Иак.5:5 .   Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Возвеселистеся на земли, и насладистеся: упитасте сердца ваша аки в день заколения. Это обличение и посрамление начальникам иудейским, которые пасли бедных и пресыщались почестями от всех, но сами готовились на заклание римским властям от рук их, особенно за то, что осудили единственного Праведника – Господа и убили Его, когда Он не противоречил, не вопиял. Иак.5:6 .   Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Осудисте, убисте праведнаго: не противится вам. Словами «убисте Праведнаго» апостол, бесспорно, имеет в виду Самого Христа. Однако же, прибавлением «не противится вам» он обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании. Иак.5:7 .   Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли Долготерпите убо, братие моя, до пришествия Господня. Се земледелец ждет честнаго плода от земли, долготерпя о нем, дóндеже приимет дождь ран и позден: Осудив роскошь начальников иудейских и жестокость их в отношении к бедным, апостол обращает речь к верным и говорит: братия! не соблазняйтесь при виде сего и не унывайте, будто бы не будет отмщения. Говорит о нашествии римлян и о пленении ими иудеев, которое и называет пришествием Господним, подобно как и приклонившийся к груди Господа Иоанн, когда говорит о своей кончине, представляет Самого Господа говорящим: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» ( Ин. 21, 22 ), ибо здешняя жизнь его простиралась до взятия Иерусалима и немного далее. А что пришествие Господне как здесь, так и у Иоанна означает истребление Иерусалима, это видно и из слов пророка: «вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его» ( Мал. 3, 1–2 ), то есть когда пришествие Божие наведет наказание на нечестивых. Иоанн Златоуст в некоторых своих толкованиях, когда разбирает слова пока приду, видит в них также указание на разрушение Иерусалима и подтверждает это молитвой трех отроков, которые говорят: «тако да будет жертва наша пред тобою днесь, и да совершится по тебе» ( «так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе» ) ( Дан. 3, 40 ). При сем он говорит, что значит по Тебе: после того как пройдет гнев Твой. А когда он пришел? Когда Навуходоносор разрушил Иерусалим. Это о слове пришествия. Некоторые же из отцов говорят и то, что долготерпением апостол называет здесь сносливость по отношению друг к другу, а терпением – сносливость по отношению к внешним, ибо человек долготерпелив к тому, кому может и мстить, а кому не может мстить, от того терпит. Посему о Боге никогда не употребляется слово «терпение», но «долготерпение», а о людях – «терпение».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

В Псалтири грядущего анти-Мессию видели в «кровожадном и коварном», которого «гнушается Господь» (5:7), «нечестивом», который «преследует бедного» (9:23/10:2), «человеке земли» 30 , устрашающем «сироту и угнетенного» (9:39/10:18), в «сильном», похваляющемся злодейством (51:3/52:1), в «главе земли обширной», которого сокрушит Господь (109/110:6), и т. д. Будущий враг чудился в предсказании Иеремии: «внезапно придёт на нас губитель (ха-шаддад)», а его гибель – в пророчестве Иезекииля о низложении «преступного вождя Израиля» (21:25–27) и т, д. Прообразами и предтечами Антихриста считались ветхозаветные злодеи и притеснители Каин, Ламех, Нимврод, Кедорлаомер ( Быт. 14 ), Фараон, Авимелех, Саул, Голиаф, Авессалом, Валаам и др. 31 Невозможно перечислить все ветхозаветные пассажи, связанные христианской традицией с Антихристом. Огромный список их пополняется по сей день. Поэтому мы ограничимся тем, что приведем уже указанные пророчества Исайи и Иезекииля, к которым Церковь обращается наиболее часто. Фрагменты из Ветхого Завета следуют русскому Синодальному переводу (РСП) за исключением оговоренных случаев. Переводы Септуагинты процитированы Ипполитом Римским в сочинении «О Христе и Антихристе», 16,17 (см. далее). КНИГИ ПРОРОКА ИСАЙИ Ис. 10:12–19 (« Пророчество о царе Ассирийском» ). (12) И будет, когда Господь совершит всё своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. (13) Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин 32 ; (14) и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул». (15) Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево! (16) За то Господь, Господь Саваоф пошлёт чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Когда рождалось дитя, то от матери требовалось, чтобы она в известное по рождении время приносила в жертву всесожжения однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если же она была не в состоянии принести агнца, то могла принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей ( Лeb. XII, 6, 8 ). Из сего мы можем заключать о бедности Пресв. Девы Марии, Матери Господа, – когда в сороковой день по Его Рождении она принесла в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных, вместо агнца ( Лk. II, 24 ). Для снабжения матерей жертвенными голубями в храме Иерусалимском сидели продавцы этих птиц, которых Господь изгнал из храма, сказавши: дома Отца Моего не делайте домом торговли ( Uh. II, 14–16 ). Разведение голубей было одним из наиболее распространенных занятий иудеев ( Nc. LX, 8 ), как это и доселе водится на Востоке. По свидетельству путешественников, их бывает иногда так много, и они летят такими массами к своим голубятням, что походят на густые облака и затемняют собою солнечные лучи. Слова Исаии ( Uc.LXVII:14 ): расположившись в уделах (своих), вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом можно понимать так, что псалмопевец представляет здесь два противоположных состояния израильтян, к которым он с сими словами обращается в два различные периода их истории. В дни печали и бедствий они как бы были покрыты стыдом и поношением, но в дни своего благополучия и счастья будут походить на самую чистую и прекраснейшую из птиц, со снежной белизной ее крыльев и золотистым цветом шеи. В заключение сего нельзя не заметить, что писатель IV книги Царств ( 4Цap.VI, 25 ), изображая бедствия голода во время осады Самарии Венададом, ц. сирийским, упоминает, что тогда четвертая часть каба голубиного помета продавалась по 5 сиклей серебра. Некоторые хотели разуметь здесь под голубиным пометом особый вид дикого гороха, растущий в обилии близ Самарии; но, очевидно, нет надобности отступать в сих словах от буквального смысла, когда всякому видно, в какой крайности находились тогда израильтяне ( 4Цap. VI, 26 и пр.). Подобное бедствие, по свидетельству Флавия, было с иудеями во время осады Иерусалима ц. римским Титом. Тогда некоторые дошли до такой крайности, что, раскапывая сточные ямы и старый воловий навоз, собирали в них помет скотский, и на что прежде не могли смотреть без отвращения, то теперь употребляли в пищу. Дополнением к сказанному могут служить слова Рабсака, сказанные послам Езекии, что осажденные израильтяне в Самарии будут есть помет свой и пить мочу свою ( Uc. XXXVI, 12 ; 4Цap. XVIII, 27 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Нужно к тому же помнить о мученической жизни святого Игнатия, которая так пылко и резко сказалась в его Послании к Римлянам, отправленном вперед с дороги. Осужденный уже в Антиохии, святой Игнатий для свершения казни отправляется в Рим. Не потому, что он был, подобно апостолу Павлу, римским гражданином, — этому противоречит определенный ему род наказания — жертва диким зверям. И Павел был послан в Рим не на казнь, но на суд, на суд Кесаря. А Игнатий путешествует уже как осужденный. Этот длинный путь на казнь из Антиохии в Рим для рядового «преступника», каким в глазах властей несомненно и был святой Игнатий, кажется на первый взгляд неожиданным и неправдоподобным. Между тем, это бесспорный исторический и очень характерный факт. Мы знаем из римских историков о множестве несчастных, подвергавшихся смерти на аренах в играх с дикими зверями. По описанию Диона Кассия, в 106 году, по случаю победы над даками, игры длились 123 дня, и в них погибло 10 000 гладиаторов. Для этих игр осужденных привозили из провинции — об этом порядке прямо свидетельствует знаменитый римский юрист Модестин. Не должна вызывать сомнения и относительная свобода, которою пользовался святой Игнатий во время путешествия. Узы апостола Павла не мешали его проповедническому служению, в Риме он « принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30–31), и, по его собственному признанию, «обстоятельства …послужили к большему успеху благовествования … и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие» (Фил. 1:12,14,след.). Из замечательных мученических Деяний Перепетуи и Фелицитаты мы знаем, что Перепетуе и Сатуру было дозволено из темницы написать рассказ о их страданиях, что путем подкупа стражи удалось на время улучшить их содержание и что начальник стражи допускал к ним в темницу «многих братьев». О таком же положении мы узнаем для III века из писем святого Киприана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Апостол Павел, сподобившийся особенной благодати Святого Духа ( 2Кор.12:1–5 ), хотя и был праведен пред Богом и людьми ( Евр.13:18 ; Флп.1:20 ), но признавал необходимыми для себя молитвы верующих и неоднократно просил своих благочестивых учеников молиться за него. «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу», – писал он римским христианам ( Рим.15:30 ). «Братия! молитесь о нас», – просит он и других христиан ( 1Сол.5:25 ; чит. Еф.6:18–19 ; 1Тим.2:1–3 ). Апостол и сам молится о верующих: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах своих ( Еф.1:16 ; чит. Флп.1:3–4 ; 2Сол.1:11–12 ). Но если молитвы праведников сильны пред Богом и спасительны для обращающихся к ним ещё при жизни праведников на земле, то тем более молитвы их должны быть плодотворны и угодны Богу, когда они (праведники), по переселении на небо, приходят в ближайшее общение со Христом и когда, следовательно, их предстательство пред Богом за людей может быть сильнее. На чём, однако, основывается вера, что святые могут ходатайствовать пред Богом и по отшествии своём на Небо? Да на том, что для Бога все (и умершие) живы: Лк.20:18 ; Рим.14:8 . На том ещё, что и по отшествии на небо святые состоят в общении с нами: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:13–15 ). Нельзя забывать, конечно, того, что содействие святых угодников состоит не в том, будто они уделяют нам от своей праведности, но в том, что своими молитвами они умилостивляют Бога к нашим грехам и оказывают нам помощь в скорбях и нуждах: «Правда (же) праведного при нём и остаётся». А для успеха ходатайства святых за нас пред Богом с нашей стороны необходимо искреннее раскаяние в грехах. Пока «беззаконие беззаконного» будет оставаться с ним, – он не получит просимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Жертвами этого великого гонения стали и мученики Фотий и Аникита, память которых мы сегодня совершаем. Высокопоставленный сановник Аникита был одним из членов сената, а Фотий — его племянником. Они пострадали в Никомидии за отказ совершить жертвоприношение римским богам. Дошедшие до нас сведения об их жизни являются типичным протоколом расследования дела об их гражданской виновности перед римской властью. Аникита утверждал, что только Христос является истинным Господом неба и земли и через Него дается власть императорам и правителям, а также публично исповедовал Христа своим Спасителем. Эта позиция была неприемлема для императора-язычника. За это свидетельство о Христе как Спасителе Аникита и Фотий поплатились жизнью. Их мощи впоследствии прославились чудотворениями, а имена Фотий и Аникита вошли в молитвы таинства Соборования. Если для язычников смерть была жизненным крахом, то для христиан мученическая смерть была приобретением Царства Небесного. Вера в Воскресение была высшей ценностью для древних христиан. Все послания апостола Павла пронизаны идеями о Воскресении Христовом и о воскресении верующих в Него: Христос « предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего » (Рим. 4:25), « Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших,… первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его » (1Кор.15:20-23). Вера в Воскресение сформировала у христиан древности свои ценностные предпочтения. Они базируются на том, что система земных ценностей не актуальна, поскольку она скоро течет и быстро проходит. Кратко это было выражено еще устами евангелиста Иоанна: « не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей » (1Ин. 2:15). Перед лицом времени теряет смысл обладание богатством: « Не собирайте себе сокровищ на земле » (Мф. 6:19-20), вместо агрессии проповедуется непротивление: « кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую » (Мф. 5:39), в виде высшей этической нормы дается заповедь о любви. За исполнение заповедей Божиих человек ответственен не перед другими людьми, но перед Самим Господом. И поэтому ему не нужно бояться или стесняться исповедовать свою веру перед начальниками. Ему нужно просто «отдавать кесарю кесарево, а Божие — Богу» (см. Лк. 20:25).

http://pravoslavie.ru/63624.html

И многие ждали прихода Мессии как Царя-освободителя, который наконец установит общество социальной справедливости, в их понимании, конечно. Прогонит всех врагов, одержит победы, совершит некие преобразования на благо государства. Им нужен был царь-революционер. И вот выходит Иисус, и все ждут в восторге, что вот Он, Мессия, Он сделает все, о чем мы только мечтали. А Он не делает ничего из этого. Он не проклинает их врагов, Он не идет к римским легионам и не проклинает их. Он пошел к Своим обличать, не к чужим. Он идет в храм и обличает там. Фреска «Изгнание торговцев из храма». Храм Пантократора в монастыре Высокие Дечаны, Сербия, XIX в. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12-13). Он обличает Своих же соплеменников за лицемерие и жестокосердие. Обличает существующие порядки. Но Он отказывается брать власть. Он отказывается делать то, что от Него ждут. И начинается разочарование. Предательство толпы, которая потом будет кричать: «Распни, распни Его!» Это предательство, основанное на разочаровании. На несоответствии Иисуса ожиданиям и мечтам людей. Он не действует по плану Они разочаровались в Нем, потому что, по сути, им нужен был другой. Им надо было, чтобы Бог действовал по установленному ими плану: врагов прокляни, этих — выгони, этих — уничтожь, этих — возвысь, это — одобри. Иисус — неудобный Мессия. Он никогда не действует так, как от Него ждут окружающие люди. Он не действует по установленному плану. Вместо того, чтобы родиться в семье императора и сразу получить власть над миром, Он рождается в хлеву в небогатой семье. Вместо того, чтобы проклинать Своих гонителей или врагов Своего народа, Он молится о них и избегает открытого конфликта. Вместо того, чтобы стереть их в порошок, Он учит отвечать любовью. Вместо революций и восстаний Он проповедует Царство Небесное, которое приходит тихо и растет внутри человека. Вместо того, чтобы явиться первосвященнику после Воскресения, который после такого бы сразу забыл о гонениях на христиан, вместо этого Он является Своим ученикам, успокаивая их.

http://pravmir.ru/mimikriruyu-chtoby-byt...

6. Ин. 19:6 . Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины. Мф. 27п.; Ин. 18:31 . 7. Ин. 19:7 . Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Лев. 24:16 ; Втор. 18:20, 10:33 ; Мф. 26д. п. Распни Его: эта настойчивость обвинителей вызвала настойчивую резкость и даже колкость со стороны Пилата. Он снова заявляет, что не находит (по римским законам) в обвиняемом вины, достойной смертной казни, а потому, если обвинители уже так настойчивы, пусть распинают Его сами под свою ответственность (если смеют), а он – представитель римской судебной власти – не будет принимать в этом участия, потому что считает обвиняемого недостойным смертной казни. Это – конечно, благородная искренняя настойчивость, но оказавшаяся бессильной пред настойчивостью Синедриона и перед соображениями римского политика. Обвинители видели, что при настойчивости Пилата жертва их может уйти из рук их, потому что распять Господа под свою ответственность они никак не решились бы из боязни римлян, не любивших потворствовать своеволию подвластных народов, и потому они дают другой оборот обвинению, видя, что обвинение «в оскорблении величества» не считает прокуратор основательным. Они ссылаются на свой закон, по которому обвиняемый, как богохульник, должен быть подвергнут смертной казни. Римляне оставляли в силе законы и учреждения побеждённых народов, если они не признавались почему-либо вредными для римской власти. На это теперь и опираются иудеи в своём обвинении Иисуса: они ссылаются на закон Лев. 24:16 , по которому всякий богохульник должен быть предан смерти, и под действие этого закона подводят Господа за то, что Он сделал Себя Сыном Божиим (ср. прим. к 5:18; 10:29–38 и парал.). 8. Ин. 19:8 . Пилат, услышав это слово, больше убоялся. 9. Ин. 19:9 . И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Ин. 18:38, 7:27 ; Мф. 27д

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В ужасе Савл ответил: – Господи, что Ты велишь мне делать? – Встань, иди в город, и там будет тебе сказано, что ты должен сделать. Савл встал. Глаза его были открыты, но он ничего не видел. Его спутники за руки повели его в Дамаск. Три дня он ничего не пил и не ел и не мог видеть ( Деян.9:1–9 ). В это время в Дамаске проживал последователь Иисуса Христа по имени Анания . На третий день по прибытии Савла в Дамаск Анании было видение, в котором было указано пойти на известную улицу, в определенный дом и спросить там человека- по имени Савл. Анания удивился, так как знал, что Савл жестоко преследует уверовавших в Господа Иисуса. Тогда он услышал в ответ голос Бога: – Иди, потому что Савл избранный Мною сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед людьми. Анания послушно пошел и, войдя в дом, где находился Савл, возложил на него руки и сказал: – Савл, Господь Иисус Христос, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты стал видеть и исполнился Духа Святого. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он, встав, крестился. ( Деян.9:10–19 ). Миссия Апостола Павла. Господь предназначил Савла на особое служение, к которому тот готовился более трех лет ( Гал.1:15–24 ). Он стал Апостолом для язычников. Именно ему было суждено вывести Весть о Христе из национальных еврейских границ на широкий простор тогдашнего греко-римского мира. Именно благодаря проповеди, начатой Савлом, ставшим выступать под своим римским именем Павел , язычники, которых до этого обращалось в веру во Христа единицы, стали притекать в Церковь широким потоком, определив ее будущий вселенский характер, усвоенный ей ее Божественным Основателем. Именно проповедь Павла стала примером для других Апостолов, которые теперь также стали возвещать о Христе не только евреям, но и многим язычникам, идя со своей миссией не только по Римской Империи, но и выходя за ее пределы. Как и другие Апостолы, Павел, основывая церкви в разных городах, для руководства ими рукополагал пресвитеров (старейшин), а в помощь им для дел благотворительности – диаконов (служителей). Он поддерживал отношения с этими церквами и, когда им нужны были советы и указания, писал им пространные письма – послания. Обычно эти послания касаются каких- либо трудностей, возникавших в церквах, или вопросов веры и церковной жизни; при этом в них излагаются самые основы христианского учения о Боге, о Его отношении к миру и человеку и о спасении, уготованном Богом верящим в Него через Его Сына – Господа нашего Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Жизнь и проповедь Апостола Павла также описаны в книге Деяний Апостолов, автором которой является Евангелист Лука, сопровождавший Павла в его миссионерских путешествиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Тот же Исаия предсказывает о Нем, что Он будет «кроток», «не возвысит голоса своего на улицах», что Его будут бить и умертвят. «Не имеет Он ни вида, ни величия, весь изъязвлен за грехи наши», «Его язвами мы исцелились», Он «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Его погребение тоже предсказано: «Ему назначали гроб со злодеями (два разбойника при Кресте), но Он погребен у богатого (Иосиф Аримафейский), потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». «Разделили ризы ... и о одежде (Его)... метают жребий (римские солдаты сделали это у Креста)». Предсказано также и место рождения Спасителя пророком Михеем (ок. 6 века до н.э.): «и ты, Вифлеем, земля Иудина ... из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой». А пророком Даниилом (6 в. до н.э.) было предсказано даже приблизительное время рождения Мессии – 70 седмин, то есть около 490 лет: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (после захвата персами), до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины (483 года)... по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя (захват Иерусалима римским императором Титом в 70 г. первого века), который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения (иудейская война, 1 век)». Надо заметить, что еврейский народ жил не только Писанием. Иудеи жили еще и своими представлениями, и в народе за сотни лет вырисовался образ Спасителя как политического вождя, который должен избавить их от гнета римлян. Это и стало причиной того, что израильский народ не принял своего Спасителя. Сам Христос предсказал: «от востока и запада придут народы (то есть уверуют в Христа)... а сыны царства (еврейский народ) будут изгнаны вон». Но это уже история из Нового Завета. Новым Заветом называется вторая часть Библии, и написан этот Завет после смерти и воскресения Христа, Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010