архим. Никанор Краткое описание Воскресенского монастыря, до 1685 года, в надписи, изсеченной на каменных досках и помещенной на паперти соборной церкви Источник Надпись, высеченная на камнях, находящаяся на правой стороне паперти в стене соборной церкви, в Воскресенском монастыре Таблица сия сложная яве положися, В ней же суть о обители сей описася, Како, когда и ким строити начата бысть, И о церкви сей велицей описано есть. Читателю честный вонми о сем внятно. О сем бо зде истинно описано явно: В Царство державы Благочестивейшаго Великаго Государя Царя тишайшаго, О Христе Бозе верна и благочестива, Страшна врагом противным, христолюбива, Самодержца Алексия Михаиловича, Еже от прадед своих и Царства Наследича, Княжств, Царств и многих земель Обладателя, Московскаго Великаго Князя, Правителя Росии всей Великия, Малыя и Белыя, Право храня все люди благочестивыя, Егда правившу иконно и церкви святыя Российскаго Государства люди честныя, Святыя православныя нашея веры, Оборонителю на противныя нашея веры. Еже во пастырех высочайшему, Честнейшему Архиерею и Святейшему Никону Архиепископу Москвы града И всея Росии Патриарху си стада. Сей во благочестии церковном правлении, Твердо подвизася во всяком хранении, Ко благочестивой вере всех наставляя, Аки отец слово истины справляя, Апостольски преданием и Святых отец, Юныя и старыя уча аки отец, Горняго ища, долняя вся презирая, Щит веры име, кий на бесов простирая, О благочестии святыни бысть ревнитель И Веры Христианския Присный Хранитель; Советом Царя благочестива и Собора Монастыри три построи, – монахов збора; Есть же и доднесь яко светила сияют, Дивная бо в них чудеса присно бывают; Господу Богу тако изволившу быти, Любезне щедроты своя на всех излити, В лето от Адама 7161-е От Рождества Христова 1652-е Обитель первая Иверская прекрасна, Яже имат сокровища в себе преславна: Матере Божия образ свят чудотворный, Весь украшен златом, перлом яко цветом зорный; Общежительство в сих обителех имуще, Еже есть ко спасению путем текуще;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Духовная борьба – процесс активного противодействия христианина тому, что препятствует его восхождению по лествице духовных совершенств, единению с Богом и ближними, облагодатствованию, обоженияю (осуществляется при содействии Божьем; включает профилактику нравственных недугов, борьбу с падшими духами, греховными помыслами, навыками, привычками, страстями и пороками. Что говорится в Библии о духовной борьбе? Понятие духовной борьбы часто используется в духовно-аскетическом смысле в Новом Завете . Так, апостол Павел пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11-12 ). Большую смысловую нагрузку несут военные образы и метафоры, представленные в Посланиях апостола Павла, отображающие особенность этой борьбы: «…будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения…» ( 1Фес.5:8 ); «возьмите щит веры… шлем спасения… и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:16-17 ; ср.: Евр.4:12-14 ); «…Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь…» ( 2Кор.10:3-4 ). Примечательно, что христиане традиционно именуются воинами Христовыми (Ср.: 2Тим.2:3 ). Как понимать слова Иисуса Христа о том, что Он приносит не мир, но меч? Иисус Христос приносит «на землю… не мир… но меч» ( Мф.10:34 ). Эти слова следует понимать в том значении, что хотя христианство провозглашает любовь как норму отношений, но в то же время оно ведёт бескомпромиссную борьбу с духами злобы поднебесными ( Еф.6:12 ). Борьбу с грехом и силами зла в человеческой истории продолжает Церковь , основанная Спасителем, поэтому до скончания века, пока мир лежит во зле, она пребудет Церковью воинствующей. Важно учитывать и то, что высказывание, приведённое выше, имеет продолжение: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

http://azbyka.ru/duxovnaya_borba

Закрыть itemscope itemtype="" > «Правда – меч, а щит – молитва…» Памяти Валерия Павловича Филимонова 02.03.2021 1389 Время на чтение 13 минут Настоящие большие писатели всегда идут немного впереди своих современников. Господь даёт им, милостью Своею, видеть и понимать сущее глубже, чем остальным. Наверное, поэтому писательское делание зачастую называют пророческим. Не потому, что писатель может предсказать ход событий или даты их свершения, но потому, что ему дано увидеть, показать и объяснить скрытую подчас и непонятную для многих истинную суть происходившего и происходящего. Именно таким писателем является Валерий Павлович Филимонов – писатель-агиограф и публицист; прозаик, поэт и журналист. В своих многочисленных трудах о святых Земли Русской он достоверно, убедительно, живо и духовно-глубоко показал путь к святости, к христианскому совершенству на примере подвижников Православной веры, близких нам по времени. Его многолетние, скрупулёзные исследования житий и подвигов исповедников и новомучеников Церкви Русской послужили, по благословению Синодальной Комиссии по канонизации святых, основанием для прославления любимейших сегодня русских святых – преподобного Серафима Вырицкого и священномученика пресвитера Петроградского Философа Орнатского с сыновьями Николаем и Борисом. Обширные, обстоятельные монографии «Святой Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» и «Крестом отверзается Небо», сочетая в себе глубокое научное исследование и богословски выверенное осмысление с художественно выразительном описанием, сделали эти книги легко читаемыми и весьма популярными Эти книги с 1999 по 2020 год многократно были переизданы издательством «Сатисъ». Русским святым 19-20 веков посвящены и многие другие книги писателя. Относясь с глубоким благоговением и великой почтительностью к подвижникам веры, о которых ему судил Господь писать, он в то же время ощущал их родными и очень близкими. В интервью журналу «Вода живая» (2016 год, (195) на вопрос, как повлиял на него самого отец Серафим Вырицкий как сильная личность, Валерий Павлович сказал: «Это больше, чем сильная личность. Это – великий святой, который видит и слышит нас, знает все наши нужды и немощи, знает все наши скорби и печали. Это же Сама Любовь, ибо в Духе Святом он соединён с Самим Господом нашим Иисусом Христом. Знаю, что отец Серафим всегда рядом, всегда поможет и подскажет всё необходимое...»

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Щит и ограждение веры Православной» Крестный ход в честь иконы Божьей Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской 21.11.2020 435 Время на чтение 7 минут Источник: Русь державная Чудотворный Серафимо-Понетаевский образ Божией Матери «Знамение» незаслуженно почти забыли в России. А когда-то благая весть о нем всколыхнула всё наше Отечество, и именно день празднования события, 14/27 мая, который до революции значился в официальном церковном календаре, Царская чета избрала днем своего Священного Коронования в 1896 году. Как важно сегодня нам об этом знать и помнить! Нынешний 2020 год отмечен двумя юбилейными датами, связанными с прославлением двух образов Божией Матери «Знамение»: 850-летием со дня знамения, явленного от Новгородского образа в 1170 году, и 135-летием со дня знамения от копии Новгородской иконы, произошедшего в Серафимо-Понетаевском женском монастыре во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в 1885 году. В результате этого чуда православному миру был дарован нерукотворный образ Царицы Небесной «Знамение» Серафимо-Понетаевский, который, как и икона Божией Матери «Отрада и Утешение», отличается от своего первоначального изображения. В одном из номеров «Руси Державной» (2019 год, 5) мы уже подробно рассказывали нашим читателям о Серафимо-Понетаевском образе, поэтому напомним лишь вкратце суть явления. 14 (27) мая 1885 года сестры, присутствовавшие на молитве в одной из келий игуменского корпуса, вдруг заметили, что Лик Божией Матери сделался намного живее и светлее. Взор Владычицы, на иконе устремлённый вверх, стал направляться на стоящих в трепетной молитве сестёр обители. Явно для всех Божия Матерь смотрела прямо на них. Явление продолжалось четверть часа, потом повторилось в полночь. На другой день икону перенесли в монастырскую церковь, куда стал стекаться народ из окрестных селений, причём многие больные получили от образа исцеления, на глазах очевидцев. Поток чудес и исцелений был настолько велик, что слава об иконе стала расходиться по всей губернии. По решению Нижегородской духовной консистории учинили тщательное расследование, результатом которого стало вынесение решения Святейшего Правительствующего Синода от 27 сентября/10 октября 1885 года, на основании которого был выпущен указ. Этот документ был официально озвучен Преосвященным Епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом (Стрельбицким) 5/18 октября, и тогда же перед новопрославленной иконой состоялся первый молебен с акафистом. Примечательно, что Епископ Модест отслужил в кафедральном соборе перед многочисленным народом молебен с акафистом Божией Матери «Утоли моя печали», а окончательный кондак из акафиста Благовещения. Позднее таким же молебным пением встречали новопрославленную икону и в Серафимо-Понетаевском монастыре.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/21/wit_i_...

Послание архимандрита архиепископу Летним днем года от Рождества Христова 1690-го в подмосковном (но уже входящем в городскую черту) Новоспасском монастыре в светлой и просторной келье настоятеля убеленный сединами старец убрал с конторки рукописи своих книг и речей, распечатал большую пачку дорогой голландской бумаги и положил на наклонную столешницу сияющий белизной лист. Выбрав хорошо очинённое перо, архимандрит Игнатий Римский-Корсаков начал писать твердым мелким почерком, почти без помарок и исправлений. Он излагал столичные события последних месяцев давнишнему другу, собрату-книжнику Афанасию, рачительно управлявшему на далеком Севере архиепископией Холмогорской и Важской . Новостей накопилось много. После приветствия архимандрит четко изложил план своего послания, а затем уже приступил к рассказу по порядку: о смерти и завещании Иоакима; о судьбе книги архиепископа Афанасия, названной почившим патриархом «Щит веры» и горячо рекомендуемой к скорейшему изданию прочитавшими ее архиереями; наконец, об избрании на престол нового патриарха Адриана, за кандидатуру коего, впрочем, адресат и сам проголосовал, прислав с Холмогор избирательную грамоту. Болезнь, кончина и похороны Иоакима сопровождались величайшими волнениями в сердцах многих, любивших его. Эмоциональное напряжение этих дней, с 4 марта, когда старый и немощный патриарх почувствовал приближение смертельной болезни, до погребения 18-го, прорывалось у духовных и даже светских лиц многочисленными видениями, которые архимандрит Игнатий тщательно и с должными свидетельствами записывал, ведь он, подобно немалому числу современников, верил в святость почившего архипастыря. Иоаким умер — и в мрачном облачном небе над Кремлем видели «яко круг некий озарен светло». Тело патриарха отпевали и погребали — а он живым являлся в Успенском соборе и трапезной Новоспасского монастыря, наставлял людей и отпускал прегрешения. Усердно составлявший Житие и чудеса новопросветившего Церковь святого, архимандрит Игнатий знал, насколько нуждаются россияне в этом подкреплении истинной веры. Даже крещеный иноземец Андрей Виниус, рациональный организатор заводского производства, надумав убрать со стены парсуну патриарха: «яко уже, рече, святейший Иоаким преставися, и что в сей иконе дело есть, не треба мне ее держать», — вострепетал, увидев в небе лик архипастыря и услышав голос его: «Побереги образ мой, яко еще и впредь пригодится!»

http://sedmitza.ru/lib/text/439379/

Состоялся VIII фестиваль православной молодежи Казахстана «Духовный сад Семиречья» 13 июля 2017 г. 15:20 3-9 июля 2017 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на берегу озера Октябрьское близ поселка Космос Алма-Атинской области состоялся VIII Международный фестиваль православной молодежи Казахстана «Духовный сад Семиречья». Организаторами мероприятия выступили отдел по делам молодежи Казахстанского митрополичьего округа совместно с православным молодежным движением Казахстана «Альфа и Омега». Тема молодежного форума — «На пути к вечной радости».  В фестивале приняли участие около тысячи представителей команд воскресных школ, епархиальных структур и православных молодежных клубов Митрополичьего округа: «Отряд имени цесаревича Алексия» г. Талдыкорган, «Северная звезда» г. Петропавловск, «Ника» г. Талгар, «Cnac.kz» г. Алма-Ата, «Белый ангел» г. Талгар (Отдел милосердия), «Вифлеемская звезда» г. Иссык, «Истина» г. Каскелен, «Восток-Экспресс» станция Чемолган, «Скиф» г. Экибастуз, «Православный остров» г. Караганда; сборная команда Чимкентской епархии : «Фавор» поселок Т. Рыскулов, «Преображение» г. Чимкент, «Синергия» г. Тараз, «Покров»  г. Чимкент; «Элеос» г. Алма-Ата, «АПМД» г. Астана, «Лествица» с. Тургень, «София» г. Усть-Каменогорск;  «Трискелион» г. Иссык, «Христославы» пос. Карабулак, «Щит веры» г. Павлодар, «Ангелы Надежды» г. Иссык, «Веселый паровозик» станция Чемолган, «Вера, Надежда, Любовь» г. Эктбастуз, «Небесный Патруль» г. Талдыкорган, «Дружный корабль» г. Караганда, «Малиновые зори» г. Уральск, «Радость моя» г. Хромтау, «Вертоград» с. Тургень, «Золотой луч» с. Маловодное, «Седьмое небо» г. Талгар, «Воскресенье» г. Аксу, «Витязи веры» г. Алма-Ата, «Византия» г. Алма-Ата, «Лучезарный крест» г. Алма-Ата. Главными задачами форума стали: создание условий для установления связи между различными молодежными православными организациями, разработка и координация новых проектов, обмен опытом между руководителями и лидерами епархиальных молодежных отделов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Глава XX. Свет во тьме сидящему или вразумление умирающему Боязнь смерти нападе на мя и покры мя тьма ( Пс.54:6 ). Хотя я и во мраке, но Господь – свет для меня ( Мих.7:8 ). «Важно последнее поприще земной жизни, где успешным, окончательным подвигом довершаются предыдущие и восполняется недостаток оных; напротив, неувенчанный конец затмевает и все дело. Важны дни последние на земле, последняя борьба тления с нетлением, ветшающего человека с обновленным, где присутствие духа (бодрость и благонадежность) в решительном сражении выигрывает вечную победу, или, напротив, малодушному и безнадежному угрожает невозвратный плен, где немногими остальными шагами человек переступает в рай или оступается в бездну ада. – Иногда упадающие силы телесные засыпают своими развалинами не отрешившуюся от тела душу, и болящий не видит приближающейся смерти, не примечает важности наступающего подвига, не ищет пособий. Приближься к сему колеблющемуся подвижнику свежий запасный воин, напомни ему о приготовлении к решительной битве, поддержи его в подвиге, подай ему духовные оружия: щит веры и шлем спасения ( Еф.6:16, 17 ); подкрепи его силою Божией благодати; помоги его духу, сквозь развалины плоти, возвыситься к Отцу духов; утешительным Божиим словом и тихим дохновением молитвы, распутай и возвысь крила отлетающей душе. Кто знает? быть может, спокойно совершив свой горний полет, она, по взаимности любви невременной, возвратится некогда к тебе, как голубица к Ною, с неувядающею ветвью мира, когда настанет и твоей душе время выйти из ковчега смертного тела на землю живых бессмертных», – из слов митрополита (Филарета). Кто может спастись Кто мудр, тот познает сие, и уразумеет милость Господню ( Пс.106:43 ). Трудно жить безнадежному, но умирать без надежды на милость Божию еще труднее. Если малодушный должен мужаться, по слову пророка, и укреплять свое сердце надеждою на Бога во всю жизнь, то наиболее он должен так делать при кончине жизни, в скорби и раскаянии о грехах, в страхе и ожидании суда. Известно, что враг нашего спасения всегда внушает мысль малодушному: нет тебе спасения в Боге твоем ( Пс.3:3 ); тем более он старается искоренить в душе веру и надежду на Бога в день переселения ее из мира сего. Если и всегда должны мы быть бодры духом и благонадежны, то особенно в день смертной печали, в день страха и ужаса следует нам, препоясав чресла ума своего, как говорит апостол, то есть подкрепив силу ума словом Господним, совершенно уповать на приносимую нам благодать явлением Иисуса Христа ( 1Пет.1:13 ), Спасителя и Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Прежде всего, это пошло» «Ещенепознер» о Шмемане 07.12.2021 1165 Источник: блог автора Очень не хотел говорить об этом , но поскольку многие просили прокомментировать, молчать нечестно. Прежде всего, это пошло. Пошлая пародия на Тайную Вечерю. На этом уже можно было бы поставить точку. Мои умные знакомые, люди со вкусом, выключили передачу после первых пяти минут. У меня не идеальный вкус – я продержался больше часа. С самого начала признаюсь в любви к отцу Александру. Но любовь может быть зрячей. То, что в отце Александре Шмемане было драмой и болью, герои «ещенепознера» превратили в фарс. И писать об этом тоже больно. Поэтому ограничусь двумя наблюдениями. Стоит ли говорить о Шмемане с сигаретой и Агатой Кристи на диване после совершения Литургии как проявлении свободы? Драма Шмемана, открытая дневниками, как раз и заключается в разрыве между жизнью тонкого, проницательного, щедро одаренного прозападного интеллектуала и жизнью православного священника, живущего в Предании, и призванного покрывать чужое несовершенство не только благодатью Божией, но и собственным терпением. Это драма выгорания, драма несвободного, несчастного человека. Уместно ли превозносить выгорание? Поразило толкование на тропарь Кресту. Крест – это не просто орудие любви. Христианство не только о любви. Христианин это воин. «Образ солдата, воителя - один из центральных в посланиях апостола Павла “переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа” Тим. 3]. В образах чувственно постигаемой действительности описывается духовное оружие христиан, развертывая исходный тезис «оружие воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь Кор. 10:4]. «Облекитесь во всеоружие Божие» (panovplion облекшись бронею правды (qwvraka " dikaiosuvnh " ), «возьмите щит веры» (quvreon " pivstew " ), «и шлем спасения возьмите (perikefavlion " swthriva " ), и меч духовный (mavcairan pneuvmati), который есть Слово Божие» [Еф. 5: 11-17] (Чевела О.В. «Оружия воинствования нашего не плотские»: образ и понятие в зеркале литургической поэзии).

http://ruskline.ru/opp/2021/12/07/prezhd...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Нестор летописец Память 27 октября/9 ноября 08.11.2023 79 Время на чтение 3 минуты Нынешний день св. Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих. Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония. II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившего свое отечество – Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ее основание и начало. Великое, братие, дело – любовь к отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, – вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю. а) Возьмите прошедшие времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям ни подвергалось отечество наше! Каких ни имело сильных и многочисленных врагов! Однакож все враги, время от времени, были низлагаемы, несмотря на то, что предки наши не обладали большим искусством в воинском деле, – и отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же одушевлял народ, кто вооружал людей на защиту отечества от врагов? Вера православная. Вера побуждала отцев наших и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоим», говорили одни, «за святую Софию». «Постоим», говорили другие, «за дом Пречистыя». «Постоим», говорили все, «за веру православную, за Русь святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцев наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера святая и церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и отечество. Его и именовали они не иначе. как «Русь святая».» И подлинно «святая» по святой православной вере, «святая» по множеству святых обителей и храмов, «святая» по множеству святых чудотворных икон, «святая» по " множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/08/...

Замечание на 35-ю статью: о обливательном крещении Денисов обвиняет здесь св. церковь за принятие поливательного крещения. Но обвинение его столь разноречиво и неосновательно, что в нём скорее можно видеть оправдание учение церкви о поливательном крещении, нежели обвинение. Ибо Денисов прежде привёл из некоторых на юге, в Малороссии напечатанных Потребников, что вместе с погружением допущается и обливание, а потом в опровержение поливательного крещения приводит, между прочим, из книги «Щит веры», из поучительного слова Иоакима патриарха и из послания его к Лазарю, архиепископу Черниговскому, и от объявления о книгах малороссийских, что «обливание в крещении в книгах киевских латинского чина, а не восточного». Не явственно ли сам Денисов доказывает сим, что если в малороссийских книгах, хотя и не обдержно, но смотрительно (как и в Иовлевских Потребниках) допущено поливание, то патриарх Иоаким своею патриаршею властию сей недостаток исправил. А чтобы церковь принимала обливательное крещение во «всеобдержное действие» – этого и сам Денисов не доказал, напротив, сам же засвидетельствовал, что если где по какой-либо ошибке оно было допущено, то ошибка сия исправлена, как показывает пример патриарха Иоакима: ибо ни в каком издании Потребников не содержится наставления, чтобы крещение совершать чрез обливание. Кроме сего, о том, что церковь православная не только не приемлет поливательное, или покропительное крещение за обычай всеобдержный, но и зазирает приемлющих его за таковой, служит несомненным свидетельством изданное в 1849 году от всех патриархов вселенских и сущих под ними синодов «Окружное послание». В 22-м параграфе сего Окружного Послания говорится «о преданности и любви к церкви, возродившей нас не новоизмысленным окроплением, но божественною банею апостольского крещения», и в статье 12-й параграфа 5-го укоряются западные церкви за обдержное употребление в крещении окропления вместо погружения. Итак, возводить на св. церковь обвинение за содержание поливательного крещения не только несправедливо, но и есть явная клевета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010