6. Изложение вопроса в повествовании о древних пустынниках Естественно посему тем, кому пришло [таковое] на ум, оставить груз грехов и, преуспев в чистоте, стать боговидными и явно принять внутрь души пречистые светоносные лучи, то есть, короче говоря, Бога, и несказанную красоту Его узреть духовно, и наслаждаться, и радоваться, и веселиться этому, и получать удовольствие, и в сверхъестественном обожении испытывать блаженство, ибо оно свойственно в высшей степени таковым и без него не дано никому ни видеть, ни испытать ничего божественного. И те, кто, преславно избрав удаление от людей и безмолвие и, устремившись всею душой, предали себя пустыням – «в горах, в пещерах, в ущельях земных» ( Евр. 11, 38 ), в затворах, во всяком уединении и удалении от людей, всю жизнь проводили в безмолвии и никак иначе не философствовали, нежели умно и премирно об умопостигаемом и премирном божественном, за чем следует единение ума в самом себе, просветление и несказанное просвещение и как бы залог предвкушения Небесного Царствия, а также подобное ангельскому жительство, вдохновение и узрение Божественных Таинств, да и что иное, как не соприкосновение с Богом положенным образом и обожение? Таковыми были прежде Илия и Иоанн Креститель и Предтеча Иисуса, таковыми были те, кто окружал Антония, философствовавшие уже во времена Нового Закона и Нового Завета, а также Арсения и Марка, словом единым двигавшего высокие горы будто неких мышей или комаров. Воистину каждый из тех, кто стремился вновь вознестись в стремительном порыве Духа к образному уподоблению божественной первообразности и сверхъестественной благодати божественного усыновления, а также увидеть и испытать в происходящем божественное, скорее даже, узревать и тем самым испытывать постоянно и вечно, – так вот, избравший своевременно эту долю, имею я в виду бегство от всего и вся, а по возможности и безмолвие, и достигший ясным видением, как сказано, с ясностью во взоре полного осознания вышеуказанных страстей и вземший со всем душевным рвением щит веры, подобно оружию света облекшись в заповеди Господа нашего Иисуса Христа и держась завися от Его как всемудрого и всесильного военачальника, и призывая Его, и деятельной силой препоясав чресла свои в истине и возложив на духовную главу свою надежду на спасение вместо шлема, а на грудь броню праведности, обувши ноги в силу беспристрастия ( Еф.6:9–16 ), чтобы «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк. 10, 19 ) безвредно и прямо ступать в готовности благовествовать о благодати, имея молитву в качестве оружия оборонительного, – вот так да пойдет на врага тот, кто во бдении сидит уединенно внутри кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Георгий Шенгели Шенгели Георгий Аркадьевич (1894–1956) – поэт, стиховед, переводчик. До революции выпустил три поэтических книжечки «Розы с кладбища» (Керчь, 1914), «Зеркала потускневшие» и «Лебеди закатные» (Пг., 1915), куда в основном вошли его «поэзы», написанные под влиянием Игоря Северянина. А в 1916–1917 годах участвовал в северянинских «поэзоконцертах», в которых в завершение читал и свои стихи. Но в последующие годы пришел к «пушкинизму», считая основными выразителями этого «новоклассического» направления Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама, Владислава Ходасевича. Псалом 11 Боже, укрой и помилуй: праведных ныне не стало, льстивы и лживы их речи, ядом напитан язык. Господи! Праведный силой вырви лукавое жало, сгорби надменны их плечи, гневный яви им Твой лик. Ибо презренно глаголят: – Всех языком одолеем: с нами речения наши, кто же нам, кто господин? – Боже! Твой меч да проколет злые сердца им и змеем путь им навек опояши. Боже! Ты миру – один. – Ради страдания нищих и воздыхания бедных стану, как щит пред ударом! – Вот обещанье Добра. Слово Создателя чище трижды в горнилищах медных пламенем чистым и ярым плавленного серебра. Слово Твое Ты исполни, будь нам защитой и силой. Дай нам ничтожных и ложных властью добра побороть. Ты нам вещавший из молний, нас защити и помилуй. Помни, что Ты меж безбожных вечный, великий Господь! (1919) Иегова Я – твой Господь. Я говорю тебе: Мне ведано существ предназначенье. В Моих словах, в их каменной судьбе, страдающий да емлет утешенье. Вся жизнь его навек обречена быть пламенем, сжигающим овна на преданном, на кротком всесожженье. Я – Твой Господь, Подножием Моим пребудешь ты вплоть до скончанья века, – и каждая молитва человека, – Моим ноздрям благоуханный дым. И всей земле незыблемым законом неукротимые кладу слова. И каждый миг, над каждым женским лоном, над каждым дном, где прячется трава, на высоте, над облаком нагорным, в глубинах вод, над фиником, над терном –

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  2.7 из  5) Оглавление Красный каньон Щебнистая пустыня похожа на гигантский, позеленевший от времени медный щит. На краю пустыни — ржавые шлемы древних воинов. Между пустыней и горами — щитом и шлемами! треснула и разверзлась земля, открыв взору глубокий красный каньон. Смотришь вниз — кружится голова. Глубоко-глубоко, по самому дну каньона, плавные извивы ручья. В нём давно уже нет воды: дно, как сухая дорога, засыпано гравием и песком. Шагаем по сухому дну, и щебень скрипит под ногами. По сторонам — высоченные красные стены. Словно скалы, раскалённые докрасна. А над ними — высоко, высоко! — узкая лента неба, и в небе, раскалённом добела, чёрная точка, гриф. Каньон до краёв налит зноем. От красных стен пышет жаром. То тут, то там что-то сыплется и шуршит. Это лопаются от жары камни и трескаются глыбы глины. И от шорохов этих тревожно и неспокойно. Всё время кажется, что кто-то за тобой крадётся или ползёт… Кто-то следит за тобой невидимо, смотрит в спину, подглядывает из-за угла. Кто-то шепчется в нишах и гротах, выглядывает из бойниц и окошек. Кто-то прячется за выступами и углами. И не хочется говорить громко и всё время хочется обернуться… Каньон похож на разрушенный и покинутый город. Вот крепостная стена: видны ниши-бойницы. Вот просто стены домов: окна, двери, ступени. Вот замки с готическими пирамидками, башенками, шпилями. Купола церквей и соборов. Защитные рвы и валы. Воздетые руки разведёных мостов. Вода и ветер творят тут нерукотворна. Слепая природа создаёт красоту… В каньоне живут только те, кто обходится без воды. В тени кустика притаилась стрела-змея. Она дразнится языком и покачивает изящной головкой с большими и круглыми глазами птицы. Страшные истории рассказывают про эту змею. Будто она может прыгнуть и пронзить человека насквозь. Змея и впрямь на стрелу похожа: тонка и стройна, стремительна и грациозна. Но опасна она только для ящериц. Сухо трещат цикады: жара от этого кажется ещё страшней. Разморённый заяц вразвалку проковылял в тень.

http://azbyka.ru/fiction/pojushhij-barha...

Разделы портала «Азбука веры» ( 44  голоса:  4.4 из  5) В. Горт - Псалом 18 Давид Дирижёру — для хорового ансамбля Псалом раба Господнего — Давида. Слова сей песни рек он в дивный день, когда Господь помог ему в беде: спас от руки Шауля — и обида померкла пред победой… Бог! — сказал он, — люблю Тебя! Ты — вот! Ты — мощь! Ты — мой! Скала и крепость на уступе скальном! Походный щит! Победный рог! Покой! Врученье Небесам судьбы — залог счастливого конца борьбы со злом. За миг до казни сердце полагалось на Божью логику, ладонь и благость! Я восхваляемым Его назвал — и с тем пробился сквозь врагов навал. Когда, потоком бедствий сбитый с ног, запутанный во вражеские сети, застрявший в ужасе в ловушке смерти, я вопль немой послал в Его чертог — Он внял.., мольба коснулась Божья уха… И Божий гнев ударил по земле. Качнув утёсы, дрогнула округа. И вот — небесный край клоня ко мне, Бог Адонай сошёл по сизой мгле: дым рвался из ноздрей, огонь — из уст, обгладывая мир, как жухлый куст… Затем, на ветрокрылом херувиме воссев верхом, понёсся Адонай, как всадник, мглой обёрнутый, незримый, - от волн морских — до туч небесных стай. И шёл морозный град и угль горящий от сердца Божьего сквозь мглистый плащ. Был слышен Бог, громами говорящий. Подобный сонму игл с сосновых чащ — во взвитый скоп палёных вражьих тел вонзился сноп калёных наших стрел. Бог — молнии метал: блистали лентой извилины пещерных тайных вод. Стал зримым, раскалясь, скелет вселенной — от гласа Божьего и выдоха Его. Бог вызволил меня из вражьих толпищ, как тонущего — из болотной толщи. Сильней меня был ненавистник мой, упорно шедший на меня войной. Враги разбили лагерь близ пещеры, где был я одинок, чтоб взять врасплох. Но не учли, что Бог мне — свой, и щедрый на тысячи подмог, что мною Бог любим, я — Им! Бог вывел на простор меня, воздав мне по чистоте намерений и рук. Я — чист!, сверяя по привычке давней со стуком Божья сердца — сердца стук. Как требовал Господь — так я и делал. Боясь греха — от смут я был далёк. По праведности мыслей, слов и дела —

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Шапка Собралось в Берды до трех тысяч простых крестьян — мужиков-лапотников. Они-то и ружья в руках никогда не держали. Многие пики не видели. Приказал Пугачев для крестьянской части своего войска устроить учения. Вели занятия сразу же за слободой на открытом месте. Бегают мужики в атаку. Учатся пикой владеть, в казацком седле держаться. Тут же неподалеку установлено три щита, и на них мишени. По мишеням из ружей идет пальба. Около стрелков крутится Гришатка. Интересно ему. Стоит смотрит. Стараются мужики. Пугачев заявил, что лучшему стрелку будет с его царской головы шапка. Шапка дорогая, мерлушковая, с малиновым верхом. То-то бы угодить в самое яблочко. Однако дела стрелков плохи. В щит еще кое-как попадают. А вот о большем не думай. Намучились, намерзлись крестьяне. Стали роптать. — Ружья кривые. Мишени далекие. На морозе руки дрожат. Попробовал бы тут сам царь-батюшка в яблочко стрельнуть. А в это время Пугачев прибыл проверять, как идут учения, и услышал крестьянские речи. Подъехал Емельян Иванович к стрелкам. Увидев царя, крестьяне попадали ниц. — Встаньте, — приказал Пугачев. — Тут воинский плац, а не государевы палаты. Тут пригиб не мне, а умельцам делай. Поднялись мужики. — Ружья, значит, кривые? Замялись крестьяне. Слез Пугачев с коня. — Ну-ка, подай сюда кривое ружьецо-то. Подали Пугачеву ружье. Вскинул Емельян Иванович стволину. Приклад к плечу, палец к курку — бах! — Попал, попал! В самую отметину! — заголосили крестьяне. Взял Пугачев второе ружье — во вторую мишень. Взял третье, вскочил на коня и с ходу, с рыси — в третью. И снова в самую середину, снова навылет. Поразевали крестьяне рты. Остолбенели от такого умельства. И Гришатка разинул рот. «Ай да стрелок! Ай да царь-батюшка!» Подъехал Пугачев снова к крестьянам. — Ну как, детушки, ружья кривые или глаз ваш косит?! — Глаз, глаз, государь! — закричали крестьяне. — То-то, — рассмеялся Пугачев. — Как же нам с шапкой, детушки, быть? — Твоя шапка, твоя! — кричат вперебой крестьяне. — Тебе полагается. По закону. По справедливости.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-g...

Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  4.2 из  5) Оглавление 67 В восьмом часу утра Вольф и Хлынов пили молоко на деревянной веранде ресторана «К прикованному скелету». Ночные поиски были безуспешны. Сидели молча, подперев головы. За эти дни они так изучили друг друга, что читали мысли. Хлынов, более впечатлительный и менее склонный доверять себе, много раз начинал пересматривать весь ход рассуждений, которые привели его и Вольфа из Парижа в эти, казалось, совсем безобидные места. На чём основано было это убеждение? На двух-трёх строчках из газет. – Не окажемся ли мы в дураках, Вольф? На это Вольф отвечал: – Человеческий ум ограничен. Но всегда для дела разумнее полагаться на него, чем сомневаться. К тому же, если мы ничего не найдём и дьявольское предприятие Гарина окажется нашей выдумкой, то и слава Богу. Мы исполнили свой долг. Кельнер принёс яичницу и две кружки пива. Появился хозяин, багрово-румяный толстяк: – Доброе утро, господа! – И, посвистывая одышкой, он озабоченно ждал, когда гости утолят аппетит. Затем протянул руку к долине, ещё голубоватой и сверкающей влагой: – Двадцать лет я наблюдаю… Дело идёт к концу, – вот что я скажу, мои дорогие господа… Я видел мобилизацию. Вон по той дороге шли войска. Это были добрые германские колонны. (Хозяин выкинул, как пружину над головой, жирный указательный палец.) Это были зигфриды – те самые, о которых писал Тацит: могучие, наводившие ужас, в шлемах с крылышками. Обер, ещё две кружки пива господам… В четырнадцатом году зигфриды шли покорять вселенную. Им не хватало только щитов, – вы помните старый германский обычай: издавать воинственные крики, прикладывая щит ко рту, чтобы голос казался страшнее. Да, я видел кавалерийские зады, плотно сидевшие на лошадях… Что случилось, я хочу спросить? Или мы разучились умирать в кровавом бою? Я видел, как войска проходили обратно. Кавалеристы всё ещё плотно, чёрт возьми, сидели на сёдлах… Германцы не были разбиты на поле. Их пронзили мечами в постелях, у их очагов… Хозяин выпученными глазами обвёл гостей, обернулся к развалинам, лицо его стало кирпичного цвета. Медленно он вытащил из кармана пачку открыток и хлопнул ею по ладони:

http://azbyka.ru/fiction/giperboloid-inz...

Христиане! Господь не только победил мир, но и грех, и смерть, и ад: победил мир, который восстал на Господа и на Христа Его, но сам побежденный, пал: идолы пали, храмы языческие разрушились, демоны, посрамленные и пораженные, повергнуты долу. Побежден грех, ибо на кресте пригвождено рукописание грехов наших, которые омыты водой и кровью, истекшей из Пречистого ребра Его, из язв Пресвятых рук и ног Его. Побеждена смерть, ибо растерзана утроба смерти силой вкусившего смерть Господа. Побежден ад, потому что разрушены его твердыни всемогуществом Того, Который снисходил в преисподняя земли и вывел оттуда всех узников ада. Для чего же, спросите, еще и теперь продолжается война? Для чего оставлены враги, хотя слабые, но не совсем побежденные? И мир, и страсти, и грехи, и смерть, и демоны еще сильны, еще властвуют и отчасти побеждают? Для нас, христиан, воинов Христовых, для того, чтобы вся честь и слава победы была на нашей стороне, дабы мы получили блистательные венцы за всю победу, которую одержал Лев от Иуды, Иисус Христос, Сын Божий. Мир побежден, страсти укрощены, грех потерял силу, смерть умерщвлена, ад разрушен, демоны обессилены: воюй, побеждай, покоряй окончательно, дабы вся победа тебе принадлежала, а не кому другому: «дерзайте, яко Аз победих мир» 65 . Я победил главных военачальников зла, миродержителей тьмы века сего. Преследуйте прочих душевных врагов и неприятелей. Вам дана благодать, вам дан щит веры, оружие креста, стрелы Слова Божия. Воюйте против врагов вечного своего спасения до смерти. Воюйте, сражайтесь, побеждайте, дерзайте: «дерзайте, яко Аз победих мир». Если Я главных сокрушил врагов, то слабейших легко вам победить. Если Я возьму Себе всю честь победы, то за что же вас было бы награждать? Дерзайте, держите оружие в готовности, поднимайте знамения победы, как Моисей поднимал руки в пустыне для поражения Амаликитян, а опускал: побеждаемы были евреи. «Приймите вся оружия Божия, да возможете стати в день лют» 66 . Воюйте, сражайтесь, побеждайте, если хотите получить венцы победы и царствовать во веки со Мною. «Только побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил». 67 , и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Христианское всеоружие. Поучение в неделю 27-ю по Пятидесятнице Станите убо, препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира; над всеми же восприимше щит веры, и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Ефес.6:14–17 ) Трудно, братие, (что и говорить!) жить человеку по благочестию. Борьба, и борьба чрез всю жизнь, – вот удел наш, и – борьба, с кем? не с миром только, а с целыми полчищами духов нечистых, давних искусников по части искушений. К счастью, нам дана от Господа власть и сила побеждать врага. Но вот вопрос: как нам вести-то эту борьбу с сатаною? Ответ на этот вопрос мы находим в сейчас выслушанных вами словах Апостола. Станите: вот первое, что требуется на этот раз от каждого из нас – не отлагая времени – стать, или – что тоже – принять твердую решимость и быть постоянно наготове противустоять врагам нашего спасения, будет ли то сам сатана с подчиненными ему духами, которые иногда, не скроем, целыми легионами, полками нападают на человека, или будут то слуги диавольские из среды нас же, т.е. порочные люди. Бдительность, осторожность – вот самое главное здесь! – Затем должны мы облечься во всеоружие Божие для борьбы с врагами спасения и первее всего препоясать чресла свои истиною, – говорит Апостол. Наставление с первого взгляда не совсем понятное. Значит оно: как в обыкновенной жизни для удобства в работе необходима опояска, так и для борьбы с диаволом и слугами его необходимо же христианину препоясаться – чем? – Истиною. То есть: надо всем сердцем прилепиться к истине и запастись знанием учения истины. А учение это, знаете, содержится в слове Божием. Его и старайтесь изучить со вниманием. Тогда, верьте, в какие бы сети сомнений и недоразумений ни запутал вас враг, вы всегда найдетесь, как выпутаться из сетей его. Любовь к истине, правдолюбие, быть не может, чтобы дали вам сбиться с пути истины. При этом согласно апостольскому наставлению, облекись каждый в броню праведности, все равно, как древние воины облекались в латы и кольчуги на время войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь. Фото Ильи Гарбузова ЖМП 12 декабрь 2023 /  22 декабря 2023 г. 14:00 Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Щит веры многогранный Во время посещения Санкт-Петербургской митрополии в конце октября 2023 года Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к богомольцам после освящения храмов, делился очень личными воспоминаниями о благочестивой жизни своей глубоко верующей семьи и о суровых гонениях на Святую Церковь, в которых она выстояла. «Никогда, ни при каких обстоятельствах народ наш не должен отказываться от веры в Господа, от православной веры», — наставляет нас Предстоятель Русской Православной Церкви. Его Святейшество обратился и к сотрудникам церковных средств массовой информации, и к тем, кто посвятил себя социально-благотворительной деятельности: как важно, чтобы звучало слово, исполненное веры, и одновременно совершались дела, свидетельствующие о жертвенности и любви! На протяжении всей истории Святой Руси Церковь сугубо молилась о защитниках Отечества, духовно поддерживая и укрепляя героев. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл в своем интервью повествует о том, как в наши дни возрождаются традиции православного воинства. Многие материалы номера связаны с испытаниями, понесенными Церковью в минувшем столетии. Огромный Казахстан принимал гонимых караванами и давал им последнее пристанище, страшное, мучительное и в то же время открывающее путь к Небу. О новомучениках и исповедниках Казахстанских особый рассказ, побуждающий читателя задуматься, что есть жизнь во Христе. На фоне этих невыносимых страданий может показаться, что исполненный бесконечных унижений и утеснений путь выдающегося церковного мыслителя Сергея Фуделя не так уж ужасен. Но это не так. Он жил в эпоху, когда искусство убивать душу достигло изощренности, выстоял и оставил нам неповторимые уроки мужества, показав, что в се возможно верующему. Есть в жизни Церкви многое, что будто летит над временем, а если и соприкасается с ним, то в итоге преодолевает претыкание. Жабынская пустынь, которой посвящен наш репортаж, в разные века по разным обстоятельствам закрывалась, но монашеская жизнь в ней все равно возобновлялась, потому что Бог благословил это место для молитвы. Так действует щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6, 16).

http://e-vestnik.ru/news/jmp_december_20...

Разделы портала «Азбука веры» ( 44  голоса:  4.4 из  5) Н. Басовский - 18-й псалом (Давида) Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Ты — твердыня, скала и оплот. Уповаю всегда на Всевышнего я: Он поможет в беде и спасёт. Вот, мученья согнули меня до земли, устрашён беззаконием я, цепи ада всё тело моё облегли, сети смерти сковали меня. И тогда я воззвал в тесноте бытия, взгляд подняв к небесам от земли, и призвал о спасении Господа я, и услышал Он плачи мои. И разгневался Бог! Всколыхнулась земля, потряслись основания гор, и от углей небесных земные края превратились в огромный костёр. А Господь посмотрел через пламя и дым, наклонил небеса и сошёл, мрак воздушный Он сделал покровом своим и везде злодеянья нашёл. И в источниках новых явилась вода, стрелы молний всё небо прожгли; основанья вселенной открылись тогда — гнев Господень дошёл до земли! И тогда протянул Он десницу во мгле и меня из напастей извлёк. От врагов, что сильнее меня на земле, защитил и избавил мой Бог. Так по правде моей мне Всевышний воздал, чистоту моих рук оценил, ибо я все законы Его соблюдал и уставы Господни хранил. Никогда не сходил я с Господних путей, и греха я стерёгся вокруг, и воздал мне Всевышний по правде моей, оценил чистоту моих рук. Ты, Всевышний, всегда по делам воздаёшь: с мужем искренним — искренен Ты, а лжецу за лукавство его и за ложь никогда не видать высоты. Ибо Ты угнетённых спасаешь людей, а надменных склоняешь к земле, зажигаешь светильник всей жизни моей, чтоб она не погрязла во мгле. Вражье войско с Тобой поражаю в бою, стены крепости взяв без труда. Кто на Бога направил надежду свою, тем Он щит и опора всегда. Бог мне силу даёт, чтоб вершились бои, путь даёт на высотах моих, научает сражению руки мои — медный лук, как игрушка, для них. Ты мне щит, если я говорю: — Помоги! Мне спасенье — Господня рука. Ты в дороге мои расширяешь шаги — я легко настигаю врага, поражаю его — не поднимется он, ненавистник озлобленный мой, и пока он до крайности не истреблён, не хочу возвращаться домой.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010