ГЛАВА ВТОРАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Характер молодого царя. – Морозов и Чистой. – Окончание дела королевича Вальдемара и Лубы. – Отпуск Стемпковского. – Извет на Нащокина. – Самозванцы: Ивашка Вергуненок и Тимошка Акундинов. – Распоряжение относительно Крыма. – Переговоры с Польшею о союзе против Крыма. – Посольства Стрешнева в Польшу и Киселя в Москву. – Печальное состояние народа в Московском государстве; тяжесть налогов; стремление отбывать от податей. – Женитьба царя на Милославской. – Ропот на отца царицы, Милославского, на Траханиотова и Плещеева. – Мятеж в Москве. – Судьба Морозова. – Никон. – Деятельность правительства после мятежа. – Уложение. – Меры против закладчиков, против табаку; изгнание англичан из внутренних областей. – Мятеж в Сольвычегодске, в Устюге. – Замыслы недовольных в Москве; новые обвинения против Морозова. – Мятежи во Пскове и Новгороде. – Никон в Москве; он отправляется в Соловки за мощами св. Филиппа. – Письмо к нему царя. – Никон – патриарх. Новый царь добротою, мягкостию, способностию сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большею живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению. Воспитателем его, как мы видели, был боярин Борис Иванович Морозов, проведший при нем безотлучно тринадцать лет. Молодой Алексей сильно привязался к своему воспитателю, и так как он тотчас по смерти отца лишился и матери (царица Евдокия Лукьяновна скончалась 18 августа 1645 года), то влиянию Морозова на государя и государство не было другого соперничествующего влияния. Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб не быть временщиком, чтоб не пользоваться своим временем для своих частных целей. Самое сильное влияние на дела после Морозова имел думный дьяк Назар Чистой, бывший прежде купцом в Ярославле. Что касается характера этого человека, то припомним из истории предшествовавшего царствования дело его с голштинскими послами, которое выставляет не в очень выгодном свете бескорыстие Чистого. Морозов и Чистой пользовались, как говорят, советами известного нам иностранного заводчика Виниуса: первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Антония в Галиче и Киприана в Киеве, причем причины, породившие эти явления, и в Грузии, и в России совершенно одинаковы... 16 Из слов свящ. М. Брека «даже до ныне (1767 г.) в тамошних местах (т. е. в Грузии) и еще кое–где находятся патриаршие метохи, «коими пользуется католикос» можно заключить, что кроме 1000 сел, подаренных первосвятителю иерусалимскому, в Грузии, во дни патриарха Uoahha III , принадлежали антиохийской патриархии и другие метохи, которыми во время М. Брека пользовался уже католикос. Предполагать же, что эти (последние) метохи составляли часть 1000 сел, перешедших к иерусалимской патриархии, было бы ошибочно, ибо патриархи св. града не только не выпускали из рук своих раз уже ими полученное, а, напротив, настойчиво добивались от грузинских царей дарования новых метохов (см. напр. Послание патриарха Досифея к царю Ираклию I – в магометанстве Назар–Алихану – стр. 8). А если это так, т. е. что имения антиохийской патриархии оставались в Грузии и после отчуждения в пользу иерусалимского патриарха указанных 1000 сел, то ясно: за католикосом должны были следить уже два игумена – игумен антиохийского патриарха и таковой же иерусалимского первосвятителя. 17 Примеры этого мы действительно и видим в истории. Когда, напр., национальное самосознание сербов и болгар стало усиливаться и эти маленькие государства обособились от постороннего вмешательства, то там именно с этого времени появляются первоиерархи, титуловавшиеся уже «патриархами», не смотря на энергичнее противодействие константинопольских патриархов (И. Ф. Каптерев. Власть патриаршая и архиерейская в древней Руси в их отношениях к власти царской и к приходскому духовенству – Богословский вестник, 1905 г., т. 1, стр. 663). 18 Г. Самуилов приурочивает жизнь и деятельность католикоса Мельхиседека к 16 веку, делая это якобы на основании известий Пл. Иосселиани, с чем мы, однако, не согласны. Правда, в 16 веке действительно жил католикос Мельхиседек, но, конечно, не тот, о котором у нас речь и о времени жизни которого г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий князь был неумолим: шестерых взятых под стражу приказал отправить в Москву, а оттуда на заточение в Муром и Коломну; прочих же обвиненных этим судом отдал на поруки, наложивши на них в уплату истцам и себе за их вину большую сумму в полторы тысячи рублей. Затем Иван Васильевич пировал у новгородцев, и эти пирушки тяжело ложились на их карманы: не только те, которые устраивали пиры для великого князя, дарили его деньгами, вином, сукнами, лошадьми, серебряною и золотою посудою, рыбьим зубом; даже те, которые не угощали его пирами, приходили на княжеский двор с подарками, так что из купцов и житых людей не осталось никого, кто бы тогда не принес великому князю от себя даров. По возвращении Ивана Васильевича в Москву, в конце марта 1476 года, приехал к нему новгородский архиепископ с посадниками и житыми людьми бить челом, чтоб он отпустил задержанных новгородцев. Иван Васильевич взял от них дары, но не отпустил взятых в неволю новгородцев, о которых они просили. Великокняжеский суд, произведенный на Городище, естественно понравился тем, которые были оправданы этим судом; это побуждало некоторых новгородцев явиться в Москву и также искать великокняжеского суда на свою братию. Издавна одним из важнейших прав новгородской вольности было то, что великому князю нельзя было вызывать новгородца из его земли и судить не в новгородской земле. Это право теперь нарушалось. Великий князь выслушивал новгородских истцов в Москве и отправлял в Новгород своих московских, а не новгородских приставов за ответчиками. В числе таких челобитчиков и ответчиков было двое чиновников новгородского веча: подвойский (чиновник по поручениям) по имени Назар и дьяк веча (секретарь) Захар Овинов. В Москве их разумели как послов от веча. Вместо того, чтобы по старине назвать великого князя и его сына (которого имя уже ставилось в грамотах как имя соправителя) господами, они назвали их государями. Великий князь ухватился за это, и 24 апреля 1477 года отправил своих послов спросить: какого государства хочет Великий Новгород, так как об этом государстве говорили в Москве приехавшие от всего Великого Новгорода послы.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

Но вот дочка стала подрастать, ей уже исполнилось полтора года, она прекрасная, жизнерадостная, очень веселая. И вот мы сидим и обсуждаем вопрос, а что же дальше? Назар настолько любит наших детей, что несколько раз поднимал тему: «Ну что, может быть, еще? Смотри, какая дочка прекрасная, и она же подрастает». В какой-то момент я просто согласилась с ним, сказала, что да, мы сильные, мы крепкие, пока еще молодые совсем. Если думаем, что может быть еще ребенок, то надо сейчас. Плюс появилась рациональная мысль, что из единственной младшей дочки мы рискуем вырастить очень избалованное создание, если не подарим ей брата или сестру. Через какое-то время мы поняли, что у нас будет еще малыш. Сейчас ему семь месяцев. Артём Как всех разместить Мы со временем пришли к совершенно удивительным навыкам размещения шестерых детей в одной комнате. У нас шестеро детей спят, учатся и играют в той комнате, которая была изначально нам выделена. Слава Богу, что муж мой с руками, и его папа научил многому. Они вдвоем смастерили кровать, которая освобождает пространство, притом, что стационарные спальные места есть у всех. Максим, Даниил, Арсений Мы с мужем в основном общаемся на крошечной кухне. Иногда родители уезжают и дают нам свою комнату. Когда старшие готовят уроки, мы следим за тем, чтобы младшие к ним не лезли. Пытаемся их отвлечь, увлечь. Хотя они, конечно, шумят. У нас повышенный уровень шума в квартире. Но тут мы с мужем едины во мнении, что навык отключаться от того, что происходит вокруг, не помешает во взрослой жизни. И в очередной раз скажу про помощь родителей. Они всегда очень ругали нас за наш выбор, но никогда не оставляли. Они раз или два в месяц могут нас отпустить куда-нибудь отдохнуть, провести время с друзьями. Так получилось, что дети учатся сейчас далеко от нашего дома. И родители помогают возить, забирать. То есть передо мной не стоит такого важного вопроса, как отвести или забрать старших… Сейчас я первую половину дня занимаюсь младшими — гуляю с ними, играю, рисую, вырезаю. Во второй половине дня переключаюсь на старших. Они приходят из школы, тут начинается делание уроков.

http://pravmir.ru/shestero-detej-vmesto-...

90 Так читал, как видно, и бл. Феодорит. Но в Вульгате, у Кастеллия и разных толковников читается, как и в еврейском. Блаж. Иероним показывает даже значение сих собственных имен – Голдай – значит: умоление Божие, Товия – благий Господень, Иедай – известный Господу, Халем – сон, Хен – благодать. 91 Так понимали сами Евреи. Ярхи, основываясь на Талмуде, говорит, что сии венцы были повешены на высоте, над окнами храма. У Розенм. Другие думали, что самые имена жертвователей были вырезаны на венцах. См. s. critic. t.IV р. 6938; Корнел. а Lap. 92 В Вефиль – от бэт – дом и эл – Господь. Вульгата: miserunt ad Domum Dei. Здесь нельзя разуметь города Вефиля, ибо жертвы приносили в храме Иерусалимском, священники жили при сем храме, да и пророки жили в Иерусалиме. Некоторые разумеют не город под Вефилем, а лицо. 93 Раввины, Ренигий и другие полагают, что послали прозелиты из Персов – вельможи царя Дария. Руперт, Лиран, Ватабль и др. – что это были Иудеи, жившие в Вавилоне и сопредельных ему областях. Халдейский перевод: из Вефиля; потому думают, что это были Иудеи, жившие в Вефиле. Наконец, иные полагают, что послы были посланы Иудеями, жившими вне Иерусалима в различных городах. См. у Кор. а Lap. 94 Аверсеер – царь, а в компл. изд. 70: Регем – царь; в Вульгате – Регеммелех, так же у Кастеллия. Евр. слово мелех, хотя и значит царь; но прилагается, иногда, к собственным именам; напр. Евимелех и т. п. 95 Годолия, сын Ахикама, был поставлен Навуходоносором после переселения большей части Иудеев в Вавилон, над Иудеями, оставшимися в земле Иудейской. Но, некто, Измаил из царского племени, умертвил Годолию в г. Массифе. Народ, боясь мщения Халдеев, убежал в Египет ( 4Цар. 25:22–26 ). 96 70, как видно, читали несколько иначе; слова: плакать ли мне (в евр. – от bbakhah flevit – плакал), – 70 производили от advenive, intrare – держать ли пост? Точнее: отделить ли, удержать ли себя; ибо евр. слово здесь – гинназер (от назар separavit, abstinuit) – значит, отделить ли себя, или воздержаться ли. Отсюда: Назорей – значит, отделенный от других, воздержанный. 70 это слово перевели – αγιασμα – святыня, разумея святой пост. В Вульгате – num quid flendum est mihi in quinto mense – должно ли плакать в пятый месяц?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Появление «Точного изложения» было глубоко знаменательным, завершая величайший и доныне единственный творческий период в развитии христианского богословия. Богословская мысль не умерла, конечно. Но пути ее изменились. С одной стороны, она как бы сосредоточилась в себе, уйдя в созерцательную тишину келий и пустынь и там осуществлялась в подлинной жизни мира; с другой – она оставалась действительным основанием жизни и знания для самого мира. Только мир сначала осознал ее односторонне в западном христианстве, потом, отождествив ложность этой односторонности с ложностью основания, отверг его и попытался идти своими путями. На самом деле он вернулся на старые проселочные дороги ереси: под новыми именами стал повторять давно отвергнутые лжеучения, их не узнавая. Примечания: К § 2. – Об Аполлинарии Лаодикийском см.: А. Спасский. Историческая судьба сочинений А.Л. Сергиев Посад, 1895; Lietzmann Apollinaris von Laodicca und seine Lehre. Texte und Untersuchungen. Tubingen, 1904; Наиск (Herzog). Realenzyclopedie fur protestantische Theologie und Kirhe.Ochobhым является классический труд проф. Я.Я.Глубоковского, см. еще работу Гурьева. К § 3. Дионисий Ареопагит De cael. hierarchia 2, 3; 4, 1; 7, 1; 15, 2; 18, 1; De есс1. hierarch. 1, 2; 3, 9; Dediv in. nomin. 1, 1; 4–6; 2, ос. 4 и 10; 4, 8 и 10; 13–35, 5, 4–5; 8; 6, 1; 7, 2; 9, 8–9; 11, 6; 13, 1–2; Epist. 1; 5; 9, 3.К § 4. Максим Исповедник Ad Thalassium Scholiae (Migne 90 col. 109, 121, 123, 126 сл.; 138 сл., 148, 150, 158 сл., 169, 189, 194, 196, 203 сл., 210 сл., 215,238,241,246,262); De Ambiguis (ib. 91, 189, 199, 206, 239, 257, 260, 277–280, 296, 436). 1 Развитие этих идей можно найти в работе Карсавина Л.П. «Апологетический этюд»//Путь. Париж, 1926. 2 Назореи (от др.-евр. «назар» – отказываться, воздерживаться) – в Древней Иудее проповедники-аскеты, давшие пожизненный или временный обет очищения перед Богом (см. Числ.6:2–21 ), заключающийся в том, чтобы не пить вина, не стричь волос, не входить ни в один дом, где находилось мертвое тело, и в целом хранить себя от осквернения духовного и телесного. В дальнейшем слились с ессеями (см. прим. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/sv...

К внутренним условиям организации суфийской духовной практики относится условие очищения и дисциплинированности сознания, то есть условия, которые должны устранить отвлечение и рассеянность сознания, поскольку на начальном этапе богопознания посредством растворения в Боге все-таки требуется наличие воли суфия. То есть суфий сознательно волевым свободным актом направляет свое внимание на объект познания, то есть на Бога. ‘Абд ал-Халик Гидждувани — это шейх, который умер в 1220 году, принадлежит к духовной родословной суфийского братства Накшбандия. Он разработал восемь принципов духовной практики, к которым впоследствии шейх Баха’ ад-дин Мухаммад ан-Накшбанд добавил еще три принципа, доведя их общее количество до одиннадцати. Я вкратце перечислю условия и принципы духовной практики суфийского братства Накшбандия: 1. «Вукуф замани» — временная остановка, для концентрации внимания, анализа своих мыслей. 2. «Вукуф адади» — остановка для исчисления, контроль за тем, как зикр, богопоминание, произносится нечетное количество раз, за один вдох и выдох. 3. «Вукуф калби» — сердечная пауза, это усилие по полной сосредоточенности суфия, всех его помыслов и мыслей на объекте познания, на Боге. 4. «Назар бар кадам» — это буквально «взгляд на ступни ног», — с целью удаления из сознания любых мыслей, которые могут отвлечь суфия от процесса богопоминания, от зикра. 5. «Хуш дар дам» — сведение ума в дыхание, это контроль за правильным совершением дыхания во время духовной практики. 6. «Сафар дар ватан» — путешествие по родине, а на самом деле это путешествие к Богу посредством прибытия к шейху, то есть от ученика-мурида требуется, чтобы он определенное время сподвижничал своему шейху-наставнику. 7. «Халват дар анджаман» — уединение среди людей. Суфии говорят, что существует два типа уединения: есть примитивный тип уединения — это когда человек удаляется в пустыню или запирается в комнате; а есть высший тип уединения — это когда человек, оставаясь среди людей, тем не менее отсутствует для людей и всем своим вниманием обращен к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

В расстоянии нескольких, аршин от дома, вдоль стены его, идет тот погреб, который в эту ночь должен быль сделаться человеческой могилой. С 7 или 8 часов вечера изба Фомина уже была наполнена людьми. Собравшиеся после церковных служб, песен, сопровождавшихся слезами и взаимным прощанием, спустились в погреб, и здесь общими усилиями началось приготовление могилы, Фоминым, при участии Федора Ковалева и Кравцова, было пробито отверстие в задней стене погреба, и затем все они трое с поспешностью начали рыть мину. Несколько часов длилась работа и, наконец, была готова небольшая комнатка (мина) таких размеров, что человек и вдоль, и поперек ее мог свободно поместиться в лежачем положении; мина была пяти аршин длины, столько же ширины и более двух аршин высоты в средней части, так как была сводообразной формы и в средней части ее человек мог стоять почти не сгибаясь. Раньше, чем была окончательно готова импровизированная могила, из дома Фоминых некоторые из оставшихся там спустились в погреб и здесь почти все, не исключая и Виталию, принимали участие в приготовлены могилы – кто рыл, кто убирал землю. Все были в большом волнении, и всех торопила Виталия. Пред роковым моментом все жертвы оделись в смертное платье. После общей похоронной службы, спетой всеми, первой вошла в приготовленную могилу Анюша с двумя детьми. Вообще в этом, беспримерном по своим ужасам, событии женщины были впереди и направляли дело. Когда вошли все участники, и готовился последним войти Федор Ковалев, уже в числе первых твердо решившийся умереть, то тут неожиданно возникло, некоторое недоумение. Фомин, который должен был заложить мину снутри, поколебался, боясь, как бы это действие не было равносильно наложению на себя рук; он усиленно, со слезами стал умолять Ковалева не входить в мину и заложить ее снаружи. Так как обстоятельство это вызвало неожиданную задержку, то Виталия дала распоряжение, чтобы Ковалев остался снаружи и закладывал мину. Таким образом в мину вошли девять человек: Назар Фомин лет 45, с женой Домной 40 лет и тринадцатилетней дочерью Прасковьей, Евсей Кравцов 18 лет, работник, в доме Фомина, Анюша Ковалева 22 лет с двумя дочерями – 4 лет и грудной, Елизавета Денисова 35 лет, родная сестра Виталии, старик Скачков, лет около 70, – отец Поли Младшей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И, сказав: «Да не увидит сейчас лица моего супостат мой!», повелел посадить его на коня и водить по всем русским полкам и, обойдя их, отдать его под охрану великому воеводе князю Дмитрию Палецкому Щереде, отрок которого взял царя в плен. И наказал воеводе утешить царя, чтобы тот не печалился, и ухаживать за ним, и держать его на свободе и в полном покое, чтобы только не убежал он или сам в тоске себя не убил, князей же его держать закованными в железо. Воина же русского, приведшего царя, и друзей его, немало одарив серебром и золотом из своей казны и раздав им нарядные одежды, отпустил он снова сражаться с казанцами. И радостно пошел тот с друзьями своими, получив богатую добычу из самодержцевой казны. И повелел царь великий князь воеводе, приставленному к казанскому царю, спросить того, не доносил ли кто-нибудь ему или казанцам из московских воевод или простых воинов и не посылал ли грамот. Царь же по слову воеводы быстро открыл кошелек, который носил на поясе у сорочки, и достал из него грамоту того злого воина Юрия Булгакова, написанную его рукой, и отдал ее воеводе. Воевода же принес ее самодержцу и прочел ему. Тот же сильно разгневался и повелел схватить его и крепко пытать его: им ли написана грамота? И не стал он нисколько запираться, но признался перед всеми: «Мое это дело, и мой грех вернулся ко мне, сделал же я это по своей воле за нелюбовь твою ко мне». И отдал его самодержец воеводе, дабы тот поступил с ним, как захочет. Воевода же предал его смертной казни и повелел сначала разрубить его секирой вдоль хребта, потом отсечь руки до мышек, потом ноги до колен, а напоследок отрубить голову, чтобы другие, увидев это, не совершали подобного. И лежал он у всех на виду три дня непогребенным на месте том, и, упросив воеводу, забрали его оттуда близкие его, и был он похоронен на Руси, у родителей своих. Так ведь везде случается с теми, кто доносит иноверным. Собирание всех убитых в Казани казанцев и русских воинов, очищение города. Глава 86 Когда же кончилась битва, и смолкли крики, и улеглось волнение, повелел царь великий князь искусным умельцам, объехав город, собрать в одно место и сосчитать, сколько убито казанцев и русских. И, быстро поездив, собрал всех и сосчитал рязанский воевода Назар Глебов, ибо был он умен и искусен в счете – таков, что за один час, недолго размышляя и не узнавая о численности войска, по тому, как движется войско и какой проходит путь, в мгновение ока мог сосчитать его численность. Сосчитал он и доложил: «Побито, – сказал он, – самодержец, более ста девяноста тысяч казанцев, детей и взрослых, старых и молодых, мужчин и женщин, и все это – не считая пленных, тех же число еще больше». Царь же покачал головою и сказал: «Воистину эти люди, дерзкие и неразумные, стойкими были и мужественными и умерли свободными, не покорившись моей воле». Русских же воинов, убитых казанцами во время всех приступов и в стычках во время вылазок, насчитали пятнадцать тысяч триста пятьдесят пять человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторичное пребывание Макария на Кавказе в 1668–1669 гг. было описано выше, и мы не будем сейчас возвращаться к этому сюжету. В истории грузинско-левантийских связей сопоставимое с Макарием место принадлежит иерусалимскому патриарху Досифею. Через 22 года после своей поездки в Грузию безвестным келейником из свиты Паисия Досифей снова появился в Закавказье уже как патриарх, в чьих руках находилось решение судьбы иверийских монастырей Палестины. 1700 Похоже, на этот раз он начал свой путь с Тбилиси, где картлийский царь Георгий XI внес основную сумму на выкуп монастырей. Свое путешествие Досифей описал не столь детально, как поездку Паисия, но несколько пунктов его дальнейшего маршрута установить можно. Летом 1681 г. патриарх был в Кутаиси, откуда выехал в Гурию. Где-то на границе двух государств Досифей встречался с имеретинской и гурийской знатью и духовенством, видимо побуждая их к пожертвованиям. В сентябре через Лазию и далее морем патриарх отправился в Стамбул. 1701 Активные контакты Досифея с грузинскими царями и католикосами продолжались и позже. Порфирий Успенский издал тексты пяти посланий патриарха в Грузию, составленных в 1699–1706 гг. Можно предположить, что это лишь малая часть переписки Досифея с грузинскими корреспондентами за время его 38-летнего патриаршества. К сожалению, нам недоступны остальные письма патриарха, если они вообще сохранились. Но и то, что дошло до исследователей, подтверждает типичный для Досифея глобальный размах и стремление вмешиваться во все церковные и мирские дела единоверных народов. Он пишет далеко не только о проблемах грузинских монастырей в Св. земле и недвижимости, принадлежавшей палестинским обителям в Грузии. Патриарх, несомненно, имел огромный духовный авторитет в Грузии, коль скоро католикос Нижней Иверии запрашивал его о допустимости династического брака правящих родов Мингрелии и Имеретии, состоявших в некоей степени родства между собой, а картлийский царь Николай (Назар Али-хан, 1688–1703 гг.), похоже, каялся перед ним в своем вынужденном вероотступничестве. Досифей готов был прощать и кровосмешение, и вероотступничество, требуя взамен широкую финансовую поддержку палестинских святынь и прекращение работорговли в Грузии. 1702

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010