Это одно показывает, какую важность в Британии придавали этому вопросу. Но о тонсуре Цеолфрид говорит, что различие ее не составляет особенной важности, она должна быть однообразна в церкви, и в этом случае нужно отдать предпочтение тонсуре римской, как тонсуре апостола Петра, а не британской, которая ведет начало свое от Симона волхва. Цеолфрид в этом письме очень хвалит Адамиана за его ум и благочестие и говорит, что и он принял римские обычаи. Особенно для него важно было при этом случае указание на Адамнана, настоятеля монастыря Ги. Один только этот монастырь оставался до сего времени хранителем преданий древнебританской церкви; но теперь Аданнан, настоятель этого монастыря, изменив древней вере, явился пропагандистом в пользу Рима и стал хлопотать о введении празднования Пасхи в северной Ирландии по римскому обряду. Частое пребывание его в Нортумберландии, а особенно при дворе короля этой страны, усердного ревнителя Рима, изменили его прежние понятия и сделали его римлянином. По его интригам и уговорам, северная Ирландия в 704 году приняла римское празднование Пасхи 130 . Но попытка его ввести римское празднование в своем монастыре на острове Ги встретила сильное сопротивление со стороны монахов, и он принужден был даже бежать из него. Но что не удалось Адамнану в 704 году, то совершилось в 716 году, при настоятеле Гийского монастыря Дунхаде, благодаря убеждениям англо-саксонского священника Эгберта 131 . Таким образом, главный пункт оппозиции Риму подчинился ему в обряде празднования Пасхи; а пример Ги произвел огромное действие и на все церкви шотландские. Между тем англо-саксонская церковь торжествовала свою победу. Эгберт поселился в Ги, и так сказать, наблюдал, чтобы движение, произведенное им здесь, не уклонилось от своего направления. Эгберт тут и скончался в 729 году. Для шотландской церкви победа Рима ознаменовалась не одним только принятием римского празднования Пасхи и римской тонсуры Гийским монастырем. Иерархия шотландская должна была еще признать над собой юрисдикцию Рима и Кентерберийского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXVI (XXIV). О смерти королей Эгфрида и Хлотхера В год от воплощения Господа 684-й король Нортумбрии Эгфрид послал в Ибернию дукса с войском, который жестоко обрушился на сей безобидный народ, всегда дружественный к англам, и не пощадил в своей враждебности ни храмов, ни Островитяне сопротивлялись как могли, положившись на милосердную помощь Божью и непрестанными молитвами взывая к Его мщению. И хотя проклинающие не наследуют Царства можно не сомневаться, что справедливо проклинаемый за свои злодеяния вскоре получит месть за грехи от руки Бога. В следующем году король отправил войско для разорения провинции пиктов вопреки советам его друзей и особенно блаженной памяти Кутберта, который незадолго до этого сделался Враг обратился в притворное бегство и завлек короля в некий узкий проход между неприступных скал; там он и погиб вместе с большей частью своего войска в десятый день до июньских на сороковом году жизни и на пятнадцатом году царствования. Как я сказал, друзья просили его не начинать похода; но в предыдущем году он не послушал преподобнейшего отца Эгберта, который так же просил его не нападать на скоттов, не сделавших ему никакого вреда; в наказание за этот грех он не послушал и тех, кто пытался спасти от гибели его самого. С того времени надежды и силы королевства англов «схлынули и пошли на поскольку пикты вернули свою землю, которой прежде владели англы, а жившие в Британии скотты и часть бриттов восстановили независимость и пользуются ей вот уже сорок шесть лет. Многие англы погибли от меча, были пленены или спаслись бегством из страны пиктов; среди последних был преподобнейший слуга Божий Трумвин, поставленный над ними епископом. Он со своими людьми бежал из монастыря Абберкурниг, который хоть и находился в стране англов, но стоял рядом с заливом, разделявшим англов и Свою братию он расселил в знакомых монастырях, а сам поселился в столь часто упомянутой обители слуг и служительниц Божьих, называемой Стренескальк. Там с немногими из своих спутников он прожил много лет в воздержании к пользе не только своей, но и многих других. После он умер и был похоронен в храме блаженного апостола Петра с почестями, подобающими его жизни и сану. В то время монастырем управляла царственная дева вместе со своей матерью Энфледой; о них обеих мы уже упоминали. С приходом епископа эта ревностная наставница нашла в нем помощника в управлении монастырем и своего верного утешителя. Эгфриду на троне наследовал это был сведущий в Писании муж, брат Эгфрида и сын короля Освиу. Он смог восстановить поколебленное величие королевства, хотя и в меньших

http://sedmitza.ru/lib/text/440826/

(Иисус Христос обращается с обличением к ап. Петру после его отречения) и 268 об. Лаврентиевское Евангелие, л. 56 об., 94, 205 об. Евангелие 54, л. 101. Евангелие suppl. gr. 914, л. 85 об. Коптское Евангелие, л. 270. Ипатьевское Евангелие 2 (в Евангелии Луки). Греч. подлинник 1959 . Лицевые Страсти: О. Л. Д. П., CLXXVI, 91; XLVIII, CLXIII, CXXXVII, CCLX; С.-Петербургской Духовной Академии, А 1 / 23 . Западные Евангелия: ахенское и кодекс Эгберта 1960 . Раскаяние и смерть Иуды ( Мф. 27:3–5 ). Древнейшие изображения того и другого относятся к V-VI вв. 1961  и имеют очень простые формы. В россанском Евангелии (рис. 141 1962 ): на роскошном троне, под купольным киворием сидят два лица (Анна и Каиафа?), с открытыми головами, в туниках и тогах; перед ними согнувшись стоит Иуда; в его руках, задрапированных в мантию, лежат деньги, часть которых уже рассыпана. Один из первосвященников поворачивает в сторону свое лицо и руками делает энергический жест отрицания. Направо небольшое дерево со скудной листвой; к одному из сучков его прикреплена веревка, на которой висит Иуда. Природу дерева определить едва ли возможно. 141. Миниатюра россанского Евангелия. В Евангелии Раввулы (л. 278) 1963 дерево фиговое 1964 , под ним рог, наполненный какой-то неопределенной массой, которую клюет птица. По объяснению проф. Усова, это ворон клюет внутренности Иуды ( Деян. 1:18 ), но мы присоединяемся к мнению Гарруччи 1965 и видим здесь рог изобилия – орнамент, каких немало рассеяно по полям канонов этого кодекса. В лицевых псалтирях изображение Иуды относится к Пс. 108 , где говорится: «вместо еже любити мя, оболгаху мя… положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое… диавол да станет одесную его…» и т. д. В барбериновой псалтири ( Пс. 108 ) черный демон убеждает Иуду предать Иисуса Христа; потом прикрепляет к дереву веревку, на которой висит Иуда. В парижской псалтири 20 (л. 23, Пс. 108 ) Иуда висит на пальме; в Пс. О. Л. Д. П., по-видимому, – на дубе 1966 . В угличской псалтири возле висящего на дереве Иуды стоит демон с багром. Евангелие 74 (дерево – из породы пальм, л. 56). Лаврентиевское Евангелие, л. 57. В коптском Евангелии (л. 81) Иуда на перекладине ворот; перед ним дьявол в фантастической форме, с двумя головами слонов на груди и с обвившимися вокруг ног змеями. Стенописи: Каракалл, монастырь Филофеевский. Греческий подлинник 1967 . Памятники западные представляют Иуду также висящим на дереве (франц. Библия нац. библ. 167, также 9561, л. 174) или на перекладине (нац. библ. lat. 11,560, л. 4). Никаких отражений известных апокрифических преданий об обстоятельствах смерти Иуды 1968 в памятниках древнего искусства нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во 2-й пол. X в. появляются более развернутые молитвы на освящение, вручение и надевание П. (Pontif. Rom.-Germ. 38-39, 44-45; OR. 35B. 33-35// Andrieu. Ordines. Vol. 4. P. 108; The Sacramentary of Ratoldus/Ed. N. Orchard. L., 2005. P. 40 (при облачении для совершения мессы П. надевался поверх перчаток - Ibid. P. 238); The Benedictional of Archbishop Robert/Ed. H. A. Wilson. L., 1903. P. 129, 165; The Leofric Missal/Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 215-216; в т. н. Понтификале архиеп. Эгберта (посл. треть X в.) по-прежнему используется краткая формула при вручении П. ( Banting H., ed. Two Anglo-Saxon Pontificals. L., 1989. P. 11), однако на вставном листе почерком, принадлежащем писцу XI-XII вв., выписана иная, более развернутая молитва, в к-рой говорится об обязанности епископа хранить чистоту веры Церкви как Невесты Христовой (sponsa Christi) (Ibid. P. 127)). В XI-XII вв. вопрос о вручении П. и посоха оказался в центре спора об инвеституре . Возможно, по этой причине (чтобы понизить значение обряда) в Риме стали использовать только краткую формулу при надевании П. (Pontif. Rom. (XII c.). X 28; Pontif. Rom. (XIII c.). XI 29), к-рая впосл. вытеснила иные варианты из общецерковного обихода ( Durand. Pontif. I 14. 42). В нек-рых литургических толкованиях вручение П. считали мистическим обручением епископа с Церковью ( Honor. August. Gemma anim. I 216; при этом прообраз обряда видели в притче о блудном сыне (Лк 15. 22)). Папа Иннокентий III на основании Лк 11. 20 называл П. знаком дара Св. Духа ( Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 46) и отождествлял епископов со стражами, обходящими город (Песн 5. 7), к-рые должны охранять обрученную Христу Церковь ( Innocent. III, papa. De sacr. altar. myst. I 61). С XII в. П. в качестве особой привилегии стал вручаться аббатам бенедиктинских мон-рей (с XV в.- только папой Римским). П. (золотое кольцо) служило также одним из символов посвящения в чин дев (см. в статьях Velatio, Картузианцы). Епископские П. чаще всего изготовлялись из золота, хотя в средние века - также из серебра и бронзы. Чаще всего они были украшены драгоценными камнями (аметистом, топазом или рубином, вокруг них могли быть добавлены бриллианты). С XII в. появился особый кардинальский П., в отличие от тех, что были у епископов, он украшался сапфиром. На П. часто делались надписи (имя владельца, благословение и т. п.), помещались образы евангелистов, Девы Марии, ап. Петра, геральдические элементы. В позднее средневековье, судя по сохранившимся изображениям, надписям на епископских надгробиях и описям церковного имущества, епископы могли носить неск. П. одновременно, причем П., полученный при ординации, иногда надевали не на безымянный, а на указательный палец (вероятно, считая его 4-м по счету (что соответствовало указаниям в нек-рых чинах ординации)).

http://pravenc.ru/text/2580054.html

Пришедший в 634 г. к власти кор. Освальд оказывал покровительство ирл. миссии во главе с еп. Аэданом, в Нортумбрии были сформированы новые церковные структуры с центром в мон-ре на о-ве Линдисфарн (Холи-Айленд). Эборак утратил значение церковного центра, в течение 30 лет кафедра оставалась вакантной. В 664 г. на Соборе в Стренескальке (ныне Уитби) была осуждена ирл. практика исчисления Пасхи, после чего ирл. духовенство в основном покинуло Нортумбрию. Впосл. Эборакскую кафедру занял св. Хад (664-669), в его юрисдикцию входила, по-видимому, вся Нортумбрия. У прибывшего из Рима в 669 г. архиеп. Теодора , назначенного на кафедру Дуроверна (ныне Кентербери), возникли сомнения в каноничности хиротонии Хада, к-рая была совершена при участии 2 бриттских епископов. После того как Хад отказался от кафедры, Теодор рукоположил его повторно и назначил епископом в Мерсию. Преемником Хада на Эборакской кафедре стал св. Вильфрид . Житие св. Вильфрида, составленное его современником и сподвижником Эддием Стефаном,- важный источник сведений по ранней истории Эборака. В 678 г. по решению архиеп. Теодора Кентерберийского диоцез Эборак, объединявший территории к северу от Хамбера, был поделен на 2 епископства с центрами в Эбораке и в Хагустальдене (ныне Хексем). В 681 г. была восстановлена кафедра в Линдисфарне. Первым архиепископом Эборака стал Эгберт (735-766). Ему адресовано предсмертное письмо Беды Достопочтенного, к-рый беспокоился о состоянии христ. Церкви в Нортумбрии и давал Эгберту советы, как справляться с обязанностями архиепископа (Epistola Baedae ad Ecgbertum Episcopum). Учеником Эгберта был уроженец Эборака Алкуин , чьи письма и поэма «Об отцах, правителях и святых церкви Эборака» (Versus de patribus, regibus et sanctis Eboracensis ecclesiae) являются важнейшими источниками сведений об Эбораке в VIII в. В частности, известно, что при архиеп. Эгберте и его преемнике Этельберте (766-779/80) в городе действовала школа, ее выпускники и наставники славились ученостью. Алкуин упоминает также о б-ке кафедрального собора, для к-рой он по просьбе своего наставника Этельберта (впосл. архиепископ) собирал на континенте редкие книги. По свидетельству Алкуина, б-ка в Эбораке в те времена была одной из лучших в Европе. При архиепископах Эгберте и Этельберте в Эбораке была построена ц. Св. Софии (Alma Sophia; освящена в 779/80).

http://pravenc.ru/text/1238027.html

1566 Ср. любопытное уклонение в код. Эгберта (Kraus, Taf. XXXV): сострадательный человек держит больного над купелью. 1571 Garrucci, CCCLXVII, 1. Ср. также латер. сарк. Garrucci, CCCLXXI; CCCXCVII, 9. Aringhi, I, p. 289, 623. Roller, II, pl. LVI, 4; LXXXII, 2. Münter, II, Taf. XI, 70. Garrucci, CCCLXVII, 2. Ficker, 112, 175, 179, 189 и 195. 1580 Kraus, Die Wandgemälde d. S. Georgskirche zu Oberzell auf der Reichenau. Taf. V. Freiburg im Breisgau, 1884. Revue de I’art chr., 1885; tab. sine N. 1583 Garrucci, CCCLXXVI, 4. R. de Fleury, pl. XLIV, 3. Martigny, p. 702. Kraus, R. E., I, 104, Fig. 50. 1585 R. de Fleury, pl. XLV, 2. Другое изображение (л. 143 об.), изданное Р. де Флери (XLV, 1), сомнительно. 1597 Kraus, Die Wandgemälde, Taf. IX. Revue de l’art chr. 1885; tab. sine (ошибочная подпись: «Pêche miraculeuse»). 1600 Многочисл. памятники в изд. Боттари, Буонаротти, Мюнтера, Аринги, Аженкура, Пипера (Mythol., II, 440–457), Гарруччи, Крауза, Ф.И. Буслаева (Апокал. табл. 168, ср. 218 и др.). Ср. Псалтирь Общ. люб. древн. письм., 1397 г., л. 186 об. 1603 De Rossi, De Christ monum. ιχθυν exhib. 105. Pitra, Spicil. solesm., vol. III, p. 577. R. de Fleury, pl. LIV, 2. Kraus, R. E., I, 517, Fig. 166 (по рис. Перре). Garrucci, CDLXXVIII, 13. Becker, Darstell. J. Chr. u. d. Bilde d. Fisches, S. 84, 28. Macarii Hagiogl., p. 237. 1611 Ciampini, II, tab. XXVII, 11. Garrucci, CCXLIX, 5. R. de Fleury, pl. XL: надпись «la pêche miraculeuse» ошибочна; та же надпись и то же изображ. у Фаррара, «Жизнь Иисуса Христа», стр. 611. Подраж. кн. Гагарина, pl. X. 1612 R. de Fleury, pl. XLI; 1. Bordier, p. 72. Визант. альбом гр. A.C. Уварова, стр. 98. Фаррар, стр. 265. 1618 Aringhi, I, р. 289 (п. 2), 319, 329, 613, 623. Münter, II Heft, Taf. VII, XI, 67 (обозн. на стр. 132 «ханан. жена» неверно). Garrucci, CCCXIV, 5; CCCXVII, 2; СССХХ, 1; CCCXXI, 3; CCCXXIII, 6; CCCXXX, 5; CCCLXV, 1; CCCLXVII, 1–3; CCCLXX, 1; CCCLXXVIII, 3–4 CCCLXXIX, 1; CCCXCVII, 9; CDIII, 4. R de Fleury, pl. XLVI, 1, 3. Kraus, R. E., I, 120, Fig. 56. Martigny, p. 341. Фрикен, Рим. кат., II, 231. V. Schultze, Katac., S. 178, Fig. 42. Grimoüard de S. Laurent, Manuel, p. 551, pl. 6. Визант. альбом гр. A.C. Уварова, табл. II u cmp. 17. Ficker, 125, 148, 152, 157, 160, 174, 175, 178, 179, 189, 191, 195. Оклад Ев. V-VI вв. в нац. библ. 263: Notice des objets exposés, II, 49. A Pératé. Note sur le groupe de Panéas. Mélanges d’archéol. et d’hist., 1885, p. 303 sq.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

317 См. статью г. Сокольского «Влияние кельтического и германскагоправа на систему кар западной церкви» в Ж. M. Н. Пр. 1882 г. (=222 т.),стр. 2 . 319 Павлов. Первоночальный славяно-русский номоканон (Казан,1869 г.) стр. 24. Ср. Востоков. Опис. рук. румянц. музеума. Кормчая ССХХХ, стр. 275. 322 Павлов. Неизданный памятник русского церковного права века. Ст. 3 (Спб. 1890 г. См. Ж. М. H. И. 1890 г. октябрь). 326 См. напр. Р. И. Б. VI, 4, стр. 5; стр. 48 ст. 92, стр. 53 ст. 5; стр. 59 ст. 10; стр. 106 и др. 342 Примеры ссылки на номоканон Постника см. напр. в P. И. Б. т. VI. 42, 45, 46. Павлов, Неизд. пам., стр. 16–18, ст. 7. 343 Горчаков, К истории эпитимийных номоканонов православной церкви. СПБ. 1874 г. Стр. 90; Starine, т. VI, стр. 134 Ь. 358 Бернер, Учебник Уголовного Права, часть общая, добавление Н. Неклюдова к § 120, стр. 706–707. 362 Против Вассершлебена Шмиц отдает пальму совершенства романской группы. См. его «Die Bussbücher und die Bussdisciplin der Kirche, III Theil, S. 227 и sf. 364 С выкупами встречаемся в Беды (Schmitz, 564), Эгберта (Ibid, 585–6), Куммеана (Ibid, 613–614), Валлццелянском (Ibid, 274, 326) , Мерзебургском (сс. 42–43, Schmitz, 702) и в Poenitentiale Remense (Katz, Ein Grundriss des kanonisches Strafrechts. Berlin. 1881. S. 166). 370 Павлов, Отрывки греческого текста канонических ответов русского Митрополита П. См. прил. 5 к XXII т. Записок Импер. Акад. Наук, СПБ. 1873 г., стр. 9. 372 Суворов, Следы ест. стр. 232 и д. Его-же, К вопросу о западн. влиянии на древне-русское право, Ярославль, 1892 г., стр. 377–378. 373 Главными образом Мрочек- Дроздовского, Опыт исследования источников по вопросу о деньгах Русской Правды, в 1-м вып. его Исследований о Рус. Правде. Москва, 1881. 376 Если из фунта серебра в XVI в. делали 6 рубл., то, деля 96 на 6, получаем 16 золотн., т. е. в рубле XVI в. было около 16 зол. серебра, а в 2 1/4 р., след., 36 зол. 379 По Христом. Влад.-Буданова см. ст. 1–3, 5–6, 10, 2 , 23, 29. По Ист. Церкви Голубинского см. ст. 2–4, 7, 8, 28 и 32.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГРИЦИЙ ТРИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Агритий Трирский. Миниатюра в Псалтири Эгберта из Трира (980 г.) Редакция текста от: 08.02.2016 22:54:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7455.html

составление и перевод А.А. Бурова Святая Альбурга, настоятельница монастыря в Уилтоне, что около Солсбери († ок. 810 года, память 25 декабря) Святая Альбурга (Alburga) была принцессой из Уэссекса, Англия, сестрой Эгберта, короля Уэссекса. Уже в раннем возрасте проявилось её благочестие. Она вышла замуж за элдермена Вульфстана из Уилтшира (Wulfstan of Wiltshire), что было элементом политического союза. Ещё до замужества она основала монастырь в Уилтоне (Wilton). По кончине своего супруга святая Альбурга удалилась в этот монастырь и стала его настоятельницей. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святая Эрменбурга, игуменья из Танета († 650–700, память 19 ноября) Святая Эрменбурга (Ermenburga), или Эбба (Ebba), или Эорменбур (Eormenburh), или Домнева (Domneva) была принцессой Кентской. Её отцом был Эрменред (Ermenred), брат Эрконберта (Erconbert), короля Кента. Она вышла замуж за Меревальда (Merewald), который по преданию был сыном Пенда (Penda) Короля Мерсии, которому она родила четырех детей, включая Святую Милдред (Mildred, память 13 июля), святую Милбургу (Milburga, память 23 февраля), старшую из трёх девочек, и Милдгис (Mildgith, память 17 января) самую младшую дочь, а также Мерефина (Merefin), который умер в юности. Среди родных братьев Эрменбургы были Святые Этельред (Ethelred) и Этельберт (Ethelbert, память 17 октября). Когда они были безжалостно убиты в Истри (Eastry), что около Сэндвича, советником Эгберта Тунором (Thunor), их сестра получила в качестве «виры» («wergild»), т.е. компенсации за убийство, землю в Кенте. В преклонном возрасте Эрменбурга использовала эту землю, чтобы основать женский монастырь в Танете (Thanet), где место, называемое Эбсфлит (Ebbsfleet) все еще увековечивает ее память. Она стала игуменьей этого монастыря приблизительно в 670 году, за ней игуменьей стала её дочь Милдред, которая была воспитана в монастыре Шелль (Chelles), что во Франции. Домнева (Domneva) – это сокращение от Домна Эбба (Domna Ebba), т.е. Леди Эбба. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010