Приложение к разделу 1 главе 2 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Архим. Таврион Батозский с. 197–198]: «Чтобы ясно нам представить, в вере ли мы, должно проверить, преданы ли мы воле Божией? За образец веры Священное Писание предлагает нам Авраама. Суть его веры в следующем. Когда единственному его сыну Исааку было 14 лет, Господь является и говорит: Авраам, бери отрока и на горе, которую Я тебе укажу, принеси его в жертву (ср. Быт. 22:1–2). Авраам не стал рассуждать: «Что Ты требуешь от отца, чтобы любимого, единственного сына, о котором же Ты говорил, что от него произойдет народ многочисленный, как песок при береге моря. И вот его собственными своими руками положить на дрова, заколоть и сжечь! Это страшно и подумать даже». Авраам об этом не думал, потому что он верил в Бога, Каков Он есть. Бог есть любовь, Бог его Отец, Бог его Творец, и он в Боге не сомневался. А если бы так размышлял, то он уже проверял бы Бога и находил бы несправедливость. Но такого представления о Боге не может быть! Если Он не любовь, не Всеведец, не Благостен – Он тогда не Бог. Возьмем другого человека, Адама. Святой, бессмертный, а что же? Господь заповедал ему от древа познания добра и зла не вкушать, иначе смертью умрет (Быт. 2:17). Ева предлагает ему плод. Вместо того, чтобы остановить, ведь нельзя, он внимает словам ее: «Это по зависти Бог запретил нам, а если покушаем, то будем знать зло и добро» (ср. Быт. 3:4). У Господа, значит, зависть есть; какой же Он Бог? Ева поверила змию, и Адам не воспротивился. Почему у людей бывает неверие? А потому, что они своего бога выдумывают. Никто своим умом не измеряй Бога! Не будем подобны Адаму, а будем подобны Аврааму!» Св. Ириней Лионский (Против ересей 4.7.1) с. 332]: «И Авраам, чрез Слово зная Отца, сотворившего небо и землю, исповедал Его Богом, и наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей и чрез Его пришествие семя его будет как звезды небесные, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа; и, увидев его посредством Духа пророческого, он возрадовался. Посему и Симеон, один из его потомков, исполнил радостное чувство патриарха и сказал: «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, с миром, ибо очи мои видели Спасение Твое, Которое Ты уготовил пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-33). И Ангелы также известили великую радость пастухам, стерегшим стадо ночью. И Мария сказала: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47). Ибо радость Авраама нисходит от него на его потомков, бодрствующих, видящих Христа и верующих Ему, и в свою очередь радость от его чад возвращается к Аврааму, желавшему также видеть день пришествия Христа. Итак хорошо Господь наш дал свидетельство ему, говоря: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).»

http://sedmitza.ru/lib/text/431258/

О. Ключевского и на данные справочника В. В. Зверинского. Указаний на работу П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей Российской церкви» почему-то нет, а ведь именно его данные, как правило, лежат в основе датировок справочника Зверинского. В ряде случаев цитируется текст, содержащийся на переплетных наклейках, но почему-то без кавычек, необходимых в таких случаях (С. 17, 18 и др.). На с. 455 содержится общая характеристика книг, отнесенных к разделу светской литературы. Автор очерка А. Н. Красиков пишет по этому поводу следующее: «Особенный интерес для исследователей монастырских библиотек представляет раздел светской литературы. Большинство книг этого раздела исторического содержания – летописцы, хронографы, Хроника Георгия Амартола, Троя, “Шестоднев” Иоанна, экзарха Болгарского, пасхалии». И если начало примеров в данном списке монастырских книг, отнесенных автором к разделу «светской литературы» не вызывает возражений, то конец вызывает недоумение. «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского, никак не может быть историческим сочинением светского содержания. Это богословско-экзегетическое произведение, излагающее и истолковывающее в форме беседы сакральные тексты о сотворении Богом мира за 6 дней, о которых говорится в начальных главах библейской ветхозаветной книги Бытия. Недоумение вызывает и отнесение к разряду книг «исторического содержания» пасхалий, в то время как пасхалия – это собрание правил, на основании которых вычисляется точный день празднования Святой Пасхи. Вполне вероятно, что оба отмеченных книжных памятника попали в раздел книг исторического содержания по очевидному недосмотру автора. На с. 456 А. Н. Красиков пишет: «Важное место в структуре монашеских потребностей в чтении занимали комментарии (толкования) текстов Священного Писания. Во всех без исключения монастырских библиотеках было толковое Евангелие. Толкования на Псалтырь, Апостол, Апокалипсис встречаются нерегулярно». Представляется, что именно в этом абзаце о толковой богословской литературе следовало бы упомянуть о наличии в составе книжных собраний вологодских монастырей такого богословско-экзегетического сочинения как «Шестоднев» Иоанна Болгарского.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

29 Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими. 30 Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея. 31 Ты же, изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих. 32 Мы страдаем за свои грехи. 33 Если для вразумления и наказания нашего живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими; 34 ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его, 35 ибо ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога. 36 Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение. 37 Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, 38 и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш. 39 Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние. 40 Так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа. 41 После сыновей скончалась и мать. 42 О жертвах идольских и о необыкновенных муках сказанного довольно. В ст. 7.9 мы видим одно из первых в Ветхом Завете исповеданий веры в воскресение мертвых. III. КНИГА ДАНИИЛА Книга Даниила (евр. даниэль — Бог мне Судия) в еврейской Библии отнесена не к разделу Пророков (как в синодальном переводе), а к разделу Писаний. Это указывает на то, что древнейшая традиция сближала по жанру Книгу Даниила с назидательной литературой. Предание считало автором книги мудреца Даниила, жившего (как явствует из ее содержания) в VI в. до Р. X. в Вавилоне. Других свидетельств о Данииле в Ветхом Завете нет. (Даниил у Иез 14.14,20 не иудейский пророк, а древний финикийский царь.) Книга распадается на две разнохарактерные части: 1) сказания о жизни и чудесах Даниила 2) видения о судьбах мира (7-12). Текст написан на еврейском (1.1-2.3; 8-12) и арамейском (2.4-7) языках. Кроме того, в греческом переводе LXX книга имеет несколько добавлений, не включенных в канон (3.24-90 и гл. 13-14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

В справке Синодального Казенного Приказа вследствие сего прошения читается: «по переписным книгам переписчика игумена Песношского монастыря Тихона 186 (1678) г. у Николаевской церкви написано: двор попов, приходских 10 дворов. По приходным книгам 195 (1687) г. у той же церкви показано: двор попов, дьячков, приходских 9 дворов; пашни церковной земли, по дозорным книгам дозорщика Иосафа Пестрякова 136 (1628) г. 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен. Да по переписным книгам 1703 г. у той же Николаевской церкви показано: поп Архип Васильев, дьячек Сергей, в приходе 30 дворов; пашни помещикова данья по 6 четвертей в поле, а в дву потому ж. В окладной книге Синодального Казенного Приказа за 1736 г. по Русской десятине, написано: церковь Николая Чудотворца в селе Новом Никольском, в вотчине стольника Петра Богданова сына Лихачева, дани и пошлин рубль 11 коп.». На прошении князя Голицына рукою преосвященного Вениамина епископа Коломенского и Каширского написано: «дать храмозданную грамоту 1736 году декабря 13 дня». На основании сей резолюции о строении церкви выдашь указ, записанный в приходную книгу печатных пошлин Синодального Казенного Приказа за 1736 г. так: «Декабря 15 числа указ о строении церкви капитану князь Федору княж Иванову сыну Голицыну, по его прошению, велено в Русском уезде, в вотчине его, в селе Новом, вместо сгорелой Николаевской церкви, построить вновь церковь во имя тот же храм Николая Чудотворца с пределом Сергия Радонежского Чудотворца; пошлин 20 копеек, нужнейших одна четверть взяты 41 . После смерти князя Федора Ивановича Голицына селом Новым владели: в 1754 г. – сын его Петр по разделу с братьями: Борисом, Николаем, Иваном и Павлом; в 1765 г. – жена графа Владимира Семеновича Салтыкова – вдова Екатерина Алексеевна; в 1773 г. – граф Алексей Владимирович Салтыков, по разделу с братьями Сергеем и Алексеем, женою брата их Николая – вдовою Анною Сергеевною и дочерьми ее Прасковьего и Марьею, и в 1777 г. оно было продано Салтыковым князю Александру Васильевичу Урусову 42 . 22. Николая Чудотворца церковь на погосте, что в Лужках, на реке Рузе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для написания диссертации на ученую степень кандидата богословия Степан Рункевич избрал тему по истории Минской епархии. Согласно академическим правилам студенты на третьем курсе представляли избранные ими темы кандидатских сочинений в Совет академии на утверждение. Рункевич сформулировал название своей работы как: «История Минской епископии до учреждения Полоцкой епископии» 79 . Исследование должно было охватывать период существования Минской епархии от начала ее учреждения в 1793 году до 1833 года – восстановления Полоцкой кафедры. Минская епархия в своем историческом развитии представляла много особенностей в сравнении с другими епархиями. Учрежденная именным указом императрицы Екатерины II 13 апреля 1793 года для областей, присоединенных к России по второму разделу Речи Посполитой, Минская епархия вскоре включила в себя и другие обширные территории, отошедшие к России по третьему, окончательному разделу Речи Посполитой. Так Минская епархия оказалась самой большой по размерам из всех епархий, когда-либо существовавших в России. Воссоединение с Православной Церковью полутора миллиона западнорусских униатов, происшедшее в 1794–1795 годах, сделало епархию еще большей и по числу приходов и по числу прихожан. Уже в 1795 году возникла необходимость выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (впоследствии Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую), которая в 1799 году также стала самостоятельной. А в 1833 году с восстановлением Полоцкой кафедры от Минской епархии была отделена, в состав вновь учрежденной, Виленская губерния. Вот именно этот исторический отрезок времени и положил Рункевич в основу своего исследования. Период этот был еще совсем мало изучен, а между тем по своей оживленности и насыщенности историческими событиями представлялся весьма интересным и важным для истории Русской Церкви. М.О. Коялович как научный руководитель одобрил решение своего воспитанника. Он высказал пожелание о более тщательной и широкой разработке этой темы в дальнейшем, выразив готовность оказывать со своей стороны внимание и помощь. Заявленная тема была утверждена Советом академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Привнесение службы начала индикта, сиречь новаго лета в богослужение 1 января весьма желательно... Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном...» (см. ниже. – Сост.). Новогодний молебен . Начальный возглас: «Благословено Царство...», после обычных предначинательных молитв – «Приидите, поклонимся...» и псалом 64-й: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе...». Великая ектения (с прошениями из существующего чина новогоднего молебна). На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Всея твари Содетелю...». Псалом 50-й. Канон «новому лету» (из службы 1 сентября), глас 1-й (без ирмосов). Припевы: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе». По 3-й песни – катавасия: «Избави от бед рабы Твоя, Владыко Многомилостиве...». Ектения и седален индикта (из службы 1 сентября). По 6-й песни – вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2-й: «В Вышних Живый, Христе Царю...» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4-й: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом». «Всякое дыхание...». Евангелие – Лк., зач. 13. По 9-й песни: «Достойно есть». Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь индикта; «Слава, и ныне» – кондак индикта. Ектения сугубая (с прошениями из существующего новогоднего молебна), возглас. Молитва (из того же молебна) и отпуст . Многолетие. 1 Службу сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Фаддея см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 129. 2 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 50–73.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-31/

65 к., да сверх того славленые деньги по разделу с прочими певчими, а в 1726 г., по указу блаженной памяти Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, от той певческой службы уволен по его желанию, по-прежнему в дом Крутицкого Архиерея в котором обретается и поныне певчим же; жалованья получает точию 3 р. 50 κ.; хлеба, ржи и овса, и запаса по 9 четвертей всего, – да сверх того бывает временно дача, по разделу с прочими певчими, ставленнических денег, в том случае, копеек 20 и более, когда оные производятся ставленники, и сверх того, никаких доходов ни откуда не имеет». Хор певчих Петра I представляется достойным завершением всего, что начато и сделано было для партесного пения в исходе XVII в. Это был хор с отборными и образованными голосами, и совершенно верный исполнитель державной воли, и церковных постановлений о богослужебном пении. В нотных книгах этого хора всегда можно прочитать то, чего хотел великий Монарх, когда решился развить и поддержать партесное пение в богослужебном употреблении. Государевы певчие дьяки, под наблюдением и при личном содействии самого Императора, строго держались определенного направления в партесном пении. Это направление, по своему характеру и разумеется, с некоторыми улучшениями в композиции, могло бы еще на долго украшать церковное пение, потому что оно успело утвердиться в России повсюду, где проводили остаток дней своих Государевы певчие или куда заносились их тетрадки, плод немалых трудов и усердия их к церковному пению. Тетрадки нотного пения, современного Петру I, употреблялись еще в Москве около 1780 г. V. Список Государевых певчих дьяков XVII в. 131 1625 г. Букин Юрий, 1625 г. 1 ст. Васильев Иван, 1625 г. 2 ст. Васильев Сергей, 1625 г. 3 ст. Ищейкин Иван, 1625 г. 1638 г. 3 ст. 1639 г. 2 ст. Кипелов Богдан, 1625 г. 1 ст. Кистенников Петр, 1625–1639 г. 3 ст. Клементьев Петр, 1625 г. 3 ст. Никитин Василий, 1625 г. 1 ст. Подунаев Петр, 1625 г. 1 ст. Порыльский Андрей, 1625 г. 3 и 2 ст. Савин Степан, 1625 г. 2 ст., 1635–1640 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

По 3-й песни – катавасия: «Избави от бед рабы Твоя, Владыко Многомилостиве…». Ектения и седален индикта (из службы 1 сентября). По 6-й песни – вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2-й: «В Вышних Живый, Христе Царю…» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4-й: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом». «Всякое дыхание…». Евангелие – Лк., зач. 13. По 9-й песни: «Достойно есть». Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь индикта; «Слава, и ныне» – кондак индикта. Ектения сугубая (с прошениями из существующего новогоднего молебна), возглас. Молитва (из того же молебна) и отпуст . Многолетие. 47 Службу сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Фаддея см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 129. 48 В Минее общей (М., 2002) вместо 2-го гласа для кондака мучеников ошибочно указан глас 8-й (ср.: Типикон, гл. 56). 49 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 50 Икос (глас 2-й) см. в общей службе. 51 См.: Требник. М., 2000. С. 880–891; М., 2004. С. 542–559; Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб., 1996р. Л. 3–10 об. 52 Приведенный чин новогоднего молебна (с каноном из службы Минеи 1 сентября) может совершаться, по благословению настоятеля, вместо молебного пения на Новый год, помещенного в Требнике и в Последовании молебных пений (гл. 1). 53 Существует традиция произнесения на Новогоднем молебне отпуста: «Иже времена и лета в Своей власти положивый, Христос, истинный Бог наш…». Отпуст праздника Обрезания Господня (1 января ст. ст.): «Иже плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш...», указываемый в некоторых изданиях Требника (ср.: Требник. М., 2000. С. 891), произносить не следует, поскольку молебное пение на Новый год в современной практике Русской Церкви совершается в соответствии с гражданским новолетием (1 января н. ст./19 декабря ст. ст.). О произнесении великого отпуста на молебне см. Типикон, гл. 50, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху».

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-31/

Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане ). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии. В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Сергей Некрасов. Статья из номера: " АиФ - Псков " от 25 августа 09 Санкт-Петербургская митрополия. Официальный сайт Частная страница Александра Павлова 2005-2010 © Врев . Главное управление образования Администрации Псковской области.  Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова. Сборник документов и и материалов по истории Псковского края (IX-XX вв.)  Примечания составителя Храм является выдающимся памятником, имеет богатую историю, но сейчас очень нуждается в восстановлении. Материалы (описания, фото, исторические справки, видео фильмы) о храме рассеяны на разных сайтах Интернета. Составитель сделал попытку собрать их в одно место. Небольшие файлы скопированы со ссылками, для больших указаны только ссылки. Работа выполнена, чтобы люди могли полнее оценить святыню, которая сейчас очень нуждается в их помощи и заботе… (Составитель Мельниченко Н. Т., СПб, nitromel@mail.ru) Михаилоархангельская церковь - кирпичная церковь в русском эклектичном стиле, построена в 1870-е годы на средства местного помещика Бибикова. Церковь Михаила Архангела расположена в одном из наиболее древних мест Псковской земли, а именно в деревне Вышегород, который таит в себе огромное количество легенд. Церковь является уникальным памятником архитектуры своего времени. Храм был возведен на денежные средства генерал-майора Бибикова во второй половине 19 века. Согласно легенде, дочь Бибикова была очень тяжело больна. Любящий отец пообещал себе, что если дочь выздоровеет, то он обязательно выстроит новый храм, и чудо произошло. Местоположение храма Бибиков выбрал согласно своему пророческому сну. Возведение храма Михаила Архангела продолжалось в течение десяти лет, в процессе чего был наложен строгий запрет на употребление в пищу яиц, ведь раствор для строительства замешивался при помощи яичного белка. Известно, что в подвальной части храма имеется захоронение праха генерала Бибикова. Местные жители говорили, что в гроб положили тело вместе с золотой именной шашкой. На протяжении лихолетья, кто-то посмел вскрыть гроб, но ничего не нашел. Прах генерала был выброшен в районе горы, но плита до сих пор находится на своем первоначальном месте.

http://sobory.ru/article/?object=00265

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010