1210 ...король велел вызвать к себе своего племянника Хильдеберта, чтобы вместе с ним послушать этих людей... – Как справедливо подметил Р. Латуш (Т. 2. С. 110. прим. 39). король Гунтрамн действовал ловко, заставляя своего молодого племянника Хильдеберта удостовериться в связи австразийской знати с узурпатором Гундовальдом. 1211 ...король Гунтрамн, вложив в руку короля Хильдеберта копье... – Как символ власти. Первоначально – атрибут Вотана, бога войны и мореплавания у германцев. 1213 ...он сказал, чтобы он никоим образом не верил епископу Эгидию и не приближал его к себе... – См. кн. VII, гл. 14, В самом деле, предупреждение короля Гунтрамна было оправданно, так как епископ Эгидий, как это выясняется из рассказов Григория, поддерживал дружественные связи с королем Хильпериком, а позже был замешан в заговоре австразийской знати против короля Хильдеберта II и его матери, королевы Брунгильды. См. кн. X, гл. 19. 1214 ...в начале великого поста... – Т. е. в феврале 585 г. В подлиннике: quadragesima – четыредесятница (Великий пост). 1217 Собравшись около Комменжа – В латинском тексте игра слов: Convenitur ad Convenas, непередаваемая в русском языке. 1219 Не ты ли тот, которого... остригали и выгоняли? – Так как король Хлотарь не признавал Гундовальда своим сыном. О Гундовальде см. кн. VI, гл. 24. 1220 Король Хильперик и сыновья его умерли, остался только один младенец. – Неточность: в 582 г., когда Гундовальд поднял мятеж, Хильперик был еще жив (см. кн. VI, гл. 24). Младенец – это последний сын короля Хильперика и Фредегонды, Хлотарь II (см. кн. VII, гл. 7). 1222 ...взял с нею клятву у двенадцати святынь... – Число двенадцать у христиан считалось священным. Ср.: двенадцать апостолов. 1223 Гунтрамн же, забыв о клятве и о своем обещании... – Имеется в виду герцог Гунтрамн Бозон. См. кн. VI, гл, 24. 1224 ...спросите Радегунду из Пуатье и Инготруду из Тура... – Радегунда, вдова Хлотаря I, жила тогда в основанном ею монастыре в Пуатье. Инготруда (Ингитруда), мать Бертрамна, епископа Бордо, из королевской семьи, тоже основала монастырь, но в Type, где и жила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Талалай Михаил Григорьевич Первая на русском языке монография, посвященная Святому Эгидию (VII-VIII вв.), чтимому на Западе подвижнику, выходцу из Византии. Его культ, первоначально возникший в Южной Франции, широко распространился в Европе и приобрел развитую агиографию, иконографию и гимнографию. Представлены средневековые Жития, на латинском языке и в русском переводе, а также история и формы почитания преподобного отшельника, в особенности в Италии. Книга историка М.Г.Талалая - итог его пятнадцатилетней работы в архивах и библиотеках Италии и России. Она представляет собой уникальную " энциклопедию " русской церковной жизни на Апеннинах во всех ее аспектах - историческом, политическом, художественном, биографическом, бытовом. Церковное присутствие России представлено с его истоков, с учреждения посольских и миссийных храмов в конце XVIII в., через инициативы оседлых представителей дореволюционной элиты, а также курортников и паломников, и до деятельности эмигрантов, включая их самую последнюю " волну " на рубеже XX-XXI веков. В Приложениях впервые публикуется ряд архивных материалов - в первую очередь, подробнейший " Журнал " строителя посольской церкви во Флоренции, маститого протоиерея Владимира Левицкого. Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/735958

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Эгидий Провансальский, Гардский, прп. - житие Эгидий Провансальский (721). В Католической Церкви включён в состав «Четырнадцати святых помощников», почитающихся как единая группа со времен эпидемии чумы 1346-1349 г. Имя (франц. Жиль, испан. Хиль) происходит от греческого " эгио " - " козья шкура " ; так позднее называли щиты, общитые шкурой, в том числе " эгиду " - щит мифической Афины; " эгидиос " - " щитоносец " . Легендарный провансальский отшельник, ок. 680 г. основавший (возможно, при поддержке короля вестготов Вамбы) монастырь близ устья Роны. Позднее монастырь стали называть его именем -Сен-Жиль. Находилась обитель на дороге, по которой паломники шли в Кампостеллу к мощам ап. Иакова, почему пользовалась она большой известностью. Легенда об Эгидии, чрезвычайно популярная в Средние века, гласила, что он был грек из Афин (замечательно, что один из величайших святых Запада, вполне " православный " и в самом узком, культурном смысле слова), прославился на родине своей благотворительностью и уехал от людской славы в Марсель, поселился отшельником в лесу около устья Роны. Его кормила молоком олениха, охотясь за которой на отшельника наткнулся готский вождь. Другое предание говорит, что Эгидий был духовником Карла Великого, но однажды король постыдился исповедовать тяжелый грех. На следующий день во время мессы ангел передал Эгидию свиток, на котором был написан грех Карла и сказано, что грех будет прощен через заступничество святого, если король покается и никогда не совершит более этого греха. Любопытно, что автор жития сообщает, что святой мягко попенял королю, но не уточняет, покаялся король или нет, - характерное для мифологическая сознания безразличие к конкретному факту, к личному поступку (историки вообще сомневаются во всех преданиях об Эгидии, признавая, впрочем, что в VI-VIII вв. мог быть отшельник с таким именем, о котором позднее монахи сочинили красивые истории). Умер Эгидий в воскресенье 1 сентября, и летописец удачно выразился, что " мир остался печалиться о его телесном уходе, а Небеса возрадовались о его блаженном прибытии " . Известно, что всегда меньше грустит тот, кого провожают, потому что предвкушает нечто новое. Правда, чаще на похоронах ощущение, что это мы, оставшиеся жить, продолжем путешествие вперед, в будущее, а покойник остановился и постепенно исчезает за нашей спиной, но святой уж тем и отличается, что его даже смерть не ввергает в состояние покоя, это мы рядом с ним чувствуем себя обломовыми.

http://pravicon.com/info-3608

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Очень многое зависит от каждого Когда сокрушен будет последний рог, под которым Даниил понимает антихриста, тогда откроется царство святых, тогда потечет огненная река, и святые во главе со своим Господом сядут судить живых и мертвых. То есть, по откровению Книги пророка Даниила представляется, что сейчас время – это время Римской империи, хотя Римская империя давно отжила свое. Правда, историческая судьба Римской империи продолжалась значительно дольше, чем ее политическая кончина. Потому что и Византийская империя претендовала на то, чтобы быть наследницей Римской империи, они так и называли себя, даже в XIV веке, ромеями. Империя Карла Великого претендовала на то, чтобы так называться: он короновался короной римских императоров. Созданная им Священная Римская империя, юридически просуществовавшая буквально чуть ли не до конца Нового времени, – это тоже попытка исторически продлить существование исторической Римской империи. И в этом плане ничего удивительного нет. По мысли Откровения, Римская империя – это эпоха от прихода той империи, в которой родился Иисус Христос, до нынешнего дня, – это все продолжающаяся Римская империя. Потому что владычество той системы ценностей, которая была явлена в Римской империи, явлена в Европе, и все власть, которая разливается в мире, власть европейская, именно римская, со своим юридическим отношением к жизни и римской, европейской системой ценностей. И эта цивилизационная модель будет существовать до прихода Иисуса Христа. И последнее. Хотелось бы прочитать одну-единственную строчку из 8й главы: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве, и укоренится сила его, хотя и не его силой, и он будет производить удивительные опустошения, и успевать, и действовать, и губить сильных и народ святых». Понятно, что речь идет об антихристе. Но важно отметить, что только тогда придет конец последнего царства мира, когда отступники исполнят меру беззаконий своих. Вот это важно понимать. Не от воли антихриста зависит, когда ему прийти в мир, а от воли отступников, когда люди именно волевым решением отрекаются от Бога и встают на путь безбожия, когда люди свидетельствуют и проповедуют в своей жизни, что никакого Бога нет. Они живут так, что нет ни Бога, ни Царства Небесного, ни вечной жизни. И такой своей жизнью, этими своими поступками они пребывают в том, что по-гречески называется апостасией – отступлением от Бога. И вот когда эти отступники своей злой воли дойдут до последней черты, вот тогда и придет тот царь великий, самый великий отступник, который будет в истории человечества.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/10...

Закрыть itemscope itemtype="" > 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 421 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

Римское право не имело богооткровенного источника, однако такие важнейшие нравственные категории, как честность, справедливость, точное исполнение обязанностей и др. не могли не запечатлеться в основных его установлениях. Любой человек имеет в себе образ Божий. Совесть (со-весть; со-вестник) — голос Бога в каждом из нас. Св. ап. Павел писал в Послании к римлянам: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона написано у них в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” (Рим. 2, 14–15). Всякий общественный хаос, нестроения, непокорность и произвол противны Божественной воле. Основанное на естественных человеческих началах римское право было эффективной системой законов, обеспечивавших общественный порядок и права граждан. В нем, как и в древнееврейском праве, содержатся законы, которые запрещают убийство, кражу, грабеж, подлог, беспорядки и проч. Вместе с тем, и по духу и по букве Синайское законодательство, имеющее сверхъестественный богооткровенный источник, превосходит римское законодательство. Основанием Синайского законодательства является заповедь любить Бога, Который есть высший источник порядка в обществе. Нравственный и правовой строй должен быть подчинен Божественному закону. Поэтому в еврейском праве нет дифференциации между религиозно-обрядовыми, нравственными, юридическими нормами. Все они составляют единый Божий Закон, все установления которого направлены на то, чтобы человек не уклонялся от воли Бога и был угоден Ему. Если оценивать римское право с этих позиций, то легко увидеть, что законы языческого общества узки и формальны. Они не ведут человека к совершенству, а направлены лишь на поддержание правового порядка. Итак, в рассматриваемый нами период в Израиле действовали две юридические системы, что, естественно, порождало немало трудностей в силу их принципиальных отличий. Евреи были под властью римлян. Следовательно, прокуратор (представитель кесаря), с одной стороны, руководствовался законами империи. С другой стороны, традиционные учреждения израильского общества сохранялись, хотя и были ограничены в своих возможностях. Для них значимо было Синайское законодательство. Если совершалось преступление, за которое полагалась смертная казнь, то синедрион выносил соответствующий приговор. Возникала трудная ситуация. Как мог прокуратор утвердить смертный приговор, когда римское право не рассматривало как преступление многое из того, что влекло у евреев казнь? Как идолопоклонник Понтий Пилат мог бы утвердить смертный приговор, вынесенный синедрионом за изготовление идолов, поклонение им или за совращение кого-либо в языческое нечестие?

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

Mamф. I, 18–25 ; Лyk. II, 1–7 . Рождество Господа нашего Иисуса Христа было так. Когда Мария возвратилась из Хеврона в Назарет, то должна была открыть Свою великую тайну Своему обрученнику Иосифу. Он, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее от себя. Это можно было сделать, выдав Марии формальную разводную записку в присутствии только двух свидетелей. Но когда он помыслил о разводе с Марией, то ему явился во сне ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Все это случилось для того, чтобы исполнились слова, сказанный Господом чрез пророка: «Се дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень, и принял Марию в дом свой, как жену свою. В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление переписать народ по всей земле, чтобы знать, сколько людей находилось под властью римского императора. В других, подвластных римлянам, странах было достаточно, чтобы, исполняя повеление римского императора, каждый внес в общий список жителей какого-либо города или деревни свое имя и фамилию. Но евреи всякий счет своего народа считали грехом и могли допустить перепись только под условием, чтобы всякий пошел в место жительства колена, из которого происходил, и записался там, где жили его предки. Так как Иосиф происходил из дома и рода Давидова, а Давид родился и жил первоначально в Вифлееме, то, чтобы исполнить повеление римского императора, Иосиф и отправился туда и взял с собою Марию. Путь был длинен и утомителен, – на него нужно было употребить по крайней мере три дня. Зимнее время года, если бы даже зима в Палестине и не отличалась такою суровостью, как в других странах, могло только увеличивать трудности путешествия. Когда Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, то остановились в так называемом «хане», или большом огороженном дворе, где вместе с людьми помещались и животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

В основе римско-католического учения об удовлетворении лежат взятые из человеческих отношений представления о справедливости, обеспечивающей социальные интересы. Согласно принципам такой справедливости, ущерб должен быть возмещен, долг уплачен и т. п. Католики и смотрят на удовлетворение как на «средства обеспечения интересов Бога» 537 . Между тем к Богу и Его справедливости эти понятия не приложимы. Богатый милостью Бог не защищает «Своих интересов» и не требует никакой компенсации от грешника, обратившегося от пути греха. Это было известно еще ветхозаветным людям: И беззаконник, – говорит пророк Иезекииль, – если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет ( Иез.18:21–22 ). Вся книга Иова является отрицанием перенесения принятых в человеческом обществе представлений на правду Божию. Ярким свидетельством того, что справедливость Божия не похожа на справедливость человеческих отношений, является притча о работниках, получивших равную награду за неравный труд. И от блудного сына отец не потребовал удовлетворения, хотя тот сам просил взять его в наемники. Покаянное чувство после Исповеди должно не только сохраняться в человеке, но и усиливаться, согласно смыслу слов заключительной молитвы этого Таинства: «подаждь ему образ покаяния», – и сопутствовать человеку всю его жизнь, так как Исповедь – это вовсе не конец покаяния. Но подвиги, вытекающие из стремления загладить грех , – молитвы, слезы покаяния, епитимии по православному пониманию отнюдь не являются удовлетворением. Значение всего этого нравственное. Римско-католическое учение о чистилище Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая церковь признает еще чистилище – место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земной жизни грехи. То, что происходит в чистилище, является не столько очищением от грехов, сколько уплатой Богу долгов за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В послании к Галатам мы читаем следующие слова св. апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать не язычникам, а «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языческом Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил в Риме и, следовательно, не занимал в нем епископской кафедры, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого Апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю видеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви, однако епископом в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том шипеть, «поданной (ему) от Бога благодати – быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Полноправными гражданами были прирожденные римляне, обладавшие правом голоса на собраниях народа и несшие государственные обязанности; военную службу обязан был пройти всякий римлянин. Многие рабы, приобретя свободу, могли купить себе и право римского гражданства: оно ставило их под защиту римского закона и давало некоторые преимущества, однако, не давало права участвовать в голосовании. Служба в войске вознаграждалась по окончании ее земельным наделом и правом римского гражданства. Эти имущественные награды давались обычно в провинциях и колониях для заселения их римскими гражданами. Такой колонией в Македонии был город Филиппы. Ап. Павел, гражданин города Тарса, родился в римском гражданстве. В то же время, арестовавший ап. Павла в Иерусалиме римский сотник купил гражданство за дорогую цену. Все рабское население, как Рима, так и его империи, не пользовалось никакими правами. И только христианская проповедь апостола Павла и других апостолов установила духовное равенство – равноценность перед Единым Богом всех вообще людей, как римлян, так и эллинов, как варваров, так и скифов, как свободных, так и рабов. 2. Духовное состояние мира к началу нашей эры В течение всей истории человечества, начиная от грехопадения первых людей, лучшие, одухотворенные сыны каждой эпохи не переставали ожидать рождения Мессии, Царя, Искупителя от греха и смерти. Таковым был, например, Мелхиседек, царь Селима, который, встретив Авраама, благословил его, как отца многочисленного народа, из которого должен родиться «Первосвященник святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес...» ( Евр. 7:1,26 ). Таковыми людьми были все ветхозаветные пророки – они предсказали рождение Христа. Наконец, таковыми были некоторые философы и поэты древнегреческого и римского мира, о которых св. апостол Павел сказал в Афинах: «От одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им и живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» ( Деян. 17:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010