В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного , в частности – о его работах по толкованию Священного Писания . Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды «Толкование на Послание Божественного Иакова». Ключевые слова: Беда Достопочтенный , Послание ап. Иакова, Соборные Послания, искушения, мудрость, богатство, бедность, похоть, грех, гнев, обуздание языка, Закон, дела, вера, оправдание, Суд, терпение, болезнь, помазание болящих, молитва , спасение. Прп. Беда (Beda, Baeda, Bedanus; память в день всех святых Британских островов в 3-ю Неделю по Пятидесятнице; в Римско-Католической Церкви – 27 мая) происходил из Нортумбрии (Сев. Англия). Родился в 672 или 673 г., предположительно в селении Монктон. В 7-летнем возрасте родственники отдали его на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермоут, аббатства свв. апп. Петра и Павла, из которого через год он был переведён в новооснованный монастырь того же аббатства в Ярроу. В этом монастыре Беда оставался до конца своей жизни. В возрасте 19 лет он был рукоположен во диакона, а в 30 лет стал пресвитером. Он почти никогда не покидал свой монастырь, лишь однажды совершив поездку в Линдисфарн, а в другой раз навестив в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского. Умер прп. Беда от болезни 26 мая 735 г. в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. его мощи были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. С IX в. св. Беду стали именовать «Достопочтенный» (Venerabilis). На Ахенском Соборе 835 г. он был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 октября 1899 г. папа Лeb XIII объявил прп. Беду Достопочтенного учителем Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по инициативе митр. Антония (Блума) как местночтимый святой 2 . Прп. Беда Достопочтенный был одним из виднейших учёных- энциклопедистов раннего средневековья. Хотя его богословское учение в целом носит несамостоятельный и компилятивный характер, все же его по праву считают одним из крупных западных богословов. Круг его интересов включал практически все известные тогда области знания: физику, астрономию, метеорологию, музыку, хронологию, историю, математику, риторику, грамматику, метрику. При этом он не только собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но и стремился дополнить их. Сочинениям прп. Беды присуща простота и лаконичность. Их объединяет идея о необходимости написания кратких сводов знаний, которые были бы пригодны для обучения наукам и для наставления в вере 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ [Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 26.05. 735), св. (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая), богослов, экзегет, историк. Жизнь В 7-летнем возрасте был отдан родственниками в мон-рь Вермоут (680), но когда в 681 г. был основан мон-рь в Ярроу (см. Ярроу-Вермоут ), подчиненный тому же аббату Бенедикту Бископу , Б. Д. был переведен туда для получения образования под началом наместника Кеолфрида, где и оставался до конца жизни. В 19 лет был рукоположен во диакона, в 703 г.- во пресвитера. Он почти не уезжал из мон-ря, лишь однажды ездил в Линдисфарн, в др. раз навещал в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского . Умер Б. Д. от болезни в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. мощи Б. Д. были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. Титул «Достопочтенный», известный с IX в., по преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Б. Д. В ней были такие слова: «Hac sunt in fossa/Bedae venerabilis ossa» (В сей могиле лежат/Кости достопочтенного Беды). С этим титулом упоминали его Алкуин и Павел Диакон . На Ахенском Соборе (835) Б. Д. был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 окт. 1899 г. папа Лев XIII объявил Б. Д. учителем Зап. Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован митр. Антонием (Блумом) , является местночтимым святым Сурожской епархии РПЦ. Биографические сведения о Б. Д. содержатся в следующих средневек. источниках: 1. Его «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов. V 24), где Б. Д., по примеру еп. Григория Турского , приводит краткую автобиографию и список своих сочинений. 2. «Vita Bedae Venerabilis» (Житие Беды Достопочтенного), написанное частью учеником Б. Д. Кутбертом, частью - неизвестным автором XI в.; краткое, заканчивается похвалой Б. Д. 3. «Epistola Cuthberti de obitu Bedae» (Послание Кутберта о смерти Беды). 4. Неск. поздних житий Б. Д., принадлежащих неизвестным авторам (PL. 90. Col. 43-54).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИССАЛ [Лат. Missale], литургическая книга римского обряда , содержащая все необходимые для совершения мессы тексты молитв, чтений из Свящ. Писания и песнопений, а также описания обрядовых действий священнослужителя, календарь и др. указания. Происхождение Латинский термин «Missale» появляется во 2-й пол. VIII в. в Англии (впервые в сочинениях Эгберта, архиеп. Йоркского ( 766), или его преемника Этельберта ( 779 или 780) - Egbert. Dialogus eccl. inst. 16//PL. 89. Col. 441). Изначально он использовался по отношению к Сакраментарию или к собранию отдельных месс (у Алкуина , ученика архиеп. Эгберта, в послании 801 г. противопоставляются Missalis libelli и Sacramentaria maiora - Alcuin. Ep. 226//MGH. Epp. 4. Karol. 2. S. 370). Широкое распространение термин получил благодаря тому, что был использован (возможно, под влиянием Алкуина) в качестве названия основной богослужебной книги пресвитера (наряду с Евангелием и Псалтирью) в капитулярии Карла Великого «Всеобщее увещание» (789 г.) (Admonitio generalis. 72//MGH. Capit. 1. P. 59-60). Традиция называть Сакраментарии Missale сохранилась и в Новое и новейшее время, преимущественно по отношению к книгам галликанского и кельтского обрядов, поскольку в них священнические молитвы часто дополняются др. элементами (чтениями и проч.) (напр., М. из Боббио, Missale Gallicanum vetus, Missale Gothicum, Миссал Стоу). Однако в узком смысле М. называют книгу, в к-рой соединен материал Сакраментария , Лекционария , Градуала и др. певч. книг. Причиной появления таких комплексных книг, содержащих все необходимые для совершения службы тексты, заключалась не только в практическом удобстве. Большую роль в этом процессе сыграло распространение практики совершения приватной мессы одним священником, без участия хора, аколитов (аколуфов) и др. служителей. Такого рода сборники появляются в разных регионах христ. Европы начиная с IX в., при этом они значительно отличаются друг от друга как по составу, так и по организации материала. Известны как полные сборники для всего церковного года, так и отдельные libelli missarum, в к-рых содержатся молитвы, чтения и песнопения (в той последовательности, как они используются в чине мессы) для отдельных праздников (один из самых ранних образцов таких libelli missarum, представляющий собой соединение Сакраментария и Лекционария,- палимпсест Cassin. 271, VIII в. (возможно, Равенна)).

http://pravenc.ru/text/Миссал.html

Величайшим из проповедников в этих землях, заслуженно носящим титул просветителя Нидерландов и апостола фризов, был святитель Виллиброрд Утрехтский (Willibrord of Utrecht). Святитель Виллиброрд был англом по происхождению, родом из Йоркшира (север Англии), расположенного недалеко от побережья Северного моря. Еще до рождения жизненный путь святого был символически предсказан в видении его матери, в котором она увидела, как Луна как бы опустилась ей в рот, после чего засветилась от нее великолепным сиянием. Отец Виллиброрда по имени Вильгильс (Wilgils), «набожный муж святой жизни», отдал юного Виллиброрда на попечение братии монастыря Рипон (Ripon) и удалился вести аскетическую жизнь в часовне, которую сам основал на реке Уир. Икона свт. Виллиброрда Утрехтского В Рипоне Виллиброрд воспитывался под руководством святителя Вильфрида Йоркского (Wilfrid; † ок. 710). Несколько лет спустя Виллиброрд уехал в Ирландию, где подвизался в монастыре Ратмельсиги (Rathmelsigi) под руководством святого Эгберта (Egbert; † 729), который позже организовал его миссию во Фризию. В возрасте 33-х лет святитель Виллиброрд отправился в сопровождении 11 спутников просвещать земли Фризии, которые географически охватывали части современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и северной Германии. Там он пользовался всесторонней поддержкой франкского правителя Пипина II (Pepin II; ок. 635–714), но фризы все еще были закоренелыми язычниками, и более того, находились во враждебных отношениях с соседями-франками. Святитель Виллиброрд усерднейшим образом совершал свое служение и добился потрясающих результатов в деле просвещения этого края. Его главной базой был город Утрехт (ныне город в Нидерландах). Угодник Божий совершил две поездки в Рим, чтобы получить благословение Папы Римского и поддержку для своей миссии; во время второй из них, в церкви Мученицы Кикилии, ему был вручен архиерейский паллий (наплечный шерстяной плат), и он стал архиепископом с кафедрой в Утрехте. Виллиброрд смело противостоял язычеству, с которым сталкивался лицом к лицу. Он горячо обличал идолопоклонство, указывая на его греховность и тщетность. Однажды святой публично разбил идола, за что один язычник с силой ударил его мечом по голове, но святитель чудесным образом остался цел и невредим и простил обидчика. В другом случае святой доказал отсутствие какой-либо силы у местного идола, которого страшились язычники, крестив трех юношей в посвященном ему водоеме.

http://pravoslavie.ru/156192.html

В покаянных сборниках (см. Пенитенциалий ) была разработана подробная шкала наказаний (в т. ч. в виде пожертвований) в зависимости от тяжести совершенного греха - т. н. тарифицированное покаяние (см., напр., Пенитенциалий Колумбана (PL. 80. Col. 223-230), Пенитенциалий Теодора , архиеп. Кентерберийского (PL. 99. Col. 935-952, 959-964); «Liber de remediis peccatorum» Эгберта , архиеп. Йоркского (PL. 89. Col. 443-454) и др.); подобное явление имело место и в визант. покаянной практике, отразившейся в «Канонарии монаха и диакона Иоанна» (сер. IX в.). Новая практика предусматривала возможность замены одной епитимии другой (commutatio) или ее смягчения при определенных условиях (redemptio). В VI-VII вв., вплоть до церковных реформ при Каролингах , представители знати нередко нанимали людей, чтобы они совершали за них епитимию. В рамках этой практики сформировались основные виды коммутации (замены) епитимий (напр., вместо длительных строгих постов - молитвы, чтения псалмов, раздачи милостыни, паломничества), впосл. ставшие основными делами милосердия, необходимыми для получения И. Важным видом такой замены стали паломничества в Рим и Иерусалим, а также к могилам св. Альбана Британского (Сент-Олбанс, Англия) и ап. Иакова Зеведеева (Сантьяго-де-Компостела, Испания). Одной из ранних форм И. являлись «разрешительные грамоты» (litterae remissionis), к-рые выдавались в XI-XIII вв. папами Римскими, папскими легатами, правящими епископами и аббатами за пожертвования (на строительство церквей, благотворительных учреждений, школ, мостов, дорог и т. д.) и дела благочестия (напр., паломничества). Распространение И. в виде «разрешительных грамот» за пожертвования было во многом обусловлено движением Божиего мира и процессом «внутренней христианизации» Европы. Использовавшиеся в них формулы различались; как правило, употреблялся термин «remissio peccatorum», обозначавший смягчение или снятие епитимии за грехи (в отличие от «absolutio» - отпущения греха в таинстве Покаяния). В данных грамотах часто указывались конкретные сроки снятия положенной епитимии, равные срокам покаяния, указанным в Пенитенциалиях.

http://pravenc.ru/text/389591.html

Глава Палатинской академии Алкуин и его творческое наследие Рабан Мавр (слева) и Алкуин (в центре) подносят свои книги епископу Отгару Майнцскому Алкуин познакомился с Карлом в Парме, на возвратном пути из Рима, в 781-м г., когда он был зрелым мужем и состоял в диаконском сане, а родился он около 735 г. в британском Йорке. Он рано осиротел и остался на попечении родственников. Одним из них был знаменитый миссионер епископ Виллиброрд. Как и тот, Алкуин был отдан в монастырь в детском возрасте. Там он получил первоначальное образование, а затем обучался в соборной школе Йорка, прославленной высокой квалификацией своих профессоров, так что учиться в ней приезжали студенты не только из Британии, но и из других стран. В этой школе Алкуин, благодаря своим незаурядным способностям, любознательности и прилежанию, приобрел обширные знания в библеистике, латинской патристике, классической литературе. Ввиду своего знатного происхождения он пользовался покровительством со стороны архиепископа Йоркского Эгберта. Магистром Йоркской школы был его родственник Эльберт, который взял с собой в Рим Алкуина. Одной из целей поездки было изучение книг, хранившихся в библиотечных собраниях «вечного города». После возвращения на родину Эльберт был поставлен на архиепископскую кафедру Йорка, а Алкуин, его ближайший помощник, был рукоположен в диакона. В 778-м г. Эльберт ушел на покой, его преемником по епископскому служению стал Эанбальд, а заведование соборной школой было возложено на Алкуина. В 780-м г. он снова отправился в Рим, чтобы получить там от Папы паллиум для Эанбальда. Встретившись на возвратном пути с Карлом Великим, он принял его предложение переселиться в королевство франков, где вначале возглавил школу Ферьерского монастыря, но вскоре, уже в 782-м г., был вызван Карлом ко двору в Ахен, возглавив Палатинскую Академию, при которой существовала школа, в ней сам Алкуин преподавал классические тривиум и квадривиум. Вместе с Алкуином из Британии в государство франков переселились четверо других ученых монахов: Визон, Фредегизом, Сигульф и Онульф. Онульф вскоре отошел от Алкуина, оставил монашество и занятия науками, став человеком светским, а трое других остались верными помощниками Алкуина в его просветительских трудах. Неизвестно, по какой причине около 790-м г. Алкуин вернулся на родину, в Англию, но в 793-м г. он снова находился в Ахене.

http://pravoslavie.ru/133195.html

Следует добавить, что такая же участь постигнет ряд других потерявших свое изначальное предназначение церковных служений, например, хорепископов. Очевидно, на Западе римские чины посвящения диаконисс и подобные им (см. Понтификал архиепископа Йоркского Эгберта (732–766), парижская рукопись X в.) явились основой последующей практики поставления монашествующих женщин в Западной (Католической) Церкви, в связи с чем они – в отличие от восточного чина посвящения диаконисс, который не мог меняться, поскольку не использовался на практике, – занимают особое место в ряде средневековых литургических рукописей. Миссал Леофрика, епископа Эксетерского (1050–1072), содержит помимо молитвы на поставление диакониссы указания на посвящения вдов, дев и аббатисс; достаточно пространные молитвы аналогичного характера и частью текстуально совпадающие с предыдущими включены в Понтификал архиепископа Йоркского Байнбриджа (1508, см.: Liber Pontificalis Chr. [Christophori] Bainbridge, Archiepiscopi Eboracensis/Ed. G. Durham. L., Edinburgh, 1875 [Publications of the Surtees Society, 61]) для разных женщин: famula Dei (P. 81–82, 152–153), abbatissa (P. 143–148), uidua (P. 150–151), uirgo(P. 154–169), sanctimonialis (P. 170–175). Аналогичные молитвы можно привести из Понтификала епископа Солсберийского Роджера Мартивальского (Liber Pontificalis Rogeri de Martival, episcopi Sarisburiensis, 1315–1329, см.: Ibid. Appendix. P. 207–213 [uirgo], 214–224 [famula]); английского Понтификала епископа Линкольнского Джона Рассела (Pontifical of John Russel, Bishop of Lincoln, XVsaec.: Ibid. Appendix. P. 237–247[virgins], 248–249[abbatissa]) 218 . Молитвы на поставление вдов и аббатисс (в последнем случае частью совпадающие с Ordo Romanus IX века) доживут до латинских евхологиев XVIII века (Monumenta veteris Liturgiae Alemannicae/Ed. M. Gerbertus. Mon. St. Blasii, 1779. P. 98–99; Monumenta. P. 69–70) 219 . Впрочем, концом эволюции подобного рода чинов следует признать Римский понтификал (Pontificale Romanum, fase.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI Собор в Париже в 829 году запретил женщинам приближаться к алтарю, касаться священных сосудов, подавать духовным лицам священные сосуды и преподавать народу Тело и Кровь Господа 475 . Единственным исключением отсюда является 73 правило Вормского Собора 868 года, буквально повторяющее 15 Халкидонское правило 476 . Все эти правила запрещают то служение диаконисс, то одно посвящение их, хотя из этих же правил видно, что в этих странах существовало и посвящение диаконисс. О том же говорят и другие источники, свидетельствующие, что диакониссы, и даже посвященные, существовали в Галлии и Северной Италии как до соборных запрещений, так даже и после них. Вот эти свидетельства в хронологическом порядке. Первое по времени упоминание о диакониссах на Западе – это житие св. Мартины, диакониссы в Риме, скончавшейся мученически в III веке (ок. 230). Но упоминание это исторической ценности не имеет, так как житие это составлено гораздо позднее, и притом на Востоке 477 . Около 450 года Седулий в письме, предпосланном к его Carmen Paschale, упоминает о диакониссе Синклетикии 478 , которой Евстафий посвятил свой перевод Шестоднева Василия Великого 479 . Правда, Синклетикия была монахиней, по-видимому, не в Галлии, а в Ахайе, где принял монашество и Седулий и где он писал свое произведение, но этот-то факт и показывает, откуда явились диакониссы в Галлии. В 530 году влиятельный епископ Реймса Ремигий, умирая, оставил «своей благословенной дочери диакониссе Иларии рабыню по имени Нору» 480 . Эпитафия, датированная 539 годом, найденная в Тичино, говорит о «Theodora diacona» 481 . В 544 году жена франкского короля Хлотаря I Радегунда бежала от мужа в Нойон к епископу Медарду, прося посвятить ее в монахини, и после ее настойчивых просьб епископ, возложив на нее руку, посвятил ее в диакониссы, и она до самой смерти († 587) прожила в монастыре 482 . Собор в Риме 721 года упоминает о диакониссе, запрещая под страхом анафемы брать ее замуж, так же как и «пресвитеру» 483 . Понтификал Эгберта, архиепископа Йоркского (732–766) свидетельствует о существовании диаконисс и в Англии 484 . В 753 году епископ Равенны посвятил свою жену Евфимию, очевидно следуя предписанию 48 Трулльского правила 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Беорнрад был сначала аббатом основанного святым Виллибрордом монастыря в Эхтернахе, а позднее стал архиепископом Сенсским. Святитель Виллиброрд родился, возможно, 6 ноября 658 года. Хотя известность ирландских школ была вполне заслуженной, это не означает, что в Англии был недостаток таковых. В то время святой Альдгельм Шерборнский сетовал на то, что многие студенты из Англии отправлялись учиться в Ирландию, и писал: «Разве в Англии нет хороших школ?» Причиной этому было, вероятно, снятие в 678 году святителя Вилфрида, наставника и любимца многих монахов, с Йоркской кафедры. Эгберт Ирландский, преподобный (639–729, память 24 апреля). Был монахом на острове Линдисфарн, позднее переехал в Ирландию, где подвизался в монастыре Ратмельсиги (возможно, нынешний Меллифонт) графства Коннот, где стал аббатом. В Ирландии он обучил и подготовил нескольких будущих святых, впоследствии отправившихся просвещать германские земли. В 716 году перебрался в монастырь на острове Айона в Шотландии, где убедил монахов принять восточную Пасхалию. Сам мечтал просвещать англосаксов, но этому не суждено было сбыться. Преставился в 90-летнем возрасте. Вигберт Ирландский, преподобный († 690, память 12 апреля). Монах из Англии, на много лет ставший учеником святого Эгберта в Ирландии. После неудачной проповеди фризам (на месте современной Голландии) вернулся в Ирландию. Церковь святителя Виллиброрда была выстроена из руин старого римского лагеря у реки Вехт. С начала своего правления в 697 году Радбод ненавидел все, что напоминало о франкском королевстве, доминирования которого он боялся. Поэтому он беспощадно разрушал церкви и другие сооружения, построенные франками. Пипин II (635–714) был майордомом в Австразии при короле Хлодвиге II. Именно он предоставил церковь в Антверпене (где до этого миссионерствовали святой Аманд и святой Элигий) святому Виллиброрду и его сподвижникам. Святитель Сергий I был Римским папой с 687 по 701 год. Алкуин упоминает лишь одну поездку в Рим, тогда как на самом деле их было две.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Благословение: “Благослови, Господи, сию рабу Твою, приобретенную драгоценною Кровью Сына Твоего. Аминь. Пусть Благодать благословения Твоего, которой она желает, дана будет ей, и пусть она выполняет без всякого недостатка достойное величия Твоего служение. Аминь. Пусть проведет она в течение своей жизни без всяких пятен соблазнов”. При Причащении: “Работайте, Господеви, со страхом”. После Причащения: “Устроитель благих дел, Господи, очисти сердце рабы Твоей, чтобы Ты обрел ее не в том, что Ты можешь наказать, а в чем можешь увенчать”. А диаконисса (diacona) эта пусть приобщается inter mysteria sacra и пусть подтвердит позволение пастырским декретом (banno), чтобы она пользовалась своими правами безопасно и спокойно». b) У картезианок девы посвящались согласно Pontificale Romanum, но по древнему преданию, засвидетельствованному у Петра Орлемана и Пиния (P. XI-XII), к чину добавлялось следующее: «Две первых девы подходят к епископу и преклоняют колена, а он возлагает на их правую руку манипль 503 , говоря: “Надейся на Господа, живи добродетельно, и да укрепится сердце твое, и храни Господа”. Затем налагает на ее шею орарь (stolam), говоря: “Возьми иго Господа на себя и научись от Него, яко кроток есть и смирен сердцем”. Потом дает им крест и склоняет его на левое плечо девы, говоря: “Отвергнись себя и неси крест твой ежедневно и следуй за Господом”. Потом две посвященные девы отводятся и приводятся две другие и посвящаются таким же образом. Посвященные картезианки всю жизнь носят орарь, манипль и перстень и с ними и погребаются». с) Благословение диакона или диакониссы по понтификату архиепископа Йоркского 732–766 Эгберта 504 . «Услыши, Господи, молитвы наши и пошли Духа Благословения Твоего на сию рабу Твою, дабы, обогащенная Твоим небесным даром, она могла получить Благодать Твоего величия и подать другим пример доброй жизни и т. д.» Епископское благословение при посвящении диакониссы: «Всемогущий Бог по заступничеству Свой Святой Девы да даст тебе Свое благословение, так как Он возжелал восторжествовать над древним врагом при посредстве женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010