Но посмотрим на то, что сделал апостол Петр. Хотя промежуток времени между совершенными Спасителем и Петром чудесами сравнительно небольшой, но, тем не менее, чудо совершил уже не Сын Божий, а обыкновенный человек, имевший такие немощи, какие и нам не хотелось бы иметь. Например, он проявлял горячность, а иногда чрезмерную простоту, часто совершал необдуманные поступки, был самонадеянным, наконец, проявил и малодушие. И этот самый обыкновенный человек, невежественный и неграмотный рыбак, стал великим чудотворцем. Он, святой апостол Петр, исцеляет от расслабления Энея, воскрешает из мертвых праведную Тавифу. Значит, в данном случае не важно, сколько прошло времени — несколько месяцев, полгода или почти две тысячи лет. Важно то, что чудо сотворил не Сам Спаситель, а Его ученик. Такими учениками Спасителя, кроме апостолов, в последующие времена были и святитель Николай Чудотворец, и преподобный Серафим Саровский , и живший сравнительно недавно великий русский чудотворец, святой праведный Иоанн Кронштадтский . И многие другие известные и неизвестные нам люди. Все, что совершал Спаситель, могут совершить и Его ученики. Обратим внимание на слова, которые сказал апостол Петр исцеляемому им Энею: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос». Тот Самый, Кто исцелил расслабленного, о чем повествует Евангелие от Иоанна, исцелил и Энея. Но тогда Он исцелил непосредственно, сейчас — через апостола Петра. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. …Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18 и 20), — сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам перед Вознесением. Мы должны это помнить, и не только помнить умом (хотя в начале подвига необходимо именно это), но и ощущать сердцем, душой и духом, что Господь с нами во все дни до скончания века, что Ему дана всякая власть и потому, если мы помолимся и попросим Его, как просил, преклонив колена, апостол Петр, то может произойти любое чудо. И если мы, по немощи своей, не дерзаем просить о таких чудесах, как исцеление неизлечимых больных и тем более воскрешение мертвых, то обязаны (Церковь нас этому учит, и в этом проявляется наше смирение — здесь нет никакого чрезмерного дерзновения и гордости) умолять и просить Бога об исцелении от расслабления душевного, как бы долго оно у нас ни продолжалось.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

С этого времени Савл постоянно был с Апостолами. Но, так как он со всей смелостью начал проповедовать в Иерусалиме о Господе Иисусе, и состязаться с Евреями, говорившими Греческим языком: то и составился против него заговор. Впрочем, и Господь ему открыл, что Ему не угодно пребывание его в Иерусалиме. Случилось, что, когда Савл молился в храме, в состоянии исступления он увидел Господа, Который сказал ему: – «не медли, выйди скорее из Иерусалима; потому что здешние не примут свидетельства твоего обо Мне». – Савл сказал: «Господи! им известно, что я, верующих в Тебя, сажал в темницы, и бил их в синагогах; и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я также был при том, одобрял убиение его, и стерег одежды убийц его». Но Господь сказал ему: – «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам». – Таким образом, Савл пробыл в Иерусалиме у Петра только пятнадцать дней. Братия, узнавши, что его покушаются убить, отправили его в Кесарию, а оттуда препроводили в отечественный город его Тарс. 5. Апостол Петр исцеляет расслабленного Энея, и воскрешает Тавифу (Деян. 9:31–43) Впрочем, церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое; верующие назидались, ходили в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались. Случилось, что Петр, обозревая по разным местам церкви верующих, пришел в Лидду. Здесь нашел он одного человека, по имени Энея, который уже восемь лет лежал на постели в расслаблении. Петр сказал ему: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань с постели своей». И он, тотчас, встал. Многие из жителей Лидды п соседственного Сарона, видевшие его, обратились ко Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, весьма добродетельной жизни, раздававшая много милостыни. Случилось в эту пору, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А, так как Лидда от Иоппии была недалеко; то ученики, слышавши, что Петр находился там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр тотчас же пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу. Все вдовицы со слезами подошли к нему, и показывали рубашки и платья, какие шила Тавифа, когда жила с ними. Петр выслал всех вон, и, ставши на колена, помолился; потом, оборотясь к телу, сказал: «Тавифа! встань». Умершая открыла глаза, и, увидавши Петра, села. Он подал ей руку, и поднял ее. Потом, призвавши вдовиц и прочих верующих, представил ее им живую. Вся Иоппия узнала об этом чуде; и многие уверовали в Господа. В Иоппии Петр остановился у какого-то Симона кожевника, н оставался там немалое время. В. В Кесарии и Антиохии между язычниками

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Священник, даже в скученном приходе, допускается, приглашается в дом большей части прихожан только по двум крайним нуждам: в начале жизни человека и в конце ее, т. е. когда родится младенец – для молитвы о родившей и родившемся и пред смертью едва живого, иногда и беспамятного родственника приглашавших. Кроме этих случаев, дом и семейная жизнь прихожан в больших городах закрыты для взора пастырского; и уши иных прихожан не отверзаются для увещаний и советов христианских. А пастыри обязаны и готовы преподавать благословение каждому дому и освящать его молитвою церковною и св. крестом. Вопросы религиозные, семейный разлад, неравномерное, не одинаковое отношение к детям – эти вопросы не предносятся к светочу христианскому, а помимо Церкви и ее служителей решаются или педагогикою, т. е. наукою о воспитании, или судом. Так, вне Церкви, идет жизнь многих домов. Ах, куда делось то старинное радушие христиан? Где те христиане, которые не только назывались, но и были при апостолах святыми, богобоязненными, пред властию церковною благоговейными? Ст. 32. Св. апостол Петр, когда посещал и обходил всех, пришел и к святым, т. е. христианам, живущим в Лидде, в старинном значительном городе. Здесь христиане, освященные и набожные люди, с благоговением приняли апостола, оказали ему полное радушие и твердую веру во Христа. Поэтому-то св. апостол в свою очередь и им явил дивную милость в лице их согражданина, расслабленного Энея. Твори добро – и тебе будет добро. Ст. 33. Там, в Лидде, апостол Петр нашел одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Св. апостол, значит, не сразу как пришел, так и исцелил расслабленного, а он сначала осмотрел жителей, узнал их жизнь и веру и при этом нашел больного, достойного особенной милости Божией в славу Христову, к радости всех знавших несчастного восьмилетнего страдальца и во спасение самого исцеленного. Ст. 34. Петр сказал ему (Энею): Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Нужно ли говорить о том, какое поразительное действие имело это чудо на свидетелей его?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Ст. 35. Не только жившие в Лидде святые, т. е. правоверующие во Христа, прославили Его, но и все другие, жившие в Лидде и Сароне, которые еще не веровали во Христа, как только увидели Энея здравым, стоявшим на ногах, ходящим и действующим, тоже обратились ко Господу. Такое чудо, совершенное в Лидде, скоро сделавшееся известным у жителей долины Саронской, естественно, не могло быть долго неизвестным в городе, соседнем с Лиддою, более многолюдном и лежавшем, так сказать, на большой дороге. Мы говорим про город Иоппию, или, как ныне он называется, Яффу. Ст. 36. В городе же Иоппии в это самое время, когда апостол Петр исцелял Энея, находилась одна ученица, именем еврейским Тавифа, что значит по-русски «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Эта одинокая женщина находила себе отраду, как видно, в добродетельной жизни, в готовности всецело служить Господу и быть полезною людям во всем добром. Но и ее жизни пришел конец. Ст. 37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. Тяжело опускать в могилу добродетельных людей. Они так редки на свете. Добреньких на свете есть немало. Это – те люди, которые иной раз кажутся ласковыми к вам, подчас услужливыми, снисходительными; а в другое время смотрят на вас свысока или совсем не признают вас, смотря по тому, откуда подует на вас и какой ветер, как вас нежит жизнь и устрояющие нашу судьбу люди. Но такие добренькие люди, по выражению Апокалипсиса, ни то постоянно теплы, ни то постоянно холодны. За то такова их и участь, как в потомстве, так и за гробом ( Anok. III, 16 ). Дороги для развития истинно христианской жизни в людях и для ободрения их те христиане, вроде Тавифы, которые поставили задачею своей жизни благотворить и благотворить без расчета, без самолюбия, а только в утешение своей души и на пользу нуждающимся. За то и память о таких добродетельных бывает долговечна, и любовь к ним прочна и трогательна. Смотрите, сколько заботятся об умершей Тавифе все. А она была в мире одинока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

«Церкви же... были в покое...», чему, несомненно, много способствовало обращение главного гонителя ее. Насколько вера Христова к этому времени была распространена, видно из того, что «церкви» упоминаются «по всей Иудее, Галилее и Самарии». «Назидаясь...» – οικοδομομεναι... – слав.: «созидающеся», т.е. организуясь, устраиваясь, совершенствуясь и внешне и внутренне. «И при утешении от Св. Духа умножались...» – κα τ παρακλσει το Αγου Πνεματος επηθνοντο. Утешением Св. Духа – то же, что – милостию Божиею, в данном случае являвшей себя в обильных знамениях и чудесах благодати Святого Духа. О двух таких чудесных значениях тотчас и повествуется далее, как бы в подтверждение сказанного. Деян.9:32 .  Случилось, что Петр, обходя всех, при­шел и к святым, живущим в Лидде. «Случилось что Петр, обходя всех, пришел...» – εγνετο δε Πτρον διερχμενον δι πντων, κατελθεν..., – точнее слав.: «бысть Петру посещающу всех, снити...» Русский текст, к сожалению, и здесь допускает свой обычный пересказ, а не перевод данного места, которое проще и точнее переводится так: случилось же Петру, проходящему по всем (церквам), сойти... Выражение – κατελθεν – снити, сойти, спуститься – указывает на менее возвышенное положение Лидды по сравнению с Иерусалимом, подобно тому, как в выражении об Иерихоне ( Лк.10:30 ). Весьма важно упоминание посещения Апостолом Петром тогдашних христианских общин Палестины. Несомненно, и другие апостолы имели этот обычай в целях лучшего утверждения в вере обращенных, разрешения возникавших вопросов жизни и т. п. «К святым, живущим в Лидде...» – т.е. христианам города Лидды, недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима. Деян.9:33 .  Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в по­стели в рас­слабле­нии. Деян.9:34 .  Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос ; встань с по­стели твоей. И он тотчас встал. «Эней» – не видно – был ли он христианин до своего исцеления, или нет. Вопрос этот не напрасный, как не напрасно далее исцеленная Петром Тавифа называется «ученицей». Греческое имя Энея дает заключить, что он был во всяком случае еллинист. Знаменательно, что, исцеляя расслабленного, Петр не спрашивает его о вере в Иисуса Христа, а прямо дарует ему исцеление, очевидно, или прозревая готовность его к этой вере, или питая надежду самым этим исцелением возбудить в нем веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

31). (Писатель) намеревается говорить о Петре и о путешествии его ко святым. Поэтому, чтобы кто не подумал, будто это (сделал Петр) по страху, сначала он повествует о том, в каком состоянии находились церкви, и показывает, что, когда было гонение, то (Петр) находился в Иерусалиме, а когда повсюду Церковь находилась в безопасности, тогда уже он и оставляет Иерусалим. Так он был ревностен и тверд! Он не думал, что, если был мир, то и не нужно его прибытия. Почему же, скажешь, он делает это и идет во время мира и после отшествия Павла? Потому, что на них (апостолов) больше обращали внимания, как часто являвшихся и бывших предметом удивления для народа, а его презирали и против него больше восставали. 2. Видел ли ты, как за бранью следует мир? Или лучше: видел ли ты, что сделала та брань? Она рассеяла творящий мир. В Самарии пристыжен был Симон; в Иудее случилось происшествие с Сапфирою. И тогда, как был мир, дела (их) не были безуспешны, но этот мир был такой, что и (во время его) нужно было утешение. " Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде " (ст. 32). Он обходил, как бы некоторый военачальник, ряды, наблюдая, какая часть сомкнута, какая во всем вооружении и какая имеет нужду в его присутствии. Посмотри, как он везде успевает быть и является первым. Когда надлежало избрать апостола, он первый; когда беседовать с иудеями о том, что (апостолы) не были упоены вином, когда исцелить хромого, когда говорить к народу, он прежде остальных; когда (было дело) с начальниками, когда с Ананиею, когда совершались исцеления от тени, был он. Где была опасность и где (требовалась) распорядительность, там он; а где все было в мире, там все они вместе: так он не искал себе большей чести. Опять, когда надлежало творить чудеса, он является прежде других, и здесь также он сам подъемлет труд и совершает путешествие. " Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1677...

32–43. Апостолы Христовы большую часть жизни и деятельности своей продолжали проводить в Иерусалиме (8, 1). Но они не оставляли без своего непосредственного личного руководства и другие христианские общества. С этою целью, то есть с целью назидания, утешения христиан, укрепления их веры и раскрытия их христианского смысла, апостолы время от времени предпринимали путешествия по городам Палестины, в которых уже были насаждены Церкви Христовы. Такой апостольской деятельности, направленной главным образом к внутреннему развитию и усовершению Церкви, особенно благоприятствовало мирное время, когда Церкви находились в покое, как это было спустя три года по обращении Савла. И вот мы видим, что в это время апостол Петр обходит всех святых в Палестине, посещает, между прочим, город Лидду, где пребывание апостола ознаменовалось исцелением Энея, который уже восемь лет лежал в постели в расслаблении, и Иоппию, где воскрешает Тавифу. 4 . Апостол Петр призывается перенести Евангелие к язычникам (10, 1–11, 18) Глава 10. 1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Глава 10: 1–2. В это же время, когда Церковь Христова наслаждалась миром и когда апостолы занимались спокойным посещением христианских обществ в разных городах Палестины, Дух Божий призвал апостола Петра, пребывавшего в Иоппии, положить начало величайшему делу в ходе распространения Церкви Христовой – обращению язычников к вере во Христа. Первым городом, в котором совершилось обращение язычников ко Христу, была Кесария Палестинская. Этот город был в то время резиденциею римского прокуратора, правителя Палестины, а потому в нем был гарнизон из природных римлян или итальянцев, которые в завоеванной и враждебной победителям стране представляли более надежное войско, нежели солдаты, набиравшиеся в римскую службу из туземных жителей. В этом-то Италийском полку был один сотник, муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу (то есть иудейскому) и всегда молившийся Богу. Он не только не был иудеянином, но не был и прозелитом иудейским; он был просто язычник (ст. 28, 34 и далее; 11, 1, 18). Но, как видно из наименования его мужем, боящимся Бога, всегда молившимся Богу, он уже не был идолопоклонником, понимал ложность язычества и признавал единого Бога, Творца и Правителя мира. Такому возвышению его религиозного созерцания, вероятно, много способствовало то, что он жил среди иудеев. Что он был знаком с религиозными верованиями иудеев и уважал их веру, на это указывает то, что он при благочестивой настроенности, которая вообще его отличала, был особенно милостив к народу иудейскому; на это же указывает и то, что он любил молиться Богу в часы молитвенные у иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

8. Организуя походные колонны, необходимо обеспечить охранение, равномерное движение и управление всеми подразделениями колонны с использованием авангардных и арьергардных соединений. 9. Не допускать стоянок без оборудования лагеря с защитными укреплениями. (Блестяще реализовано в римской армии). 10. О том, как преследовать уходящего победителя, смотри выше отрывок из работы Энея Тактика. 11. Эффект внезапности при нападении на противника ночью можно усилить, предварительно разделив свою армию на отряды и осуществив атаку с различных направлений. 12. Если противник разбит, не стоит заниматься грабежом лагеря, а напротив, сохраняя дисциплину строя, организовать его преследование с целью полного уничтожения. Приведённые выше правила составляют довольно внушительную область военного искусства и охватывают собой такие разделы, как планирование операций на стратегическом уровне, организация обороны, тактические маневры в ходе боя и вне его, а также приёмы, относящиеся к военной хитрости. У военных историков нет богатого письменного материала, описывающего применение этих элементов уже в начале второго тысячелетия до Р. Х., но мы видим, что такой материал присутствует в тексте Ветхого Завета. Операция “Исход” (около 1280 год до Р. Х.) 16 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт 3:24) Прежде всего обратим внимание на некоторые эпизоды книги Бытия, касающиеся данной проблематики. Несколько приёмов военной деятельности мы встречаем при описании жизни древних патриархов. …только на том условии мы согласимся с вами и поселимся у вас, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол (Быт 34:15,25). Военная хитрость, не раз приводившая к желаемому результату, здесь опирается на опытное познание физиологических явлений, происходящих после обрезания.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

   26. Сим Святым Духом исполнился Павел после того, как был призван Господом нашим Иисусом Христом: свидетель сего есть благочестивый Ананния в Дамаске, говоривший к нему: «Господь Иисус, явлей ти ся на пути, имже шел еси, посла мя, яко да прозриши, и иполнишася Духа Свята» (Деян. 9:17). Сей Святый Дух тотчас воздействовал, слепотствующему очами Павлу даровал прозрение, а душу запечатлел своею благодатию, соделал его избранным орудием, да понесет имя явившегося ему Господа к Царям и сынам Израилевым, и бывшего никогда гонителя соделал проповедником и добрым рабом, ибо он все пространство от Иерусалима до Иллирии наполнил Евангельским учением, учил и в Риме, и по ревности своей прошел с проповедью даже до Испании, перенес бесчисленные труды и совершал знамения и чудеса. Но о нем теперь довольно.    27. Силою Святого Духа верховный Апостол и имеющий ключи Царства Небесного Петр в Лидде, что ныне Диосполь, исцелил расслабленного Энея, в Иоппии воскресил из мертвых добродетельную Тавифу; в верхней части дома в исступлении видел небо отверстое, и чрез сходящий оттуда сосуд, подобный плащанице, исполненный многоразличных и разнородных животных, ясно научился не почитать ни одного человека нечистым или скверным, хотя бы он был и Еллин, и когда Корнилием был призываем, от Того же Святого Духа ясно услышал: «се мужие ищут тя: но востав сниди, и иди с ними ничтоже разсуждая, яко Аз послах их» (Деян. 10:19—20). И чтобы ясно показать, что и язычники могут быть причастии благодати Святого Духа, то, когда Петр прибыл в Кесарию и учил о Христе, Писание говорит о Корнилие и находящихся с ним: «еще глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слышаще слово» (Деян. 10:44), так что и из обрезанных пришедшие с Петром удивлялись и ужасаясь говорили: «яко и на языки дар Святаго Духа изиямся» (Деян. 10:45).    28. И когда начала распространяться проповедь о Христе в Антиохии, славном городе Сирском, то отсюда послан был в нее Варнава, добрый споспешник, «муж благ, и исполнь Духа Свята и веры» (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3533...

     В замечательной книжке Александра Дворкина «Афонские рассказы» автор описывает следующее запомнившееся ему впечатление. Лодка, подвозившая молодого Александра к Афону, встретила плывущий навстречу корабль с наемными рабочими, работавшими на святой горе два месяца. Те, изголодавшиеся по выпивке и развлечениям, хохотали, шумели и распевали скверные песни. Заметив проплывающий мимо туристический корабль, на палубе которого были молодые женщины, рабочие начали свистеть и выкрикивать разные неприличные слова. Дворкин пишет далее, как это печальное зрелище разгула человеческих страстей, вырвавшихся из молитвенного ограждения святого места, сильно огорчило его недавно уверовавшую душу. Этот эпизод наводит на некоторые размышления. Уже три недели прошло после праздника Воскресения Христова. Несколько утихла свежая и всегда новая радость Пасхальной ночи. Ушли вглубь и спрятались в сердце священные воспоминания Страстей Христовых и Его Воскресения. Праздник потеснили будни – длинная цепь так похожих друг на друга дней, которые тем не менее очень важны: они показывают нам нас самих. Какими мы возвратились из великопостного паломничества? Подобные Моисею, спустившемуся с Синая после сорокадневного поста и излучавшему дивный свет? Или же как эти наемники, изголодавшиеся по страстям плоти? У каждого будет какой-то свой ответ… Церковь же, зная немощь человеческую, в сегодняшнем апостольском чтении подымает от земли и возвышает нашу мысль к горе, напоминая о чудесных событиях, совершенных силою Воскресшего Христа. Эти чудеса показывают нам, что Иисус, окончив земное служение, продолжает исцелять больных и воскрешать мертвых – но уже действуя через Свою Церковь, руками апостолов и других святых. Свет Христова Воскресения продолжает сиять в Церкви – теле Христовом – и богослужебное чтение из Книги Деяний обращает на этот свет наш взгляд. «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу» (Деян. 9:32–35).

http://pravoslavie.ru/112668.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010