Из книги «Евреи в культуре русского зарубежья» мы узнаем, что Орлова (Шнеерсон) Александра Анатольевна, эмигрировавшая в 1979 г. в США, является специалистом «по русским композиторам XIX в. – происходит из семьи Шнеерсонов, родоначальником которой был Шнеур Залман. Среди предков – яркие представители русско-еврейской культуры. В эмиграции продолжила свои исследования и публикации материалов о Глинке, Чайковском, Мусоргском». Странные параллели. Кроме того, известно, что её статьи печатались в журналах «Континент», «Грани», в газетах «Новое русское слово», «Новый американец», «Вестник» и других. Последняя книга Орловой – «Чайковский без ретуши» (Нью-Йорк, 2001). Интересно, что в России богатым литературным опытом г-жи Орловой заинтересовался лишь лидер желтой прессы – бульварный «Московский Комсомолец», неоднократно публиковавший орловский пасквиль. Данные в нем не имеют ссылок, изобилуют подлогами, причем «Орлова утверждала, что все эти факты стали ей известны от Александра Войтова - выпускника училища правоведения - которому, в свою очередь, их поведала вдова самого Николая Якоби». Точнее выражаясь, «одна бабушка сказала». А.А. Орлова (Шнеерсон) Вот пример типичного якобы «письма»: «28.09.1876 г. Брату Модесту. «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей». Любой человек, знакомый с письмами Петра Ильича, скажет, что автор этой грязной фальшивки не удосужился даже адаптировать свою стряпню («как кошка в его кучера!!!») к стилю композитора. Не говоря уже о том, что само и «письмо» никто и никогда не видел. Люди, сведущие в нравах и обычаях русского общества того времени, подтвердят, что подобные страсти не только не были ему свойственны, но им просто не было места. Не был исключением из правила и Чайковский...

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/21/no...

о. Андрей:  - Да, и тупость правительства. Бесчеловечие правительства и героизм простого человека. Из того, что я видел, когда надо было спуститься и заглушить эти источники воды, чтобы не было еще одного взрыва, там три человека спустились туда, где была эта страшная радиация, когда этот партийный мужик, а его играет шведский актер, который снимался у Бергмана, много и других. И он говорит, что мы воевали всю жизнь, всю жизнь у нас боль, война, проблемы, у нас в крови есть ген смелости и бесстрашия, поэтому вы пойдете туда. А зачем? Умирать за 300-400 рублей? Вы не за деньги пойдете умирать, а вы туда пойдете и умрете, потому что у нас в крови такой ген героизма, его нам дали родители, это тысячелетняя наша история, никуда вы не денетесь. Иначе люди будут погибать. А умрете вы, они не умрут. Он так подобрал слова, которые сегодня уже никто не скажет. «Идите, умирайте». Да шиш тебе, умирать мы пойдем, как же! Пойдем с нами лучше. Умри ты первый, а я завтра. Есть такая пословица. Интереснейшая вещь. Там где стерильно, нет живого. А знаете, у нас сейчас пропала возможность, хотя, может, и не до конца, некоторые вещи говорить в качестве проповеди. Например, я читал книжку о наполеоновском нашествии на Русь, нашел интересную информацию. Был такой раввин Шнеур-Залман из Ляд, это Белоруссия, Витебск. Он был духовным авторитетом у евреев. И он всем сказал молиться за Александра, Наполеон должен проиграть. Мы, патриоты России, будем молиться, чтоб Наполеон проиграл. Его спросили: почему? Он ответил, что если Наполеон выиграет, то евреи будут очень богаты и забудут Бога. Если будет Александр, то будут бедными, но Бога будут помнить. Абсолютно параллельная логика, какая-то из другого мира. И я себя поймал на мысли, что мы не можем так сказать на проповеди: « Дорогие православные русские, давайте будем бедными и не забудем Бога». Не простят такой проповеди. Если бы сказал какой-то епископ, монах... Впрочем, монахам бы еще позволили такое сказать, потому что они почти юродивые, у них нет ничего. А священнику страшно такое сказать. Батюшка, Вы что, с ума сошли? Как это мы будем бедными? Не хотим.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

182 Еще один шаг вперед, сделанный св. Григорием по сравнению со св. Василием: у Василия ипостасные признаки все же икономичны: ипостаси различны и по своим своеобразным отношениям с миром (скажем ипостасным свойством Духа считается способность освящать). У Григория же ипостаси различаются только по Своим внутренним отношениям (рожденность-нерожденность-исхождение). Это очень важный шаг в сторону ухода от модализма и от пантеизма: это значит, что внутренняя «история» Троицы внекосмична и не имеет отношения к космологии… 183 см. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914, с. 492. 184 Цит. по: Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914, с. 493. 189 «Для нас немыслимо, чтобы Христос в своем сознании отличал себя как «я» от Логоса. Но [несторианин – А. К.] Феодор Мопсуестийский различает Слово и Иисуса как «спасающего» и «спасаемого " » ( Болотов В. В. История древней Церкви. т.4. с. 156). 191 С сожалением надо заметить, что в русский философский язык слово личность вошло как калька с латинского persona, а не как перевод традиционно-церковного (и церковно-славянского) ипостась. 192 Впрочем, «На древнееврейском языке слово лицо означает также и внутри, внутреннее» (рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, с. 349, издательский комментарий). 193 Сумма богословия. 1, вопр. 29, ст. 4 и 1, вопр. 40, ст. 2 Ипостась определяется как относительное также в следующих текстах: Summa Theol. I. quaest. 21 агт. 2с: relatio realiter existens in Deo est idem essentiale secundum rem, et non differit nisi secundum intelligentiae rationem, prout in relationem importatur respectus ad suum oppositium, qui non importatur in nomine essentiale. Pater ergo quod in Deo non est aliud esse relationis et essentiale, sed unum et idem». Summa Theol. I, quaest. XXVIII, art. 3: «oportet quod in Deo sit realis distinctio, non quidem secundum rem absolutam, quae est essentia, inqua est Summa unitas simplicitas, sed secundum rem relativam».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

329 рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, с. 181. 330 Гордон Й. Райский сад. М.,1996, сс. 47, 136, 42–43, 30. Автор — член директората раввинских судов Израиля. 331 Там же, с. 344. 332 Навстречу Мошиаху. n. 1. Июнь-июль 1993. с. 3. 333 «Престарелый папа Иоанн Павел II к удивлению многих оказался в центре скандала. Поводом послужил ожидаемый выход в свет книги понтифика „Память и идентичность“, в которой распространение в мире абортов сопоставляется с событиями Холокоста — уничтожения нацистами миллионов евреев. Книга еще не поступила в продажу, а ее тираж уже требуют изъять, как „подстрекающий к ненависти“. Пауль Шпигель, президент Центрального совета евреев Германии, выразил возмущение этим сравнением на страницах газеты Netzeitung. В Ватикане оправдываются тем, что книга не содержит в себе ничего нового, а представляет собою лишь запись бесед папы с двумя польскими философами 1993-го года. Несколько раньше, в январе наступившего года один из католических прелатов, кардинал Иоахим Мейсснер, уже приносил публичные извинения за те же сравнения абортов и Холокоста. Заявление, вызвавшее резонанс, прозвучало во время церемонии крещения в Кельне. „Сначала Ирод убивал младенцев в Вифлееме, потом Гитлер и Сталин уничтожили миллионы неповинных людей, а сейчас, в наше время, так же убиваются миллионы ещё не родившихся детей“, — сказал кардинал Мейсснер, развивая в проповеди тему абортов. Президент Центрального совета евреев Германии Пауль Шпигель в своем интервью газете Spiegel заявил, что кардинал „должен немедленно дистанцироваться от подобного сравнения“. Пауль Шпигель, в частности, заявлял, что данном в контексте оказывается недопустимо принижена роль в истории многочисленных жертв среди еврейского народа. Тем не менее, восприятие Холокоста по-прежнему вызывает внутри западного общества значительные расхождения» (Андрей Славин. http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=103016). 334 см. об этом: Ватлин А. Со страхом и упреком. Размышления о дискуссии вокруг одной книги//Ex libris-HГ. 22.10.1998.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

[tttt] Даже спустя столетия это значение сохранялось: «часто лицо отличают от ипостаси, называя лицом отношение каких-либо предметов друг к другу, причем и обычному словоупотреблению известно это значение слова „лицо“. Ибо мы говорим, что некто принял на себя мое лицо и что некто подал иск против такого-то лица; равно мы говорим, что префект действует от лица (proswpon ecein) царя. Поэтому и приверженцы догматов Нестория с уверенностью утверждают, что лицо Христа едино, называя отношение Бога Слова к человеку Марии единым лицом, так как тот человек совершал всякое божественное домостроительство от лица Божества Бога Слова. Мы, говоря о едином лице Христа, пользуемся выражением „лицо“ не так, как это казалось друзьям Нестория, в смысле обозначения простого отношения Бога к человеку. Но мы говорим, что лицо Христа едино, употребляя слово „лицо“ взаимозаменяемо с „ипостасью“, как о единой ипостаси человека, например Петра или Павла» (преп. Иоанн Дамаскин. О ста ересях, 83). [uuuu] С сожалением надо заметить, что в русский философский язык слово личность вошло как калька с латинского persona, а не как перевод традиционно-церковного (и церковно-славянского) ипостась. [vvvv] Впрочем, «На древнееврейском языке слово лицо означает также и внутри, внутреннее» (рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, с. 349, издательский комментарий). [wwww] Сумма богословия. 1, вопр. 29, ст. 4 и 1, вопр. 40, ст. 2 Ипостась определяется как относительное также в следующих текстах: Summa Theol. I. quaest. 21 агт. 2с: relatio realiter existens in Deo est idem essentiale secundum rem, et non differit nisi secundum intelligentiae rationem, prout in relationem importatur respectus ad suum oppositium, qui non importatur in nomine essentiale. Pater ergo quod in Deo non est aliud esse relationis et essentiale, sed unum et idem”. Summa Theol. I, quaest. XXVIII, art. 3: “oportet quod in Deo sit realis distinctio, non quidem secundum rem absolutam, quae est essentia, inqua est Summa unitas simplicitas, sed secundum rem relativam».

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

Иуда Предатель//Богословский Вестник. 1908, январь-апрель, т.1. Сергиев Посад, 1908, с. 5. 152 Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. с.183. 153 «Как от всего тела Адама взятая часть была устроена в женщину, из женщины тоже взятая часть была устроена в мужа и становится новым Адамом, Господом нашим Иисусом Христом, и из остатка, то есть через тело Владычное, благословение перешло на все человечество» — преп. Симеон Новый Богослов. (Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996, с.346). 154 Анри де Любак. Католичество. Милан, 1992, с. 50. Это суждение Любак подкрепляет ссылкой на св. Илария Пиктавийского. 155 Гордон Й. Райский сад. М.,1996, сс. 26–27. 156 Гафни И. Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху. М.,-Иерусалим, 2003, с. 138. 157 Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. М., 1993. с.10 и 18–19. 158 рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, с. 345. комм. Ну, что общего с Библией есть в таком, например, размышлении, каббалиста М. Лайтмана — «Каббала — это методика раскрытия человеку полного мироздания. Человек располагает пятью органами чувств, но есть объем мироздания, который скрыт от него. И каббала открывает этот объем. Это чисто практический метод, доступный каждому. Хотя и очень трудный — надо пройти 125 ступеней. Когда каббалист входит в ощущение высшего мира, исчезают обычные представления о времени и о пространстве. Мир предстает во всей полноте причинно-следственных связей. Человек на другом уровне существования приобретает качества, которые позволяют ему видеть, что есть польза и что есть вред. Исчезает граница между жизнью и смертью, и человек начинает отождествлять себя с вечностью. — Такие способности предполагают особую нравственность? — Об этой категории мы не говорим. Разве у методики может быть нравственность? Просто у человека появляется новый орган чувств, который выводит на иной уровень восприятия мироздания… Я предпочитаю не говорить о Творце по той же причине, по которой избегаю упоминания о душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Основателем хабада почитается раввин Шнеур Залман из Ляд 112 (1745–1813). Шнеур Залман – личность поистине незаурядная, интеллектуально одаренная. Еще в подростковом возрасте он демонстрировал хорошее знание Талмуда. В возрасте около 20 лет стал учеником Дова Бера из Межерича, одного из почитаемых хасидских раввинов. Вел крайне аскетический образ жизни. Залман пытался примирить хасидское движение с митнагдим, для чего ездил даже к Виленскому гаону, однако тот не захотел встречи. В 1797 году вышло его сочинение «Тания» (с ивр. «учение»), называемое также «Ликкутей амарим» («Собрание изречений»). Труд стал символической книгой движения и руководством к жизни всякого последователя хабада. В нем излагалась универсальная мировоззренческая концепция, сформировавшаяся под явным каббалистическим влиянием (см. ниже) и носившая очевидный теософский характер. К концу жизни стал главой всех хасидов Белоруссии. Редактировал богослужебные чины ашкеназского иудаизма, сблизив их с сефардскими. Преследовался государственной властью Российской империи, однако сумел благополучно преодолеть испытания без серьезных последствий для себя и своих адептов. Вместе с тем Шнеур Залман пытался предложить философское осмысление хасидизма, составить целостную внутренне непротиворечивую концепцию, объясняющую отношение Бога, мира и человека. В его учении явно проступают пантеистические мотивы. Согласно предложенной им доктрине, Бог бесконечен и потому все, что существует во Вселенной, пребывает в составе Его природы, которая покрывает собой все сущее. Само происхождение мира мыслится им как раскрытие одного из аспектов Божественной природы, поэтому материальный мир тоже божественен, ибо есть своего рода физическая сторона Божественной субстанции. В связи с этим физическое исполнение предписаний Закона – мицв и неразрывно связанное с этим изучение Торы, поскольку без этого невозможно знание воли Творца, – означает жизнь в согласии с природой мира и природой Бога. Вообще, при таком подходе телесные действия человека (иудея) приобретают бóльшую значимость, нежели внутреннее сердечное, сокровенное от внешних взоров богообщение. Человек, конечно, должен стремиться изо всех сил отождествить свою волю с Божественной, однако без исполнения мицвот и изучения Торы это не принесет нужного эффекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Появление большого количества хасидских общин, при том что в каждой общине огромное значение придавалось авторитету религиозного лидера (цаддика), способствовало тому, что после смерти Дов Бера (1773) хасидизм стал распадаться на отдельные группы. Рабби Элимелех возглавил хасидов в Лежайске (ныне Польша), Леви Ицхак в 1785 г. создал хасидский центр в Бердичеве, благодаря ученику Исраэля бен Элиезера Менахему Нахуму центр хасидизма возник в Чернобыле. Менахем Мендель основал общину в Витебске, из которой вышел Шнеур Залман из Ляд. В 1797 г. Шнеур Залман, прошедший обучение у Дов Бера, написал кн. «Тания», в которой изложил хасидскую мистику в каббалистических категориях. Ее центральной темой является вопрос о богопознании, который побуждает автора обратиться к «интеллектуалистским» аспектам мистики, не свойственным хасидскому миросозерцанию. Учение Шнеура Залмана получило название Хабад в соответствии с 3 основополагающими категориями мистики «Тании» и 3 звеньями в цепи сфирот - «хохма, бина, даат» (мудрость, понимание, знание). Движение Хабад носит также название любавичского хасидизма. Оппозицию хасидизму возглавил крупнейший авторитет польско-литов. еврейства Илия бен Шломо Залман , известный как Виленский гаон. Еще в 1772 г. во всех синагогах Вильны хасиды были торжественно преданы херему. В этом же году Шломо Залман отказался принять хасидскую делегацию. После выхода книги рабби Яакова сопротивление оппозиции усилилось: в 1794 г. на городской площади в Вильне была сожжена кн. «Цавваат ха-Рибаш» (Завещание рабби Исраэля Баал-Шем-Това). Сторонники Виленского гаона получили от хасидов именование «митнагдим» (противники). После 1810-1815 гг., когда умерли почти все ученики Дов-Бера, раздробленность хасидизма усилилась. Основные его направления определялись династиями религ. лидеров, ибо звание цадика - непререкаемого духовного авторитета общины - в большинстве случаев было наследственным. Основные хасидские династии Подолии вели свое происхождение от рабби Аврахама из Опатова (ныне Опатув, Польша), учившего в Меджибоже, и от рабби Моше Цви из Саврани, учившего в Бендерах. В Киевской губ. и на Волыни возникла династия Тверских (Чернобыль). Ружинско-Садагорская династия и ее ответвления в Галиции и на Буковине ведут начало от рабби Исраэля из Ружина. В Галиции большое значение имела династия Белз, восходящая к рабби Шалому Рокеаху. Большое число влиятельных династий возникло в Польше и Венгрии. Разделившийся на династические ветви хасидизм усилил прозелитическую деятельность, но вместе с тем столкнулся с обостренными внутренними противоречиями, связанными с конфликтами представителей различных династий по обрядовым и идеологическим вопросам.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

304 Кицур Шулхан Арух. Краткий свод законов еврейской жизни. Т.2. Иерусалим, 1996, с. 620. 305 Кицур Шулхан Арух. Краткий свод законов еврейской жизни. Т.2. Иерусалим, 1996, с. 433. 306 Клипа ( " кожура, скорлупа) — наименование сил тьмы в каббале. см. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1993, т.2. с. 220. 307 Отсюда, очевидно, выводо том, что " нееврейские премудрости более нечисты, чем пустые занятия " (рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, с. 43). Впрочем, о нееврейской премудрости можно думать, если человек находится в нечистом месте, где нельзя думать о Торе (Там же, с. 326, комментарий). 308 рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, сс. 39–41. 309 " Теперь о " сферотах " (сефиротах), упомянутых отцом Андреем. Обратимся к классическому хасидскому тексту конца XVIII века, принадлежащего перу Рабби Шнеур-Залмана из Ляды, " Ликутей Амарим " … " (Кацис Л. Да не судимы будете…//Сегодня. 1994, 3 декабря. 310 Там же, сс. 61–63. 311 Там же, с.127. 312 Там же, с. 141. 313 Там же, с. 115. Однако при чтении этих текстов стоит держать в уме и объяснение, которое на моем форуме дал " иудей и сионист " М. Махов: " Мы должны принять во внимание, когда была написана " Тания " . Это было после кровавых еврейских погромов, прокатившихся по Украине, когда зверски были убиты сто или двести тысяч человек, в том числе женщин и детей. История этих погромов известна и зверства описаны. И описано, как звери в облике людей распарывали беременным женщинам животы и зашивали внутрь живых кошек. Кто были те, кто творил это? Были ли они люди? Это была страшная трагедия еврейского народа, и она оставила глубокий след в душе переживших это людей. Но зачем вспоминать это? Зачем? Это наша трагедия, когда мой народ резали, как скот, и даже хуже скота. Мне неприятно вспоминать это. Зачем Вы говорите об этом? Оставим это… Это было страшное время, и выжившие в этой резне люди могли сказать лишнее. Я не оправдываю их, но и осудить не могу. Они пережившие геноцид, и душа их была больна " (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=45826)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Иначе говоря, здесь весьма важны экстатические переживания, поскольку именно при их посредстве и реализуется связь Божественного и человеческого. Вообще хасидизм настроен критически в отношении аскетических усилий. Суровые посты и вообще практика самоограничения признается малоэффективной на пути духовного восхождения. Сам Исраэль Баал-Шем-Тов настаивал на том, что самыми главными являются три добродетели: любовь к Богу, любовь к Его народу и любовь к Его Закону. Сегодня самые крупные хасидские общины находятся в Израиле, США и на Украине. Хабад (Хабад-хасидизм или Хабад-Любавич) – движение возникшее во второй половине XVIII в. внутри хасидизма. Название религиозной группы является акронимом еврейских слов, обозначающих ключевые духовные ценности адептов учения, посредством которых осуществляется богопознание и богообщение: хохмá – «мудрость», бина – «понимание», даат – «знание». Перечисленные категории подчёркивают смещение акцентов, произошедшее в связи с появлением данного течения: интеллектуальные переживания потеснили эмоционально-экстатические. Любавичи – село, ставшее местом духовных подвигов лидеров движения. Находится ныне в Рудненском районе Смоленской области Российской Федерации. Основателем хабада почитается раввин Шнеур Залман из Ляд (1745–1813) . Шнеур Залман – личность поистине незаурядная, интеллектуально одаренная. Ещё в подростковом возрасте он демонстрировал хорошее знание Талмуда. В возрасте около 20 лет стал учеником Дова Бера из Межерича, одного из почитаемых хасидских раввинов. Вел крайне аскетический образ жизни. Залман пытался примирить хасидское движение с митнагдим, для чего ездил даже к «Виленскому гаону», однако тот не захотел встречи. Ляды – это деревня в Дубровенском районе Витебской области Беларуси на границе с Россией. В 1797 г. вышло его сочинение «Тания» (с ивр. – «учение»), называемое также «Ликкутей амарим» («Собрание изречений»). Труд стал символической книгой движения и руководством к жизни всякого последователя хабада. В нём излагалась универсальная мировоззренческая концепция, сформировавшаяся под явным каббалистическим влиянием (см. ниже) и носившая очевидный теософский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006