При жизни И. не было опубликовано ни одно из его произведений. Ему приписывается ок. 70 сочинений и комментариев. Лишь немногие труды (комментарий к «Шулхан Аруху», фрагменты комментариев к Писанию и др.) были написаны его рукой, большинство же были восстановлены его сыновьями и учениками по обрывочным записям на листах бумаги и на полях книг. И. составил комментарии почти ко всем книгам Свящ. Писания, к некоторым книгам Мишны, к мидрашам (Мехилта, Сифра, Сифре) и агаде. Наиболее значимые его произведения: «Адерет Элияху» - комментарий к Пятикнижию, опубликованный в сб. Hamishah humshe Torah. Dubrowna, 1804; комментарии к книгам Пророков и Писаниям (Притчей, Ионы, Аввакума, Паралипоменон, Песни Песней и др.), опубликованные с 1798 по 1854; комментарий к трактату Авот (Shklov, 1804); комментарии к 4 разделам «Шулхан Аруха» (1803-1858); «Дикдук Элияху» (грамматика иврита, Vilno, 1833). Его комментарии к каббалистическим сочинениям «Сефер йецира», «Бахир», Зохар, «Тикуне ха-Зохар» и др. оказали огромное влияние на мн. религ. мыслителей XIX-XX вв. Наиболее известным собранием изречений И. является кн. «Маасе Рав» (Изречения учителя), составленная Иссахаром Бэром из Вильны (Zolkiew, 1808). Лит.: Ackerman C. D., Singer Y., transl. and annot. Even Sheleimah: The Vilna Gaon Looks at Life. Jerusalem, 1974; Landau B. The Vilna Gaon: The Life and Teachings of Rabbi Eliyahu, the Gaon of Vilna/Adapted by Y. Rosenblum. N. Y., 1994; Schochet E. J. The Hasidic Movement and the Gaon of Vilna. Northvale (N. J.), 1994; Shulman Y. D. The Vilna Gaon: The Story of Rabbi Eliyahu Kramer. N. Y., 1994; Freedman Ch. Eliyahu " s Branches: The Descendants of the Vilna Gaon (of Blessed and Saintly Memory) and His Family. Teaneck (N. J.), 1997; The Book of Johan: «Journey of the Soul»: An Allegorical Commentary/Adapted from the Vilna Gaon " s Aderes Eliyahu by M. Schapiro. N. Y., 1997; The Gaon of Vilnius and the Annals of Jewish Culture: Materials of the Intern. Scientific Conf., Vilnius, Sept. 10-12, 1997/Comp. I. Lempertas. [Vilnius], 1998; Etkes I. The Gaon of Vilna: The Man and His Image. Berkeley (Calif.), 2002; EncJud. Vol. 6. P. 341-346.

http://pravenc.ru/text/389405.html

Однако основную свою задачу он видел в пояснении сложных и малопонятных мест в Талмуде посредством установления правильных прочтений. И. боролся против казуистических приемов интерпретации, преподававшихся в иешивах, заявляя, что простое прочтение является наиболее точным и осмысленным (именно поэтому он считал комментарии Раши лучшим пособием для изучения Талмуда). Основываясь на тщательном филологическом исследовании источников, предпринимая сравнительный анализ текста с учетом тонкостей грамматики и синтаксиса иврита и арам. языка и во многом предвосхищая совр. методы критического изучения текста, И. внес многочисленные исправления и добавления во мн. раввинистические и каббалистические сочинения. Его отрицательное отношение к казуистической тонкости метода пилпул также было связано с желанием выявить первоначальную редакцию различных мест Талмуда, а тем самым и галахи. Особое внимание он уделял проблеме пропусков и лакун в тексте Талмуда, применяя в таких случаях собственный экзегетический метод. Тот же метод, т. е. использование прямого смысла в сочетании с экзегетическими разъяснениями, И. применял и при комментировании каббалистических текстов, таких как «Сефер ха-бахир» (Книга блеска), «Сефер ха-Зохар» (Книга сияния) и др. В данном случае его особой заботой было показать, что тексты каббалы ни в чем не противоречат талмудическим; если же разногласия между ними все-таки были существенными, он объяснял их неверным прочтением или неправильным пониманием соответствующих слов Талмуда или каббалы. И. также изучал тексты лурианской каббалы, особенно популярной в то время, в частности в хасидизме. Он стремился выдвинуть на первый план простое, букв. понимание написанного, хотя, по словам его учеников, за этим «простым смыслом» он стремился сберечь эзотерическое значение соответствующего мистического текста. Приверженностью каббале объясняется непринятие И. воззрений Маймонида , отрицавшего действенность призывания божественных имен, влияния амулетов и заклинаний, т. е. практической каббалы, которой И. увлекался еще в юности. Вместе с тем И. считал, что занятия каббалой возможны только для того, кто строго соблюдает заповеди и уже стал знатоком Торы и Талмуда. Согласно мнению И., человек может войти в мир мистики, только обладая совершенством знаний и поведения, экзальтация и безудержный энтузиазм, к-рые он видел в хасидизме, не способствуют познанию основ мистики.

http://pravenc.ru/text/389405.html

Здесь следует заметить, что все эти белобородовы, юровские, ермаковы, как бы главные исполнители казни царской семьи, упорно в своих воспоминаниях настаивают, что имел место банальный расстрел ипатьевских узников, ну, а глумление над телами, расчленение тел были уже посмертные, т.с. вынужденные.... Ну, да, конечно, с какого-нибудь мещанина за утаённую золотую бижутерию, могли кожу с живого содрать, а тут обладателей многомиллионных счетов просто-напросто расстреляли. Большевистский гуманизм... Любопытный персонаж мелькает во всей этой царской истории. Он едва заметен. Прямо, как утренний туман: чем внимательней к нему приглядываешься, тем быстрее он рассеивается... «Вот какой рассеяный с улицы Басеиной». О нём упоминают как бы вскользь. Но ... шила в мешке не утаишь. Иешуа-Залман Михайлович Свердлов, родной брат Якова Михайловича Свердлова. Шестнадцати лет он был усыновлён «великим пролетарским писателем» Максимом Горьким и стал называться Зиновием Пешковым. Был секретарём у новоявленного «папы», контролируя все его денежные дела, служил во французском Иностранном Легионе, геройски сражался за Францию и даже потерял на фронте руку, был личным другом Шарля де Голя, дослужился до генерала, был кавалером всех высших наград Франции, в частности Кавалером Ордена Почётного Легиона. Считается, что Зиновий Пешков, с его собственных слов, прибыл в Петроград в июле 1917 г. уже после отречения, как представитель военной французской миссии. Керенский сразу же наградил его орденом Святого Владимира. Серьёзная награда: надо полагать, за серьёзные заслуги. Только за какие? Ведь он приехал уже после " отречения " , за что же его было награждать? И когда же он успел прославиться? А, может, он не в июле прибыл, а несколько раньше... И перед большевистским переворотом он тоже вроде в Питере околачивался. Потом в 1918 г. он оказывается уже в Сибири, уже как бы после уничтожения Государя и его Семьи. Как бы... да кабы... Руководство Антанты даёт Пешкову задание лично вручить адмиралу Колчаку акт о признании его верховным правителем России.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Столь же единодушное неприятие проекта было высказано и в пермских социальных сетях. И чему же противостоят пермяки? Как писали в 2019 году, тогдашний глава Перми Дмитрий Самойлов бесплатно предоставил пермскому филиалу управляемой из Нью-Йорка секты любавичских хасидов участок муниципальной земли в центре города площадью 6,3 тысячи квадратных метров и кадастровой стоимостью более 73 миллионов рублей. Наблюдатели отмечали, что «ХаБаД Любавич» глубоко сросся с пермской властью. Так, Борух Мильграм, адепт ХаБаДа, одно время занимал пост вице-премьера правительства Пермского края. Прямые контакты с сектой поддерживали бывшие пермские губернаторы Олег Чиркунов и Виктор Басаргин. Ещё один видный член секты миллиардер Леви Леваев владеет двумя пермскими алмазными предприятиями: ООО «Кама-Кристалл» и ЗАО «Уралалмаз». Также говорили, что пермский ХаБаД и его лидер, гражданин Израиля раввин Шнеор Залман Ахарон Дайч, обросли скандальными связями с пермским Центром по противодействию экстремизму. И вот обнадеживающее свежее сообщение . Власти Перми не выдали разрешение на строительство Еврейского центра. «Еврейский центр» – иное название синагоги «ХаБаД Любавич» . Когда хабадники встретили резкое неприятие синагоги Хабад со стороны пермяков, то для смягчения восприятия стали говорить «Еврейский общинный центр», а ещё чуть позже стали добавлять – «благотворительный». Но прежде всего «центр» – это синагога, а уже к ней прилагается некая инфраструктура, в том числе, как говорят, коммерческая – актовый зал, зал с тренажёрами, кошерный ресторан и другие. По данным издания Business Class, отказ в выдаче разрешения на Еврейский центр связан с отсутствием в заявке необходимых документов и несоответствием с земельным и иным законодательством. Застройщик планировал возвести Еврейский благотворительный общественный центр многоцелевого назначения высотой в 3–4 этажа. Заявку на строительство подавала местная иудейская религиозная организация «Еврейская община Перми». В этом месте необходимо пояснить, что некоммерческое партнёрство «Хабад Любавич Ор Авнер Пермь» и религиозная организация под более нейтральным названием «Еврейская община Перми» – тесно связанные организации.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/14/pe...

Хабад придерживается идеи, что только евреи – люди. Причём, только евреи по маме, они - чистокровные евреи… Эта идеология прописана в главной книге Хабада – «Тания». Это учение для круга посвящённых… Я помню, учителя говорили, что еврейские дети, когда приходят в первые классы – они ещё открытые для всех, а те, кто уже несколько лет отучился – они уже с презрением и высокомерием смотрят на всех неевреев. В том числе и на учителей-совместителей, которые русские к ним приходили... Этот расизм прописан в книге «Тания», которая к священным книгам (Тора, Библия, Коран и Ганджур) никакого отношения не имеет. Это только внутрихабадская книга, чисто хабадская литература, написанная основателем Хабада. И раввин Залман обучает по ней тех взрослых членов хабадской общины, кто уже достаточно созрел, по его мнению…». Получается, в соответствии с решением суда, объявление о публичных слушаниях по вопросу строительства синагоги «ХаБаД Любавич» побуждает к ненависти по отношению организации, проповедующей фашистское вероучение? Да еще и с сатанинскими элементами. Или как можно понимать? Чуть позже это обвинительное решение обжаловалось на уровне Пермского краевого суда. Безрезультатно! Сам Роман Юшков публично заявлял, что исходя из озвученных фактов, суд, как минимум, должен был бы сделать частное определение в адрес прокуратуры о необходимости возбуждения уголовного дела по отношению к хабадникам и признании «Тании» экстремистским материалом. А вместо этого?.. Наказывают за простое желание обсудить целесообразность строительства синагоги такой организации, явно опасной для государства. Но борьба жителей Перми, не понимающих для чего в их русском городе нужен еврейский центр или синагога Хабад, да ещё столь помпезного масштаба, продолжалась. Позже, в августе 2019 года всё же общественные слушания состоялись. Как тогда сообщали , более 700 пермяков высказались против строительства синагоги еврейской секты «ХаБаД Любавич» в ходе завершившихся в Перми публичных слушаний. Большую их часть составили жители домов, соседствующих с выделяемым хасидам земельным участком.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/14/pe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии мира ДИГНАГА виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ДРУЗЫ замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов-исмаилитов ДУХКХА в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида ДХЬЯНА понятие инд. духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность сознания на объекте созерцания ДЭВА наименование одного из 2 противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев ЕЛИСЕЙ БЕН АВУЯ (род. не позже 70 г.), евр. мудрец эпохи таннаев 1-го поколения; впосл. отошел от иудаизма и считался в ортодоксальных кругах еретиком и отступником ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАХИРИТЫ последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883) ИБН РУШД Абу аль-Валид Мухаммад (1126 - 1198), исламский философ, богослов и ученый, комментатор сочинений Аристотеля ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн [Авиценна] (980 - 1037), выдающийся исламский ученый-энциклопедист, философ, богослов, медик ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач ИДЖМА согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу; один из источников мусульм. права - фикха ИЕШИВА религ. высшее учебное заведение в иудаизме, где изучают Талмуд и проч. традиц. евр. дисциплины, а также готовят кадры для раввината ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма

http://pravenc.ru/rubrics/122556_5.html

Нехавенди был, вероятно, единственным караимским ученым IX в., писавшим на иврите. Последующее развитие караимской культуры ознаменовано расцветом арабоязычной лит-ры. Враждебное отношение к светской культуре, характерное для Анана бен Давида и ранних представителей караимства, сменяется интересом к светским наукам, и ученые-караимы способствуют расцвету араб. культуры своего времени. Тем не менее противники светской культуры сохранялись среди К., наиболее известные из них - Даниель аль-Кумиси и Залман бен Йерухам. Придавая особое значение изучению Библии, К. с большим рвением занимались изучением масоретского текста ВЗ (вопрос об участии К. в работе над масоретским текстом ВЗ подробно разбирается П. Кале - Kahle. 1959) и грамматическими исследованиями библейского текста. Широкие масштабы миссионерской деятельности К. побудили раббанитов к вступлению в начатую К. полемику вопреки общей тенденции игнорировать еретические движения и не уделять им внимания. Первым автором, обладавшим авторитетом ученого и выступившим против К., стал Саадия Гаон. Крупнейшим законоучителем персид. караимской общины X в. был Якуб аль-Киркисани. Ему принадлежит капитальный труд по караимскому религ. праву и экзегезе, разделенный на 2 части: «Китаб аль-Анвар ва-ль-Маракиб» (Книга светов и башен) - систематическое изложение караимского права и «Китаб ар-Рияд ва-ль-Хадаик» (Книга садов и парков) - комментарий к разделам Торы, не носящим правового характера. «Китаб аль-Анвар ва-ль Маракиб» содержит 13 частей, 1-я посвящена истории иудейских сект и служит ценным источником по истории К. Во 2-й пол. X в. был широко известен в качестве лексикографа и комментатора Писания Давид бен Аврахам аль-Фаси, живший в Фесе (Марокко). В кон. X в. Яфет бен Али из Басры перевел Библию на араб. язык, снабдив перевод собственным комментарием. Иерусалимская община С упадком багдадской общины центр К. переместился в Иерусалим. Даниель аль-Кумиси стал 1-м караимским ученым, переселившимся в Палестину (80-е гг. IX в.).

http://pravenc.ru/text/1470393.html

В документе содержится просьба к главе Генеральной прокуратуры Ю.Чайке и главе Следственного комитета А.Бастрыкину взять это дело под личный контроль в связи с его общественной значимостью, а также предотвращения эскалации межнациональной розни. К обращению присоединились лидеры основных конфессий и национальных общин Волгоградской области, такие, как муфтий Волгоградской области Ильяс Алиевич Бактимиров, главный раввин Волгограда и Волгоградской области Залман Иоффе, духовный наставник казачьих обществ Волгоградской области протоиерей Олег Кириченко, председатель правления Волгоградской областной национальной общины Вячеслав Владимирович Виробян, председатель правления Ассоциации Волгоградской Азербайджанской интеллигенции Ризван Ахмед Оглы Сейфулаев, председатель правления ВГОО Союз «Калмыкия-Волгоград» Геннадий Михайлович Кошелев. Отметим, что конфликт между руководителем союза молодежи Волгоградской области «Единство» А.Шамаевым и В.Шушпановым спровоцировала нетрезвая посетительница ночного клуба, которая стряхнула с сигареты пепел на одного из членов кампании, в которой находился А.Шамаев. На сделанное ей замечание она начала оскорблять присутствующих, назвала их стадом баранов, говорила неприятные вещи про национальность. Затем появился ее муж, который стал вызывать А.Шамаева на мужской разговор один на один, также оскорбляя национальные чувства присутствующих. В результате обострившегося конфликта, произошла драка между А.Шамаевым и В.Шушпановым. После конфликта оба участника после приезда полиции дали объяснения о случившемся. Затем А.Шамаева вызвали на допрос и посадили в СИЗО, в котором он находится уже более полутора месяцев. Данный конфликт вызвал широкий резонанс в обществе и получил межнациональную окраску. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/29/du...

Татьяна Кротова: «…Есть официальная позиция («ХаБаД Любавич Ор Авнер Пермь») - проявлять толерантность (по отношению к христианам). А внутри организации мы все знали, что Христианство жёстко отрицается… Если детей куда-то вели, на экскурсию, например, то обязательно выбирали места, чтобы мимо христианской церкви не проходить, а если всё-таки она была видна или даже виден только купол церкви, то дети должны были отворачиваться, чтобы не смотреть на кресты… Хотя есть короткий путь мимо церкви, но раввин запрещал им пользоваться и требовал с детьми обходить стороной церковь. То есть, Хабадом Христианство отвергается и отрицается. Я прямо скажу: к Христианству со стороны Хабада выражается нетерпимость и ненависть… Я бы охарактеризовала его (отношение к неевреям) как фашистское! То есть это - нелюди! Унтерменши, недочеловеки. Хабад придерживается идеи, что только евреи - люди. Причём, только евреи по маме, они - чистокровные евреи… Эта идеология прописана в главной книге Хабада - «Тания». Это учение для круга посвящённых… Саму книгу «Тания» я читала, потому что она в свободном доступе у нас была. Мне было интересно проверить ссылки, вправду ли там так написано, что неевреи не то чтобы не люди, а даже грязь, слякоть и даже то, что на букву «г». Такое отношение Хабада ко всем неевреям… Я помню, учителя говорили, что еврейские дети, когда приходят в первые классы - они ещё открытые для всех, а те, кто уже несколько лет отучился - они уже с презрением и высокомерием смотрят на всех неевреев. В том числе и на учителей-совместителей, которые русские к ним приходили... Этот расизм прописан в книге «Тания», которая к священным книгам (Тора, Библия, Коран и Ганджур) никакого отношения не имеет. Это только внутрихабадская книга, чисто хабадская литература, написанная основателем Хабада. И раввин Залман обучает по ней тех взрослых членов хабадской общины, кто уже достаточно созрел, по его мнению… Да, это правда (ритуальные жертвоприношения животных). Надрез делают, они (птицы) потом долго кровью истекают, чтобы побольше крови вышло, пока птица живая. Над головой умирающую курицу крутят, молитвы читают. Обязательно детей на жертвоприношение приводят, чтобы дети видели это всё… Специальный резник приезжал из Москвы, потому что не каждый это может делать. Все на это смотрят, и дети тоже…».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/02/oj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иудаизм ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма ИШВАРА в инд. религ. и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной КАББАЛА евр. тайное учение, имеющее преемственную связь с более ранней евр. мистикой, но обладающее рядом особенностей КАЛИ одна из форм супруги Шивы, персонификация темного и яростного аспекта сакральной жен. энергии (шакти) в индуизме и тантризме КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического КУК Авраам Исаак ха-Коэн (1865-1935), основатель религ. сионизма, раввинский авторитет, автор религиозно-философских и галахических трудов, религ. стихотворений КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. ЛУРИЯ Ицхак бен Шломо Ашкенази (1534 - 1572), один из крупнейших иудейских каббалистов, родоначальник т. н. лурианской каббалы МАЙМОНИД [ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38204), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите МИДРАШ жанр раввинистической лит-ры экзегетического и гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре ОБРЕЗАНИЕ религ. обряд у древних евреев, в иудаизме и исламе по удалению (частичному или полному) хирургическим путем крайней плоти муж. полового члена ОПРЕСНОКИ [Пресный хлеб], в ВЗ название хлеба, изготавливаемого без использования закваски, составная часть ветхозаветных жертвоприношений ПАСХАЛЬНАЯ АГАДА чтение рассказа об Исходе из Египта, описание и толкование порядка ритуальных действий во время иудейского пасхального седера ПЕСАХ главный праздник евр. традиц. календаря, посвященный воспоминанию исхода евреев из Египта и связанных с ним событий; «пасха иудейская» (Ин 11. 55)

http://pravenc.ru/rubrics/122586_2.html

   001    002    003    004   005     006