старшим был Максимилиан, младшим - Иамвлих. Юноши дружили с самого детства - кто знает, может, они в отроческих своих играх были так же похожи на современных греческих или турецких мальчиков? Хотя вряд ли они босоногими бегали по улицам малоазийского города - отец Максимилиана был градоначальником, остальные мальчики тоже происходили из аристократических семей. Скорее всего, все они получили хорошее образование и их родители желали им самого радужного будущего. Так или иначе, но история умалчивает подробности жизни Максимилиана и остальных, оставляя нам только скупую информацию о том, что Эфесские отроки были столь дружны, что вместе поступили на военную службу. А еще они были христианами. Когда юноши приняли Святое Крещение? Мы не знаем. Но то, что они стали истинными воинами Христовыми, доказывает их подвиг. Однажды в Эфес прибыл с визитом император Декий (иначе он известен как Деций Траян) - именно он первым из правителей Рима организовал систематическое преследование христиан. Император повелел всем горожанам принести жертву языческим богам, чтобы вычислить непокорных. Доносчики указали на семерых юношей, отказавшихся участвовать в этом обряде, исповедавших себя последователями Христа. За это они немедленно были лишены воинских поясов - знаков отличия эфесских военных. Однако больше никакого наказания Декий для отроков придумывать не стал - отпустил с мыслью, что они вскоре одумаются. Но надежды императора не оправдались.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/16/...

Когда младенец не спит, плохо засыпает, кому можно помолиться? 23.10.2015 07:25:21 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/10/15/21-00.html Сейчас много разных предложений в газетах, в рекламе, есть везде гороскопы. Это ведь тоже плохо? Даже шутя, гороскопы не стоит читать? - Да, так человек вступает в союз с демонами, и устав церковный  на несколько лет призывает отлучать от причастия. Хотя мы этого не делаем в нашей жизни современной, но, тем не менее, мы должны помнить, что в уставе есть определенные указания на то, что человек, который занимается звездочетством, который увлекается, так он ставит свою жизнь в зависимость не от Господа, а от звезд. Вместо Творца получается почитает тварь. И таким образом отвергает о себе промысел Божий, и поэтому это достаточно такая пагубная вещь, хотя в наше время достаточно распространено и в некоторых местах ради шутки в некоторых газетах. И я некоторым редакторам газет советовал, что все-таки не нужно этого делать, потому что кому-то интересно,  любопытно, но на самом деле огромный от этого вред. То есть это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Когда младенец не спит, плохо засыпает, кому можно помолиться? - Есть молитва в требнике о неспящем младенце. Когда ребенок не может уснуть, можно обратиться к священнику, чтобы пастырь Божий прочел эту молитву. Лучше всего над младенцем ее прочесть. Во-вторых, есть молитва так называемым эфесским отрокам и акафист есть. Это те святые, которые в период гонения на церковь оказались замурованными в пещере, и Господь навел на них сон, и они проспали несколько столетий и их обнаружили, они воскресли как раз в тот период, когда в Церкви не было гонений, но  возникла очередная ересь, которая отрицала воскресение мертвых, и вот эти отроки прославлены в лики святых и им молятся, чтобы получить благополучный сон. Что еще можно делать? Можно постель ограждать крестным знамением. Стараться кропить святой водой, ну и конечно, стараться смотреть за тем, чтобы ребенок не возбуждался сильно на ночь, потому что бывает так, если у ребенка много эмоций, впечатлений, то конечно ему тяжело уснуть. Ну и самое главное, конечно, важно ребенка регулярно причащать.  Жизнь показывает однозначно, что дети, которые регулярно причащаются, они всегда более умиротворенные, в том числе у них выравнивается их поведение и в частности и сон.

http://radonezh.ru/text/kogda-mladenets-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефесские отроки, свв. Описания иконы Ефесские отроки, свв. - житие Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6101.jpg:   Размер: 748x1212, 0.91 MPix, 146 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (188) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6102.jpg:   Размер: 768x1200, 0.92 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (197) , (3) . Описание: Четырехчастная икона. Похвала Богоматери, Нечаянная Радость, Страстная. Семь спящих отроков Эфесских. Середина XIXb. Hebьяhck..JPG Файл 18476.jpg:   Размер: 2025x2393, 4.85 MPix, 1925 Kb. Дата: 2012-06-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (149) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1810

Елена 23 декабря 2019, 20:43 Святые Еффеские отроки,молите Бога о моих сыночках Александре и Луке. Пусть они растут здоровыми и счастливыми,и сон их будет крепок. Валя 8 ноября 2019, 01:43 Спаси вас Господи за чудесную статью. Семь Святых Отроков молите Бога о рабе Божией Валентине об исцелении от бессонницы. Елена 29 октября 2019, 21:57 Святые отроки Ефесские,молите Бога о нас грешных. М 17 августа 2019, 13:29 Святые семь отроков Ефесских!молите господа Бога Иисуса о прощении хоть бы малой части наших грехов! Юлия 17 октября 2018, 14:45 Святые отроки эфесские молите Бога о младенце Анне, чтоб был у неё здоровый и крепкий сон! Светлана 17 августа 2018, 23:22 Святые Отроки Ефесские,спасибо вам за все! Молите Бога о всех безнадежно болящих детях. Молите Бога о нас грешных! Nik.architect Поздняков 17 августа 2018, 08:30 Святые отроки Ефесские молите Бога онас. Аминь. Светлана-Фотиния 17 августа 2018, 00:05 Святые отроки Ефесские молите Бога о даровании моему сыну р.Б. Артемию здорового и спокойного сна. Елена 31 марта 2018, 19:41 Святые Ефесские отроки, молите Бога о нас грешных, даруйте моему сыночку рабу Божьему Александру крепкий и здоровый сон. Владимир 27 ноября 2017, 16:39 Святые отроки молите Бога о спасении душ грешных рабов божих Владимира Татьяны елены анны марии и всех православных крестиан Вадим 17 августа 2017, 11:54 Святые отроки Ефесские,молите Бога о спасении душе моей грешной Светлана Данилюк 9 октября 2016, 05:47 Святые отроки ,молите Бога за нас. Людмила 17 августа 2016, 10:37 Святые воины Ефесские ,молите Бога о нас! александр 4 ноября 2015, 08:56 Спаси Господи! Людмила 17 августа 2015, 15:17 Святые отроки Ефесские, молите Бога за моих детей, дайте им благодати,а мне здоровья. Любовь 16 февраля 2015, 22:18 святые отроки Эфесские молите Господа об Александре со чадом Егором и обо всех жителях Донбасса и Луганска Ольга М. 19 августа 2014, 12:46 Удивительны дела твои, Господи!Святые отроки Ефесские, молите Бога о нас! Елена 17 августа 2014, 15:05 Святые воины Ефесские, молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/55460.html

ч. поэтическое состязание псалмопевца Давида и эллина Гомера перед филистимлянским царем Анхусом). В 1831 г. была написана поэма «Зоровавель» (стихотворный пересказ 2 Езд 3-4), изданная в 1836 г. в качестве вставной поэмы в прозаическом соч. К. «Русский Декамерон 1831 года». На основе предания о 7 Эфесских отроках К. создал поэму «Семь спящих отроков» (1831-1833; опубл. в 1939). По сюжету его поэмы отроки засыпают в Никее во дни гонений имп. Диоклетиана , а пробуждаются через неск. столетий, в царствование имп. Алексея I Комнина , причем свидетелями этого события наряду с греками оказываются правосл. славяне и католики-крестоносцы из Зап. Европы; т. о., отроки, по мысли К., приносят свидетельство о «чистом» и «едином» раннем христианстве позднему, уже расколотому политическими раздорами христ. миру. Поэма «Юрий и Ксения» (1832-1833; полностью опубл. в 1939), основанная на древнерусской повести об устроении Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , посвящена противоборству на Руси христианства и язычества, показанного К. как демонопоклонничество. На основе совр. бытового материала написана только поэма «Сирота» (1833-1834; полностью опубл. в 1939), в к-рой от лица разочарованного героя байронического типа ведется рассказ об озлобивших его в детстве житейских невзгодах и обидах. Последняя и важнейшая поэма К. «Агасвер» (1832-1846; опубл. в 1878 под загл. «Вечный жид») повествует о ключевых моментах истории христианства. Агасвер К.- ревностный последователь Маккавеев , принадлежащий к «не терпящему временных оков, но к вечным равнодушному народу». В отличие от героя одноименной поэмы В. А. Жуковского он до конца остается противником Христа. К. делает своего Агасвера очевидцем разрушения Иерусалима, собеседником Плиния Младшего - гуманного философа, отправляющего на смерть христ. мучеников, свидетелем предсмертного покаяния папы Генриха VII, прежде властолюбивого, но умирающего как праведник, и выступления М. Лютера на Вормском сейме, устоявшего перед умственной изощренностью и угрозами кардиналов.

http://pravenc.ru/text/2462393.html

Вскоре и император Феодосий Младший (408–450) лобызал святых в пещере. Вдруг отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули. На этот раз – до всеобщего воскресения. Предание о спящих отроках эфесских широко распространилось в V веке в Малой Азии и Сирии. Самым древним источником называют текст сирийского монаха по имени James Saruc (род. в 452 г.). Его сведениями воспользовался известный английский историк Эдуард Гиббон в своем труде «История упадка и разрушения Римской империи» (XVIII в). Этот же сюжет о спящих отроках встречается в работе агиографа Иоанна Колобо (V в.). На Западе в VI веке на этот источник опирался Григорий Турский. Немало литературных переложений и сказаний появилось во времена крестовых походов. Для примера можно вспомнить хотя бы «Золотую легенду» Иакова Ворагинского. В пещере Спящих Само слово «пещера» часто упоминается в Священном Писании. В далекой древности пещеры служили жилищем и укрытием, они были также и местом для погребения усопших. В пещерах поселялись отшельники и пустынножители, в них основывались монастыри. Амманская пещера Спящих напоминает собою тот «мартириум» (усыпальницу мучеников), о котором рассказывает (ок. 388 г.) в своем повествовании о христианских святынях Востока паломница IV века Сильвия (или Этерия). В первые века христианства мартириумы (храмы-усыпальницы почитаемых святых и мучеников) получили довольно широкое распространение. Храм в амманской пещере – в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа – другие четыре, причем в одной из них чернеет застекленное отверстие. Вероятно, когда-то и здесь, как и в других мартириумах, на гробницах с останками святых совершалось таинство евхаристии: каменные гробницы мучеников за Христа символизировали собой гроб Самого Спасителя. И семь святых отроков потому и решили умереть за Христа, что верили, в свое воскресение в Нем и с Ним. Мощи святых покоятся сейчас как раз в той самой гробнице с застекленным отверстием. Мусульманин, служащий охранником и служителем в пещере, рассказал, что «в 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта». Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие. Мусульманин направил луч карманного фонарика, и сквозь пыльное стекло мы их и увидели, ссыпанные грудой.

http://pravoslavie.ru/3328.html

В пещере стоит и простенький застекленный шкаф, на полках которого – нехитрые предметы, некогда обнаруженные в пещере: небольшой глиняный кувшин, какие-то инструменты и еще несколько непонятных вещиц. «…Ефеса града похвало и всея вселенные упование!» «…Ефеса града похвало и всея вселенные упование!» – читаем в молитве, обращенной к «пречудным святым седмочисленным отрокам». Точно известно, что местом рождения святых отроков был Эфес – город, бывший не только одним из центров христианства, но и ареной борьбы разных вероучений. А вот место их подвижничества в пещере соотносится с разными географическими точками. В письменных источниках встречается несколько названий той горы, где когда-то на ее «восточном склоне» находилась пещера отроков: Охлон, Селион, Пион и др. Чаще всего христианские источники указывают на города Эфес и Тарсус, но средневековые авторы называют как места погребения обитателей пещеры и другие местности в Малой Азии. Многочисленность пещер, в которых устроены святилища во имя святых спящих отроков, свидетельствует об особо благоговейном отношении ним и их подвигу. Возможно, в каждой из этих пещер когда-то, действительно, скрывались от гонителей первые христиане. Но точных исторических указаний на какую-то конкретную пещеру, связанную с подвижничеством эфесских мучеников, нет. Паломница IV века Сильвия (Этерия) не упоминает среди других описываемых ею святынь Эфеса пещеру, в которой некогда жили и спали святые отроки. Однако ее упоминает русский паломник игумен Даниил (паломничал в 1104–1113 гг.), но не как место погребения, а только как место, где спали семь отроков более 300 лет. Можно предположить, что пещеру спящих отроков «обнаружили» в Эфесе значительно позже, ибо амманская пещера Спящих на территории Иордании относится к римскому периоду (64–324). Кстати, кроме названия амманского пригорода Аль-Раджиб, где находится пещера Спящих, существует и другое – Аль-Раким. Тафсиры (комментарии к Корану) дают разные толкования: например, переводчица Корана на русский язык Иман Валерия Порохова, считает, что «арраким» означает либо название «дощечки с начертанными на них именами спящих», либо имя собаки, их верного спутника. Мусульманская же традиция события, о которых говорится в 18-й суре Корана («Пещера») прочно связывает с пещерой Спящих в Аммане. Мы уже говорили о том, что в основе этого повествования лежит более раннее христианское предание. Кстати, на некоторых православных иконах семи святых отроков можно видеть рядом с ними и изображение сопровождавшей их собаки.

http://pravoslavie.ru/3328.html

Место погребения св. ап. Иоанна Богослова. Могила Иоанна Богослова приведена была в порядок уже в наше время – для посещения паломников и туристов. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста. Грот семи эфесских отроков Семь отроков Эфесских— христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Семь отроков жили в III веке, находились на военной службе и были христианами. Император Декий прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон, где молились, готовясь к мученическому подвигу. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествие, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios ), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Был найден ковчежец с надписью, Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-xramy-tur...

4 ноября (в этот день в 1612 году народное ополчение выбило поляков из Китай –города), когда особо прославляется Богородица и Ее Казанский образ, Церковь вспоминает семерых эфесских отроков: Максимилиана, Мартиниана, Иамвлеха, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна. Именно в Эфесе проходил III Вселенский собор, в 431 году осудивший ересь несторианства. Здесь, согласно преданию, поселились Иоанн Богослов и Дева Мария, после того как Спаситель с Креста вверил заботу о Своей Пречистой Матери любимому ученику. И здесь, уже будучи старцем, Иоанн написал Евангелие Христа, последнее по хронологии. Сейчас Эфес – это территория Турции, здесь сохранились руины древнего храма, где проходил Вселенский собор, и здесь же туристам показывают раскопанный католическими монахами в XIX веке очень древний дом – «дом Иоанна и Девы Марии». Об этих местах русский паломник игумен Даниил написал в начале XII века: «Там поблизости есть пещера, где лежат тела семи отроков, что спали триста шестьдесят лет 53 : при Декии – царе уснули, а при Феодосии – царе явились. В той же пещере триста святых отцов лежат: тут и святой Александр лежит, и гроб Магдалины Марии, и голова ее; и святой апостол Тимофей, ученик святого апостола Павла, в древнем гробе лежит. И есть там в старой церкви икона святой Богородицы, с помощью которой святые переспорили Нестория – еретика. И есть гам баня Диоскоридова, где работал Иоанн Богослов с Прохором у Романы» 54 . 1 Даже среди множества чудес, которыми изобилуют жития древних святых, история семи эфесских юношей, живших в середине третьего века в Римской империи, совершенно уникальна. Семеро друзей были христианами и состояли на военной службе. Когда началось очередное гонение на Церковь , они, чтобы подготовить себя к предстоящему подвигу мученичества, уединились в пещере. Узнав об этом, император Декий приказал просто завалить вход в пещеру камнями. Прошло почти два века – сто семьдесят лет. За это время Римская империя из языческой преобразилась в христианскую. Однажды, при императоре Феодосии Великом (это он созвал III Вселенский собор), вход в пещеру был случайно открыт – и оказалось, что семь юношей не умерли, а спали, и теперь пробудились от векового сна. И как когда – то, во время земной жизни Христа Спасителя, воскрешенный Им Лазарь стал живым свидетельством будущего воскрешения из мертвых, так и семь отроков вошли в город «во уверение воскресения всех человеков», как говорит церковное песнопение 55 . Через несколько дней отроки уснули уже вечным сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010