Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон. Здесь они проводили время в молитве и готовились к мученичеству - у них не было иллюзий относительно своего будущего, ведь отрекаться от Христа никто из них и помыслить не мог. Самый младший из друзей, Иамвлих, одеваясь как нищий, время от времени выходил в город, чтобы купить еды. Однажды он услышал, что их ищет император, чтобы судить. Иамвлих рассказал остальным отрокам об этом, и тогда Максимилиан, самый старший, призвал своих братьев по вере добровольно явиться на казнь. Зачем? Недостойно воина прятаться от опасности, трусливо скрываясь. Может быть, именно так думали юноши под спасительной сенью пещеры. Однако их план нарушил Декий - он узнал, где скрываются отроки, и велел замуровать вход в пещеру, завалить его камнями и предать тем самым христиан на мучительную смерть от голода и жажды.     Двое сановников, присутствовавших при закладке пещеы, были тайными христианами. Они, желая сохранить память об отроках, положили в кладку ковчег с двумя оловянными дощечками - на них были указаны имена семи отроков, а также обстоятельства их страданий и смерти... Почти через двести лет вход в пещеру был разобран - там затеяли строительство. И Эфесские отроки оказались... живыми! Они по милости и воле Божией не погибли, а чудесным образом уснули. Проснувшись, юноши и не думали, что оказались в другом времени, где никто добрым словом не поминает императора Декия - гонения на христиан уже закончились. Не думали и потому послали Иамвлиха, одетого как нищего, в город - за пищей. Что и говорить - на него смотрели с большим удивлением, да и ему самому было не по себе, ведь он увидел мир иным... В конце концов, его задержали как владельца тайного клада - Иамвлих пытался расплатиться на рынке монетой, давным-давно вышедшей из обращения. И тут жители города узнали о чуде, которое сотворил Господь. Эфесский епископ вместе с народом, ведомые младшим из отроков, пришли к пещере. Они читали оловянные дощечки, оставленные в камнях добрыми сановниками, и убеждались в том, что возможно человекам восстать из мертвых. Так Господь открыл тайну ожидаемого воскресения и будущей жизни через Своих семь отроков.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/16/...

Затем представители духовной академии осмотрели крупнейший античный театр, который вмещал до двадцати пяти тысяч зрителей. Театр дошёл до нас в хорошем состоянии и по праву считается одним из тех памятников прошлого в этой археологической зоне, которые сохранились лучше всего. В заключении экскурсии по древнему городу ректор СПбПДА с преподавателями и студентами духовной академии на руинах храма, посвященного Пресвятой Богородице, совершили пение четвертой части акафиста Божией Матери. Именно в этой церкви проводился III Вселенский Собор. На сегодняшний день посетители древней церкви могут видеть остатки атриума, первого и второго преддверий, алтарной части и баптистерия. Посетив храм Пресвятой Богородицы, паломники на автобусе отправились в город Сельджук, чтобы осмотреть пещеру " Семи спящих отроков " . Здесь впоследствии находился храмовый комплекс. В данный момент основное помещение этой скальной пещеры находится на реставрации. В начальной части пещер паломники от духовной академии пропели стихиры, тропарь, кондак и величание семи эфесским отрокам, на которых была явлена сила Божия. Их обрекли на смерть в пещере - император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Двое сановников, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами, и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с двумя оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. Когда в V веке уже при христианском императоре Феодосии явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения умерших через этих спящих в пещере отроков. Прочитав на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замуровывания, епископ города вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В заключение экскурсии по древнему городу епископ Амвросий с преподавателями и студентами духовной академии на руинах храма, посвященного Пресвятой Богородице, совершили пение четвертой части акафиста Божией Матери. Именно в этой церкви проводился III Вселенский Собор. На сегодняшний день посетители древней церкви могут видеть остатки атриума, первого и второго преддверий, алтарной части и баптистерия. Посетив храм Пресвятой Богородицы, паломники на автобусе отправились в город Сельджук, чтобы осмотреть пещеру «Семи спящих отроков». Здесь впоследствии находился храмовый комплекс. В данный момент основное помещение этой скальной пещеры находится на реставрации. В начальной части пещер паломники от духовной академии пропели стихиры, тропарь, кондак и величание семи эфесским отрокам, на которых была явлена сила Божия. Их обрекли на смерть в пещере — император приказал заложить вход в нее камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Двое сановников, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами, и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с двумя оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Согласно житию, по воле Божией отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. Когда в V веке уже при христианском императоре Феодосии явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения умерших через этих спящих в пещере отроков. Прочитав на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замуровывания, епископ города вошел в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. 21 апреля епископ Амвросий возглавил служение Божественной литургии святителя Василия Великого в храме, построенном на месте кончины апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Паломническая поездка преподавателей и студентов Санкт-Петербургской духовной академии подошла к концу. В последний день посещения христианских святынь, расположенных на территории современной Турции, группа направилась в храм святого апостола Иоанна Богослова, расположенный в районе древнего города Эфеса, чтобы совершить Божественную литургию на месте упокоения возлюбленного ученика Господа Иисуса Христа. За Божественной литургией все паломники причастились Святых Христовых Тайн. После окончания богослужения епископ Амвросий совершил молебное пение с чтением молитвы апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Во время Великой Отечественной войны Тобольской кладбищенской церковью было собрано для фронта 110 600 рублей. Настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств. В приходском доме при храме с 1996 по 2000 год, до передачи Иоанно-Введенского монастыря епархии, жили монахини.  В своем облике храм несет черты барокко и классицизма. В основании его лежит четверик, несущий кровлю-купол. С запада примыкает трапезная и колокольня. Во внутреннем пространстве храма помещение храма отсечено от светового барабана плоским потолком, вследствие поздних переделок середины XIX века. В храме сохранился уникальный барочный иконостас XVIII века (во всей Сибири только два таких, другой - в Иркутске). http://drevo-info.ru/articles/13673597.html В 1772 г. в Тобольске за Земляным валом были открыто новое кладбище. Предписывалось на первое время построить здесь небольшую деревянную церковь. 11 октября 1774 г. архиепископ Варлаам (Петров) благословил закладку деревянной церкви Семи Отроков Эфесских. И несколько позднее, 22 октября, она была освящена. Первоначально в деревянной церкви не были определенного священника. По приказу Тобольской духовной консистории 29 октября 1774 г. были предписано священникам Троицкой, Богоявленской, Благовещенской, Архангельской, Хрсторождественской, Сретенской, Крестовоздвиженской попеременно нести службу в кладбищенской церкви. В 1776 г. на Завальном кладбище на личные средства губернатора Д.И. Чичерина сержантом геодезии Андреем Абариным была построена церковь Семи Отроков Эфесских. Каменная церковь была построена в достаточно короткие сроки. Известно, что 4 августа 1775 г. она была заложена, и ровно через год – 4 августа 1776 г. освящена. Семь эфесских отроков жили в III в. н.э. Они были детьми богатых родителей и состояли на военной службе. Юноши были христианами. В городе начались гонения на христиан. Юноши узнали, что за ними придут, чтобы их пытать и казнить и укрылись от гонителей в пещере. Правитель велел завались вход в пещеру камнями, чтобы юноши умерли от голода и жажды. Но Господь не дал им пропасть, отроки были погружены в чудный сон, в котором прибывали почти двести лет. Затем Господь оживил их, и они проснулись, словно от обыкновенного сна, не зная, что прошло почти 200 лет. Эфесский епископ, войдя в пещеру увидел в ней живых отроков и понял, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает тайну воскрешения из мертвых. Отроки исповедовались владыке и снова заснули. Теперь они проснутся только во время Страшного Суда, когда восстанут все умершие, и Господь будет их судить, отделяя праведников от грешников. Тела святых отроков были оставлены в пещере. Русские паломники видели в пещере святые мощи семи отроков.

http://sobory.ru/article/?object=00969

ч. поэтическое состязание псалмопевца Давида и эллина Гомера перед филистимлянским царем Анхусом). В 1831 г. была написана поэма «Зоровавель» (стихотворный пересказ 2 Езд 3-4), изданная в 1836 г. в качестве вставной поэмы в прозаическом соч. К. «Русский Декамерон 1831 года». На основе предания о 7 Эфесских отроках К. создал поэму «Семь спящих отроков» (1831-1833; опубл. в 1939). По сюжету его поэмы отроки засыпают в Никее во дни гонений имп. Диоклетиана , а пробуждаются через неск. столетий, в царствование имп. Алексея I Комнина , причем свидетелями этого события наряду с греками оказываются правосл. славяне и католики-крестоносцы из Зап. Европы; т. о., отроки, по мысли К., приносят свидетельство о «чистом» и «едином» раннем христианстве позднему, уже расколотому политическими раздорами христ. миру. Поэма «Юрий и Ксения» (1832-1833; полностью опубл. в 1939), основанная на древнерусской повести об устроении Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , посвящена противоборству на Руси христианства и язычества, показанного К. как демонопоклонничество. На основе совр. бытового материала написана только поэма «Сирота» (1833-1834; полностью опубл. в 1939), в к-рой от лица разочарованного героя байронического типа ведется рассказ об озлобивших его в детстве житейских невзгодах и обидах. Последняя и важнейшая поэма К. «Агасвер» (1832-1846; опубл. в 1878 под загл. «Вечный жид») повествует о ключевых моментах истории христианства. Агасвер К.- ревностный последователь Маккавеев , принадлежащий к «не терпящему временных оков, но к вечным равнодушному народу». В отличие от героя одноименной поэмы В. А. Жуковского он до конца остается противником Христа. К. делает своего Агасвера очевидцем разрушения Иерусалима, собеседником Плиния Младшего - гуманного философа, отправляющего на смерть христ. мучеников, свидетелем предсмертного покаяния папы Генриха VII, прежде властолюбивого, но умирающего как праведник, и выступления М. Лютера на Вормском сейме, устоявшего перед умственной изощренностью и угрозами кардиналов.

http://pravenc.ru/text/2462393.html

Α. Θεοδορου ουσα της " Ορθοδοξας. Αθηναι, 1961. Σ. 268. 1211 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Αθηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 495. 1212 Свт. Иоанн Златоуст. Ha Посл. к Ефес, беседа 3, 2//PG. 62, 26. 1213 Α. Θεοδορου. Πσχα, Κυρου Πσχα. Αθηναι, 1976. Σ. 42. 1214 «Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен, отцев Бог, и препрославлен» (Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 7, ирмос). 1215 Об обожении подробнее см.: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς και " Ανθρωπισμς. θηναι, σ. α. Σ. 539–550. 1216 Νικοδημου " Αγιορετου " Εξομολογητριον. Βενετα, 1855. Σ. 21. 1217 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Галатам беседа 3, 5//PG. 61, 656. 1218 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 47. Ст. 1. М., 1993. С. 489–490: «Это не значит, что они будут светиться точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила. которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные». 1219 Свт. Григорий Богослов. Слово 18, надгробное отцу//Творения. В 2–х т. T. 1. С. 288: Когда мы перейдем отсюда в истинную жизнь, то «вместе с пребывающими и неизменными существами будем ликовствовать как малые светы вокруг великого Света». 1220 А. θεοδορου. " Н εκονικ–συμβολικ αναλογα του φωτς ν τη θεολογα του αγου Γρηγορου του Ναζιανζηνου. Αθηναι, 1976. Σ. 97. 1221 Свт. Григорий Богослов. Слово 8, надгробное своей сестре Горгонии//Творения. T. 1. С. 188: «Глас празднующих, сонм ангелов, небесный чин, зрение славы и всей вышней Троицы более чистое и совершенное сияние […] и оно озаряет наши души полным светом Божества». 1222 Он же. Слово 7 и 18//Там же. 1223 Свт. Григорий Палама. Беседа 34//PG. 151, 432 С. Соответственно с этим святой Марк Эфесский учит: «(Божественную) сущность ни видеть, ни понять, ни узнать не в состоянии никакое рожденное естество и даже сами первенцы надмирных умов […]. Божественная сущность необозрима для всех, кроме Единородного и Духа Святого. А мы постигаем Его благость и мудрость, преображаясь от божественных энергий и познавая Творца через творение. Таково есть то, что можно знать о Боге, что Он открыл всем людям (Рим. 1, 19)». (Св. Марк Эфесский, Евгеник. Ответы на вопросы…//CFDS. Ser. 1. Vol. 8. Fasc. 2. S. 109). 1224

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

«Благочестия проповедники и воскресения мертвых изобразители» Так величает Церковь (тропарь, глас 8) святых семь отроков эфесских, поминаемых в православном календаре два раза: 4/17 августа и 22 октября/4 ноября. К святым этим за молитвенной помощью обращаются те, кто страдает от нарушения сна. Дружившие с детства Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (в западной традиции называются другие имена) были сыновьями знатных эфесских граждан и состояли на воинской службе у императора. Когда при императоре Деции (Декии, 249–251) началось гонение на христиан, все они, представ по доносу перед императором, открыто исповедовали о своей вере во Христа, за что с них были сняты знаки воинского отличия. Непокорных ожидали мучения и казнь. Святые отроки скрылись в пещере, где проводили время в посте и молитве, готовясь к мученическому подвигу. Иамвлих, как самый младший из отроков, переодевшись, ходил покупать пропитание. Император, узнав о месте пребывания отроков, велел заложить камнями вход в пещеру, чтобы они заживо умерли в ней от голода и жажды. Два сановника, участвовавшие в замуровывании пещеры, были тайными христианами. Они решили сохранить память о мучениках, для чего незаметно спрятали среди камней ковчежец, где на дощечке были записаны имена юношей и история их мученичества. Юноши, однако же, не погибли: Господь навел на них чудный сон, продолжавшийся около двух столетий. Гонения на христиан к тому времени прекратились, но появились ереси, отрицавшие воскресение мертвых. Тогда через этих семерых отроков Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения из мертвых и будущей жизни: они проснулись, не подозревая о своем долгом сне. Вход в пещеру был разобран, и один из отроков со старыми монетами пошел в город купить хлеба. Юноша стал сомневаться, что пришел в тот же город, ибо он не только увидел там кресты, но и услышал, как открыто произносится имя Иисуса Христа. Заплатившего за хлеб старой монетой задержали и повели к градоначальнику, где в это время находился и местный епископ. В беседе выяснилось, что Господь через длительный сон и пробуждение отроков открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Отправившись с народом к пещере, епископ и его спутники увидели живых отроков, а из обнаруженного ковчежца узнали их имена и обстоятельства замуровывания в пещере.

http://pravoslavie.ru/3328.html

Вскоре и император Феодосий Младший (408–450) лобызал святых в пещере. Вдруг отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули. На этот раз – до всеобщего воскресения. Предание о спящих отроках эфесских широко распространилось в V веке в Малой Азии и Сирии. Самым древним источником называют текст сирийского монаха по имени James Saruc (род. в 452 г.). Его сведениями воспользовался известный английский историк Эдуард Гиббон в своем труде «История упадка и разрушения Римской империи» (XVIII в). Этот же сюжет о спящих отроках встречается в работе агиографа Иоанна Колобо (V в.). На Западе в VI веке на этот источник опирался Григорий Турский. Немало литературных переложений и сказаний появилось во времена крестовых походов. Для примера можно вспомнить хотя бы «Золотую легенду» Иакова Ворагинского. В пещере Спящих Само слово «пещера» часто упоминается в Священном Писании. В далекой древности пещеры служили жилищем и укрытием, они были также и местом для погребения усопших. В пещерах поселялись отшельники и пустынножители, в них основывались монастыри. Амманская пещера Спящих напоминает собою тот «мартириум» (усыпальницу мучеников), о котором рассказывает (ок. 388 г.) в своем повествовании о христианских святынях Востока паломница IV века Сильвия (или Этерия). В первые века христианства мартириумы (храмы-усыпальницы почитаемых святых и мучеников) получили довольно широкое распространение. Храм в амманской пещере – в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа – другие четыре, причем в одной из них чернеет застекленное отверстие. Вероятно, когда-то и здесь, как и в других мартириумах, на гробницах с останками святых совершалось таинство евхаристии: каменные гробницы мучеников за Христа символизировали собой гроб Самого Спасителя. И семь святых отроков потому и решили умереть за Христа, что верили, в свое воскресение в Нем и с Ним. Мощи святых покоятся сейчас как раз в той самой гробнице с застекленным отверстием. Мусульманин, служащий охранником и служителем в пещере, рассказал, что «в 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта». Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие. Мусульманин направил луч карманного фонарика, и сквозь пыльное стекло мы их и увидели, ссыпанные грудой.

http://pravoslavie.ru/3328.html

Около развалин Эфеса находится так называемая пещера Семи спящих отроков Эфесских, которые были замурованы по приказу императора за отказ принести жертву идолам; через 200 лет пещера была открыта, и оказалось, что отроки не умерли, а лишь спали в ней. Еще один христианский след около Эфеса — Дом Девы Марии, в котором она, по преданию, жила вместе с апостолом Иоанном во времена гонений. В настоящее время это — католическая церковь, во дворе которой находится святой источник. Памятник святому Минуем курортные города Бодрум и Мармарис, оставив в стороне горячие целебные источники Памуккале и древний Иераполис, где в 87 году принял мученическую смерть святой апостол Филипп с семью сыновьями. Выезжаем к западной части Средиземного моря. Эта область в античные времена называлась Ликией. В нескольких километрах от побережья расположился современный город Кале, обозначенный в экскурсионных буклетах более древним названием Демре, но нам этот город известен как Мира. В 60 году Миру Ликийскую по пути в Рим посетил апостол Павел, и здесь была основана первая христианская община, а позднее — епархия. Самым известным мирликийским епископом стал святитель Николай. Здесь он служил, отсюда отправился в ссылку по приказу Диоклетиана в 310 году, сюда же вернулся после воцарения Константина, совершал чудеса и умер. В XI веке мощи были перевезены из Миры в итальянский город Бари, но саркофаг, в котором они находились, остался здесь, в храме Святого Николая. Святителя Николая почитают даже турки, они установили ему памятник в городе. К сожалению, все близлежащие к храму улицы — это сплошные сувенирные павильоны, где круглый год продаются рождественские сувениры: надувные санта-клаусы, красные чулки, пластмассовые олени с бубенчиками и т. д. Людям, совсем далеким от церкви, экскурсоводы говорят, что они попали на родину Санты (в Лапландии, мол, он живет, а родился здесь). Такая навязчивая коммерциализация святого, конечно, оставляет неприятный осадок. Статуя во дворе храма, выстроенного на месте древней церкви, где служил святитель Николай. Внутри храма находится саркофаг, в котором хранились мощи святого, в XI веке их перенесли в итальянский город Бари

http://pravmir.ru/kappadokiya-xristiansk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семь Эфесских отроков: увидевшие мир иным Память 17 августа 16.08.2022 609 Время на чтение 3 минуты 17 августа Русская Православная Церковь вспоминает семерых Эфесских отроков. Чудо, связанное с ними, произошло во IIIbeke после Рождества Христова, а продолжилось через два столетия. Богословский смысл его прост и, в то же время, глобален: юноши из Эфеса преодолевают по воле Божией барьеры времени, утверждают нас в надежде на воскресение и жизнь вечную. Итак, в городе Эфесе, который некогда стоял на берегу Эгейского моря, а ныне покоится на дне болот, жили семеро друзей. Звали их Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Самым старшим был Максимилиан, младшим - Иамвлих. Юноши дружили с самого детства - кто знает, может, они в отроческих своих играх были так же похожи на современных греческих или турецких мальчиков? Хотя вряд ли они босоногими бегали по улицам малоазийского города - отец Максимилиана был градоначальником, остальные мальчики тоже происходили из аристократических семей. Скорее всего, все они получили хорошее образование и их родители желали им самого радужного будущего. Так или иначе, но история умалчивает подробности жизни Максимилиана и остальных, оставляя нам только скупую информацию о том, что Эфесские отроки были столь дружны, что вместе поступили на военную службу. А еще они были христианами. Когда юноши приняли Святое Крещение? Мы не знаем. Но то, что они стали истинными воинами Христовыми, доказывает их подвиг. Однажды в Эфес прибыл с визитом император Декий (иначе он известен как Деций Траян) - именно он первым из правителей Рима организовал систематическое преследование христиан. Император повелел всем горожанам принести жертву языческим богам, чтобы вычислить непокорных. Доносчики указали на семерых юношей, отказавшихся участвовать в этом обряде, исповедавших себя последователями Христа. За это они немедленно были лишены воинских поясов - знаков отличия эфесских военных. Однако больше никакого наказания Декий для отроков придумывать не стал - отпустил с мыслью, что они вскоре одумаются. Но надежды императора не оправдались.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/16/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010