11 ст. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, 12 ст. что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды, и были безбожники в мире. Повторяя как бы все сказанное доселе, апостол говорит Эфесским христианам: итак, помните, что вы были и что стали. Вы были язычники, жили по плоти, осуетились в своих мыслях, желаниях, думали только о земном; ваш внутренний человек омрачился, духовная жизнь ваша замерла; вы были «необрезанные», ни в каком завете с Богом не состояли, были без Христа, т. е. не было у вас никаких пророчеств о Нем, вы о Нем ничего не знали; будучи вне ограды Божией, вы не имели никаких заветов обетования, а посему никакой надежды на отрадное будущее, вы были безбожники в мире, т. е. и Бога не знали, и Бог вас оставил. 13 ст. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. 14 ст. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду. А теперь посмотрите, чем вы стали. Чрез веру в Иисуса Христа вы стали Богу близкими, и за вас пролита чистая кровь Христа. Бывши ненавидимы иудеями и взаимно их ненавидя, вы теперь чрез веру Христову стали братьями, стали едино и то, что особенно служило средостением между вами и разъединяло вас (закон), теперь чрез кровь Христову, пролитую за нас и вас, и всех людей, уничтожено, ибо Он, Христос, есть мир наш, т. е. чрез Него две половины рода человеческого – язычники и иудеи – примирились и составили единую Церковь Христову. 15 ст. Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир. Т. е. принесши себя в искупительную жертву за грехи всех людей, Он уничтожил вражду существовавшую между язычниками и иудеями, а затем упразднил и самый закон заповедей, ибо последний стал необязательным для верующих во Христа с пришествием Его и принесением Им искупительной жертвы, упразднил учением, т. е. предписания закона заменил верой во Христа, чтобы тех и других – язычников и иудеев – пересоздать в нового человека Собой, т. е. по своему образу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

11 ст. По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем. Все это было предначертано в предвечном определении Божием, которое во всей полноте исполнил Господь наш Иисус Христос. 12 ст. В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него. Т. е. чрез Которого мы имеем дерзновение обращаться к Богу, как Отцу нашему, и уверенность, что Бог не оставит нас; но всё это при условии веры в Него, т. е. в Господа нашего Иисуса Христа, ибо Господь Собой все возглавляет. 13 ст. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Не смущайтесь моими узами за вас, а лучше смотрите на то, что вы получили чрез мою проповедь у вас, чрез мои страдания ради вас, которые суть ваша слава, т. е. для вашей пользы, чрез них и я прославился, а чрез меня и вы. 14 ст. Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, 15 ст. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Т. е. ради всего того, что вы язычники получили чрез веру в Иисуса Христа я преклоняю колена мои, т. е. всегда, когда молюсь за вас, усиленно прошу Отца Господа нашего Иисуса Христа, ради Его Сына Господа нашего Иисуса Христа, и ради того, что Он – Отец есть воистину Отец всего небесного и земного, ибо от Него все получило свое начало и бытие. 16 ст. Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке. Молясь усиленно к Богу, Отцу небесному, апостол первее всего просит в своих молитвах, чтобы Господь Бог укрепил силой Духа Святого нравственную мощь Эфесских христиан, утвердил й укрепил их внутреннего человека, т. е. то, чем они стали возродившись чрез веру во Христа в таинстве крещения и миропомазания. 17 ст. Верой вселиться Христу в сердца ваши. Укрепившись и утвердившись во внутреннем человеке, вставши на путь нравственного обновления и борьбы со страстями и похотями, обитающими во вплоти, христиане этим самым содействуют тому, что Христос приходит к ним, вселяется в сердца их, обитает в них...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

13. Мы пошли вперед на корабль, и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла: ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. 14. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину. 15. И отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу, и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит. 16. Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день пятидесятницы быть в Иерусалиме. Мы, спутники Павла без него самого, поплыли в Асс: Асс – приморский город в Мисии, к югу от Троады (ср. прим. к Деян.16:8 ), милях в десяти римских (около 15 верст) от нее, напротив острова Лесбоса. – Путь от Троады до Асса апостол прошел пешком, и кажется один, без спутников; причина не указана и догадки излишни; вероятно, впрочем, что причина сего лежала в каких-нибудь особенных благовестнических целях апостола (ср. Злат.). – В Митилину: главный город острова Лесбоса, на восточном его берегу. – Отплыв оттуда, они плыли к югу, между островами и западным берегом Малой Азии. – Хиос, Самос: острова в виду малоазийских берегов. – Трогиллий: прибрежный город недалеко от Эфеса, который они миновали на пути от Самоса в Трогиллий. – В Милит: тоже приморский город к югу от Трогиллия и Эфеса, милях в девяти (верст около 14) от сего последнего. – Причину, почему они миновали Эфес, дееписатель указывает ясно: чтобы не замедлить Павлу в Асии, так как он поспешал к празднику Пятидесятницы (см. прим. к Деян.2:1 ) в Иерусалим. В этом главном малоазийском христианском обществе, с которым апостол стоял в особенно тесных отношениях и где он имел много и противников ( 1Кор.16:9 ), он опасался задержки для себя (Злат.), а между тем спешил в Иерусалим, и вот, миновав Эфес, он для свидания с предстоятелями этой церкви вызывает их к себе, и даже не в близлежащий Трогиллий, а в более отдаленный Милит. Прощальная речь Павла к пресвитерам Эфесским (17–38) 17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

14) Сектант: Довольно для веры и спасения тех законов, уставов и заповедей, которые записаны в Писании: «О если бы направлять пути мои к соблюдению уставов Твоих, тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои... Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца... Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю“ ( Псал. 118: 5–6, 33–35, 113 ). Объяснения православного: Нужно сектантам помнить, что уставы, заповеди и законы даны были людям гораздо раньше Писания, и путям Господним научились люди еще до Моисея чрез св. Предание; так,. напр., Сам Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт. 18; 19 ). «Благословятся в семени твоем, говорит Господь Исааку, все народы земные за то, что Авраам. (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои“ ( Быт. 26: 4–5 ). И так в 118 псалме не отрицается, а утверждается необходимость св. Предания, бывшего руководством в вере еще раньше появления св. Писания. 15) Сектант: Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божия, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20: 27–31 ). Объяснения православного: Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во-первых, «три года“ и «непрестанно“, «днем и ночью“ учил Апостол ефесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь, нет; во-вторых, ап. Павел учил ефесян, «три года день и ночь“, а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию», а не упомянул в послании о причащении, о рукоположении и о многом другом, чему, очевидно,. ефесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное. 16) Сектант: О том, что в Писании все записано, что необходимо для спасения, говорит и евангелист Лука: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил“ ( Деян. 1: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

14. Таким вот образом и с такой свободой император спросил мнение всех по данному вопросу. Если некоторые и склонялись к мнению Эфесского и Ираклийского [митрополитов], то не нашли храбрости сказать то, что они хотели. Затем вновь перешли к другим разговорам о единстве, которым противоречил [митрополит] Эфесский, и завязалась ссора. Спорящие [с ним] показали несогласие в выборе мест: на этих встречах, устроенных [нами] отдельно, они сидели напротив Эфесского [митрополита] и тех, кто с ним. [Митрополит] Ираклийский, видя страстность и любовь к спорам у тех, кто противоречил [митрополиту] Эфесскому, сказал им: «Вы, в самом деле, все говорите это ради страсти». Услышав это, [митрополиты] Росийский и Никейский воскликнули: «Посмотри, как он нас оскорбляет! И что мы говорим плохого, что мы подвергаемся от тебя оскорблениям?» И начал [митрополит] Росийский поносить [митрополита] Ираклийского. Император, призвав [митрополита] Росийского к молчанию, сам весь устремился с гневом на [митрополита] Ираклийского и сказал: «Владыка, откуда ты имеешь [право] так говорить, укорять и бесчинствовать? Ты не знаешь, что дерзишь архиереям? И откуда взял ты такую власть? Ты не знаешь своих границ и не представляешь, докуда простирается твое знание и образование? Но ты являешься неотесанным и простецом, поэтому ты и решился такое сказать, ведь если бы ты был разумным и воспитанным, ты бы не говорил так дерзко и не бесчинствовал перед лицом императора. До каких пор я буду терпеть эти твои бесчинства? До каких пор буду это выносить? Или ты думаешь, что я не знаю того, что ты говоришь и устраиваешь, чтобы воспрепятствовать этому божественному делу единства? Я в точности знаю, как ты к этому расположен и что ты делаешь против единства, и я поистине знаю, что ты избрал даже продать мантию, которую носишь, чтобы воспрепятствовать единству. Мы пришли сюда не для того, чтобы каждый говорил и делал, что ему вздумается, но чтобы потрудиться вместе для общего блага, а то ты не стыдишься, не стесняешься и не боишься говорить и делать противоположное? Но то, что ты устроил во время встречи в Палатиани и сказал мне перед лицом моей госпожи и императрицы-матери то, что ты мне сказал, я перенес с великодушием, ты же не подумал и не устыдился того, что ты сказал. Так и сейчас ты, не стыдясь, говоришь то, что тебе не подобает, так как являешься простым человеком, невоспитанным, неблагородным и диким, и ты не догадываешься и не знаешь, что за слова ты говоришь. Но виновным во всем том, что ты говоришь и делаешь, являюсь я. Ведь если бы я устроил тебе, что следовало, за то, что ты сказал перед лицом моей госпожи и императрицы, то и сам ты, и всякий, подобный тебе, думал бы и следил за тем, что говорит. А сейчас наше великодушие и кротость сделали тебя еще более невоспитанным и бесстыдным».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

160 Верь до абсурда (лат.) 161 См.: Мф. 8:22—26. 162 «Ревность есть необходимое условие и непременная сторона любви… она признается лишь необходимым выражением, или, точнее сказать, лишь необходимою стороною сильной любви» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 469, 481). 163 «Положи меня (говорит любовь), как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песнь Песней. 8:6—7). 164 Точнее, «огонь поедающий» (Ис. 30, 27). «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24). 165 «Многообразие религиозного опыта» — название трактата У. Джемса (рус. пер.: М., 1910). 166 Мф. 23:13—16, 25—27, 33. 167 «Кафолический, — по определению П. А. Флоренского, — есть всеединый» (Флоренский П. А. Понятие церкви в Священном Писании//Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 128—130). — 52 133 О понимании С. Н. Булгаковым социологии см. в параграфе «Социологизм и историзм» в седьмой главе «Философии хозяйства» (М., 1990. С. 201—207). См. также: Булгаков С. Н. Христианская социология//Вестник РХД, 1991. 161. С. 5—59. 168 Слова православной молитвы, которую читает дьякон за литургией верных перед «Верую». См.: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 86. «Три голоса громче других слышатся в Европе, — писал А. С. Хомяков в 1858 г. — «Повинуйтесь и веруйте моим декретам» — это говорит Рим. «Будьте свободны и постарайтесь создать себе какое–нибудь верование», — говорит протестантство. А церковь < Православия. — В. С. > взывает к своим: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа» (Хомяков А. С. Сущность западного христианства. Montreal, 1974. С. 205) 169 На Эфесском соборе 449 г. под председательством александрийского епископа Диоскора было осуждено учение папы Льва I о двух природах в одном лице («дифизитство») и отлучен константинопольский епископ Флавиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

18 ст. Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота. Т. е. вы, утвержденные и укрепленные Духом Святым, сделавшиеся обиталищем Самого Христа в сердцах ваших и уже посему окрепшие и утвердившиеся в любви к Нему, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, 19 ст. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божией. Чтобы вы, говорит апостол, со всеми святыми, т. е. христианами, достигшими нравственного совершенства, святости, могли уразуметь как широка, всеобъемлюща, глубока и возвышенна любовь Христова, явленная Им в спасении людей, и насколько она превосходит наше представление о любви. Она непостижима для нашего ума, но коль скоро вселяется в наше сердце Христос, мы начинаем созерцать ее умом и ощущать величие ее сердцем, хотя она и остается невыразимой и неизъяснимой. (Толк. на посл. Еф. Еп. Феоф. стр. 229). Дабы вам исполниться всей полнотой Божией. Т. е. достигнуть высшего нравственного совершенства и получить полноту благ небесных чрез Иисусе Христа. Свою молитву о верующих Эфесянах апостол заканчивает славословием Господу Богу. 20 ст. А Тому, Кто действующей в нас силой может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 ст. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. А Тому, который делает для нас в неизмеримой степени и мере больше, чем мы просим, Тому слава в Церкви, о Христе Иисусе, т. е. чрез Христа Иисуса во все роды, т. е. до скончания века. Глава 4-я С 4-й гл. начинается так называемая нравоучительная часть послания. Получивши чрез веру в Иисуса Христа неизреченные дары и благословение от Бога, Эфесские христиане в благодарность за это должны проводить истинную христианскую жизнь и украшать ее христианскими добродетелями: в 1-х пребывать единодушными в вере, обновляться духом (гл. 4-я), свято проводить супружескую жизнь и семейную (5) и бороться с греховным миром (гл. 6-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1 ст. Павел, волей Божией Апостол Иисуса Христа, находящимся в Эфесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 ст. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Апостол желает Эфесянам мира и благодати от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Называет себя апостолом волею Божией, т. е. не самочинно, не самовольно принявшим на себя звание апостола, а по воле Божией и этим несомненно хотел защитить себя и свой авторитет апостольства против иудеийствующих христиан, которые везде и всюду следовали за ним и старались разрушить его святое дело проповеди Евангельской и говорили, что он не был апостолом Христовым, как все другие апостолы Христовы, что он самозванец и его слушать не следует. Христиан Эфесских он называет святыми, т. е. освящёнными чрез веру в Иисуса Христа, оставившими свой прежний языческий образ жизни. После приветствия начинается самое послание, которое апостол начинает благодарением Богу Отцу от лица всех верующих за то благоволение Божие к людям, которое явил Он в деле искупления их Иисусом Христом. 3 ст. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. Апостол благословляет и прославляет первее всего Того, кто есть Бог для всех людей, и Кто по отношению ко Христу является Его Отцом, т. е. благодарит первое лицо св. Троицы. За что же? За то, что Он, Отец наш небесный, благословил нас, т. е. явил нам милость, ниспослал нам Свое благоволение чрез Своего возлюбленного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Эта милость Божия, это благоволение Божие к нам, касаются не благ земных, материальных, а благ духовных в изобилии и разнообразно изливающихся на верующих. Эти блага даруются нам с неба, они духовны, и получаются верными чрез Иисуса Христа. 4 ст. Так – как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. Почему все эти небесные, духовные блага получили мы чрез Иисуса Христа? Потому, говорит апостол, что Он – Бог Отец избрал нас в

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

22 ст. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Т. е. опять на том же краеугольном камне Христе и вы, т. е. ваша Эфесская церковь , также созидается в жилище Божие тем же Духом; но выражение вы можно понимать несколько иначе – вы, т. е. каждый верующий созидается в храм Божий, жилище Божие. Таким образом, апостол говорит, что как Церковь вселенская созидается чрез веру в Господа Иисуса Христа в святой храм Богу, так и всякая частная церковь , – как часть вселенской, чрез ту же веру в Господа созидается в жилище – храм Богу, так и каждый верующий чрез ту же веру, как член истинной церкви, и чрез таинства церкви, становится жилищем, храмом Божиим. Это созидание в жилище Божие как Церкви вселенской, так церквей поместных, так и всякого верующего совершается Духом Святым. Глава 3-я Во 2-й главе ап. изобразил, чем были Эфесяне до обращения к вере во Христа и как они были далеки от Бога и чем они стали, уверовав во Христа, т. е. как они теперь стали близки к Господу и как каждый из них Духом Божиим устрояется в жилище Божие. В 3-й же главе раскрывает пред Эфесянами чем он, апостол Павел, был по отношению к ним, в деле созидания их спасения и устроения из них жилища Божия Духом и объединения их язычников с иудеями чрез веру во Христа Иисуса. 1 ст. Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Т. е. для того, чтобы вы, язычники, стали близки Господу, я Павел, сделался узником Иисуса Христа, т. е. за веру в Него, за проповедь Его учения, и терплю узы за призыв вас язычников ко спасению. 2 ст. Дак вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Вы уже знаете о домостроительстве благодати Божией, т. е. что мне соответственно божественным планам по особому откровению (смотрению), поручена проповедь среди язычников, а потому и среди вас. Посему вам должно быть понятно, почему я именно за вас язычников в узах. 3 ст. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко. Вы слышали, что мне чрез откровение возвещена тайна. Какая? Чтобы и язычникам быть сонаследниками, и сопричастниками обетования во Христе Иисусе (ст. 6), о чем я кратко писал пред сим, впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

25 . Сперва псалмопевец воспевал: в церкви в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева! ( Пс.67:27 ). Но с того времени, как иудеи по причине злого умысла против Спасителя отвержены от благодати, Спаситель создал другую, из язычников, христианскую нашу Святую Церковь , о которой сказал Петру: и на камне сем создам Я Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (ср. Мф.16:18 ). О той и другой из них предрекая, Давид ясно говорил и о первой отверженной: возненавидел я сборище злонамеренных ( Пс.25:5 ). О второй, которая должна быть создана, говорит в том же псалме: Господи! возлюбил я обитель дома Твоего ( Пс.25:8 ), и потом тут же: в собраниях благословлю Господа ( Пс.25:12 ). Ибо когда первая церковь иудейская была отвержена, то по всей Вселенной уже умножаются Христовы церкви, о которых в псалмах сказано: Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых ( Пс.149:1 ). Согласно с этим и пророк иудеям сказал: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф ( Мал.1:10 ). И потом тут же: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами ( Мал.1:11 ). О сей Святой Вселенской Церкви пишет Павел к Тимофею: чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). 26 . Поскольку же название церкви употребляется в различных случаях, как, например, о народе, бывшем на зрелище эфесском, написано: Сказав это, он распустил собрание ( Деян. 19: 40 ), ( Церковь ); по праву и поистине можно назвать церковью лукавнующих сборища еретиков, то есть маркионитов и манихеев и других, – то посему Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: и во едину Святую Соборную Церковь , дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывал бы всегда в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился. Если когда придешь в город, не просто спрашивай, где храм Господень. Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними; и не спрашивай просто, где церковь , но где Вселенская Церковь . Ибо это собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Ибо написано: как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее и проч. ( Еф.5:25 ). Она носит образ и подобие вышнего Иерусалима, который свободен: он – матерь всем нам ( Гал.4:26 ). Она прежде была бесплодна, а ныне многих имеет чад (см. Гал.4:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010