Эгберт, впоследствии установивший в известном ирландском монастыре Иона римские порядки, сумел объединить идеал ирландского монашества перегринатио с англосаксонской идеей проповеди Слова Божия своим соплеменникам, оставшимся на континенте. Исходным пунктом миссии по примеру Вильфрида была избрана Фрисландия. Впрочем, первая попытка проповеди, предпринятая учениками Эгберта, была обречена на провал, поскольку они не смогли обратить в христианскую веру фризского герцога. «Радбод (фризский герцог. – Иг. Е.) и свободные фризы были в то время готовы меньше, чем когда бы то ни было, принять христианство – религию франков» 48 . Честь принести в языческую страну фризов свет Христовой истины была уготована другому. Проведя двенадцать лет в монастыре у Эгберта в строгой аскезе и ученых занятиях, Виллиброрд, уже рукоположенный к тому времени во священника, по благословению Эгберта отправился с двенадцатью спутниками – по примеру апостолов – на новое поле миссионерской деятельности, во Фрисландию. Уже из внешней канвы этих событий можно предположить, что на сей раз миссионерская поездка была подготовлена и продумана гораздо лучше. Важнейший вывод, сделанный из неудачи первой миссии, состоял в том, что в деле миссии нужно опираться на авторитет Франкской империи. Поэтому Виллиброрд со своими спутниками в первую очередь отправился к новому франкскому князю – Пипину Среднему, охотно согласившемуся предоставить добровольным помощникам для их миссионерской деятельности только что завоеванную Фрисландию. «Встреча англосаксонского монаха и каролингского правителя в 690 году предстает в глазах историка как весьма примечательное событие, поскольку здесь впервые протянули друг другу руки те политические и духовные силы, которые в VIII столетии объединят германское и латинское христианство» 49 . Опора на христианскую государственную власть стала с тех пор основополагающим принципом англосаксонской миссии. В 692 году Виллиброрд отправился в Рим, чтобы испросить благословение папы на свои миссионерские труды и получить от него соответствующие полномочия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые Домнева, Мильдреда и Эдбурга      Преподобная Домнева О святой Домневе (известна также как Домна Эбба или Эрменбурга) мы знаем по большей части из сборника, составленного в XI веке, под названием «Легенда королевства Кент». Она была родной правнучкой святого Этельберта Кентского (560–616) – первого раннеанглийского короля, принявшего Православие, обращенного в веру святителем Августином Кентерберийским, апостолом англов. Домнева, скорее всего, была дочерью Эрменреда, который правил королевством Кент (одним из семи основных раннеанглийских королевств, территория которого совпадает с территорией нынешнего графства Кент, что на юго-востоке Англии ) с 640 по 664 год. Некоторое время Эрменред правил совместно со своим братом – благочестивым королем Эрконбертом, который, как и он, умер в 664 году. Их преемником стал сын Эрконберта по имени Эгберт, который оставался королем Кента до 673 года. Домнева была богобоязненной христианкой и всегда стремилась к аскетической жизни. Ее мужем был правитель по имени Меревалд (также Меревалх), которому подчинялась западная часть королевства Мерсия (территориально совпадает с нынешними графствами Херефордшир и Шропшир на западе Англии). Под влиянием своей супруги Меревалд сам стал преданным христианином и основал несколько монастырей в своем королевстве. Эта королевская чета имела одного сына, который умер в юном возрасте, и трех дочерей: их звали Мильбурга, Мильдреда и Мильгита – каждая из них достигла святости и была прославлена. Преподобная Мильдреда Минстерская По преданию, около 670 года (некоторые источники указывают на 669 год) в королевстве Кент произошла трагедия: один из советников короля Эгберта жестоко убил двух благочестивых и юных братьев Этельберта и Этельреда (они были младшими братьями Домневы и, следовательно, двоюродными братьями Эгберта). Точно неизвестно, были ли братья-мученики убиты по приказу Эгберта, пожелавшего избавиться от любых претендентов на престол, либо по личной инициативе королевского советника. Как бы то ни было, в то время в королевстве Кент имели место сильные политические разногласия, а юные Этельберт и Этельред стали их невинными жертвами .

http://pravoslavie.ru/80859.html

Можно также и нанять кого-либо одного или нескольких лиц поститься за себя и вообще исполнить все то, что в качестве епитимий должен исполнить сам. Таким способом с епитимией можно разделаться легко и скоро. Нельзя думать, что все подобные наставления в пенитенциалах что-нибудь редкое или случайное. Нет, эти наставления – существенная черта, проходящая чрез большинство латинских пенитенциалов и характеризующая их принципиальные взгляды на смысл и сущность покаяния и назначение епитимий. Наставления о выкупе и замене епитимий мы встречаем в следующих пенитенциалах. В пенитенциале Виниая этим наставлениям посвящены три параграфа – §§ 28, 35, 36 (SS. 114, 116), один параграф в пенитенциале Теодора (VII, 5. S. 191), три главы (10–12) в пенитенциале Беды (SS. 229–230), две главы (13 и 14) в пенитенциале Эгберта. В пенитенциале Псевдо-Беды встречаем такие написания глав: гл. 41 – цене выкупа; гл. 42–0 цене месяца; гл. 43–45 – о цене года или дня; гл. 48 – как деньгами, литургиями и псалмами можно выкупить (55. 276–280). Первая глава Валицеллянского пенитенциала надписана: «Как можем покаяться за семь лет в один год». (S. 547). Пенитенциал Куммеана рассуждает о родах покаяния, о богатом или могущественном, как могут выкупить свои грехи (SS. 462–465). см. еще пенитенциал Псевдо-Эгберта, гл. 60–62 (SS. 340–341), пенитенциал Сангерманский S. 348), Губертенский гл. 9 и 24 (SS. 278–380), Мерзебургский а гл. 110 (S. 402), Флориаценский гл. 50 S. 425), Венский b (SS. 495–496), Псевдо-Теодора (S. 622), Корректор Бурхарда, гл. 30, 50. 186–200 (SS. 637. 642. 671–673). Мы привели этот перечень для того, чтобы показать, как система выкупа проникает в большинство латинских пенитенциалов. По взгляду этих пенитенциалов епитимия есть судебное взыскание, наказание, которое можно заменить штрафом. Не хочешь поститься, – платись кошельком. Нравственное же исправление кающейся личности отходит на задний план, – была бы соблюдена юридическая правда. Хотя в пенитенциалах и не указывается на самосечение как замену покаянных подвигов, но и самосечение или flagelli disciplina, эта уродливая форма покаяния, – порождение того же ложного юридического взгляда на дело покаяния, которым проникнуты и все латинские пенитенциалы. Изобретателем дисциплины самосечения считают Доминика. По его учению, один год покаяния можно заменить 300 ударов при чтении 10 псалмов, а чтобы исполнить епитимию в 100 лет, следует нанести себе 15.000 ударов при произнесении целой псалтири (Опять при большом количестве скидка!). Сам Доминик настолько был специалистом этого дела, что в течение одной четыредесятницы, работая обеими руками, успевал отбыть епитимию тысячелетнюю нанося себе по 3.750 ударов в день, а всего 150.000 ( Н. А. Заозерский . Номоканон Иоанна Постника , стр. 72, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

104). Евангелие 74, л. 16, 72 и 125; лаврентиевское Евангелие, л. 16 об.; гелатское Евангелие, л. 33 об., 103 об. и 172; Евангелие нац. библ. 54, л. 32 об. и 125 об.; Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 67 об. и 68 (демоны имеют форму черных купидончиков); афоноиверское Евангелие 5, л. 35 и 156); коптское Евангелие, л. 22; ахенское Евангелие 1541 ; кодекс Эгберта 1542 . Греческий иконописный подлинник в общем согласуется с памятниками 1543 . Исцеление тещи Симоновой ( Мф. 8:14–17 ; Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–39 ). На одре лежит больная; к ней приближается Иисус Христос в сопровождении апостолов и берет ее за руки. Кодекс Григория Богослова 510, л. 170 1544 . Евангелие 74, л. 15 (налево Иисус Христос с тремя апостолами возлежат за столом, а исцеленная служит им), л. 66 (Id.), 114 об. Евангелие лаврентиевское, 15 об. и 64 об.; гелатское Евангелие, л. 32 и 158; Евангелие нац. библ. 54, л. 114 об.; Евангелие нац. библ. 115, л. 44; Евангелие нац. библ. suppl. gr. 914, л. 98 об.; Евангелие императорской публ. библ. 105, л. 23. Сходно исцеление дочери сирофиникиянки ( Мф. 15:21–28 ; Мк. 7:24–30 ): Евангелие нац. библ. 74, л. 79; елисаветградское Евангелие, зач. 30; гелатское Евангелие, л. 112; лаврентиевское Евангелие, л. 77; греческий подлинник 1545 , кодекс Эгберта 1546 . Исцеление прокаженных ( Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–14 ; Мф. 8:2–4 ; Лк. 17:12–19 ). Иисус Христос со свитком, в сопровождении апостолов; перед Ним стоит прокаженный, покрытый струпьями с перевязкой по чреслам; за ним народ; иногда палаты. Иногда художники брали другой момент и изображали прокаженного перед священником или у ног Иисуса Христа после исцеления. Кодекс Григория Богослова 510, л. 170 и 215 об. Евангелие 74, л. 14, 16, 115 об. и 146 об. Елисаветградское Евангелие, зач. 24 Матф.; Лук. зач. 18 и 85. Гелатское Евангелие, л. 31, 95 об., 160 и 199. Лаврентиевское Евангелие, л. 14 об., 112 и 145 об. Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 74 об. Евангелие нац. библ. 54, л. 115 об. Евангелие императорской публ. библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Их специальный разбор мог бы увеличить массу однообразного материала, но не увеличил бы числа оригинальных композиций и типов. Иконописный шаблон, как уже сказано выше, пустил глубокие корни в византийской иконографии: исцеление скорченной женщины построено по обычному шаблону исцелений (сир. Евангелие, Евангелие нац. библ. 74, л. 139 1662 . Елисав., зач. 71 Лук. Гелат., л. 189. Давидгаредж. код., л. 4); также и исцеление хромых (сир. Евангелие 1663 ; Евангелие 74, л. 114 об., 118. Афонопантел. Евангелие 2, л. 90 об.), глухих и немых (Евангелие 74, л. 79, 83 и 133. Елисав., зач. 31, 40, 57 Лук. Лаврент. Евангелие, л. 24. Гелат. Евангелие, л. 36, 43, 117 и 182 об.), страждущего водянкой (Евангелие 74, л. 190. Лаврент. Евангелие, л. 138 об. Гелат., л. 191 об. Евангелие публ. библ. 105, л. 144. Давидгаредж. код., л. 5). Хананеянка (равен. моз. Аполлинария Нового; код. Григория Богослова 510 1664 ; Евангелие 74, л. 31 об. и 79. Елисав., зач. 30 Марк. Гелат., л. 112. Лаврент., л. 77. Код. Эгберта) 1665 припадает к ногам Иисуса Христа, подобно кровоточивой, а само исцеление ее дочери ничем существенно не отличается от исцеления тещи Петровой или воскрешения дочери Иаира. Сходна с хананеянкой блудница, прощенная Иисусом Христом ( Григорий Богослов 510; Евангелие нац. библ. 115, л. 400. Код. Эгберта 1666 ). Сложные миниатюры «исцеления многих больных» (Евангелие 74, л. 8, 15, 31 об., 77 об. и 118. Елисав., зач. 9, 26 и 62–63 Матф.; зач. 27 ев. Марк.; зач. 24 ев. Лук. Гелат. Евангелие, л. 32 об., 51 и 159. Копт. Евангелие, л. 44) представляют механическую комбинацию отдельных исцелений. Проклятие смоковницы (Евангелие 74, л. 42, 88 об. Елисав., зач. 84 Матф. и 50 Марк. Гелат., л. 65, 123 об. Лаврент., л. 43 и 85. Евангелие нац. библ. 115, л. 93. Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 96. Евангелие suppl. gr. 914, л. 63) следует также шаблону: Иисус Христос, идя с апостолами, обращается с жестом к стоящей перед ними смоковнице 1667 ; а если на месте смоковницы поставить изображение человека, сидящего на дереве, то это будет беседа с Закхеем (Кембридж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Прор. Давид играет на кинноре. Миниатюра из Псалтири архиеп. Эгберта. Ок. 980 г. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 20v) Прор. Давид играет на кинноре. Миниатюра из Псалтири архиеп. Эгберта. Ок. 980 г. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 20v) В следующий раз киннор упоминается при описании событий, имевших место на несколько столетий позже: это инструмент, на котором Давид, будучи пастухом, играл для царя Саула (1 Цар 16. 16, 23; в Септуагинте - транслитерация евр. названия: κινρα, в Вульгате - cithara). В греч. тексте использован глагол ψλλειν, применяющийся по отношению к струнному щипковому инструменту, так же в латинском - psallere. Во всех 3 версиях указано, что Давид играл своей рукой (евр.  ), однако неизвестно, было ли в то время различие между игрой пальцами и игрой с помощью приспособления, подобного плектру (перо птицы или пластинка из дерева, кости, рога, слоновой кости или жесткой кожи), к-рое позволяет защипывать струны гораздо сильнее, чем пальцами. Игра 5 пальцами и, возможно, обеими руками позволяет использовать более сложную технику и дает более мягкое звучание,- может быть, именно такой игрой Давид мог успокоить Саула. В то же время известно, что пастухи пели и играли на инструментах, чтобы успокоить свое стадо. Часто благодаря игре и пению удавалось предотвратить паническое бегство животных: в Библии есть неск. ссылок на такую практику. В 1 Цар 16. 16, 23 упоминаются киннор и игра рукой, в 18. 10 и 19. 9 - только игра рукой (в 16. 17-8 говорится об умении играть без упоминания инструмента и способа звукоизвлечения). В те времена еще не было смычковых инструментов. Слово   совр. евр. обозначение скрипки, служит примером того, как в течение мн. веков одни и те же названия обозначали разные инструменты. Точно неизвестно, что представляли собой кинноры Иувала и Давида, но, вероятно, по форме каждый из них был похож скорее на лиру, чем на арфу. По рельефам, скульптурным изображениям и стеновым росписям видно, что в то время на большей части Ближ.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

2 Эгберт-известный деятель церкви, брат короля Нортумбрии Эдберта. К нему обращено известное письмо Беды (см. ниже). В 732 г. он сменил Вилфрида II на кафедре Йорка, а в 735 г. стал архиепископом, как и предсказывал Беда, Эгберт умер в 766 г.; его учениками были знаменитый деятель «каролингского возрождения» Алкуин и видный богослов Этельберт, сменивший на кафедре Эгберта. 3 14 августа. 4 31 января. 5 Имеются в виду Дрезденский манускрипт XII в., Лейпцигский XII в., Манчестерский XII в., Принстонский XIV в., манускрипт Британского музея XV в. и три рукописи, переписанные в Нидерландах в XV в. По предположению ученых, все они происходят от рукописи, переписанной около 750 г. в одном из монастырей Нортумбрии. 6 Алвик или Алви был епископом Линдсея в 733-750 гг., Сигфрид или Сигефрит-епископом Селси в 733-744 гг. 7 Нотельм, друг Беды и адресат его писем, был архиепископом Кентерберийским в 735-739 гг. 8 Фридуберт в 734-766 гг. был епископом Хексема, Фритувальд или Фритувольд-епископом Уитхорна. 9 Эдберт правил в Нортумбрии в 737-757 гг.; он был родственником короля Кеолвулфа и братом архиепископа Эгберта. 10 Эдильхерд (правильнее Этельхерд) был королем Уэссекса в 726-739 гг. После него правил его брат Кутред (739-756 гг.). 11 Кудберт или Кутберкт был архиепископом Кентерберийским в 740-760 гг. 12 Киневулф был епископом Линдисфарна в 739-779 гг. 13 Неизвестные лица. 14 На самом деле Карл Мартелл, умерший в 741 г., был майордомом франков. Его сын Пипин Короткий стал королем в 751 г. и правил до 768 г. Карломан был его сопровителем в 741-747 гг. 15 Вероятно, имеется в виду священник, к которому обращено одно из писем Бонифация 746 г. 16 Ангус мак Форггус был королем пиктов в 728-761 гг. Он выступал в союзе с Мерсией против общего врага -короля Нортумбрии Эдберта. 17 Теудор-бриттский король Камбрии. Энред- родственник короля Нортумбрии. 18 Кил (Kyle) находится в Южной Шотландии. 19 9 января. 20 24 января. 21 Винфрид-Бонифаций был первым архиепископом Германии. Неясно, почему Беда не упоминает этого крупнейшего деятеля церкви в своей «Истории». Бонифаций обратил в христианство большую часть Германии и был убит фризами во время очередной миссионерской поездки. Вместо него был назначен епископ Меца Хродеганг (здесь Редгер). Под «франками» имеются в виду жители Франконии (Центральной Германии).

http://sedmitza.ru/lib/text/440934/

Достаточно сложно судить о том, насколько общим для англо-саксонской Британии было усвоение христианской веры. Это связано в первую очередь с тем, что слуха историков XIX–XX в. достиг только голос книжной культуры англо-саксов. В распоряжении исследователей VII–VIII в. есть главным образом латинские тексты, созданные внутри христианского сообщества. Их дополняют немногочисленные источники на древнеанглийском языке 147 . На основе текстов можно говорить о распространении нового вероучения «сверху вниз», от королей, знатных людей, основывавших монастыри, школы, устанавливавших контакты с церковью континента, к их подданным 148 . По-видимому, христианская культура в Британии некоторое время существовала как культура власти. Но при этом авторы дошедших до наших дней сочинений – исторических, агиографических и экзегетических трудов, учебников, церковных проповедей и гимнов, пенитенциалиев и писем, – в своих трудах добились эффекта «всеобщности». Эти тексты транслируют яркий и целостный образ единой англо-саксонской церкви, непосредственно сообщающейся с Римом, и жителей королевств, усердствующих в вере, в стремлении вести благочестивую жизнь, учиться, проповедовать, – представления интеллектуального сообщества о себе самом, о своем мире, распространенные на «всю Британию» и «народ англов». Период, когда в англо-саксонских монастырях комментировались труды отцов Церкви, преподавались латинский и греческий языки, собирались богатые библиотеки, был сравнительно кратковременным. Он охватывал время жизни примерно трех поколений – учеников Теодора и Адриана, которые в свою очередь стали учителями для Беды и его сверстников, и их «духовных детей», таких как ученик Беды Эгберт, архиепископ Йорка. Наследники этой традиции знания и веры распространили ее на континенте – благодаря трудам миссионеров в землях германцев, св. Лулла, св. Бонифация (Уинфрида, ум. 754), и деятельности при дворе Карла Великого знаменитого учителя Алкуина (735–804), который считал себя учеником Эгберта и Беды.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В Житии сообщается, что жители Рем (ныне Реймс) и Лавдуна (ныне Лан), оставшись без пастырей, попросили Л. занять епископские кафедры в этих городах. О. Эвиг и др. исследователи связывали это с близостью Л. к майордому Карлу Мартеллу , к-рый смещал неугодных ему епископов, принадлежавших к местной знати, и назначал на кафедры своих ставленников. Вероятно, Л. поддерживал Карла в борьбе за власть над гос-вом франков и после смещения св. Ригоберта получил от майордома Ремскую кафедру. Однако др. исследователи сомневались в достоверности житийных сведений (напр.: Winheller. 1935. S. 89). Согласно Житию, Л. скончался 29 сент. в Ремах. Его сын Милон, возведенный на Ремскую и Треверскую кафедры, после смерти отца велел перенести его мощи в Медиолак. Последнее упоминание о Л. содержится в грамоте от 24 или 25 июня 715 г. о дарении в пользу мон-ря Апостолов (св. Арнульфа) в Меце, а еп. Милон впервые упоминается в документе от 19 июля 723 г. Св. Бонифаций описывал Милона как приближенного Карла Мартелла, нечестивого прелата, занимавшегося не духовными делами, а войной и охотой (подробнее см.: Ewig. 1954; Anton. 1985. S. 160). Возможно, сыном Л. был также Видон, аббат мон-ря Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий-де-Фонтенель) (Gesta abbatum Fontanellensium/Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. P. 34. (MGH. Script. Rer. Germ.; 28)). Самые ранние свидетельства почитания Л. в архиеп-стве Трир относятся ко 2-й пол. X в. Имя святого упоминается в литании из Псалтири архиеп. Эгберта (977-993) (см.: Coens M. Litanies du Psautier d " Egbert//AnBoll. 1941. T. 59. P. 285) и в местных литургических книгах начиная с XI в. Наибольшее распространение почитания Л. относится к XIV-XV вв. Мощи святого хранились в аббатстве Метлах, к-рое было местом паломничества; после закрытия мон-ря в кон. XVIII в. они были перенесены в приходскую ц. во имя Л. (освящена в 1847; существующий храм возведен в 1899-1905). Память Л. указана в Римском Мартирологе под 29 сент.; в еп-стве Трир святые Л. и Базин поминаются 27 сент. В Метлахе память Л. отмечается в воскресенье перед Пятидесятницей; в этот день совершается процессия с мощами святого.

http://pravenc.ru/text/2110613.html

Впечатление чуда сообщается и стоящим вне пира женщине и мужчине, которые в изумлении беседуют о происходящем. В древнейших памятниках Запада, как в graduale нац. библ. 9448 (л. 26 об.) 1532  и в кодексе Эгберта 1533 изображение стоит близко к древнехристианской скульптуре; но в XII-XV вв. оно уже является в виде церемониальной сцены за прямоугольным столом (нац. библ. fr. 828, л. 172 об.); у стола появляются собачки (нац. библ. 9561, л. 142 об.) – зародыш той безграничной художественной свободы, которую проявил в трактовании этого сюжета Рубенс. Три картины брака в Кане приписываются Рубенсу: две в Лувре 95–96) и одна в Дрезденской картинной галерее 1534 . Все они сходны по своему общему характеру, но наибольшей широтой замысла отличается луврская картина 95: роскошные палаты с колоннами в стиле Возрождения; в них огромный стол, уставленный всякими яствами; за столом множество гостей в разнообразных – венецианских и восточных костюмах, иные с бокалами в руках. Посредине в числе гостей сидят Иисус Христос и Богоматерь. Близ стола сидят музыканты 1535 и играют по линейным нотам; тут же две собаки на привязи. Слуги наливают вино из амфор в чаши; другие, в числе которых один чернокожий, подают вино гостям. Архитриклин, в роскошной парчовой одежде, держа в руках бокал, с любопытством смотрит на вино. Возле стола огромный балкон, на котором масса зрителей. Повсюду роскошь, жизнь, движение; повсюду оживленные группы и беседы; но за этой роскошью чрева и удовольствия исчезает евангельское чудо; евангельский рассказ, высокий по своей идее, превращается в шумную пирушку во вкусе венецианских балов эпохи художника; личность Спасителя теряется в блестящей толпе. Картина, блестящая по своему замыслу и исполнению, должна быть отнесена к категории картин бытовых; но она передает быт не еврейский, а венецианский 1536 . Исцеление сына царедворца ( Ин. 4:46–54 ): царедворец в цветных одеждах стоит перед Иисусом Христом, умоляя Его об исцелении сына, который был при смерти; направо Иисус Христос стоит у постели больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010