Николая Мрачскаго, въ пожизнное владение и неотъемлемое пользование. Этот замечательный, по своей особенности, хрисовул гласит следующее: «Изиаиде Кралевство ми црквь Светаго Николи Мрачскога, в време то слоучившу се старцу, иже от Светых мест старец Иоан, Иконом Ходчскыи; и да му Кралевство ми црквь ту Светаго Николи, да си облада Иконом Иоан црквом том, и с сельми всеми, що се находи у цркве те, до негова живота, за егово дрзновение, понеже вид в Кралевство. ми егово поработание дому Пречистые Владычице Госпожде и Богородице Хиландарскые, иже есть в Афон, с трудом и всакым поспехом, наипаче и с смирением, да му есть до живота у помен и за душу Кралевства ми, и да есть вину под область Светогорску, у послушание Игумену и всеи брати Светогорскои, а Игумен и братие да га не поткну с онога места, що му есть Кралевство ми записало, до егова живота, разве да си се дохрани старец Иоан до смерти свое у цркви те Светаго Николии, паче и елико се находе людие у цркве те, да га слушаю с всакым страхом Кралевства ми, како и всакога Господаря Игумена о всех работах, що кому заповедуе црковныих и Кралевства ми, не токмо о работах, но в всаком исправлении црквном, како и сущега старца куке (двора) Кралевства ми, и брата Хиландарскаа….. И сие записа Кралевство ми у Мораве преге Спасова дне, в лето 6850 (1342), Ендиктиона .з. (7-го). †Стефань в Христа Бога верни Краль всех Српских и Поморскых земль.» † Царь Стефан Душан скончался в 1356 году; смерть застала его в поле, во время войны с Греками, когда он, владевший уже значительною частию Византийской Империи, готовился увенчать свои успехи взятием ея столицы. Ему наследовал сьн его, Урош V, Неманич X и последний, второй Царь Сербский (1356–1367). От его царствования остался в Хиландаре лишь один хрисовул, которым он утверждает приложения, сделанныя сей обители детьми Севастократора Бранка: «Приходи (пишет Урош в этом хрисовуле) к Царству ми всечестни старцы Светые Горы Афона Роман, син Севастократора Бранка, 25 и успомену Царству ми, како се есть зговорил (с) своим братом Грегуром и Влеком, и како да приложе от свое бащины цркви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства К оглавлению Церковное управление и преимущества русского духовенства мы будем рассматривать, как и прежде рассматривали, с двух сторон: во-первых, как определены они были в правилах и уставах, появившихся у нас в то время, а во-вторых, как обнаружились в самых событиях, замеченных летописцами. Первым приложением к условиям русской жизни общих церковных канонов, принятых нами с верою из Греции, и вместе первым опытом местного церковного законодательства в России был устав святого князя Владимира, нам уже известный. В настоящий период видим дальнейшее приложение тех же канонов к потребностям русской жизни — в церковном правиле митрополита Иоанна II и частнейшее приложе-ние и изъяснение самого устава Владимирова — в церковных уставах и грамотах наших князей: киевского Ярослава и новгородских Всеволода и Святослава. Церковное правило митрополита Иоанна к Иакову черноризцу принадлежит к разряду так называемых канонических ответов, какие по временам писались на Востоке предстоятелями Церквей на предложенные им вопросы и которые, хотя не имели силы соборных определений, но представляли руководство по делам церковным на разные случаи . Слог этого правила или послания крайне невразумителен и далеко отстоит от слова современных писателей, собственно русских: Илариона, Феодосия и Нестора. Невразумительность могла зависеть от двух причин: или от того, что Иоанн, недовольно знакомый со славянским языком, написал прямо по-славянски, или от того, если он писал послание по-гречески, что переводчик недостаточно понимал язык греческий или славянский. Содержание послания весьма разнообразно и не отличается порядком: отвечая на письменные вопросы черноризца Иакова, митрополит, очевидно, излагал свои ответы так, как следовали один за другим вопросы. Послание разделено на главы: по одним спискам — на 27, по другим — на 26 и менее, но это разделение совершенно неправильное и, без сомнения, сделано не самим сочинителем, а кем-либо впоследствии: в некоторых главах соединено по нескольку разнородных ответов, например в первой — до шести, в других содержится только часть ответа, т. е. один ответ разделен между двумя главами, например между 7-й и 8-й, 14-й и 15-й, 21-й и 22-й. Всех частных ответов, или правил, если мы разделим их по содержанию, в послании 35, но их можно подвести под четыре более общих отдела. В одних правилах митрополит касается дел веры, священнодействий и церковной святыни, в других — иерархии и вообще духовенства, в третьих — дел брачных, семейных и домашних, в четвертых — отношения православных к латинянам, евреям и язычникам .

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

Святую икону великого Угодника Сергия я приму, как знамение благословенья граду Витебску от обители Сергиевой и как залог взаимного молитвенного общения между тем и другою. После Пасхи предполагается начать капитальную перестройку моего кафедрального собора; и эта перестройка продолжится не один год. Поэтому я покорнейше прошу вас, достопочтеннейший о. архимандрит, не озабочивать себя слишком поспешным приготовлением обещанной вами иконы». Но о. Антоний, воспользовавшись данною ему от меня продолжительною отсрочкой, вовсе забыл об исполнении своего обещания. 13-го числа писал мне из Москвы профессор К.И. Невоструев в ответ на мое письмо к нему от 5-го марта: «Покорнейше благодарю ваше преосвященство за снисходительную и добрую память вашу о 7-м марта, за ваше теплое и благожелательное по сему писание, да и приложе- —703— 1867 г. ние 2573 . За сие да призрит на вас Господь свыше и ущедрит дарами Своей благодати! Приложение, согласно желанию вашему, я давал читать о. Пафнутию, но он, как можно было ожидать, не совсем остался доволен резким, обличительным тоном статьи протоиерея Волкова против старообрядства; он заметил также неправду в том, что будто, по вере раскольников, с 1666 г. наступило время антихриста, что поповцы не покланяются иконам беспоповцев, что вся беспоповщина отвергает брак, что не всегда бывает перекрещивание поступающих из одной раскольной секты в другую, напр., поповцы не перекрещивают беспоповцев, что Аввакумова учения о Троице в выписке у автора раскольники вовсе не принимают. Не нравятся ему резкие отзывы против двуперстного знамения, выдаваемого за армянство, арианство, злобожное разделение и подвергнутое проклятию; место у автора о мене жен у Иовлевцев Пафнутий называет злым цинизмом, замечание, что Досифей учил яко бы Бог в одном лице и об индульгенциях – клеветою, а затем известие об Асафовцах, посылающих для панихид горсть самой земли, в которой погребен покойник, искажением, принятие всеми раскольниками согласия чернобыльцев – ложью; крайне он недоволен также всеми известиями о блудной жизни раскольников. По сему такое искажение, выдумки, как он говорит, преувеличения, в настоящее время, могут принести более вреда, нежели пользы. И сами судите: если хотим мириться, так попрекать в чем-нибудь не следует, правда ли то будет или искажение, преувеличение, обобщение какой-либо частности, чистая ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Препро " стый - неученый; невежда. Препя " ти - остановить. Пререка " емый - спорный. Пререка " ти - прекословить; говорить наперекор; перечить. Пресеца " ющий - пересекающий; перерубающий. Преслуша " ние - неповиновение. Пресмыка " ться - ползти по земле. Преспева " ти - иметь успех. Преста " вити - переставить; переместить; переселить в вечность. Престо " ли - один из чинов ангельских. Пресу " щественный - предвечный; исконный. Пресу " щный - сверхъестественный. Пре " тися - спорить; тягаться. Прети " ти - запрещать; скорбеть; смущаться. Преткнове " ние - помеха; соблазн; задержка; остановка. Прето " р - претория, резиденция представителя римской власти в Иерусалиме. Претыка " ние - см. Преткнове " ние. Преща " ти - грозить; устрашать. Преще " ние - угроза; страх; запрет. Прибе " жище - убежище; приют; покров; спасение. Приведе " ние - доступ. Привещева " ти - приветствовать. Привлещи " - притащить; позвать; призвать. Привреме " нный - временный; непостоянный. Придева " ти - прицеплять; приближаться; подносить. Приде " л - небольшая церковь, пристроенная к главному храму. Приде " лати - прирастить; увеличить; принести. Приде " яти - подносить; приносить. Призре " ти - милостиво посмотреть; принять; приютить. Прииждива " ти - расходовать; издерживать. Прии " скренне - точно так же; равно; точь-в-точь. Прикрове " ние - прикрытие; предлог; выдуманная причина для сокрытия чего-либо. При " куп - барыш; прибыль. Прикупова " ние - купечество; торговля. Прило " г - приложение; желание сделать зло; злоба; клевета. Приложе " ние - заплатка; лоскут. Примета " ти - прибрасывать; отдавать; уступать. Примета " тися - припадать; отдаваться; лежать у порога. Примеша " тися - присоединяться. Прини " кнути - пригнуться; наклониться; припасть; проникнуть. Приобря " ща - польза; плод; корысть. Прирази " тися - напасть; удариться. Прирева " ние - устремление. Пририста " ти - подбегать. Прири " щущий - подбегающий. Присвя " нути - завянуть; засохнуть. Приседе " ние - угнетение; окружение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/134/...

„Не имея сведений, где в настоящее время находитесь Вы, Высокопреосвященнейший Владыка, я и письмо сие, и книгу адресую в Тверь. Книга это та, о составлении которой, помнится мне, я говорил Вам несколько лет тому назад. Это Витебская старина, собранная учителем Витебской классической гимназии Сапуновым 1134 . С приложе- —930— 1883 г. нием изображений старины Витебска Сапунов напечатал только 20 экземпляров; но, к его огорчению, цензор взял из них 12 экз. для рассылки по закону в Публичную и другие библиотеки, и ему осталось только восемь. Но несмотря на это, он подарил мне один экземпляр, как человеку весьма много содействовавшему ему в собирании материала указанием путей и лиц – куда и к кому обратиться за древностями. Стало быть, во всей России на руках будет только 8 экземпляров. Книга весьма и весьма интересная. Для продажи он издал достаточное количество, но без фотографических портретов и видов. Я уверен, что Ваше Высокопреосвященство заинтересуетесь этою книгою, равно и для других она составит ученый интерес. – В ней увидите себя, митр. Исидора 1135 , Смарагда 1136 , Василия 1137 и Викторина 1138 ; увидите витебские соборы, Рынково-Воскресенскую, Ильинскую и другие церкви... Мне весьма нравится эта книга, – искренно, сердечно желаю, чтобы и Вам она была по вкусу “. Книга получена мною 7-го июля. 1 июля утром были у меня: Наместник Александро-Невской Лавры, архимандрит Антоний 1139 , назначенный на эту должность на место архимандрита Симеона из Настоятелей Балаклавского Георгиевского монастыря, Таврической епархии. Получивши неполное академическое образование, поступил в Пекинскую миссию; знаком с английским языком. Зять о. Антония член-ревизор Учебного Комитета при Св. Синоде, Игн. Климент. Зинченко. Бывши в прошедшем году в г. Ржеве, в качестве ревизора, н обозревал тамошнее женское училище девиц духовного звания, основанное Мазуриною и Булах, и теперь вел со мною речь о пересмотре Устава этого училища и о предоставлении воспитанницам оного прав домашних учительниц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приложение 15 (к разделу 8.8.1) Письмо еп. Николая (Муравьева-Уральского) епископу Афанасию (Сахарову), посвященное исправлению службы Митрополиту Димитрию Ростовскому Письмо еп. Николая 484 представляет значительный интерес, поскольку в нем содержится развернутая критика осуществляемого еп. Афанасием (Сахаровым) исправления богослужебных книг. Следует отметить, что среди приводимых еп. Николаем данных, касающихся работы Сергиевской комиссии, много фактических ошибок. 21 марта 1958 г. Возражать против исправления и выправления служб и чинов (филологически и согласования с первоисточниками) не приходится (для этого существовали при Синодальных Типографиях специальные справщики с академическим образованием). Но возражать приходится против их переделок. Св. Синод в 1906–1907 годах образовал «Комиссию по исправлению книг» под Председательством Архиепископа Финляндского Сергия Страгородского . Благодаря моей близости к Архиепископу Сергию и местожительству в студенческие годы на Синодальном подворье, я был несколько знаком с работой и составом этой комиссии. В ее состав входили Профессора СПб. и Московской Духовных Академий. Члены Академии Наук. Директор СПб. Публичной библиотеки А.Н. Бычков. 485 Заведующий Рукописным отделом библиотеки И.А. Бычков. 486 Профессора СПб. Историко-филологического Института, СПб. Университета – Историко-филологического факультета, отдельные научные деятели – филологи и богословы. Комиссия главным образом занялась выверкой текстов Триодей Постной и Цветной, рассматривала Октоих и Синаксари, сверяла материал с первоисточниками, греческими подлинниками. Работали не только в СПб., но в библиотеках острова Халки и Афонских монастырей. Помню, в 1909 г. Архиепископ Сергий говорил, что кого-то из членов Комиссии командировали в Ватиканскую библиотеку. Дело было поставлено на серьезную почву. И при серьезной постановке к 1913 г. Комиссия смогла выпустить в печать только Триоди Постную и Цветную. В первые же дни выхода из Типографии этих книг они «вызвали возражения против себя и некоторые «трения», если так можно выразиться, поведшие к тому, что следующий их выпуск был произведен по старым «матрицам» – с неисправленным текстом 487 (справщик СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

С 23 июля 1962 г.– секретарь Учебного комитета при Священном Синоде. Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора с ее учреждения 10 мая 1963 г.; секретарь Комиссии с начала работ по 7 февраля 1967 г. Руководил работами по VIII разделу «Социальные проблемы». Лит.: Иванов Н. Магистерский диспут//ЖМП. 1963. 4. С. 15–19; Кузьминов Л., прот., Русак В. Протоиерей Николай Семенович Никольский//ЖМП. 1975. 1. С. 31–32. Никон (Фомичев Николай Васильевич; Санкт-Петербург, 6 мая 1910 г.– Санкт-Петербург, 13 апреля 1995 г.), архиепископ. С конца 1920-х гг. иподиаконствовал у епископов, служивших в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (1936 г.). С 1936 г. работал на гражданских предприятиях. 17 июня 1945 г. рукоположен во диакона, а 12 мая 1946 г.– во священника. В 1946 г. поступил в Ленинградскую ДА, которую закончил экстерном в 1950 г. Служил в Ленинградской, Олонецкой, Житомирской, Великолуцкой епархиях. 11 августа 1962 г. пострижен в монашество и 26 августа рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии; с 16 ноября 1962 г. епископ Лужский, викарий той же епархии. С 27 августа 1962 г. временно управлял Рижской епархией, с 3 августа 1963 г.– епископ Рижский и Латвийский. С 27 января 1966 г.– епископ Архангельский и Холмогорский, с 11 июня 1977 г.– Калужский и Боровский; с 2 сентября 1977 г.– архиепископ. С 16 июля 1982 г.– архиепископ Пермский и Соликамский. С 28 марта 1984 г. на покое. Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославиого Предсобора с ее учреждения 10 мая 1963 г. Соруко- водил работами по V разделу «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Лит.: Сергий (Сосновский), архимандрит, Чупов В., свящ. Высокопреосвященный архиепископ Никон (Фомичев). Некролог//ЖМП. 1995. 6–8. С. 56–57. Огицкий Дмитрий Петрович (Санкт-Петербург, 26 октября 1908 г.– г. Щучин Гродненской обл., Беларусь, 5 октября 1994 г.), профессор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Село Ивашково было во владении Ивана Родионовича Стрешнева (+ 1722); потом оно перешло к его сыну Николаю, по разделу в 1739 г. с матерью его вдовою Натальею Львовною и братьями Васильем и Петром. После Николая Ивановича Стрешнева (+1745) село принадлежало его сыну Ивану, по разделу в 1770 г. с матерью его вдовою Натальею Алексеевною, которая была после за вторым мужем за Федором Богдановым Пассек. В 1794 г. генерал - аншефша В. П. Глебова закончила строительство нового деревянного храма. Ему была суждена долгая жизнь, простояв в Ивашкове 75 лет, он был в 1869 г. перевезен в с. Николо-Пустынь Тверской губернии. В селе началось строительство каменной церкви. Чертеж был заимствован из альбома типовых сельских церквей Константина Тона. В 1850 г. было начато строительство каменной церкви в честь Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь с приделами в честь Богоявления и Успения Богородицы, 7 октября 1873 года состоялось освящение каменной Спасской церкви с. Ивашково святителем Иннокентием (1797-1879 г.г. прославлен в 1977 г.) митрополитом Московским и Коломенским - Апостолом Америки и Сибири. В приход Спасской церкви входили 131 двор, в которых проживали 540 мужчин и 643 женщины, 71 раскольнических дворов. Владелица села Наталья Петровна Глебова - Стрешнева постаралась соорудить величественный и красивый храм. Колокольня была видна издалека и, прежде всего, проезжавшим по проходившему вблизи села Зубцовскому тракту. В пореформенное время Ивашково становится крупным торговым селом Волоколамского уезда. В этот период строителем и ктитором храма был местный купец Алексей Федорович Шлёнов. В 1911 г. в селе в 150 дворов были две чайные, трактир, два мануфактурных магазина, кирпичный завод. По субботам у церкви собирался базар, а в престольный праздник 29 августа - большая ярмарка. В Ивашкове родился отец всемирно известных ученых Николая и Сергия Вавиловых. Старожилы помнят могилу их деда, Ильи Вавилова, на церковном кладбище. В советские времена храм в селе Ивашково был пристанищем для верующих большого прихода, так как соседние церкви были закрыты еще в начале 1930-х годов. Очередь до Спасской церкви дошла в 1936 году: храм был закрыт. В тяжелые военные дни битвы под Москвой здесь разместился военно-полевой госпиталь. Во время немецко-фашистской оккупации Шаховского района к храму вновь обратились верующие, богослужения совершал бывший иеромонах Новоторжского Борисоглебского монастыря Ефрем (Николаев). Сразу после освобождения села от фашистов он был арестован, его обвинили в пособничестве оккупантам и расстреляли вместе с церковным старостой. В это время Спасская церковь вновь приняла раненых: здесь в 1942-1944 г.г. размещались эвакогоспитали. Только в 1947 г. в церкви были возобновлены богослужения. В 1961 г. решением Мособлисполкома Спасская церковь была в очередной раз закрыта. А вскоре снесли и колокольню... В теперь уже бывшей церкви разместился сельский клуб и совхозный склад.

http://sobory.ru/article/?object=00689

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 6-й: «Саровскому чудотворцу тезоименит быв...» . На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе! Яко крин посреде терния...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица...» (см. в Минее на ряду). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 5-й: «Воинство Царя Небеснаго...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика. Апостол и Евангелие – дня и священномученика (Рим., 99 зач.; Лк., 106 зач.). 1 Службу сщмч. митр. Серафима (Чичагова) можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Серафима см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 125.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-11/

Приложение 8 (к разделу 6.6) Обращения патриарха Тихона и митрополита Петроградского Вениамина об устранении недостатков в богослужебной практике 465 ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ Град Москва 4/17 ноября 1921 г. 1575. Обращение к архипастырям и пастырям православной российской церкви Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божьего присутствия, души священнослужителя. Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм. На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения. Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской ревности, молитвенного горения, подвижнического труда святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах устава, должна сохраняться в Святой Православной Русской церкви неприкосновенной как величайшее и священнейшее ее достояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010