Беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-летия по смерти его Архиепископ Никанор (Бровкович) 27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 29 января, в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца (11 февраля по н. ст.), он скончался. 50-летняя годовщина гибели поэта пришлась на неделю о блудном сыне. В тот день архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) произнес замечательную проповедь, посвященную возвращению заблудшего поэта в «объятия Отча», сопоставив его многомятежную жизнь и христианскую кончину. Александр Сергеевич Пушкин Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; (Лк. 15, 1–7, 11) . После чего Господь изрек притчу о блудном сыне. По независящим от нас обстоятельствам пришлось нам поминать заупокойным молением целых трех, самых великих наших писателей в день евангельского блудного сына: сперва Достоевского, затем Аксакова, а теперь вот поминаем раба Божия Александра Пушкина, великого нашего поэта, по исполнении пятидесятилетия со дня его кончины. И прекрасно, что в день блудного сына. Это наводит на знаменательнейшие сближения. Говори о мертвых хорошо или не говори ничего – это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого, впрочем, и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко религиозный народ – древние египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей-жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем пред трибуналом судей загробных, и только после такого суда согласно приговору судей-жрецов удостаивали умершего или же не удостаивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий по своему духу к духу христианскому.

http://pravoslavie.ru/2917.html

Большая часть полученных денег шла на различные взятки римским властям, на их согласие на повышение по служебной лестнице того или иного священнослужителя Храма. Любая должность в Иерусалимском Храме покупалась и продавалось. И хотя римские чиновники не имели право появляться на территории Храма, кроме «придела Соломонова», все сделки со смещениями, повышениями и понижениями, решались во дворце римского прокуратора, а такой важный вопрос, как назначение первосвященника, решался на уровне римского сената или даже самого императора. Коррупция царила на любой из ступеней священнического служения Ветхозаветной Церкви. Через храмовую казну отмывались деньги римлян и сирийцев, греков и египтян. Деньги довались в рост и под проценты. И вот, когда апостола Петра спросили: « Учитель ваш не даст ли дидрахмы? », он, не спросивши у Господа, находит свой ответ; вольно или нет, он (апостол Петр) втягивает маленькую общину Иисуса Христа и Его учеников, в коррумпированный шалман нечестивых сборщиков податей и их коррумпированных и проворовавшихся боссов. И далее мы читаем: Мф.17:25 . «Он говорит: да». Апостол Петр, за кого ты говоришь « да »?! От Чьего имени, даже не посоветовавшись, ты говоришь: « да »?! От ИМЕНИ Господа Иисуса Христа, Который и будет распят всеми этими, до мозга костей погрязшими в коррупции и воровстве, архиереями и старцами, ты говоришь: « да »?! По настоящему, всем этим книжникам и фарисеям было все равно, о чем учит и проповедует Иисус из Назарета; их смущало одно, что за Ним ходит много народа ( Мф.15:30 ; Мк.6:34; 8, 1; 9, 14 ; Лк.6:17; 6, 37 и т.д.). Они боялись, что их синагоги и Храм опустеют и доходы падут, именно поэтому и сказано, что любящие богатство погубили Иисуса. Сказано так: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (то есть богатые распяли Христа. – О.С.). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» ( Иак.2:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Большая часть полученных денег шла на различные взятки римским властям, на их согласия повышения по служебной лестнице того или иного священнослужителя Храма. Любая должность в Иерусалимском Храме покупалась и продавалось. И хотя римские чиновники не имели права появляться на территории Храма, кроме «предела Соломонова», все сделки со смещениями, повышениями и понижениями решались во дворце римского прокуратора, а такой важный вопрос, как назначение первосвященника, решался на уровне римского сената, или даже самого императора. Коррупция царила на любой из ступеней священнического служения ветхозаветной церкви. Через храмовую казну отмывались деньги римлян и сирийцев, греков и египтян… Деньги давались в рост и под проценты… И когда ап. Петра спросили: « Учитель ваш не даст ли дидрахмы? », и он, не спросивши у Господа, находит свой ответ; вольно или нет, он (ап. Петр) втягивает маленькую общину Иисуса Христа и Его учеников, в коррумпированный шалман нечестивых сборщиков податей и их коррумпированных и проворовавшихся боссов. И далее мы читаем: Мф.17:25 . «Он говорит: да…» . Ап. Петр, за кого ты говоришь « да » (?), от чеьго имени, даже не посоветовавшись, ты говоришь « да »? От ИМЕНИ Господа Иисуса Христа, Который и будет распят всеми этими до мозга погрязшими в коррупции и воровстве архиереями и старцами, ты говоришь ДА ?! По настоящему всем этим книжникам и фарисеям было все равно, о чем учит и проповедует Иисус из Назарета; их смущало одно, что за Ним ходит много народа ( Мф.15:30 ; Мк.6:34; 8,1; 9,14 ; Лк.6:17; 6,37 и т. д.. Они боялись, что их синагоги и Храм опустеют и доходы падут, именно поэтому и сказано, что любящие богатство погубили Иисуса. Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (т. е. богатые распяли Христа – О.С.). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» ( Иак.2:5–6 ). Все так называемые религиозные обвинения, которые синагога задним числом выдвинула против Иисуса из Назарета, не выдерживают библейской критики.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27: 57-66). Согласно римскому закону, тело казненного должно было висеть на кресте, пока не станет добычей птиц, но еврейский обычай требовал, чтобы труп преступника снимался вечером, после чего его погребали в нечистом месте. Видимо, так и произошло бы. Но казненный – Бог. И, конечно же, Господь не мог допустить осквернения Своей Святыни. Тот человек, который при жизни боялся назваться учеником Христовым, совершает на самом деле человеческий подвиг. Иосиф из Аримафеи пришел к Пилату просить Тело любимого Учителя. Трудно сказать, чем руководствовался Иосиф, когда шел к Пилату. Было ли это обычное проявление милосердия или нечто запредельное? Можно только предполагать, но, видимо, несмотря на тьму, в которую погрузился мир, сердце Иосифа принадлежало Иисусу. Это был героический поступок. В то время, когда толпы народные, израильская элита, буквально упивались ненавистью, показать себя учеником Христа, наверно, казалось безумием. И обратим внимание, что не Апостолы рядом с Господом, но ученики (Св. Иоанн Богослов называет еще Никодима) тайные, которые всех чудес не знали и обстоятельства жизни Христа для них были неведомы. Иосиф пришел не просто как ученик, но как родственник, потому что тело казненного, согласно римскому обычаю, отдавали родственнику, если он пожелает. Надо знать, что это времена Тиберия, когда казнили людей в больших количествах, и родственники боялись напоминать о себе, чтобы не подвергнуться той же участи. Но для Иосифа уже не существовало доводов разума, им управляло сердце, которого коснулось Царство Божье. В этот вечер Иосиф из Аримафеи прикоснулся Святая Святых, не будучи в скинии Завета, находящейся в иерусалимском храме. Обвивая пеленами своего Учителя и Бога, аримафейский последователь становился достоянием Вечности, исполнив закон совести и чести. Он не боялся исповедовать Христа Богом, причем это исповедь была действенна, в то время, как Апостолы прятались, боясь, что их объявят поджигателями храма. Истинная вера, таким образом, проявляла себя в активном действии.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

В апостольской проповеди Апостол Павел потрудился более всех Апостолов, как он сам свидетельствует: «Благодатию Божией есмь, еже есмъ, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех потрудихся» ( 1Кор.15:10 ). Словом своей проповеди Апостол Павел обращал ко Христу целые народы, устрояя Церкви Божии, насаждая веру. Апостолу Павлу принадлежат четырнадцать апостольских посланий, которые читаются за Божественной литургией. Нелегка была эта проповедь для Апостола Павла. Она сопровождалась многими скорбями. По его собственному признанию, он переносил беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии. «Я гораздо более (других Апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» ( 2 Кор.11:26, 23-25 ). Таким скорбным, узким, тернистым путем великий Апостол Павел искал на земле Царства Божия. И еще будучи во плоти, поистине нашел его: «Знаю человека во Христе…» ( 2 Кор.12:2-5 ). Великий Павел при всей высоте своего апостольского достоинства не скрывал свои немощи, говоря: «И чтоб я не превозносился…» В мрачном подземелье римской темницы Апостол Павел провел последние дни своей земной жизни… На холодном полу тюрьмы лежал великий труженик Евангелия. За всю свою многотрудную жизнь он не сберег никакого для себя достояния. Плащ и кожаные книги, которые по его просьбе доставил в темницу его ученик, святой Апостол Тимофей, — вот все его достояние. И теперь, проводя долгое время в тюрьме, он плащом прикрывал свое уже больное тело, изможденное и исхудалое, а душу свою питал словесами этой «кожаной книги». «Все меня оставили! — с болью сердца писал святой Апостол Павел ученику своему Тимофею из римской темницы. — Один Лука со мною» ( 2 Тим.4:16, 10 ). Только святой Лука, составитель Деяний апостольских и одного из Евангелий, делил с Апостолом языков, Павлом, его предсмертные дни и часы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В.В. Акимов Церковный строй в доникейский период Конфессиональный подход в изучении истории становления церковного строя Вопрос о церковном строе ранней христианской Церкви достаточно сложен. Его решению препятствует недостаток сведений, сохраненных источниками, а также отсутствие устоявшейся терминологии. Попытки решения этого вопроса зачастую имеют конфессиональный характер. Протестантские историки склонны подчеркивать демократический и харизматический характер раннего христианства, которое не имело, по их мнению, четкой организации и структуры. Например, Э. Ренан усматривал в жизни ранней Церкви процесс эволюции от демократизма к аристократизму, сопровождавшийся усилением церковной дисциплины, созданием четкой организации и иерархической структуры. По его мнению, духовенство, иерархия постепенно заменяли собой Церковь , что позволило противостоять всем внутренним распрям, выстоять в борьбе с гностиками и другими еретиками 178 . Важно понимать, что все протестантское учение имеет полемическое измерение. Протестанты боролись с недостатками церковной жизни, которые существовали в Римско-католической Церкви в средние века. Римская Церковь несколько преувеличивала роль иерархических служений, лишив мирян активного участия в жизни Церкви 179 . Православная Церковь , как и Римско-католическая, учит о божественном установлении иерархических служений, об особом благодатном характере священного служения, дар которого преподается в Таинстве Священства. Важнейшим отличием католического взгляда на церковное устройство является признание особой роли в Церкви римского первосвященника. Три степени священства в Новом Завете. Древние епископы В тексте Нового Завета встречаются наименования всех трех степеней иерархического служения. Термин «епископ» встречается в нем четыре раза (исключая 1Пет. 2:25 , где епископом называется Христос). Деян. 20:17, 18, 28 : «Из Милета же послав в Ефес, он призвал пресвитеров Церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: ...Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». В этом отрывке апостол Павел, обращаясь к пресвитерам, называет их блюстителями, т. е. епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В г. Филиппах Апп. Павел и Варнава по приказанию начальства города были посажены в темницу, предварительно избитые палками ( Деян.16:19–23 ). К своим действиям против Апостолов начальство вызвало возмутившуюся чернию; но на другой день оно одумалось, признало, нужно полагать, свои распоряжения учинением насилия Апостолам и потому прислало в темницу приказание – освободить Павла и Варнаву. Получив позволение оставить темницу, Ап. Павел приказал передать начальству города, что они из темницы не выйдут без явного от начальства оправдания себе в их невинности: «Нас, –говорит Ап. Павел, – Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть прийдут, и сами выведут нас». Узнав об этом, говорится в книге Деяний Апостольских, воеводы испугались, услышав, что это римские граждане. И придя, извинились перед ними и выведя, просили удалиться из города ( Деян.16:36–39 ). Ссылаясь таким образом на закон и суд, на свои права римских граждан, Апостолы защищались теми средствами, которые, будучи сами по себе честны, благоприемлемы и справедливы, принадлежали самой среде «внешних» и, следовательно, требовали оказательства уважения к себе во имя общечеловеческих прав личности. Еще с большей и, так сказать, совершенной полнотой пользования средствами защиты, находимыми у самих «внешних» как добрые и благоприемлемые, Ап. Павел сохранил свою личность в Иерусалиме, когда, схваченный иудеями, он освобожден был вмешательством римской власти из рук иудеев и спасен был от побития камнями. Тысяченачальник римского гарнизона, видя неистовство иудеев, требовавших «истребления такого», взял Ап. Павла под свою охрану; но думая, что Ап. Павел в чем-нибудь виноват и желая допытаться от него якобы истины, велел «бичевать его ремнями». «Но когда растянули его ремнями, – говорится в кн. Деяний Апостольских, – Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» Испугавшись такого открытия и заявления Ап. Павла, сотник поспешил донести об этом тысяченачальнику, который, пришедши в страх за свое беззаконное распоряжение, не только освободил Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В Дамаске Савла нашел ученик Христов по имени Анания. Сам Господь Иисус Христос, явившись Анании, сказал, где найти Савла, и повелел исцелить его. Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом, — приветствовал Анания бывшего гонителя христиан. Телесная слепота — знак духовного ослепления неумеренного ревнителя иудейства — тут же спала, и Савл принял святое крещение. Побег из Дамаска      Несколько дней провел Савл в Дамаске, проповедуя, что Иисус — Сын Божий. Местные иудеи, услышав это, решили убить его. Заручившись поддержкой правителя Дамаска, они хотели подстеречь Савла у ворот города, но христиане спустили будущего апостола Христова по стене в корзине и спасли его от преследователей. Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников (см.: Деян, гл. 10–11)    Важным событием в жизни Церкви стало крещение римского офицера — сотника Корнилия со всеми его домашними. До этого к Церкви Христовой присоединялись преимущественно иудеи. Они верили, что в Иисусе исполняются древние пророчества, данные Богом их предкам. Но пришло время Церкви явить свет к просвещению язычников (Лк 2, 32). Сотник Корнилий жил в Кесарии. Он был благочестивым человеком и верил в Единого Бога. Его положение римского воина не позволяло ему принять веру иудеев и соблюдать закон Моисеев, но он часто искренне молился Богу и творил милостыню. Однажды ему явился Ангел Божий и повелел найти Симона Петра. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой, — сказал Ангел. Корнилий тут же отправил слуг в город Иоппию, где, как указал ему Ангел, в доме Симона Кожевника находился апостол Петр. В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, апостол Петр молился на крыше дома. Он проголодался, но пока готовили пищу, Петру было видение: с небес опустилось большое полотно, привязанное за четыре угла. В нем находились разные животные, пресмыкающиеся и птицы. И был к нему голос: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр, видя, что всех этих зверей запрещает есть закон Моисеев, сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда голос сказал ему вновь: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Так было три раза, и потом полотно было поднято на небо.

http://pravoslavie.ru/104478.html

В период, предшествовавший воплощению Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, благодаря военным заслугам Александра Великого повсеместно устанавливается власть Римской империи (языческая монархия). Рим в это время славится достижениями в области права, искусства, образования. После пришествия Иисуса Христа последователи Его, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, идут на мученичество. Этим они свидетельствуют свою веру в будущее Царство Небесное, т. е. предпочтение небесного земному, и благодаря этому они удостаиваются величайшего дара от Бога — православного царя. Обращается первый римский император — св. равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом прекращаются гонения на христиан, им даруются законные права. Через помазанного Духом императора — царя им открывается дорога от земного (теперь православного) царства в Небесное. Византия достигает высочайшего уровня морали. Византийская культура до сих пор остается недосягаемым образцом. В этот период истории находим бесчисленные примеры самопожертвования и милосердия, святость наблюдается во всех слоях общества, расцветает монашество. Это время славится также изобилием святых мощей и чудотворных исцелений. Все это плоды устроения Божия. Святой Филарет Московский пишет: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее! «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23), — сказал Господь Петру. От Господа подаются царю власть, сила, мужество и мудрость. Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога» , необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1); «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13:4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2991...

В притчах Иисуса термин δολος («раб», «слуга») встречается многократно – как в единственном, так и во множественном числе. Рабы, или слуги, являются героями в общей сложности двенадцати притч: о пшенице и плевелах ( Мф. 13:27–28 ), о немилосердном заимодавце ( Мф. 18:23, 26–28, 32 ), о злых виноградарях ( Мф. 21:34 ; Мк. 12:2, 4 ; Лк. 20:10–11 ), о брачном пире ( Мф. 22:3–4, 6, 8, 10 ), о благоразумном рабе/домоправителе ( Мф. 24:45–46, 48, 50 ; Лк. 12:43, 45–47 ), об ожидании хозяина дома ( Мк. 13:34 ), о бодрствующих слугах ( Лк. 13:37 ), о званых на вечерю ( Лк. 14:17, 21–23 ), о талантах ( Мф. 25:14, 19, 21, 23, 26, 30 ), о блудном сыне ( Лк. 15:22 ), о рабах, ничего не стоящих ( Лк. 17:7, 9–10 ), о десяти минах ( Лк. 19:13, 15, 17, 22 ) 168 . Термин δολος встречается в прямой речи Иисуса и за пределами притч, например в словах, обращенных к ученикам: Ученик не выше учителя, и слуга (δολος) не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его ( Мф. 10:24–25 ). Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою (δικονος); и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (δολος) ( Мф. 20:26–27 ; Мк. 10:44–45 ). Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:15 ). Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше ( Ин. 15:20 ). Время земной жизни Иисуса совпало с наивысшим расцветом рабства в Римском государстве. Если на раннем этапе существования Римской республики рабов было относительно немного, то в результате завоеваний периода поздней республики их количество расширилось во много раз – прежде всего за счет военнопленных, которых не убивали, а обращали в рабство. Превращение республики в империю, произошедшее в 27 году до Р. Х., при Октавиане Августе, способствовало дальнейшему развитию института рабства. Общее количество рабов на территории Римской империи времен Иисуса оценивается по-разному: в одной Италии их было, как принято считать, два-три миллиона, и соотношение рабов к свободным оценивается как 1 к 2 или 2 к 5 169 . При этом за пределами Италии, в том числе в Израиле, рабов было значительно меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010