Ни в какой час мы не должны забываться в плотских наслаждениях и забывать о Суде Божьем, чтобы не обрушил Он на нас Свой праведный гнев и не наказал нас временными убытками или, что хуже, не осудил нас более сурово и не изверг в вечную погибель. XXVI (XXIV). О смерти королей Эгфрида и Хлотхера В год от воплощения Господа 684–й король Нортумбрии Эгфрид послал в Ибернию дукса Берта с войском, который жестоко обрушился на сей безобидный народ, всегда дружественный к англам, и не пощадил в своей враждебности ни храмов, ни монастырей . Островитяне сопротивлялись как могли, положившись на милосердную помощь Божью и непрестанными молитвами взывая к Его мщению. И хотя проклинающие не наследуют Царства Божия , можно не сомневаться, что справедливо проклинаемый за свои злодеяния вскоре получит месть за грехи от руки Бога. В следующем году король отправил войско для разорения провинции пиктов вопреки советам его друзей и особенно блаженной памяти Кутберта, который незадолго до этого сделался епископом . Враг обратился в притворное бегство и завлек короля в некий узкий проход между неприступных скал; там он и погиб вместе с большей частью своего войска в десятый день до июньских календ , на сороковом году жизни и на пятнадцатом году царствования. Как я сказал, друзья просили его не начинать похода; но в предыдущем году он не послушал преподобнейшего отца Эгберта, который так же просил его не нападать на скоттов, не сделавших ему никакого вреда; в наказание за этот грех он не послушал и тех, кто пытался спасти от гибели его самого. С того времени надежды и силы королевства англов «схлынули и пошли на убыль» , поскольку пикты вернули свою землю, которой прежде владели англы, а жившие в Британии скотты и часть бриттов восстановили независимость и пользуются ей вот уже сорок шесть лет. Многие англы погибли от меча, были пленены или спаслись бегством из страны пиктов; среди последних был преподобнейший слуга Божий Трумвин, поставленный над ними епископом. Он со своими людьми бежал из монастыря Абберкурниг, который хоть и находился в стране англов, но стоял рядом с заливом, разделявшим англов и пиктов .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Прибавка эта основывается на западных сказаниях о Нерукотворенном образе Иисуса Христа. Как известно, в сказаниях восточных происхождение Нерукотворенного образа связывается с именем Авгаря, царя эдесского, в западных же – с именем Вероники. Притом древнейшие из западных сказаний не упоминают о том, что образ этот получен Вероникой во время шествия Иисуса Христа на Голгофу, и только с XIV-XV вв. появляется и потом распространяется эта редакция сказания. Она говорит, что когда Иисус Христос совершал крестный путь от претории к Голгофе, то ослабел под тяжестью креста; в это время подошла к Нему Вероника и убрусом отерла пот с Его чела. На убрусе отобразился Его лик. По другой версии, Вероника, встретив Иисуса Христа на крестном пути, просила Его оставить ей что-либо на память, и Он передал ей Свой Нерукотворенный образ на убрусе. Редакция эта проходит и в драмах Страстей французских, немецких и английских, и в памятниках западной живописи. В XV в. появляется на Западе Нерукотворенный образ страждущего Спасителя в терновом венке 1974 , а в композиции несения креста – Вероника с убрусом в руках. Древнейшие памятники Запада не допускали этого добавления. В кодексе Эгберта 1975 воины ведут Иисуса Христа, а впереди Симон несет четырехконечный крест. В рукописи нац. библ. 9561 обычное несение креста сопоставлено с принесением в жертву Исаака (л. 18, ср. 11), как и в Библиях бедных: Иисус Христос при помощи Симона несет крест; налево – Исаак несет дрова на спине, и возле него Авраам с тесаком; направо – сарептская вдова с двумя жердями (=полена) в руках, означающими двусоставный крест; пророки: Исаия (= Рим. 8:32 : «Своего Сына не пощаде»), Иоиль ( Иоил. 2:31 : «солнце обратится во тму и луна в кровь»), Исаия ( Ис. 53:7 : «яко овча на заколение ведеся») и Иеремия ( Иер. 11:19 : «аз же яко агня незлобивое, ведомое на заколение» 1976 . Нет Вероники даже в гравюре Пискатора 1977 . Но она уже есть в латинском молитвеннике XV в., подаренном лаврентиевской библ. Марией Алоизией (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Millin, Voyage dans le midi de la France. Atlas, pl. LXIV, 4; LXVII, 4. Cahier, Nou. veaux melanges d’archéol, t. III, p. 93, 98. 1929 Biscioni, XXII. Труды Моск. арх. общ., XI, 2, табл. XXII. R. de Fleury, pl. LXXX, 3. Garrucci, CXXXVIII, 2. 1930 На рисунке Гарруччи лицо это держит в руках кувшин с водой и патеру. При личном ознакомлении с памятником мы не заметили этого. 1934 Ср. код. Эгберта (Kraus, Taf. XLVI) и ахенский (Beissel, Taf. XXIX). Лицевые Страсти показывают в миниатюрах судьбу Каиафы (кесарь убивает его вместо оленя), Пилата (кесарь велит отсечь ему голову, которую ангел возносит на небо) и Анны (завернут в кожу и повешен против солнца). «Жидовский род», осудивший Иисуса Христа, побит камнями. 1935 Д.А. Ровинский, Русск. народн. картинки, III, 342–346; IV, 616–618. Атлас, 882–883. Текст приговора судей встречается в рукописях и печатных изданиях сказаний о Страстях (напр., СПб. Дух. Акад. А II / 139 ; печ. изд. 1795 г.). 1936 Текст изречений в стенописях отличается от текста гравюр по букве, но содержание их сходно. См. у Ровинского, III, 343, 344. 1938 Ф.И. Буслаев полагает, что вм. Вена в первоначальном источнике было Вьенна=Viènne. Отеч. зап., XXXVIII, отд. критик., стр. 65. Ровинский, IV, 617. По некоторым сказаниям, протокол этого суда найден в неаполитанском городе «Aquila», в земле, в мраморном ларце. Hofmann, S. 331–332. 1941 Издан в целом виде и по частям много раз: Piper, Kal., 1857, S. 44. Kraus, R. S., Fig. 61, S. 361; R. E., I, S. 103, Fig. 47; II, S. 10, Fig. 8. Martigny, p. 582. R. de Fleury, pl. LXXXV, 1. Roller, pl. LXXXVII, 1. Garrucci, CCCL, 1. Allard, p. 443, fig. 45. H. Покровский, Происх. древне-христ. базилики, табл. X, 1. Фаррар, «Жизнь Иисуса Христа», стр. 590. Ср. Ficker, 171. 1944 ρμηνεα, σ. 135, §§247–248. В списке Дидрона новшество: le corps est couvert de plaies. Manuel, p. 194. 1945 Подробности эти передавались также в особой картинке «Крестное знамение положися узлом». Д.А. Ровинский, III. 338–340. Некоторые данные для решения вопроса о происхождении этого сказания у Гофмана, 364–365.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В западных памятниках переделаны кое-какие подробности. Назовем ахенский кодекс Евангелия: бурное море, в котором плавают рыбы; на нем лодка; Спаситель (без бороды) спит на корме; ап. Петр обращается к Нему с мольбой. Двое из апостолов опускают паруса. Иисус Христос во второй раз в передней части лодки, где сидит ап. Иоанн; Он запрещает ветру дуть; ветер представлен в виде двух голов животных 1595 . В кодексе Эгберта 1596 : Иисус Христос стоит на корме, к Нему обращаются с мольбой два апостола; Иисус Христос в передней части лодки обращается к ветрам, представленным в виде двух голов животных; позади Него апостол. В стенной живописи в Оберцелле 1597 : Иисус Христос спит на корме возле апостола, управляющего лодкой; один из апостолов приближается к Нему, чтобы разбудить Его, другие снимают паруса; Иисус Христос впереди запрещает дуть ветрам, представленным в виде двух человеческих голов с рогами. Нельзя признать это изображение ни самым древним среди других изображений этого чуда, так как мы знаем его по миниатюрам лобковской псалтири, ни чисто романским, как полагает Барбье де Монто 1598 . Здесь та же композиция, те же положения фигур, жесты, что и в памятниках византийских. Детальные отличия его, признаем ли их первоначальными или введенными в стенописи позднейшими реставраторами, не дают ему права на самобытность в широком смысле слова. Следы влияния искусства древнехристианского можно видеть здесь в изображениях ветров, но те же самые следы и в искусстве византийском, и потому на основании этого признака слишком трудно доказать, что рассматриваемое изображение ведет свое родословие прямо от древнехристианского периода, без посредствующего воздействия Византии. Форма лодки, конечно, имеет свои подобия в памятниках древнехристианских 1599 , но они есть также и в византийских – в мозаиках равеннских, в миниатюрах рукописей и проч. Соображения Бейсселя, который, основываясь на условных формах изображений корабля и рыб, полагает, что прототип изображения изобретен если не на острове Рейхенау, то, во всяком случае, в такой стране, где не было ни большого моря, ни больших рыб, на наш взгляд, не имеют никакой цены. В памятниках средневековых вообще условность форм преобладает над копированием с натуры: лодку и рыб изображали в формах условных не только художники, никогда не видавшие моря, но и приморские жители: художники Константинополя, Афона, Равенны знали море, большие корабли и больших рыб, однако в их памятниках та же условность этих изображений, что и в памятниках немецких. Если, далее, Бейссель присутствие рыб в море во фреске оберцелльской объясняет пристрастием к ним здешних монахов, которые в многочисленные постные дни питались рыбой, то это не более как ученый курьез специалиста, потерявшего ключ к простому и естественному объяснению факта: рыба является здесь для наглядности и полноты представления о море, как и в изображениях реки Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXII. Как монахи Ии и подчиненных им монастырей начали праздновать католическую Пасху по научению Эгберта В скором времени монахи из народа скоттов, жившие на острове Ии, были вместе с подчиненными им монастырями приведены Господним промыслом к каноническим обычаям по поводу исчисления Пасхи и формы тонзуры. В год от воплощения Господа 716-й, когда был убит Осред и Нортумбрийским королевством стал править возлюбленный Богом Эгберт, отец и священник, которому подобает всяческая честь и о котором я часто упоминал, прибыл на Ии из Ибернии и был принят с честью и радостью. Будучи терпеливейшим наставником и ревностнейшим исправителем всех, кого он учил, он охотно слушал всех; постоянными наставлениями он отвратил их от глубоко укорененных заблуждений их предков, к которым можно отнести слова апостола: «Имеют ревность по Боге, не по Он, как уже говорилось, научил их отмечать главный праздник по католическому и апостольскому обычаю и носить на головах образ вечной Ясно, что произошло это чудесным соизволением Божественной благодати, поскольку тот народ добровольно и без злого умысла взял за труд передать англам свои знания и понимание Бога; теперь же благодаря народу англов они встали на более правильный путь жизни в делах, в которых они заблуждались. С другой стороны, бритты, не возвестившие англам свое знание веры Христовой, все еще упорствуют в своих заблуждениях и следуют ложными путями, поскольку на головах у них нет тонзуры, и праздники Христа они отмечают в иные дни, чем все братство Церкви Христовой, в то время как англы не только уверовали, но и полностью посвящены в правила католической веры. Монахи Ии приняли католические обычаи по научению Эгберта, когда аббатом у них был через восемьдесят лет после того, как они послали епископа Айдана проповедовать народу англов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440919/

V. О смерти королей Освиу и Эгберта и о соборе в Херутфорде, который возглавлял архиепископ Теодор В год от воплощения Господа 670-й, на второй год после прибытия в Британию Теодора, король нортумбрийцев Освиу был поражен болезнью, от которой умер в возрасте пятидесяти восьми лет. К тому времени он стал настолько привержен римским и апостольским обычаям, что дал обет в случае выздоровления от недуга удалиться в Рим и закончить жизнь там, среди святых Епископа Вилфрида он просил сопровождать его, обещая немалые дары. Он скончался в пятнадцатый день до мартовских оставив королевство своему сыну В третий год правления Эгфрида Теодор созвал на епископов и многих учителей Церкви, которые знали и любили канонические установления отцов. Когда они собрались, он, как подобает архиепископу, призвал их в точности выполнять все, что способствует миру и единству Церкви. Вот текст решений собора: «Во имя Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вечным царствованием и правлением Господа Иисуса Христа над Его Церковью предписано нам собраться в соответствии с установлениями чтимого нами канонического права для обсуждения насущных дел Церкви. Встретились в двадцать четвертый день месяца сентября первого индиктиона в месте под названием я, Теодор, хоть и недостойный, но возведенный апостольским престолом в епископы Дорувернской церкви, и наш сосвятитель и достопочтеннейший брат Бизи, епископ восточных англов; наш брат и сосвятитель Вилфрид, епископ нортумбрийского народа, представлен был его Также присутствовали наши братья и сосвятители Путта, епископ кентского города, называемого Хроф, Леутер, епископ западных и Винфрид, епископ Мерсийской провинции. Когда мы собрались и уселись каждый на свое место, я сказал: «Возлюбленные братья, прошу вас ради страха и любви к нашему Искупителю обсудить все дела для блага веры, чтобы решенное и определенное отцами истинной святости могло сохраняться всеми нами в целости». К этому я добавил слова о необходимости хранить любовь и единство Церкви. Закончив вступительное слово, я по очереди спросил каждого из них, согласны ли они соблюдать канонические правила, установленные древними отцами. Все наши сосвятители ответили: «С радостью и готовностью согласны мы соблюдать правила святых отцов». В дополнение к сказанному я достал книгу и показал им десять отмеченных мною глав, на которые посоветовал им обратить особенное внимание:

http://sedmitza.ru/lib/text/440763/

По всей видимости, почитание И. в Эрене оформилось достаточно рано. К X в. относится упоминание имен И. и Модесты в литании из Псалтири Трирского архиеп. Эгберта (см. ст. Эгберта Псалтирь ). Вероятно, почитание И. получило широкое распространение в Трире и окрестностях в XI в. Частицы мощей святой были помещены в алтари кафедрального собора Бамберга (1012) и церкви аббатства св. Мартина в Трире (1097); память И. включена в неск. трирских календарей, а также в календари кафедральных соборов Кёльна, Бамберга и Льежа. Одним из главных центров почитания стал мон-рь Эхтернах, основательницей которого считалась И. Об этом свидетельствует Житие И., составленное Теофридом. За прологом с посвящением монахиням Эрена и краткой основной частью Жития следовал текст дарственных грамот И. монастырю Эхтернах. Хроника Теодориха была снабжена иллюстрацией XII в.: И. и св. Виллиброрд держат грамоту о передаче земли Виллиброрду (Liber aureus Epternacensis. Gotha. 71. Fol. 32 v); в том же кодексе сохранилось изображение XIII в.: И. в короне с грамотой об основании монастыря и Пипин стоят рядом (Fol. 93). Историки отмечают политическую подоплеку создания Жития, связанную с противостоянием насельниц мон-ря и архиепископа Трира: утверждение среди основателей аббатства Эхтернах персоны королевской крови могло послужить аргументом в пользу сохранения монастырем имперского статуса ( Knichel. 2001. S. 187). Также исследователи указывают на упоминаемые в Житии владения мон-ря Эрен в Тьераше, что косвенно свидетельствует о претензиях аббатства на возвращение владений, отчужденных светской знатью. В нач. XII в. утвердилось представление о том, что И. была первой аббатисой и основательницей Эрена. Это нашло отражение в созданной в тот же период подложной грамоте кор. Дагоберта I с дарениями мон-рю, якобы основанному дочерью короля И. (MGH. Dipl. Mer. T. 1. P. 163-166), а также в 3-й ред. «Деяний трирцев» (нач. 30-х гг. XII в.). К XII в. в аббатстве Эрен кроме И. почитались еще 5 или 6 святых аббатис ( Knichel. 2001. S. 190).

http://pravenc.ru/text/674071.html

Ромуальда, погибших от рук язычников в ходе миссии в Польше). Продолжалось развитие соборных школ в городах с ключевыми епископскими кафедрами (Кёльн, Трир, Магдебург, Майнц), а также мон-рей, особенно тех, к-рые были тесно связаны с родом Людольфингов (Эссен, Гандерсхайм и др.). Благодаря покровительству императора новый расцвет переживали и обители, знаменитые еще с каролингской эпохи, в т. ч. Райхенау и Санкт-Галлен. Триумф имп. Оттона III. Миниатюра из Евангелия Лиутхара. Ок. 990 г. (Aachen. Domschatr-kammer. 25. Fol. 16r) Триумф имп. Оттона III. Миниатюра из Евангелия Лиутхара. Ок. 990 г. (Aachen. Domschatr-kammer. 25. Fol. 16r) В Трире при архиеп. Эгберте работал скрипторий, в к-ром трудился выдающийся мастер книжной миниатюры, известный как мастер «Регистра» Григория. В скриптории мон-ря Райхенау для Трира были заказаны такие выдающиеся памятники оттоновской книжной иллюстрации, как Кодекс Эгберта и Псалтирь Эгберта. В ювелирных мастерских Трира в этот период было создано множество шедевров, в т. ч. один из самых знаменитых средневек. реликвариев - алтарь-реликварий, предназначенный для хранения ремешка сандалии ап. Андрея: инкрустированный дубовый ковчег, на крышке к-рого находится скульптура, изображающая фигуру апостола в сандалии; ее ремешок украшен драгоценными камнями. К числу др. произведений трирских мастерских оттоновской эпохи принадлежат реликварий для хранения частиц посоха ап. Петра и драгоценный переплет, сохранившийся как часть более позднего Золотого Кодекса Эхтернаха (сер. XI в.). Среди относящихся к эпохе О. произведений скриптория мон-ря Райхенау следует упомянуть Евангелие Лиутхара (ок. 1000, название дано по имени создателя манускрипта). В рукописи содержится знаменитая миниатюра, представляющая христомиметический образ императора (вероятно, именно О., а не его преемника) в античной тунике и пурпурном плаще, с державой в левой руке и - впервые в истории имп. иконографии - в мандорле , которую прежде использовали лишь при изображении Христа.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Свою братию он расселил в знакомых монастырях, а сам поселился в столь часто упомянутой обители слуг и служительниц Божьих, называемой Стренескальк. Там с немногими из своих спутников он прожил много лет в воздержании к пользе не только своей, но и многих других. После он умер и был похоронен в храме блаженного апостола Петра с почестями, подобающими его жизни и сану. В то время монастырем управляла царственная дева Эльфледа вместе со своей матерью Энфледой; о них обеих мы уже упоминали. С приходом епископа эта ревностная наставница нашла в нем помощника в управлении монастырем и своего верного утешителя. Эгфриду на троне наследовал Альдфрид ; это был сведущий в Писании муж, брат Эгфрида и сын короля Освиу. Он смог восстановить поколебленное величие королевства, хотя и в меньших пределах . В восьмой день до февральских ид в год от воплощения Господа 685–й после двадцати лет правления умер король Кента Хлотхер; он наследовал своему брату Эгберту, правившему девять лет . Он был ранен в битве с южными саксами, которых возмутил против него Эдрик, сын Эгберта, и от этих ран вскоре умер. Эдрик правил полтора года после Хлотхера, но после его смерти королевство долго опустошалось узурпаторами и иноземцами, пока на троне не утвердился законный король Виктред, сын Эгберта, который праведностью и усердием освободил народ от внешней угрозы. XXVII (XXV). Как епископом стал Кутберт, человек Божий, и как до того он жил и учил в монашестве В год своей смерти король Эгфрид, как мы говорили, сделал святого и достопочтенного Кутберта епископом Линдисфарна . Кутберт много лет вел жизнь отшельника в великом воздержании души и тела на маленьком островке Фарне , что находится в океане, в девяти милях от Линдисфарнской церкви. С ранних лет он стремился к монастырской жизни и еще в молодости принял имя и обет монаха. Сперва он жил в монастыре Мелроз на берегах реки Твид, управляемом аббатом Этой, добрейшим и простейшим из людей, который, как уже говорилось, стал потом епископом Хагустальдена или, скорее, Линдисфарна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Монахи Ии приняли католические обычаи по научению Эгберта, когда аббатом у них был Дунхад , через восемьдесят лет после того, как они послали епископа Айдана проповедовать народу англов. Эгберт, человек Божий, еще тринадцать лет оставался на острове, приведенном им ко Христу, просвещая его и далее дивным светом дружества и мира. В год от воплощения Господа 729–й, когда Пасха выпала на восьмой день до майских календ, он отслужил мессу в память Господнего Воскресения и в тот же день отошел к Господу. Так он начал радостно отмечать величайший из праздников с братьями, которых привел к благодати союза, и завершил или, скорее, продолжил бесконечное празднество с Господом, Его апостолами и другими жителями небес. Божественное провидение распорядилось, чтобы не только почтенный муж отошел к Отцу из мира сего в день Пасхи, но и чтобы Пасха в том году пришлась на день, в который она никогда еще не отмечалась в тех краях . Братья возрадовались возможности узнавать дату Пасхи по католическим правилам и были рады получить заступника в лице отца, который исправил их и отошел к Господу; Эгберт также был рад видеть своих учеников празднующими Пасху в тот день, который они прежде упорно отвергали. Так преподобнейший отец, убедившись в их обращении, смог увидеть день Господень и, увидев его, возрадовался . XXIII. Нынешнее состояние народа англов и всей Британии В году от воплощения Господа 725–м, на седьмом году правления короля Нортумбрии Осрика , который был наследником Кенреда, в девятый день до майских календ умер король Кента Виктред. Он был сыном Эгберта и оставил королевство, которым правил тридцать четыре с половиной года, троим сыновьям–Эдильберту, Эдберту и Альрику . В следующем году умер Товий, епископ церкви Хрофа и ученейший муж, о котором уже говорилось. Он был учеником блаженной памяти наставников, архиепископа Теодора и аббата Адриана. Кроме знания церковной и общей литературы он изучил латынь и греческий так хорошо, что они были известны и знакомы ему так же, как его родной язык. Он был похоронен в капелле святого апостола Павла, которую он воздвиг в церкви святого Андрея для собственного погребения. Ему наследовал епископ Алдвулф , посвященный архиепископом Бертвальдом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010