Августина ; старался восстановить ее доминирующую роль в западнохрист. богословско-философской мысли, вместе с тем полагал возможным сочетать августинизм с рядом аристотелевских идей в их неоплатонической интерпретации, как она представлена в араб. философии - в учении Ибн Сины , в «Книге о причинах» (анонимного автора, откомментированные выдержки из «Начал теологии» Прокла Диадоха ). Исходным пунктом метафизических построений Г. Г. является идея сущего как такового, бытия (ens, res, aliquid), виртуально содержащая в себе и все последующие объекты его философских размышлений (Quodlib. IX q. 3c). В широком смысле эта идея включает воображаемое сущее (res secundum opinionem), существующее исключительно в разуме и потому являющееся лишь «минимально сущим» (ens diminutum) (Summa theol. a. 221. q. 4), и истинно сущее (res secundum veritatem), существующее или могущее существовать в реальности. Последнее, являясь собственным объектом метафизики (proprium ens metaphysicum), подразделяется на необходимо сущее, или само бытие как таковое (ipsum esse), т. е. Бога, Который не может не существовать, и сущее, обладающее случайным бытием, т. е. творение. Сотворенное сущее делится в свою очередь на субстанции, существующие самостоятельно, и акциденции, способные существовать лишь в чем-то ином (как, напр., абсолютные акциденции: качество и количество) или по отношению к чему-либо иному. Истинно сущее (к-рое может быть в свою очередь как действительным, так и возможным) отлично от воображаемого сущего обладанием через причастие Божественным идеям (т. е. содержащимся в Божественном уме вечным архетипам) эссенциальным бытием, «бытием сущности» (esse essentiae); действительное сущее отличается от возможного (потенциального) сущего обладанием экзистенциальным бытием, «бытием актуального существования» (esse existentiae actualis). Согласно Г. Г. (и вопреки Фоме Аквинскому и Эгидию Римскому ), различие между сущностью и существованием хотя и не является чисто логическим, не имеет реального статуса.

http://pravenc.ru/text/162141.html

(пр. 145. 151–153). О хронологических и исторических ошибках Василия см. Историю ересей Руднева, стр. 194. 195. 304 Известно, что Римская Церковь , со времени Григория Великого или Двоеслова, приняла за правило петь аллилуия в Пасху, во славу Воскресшего, тогда как Греческая Церковь никогда не принимала сего правила. Так и в Соборном уложении п. Филарета обыкновение петь аллилуия в Пасху поставлено между латинскими обычаями (Соловец. ркп. 1907–1911). Относительно Сербии известно, что в 1308 г. Папа Климент V а) писал к Урошу, королю сербскому, чтобы он содержал в чести епископа сауцинского, б) предлагал в письме римское исповедание веры, какое Урош должен был произнесть; причём писал: «по настоятельному твоему прошению, мы посылаем к тебе достопочтенных братьев наших Эгидия, патриарха градинскаго, и любезных сыновей из Ордена проповедников, Артемизия из ордена Миноритов... для выполнения всего... и ты не преминешь украсить свое славное имя исповеданием католической веры»; в) к самому Эгидию писал между прочим, что совершение Литургии на квасном хлебе до времени можно терпеть в Сербии; г) наконец, дал дозволение признать побочного сына Урошева законным сыном, коль скоро Урош выполнит предложения Папы (Иностр. Акт. т. 2, 8–13). В 1364 г. Людовик, король венгерский, послал иеронимлян в Банат обращать славян к Папе, и в 1365 и 1366 г. принуждал болгаров к тому же оружием. Добровский Glagolitica, 2 изд. Ганки. 305 Послание Димитрия в ркп. Гр. Толстова, по опис. 1, 116. 2, 254. Синод. ркп. 446. Тот же Димитрий писал к Геннадию из Рима о белом клобуке. В ркп. называют его то Димитрием Греком, то Димитрием Старым. Но Греком назвали его с тем только, чтобы придать важность посланиям его. А он просто был Димитрий Герасимов-толмач, учился в Литве, знал язык латинский, был при посольствах у короля датского, шведского, в Пруссии, Вене и Риме. Но был и легковерен (Pauli lovii de Logatione р. 6, 9.). Димитрий писал к Геннадию: «Велел ми еси, Господине, отписати к себе о трегубном ал ил уия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оба пытались проводить самостоятельную политику при поддержке папства. В 1253 г. патриархом был назначен венецианец Панталеоне Джустиниани. В условиях опасности для существования Латинской империи папа Римский был вынужден т. о. усилить консолидацию с Венецианской республикой. После восстановления Византийской империи Джустиниани бежал в Кандию (ныне Ираклио, о-в Крит), а затем его резиденция располагалась на Эвбее и в Венеции. Последующие патриархи жили в Венеции и Риме. В результате Ферраро-Флорентийской унии произошло объединение правосл. и лат. Патриархатов К-поля. Первое время после смерти патриарха Григория III Маммы лат. патриархами К-поля были принявшие унию правосл. иерархи - бывш. Киевский митр. Исидор , затем бывш. митр. Виссарион Никейский. После основания в 1742 г. апостольского викариата К-поля (с 1990 апостольский викариат Стамбула) лат. Патриархат К-поля стал титулярным; с 1948 г. он оставался вакантным до упразднения папой Павлом VI в янв. 1964 г. Латинский Патриархат Александрии (Лат. Patriarchatus Alexandrinus Latinorum) был титулярным с момента основания в 1-й четв. XIII в. Вероятно, его учреждение было связано с желанием дополнить уже существовавшие лат. аналоги вост. Патриархатов. Самое раннее упоминание о лат. патриархе Афанасии относится к 1219 г., но постоянным титул стал с 1310 г., когда он был дарован папой Римским Климентом V доминиканцу Эгидию из Феррары, ранее занимавшему Патриарший престол Градо. Кафедрой лат. патриарха Александрии в Риме являлась базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. С 1954 г. титул был вакантным, в янв. 1964 г. папа Павел VI упразднил его. Патриархат Западных Индий (Лат. Patriarchatus Indiarum Occidentalium; испан. Patriarcado de las Indias Occidentales). 26 июля 1513 г. арагонский кор. Фердинанд II отправил папе Римскому Льву X прошение о присвоении королевскому капеллану еп. Хуану Родригесу де Фонсеке, возглавлявшему Совет Индий, титула патриарха открытых и завоеванных земель, однако о дальнейшей судьбе этого прошения ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

1210 ...король велел вызвать к себе своего племянника Хильдеберта, чтобы вместе с ним послушать этих людей... – Как справедливо подметил Р. Латуш (Т. 2. С. 110. прим. 39). король Гунтрамн действовал ловко, заставляя своего молодого племянника Хильдеберта удостовериться в связи австразийской знати с узурпатором Гундовальдом. 1211 ...король Гунтрамн, вложив в руку короля Хильдеберта копье... – Как символ власти. Первоначально – атрибут Вотана, бога войны и мореплавания у германцев. 1213 ...он сказал, чтобы он никоим образом не верил епископу Эгидию и не приближал его к себе... – См. кн. VII, гл. 14, В самом деле, предупреждение короля Гунтрамна было оправданно, так как епископ Эгидий, как это выясняется из рассказов Григория, поддерживал дружественные связи с королем Хильпериком, а позже был замешан в заговоре австразийской знати против короля Хильдеберта II и его матери, королевы Брунгильды. См. кн. X, гл. 19. 1214 ...в начале великого поста... – Т. е. в феврале 585 г. В подлиннике: quadragesima – четыредесятница (Великий пост). 1217 Собравшись около Комменжа – В латинском тексте игра слов: Convenitur ad Convenas, непередаваемая в русском языке. 1219 Не ты ли тот, которого... остригали и выгоняли? – Так как король Хлотарь не признавал Гундовальда своим сыном. О Гундовальде см. кн. VI, гл. 24. 1220 Король Хильперик и сыновья его умерли, остался только один младенец. – Неточность: в 582 г., когда Гундовальд поднял мятеж, Хильперик был еще жив (см. кн. VI, гл. 24). Младенец – это последний сын короля Хильперика и Фредегонды, Хлотарь II (см. кн. VII, гл. 7). 1222 ...взял с нею клятву у двенадцати святынь... – Число двенадцать у христиан считалось священным. Ср.: двенадцать апостолов. 1223 Гунтрамн же, забыв о клятве и о своем обещании... – Имеется в виду герцог Гунтрамн Бозон. См. кн. VI, гл, 24. 1224 ...спросите Радегунду из Пуатье и Инготруду из Тура... – Радегунда, вдова Хлотаря I, жила тогда в основанном ею монастыре в Пуатье. Инготруда (Ингитруда), мать Бертрамна, епископа Бордо, из королевской семьи, тоже основала монастырь, но в Type, где и жила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Бесспорные эпиграфические источники, подтверждающие это, обнаружены совсем недавно. На стене одной из церквей франц. г. Пона (ныне деп. Приморская Шаранта, к северу от Бордо) обнаружено кириллическое граффито, палеографически довольно определенно датируемое 1160-1180 гг.: «Ивано Ψло Зав(и)довиче ида ко святому Иякову» ( Гордин, Рождественская. 2016. С. 126-132). Пон и в самом деле расположен на одной из средневек. дорог (северной) к св. Иакову Компостельскому - на т. н. Турской дороге (via Turonensis) из Парижа через Тур, Пуатье, Бордо и далее через Пиренеи. Единичные реликвии 2-й пол. XIII-XIV в., относящиеся к культу св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела и обнаруженные в Новгороде и Ст. Руссе ( Мусин. 2009. С. 252-254), позволяют предположить, что паломнические связи Новгорода в этом направлении сохранялись и позднее. Ко 2-й пол. XII - сер. XIII в. относится надпись из древнего провансальского аббатства св. Эгидия (совр. Сен-Жиль-дю-Гар, к западу от Арля): «Г(оспод)и помъзи рабоу свъемоу Сьмкъви Нинославичю» ( Brun e. a. 2014. C. 118). Названная церковь также лежит на дороге к св. Иакову - Тулузской (via Tolosana), однако с XI в., особенно после 1116 г., когда завершилось строительство большого храма-мощехранилища св. Эгидия, монастырь становится самостоятельным паломническим центром, так что Семко Нинославич мог попасть сюда и как паломник к св. Эгидию, особо почитавшемуся с нач. XI в. правившими династиями Польши и Венгрии, с к-рыми древнерус. княжеское семейство того времени состояло в тесных родственных связях. Эти новые данные позволяют всерьез отнестись к сообщению одного саксон. памятника (ок. 1135) - «Перенесения мощей св. Готхарда, еп. Хильдесхаймского» (1022-1038), в к-ром среди проч. чудес, имевших место вскоре после канонизации св. Готхарда в 1131 г., сообщается, что «некие паломники из Руси (quidam peregrinantes de Ruzia), шедшие к монастырю, посвященному блаженному Готхарду», среди к-рых был и священник, сумели по молитвам к святому одолеть напавших на них хорошо вооруженных разбойников (MGH.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

канонических норм о дисциплине монахинь, а также упорядочены нормы провинциальных Соборов. Последний Собор с участием Г. проходил в Паризиях в 573 г., сохранились 2 послания Собора к Эгидию, архиеп. г. Ремы, и кор. Австразии Сигиберту. Поводом для этих посланий стала рассмотренная на Соборе жалоба Паппола, еп. Карнутского (Шартрского), поддержанного кор. Гунтрамном, о незаконных действиях кор. Сигиберта и архиеп. Эгидия, учредивших новую епископскую кафедру в г. Кастродун (совр. Шатодён), прежде входившем в еп-ство Карнута. Эгидий поставил епископом некоего Промота, хотя эта территория входила в митрополию г. Сеноны (совр. Санс), и архиепископ Рем не имел здесь церковной юрисдикции, равно как и кор. Сигиберт не имел политической власти на территории, подвластной его брату Гунтраму. Накануне Собора Г. призвал Промота явиться на заседание, но тот отказался и был низложен. В постановлениях Собора подпись епископа Паризиев следует сразу же за подписями митрополитов ( Greg. Turon. Hist. Franc. 4, 47). Деятельность Г. не ограничивалась землями еп-ства Паризиев. Венанций Фортунат упоминает о пребывании святого в др. городах Франкского королевства: в Туронах (Vita Germani. 28, 34), в Августодуне и Аваллоне (Ibid. 29-30, 32, 64), в Битуригах (Ibid. 40, 63), в Пиктавии (Ibid. 45), в Намнетах (совр. Нант; Ibid. 47), в Аврелиане (Ibid. 69). Автор не всегда сообщает причины этих путешествий. Дважды святой ездил на поставление местных епископов: в Августодун для рукоположения еп. Сиагрия (до 567) и в Битуриги, где ок. 570 г. был рукоположен еп. Феликс (преемник Пробиана; † до 573). В др. случаях агиограф объясняет путешествия Г. стремлением поклониться мощам святых Мартина в Туронах, Илария в Пиктавии, Симфориана в Августодуне. О цели путешествий в Намнеты и Аврелиан автор Жития умалчивает. Согласно Аймоину из Флёри, Г. совершил путешествие на Восток (в Иерусалим и К-поль), во время к-рого получил в дар от визант. имп. Юстиниана I (527-565) руку мч. Григория и ногу мч. Иннокентия, помещенные впосл.

http://pravenc.ru/text/164735.html

пригласил толедских мосарабов переселиться в укрепленную им Самору. По свидетельству Иоанна Эгидия, когда ц. св. Петра была восстановлена после разорения мусульманами, из Толедо в Самору пришел некий пастух и сообщил клирику Диего, что в храме под алтарем Богоматери сокрыты мощи И. и св. Атилана, 1-го еп. Саморы. Однако Диего не поверил пастуху. При еп. Суэро Пересе (1255-1286) во время строительных работ на месте старого храма землекопы случайно обнаружили ковчег с мощами, прикрытый каменной плитой, к-рую они по неосторожности разбили. Сложив обломки, они обнаружили надпись: «Отца Ильдефонса, епископа Толетского» (Patris Aldefonsi episcopi Toletani). После завершения строительства новой ц. св. ап. Петра святыня была помещена в храме. Подробности обретения мощей были впосл. переданы Иоанну Эгидию еп. Суэро Пересом. К сообщению об этом событии агиограф добавил краткое описание прижизненных чудес И., а также описание 14 исцелений от мощей святого в Саморе. Существует 2-я повесть об обретении мощей И. (BHL, N 3924), основанная на сочинении Иоанна Эгидия. Для поклонения мощам И. приходили многочисленные паломники из королевства Леон, Галисии и Португалии. В XIV-XV вв. представители Толедского архиеп-ства добивались возвращения святыни в Толедо. В 1496 г. мощи И. и св. Атилана были помещены в серебряные раки, тогда же над главным алтарем ц. св. Петра для них была устроена особая капелла, закрытая решеткой (частица мощей И. (палец) по просьбе настоятеля ц. св. Петра пресв. Франсиско Альвареса была передана в церковь сел. Торрегамонес близ Саморы). Святыни тщательно охранялись: ключи от 4 замков капеллы были переданы епископу, кафедральному капитулу, братству кавалеров-кубикулариев и городскому совету. Мощи И. выносили из капеллы только при паломничестве к святыне имп. Карла V (1527) и неаполитанского кор. Филиппа II (1554), в 1696 г. мощи были вынесены ради исцеления кор. Карла II (тогда же изготовлена новая серебряная рака). В 1674 и 1990 гг. частицы мощей И. были переданы в кафедральный собор Толедо.

http://pravenc.ru/text/389445.html

возродилась Ж. л. на среднеангл. языке, к-рая формировалась под влиянием континентальной, прежде всего франц., традиции. К этому периоду относятся анонимные Жития великомучениц Марины (Маргариты) Антиохийской, Екатерины Александрийской и мц. Иулиании Никомидийской, написанные ритмизованной прозой. Ок. 1280 г. на юге Англии, в районе Вустера или Глостера, был составлен сборник поэтических сказаний о святых, т. н. Южноанглийский легендарий. Он представляет собой собрание материалов для проповедей; в различных его редакциях содержится от 100 до 180 сказаний, к-рые расположены в порядке литургического года. Кроме житий общехрист. и континентальных святых, в основу к-рых легли тексты из «Золотой легенды», в сборник вошли переложения евангельских и ветхозаветных сюжетов, а также жития мн. англ. и кельт. святых. В целом стилистика этих произведений, содержащих красочные подробности, близка к стилистике популярного в то время жанра рыцарского романа. Особый интерес с художественной т. зр. представляют Жития св. Патрикия (Патрика), св. Брендана и св. Кенельма. Т. н. Североанглийский легендарий вошел в состав собрания проповедей, составленного ок. 1350 г. предположительно в Дареме. Он содержит 34 стихотворных сказания, гл. обр. об апостолах и о раннехрист. мучениках; из англ. святых в нем упоминается только Фома Бекет. Большей оригинальностью отличается Англо-шотландский легендарий, составленный в это же время в Абердине и приписываемый Дж. Барбуру. В нем рассказы о святых расположены в соответствии с их чином (епископы, монахи и т. п.). На рубеже XIV и XV вв. Ж. л. на среднеангл. языке испытала влияние светской философской аллегорической поэзии. К 1-й пол. XV в. относятся поэмы о святых, написанные последователями Дж. Чосера. Из них наибольший интерес представляют сочинения мон. Джона Литгейта (1370? - 1449?) из мон-ря Бери-Сент-Эдмундс, посвященные Пресв. Богородице, св. Эдмунду и Фремунду, вмц. Маргарите, блж. Августину, св. Эгидию, чудесам св. Эдмунда. Ок. 1447 г. августинец Осберн Бокенхам составил агиографический сборник, в к-рый вошло 13 жизнеописаний св.

http://pravenc.ru/text/182317.html

33. После того как их высекли и бросили в темницу, король велел вызвать к себе своего племянника Хильдеберта, чтобы вместе с ним послушать этих людей 1210 . И вот, встретившись, они расспросили их, и те повторили в присутствии обоих королей то, что раньше слышал один король Гунтрамн. Кроме того, они упорно утверждали, что, как мы сказали уже выше, об этом деле известно всем знатным лицам в королевстве короля Хильдеберта. И поэтому тогда некоторые из приближенных короля Хильдеберта побоялись явиться на это расследование, так как их считали участниками этого дела. После этого король Гунтрамн, вложив в руку короля Хильдеберта копье 1211 , сказал: «Это означает, что я передал тебе все мое королевство. Теперь ступай и прими под свою власть все мои города, как свои собственные. Ведь у меня, по грехам моим, никого не осталось из моего рода, кроме одного тебя, сына моего брата. Итак, будь наследником всего моего королевства, потому что другие не могут наследовать». Затем, оставив всех, он отвел в сторону юношу 1212 , наедине с ним поговорил, предварительно строжайше заклиная, чтобы их тайный разговор никому не был известен. Тогда он назвал ему, с кем он должен советоваться, кем пренебрегать в разговоре, кому верить, кого избегать, кого одаривать, а кого лишать почета; между тем он сказал, чтобы он никоим образом не верил епископу Эгидию и не приближал его к себе 1213 , который всегда был ему врагом, так как он часто нарушал клятву, данную им и ему самому, и его отцу. Затем, когда все собрались на пиру, король Гунтрамн стал увещевать войско, говоря: «Смотрите, о мужи, как мой сын Хильдеберт уже вырос. Смотрите и остерегайтесь считать его ребенком. Теперь забудьте о своей развращенности и своеволии, которыми вы отличаетесь, ведь он ваш король, которому отныне вы должны служить преданно». Сии и подобные слова сказал он им. Пропировав три дня и повеселившись, они, одарив друг друга многочисленными подарками, с миром разошлись. В то время король Гунтрамн вернул Хильдеберту все то, чем владел его отец Сигиберт, заклиная его не встречаться с матерью, чтобы не дать ей какого-либо повода написать Гундовальду или получить от него письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Др. эпизод связан с 5-летней осадой франками г. Паризии (Vita A. 35; Vita B. 34). В течение 5 или 10 лет войска франков осаждали Паризии. Согласно Григорию Турскому, кор. Хильдерик оставался лоялен к представителям высшей рим. власти - магистрам армии в Галлии Эгидию и его сыну Сиагрию, к-рые оказались фактически независимыми правителями, создавшими подобие самостоятельного гос-ва между реками Лигер (совр. Луара) и Самара (совр. Сомма). Хильдерик как верный федерат империи оставался в их подчинении. Сын Хильдерика кор. Хлодвиг выступил против Сиагрия и после победы при Свессионе (совр. Суасон) в 485 г. захватил его «королевство». Однако возможно, что не все галльские общины сразу же признали законность нового правителя. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что последующие 10 лет правления Хлодвиг не предпринимал никаких действий для расширения подчиненной территории в Галлии. Видимо, это время он потратил на утверждение своей власти на землях, захваченных у Сиагрия, и на замирение населения этих территорий. Многолетняя осада Паризиев франками, видимо, не была тотальной блокадой. Г. смогла снарядить суда для подвоза продовольствия голодающим горожанам - франки разорили окрестные поля и следили, чтобы местные жители не возделывали их. Впрочем, в редакции С начало голода связывается с окончанием осады и является ее следствием (Vita C. 29). Снарядив суда, Г. указала путь вверх по р. Секвана (совр. Сена) к г. Архиак (совр. Арси-сюр-Об). Проплывая мимо дерева, возле к-рого не раз тонули корабли, Г. приказала срубить его и погрузилась в молитву. Вдруг из-под дерева выскочили 2 разноцветных и зловонных чудовища (в редакции С - змея) и бежали вон (Vita A. 35; Vita B. 34; Vita C. 29). В Архиаке святая исцелила парализованную жену трибуна Пассива (Vita A. 36; Vita B. 35). Далее святая направилась в Трикассы, видимо также для сбора продовольствия. Здесь навстречу Г. вышло множество людей, неся больных, к-рых она исцелила силой крестного знамения. Таким же образом она исцелила и слепого, наказанного недугом за то, что работал в воскресенье. Увидев эти чудеса, некий субдиакон, исполнившись веры, стал просить святую прийти к его сыну, к-рый 10 месяцев лежал в горячке. Придя в дом, Г. совершила над водой крестное знамение и дала ее выпить больному, после чего он выздоровел (Vita A. 38-39; Vita B. 37-38). Сотворив множество др. исцелений (Vita B. 38), Г. вернулась в Архиак, откуда вместе с флотилией из 11 кораблей с продовольствием направилась назад в Паризии. Во время плавания по Секване поднялась буря, прекратившаяся по молитве Г. Находившийся на одном из кораблей пресв. Бесс, изумленный этим чудом, воспел песнь Моисея (Исх 15. 1-19), к-рую подхватили все гребцы (Vita A; Vita B. 39). Вернувшись в Паризии, Г. раздавала хлеб голодающим (Vita A; Vita B. 40).

http://pravenc.ru/text/162115.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010