Псалтирь, Пс. 84  и 106. Лаврентиевское Евангелие, л. 71 об. и 122. Гелатское Евангелие, л. 36, 105 и 173 об. 1623 Евангелие 54, л. 35 об. Евангелие публ. библ. 105, л. 79. Евангелие 115, л. 48 об. Евангелие suppl. gr. 914, л. 24. Коптское Евангелие, л. 24. Сир. Евангелие нац. библ. 33, л. 5 об. Греческий подлинник 1624 . Кодекс Эгберта 1625 . 111. Миниатюра Евангелия Раввулы. Исцеления слепых. Все относящиеся сюда памятники могут быть сведены к двум группам: исцеления по Евангелию Матфея ( Мф. 9:27–31; 20:29–34 ), Марка ( Мк. 8:22–26; 10:46–52 ) и Луки ( Лк. 18:35–43 ) – первая группа; исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна ( Ин. 9:1–7 ) – вторая группа. К первой относятся все изображения в древнехристианских живописях и в скульптуре. Возможно допустить, что древнейшие художники в тех же формах изображали и исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна и что на некоторых памятниках древнехристианского периода нужно подразумевать именно это исцеление. Мы утверждаем лишь то, что здесь нет отличительного признака этого исцеления – силоамской купели, которая является в памятниках византийских и дает основание для выделения этих изображений в особую группу. Обычный тип первой композиции таков (рис. 58): слепец в тунике стоит прямо или в наклонном положении или на коленях перед Иисусом Христом и простирает к Нему руки. Иисус Христос касается Своей десницей его глаз 1626 . Слепец имеет вид маленького человечка; но в мозаиках Аполлинария Нового в Равенне 1627 два слепца, стоящие перед Иисусом Христом, имеют уже обыкновенный рост; оба одеты в туники и плащи, напоминающие древние фелони, низко опущенные спереди; передний слепец, к глазам которого прикасается Иисус Христос, опирается на посох; возле Него изумленный апостол. В Евангелии 74 (л. 18, 40 и 149. Елисавет., зач. 33 Матф. и 93 Лук.) позади двух слепцов стоит толпа народа; в другой миниатюре того же кодекса (л. 81 об. Елисавет., зач. 34 Марк.) слепец стоит, склонив голову и скрестив руки на груди; Иисус Христос десницей касается его глаз (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Воин, прободший ребро, получил в искусстве и письменности историческую известность. В миниатюре Евангелия Раввулы, в кодексе Эгберта 2280 , во фресках Урбана 2281 , на кортонском авории 2282 и на костяном ящике берлинского музея 2283 он назван Логином. То же в Евангелии Никодима 2284 . Сирийский писатель Соломон Бассорский в сочинении «Apis» называет его тем же именем, добавляя, что это тот самый воин, который плевал в лицо Иисуса Христа и давал Ему заушения – а ранее тридцать восемь лет был болен 2285 . По Золотой легенде, Логин, после труса, бывшего при воскресении Иисуса Христа, уверовал в Него. По другим преданиям, Логин страдал слепотой и был исцелен кровью Иисуса Христа, попавшей ему в глаза из прободенного ребра; обратился к вере Христовой; жил в Кесарии каппадокийской двадцать восемь лет и потерпел мученическую кончину 2286 . В ответах св. Василия на вопросы Григория Богослова в палатинской рукописи XV в. 269 2287 на вопрос о лице воина, прободшего ребро Иисуса Христа, дается ответ: « Λγινος» (л. 291). Вообще в памятниках письменности восточной мы доколе имеем мало сведений об этом лице; больше в западной 2288 . Но с именем Логина там и здесь выступает еще другое лицо, имеющее отношение к распятию Иисуса Христа, это Логин-сотник. В Евангелии сотник этот ( Мф. 27:54 ; Мк. 15:39 ; Лк. 23:47 ) не назван по имени; но уже в Евангелии Никодима он назван Логином, причем замечено, что он признал Распятого Сыном Божиим, потом отправился к Пилату и рассказал ему о случившемся 2289 . Григорий Нисский говорит, что сотник этот был епископом каппадокийским 2290 , а Феофан Керамей – что он претерпел мученическую кончину 2291 . Имя Логина-сотника упоминается в древних мартирологах, календарях и служебных минеях – греческих, славянских и латинских в числе святых; от XII в. сохранилась даже служба ему. По преданию, жизнеописание его составлено Исихием, пресвитером иерусалимским ; оно было у Метафраста 2292 . В макарьевских Четь-Минеях дан свод древних известий о нем: Логин-сотник был каппадокиец по происхождению; по долгу службы он присутствовал при распятии Иисуса Христа и вместе со стражей охранял Его гроб; после труса, бывшего при воскресении Иисуса Христа, уверовал в Него, оставил службу, подвергся преследованиям и был казнен отсечением головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Вверху хоры ангелов с музыкальными инструментами. Пастыри, к которым обращается с благоговением ангел, спят вместе со стадом. Как видно, подробности этой иконы не соответствуют ни истории, ни величию события. На одной из икон Рождества Христова в ватиканском музее мы видели танцующих ангелов в виде купидонов и пастырей в костюмах европейских пастухов. На иконе V Спаситель в ореоле, на земле; Богоматерь стоит на коленях, Иосиф сидит; повитуха приготовляет воду для омовения Младенца; другая женщина несет на голове сосуд с водой, третья с куделью и веретеном приближается к перекинутому через поток мостику. Вверху три волхва, в нимбах, едут на конях в сопровождении целой толпы слуг и грузно навьюченных верблюдов. Гористый ландшафт оживляет сцену. Такая композиция могла явиться не ранее эпохи итальянского Возрождения. В западных миниатюрах: в Евангелии Оттона (X в. 790 ) в ахенском соборе рождество Христово удерживает главнейшие византийские формы: Богоматерь в нимбе, в голубых одеждах, лежит на одре возле яслей, в которых – Божественный Младенец в крестчатом нимбе; сверху, из двойного стойла (ср. резн. кам. Веттори), смотрят на Младенца вол и осел; Иосиф стоит у главы Его в сильном недоумении. Внизу – явление ангела пастырям: сцена разделяется на две части башней, по сторонам которой ангелы славословящие; под ними три пастыря и стадо. Византийские художники, относясь к композиции сюжета строже, чем западные, не могли поместить ангелов внизу. Другую особенность составляет здесь башня. В кодексе Эгберта: обширное здание, обнесенное каменной стеной, наподобие крепости; стена указывает на город Вифлеем, здание – хан или постоялый двор. Из двух отверстий в стене здания выставляются головы вола и осла; перед ними – ясли с Младенцем. У головы Его стоит Богоматерь и, с любовью склонившись над Ним, поддерживает Его плечо; у ног стоит Иосиф, средовек, в тунике и иматии. Внизу – хор ангелов и три пастыря со стадом; с правой стороны – башня с надписью: «turris gregis» 791 . Такая же башня – в бременском кодексе 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Однако Эдита и Вилфрида были не единственными святыми, чьи мощи почивали в монастыре Уилтон. Здесь пребывают мощи преподобной Альбурги (память 25 декабря). Она была сестрой короля Эгберта Уэссексского. Овдовев в 802 году, Альбурга приняла монашество и основала монастырь в Уилтоне; община его состояла тогда из 12 монахинь. Возможно, Альбурга стала первой его игуменией. Она предала свою душу Богу на праздник Рождества Христова 810 года. Также тут покоятся мощи святого Иви (память 8 октября). Он был учеником святителя Кутберта на острове Линдисфарн, где служил иеродиаконом. Позднее переехал в Бретань, где оставшуюся часть своей жизни был странствующим проповедником и пустынником. Он совершил много чудес и преставился около 690 года. В X веке бретонские монахи взяли с собой его мощи в Англию с целью собрать средства для своего монастыря. Когда во время посещения монастыря в Уилтоне мощи святого Иви были положены на престол церкви, вдруг оказалось, что их нельзя сдвинуть с места! Все сочли это знаком свыше и решили оставить мощи святого пустынника в Уилтоне навсегда. Так Иви стал вторым по значимости святым-покровителем Уилтона после святой Эдиты. Витражи в церкви во имя Богородицы и свт. Николая в Уилтоне, Уилтшир (фото любезно предоставлено настоятелем прихода в Уилтоне) С Уилтонским монастырем также связана уникальная святыня средневековой Англии, дошедшая до наших дней. Это «Уилтонский диптих» второй половины XIV века, в настоящее время хранящийся в Национальной галерее в Лондоне. Этот переносной диптих в готическом стиле имеет две панели; на нем изображены король Ричард II (правил с 1377 по 1399 год), которого святой Иоанн Предтеча (небесный покровитель монарха) подводит ко Христу и Богородице, а также святые Эдмунд и Эдуард-Исповедник. Диптих, по всей видимости, был создан специально для Ричарда II. Монашеская жизнь в Уилтоне процветала до Реформации, но в 1539 году она прервалась навсегда. Ничего не сохранилось от некогда огромного монастыря, хотя некоторые предполагают, что мощи святой Эдиты могут лежать в земле на территории местных садов. Точное местоположение бывшей обители определяют как находящееся под Уилтон-Хаусом – великолепным особняком XVI века к юго-востоку от города.

http://pravoslavie.ru/116023.html

После X в. рим. и галликанские традиции стали смешиваться и в таком, смешанном, виде чин церковного бракосочетания широко распространился на Западе. Так, в Бенедикционале, к-рый обычно связывается с именем архиеп. Кентерберийского Роберта (1051-1052), но, вероятно, на самом деле принадлежал Роберту, архиеп. Руана (нач. XI в.), порядок брачной мессы соответствует Сакраментарию папы Григория, но приводятся также 2 молитвы благословения кольца и 3 молитвы благословения брачной комнаты (как в Понтификале Эгберта). Чтения чинопоследования Б. по средневек. лат. рукописям различны, ими могут быть: 1 Кор 6. 15-10, Мф 19. 1-6 (эти 2 чтения - чаще всего), Ис 61. 10 слл., 1 Кор 7. 32-35, Еф 5. 22-33, Мф 22. 2-1, 4, Мк 10. 1-9, Ин 2. 1-11. Низкий уровень правовой культуры в зап. средневек. обществе вызвал обязательное требование заключать брачное соглашение in faciae ecclesiae (перед лицом Церкви) - перед вратами храма и в присутствии народа. По широко распространенному в XVI в. на Британских о-вах Сарумскому Мануалу (1543), бракосочетание начиналось перед дверьми храма с неск. клятв супругов во взаимной верности и обмена кольцами; затем совершался торжественный вход в церковь; следовали неск. благословений; начиналась месса; перед Причащением брачующиеся ложились ниц перед св. престолом, 4 клирика накрывали их большим покровом и священник читал брачное благословение. После мессы в Мануале приведены молитвы на благословение хлеба и вина (брачного пира) и брачной комнаты и кровати. К сарумскому последованию восходит чин бракосочетания в англикан. Церкви, состоящий из публичной церемонии перед вратами храма и брачной евхаристической службы. Благословение брака в католической Церкви Благословение брака в католической Церкви Единый чин католич. бракосочетания был установлен только после Тридентского Собора (1545-1552, 1562-1563) и опубликован в Миссале (1570) и Ритуале (1614), вплоть до Ватиканского II Собора (1962-1965) бывших нормативными литургическими книгами католич. Церкви. Собор был против распространенной тогда практики тайных Б.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

б-ка, Дармштадт). Большое развитие получила деревянная скульптура (Распятие Кёльнского собора, выполненное по заказу маркграфа Геро, ок. 970 г.; «Эссенская Мадонна», нач. XI в., сокровищница собора в Эссене), бронзовое литье (16 рельефов дверей ц. Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме, 1015; колонна Бернварда, 1022, все - собор Санкт-Мария в Хильдесхайме; двери собора в Аугсбурге, сер. XI в.), изделия из золота и серебра (рака св. Эгберта, кон. X в., собор в Трире; Базельский антепендиум, 1002-1019 гг., Музей Клюни в Париже; «Распятие Гизелы», ок. 1006 г., сокровищница епископской резиденции в Мюнхене; серебряный «посох Бернварда», нач. XI в., собор в Хильдесхайме), шитье (риза св. Кунигунды, нач. XI в., собор в Бамберге). Церковь Санкт-Георгскирхе в Оберцелле на о-ве Райхенау. Интерьер. Росписи кон. Х в. Церковь Санкт-Георгскирхе в Оберцелле на о-ве Райхенау. Интерьер. Росписи кон. Х в. Зрелый романский стиль (2-я пол. XI - 1-я пол. XIII в.) ознаменован строительством городов, как ранее основанных, так и новых на завоеванных землях (Бранденбург, Мекленбург, Померания, Силезия, Пруссия), с рыночными и соборными площадями, пфальцев (напр., Рейнланд-Пфальц, XI-XIII вв. в Гельнхаузене, Гессен, 1170-1190), укрепленных замков (замок Штауфенов Трифельс) и расцветом церковного зодчества, отмеченным многообразием архитектурных типов. Продолжалось строительство церквей по примеру раннехрист. базилик с плоским перекрытием на колоннах (ц. св. Петра и Павла (Санкт-Петер унд Паульскирхе) в мон-ре Хирзау (1059-1071, не сохр.), Петерскирхе в Эрфурте (1103-1147), церковь мон-ря Паулинцелла (Тюрингия, с 1112). Укрощение бури в Галилейском море. Исцеление гадаринского бесноватого. Миниатюра из Евангелия Оттона III. Трир (?). Ок. 1000 г. (Monac. Clm 4453. Fol. 103v) Укрощение бури в Галилейском море. Исцеление гадаринского бесноватого. Миниатюра из Евангелия Оттона III. Трир (?). Ок. 1000 г. (Monac. Clm 4453. Fol. 103v) Наибольшую известность своими внушительными размерами приобрели т. н.

http://pravenc.ru/text/529057.html

На иконах и в произведениях шитья нет важных изменений; по большей части здесь изображение краткое; таковы: икона Академии художеств 75 (греч. XV в.), Афоноандреевского скита (в ризнице), собрания Силина, киевского музея 28 и 50 1727 ; шитая епитрахиль русской работы в ризнице Афоноиверского монастыря и др. Особую группу составляют иконы с подробным изложением события (икона из собрания Постникова); но и здесь центральное изображение следует обычной схеме, а подробности помещаются на полях иконы в виде отдельных изображений. На русских иконах осел по большей части заменяется конем. Миниатюры лицевых Страстей следуют обычной схеме, хотя текст Страстей и имеет некоторые отличия от текста подлинных Евангелий. Рукописи О. Л. Д. П. CLXXVI, 91; CXXXVI, 1093; LXXIII, С.-Петерб. Дух. Акад. А 1 / 23 ). Искусство западное также не сообщило оригинального развития этой теме. Памятники: кодекс Эгберта 1728 , антифонарий Линда 1729 , graduale нац. библ. 9448, оклад книги нац. библ. 9384 1730 , рукопись нац. библ. 11560, миниатюры, изданные Лябартом 1731 и Бастаром 1732 , нац. библ. 26 Vita Christi, латинский молитвенник той же библ. 1176 (л. 115); французская рукопись той же библ. fr. 828 (л. 191 об.); картина школы Тинторетто в галерее Уффици 597 и – Таддео-Гадди 1733 . В Библии бедных 1734 ко входу Иисуса Христа в Иерусалим отнесены пророчества Захарии ( Зах. 9:9 ), Исаии ( Ис. 62:11 ), Давида ( Пс. 149:2 ) и Соломона ( Песн. 3:11 ) и прообразы: торжественный вход Давида в Иерусалим после победы над Голиафом ( 1Цар. 18:6–7 ) и встреча прор. Елисея в Иерихоне пророческими детьми после вознесения Илии на небо ( 4Цар. 2:15–16 ). Изображение входа в Иерусалим обнаруживает замечательную устойчивость в своих иконографических формах. Иисус Христос в сопровождении апостолов и перед Ним группа людей и город – черты типические, повторяемые во многих других византийских изображениях встреч и бесед. Ослица или заменивший ее, по причине понятной, на русских памятниках конь явились по прямому требованию евангельского текста; также и вайи, и постилание одежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Полным представителем этого типа служит миниатюра латинской Библии в церкви Св. Павла в Риме (IX в., см. рис. 202) 2763 : Елеонская гора имеет вид холма, обрамленного двумя деревцами; по сторонам холма стоят две группы апостолов с Богоматерью; на холме два ангела и Сам Спаситель: Он не возносится, но идет по горе вверх к небу, откуда выступает рука Божия и принимает Спасителя за руку. В шуйце Иисуса Христа крест с флагом. Фигура Иисуса Христа тяжела; она не отделена от земли; глории нет. Иисус Христос, по-видимому, совершенно не помышляет об оставленной Им на земле Церкви, с такой трепетной любовью взирающей на Своего отходящего Основателя: Он совсем не смотрит на нее и не благословляет. Проф. Бок и  Н.П. Кондаков в фигуре Спасителя, принимаемого рукой Божией, видят след влияния псалтири; первый ссылается на слова Пс. 72:24 : «со славою приял мя еси»; второй – на слова: «ниспосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих» ( Пс. 17:17 ) 2764 . Проф. Кирпичников не соглашается с этим объяснением и видит в форме руки переживание древнего символа Божией власти и помощи 2765 . 202. Миниатюра латинской Библии в церкви Св. Павла в Риме. Мы уже выше заметили, что объяснения этой формы нужно искать в речи ап. Петра, который говорит о вознесении Иисуса Христа десницей Божией и, вслед за тем, об излиянии на апостолов Св. Духа. Тем более приложимо это изъяснение к рассматриваемой миниатюре, что здесь с вознесением соединено и сошествие Св. Духа на апостолов. Все содержание 33-го стиха 2-й главы Деяний апостолов с буквальной точностью передано в миниатюре ( Деян. 2:33 ). К этому типу вознесения примыкают: резное изображение на диптихе в Эрмитаже (возле Иисуса Христа два ангела с факелами. Зал резьбы по слонов. кости, шкаф I, 24), аворий аграмский 2766 , хорос ахенский 2767 , миниатюры кодекса Эгберта 2768 , рукописи нац. библ. lat. 9448 (X в.) и 9561 и др. 2769 В некоторых памятниках XII в. изображаются два момента вознесения: отшествие Спасителя от учеников и сидение во славе одесную Бога Отца 2770 . В иных памятниках XIV-XV вв. опускается Богоматерь (испанский бревиарий публ. библ. и некоторые мин. лицевых Страстей).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

2, 3). В немецком языке понятие «паломничество» обозначается словом «Wallfahrt» (лат. peregrinatio religiosa) и понимается как «волновое движение» пилигримов (пильгеров), устремленных к святыням, причем пешком, как это было в библейские времена. «Молиться ногами», – издавна говорят немецкие паломники, предпочитающие по давней традиции последние 40 или 20 километров продвигаться к знаменитой святыне пешком. В наши дни многие молодые люди приезжают на велосипеде. Пожилые и люди более старшего возраста прибывают в Трир на поездах, автобусах или личных автомобилях. Замечено что, если для европейских протестантов паломничества и реликвии не имеют религиозного значения, то для верующих Католической Церкви святое одеяние в Трире – «символ Спасителя», поклонение которому позволяет им почувствовать близость Бога. Справа от алтаря Иоанна Крестителя находится лестница, ступени которой ведут паломника к капелле – хранилищу святого хитона и сокровищнице кафедрального собора, построенной в 1450 г. и перестроенной в 1900 г. Здесь хранятся мощи св. апостола Матфия, мощи св. апостола Петра (зуб), два неполных звена цепи апостола Петра и древний ключ с вкрапленной в него частицей цепей апостола Петра. Среди других уникальных экспонатов ризницы – кадильница, изготовленная в Трире в 1100 г. Шедевром церковного ювелирного искусства является переносной алтарь-реликварий св. апостола Андрея Первозванного, изготовленный мастерами под руководством архиепископа Эгберта между 977 и 993 гг. На алтаре – позолоченная правая стопа, которая в нескольких местах перетянута тонкими изящными ремешками, украшенными драгоценными камнями. Издали создается впечатление стопы, обутой в сандалию, но, присмотревшись, можно увидеть, что стопа перетянута лишь ремешками от сандалии, а подошва отсутствует. Этот переносной алтарь хранит не сандалию, а лишь часть ремешка от сандалии св. апостола Андрея. Сама сандалия хранилась замурованной в каменной стене, но время ее не сохранило: от нее осталась лишь часть ремешка. Этому же переносному алтарю принадлежат чехол от посоха св. апостола Петра и гвоздь-реликварий (выполнен в 993 г.), где хранится святой гвоздь. По преданию, сандалию с правой ноги св. апостола Андрея Первозванного и другие хранящиеся в сокровищнице собора реликвии привезла в Трир святая царица Елена.

http://bogoslov.ru/article/2596119

Из этой книги сохранился только гимн св. Этельфрите, включенный в «Историю». 1161 Книга не сохранилась. 1162 Имеются в виду книги «О природе вещей» (De Natura rerum), «Книга о временах» (De temporibus liber) и «Об исчислении времен» (De ratione temporum). 1163 В этот список не включены: письмо к Эгберту, книга ответов на восемь вопросов Нотельма и книга «О святых местах», которую Беда цитирует в V,17. 1164 См. прим. 1130. 1165 Имеется в виду монастырь Рипон близ Йорка, где проводили много времени епископы Нортумбрии начиная с Вилфрида. 1166 Мф. 25:21. 1167 Мф. 25:30. 1168 Имеются в виду ”Пастырское служение» папы Григория и его гомилии или беседы на темы Евангелия. Оба этих сочинения в течении всего Средневековья использовались для обучения священников. 1169 2 Кор. 11:28–29. 1170 Об этом см. Деян. 13: 2–42. 1171 В оригинале caput (глава) в значении ”отец», ”господин». 1172 Такой же совет содержится в книге Амвросия Медиоланского ”О девственности» (III.4). Обычай преклонять колени после каждой молитвы был принесен в Англию ирландскими монахами. Переводы молитв на англосаксонский язык, сделанные Бедой, не сохранились, но их наличие свидетельствует о редком для монаха и ученого интересе к пастырскому служению. До нас дошли англосаксонские переводы молитв, сделанные в более поздний период. 1173 Мф. 25:18. Имеется в виду евангельская притча о ленивом рабе, который закопал данную ему монету в землю, за что был наказан господином. 1174 Мф. 10:7–9. 1175 2 Тим. 4:2-»проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай». 1176 С VII в. в англосаксонских королевствах собирался постоянный налог в пользу церкви. Кроме того, все больше земель вместе с их жителями переходило к монастырям. 1177 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 1178 1 Цар. 12:4. 1179 Пс. 98:6–7. 1180 В оригинале praesul, что обычно значит ”предстоятель», ”прелат», но здесь переводится как ”защитник». 1181 1 Тим. 6:10. 1182 1 Кор. 6:9–10. 1183 Король Кеолвулф, которому посвящена ”История» Беды, был родственником Эгберта. 1184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010