« А паче всего », — сказано, — « возьмите щит веры ». Что значит — «а паче всего»? И над истиной, и над правдой, и « в готовность благовествовать ». Иначе сказать, все это нуждается в вере. Поэтому он прибавил: « и шлем спасения возьмите », т. е., вы не иначе можете достигнуть окончательной безопасности и избежать всякой беды, как посредством веры. Как шлем охраняет голову от всякой опасности, потому что укрывает ее тщательно со всех сторон, так и вера, кроме того, что служит вместо щита, заменяет еще собой шлем спасения. А когда стрелы (лукавого) будут угашены, то сейчас же мы получим помыслы, которые станут охранять владычествующее в нас начало (ум) и не допустят, чтоб оно пострадало в чем–либо. В самом деле, когда угасают противные помыслы, то взамен их возникают в нас другие, которые, не так, как те, охраняют нас и внушают надежду. И как шлем голову, так они будут укрывать владычествующее в нас начало. 3. И не это только (щит и шлем) нам нужно взять, но также и меч Духа, чтобы не только обезопасить себя от (стрел) бросаемых в нас дьяволом, но поразить и его самого. Действительно, владея этим мечом, душа, будучи при этом еще ограждена от разожженных стрел, может с полной смелостью стать против врага; она в силах будет этим мечом сокрушить броню неприятеля, убить дракона и отсечь ему голову. И сам Павел тем же (мечем) разрушил и пленил умыслы дьявола. « Который есть Слово Божие ». Глаголом Божиим он называет здесь заповедь или учение, которое завещал Иисус Христос апостолам и которое они повсюду проповедовали, совершая во имя Его чудеса. Будем же и мы наблюдать одно — как бы сохранять во всем заповеди Божии. Исполнение их поведет нас к тому, что таким образом мы низложим и умертвим дракона — этого хитрого змия. И заметь при этом благоразумие Павла. Выше он сказал: « Возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого »; теперь же, чтобы не сделать их надменными, указывает на то, что в этом деле они более всего имеют нужду в помощи Божией. Что именно он говорит? « Всякой молитвой и прошением ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Еф 6:13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. «Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Днем лютым»  называет день брани, дав имя сие от действующего в тот день диавола. В тогдашнее же время они явно подверглись брани, будучи гонимы, мучимы и терпя всевозможные виды смерти. Еф 6:14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности. «Станите убо препоясани чресла ваша истиною». Апостол прежде всего показывает ненасытность похотения, потому что в чреслах лежат почки, а в них заключена сила похотения. Так и блаженный Давид, оплакивая  грех  прелюбодеяния, сказал: « яко лядвия моя наполнишася поруганий»  (Пс 37: 8), то есть естественное похотение употребил: в дело не как надлежало. Так и о Левии сказал божественный Апостол: « еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек»  (Евр 7:10). Посему повелевает препоясать чресла истиною, чтобы вожделевали мы истинного и постоянно пребывающего. «И оболкшеся в броня правды». Разумная сила в сердце да охраняет правду и озаряет ее, чтобы не помышлять ни чем, кроме справедливого. Еф 6:15. И обув ноги в готовность благовествовать мир. И « обувше нозе во уготование благовествования мира». Да не подвигнутся ноги ваши на дела непристойные, но исполняйте евангельское течение, чтобы и вам заслужить пророческую хвалу: « Коль красны ноги… благовествующих мир, благовествующих благая»  (Ис. 52, 7). Употребил же Апостол слово « мир», потому что упоминал и о брани, чтобы в мире были мы друг с другом и с общим нашим Владыкою, вели же брань только с диаволом и его полчищем. Еф 6:16. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. «Над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити». Вместо щита да будет у вас вера, потому что она указывает вам вспомоществующего Бога, она открывает вам награды за брань, провозглашение победителями и венцы за доблести. Все же это угашает стрелы лукавого. А « разжженными»  назвал их Апостол, возбуждая сим воинов и повелевая им твердо оградить себя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-aya-...

Еф.6:15.   И обув ноги в готовность благовествовать мир. И «обувше нозе во уготование благовествования мира» . Да не подвигнутся ноги ваши на дела непристойные, но исполняйте евангельское течение, чтобы и вам заслужить пророческую хвалу: «Коль красны ноги... благовествующих мир, благовествующих благая» (Ис. 52:7). Употребил же Апостол слово «мир» , потому что упоминал и о брани, чтобы в мире были мы друг с другом и с общим нашим Владыкою, вели же брань только с диаволом и его полчищем. Еф.6:16.   А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. «Над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити» . Вместо щита да будет у вас вера, потому что она указывает вам вспомоществующего Бога, она открывает вам награды за брань, провозглашение победителями и венцы за доблести. Все же это угашает стрелы лукавого. А «разжженными» назвал их Апостол, возбуждая сим воинов и повелевая им твердо оградить себя. Еф.6:17.   И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. «И шлем спасения восприимите» . Сам Владыка Христос, говорит Апостол, покроет главу вашу и, как бы некиим шлемом, оградит спасением, чтобы не принимать вам ударов, наносимых неприязненными. «И мечь духовный, иже есть глагол Божий. Мечем духовным» назвал действенность Духа, а действенностию Духа нарек «глагол Божий» . И сие значит, что Всесвятой Дух соделывает наше спасение как бы словом. Ибо духовный человек запрещает диаволу, и обращается он в бегство. И сие дает видеть последующее: Еф.6:18.   Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и моле­нием о всех святых «Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяцем терпении и молитве» . Окруженные всегда врагами не могут спать. Посему-то и божественный Апостол повелевает бдеть и непрестанно молиться и не ослаблять телесного труда, но пребывать в нем с великим терпением. Заповедует же молиться не о себе только, но и о всех единоверных. Ибо сие присовокупил он.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

Но реальность наша такая, так что все находятся в тяжелом состоянии. И в тоже время, если Господь нам посылает какие-то искушения - то надо, может быть, чаще вспоминать известные слова апостола: И верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор, 10-13) Чтоб преодолевать невезение - нам надо облечься во всеоружие Божье. Это тоже важно понять. Нам сказано, каким оружием надо защищаться: «Облекитесь во всеоружие Божие, дабы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможет угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6,11-17). На самом деле надо понять, что нет таких людей, у которых бесконечное везенье. Такого просто не бывает, потому что если мы под везеньем понимаем праведность, под невезеньем - грех, то реальность очень печальная. Все согрешили, все лишены славы Божией, нет праведного ни одного, гласит Послание к римлянам. В этой ситуации мы должны понять, что со стороны Бога нам предлагается помощь. Во - первых мы прочитали 1-ое Послание к Коринфянам, 10-13, что Бог не посылает испытание сверх сил, скажем так: не посылает невезение сверх сил. А с другой стороны нам предлагаются способы преодолевать эти греховные невезения, чтобы у нас был меч духовный, слово Божие, шлем спасения, чтобы щит веры у нас был, чтобы мы могли угасить все раскаленные стрелы лукавого, т.е. все люди пребывают в одинаковом состоянии. Поэтому сказать, что этим везет больше, чем другим это очень наивно. Иногда мы делим людей на благочестивых, неблагочестивых, и т.д.

http://radonezh.ru/text/kakova-missioner...

13. Чаша и блюдо. Обычные чаша и блюдо означают греховность человеческую, причем " чаша " символически представляет человека чистого, а " блюдо " - греховного. Важнее вымыть чашу и блюдо изнутри, чем снаружи. Точно так же гораздо важнее держать в чистоте душу, чем тело. Евангелие гласит: Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф.23:26). 14. Побеленные и окрашенные гробы - символ лицемерия людского. Напрасный труд украшать гробы снаружи, если они внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф.23:27). " Кости мертвецов " - это символ окаменевшего сердца и заблуждающегося разума человеческого, не поддающегося влиянию Духа Святого. " Нечистоты " олицетворяют дурные пороки и страсти. Все свои пороки лицемерные люди скрывают за притворной набожностью и добродетельностью, как красивый гроб скрывает в себе мертвеца. 15. Сума и сокровища - символ ризницы небесных сокровищ, как сказано в Евангелии: приготовляйте себе сумы не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах... ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.13:33). 16. Горящий светильник и чресла препоясанные есть символ разума, просветленного верой в Христа, и страстей плотских, обузданных воздержанием. 17. Дом - это символ небесной обители: в доме Отца Моего обителей много (Ин.14:2). Дом как здание храма обозначает тело человеческое: Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6:19). 18. Посох, жезл - это знак власти и старшинства. Кроме того, это и трость Ангела Хранителя, удерживающего человека с правой стороны, чтобы тот не пал в грязь греха. 19. Меч и семя есть символы слова Божьего, причем " семя " означает произнесенные Господом слова, а " меч " - силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр.1:16). И апостол Павел указывает: возьмите меч духовный, который есть Слово Божье (Еф.6:17). 20. Щит означает веру, как сказано в Новом Завете: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16). И правда, вера защищает человека в этой жизни сильнее всего остального.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

8 . Но, может быть, ради новобранцев, еще не упражнявших себя в многочисленных и частых боях, не вредно будет подробно рассказать, против кого, как и ради чего придется воевать, каким оружием пользоваться, как заготовлять припасы, и, одним словом, как готовиться к этой войне. И, чтобы не приводить все бесчисленные советы по военному делу, выбранные мною из Писания, сошлюсь лишь на верховного военачальника церковного ополчения, рассуждающего об этом в немногих словах. Знаете, о ком речь? Об архистратиге силы Господней, который столь славно провел бой, что за ним наблюдали и ангелы, и люди, и столь успешно, что поразил не воздух, но самого князя воздуха вместе с лукавыми фалангами миродержца. Ибо он, описывая природу брани, говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ); показывая же, как и каким оружием должно снаряжаться, заповедует: Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мира паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф.6:14–17 ). 9 . Слышали, с кем ведется война? Они не состоят из плоти и крови, нападают с высоты, подстерегают в темноте, мечут огненные стрелы. Знаете теперь, каково наше оружие: панцирь, пояс, поножи, шлем, щит, меч? Вооружение это особое, необычайное и несокрушимое для стрел врага, ибо Божье всеоружие является поистине нерукотворным и противоположным вражескому. Ведь у тех на вооружении пояс лжи и панцирь несправедливости, на ногах их поножи приготовление ко греху, защита их неверие, на голове шлем адской погибели, в руке – меч лукавого духа. Мы же настолько враждебны и противны им, что даже в оружии не обнаруживаем никакого сходства. А причина сей непрестанной войны – зависть. Ибо некоторые духовные существа, лишившиеся своего положения при Боге, удостоились судьбы отступников; а будучи врагами и человеконенавистниками, они состязаются в стремлении увлечь нас в бездну той же погибели, потому что завидуют нашей принадлежности к благому уделу, которую сами, несчастные, утратили. Так развязалась непримиримая война, в которой и враги наши не дадут себе передышки в сражении, если смогут заставить кого-либо сделаться отступником от Бога и уподобиться им, и нам предписывается стоять в своем строю, как сказано: станьте, препоясав чресла ваши, обуть ноги, облечься в панцирь и полностью возложить на себя всеоружие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

9:16). Далее следует: «и сильный не удержит силы своей», — не потому, что он силен, а потому, что хвастается своею силою, или же [здесь идет речь о том], кто надеется на свою силу, а не на милость Божию, подобно тому, как написано: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу» (1 Кор. 1:19), не в том смысле, что может погибнуть истинная мудрость и быть отвергнуто разумение истины, а в том, что погибнет мудрость тех, которые сами считают себя мудрыми и надеются на свою ученость. Также крепкий или воитель, который не спасет жизни своей, есть тот, кто не обладает всеоружием апостольским, имея щит, но не [щит] веры, препоясав чресла, но не истиною, облекшись в броню, но не [в броню] праведности, взяв меч, но не [меч] спасения (Ефес. гл. 6). Подобного рода воитель не приготовляется к священной войне и не может вести брани Господней, ратоборствуя за ложь против истины. Такой воитель не может сказать: «благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение и персты моя на брань, милость моя и прибежище мое» (Псал. 143:1—2). Еретики имеют и стрелков, которые, тщетно натягивая лук, не могут устоять против стрелы Господа, говорящего чрез Исаию: „я как стрела избранная в колчане Господнем“ (Исаии 49, 2). Это те стрелки, о которых и Давид говорить: «се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем» (Псал. 10:2). И быстроногий, говорит [пророк], не спасется, то есть: кто вследствие своих хитроумствований перебегает от одних свидетельств Писания к другим и путем ораторского красноречия и диалектических софизмов старается истребить истину, тот запутается в этом и падет, потому что он надеется не на Бога, а на свои ноги. Также сидящий на коне не спасет жизни своей, — не обращающий внимания на сказанное пророком: «ложь конь во спасение» (Псал. 32:17), и не знающий написанного: «воздремаша вседшии на кони» (Псал. 75:7). Он не спасет жизни своей, но погибнет и услышит [слова]: «сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостол Павел писал: «наша брань не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесных». И перечислял доспехи, которые нужны для борьбы: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности... а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (см. Еф.6:12, 14–17 ). Пророк Давид очень похоже описывает бодрствование, необходимое в духовном бою: И дал ми еси защищение спасения (щит спасения), и десница Твоя восприят мя (поддержала меня), и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит (36). Духовный воин должен испытываться – и побеждать, отражать внутренние брани. Но вере учит не только опыт: наказание Твое исправит мя в конец. Наказание – это духовное просвещение, его может дать только Бог. И в результате – в конец – человек научается тому, что Господь вкладывает в его сердце, разум. Наказание помогает не умалить, не потерять то, что нам дано. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне (ступни) мои (37). Бог дал душе Давида широту: уширил еси стопы. Грех, беззаконие сужают человека, словно зажимают душу. А благодать её расширяет, даёт силы – и становится видно далеко, высоко, просторно. Апостол Павел так и говорил о любви – самом высоком состоянии, объемлющем весь мир: «всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит» (см. 1Кор.13:7 ). Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дóндеже скончаются (38). Пророк преследует, настигает врагов – и не возвращается назад, пока они окончательно не исчезнут с духовного поля брани. У любого строителя государства есть враги. Но здесь говорится не о них, а о тех, кто постоянно противодействует людям, – духах злобы. С ними Давид будет вести непримиримую внутреннюю борьбу. В аскетике существует такой закон: никогда не переставали молиться, поститься даже подвижники, творившие чудеса, имевшие просветлённый лик. Если человек скажет, что всего достиг, он может всё потерять.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Война с дьяволом прекращает другую войну – против Бога. Враждуем с дьяволом: это значит – находимся в мире с Богом. Потому, возлюбленный, не опасайся (этой войны); благовествование мира уже показывает победу. «А паче всего возьмите щит веры». Говорит здесь о вере, а не о знании. Да, если б и не упомянул о вере, все-таки не преминул бы сказать о благодати, силою которой совершаются знамения. И справедливо называет веру щитом. Подобно тому, как щит заслоняет собой все тело, делаясь как бы стеной, – так точно и вера, потому что все ей уступает. «Которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Ничто не в силах рассечь этого щита. Послушай, что говорит Христос своим ученикам: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» ( Мф. 17:20 ). Но каким образом мы можем приобрести такую веру? Если будем выполнять это (угашать разожженные стрелы лукавого). Стрелами же лукавого он называет как искушения, так и непристойные пожелания. Кстати прибавил он еще: «разо жженныя». Таково именно свойство страстей; но если вера повелевает и демонами, то тем легче ей управиться с душевными страстями. «И шлем спасения возьмите». Т. е. вашего спасения. Предохраняет их, как бы ведя на войну. «И меч духовный, который есть Слово Божие». Или он говорит здесь о Духе, или же разумеет меч, понимаемый в духовном смысле, – меч, которым, действительно, все посекается, все раздробляется, – которым можем отсечь даже голову дракона. " Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно» ( Еф.6– 20 ). Имеющий духовное дарование, т. е. глагол Божий, так же силен, как самый этот глагол, о котором сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Как вожделенны жилища Твои» – как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним ( «истомилась душа моя»). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы. Пс.83:6 .  Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Пс.83:7 .  Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; Пс.83:8 .  приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе. Но не лишен будет блаженства и тот, кто свою силу черпает в Тебе, хотя бы и был далеко от храма: из долины слез, которая ему назначена от Бога, т. е. от места своего изгнания, он стремится выйти, подняться на гору, на которой стоял Кивот Завета, т. е. Сион. Такое искреннее, сердечное влечение ко храму Господь благословит: все изгнанники укрепятся и явится им в Сионе Господь, т. е. они будут возвращены и их изгнание окончится. Пс.83:11 .  Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они предпочитали «один день» при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми последними, презираемыми ( «у порога в доме Божием»), но только быть во дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью. Пс.83:12 .  Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Пс.83:13 .  Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! Писатель уверен, что его желание возвратиться «во дворы Господни» исполнится, потому что Господь «солнце и щит», т. е. награждает ( «благодать и славу дает») «ходящих в непорочности», какими и были эти невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет таких людей блаженными, счастливыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010