Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНТРАМН Гунтрамн [Гунтрам; лат. Gunthramnus] († 592, Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон)), св. (пам. зап. 28 марта), кор. франков. 4-й сын кор. Хлотаря I от Ингунды. После смерти отца и раздела королевства (561) Г. получил земли по верхнему течению р. Лигер (совр. Луара), область битуригов в Аквитании, Бургундию и ряд анклавов в Провинции (Провансе) с г. Арелатом (совр. Арль). Г. первоначально обосновался в Аврелиане (совр. Орлеан), но позднее перенес столицу в Кабиллон. К тому моменту, когда Г. стал королем, у него был сын Гундобад от наложницы Венеранды. Потом Г. женился на Маркатруде, дочери знатного франка Магнара. Маркатруда отравила Гундобада, наследника Г., а вскоре умер ее сын, в чем историк Григорий Турский видел проявление Божия гнева ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 25). Г. развелся с Маркатрудой и женился на Австригильде, от к-рой родились сыновья Хлотарь и Хлодомер. После смерти Австригильды (580) король решил провести остаток дней в целомудренном вдовстве. Г. не участвовал в междоусобной войне младших братьев Сигиберта I, кор. рейнских франков, и Хильперика, получившего по разделу 561 г. земли салических франков со столицей в Свессионе (совр. Суасон). В 567 г. Хильперик захватил 2 города, отходившие уделу Сигиберта I,- Туроны (совр. Тур) и Пиктавий (совр. Пуатье). Г. совместно с Сигибертом I выступил против Хильперика. В 577 г., после смерти сыновей, Г. усыновил сына Сигиберта I Хильдеберта II, что спасло тому жизнь, т. к. против него сложился заговор во главе с Эгидием, архиепископом г. Ремы (совр. Реймс). Впосл. Г. как дипломатическими методами, так и военной силой защищал Хильдеберта II от его дяди Хильперика. Однако, когда в 584 г. Хильперик был убит, Г. предложил поддержку его 4-летнему сыну Хлотарю II, что привело к охлаждению в отношениях с Хильдебертом II. Став опекуном Хлотаря II, Г. приказал вернуть прежним владельцам имения, захваченные при Хильперике его приближенными. Этот шаг настроил против него мн. приближенных Хильперика. Так бывш. постельничий Фараульф, видимо, не без участия Фредегонды, вдовы Хильперика, также взятой Г. под опеку, составил заговор, намереваясь убить короля при выходе из церкви после утрени. Заговор был раскрыт. Опасаясь Фредегонды, Г. сослал ее вместе с сыном в поместье близ г. Ротомаг (совр. Руан), где воспитание малолетнего Хлотаря было поручено Мелантию, еп. Ротомагскому. После этого Г. вновь сблизился с Хильдебертом II, к-рого обещал сделать наследником, и представил его войску, что было закреплено соглашением (pactus) между Г. и Хильдебертом II в Анделауме (совр. Андело) в 587 г.

http://pravenc.ru/text/168338.html

3. И вот когда Хильперик находился в этой самой вилле, к нему прибыло посольство, состоящее из первых вельмож Хильдеберта, во главе с Эгидием 919 , епископом реймским. И там после беседы о том, что они должны отнять королевство у короля Гунтрамна и заключить мир между собой, король Хильперик сказал: «По моим все умножающимся грехам не осталось у меня детей. И нет у меня теперь другого наследника, кроме сына брата моего Сигиберта, то есть короля Хильдеберта, и поэтому он наследник всего того, что я смогу приобрести. Только пока я буду жив, пусть мне будет позволено пользоваться всем без опаски и невозбранно». Поблагодарив короля и скрепив договор подписями, послы вернулись к королю Хильдеберту с большим количеством подарков. После их отъезда король Хильперик отправил епископа Леодовальда 920 с первыми людьми своего королевства. После того как они обменялись клятвой соблюдать мир и скрепили договор, они с подарками вернулись домой. 4. Лупа же, герцога Шампани 921 , уже давно преследовали разного рода противники и постоянно его грабили, особенно Урсион и Бертефред. Наконец они договорились убить Лупа и выступили против него с войском. Видя это, королева Брунгильда огорчилась по поводу несправедливого преследования верного ей человека. Препоясавшись по-мужски, она ворвалась в середину строя врагов со словами: «Мужи, прошу вас, не совершайте этого зла, не преследуйте невиновного, не затевайте из-за одного человека сражения, которое может нарушить благополучие страны». В ответ на ее слова Урсион сказал: «Отойди от нас, женщина! С тебя достаточно того, что ты правила при жизни мужа 922 . Теперь же правит твой сын, и королевство сохраняется не твоей защитой, а нашей. Ты же отойди от нас, чтобы копыта наших лошадей не смешали тебя с землей». В таком роде они очень долго между собой разговаривали. Наконец королева благодаря своей настойчивости удержала их от сражения. Однако когда они ушли отсюда, они ворвались в дом Лупа, разграбили все его имущество, при этом для вида говоря, что они спрячут его в королевской казне, а сами отнесли его в свои дома, угрожая Лупу: «Живым он от нас не уйдет». А Луп, видя, что он находится в опасности, укрыл свою жену в безопасном месте за стенами города Лана 923 , а сам бежал к королю Гунтрамну. Принятый им любезно, он укрылся у него в ожидании, когда Хильдеберт достигнет законного возраста 924 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Но когда Баддон прибыл в Париж, то со стороны королевы не нашлось ни одного, кто мог бы его оправдать. Тогда Баддона снова заковали и под усиленной охраной привели в город Шалон. Но впоследствии, однако, благодаря вмешательству послов 1457 , а также главным образом Леодовальда, епископа Байё 1458 , его отпустили, и он вернулся на родину. В ту пору в Меце свирепствовала дизентерия. Когда мы спешили на встречу с королем, то в пути, около города Реймса, мы повстречали Вилиульфа, жителя Пуатье, страдающего сильной лихорадкой по причине этой болезни. Из Реймса он отправился совершенно измученный, и когда он с сыном своей жены прибыл в область Парижа, он составил завещание и после этого умер в вилле Рюэй. Мальчик, заразившись этой же болезнью, тоже скончался. Их обоих перевезли в область города Пуатье и там похоронили. Жена Вилиульфа в третий раз вышла замуж, теперь за сына герцога Бепполена 1459 . А этот сын и сам, как известно, бросил уже двух жен, так как был легкомысленным и распутным. Распаляемый похотью, он, оставив жену, спал со служанками и стремился к новому браку, пренебрегая законным. Так он поступил и со второй, и с третьей женой, не зная, что «тление не наследует нетления» 1460 . 14. Так как Эгидия, епископа реймского, подозревали в преступлении против короля, за что лишились жизни вышеупомянутые лица 1461 , то он пришел с большими дарами к королю Хильдеберту просить прощения. Однако прежде он получил в базилике святого Ремедия клятвенное заверение в том, что в дороге с ним ничего плохого не случится. Король его принял, и он ушел от него с миром. Кроме того, он помирился с герцогом Лупом, который, как мы упоминали выше, был отстранен от должности герцога 1462 в Шампани по наущению Эгидия. Король Гунтрамн из-за этого сильно огорчился, так как Луп обещал ему никогда не заключать с Эгидием мира, ибо было известно, что Эгидий был врагом королю. 15. И вот в это время в Испании король Реккаред, движимый божественным милосердием, созвал епископов своей веры 1463 и сказал: «Отчего между вами и теми епископами, которые называют себя православными католиками, постоянно возникают ссоры и почему те благодаря вере своей творят множество чудес, а вы ничего подобного не можете совершить? Посему прошу вас, соберитесь вместе и обсудите вероучения обеих сторон, дабы нам установить, какая вера истинная.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

909 ...в самом св ятом преддверии. — В подлиннике: in sanctum porticum. Фасад базилики был украшен портиком или папертью. Перед портиком простирался атрий (atrium) — четырехугольный двор, окруженный колоннами. Это и составляло преддверие базилики. 910 ...с бла женным епископом Сальвием... — См. кн. V, гл. 44. 911 ...умерли оба сына короля, смерть которых я описал выше. — См. кн. V, гл. 34. 912 ...доходящая до пятого года правления Х ильдеберта. — Т.е. до 580 г. 913 Начинается шестая книга с шестого года правления короля Хильдеберта. — Т. е. с 581 г. 914 ...умер Гогон — воспитатель короля Хильдеберта. См. кн. V, гл. 46. Фредегар в своей «Хронике» необоснованно приписывает Брунгильде убийство Гогона (III. 59/MGH.SRM. Т. 2. Р. 109). 915 ...Муммол бежал из королевство Гунтрамна... — О Муммоле см. кн. IV. гл. 42, 44 45; кн. V, гл. 13. В «Хронике» Мария Аваншского говорится, что в 581 г. патриций Муммол с женой, сыновьями н многочисленными слугами, с большим количеством богатства бежал на границу королевства .Хильдеберта в Авиньон (MGH Auct antiquis. Т. 11, pars 1. Р. 239). 916 ...осуждения нерадивых. — Видимо, здесь речь идет о тех, кто пренебрегал церковными обязанностями. 917 ...кое-что о раздорах. — Имеются в виду раздоры между королем Гунтрамном и его племянником Хильдебертом. 918 ...к императору Тиберию... — Имеется в виду византийский император. См. кн. IV гл. 40; кн. V, гл. 19. 30. 919 ...прибыло посольство... во главе с Эгидием. — См. кн. V, гл. 18. 920 ...король Хи льперик отправил епископа Леодовальда... — К королю Хильдеберту. 921 Лупа же, герцога Шампани... — О нем см. прим. 156 к кн. IV. 922 С те бя достаточно того, что ты правила при жизни мужа. — Вернувшись из Руана в Австразию, Брунгильда начала править от имени своего малолетнего сына Хильдеберта II. Но в своей деятельности она постоянно наталкивалась на сопротивления партии австразийской знати, склонявшейся на сторону Хильперика и поддерживавшей с ним связь. В это тяжелое для Брунгильды время, по рассказам Григория, она больше выступала как мать короля, чем как правительница Австразии. И только при сыновьях и внуках Хильдеберта на нее пала вся ответственность и забота по управлению Австразией и Бургундией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия). Основным источником сведений о жизни И. С. являются «Диалоги» свт. Григория Великого, к-рый утверждал, что получил информацию от друга И. С. прп. Елевферия (пам. зап. 6 сент.), основателя мон-ря св. Марка в Сполетии (ныне Сполето). Святой происходил из Сирии и покинул родную страну из-за неприятия учения монофизитов (или, возможно, ереси миафизитства). Прибыв в Сполетий в Умбрии, И. С. попросил у кустода кафедральной базилики св. Петра позволить ему помолиться внутри. После 3 дней непрерывной молитвы И. С. раздраженный сторож, в которого вселился злой дух, стал издеваться над ним, обвиняя святого в лицемерии и ложном благочестии. И. С. совершил чудо, исцелив бесноватого. Он быстро приобрел известность как проповедник и чудотворец. Поселился в уединенном месте на горе Монтелуко («Светлая гора») в окрестностях Сполетия. Там он также совершил ряд чудес. Однажды ночью воры проникли в его огород, чтобы украсть лопаты, но по молитве святого обрабатывали невозделанный участок земли до самого утра. И. С. отпустил их, велел больше не воровать и щедро наделил овощами за труд. Двое бродяг, решив обмануть святого, оставили хорошую одежду в дупле дерева и явились к И. С. в лохмотьях, умоляя во имя Христа дать им одеяние. Выслушав их, И. С. послал ученика за одеждой, спрятанной в дупле, и вручил ее лжецам. Некий человек поручил мальчику передать в дар святому 2 корзины с рыбой, но посланец утаил одну для себя. Приняв дар, И. С. поблагодарил мальчика и предупредил его, что во 2-й корзине, оставленной на дороге, прячется ядовитая змея. Вернувшись, мальчик обнаружил в этой корзине змею. Ок. 528 г. он основал на горе Монтелуко мон-рь по образцу палестинских лавр, посвященный Иулиану, мч. Антиохийскому. После смерти И. С. обитель, расширенная аббатами Марциалом, Эгидием и Лаврентием, приняла бенедиктинский устав. В XV в. монастырская церковь была украшена фресками, посвященными жизни И. С. В XVI в. аббатство пришло в упадок и было заброшено.

http://pravenc.ru/text/674756.html

В период, начавшийся в общем и в целом в последней четверти XV в., и завершившийся в третьем десятилетии XVI в., фигура пророка, напротив, сделалась особенно конкретной, начиная с некоторых странствующих проповедников покаяния, чей образ напоминал Иоанна Крестителя и, следовательно предвозвещал второе пришествие Христа в конце времён 1682 . О его близости, несомненно, заставляли думать особенно военно-политические события, охватившие Апеннинский полуостров в последнее десятилетие XV в. и породившие атмосферу нестабильности, которая продержалась, по крайней мере, до утверждения испанского владычества. В эти годы во Флоренции достиг особенной славы пророка противостоявший французским войскам Карла VIII и папской политике Александра VI брат-доминиканец Джироламо Савонарола, вознамерившийся с амвона преобразовать в апокалиптический «новый Иерусалим» уже Флоренцию, а не Рим, за что он поплатился жизнью в 1498 г 1683 . Если трагическая судьба монаха была, несомненно, характерным примером невозможности для «пророка» играть самостоятельно активную роль в политической жизни региональных итальянских государств, то при княжеских дворах в те же годы, на рубеже XV–XVI вв., определённую значимость получил целый ряд «пророчиц» и «пророков» 1684 . Они пользовались заметным уважением со стороны современников: от «сестёр святых вживе», таких как Коломба из Риети в Перудже при Бальони и Лючия из Нарни при дворе князей Эсте, до таких отшельников как Бернардино из Паренцо во времена военных поражений Венецианской республики 1685 . Известность подобных лиц была такова, что французский король Людовик XII (1498−1515) без колебаний увёз в собой во Францию отшельника Франческо из Паолы (1416−1507) именно в силу приписываемой ему известности как пророка 1686 . С появлением наборной печати в последние десятилетия XV в. и в первые десятилетия XVI в., в основных итальянских центрах книгопечатания, начиная с Флоренции до появления Савонаролы, а затем в Венеции в годы кризиса гегемонии этого лагунного города, постоянно имели хождение старые и новые пророческие тексты на латыни и на народном языке. Среди них были «Откровения» («Revelationes») Мефодия Патарского . В этой обстановке во втором и в третьем десятилетиях XVI в. несколько братьев-августинцев, снёсшись с генералом ордена Эгидием Витербоским, издали первое современное издание сочинений Иоахима Флорского, аутентичных и приписываемых ему именно в силу его славы как пророка 1687 . 5. Между прошлым и будущим

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Л. не только молился за несчастного, но и в течение недели с помощью физических упражнений на свежем воздухе оживлял его омертвевшие члены, а затем ради послушания велел ему вкушать нормальную пищу. В др. раз Л. словами отеческой любви привел к раскаянию 2 монахов, решивших тайно бежать из мон-ря. В Житии делается акцент на силе молитвы Л. Мон. Датив отличался смирением, кротостью, послушанием и др. добродетелями, но затем возгордился и покинул обитель. Встретив в базилике св. Мартина в Туронах (ныне Тур) одержимого демонами, к-рый назвал его по имени и объявил, что отныне Датив будет служить ему вместо верхового животного, монах раскаялся и вернулся в монастырь. Через 2 года он вновь решил уйти; тогда Л. понял, что на этот раз только Бог сможет остановить монаха, и принялся горячо молиться за него. В результате Датив опомнился, просил прощения у братии и впредь не поддавался такого рода искушению. По молитве Л. его друг Агриппин, назначенный комитом Галлии, избежал смерти. Он был оклеветан перед императором военачальником Эгидием, отправлен в Рим и без суда приговорен к смертной казни. Л. явился во сне Агриппину и указал ему тайный ход из тюрьмы. Следующей ночью святой снова предстал перед Агриппином в ватиканской базилике св. Петра и пообещал, что утром тот получит необходимое пропитание. Затем Агриппин встретил придворных и открылся им; его доставили во дворец, и он был оправдан перед императором. Л. защитил перед Хильпериком I († ок. 480), кор. Бургундии, бедняков, к-рых угнетал некий влиятельный вельможа. Хильперик не только освободил людей от притеснений, но и щедро одарил Л. Григорий Турский уточняет, что Л. отправился к правителю просить средств для содержания обители. Из текста Григория Турского известно, что после смерти Романа (ок. 460) Л. в течение примерно 20 лет один управлял всеми обителями. Роман по его просьбе был похоронен за пределами мон-ря, чтобы к нему на могилу, над к-рой впосл. была построена церковь, могли приходить за исцелением не только мужчины, но и женщины.

http://pravenc.ru/text/2110902.html

Однако анализ соглашения показывает, что к началу XIV в. стали складываться условия, ограничивавшие для сербского короля возможность проведения подобной политики. Как следует из текста договора, король избрал традиционный способ скрепления договорных обязательств, предложив заключить брак между его дочерью и сыном Карла Валуа, Филиппом. Согласие французской стороны зависело от выполнения сербским правителем ряда предложенных ему условий. Так, в договоре отмечалось, что французские послы, направленные к сербскому королю, должны убедиться в том, что он действительно готов вернуться к единству с Римской Церковью, повиноваться папе и принять послов, которых с этой целью к нему направит Климент V. Таким образом, в начале XIV в. непременным условием соглашения между сербским королем и латинским претендентом стало присоединение Стефана Милутина и его подданных к католической Церкви. Во исполнение договоренности папа Климент V направил к правителю Сербии посольство во главе с патриархом Градо Эгидием. В грамоте, адресованной Милутину, папа разъяснял, что не требует от него повторного крещения и удовлетворится покаянием. Папа даже назначил ему духовника из францисканских монахов Котора. Но принять католицизм король должен был вместе со своими подданными, так как в письме говорилось о присылке паллия из Рима главе Сербской Церкви . Государи латинской Европы стали отказываться от политических соглашений с королем-«схизматиком», но и отношение сербского духовенства к «латинянам» стало совсем иным, чем в начале XIII столетия . Изменения эти можно проследить, сопоставив Житие Саввы Неманича, написанное в 40-х — 50-х гг. XIII в. Доментианом, с Житием Саввы, составленным Феодосием, также монахом Хиландарского монастыря на Афоне, в конце XIII или начале XIV в. В сочинении Феодосия не говорится об обращении Саввы в Рим за королевской короной для брата, напротив, в его рассказе Савва — единственный и самостоятельный организатор коронации . Хотя агиографу было известно о взятии Константинополя «фругами» , он упорно пишет о поездках Саввы к императорам Феодору Ласкарю и Иоанну Ватацу в Константинополь , как бы не признавая власти «латинян» над «царствующим градом».

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

Павел сказал: я стою пред судом Кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. 11. Ибо если я не прав и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть: а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда Кесарева. 12. Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда Кесарева, к Кесарю и отправишься. Желая сделать угождение Иудеям: см. прим. к Деян.24:27 . – Хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя: последнее выражение, кажется, нарочито избранное, имеет двоякий смысл, или может истолковываться в двояком смысле: оно может значить или – чтобы я, как судья, судил тебя там в присутствии синедриона, или – чтобы там судил тебя синедрион в моем присутствии. В первом смысле суд должен производиться над Павлом, как римским гражданином, по римским законам, с применением только к национальным еврейским; в последнем – суд должен быть по национальным еврейским законам, с применением только к римским. Прокуратор имел в виду, кажется, последнее, ибо иначе не для чего было переносить суд в Иерусалим, разве только потешить мелочное самолюбие синедриона и обмануть его; в последнем смысле понял этот вопрос и апостол, как видно из его ответа. Фест «пока еще не знал иудеев и не испытал от них почестей, отвечал справедливо (ст. 4); а когда побывал в Иерусалиме, то также стал угождать им, и не просто угождает, а с подобострастием» (Злат.). Спросить Павла – хочешь ли – Фест должен был, потому что раз переданный на суд высшей римской судебной инстанции Павел, как римский гражданин, не мог быть принужден переносить дело в прежнюю инстанцию, так как римский прокуратор производил суд во имя Кесаря. Прокуратор, вероятно, не сомневался в отрицательном ответе Павла на вопрос его, но предложил его, желая сделать угодное иудеям и показать, что отказ его в исполнении их просьбы (ст. 4) сделан не из неблаговоления к ним, а зависит от самого подсудимого, которого против его воли нельзя, по римским законам, поставлять снова на суд перед синедрионом в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но этот союз с сирийским царем не принес иудеям ничего, кроме вреда. Завоевание египетских областей Антиох начал с самой же Палестины, как владения южного царя; взял много городов, подвластных Египту и среди них Иерусалим. Ему не могли противостоять «мышцы юга», – египетские полководцы с отборным войском. Именно Скопа, успевший было завоевать Келе-Сирию, потерпел в 198 г. сильное поражение при Понсале, около истоков Иордана, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха. Дан.11:17 . И воз­намерит­ся войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на по­гибель ее, но этот замысел не состо­ит­ся, и ему не будет по­льзы из того. Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя», Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь при содействии ее погубить малолетнего царя и захватить Египет. Но Птоломей и его вельможи, раскрыв замыслы Антиоха, были очень осторожны; при этом и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца. Благодаря всему этому, коварные замыслы Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой. Дан.11:18 . Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь пре­кратит нанесен­ный им по­зор и даже свой по­зор обратит на него. Дан.11:19 . Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнет­ся, падет и не станет его. Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т. д. Конец его победам был положен римским консулом Сципионом Назикой ( «некий вождь») и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир, он возвратился в свою землю и скоро погиб во время народного возмущения, открывшегося по поводу ограбления царем храма Зевса, или Бела в городе Элимаисе, к югу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010