Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши (версия для печати)/Православие.Ru Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши Православие.Ru , 20 февраля 2003 г. Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши / Блаженнейший митрополит Макарий (в миру Михаил Федорович Оксиюк) родился 17 (29) сентября 1884 года в деревне Луковиско на Холмщине (ныне территория Польши) в семье крестьянина. С 1897 по 1901 год обучался в четырехгодичном Варшавском духовном училище. В 1901 году поступил в Холмскую духовную семинарию, которую окончил в 1907 году. В том же году стал студентом Киевской духовной академии, курс которой окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия и как один из лучших воспитанников был оставлен в Академии профессорским стипендиатом для подготовки к профессорскому званию. Во время обучения в Киевской академии Михаил Федорович некоторое время проживал на квартире профессора КДА Петра Кудрявцева, с которым впоследствии сохранил дружеские отношения. Уже будучи митрополитом, он часто навещал его вдову Анну Алексеевну, проживавшую в Киеве. Сам профессор Кудрявцев был арестован в 1937 году и погиб в застенках НКВД. В 1912 году М. Ф. Оксиюк был избран Советом Киевской духовной академии исполняющим обязанности доцента по кафедре древнехристианской литературы (патрологии и византологии). В 1914 году он защитил диссертацию на тему «Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование», был удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента. В том же 1914 году магистерское сочинение Михаила Федоровича вышло в свет отдельным изданием (Оксиюк М.Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. — Киев, 1914). Эта книга является ярким памятником отечественной церковной науки. Эсхатологические воззрения святого Григория представлены здесь в широком историческом контексте. Михаил Федорович подробно излагает развитие эсхатологии в грекоязычной патристической письменности от мужей апостольских до Пятого Вселенского Собора. Здесь содержатся очерки об эсхатологических воззрениях Иринея Лионского, Ипполита Римского, Климента Александрийского, Оригена, Мефодия Патарского, Адамантия, Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Энея Газского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

736 Феодор Ашкелонский, четвертый из преемников, стал тамошним настоятелем 737 и тут же стал строить на том месте, где стояли заброшенные кельи маленькой Петровой лавры, здания киновии, котоые тогда же были обнесены стеной. 738 Иоанн Руф и другие братья, пришедшие из Иамнии, поспели туда к сороковому дню после его (Петра) преставления. 739 Возвращаясь из Финикии, Петр познакомился с замечательной группой изучавших в Бейруте право молодых студентов, 740 среди которых следует отметить младшего брата Иоанна Руфа Евагрия, Севера из Созополя Писидийского и Захарию Газского; Север и Захария были знакомы друг с другом еще со времени их обучения в Александрии. 741 Некоторые из них присоединились к общине Петра еще до его смерти. 742 Теперь в Майюм пришли Евагрий и прочие участники этого кружка. Среди них был и Захария, которого одолевали некие сомнения, связанные во многом с тем, что его семья жила совсем неподалеку в Газе. В скором времени он вернулся в Бейрут, взяв с собою послания Евагрия Северу и софиста Энея Газского его соотечественнику Зенодору. 743 Север отговорил Захарию от искания старшинства. Сам Север хотя его жизнь и отличалась аскетической строгостью собирался вернуться домой и заняться юридической практикой. С этой целью он приобрел и необходимую для этого судейскую мантию. Но прежде он хотел совершить паломничество по Святым Местам. Оставив свои вещи в Бейруте у Захарии и взяв с собою некоего старого раба, он отправился сначала в Иерусалим, а затем напоследок к своим давним друзьяммонахам в Майюм, где все изменилось буквально в одночасье. Он отослал своего старого раба в Бейрут с посланием Захарии, в котором просил отправить своих рабов и свое имущество домой в Созополь и сообщал ему о своем намерении стать монахом и остаться в Майюме. 744 Через какоето время он решил стать отшельником и вместе с какимто другим монахом отправился в пустыню возле Элеутерополя, однако вскоре заболел, после чего его приютили в обители Романа, 745 откуда он вернулся в газское приморье и стал затворником возле Майюма, неподалеку от обители Петра, 746 где вскоре занялся строительством и оснащением обители для тех, кто искал его духовного окормления.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Перевод А.В. Серёгина. Данный труд Энея Газского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем : [Научное периодическое издание]/Институт всеобщей истории РАН, Центр гендерной истории, Институт философии РАН, Центр античной и средневековой философии и науки ; [Гл. ред. М.С. Петрова]. - Москва : Аквилон, 2014-./Вып. 6. - 2022. - 368, с. : ил., табл., цв. ил./Предисловие к переводу «Теофраста» Энея из Газы ; [Перевод «Теофраста» Энея из Газы] (Пред., пер. с древнегреч. и примеч. А.В. Серёгина). 9-33 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Enej-Gazskij/t...

Данный труд Энея Газского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Болгов Н.Н., Лопатина М.Ю. Письма Энея Газского//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. 15 (264). Вып. 43. С. 39-46. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Enej-Gazskij/p...

Григорий I Великий , Алкуин и Рабан Мавр . В этот период было написано множество специальных сочинений о Д., среди к-рых наиболее известны и авторитетны трактаты свт. Григория Нисского «Λϒος περ ψυχς κα ναστσεως» (Диалог о душе и воскресении) и «Περ κατασκευς νθρπου» (Об устроении человека), трактат Немесия Эмесского «Περ φσεως νθρπου» (О природе человека); 4-e Огласительное поучение свт. Кирилла Иерусалимского, главы 18-21 (Περ ψυχς) к-рого посвящены учению о Д., сочинение ритора VI в. Энея Газского «Θεφραστος διλοϒος τι οκ στιν νθρπων προβιοτ κα τι θνατος ψυχ» (Феофраст, или Диалог о том, что нет предсуществования людей и что душа бессмертна); Комментарии Иоанна Филопона на трактат Аристотеля «О душе» (In Aristotelis libros de anima Commentaria) и отдельные главы его же «Толкований на повествование Моисея о творении мира» (Τ ες τν Μωυσως κοσμοϒοναν ξηϒητικ - Ioan. Phil. De opif. mundi. I 10; VI 1-9, 22-26); 3 Слова прп. Анастасия Синаита об устроении человека по образу и подобию Божию (Sermones in constitutionem hominis secundum imaginem Dei) и 2-я гл. его же трактата «Οδηϒς» (Путеводитель); небольшой трактат прп. Максима Исповедника «Περ ψυχς» (О душе), его же 6-е Послание к Иоанну, еп. Кизическому, «Περ το τι σματς στιν ψυχ» (О том, что душа бестелесна) и 7-е Послание к Иоанну пресв. «Περ το κα μετ θνατον χειν τν ψυχν τν νοερν νρϒειαν κα μηδεμις ξστασθαι φυσικς δυνμεως» (О том, что и после смерти душа имеет мыслительную деятельность и не лишается никакой природной силы). Икона Божией Матери " Душеспасительница " . Сер. XIV в. (Галерея икон, Охрид) Икона Божией Матери " Душеспасительница " . Сер. XIV в. (Галерея икон, Охрид) Прп. Иоанн Дамаскин специально рассматривает учение о Д. и ее способностях во 2-й кн. «Εκθεσις κριβς τς ρθοδξου πστεως» (Точное изложение православной веры). Мелетий Монах посвятил учению о Д. последнюю (31-ю) главу трактата «Περ φσεως νθρπου» (О природе человека). Из сочинений лат.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Разве не то же ли слышал не раз Эней свыше, что и Авраам? – “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое ... и благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12:1-3). И разве не также очертил Анхиз [отец Энея при встрече их в царстве мертвых] Энею сужденную ему новую землю, как Господь Аврааму? … (Быт. 13:14-16; Энеида VI, 795-801). И разве, наконец, блуждание Энея на кораблях по морю и внимание голосу судьбы и знакам свыше не то же ли в своей глубине, что и странствия Авраама со стадами по пустыне, прислушивание к слову Господа и попытки постижения знамений? [“и сие будет знамение завета...” Быт. 17:11, ср. Быт. 9:12]. Море или пустыня, корабли или стада только уточняют акценты, но не ставят под сомнение единство “человека судьбы” и “человека Бога”, Энея и Авраама» . Понятно, – отмечает здесь Топоров, – что «один и тот же дождь или семя, упавшие на разную почву, дают разные плоды» . Эти плоды одного Божественного семени, одного и того же Божественного дождя и дали на одной почве Священство, на другой – Империю-Царство. Roma Aeterna Для нас, наследников Вечного Рима, понимание единого по существу происхождения, единства Божественного корня Священства и Царства особенно важно. Недаром академик Топоров в авторской Аннотации к так и неизданной по неизвестным мне причинам второй части «Человека судьбы», отмечает, что усвоение непонятых пока в полной мере уроков Вергилия и его героя – « одна из существенных задач русской культуры, более того – России, ее государственного разума и воли и общественной, гражданственной жизни». В Roma Aeterna встретились и навсегда слились воедино вера Авраама: – Аврам поверил Господу, и Он вменил ему веру в праведность (Быт. 15:6), – и верность Энея: – Одолела путь непосильный/ Верность святая твоя? От тебя и не ждал я иного. (Энеида VI, 687-688). Недаром, Верность – древнейшее божество Рима. С первых дней Города в нем был храм Верности. И пока вера и верность были основным фактором существования для «контрольного пакета» народа Римской Империи в каждой ее временной и пространственной ипостаси, Империя стояла несокрушимо.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/07/...

31. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и при утешении от Святого Духа умножались. Церкви же были в покое: общее замечание о внешнем и внутреннем состоянии христианских обществ в Палестине в это время. В Иерусалиме разразилось гонение на христиан по смерти Стефана, но с течением времени простерлось, вероятно, и на другие города и веси палестинские; по обращении же главного неистового гонителя ко Христу, гонение, вероятно, мало-помалу ослабевало и ко времени прибытия христианина Савла в Иерусалим совсем утихло по всей Палестине, и в Иудее, собственно, и в Самарии, где недавно с таким успехом проповедовалось Евангелие Христово, и в Галилее – колыбели христианства. – При внешнем мире – спокойствии от преследований – церкви палестинские назидались, преуспевали в христианском усовершенствовании и проводили богобоязненную жизнь. Вместе с сим они умножались, т.е. приращивалось число членов их (как Деян.6:1 ; Деян.7:17 ), при утешении от Св. Духа, конечно, духовном утешении, которое выражалось в каких-либо особенных знамениях благодати духовной и общем радостном настроении и направлении духа верующих (ср. Злат.). Без сомнения, особенным высшим утешением для верующих служили те необычные действия Духа, какие совершались руками апостолов; о двух таковых действиях – исцелении Энея и воскрешении Тавифы – дееписатель повествует вслед за сим. 32. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33. Там нашел он некоторого человека, именем Энея, который восемь лет уже лежал в постели в расслаблении. 34. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели своей; и он тотчас встал. 35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. Обходя всех: т.е. посещая христианские общества разных мест Палестины. Это – первое упоминание о подобных посещениях, указывающее на входивший уже в употребление обычай и, конечно, не одного апостола Петра, но и других апостолов. Посещения эти имели целью, без сомнения, утверждение веры членов церкви, расширение обществ обращением других членов, разрешение возникавших вопросов жизни и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В городе Лидде апостол Петр именем Господним сотворил настоящее чудо: Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Мы видим источник силы апостола Петра. При исцелении расслабленного, страдающего человека, Петр не говорит: «Я исцеляю тебя!» Слова его звучат вполне определенно: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос. Неизвестно, был ли Эней христианином до исцеления или нет. Вопрос этот имеет большое значение. В тексте, как мы видим, несчастный страдалец назван просто человеком, а не святым или учеником. Исцеляя его, посылая благодатную помощь и телесное здравие, апостол Петр не спрашивает о вере во Христа, а просто дарует ему благодатный дар исцеления. В этом проявляется прозорливость святого апостола, который видел готовность Энея к восприятию истинной веры. Сам же чудесный факт исцеления мог эту готовность только развить и вдохновить бывшего расслабленного на прославление имени Господа. При этом важно, что Петр возносил молитву Богу, надеясь на не свой апостольский дар, а на помощь Христа. Его благочестивый пример может многому нас научить. Как часто нам кажется, что мы сами в состоянии совершить что-либо, употребляя собственные силы. На самом-то деле, без воли Божией ничего в этой жизни не происходит. Сила Господа руководит всеми событиями и явлениями бытия. Мы много мним о себе и думаем, что можем сделать что-то сами, а ведь, по сути, все добрые деяния мы совершаем только при содействии Господа нашего Иисуса Христа. Потому-то мы всегда должны молиться и надеяться, что Господь не оставит нас в благих наших помыслах и устремлениях и устроит все так, как должно и лучше всего. Вот и с апостолом Петром было так же. Именем Спасителя в Лидде он совершил исцеление расслабленного, а в Иоппии ему довелось сотворить еще более удивительное и поражающее воображение чудо — воскресить из мертвых христианку Тавифу, которая была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Апостол Лука пишет: Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. Христиане местной общины очень скорбели и переживали по поводу смерти благочестивой ученицы Христовой. Все помнили ее отзывчивое, доброе сердце, готовое всегда прийти на помощь ближним. В ней не было зависти, недоверия к людям. Она жила праведно, благочестиво, как истинная христианка. Служила Богу и ближним своим рукоделием и иными славными деяниями. Когда она умерла, все преисполнились скорби, ведь Тавифа была еще так молода. Нам неизвестно, девицей или вдовицей она являлась. Вполне возможно последнее, потому что особенные благотворения она совершала именно для вдовиц, сочувствуя их нелегкой участи.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Деян 9:33. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в по­стели в рас­слабле­нии. Деян 9:34. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя  Иисус Христос;  встань с по­стели твоей. И он тотчас встал.  «Эней» — не видно, был ли он христианин до своего исцеления или нет. Вопрос этот не напрасный, как не напрасно далее исцеленная Петром Тавифа называется  «ученицей».  Греческое имя Энея дает заключить, что он был во всяком случае эллинист. Знаменательно, что, исцеляя расслабленного, Петр не спрашивает его о вере в Иисуса Христа, а прямо дарует ему исцеление, очевидно, или прозревая готовность его к этой вере, или питая надежду самым этим исцелением возбудить в нем веру. Деян 9:35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Го­с­по­ду.  «И видели его все»,  т. е. исцеленным, которого прежде знали расслабленным. Деян 9:36. В Иоппии находилась одна уче­ница, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.  Деян 9:37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и по­ложили в горнице.  «В Иоппии…» — ныне Яффа, древний торговый приморский город к северо-западу от Иерусалима. Деян 9:38. А как Лидда была близ Иоппии, то уче­ники, услы­шав, что Петр находит­ся там, по­слали к нему двух человек про­сить, чтобы он не замедлил при­йти к ним.  «Ученики…»,  т. е. христиане, опечаленные смертью столь добродетельной женщины. Для чего было посылать к Петру уже после смерти Тавифы? Очевидно, посылавшие питали некоторую, может быть, смутную надежду, что Тот, Кто воззвал и четверодневного Лазаря из гроба, может подобное же чудо совершить и опять через достойнейшего ученика Своего. Деян 9:40. Петр выслал всех вон и, пре­кло­нив коле­ни, по­молил­ся, и, обратив­шись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Деян 9:41. Он, подав ей руку, поднял ее, и, при­звав святых и вдовиц, по­ставил ее перед­ ними живою.  Деян 9:42. Это сделалось извест­ным по всей Иоппии, и многие уверовали в Го­с­по­да. 

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Исцеление расслабленного Уже в речи после исцеления хромого Петр подчеркивал, что апостолы совершили это исцеление не своей силой, а именем Иисуса Христа. В эпизоде, связанном с посещением города Лидды, Петр в самый момент исцеления объявляет имя Того, Кто совершает чудеса его руками: Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос ; встань с постели твоей (νστηθι κα στρσον σεαυτ). И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу ( Деян. 9:32–5 ). Петр уверен, что не он, а Иисус Христос через него совершает исцеление: он лишь инструмент в руках Иисуса. Лука обозначает Энея термином παραλελυμνος – расслабленный, парализованный. Этим же термином в его Евангелии обозначен расслабленный, которого исцелил Иисус ( Лк. 5:18 ); Матфей и Марк в параллельных повествованиях используют термин παραλιτικς – паралитик ( Мф. 9:2 ; Мк. 2:3 ). Речь идет о полностью парализованном человеке, лежащем на носилках. В эпизоде из синоптических Евангелий Иисус говорит расслабленному: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф. 9:6 ; Мк. 2:11 ; Лк. 5:24 ). Петр в рассматриваемом эпизоде произносит похожую фразу: νστηθι κα στρσον σεαυτ. Буквально она означает: «Встань и застели себе». Вероятно, эти слова содержат призыв собрать (застелить) постель, на которой расслабленный лежал и которая больше ему не нужна. Способность человека не только встать, но еще и собрать постель, свидетельствует о полном исцелении от паралича: приведены в движение и ноги, и руки. В евангельских рассказах об исцелениях нередко упоминается, сколько лет человек провел в том или ином состоянии: слепой из Евангелия от Иоанна не видел с рождения ( Ин. 9:1 ), расслабленный из того же Евангелия находился в болезни тридцать восемь лет ( Ин. 5:5 ), скорченная женщина из Евангелия от Луки имела «духа немощи» восемнадцать лет ( Лк. 13:11 ), кровоточивая женщина из трех синоптических Евангелий страдала от болезни двенадцать лет ( Мф. 9:20 ; Мк. 5:25 ; Лк. 8:43 ). Говоря в Деяниях о хромом от чрева матери, Лука не забыл отметить, что «лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления» ( Деян. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010