Новости Федерация еврейских общин России направила гуманитарную помощь пострадавшим в Южной Осетии 19.08.2008 15:51 Москва, 19 августа. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) направила продовольственную и денежную помощь во Владикавказ для помощи семьям беженцев из Южной Осетии. Средства, направленные Федерацией, пойдут на приобретение продовольствия и предметов первой необходимости, говорится в сообщении пресс-службы ФЕОР, переданном во вторник в «Интерфакс-Религия» . «Несчастные, голодные, но не сломленные люди всеми способами стараются вернуться к обычной жизни. Наша задача - помочь им в этом. Чаще всего к нам приходят женщины, они обессилены, истощены горем», - приводит пресс-служба слова председателя владикавказской еврейской общины Марка Петрушанского. Оказывают помощь пострадавшим в результате нападения Грузии на Южную Осетию и региональные еврейские общины. Так, еврейская община Ростова-на-Дону при содействии фонда «Ор Авнер» обратилась к местным и федеральным властям с предложением разместить часть беженцев в санатории, принадлежащему фонду. Раввин Краснодара и Краснодарского края Сегаль Шнеур организовал сбор средств и предметов первой необходимости. Собранные средства планируется распределять между беженцами или перевести определенную сумму на расчетный счет организаций, помогающих жертвам конфликта. Председатель еврейской общины Ставрополя Ефим Файнер выдвинул на рассмотрение местных властей предложение о материальной поддержке беженцев. «Мы понимаем, что эти благие дела - всего лишь маленькая капля в море человеческих невзгод и проблем, но ради осуществления этой небольшой, но такой необходимой помощи в свое время и создавалась ФЕОР», - отметил руководитель общественных связей ФЕОР Борух Горин. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Свои обещания он исполнил. Когда я приходил к нему, меня кормили до отвала и давали с собой полные карманы белых сухарей и еще полный мешочек, а в Москве приютили и кормили. Рассказ Наталии Константиновны Шнеур У Наталии Константиновны Шнеур, по мужу баронессы Врангель, жены полковника Платона Владимировича Врангеля, коменданта Петербургской станции Николаевской жел. дороги, в 1902 г. родился сын Леонид. После родов у родильницы отнялись ноги; много лет она лежала в постели и не могла передвигаться. Весной 1909 г. к барону обратился г. N, с просьбой предоставить купэ для перевозки больной туберкулезом его жены в Крым. Барон обещал и разговорился с просителем поведав ему о болезни своей жены. В назначенный день г-н N явился для перевозки жены и вручил барону веточку от цветка, сорванную им с гробницы о. Иоанна Кронштадского, где он только что был и молился за жену и сорвал две веточки, одну своей жене, а другую баронессе Врангель. Барон передал веточку жене, и с того дня она совершенно самостоятельно стала передвигаться. В 1920 году она эвакуировалась в г. Белград, где служила в статистическом отделе и далеко – с Сеньяка ходила на службу, хотя и без помощи палки. Ныне она в Лионе (во Франции), где служила в последнее время, на шелковой фабрике. Глава 61. Еще несколько чудес о. Иоанна, при жизни им совершенных Рассказ полковника Константина Ивановича Цветановича, проживающего в Сербии, в Белграде, со слов его однополчанина Подполковник 2-го Закаспийского Кавалерийского полка, стоявшего в г. Острогожске, Воронежской губ., Адам Адамович Гоштовт заболел в начале 1900 года очень серьезно почками, причем одна из них была вырезана. Советы врачей результатов не давали. Тогда он обратился письмом к о. Иоанну и получил на свое письмо ответ: «Помолюсь. Блюди себя и молись». После этого он совершенно поправился. Рассказ Юрия Романовского, генерального штаба генерал-адъютанта, живущего в Сербии, в Белграде, угол Топольской и Петроградской ул. Со светлой памятью о. Иоанна Кронштадтского у меня связаны воспоминания раннего детства. Я рано лишился родителей и, оставшись круглым сиротой, воспитывался и рос у сестры моей покойной матери Александры Феодоровны Дурасовой, рожденной Ермоловой, в Царском Селе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Под председательством главы Новосибирской митрополии состоялось заседание Совета глав традиционных религий Новосибирской области 1 ноября 2016 г. 12:13 31 октября 2016 года в официальной резиденции Новосибирского епархиального управления под председательством митрополита Новосибирского и Бердского Тихона прошло заседание Совета глав традиционных религий Новосибирской области. В Совет глав традиционных религиозных организаций входят представители четырех конфессий: Новосибирской епархии Русской Православной Церкви, Духовного отделения мусульман области, буддийской общины «Ринчин», Еврейского общинного культурного центра «Бейт менахем». Традиционно в работе Совета также принимает участие представитель Армянской Апостольской Церкви . На очередном заседании Совета присутствовали митрополит Тихон, главный раввин Новосибирска и Новосибирской области Ш.З. Заклос и настоятель храма Пресвятой Богородицы г. Новосибирска Армянской Апостольской Церкви иерей Григорий Бекназарян. Имам-хатыб Соборной мечети им. Кунта-Хаджи Кишиева А.Н. Шакирзянов и председатель буддийской общины «Ринчин», представитель Буддийской традиционной Сангхи в Новосибирске бато-лама Базаров по объективным причинам не смогли присутствовать на заседании Совета, но поддержали Обращение Совета к общественности региона по актуальным вопросам современной жизни. «Сегодня мы рассмотрели вопрос о том, чтобы собрать круглый стол и обсудить вопросы, касающиеся сохранения жизни нерожденных детей. Аборты — большая проблема нашей страны. В этом аспекте необходимо слово и глав религиозных организаций, чтобы прийти к осознанию этого явления в нашей жизни», — рассказал об итогах заседания владыка Тихон. Еще одним важным мероприятием станет научно-практическая конференция, посвященная вопросам культуры в современном обществе. Новым направлением в работе Совета станет социальное служение. Первый проект в этой области по созданию досугового центра для детей с ограниченными возможностями будет называться «Мир особенных детей». «Мы предполагаем, что в этом центре дети будут общаться, участвовать в развлекательных программах. Это будет помощь и для детей, и для родителей», — отметил главный раввин Новосибирска и Новосибирской области Шнеур Залмен Заклос. По его словам, центр будет открыт не только для детей с ограниченными возможностями, но и для всех желающих участвовать в социальных проектах и помогать друг другу. «Мы также обсудили обстановку, которая складывается сегодня в регионе, с точки зрения религиозной и национальной составляющей, и пришли к общим выводам, что необходимо стремление к упрочению единства нашего народа, сохранению духовно-нравственных традиций, потому что это основа мира и стабильности в нашем обществе», — заключил митрополит Тихон. Новосибирская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Бывший полковник Генерального штаба А. Шнеур, со своей стороны, поведал, что в 1870 году, когда ему было шесть лет, он высунулся из окна вагона и вследствие того, что ему в глаз попал горящий уголек, ослеп сперва на один, а потом и на второй глаз. Профессора Беллярминов, Тихомиров и доктор Мор надеялись все же путем сложной операции спасти левый, не поврежденный угольком глаз. Накануне ее, во время прогулки в Шуваловском парке, больной мальчик и сопровождавший его отец встретили небольшую толпу, сопровождавшую какого-то священника, который отделился от толпы и стал расспрашивать их относительно болезни мальчика. Узнав, в чем дело, священник вдруг резким движением сорвал повязку с глаз больного и сказал: «Ничего, будет здоров». «Тогда, – передает рассказчик, – я увидел перед собою худенького небольшого священника, уходящего с толпой (раньше он ничего не видел). Зрение мое было совершенно ясно и осталось таким на всю жизнь». Вскоре выяснилось, что священник этот был отец Иоанн, и тогда вера в него во всей семье, в том числе и у главы ее, лютеранина, стала безграничной. Имеются сообщения еще о множестве других исцелений слепых и больных глазами. Среди этих рассказов выделяется сообщение очень известного в свое время музыкального деятеля Агренева-Славянского об исцелении взятого им в его хор еще юного слепого кобзаря 92 Ивана, певшего древние стихи духовного содержания. С благословения отца Иоанна, Агренев решил дать в Кронштадте концерт в пользу семейств погибшего экипажа военного корабля «Русалка». Отец Иоанн выразил желание прослушать известный хор во время Литургии. Пение ему очень понравилось, и хор пел в соборе вторично; тогда-то и произошло чудесное исцеление. «После обедни, – рассказывает Агренев, – я попросил отца Иоанна к себе благословить мою семью и певчих. После молебна с водосвятием мы все подошли приложиться ко кресту. Я подвел и слепца Ивана. «А давно ты слеп?» – спросил батюшка. «С малолетства, золотуха была, и я ослеп». «Ну, ничего, – сказал, нежно улыбаясь, отец Иоанн, – я сам был болен золотухой, плохо слышу. Давай помолимся Господу Богу», – и при этих словах он взял ложкою освященную воду и, налив на руку, три раза как бы промыл глаза Ивана, потом приласкал, благословил, сказав: «Ну, Господь помилует тебя, ступай с Богом!» Вечером я давал концерт. Перед его началом входит в мою уборную мальчик, которому было поручено водить Ивана, и говорит: «А ведь Иван-то видит!» – «Как видит? Приведи его сюда!» Пришел Иван… и отвечал: «Да, барин, я вижу; только как будто в тумане». Сомневаться было невозможно: Иван стоял передо мною и открытыми глазами и весело улыбался. С каждым днем Иван стал видеть все лучше и лучше. В настоящее время он все видит хорошо и сам всюду ходит один. Из грустного, с опущенною головою и с закрытыми глазами, Иван стал веселым, разговорчивым, поднял голову и уже поет более веселые песенки».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

В Новосибирске подписано соглашение о межрелигиозном сотрудничестве 10 мая 2023 г. 18:08 10 мая 2023 года в большом зале мэрии Новосибирска состоялась церемония подписания соглашения о межрелигиозном сотрудничестве. Подписи под документом поставили митрополит Новосибирский и Бердский Никодим , мэр Новосибирска А.Е. Локоть и главы традиционных религиозных организаций, действующих в регионе, — муфтий Новосибирской области, председатель организации «Духовное управление мусульман Новосибирской области» Салим Шакирзянов, главный раввин Шнеур Залмен Заклос, глава местной организации буддистов «Ринчин» Бато-лама Базаров. Свои подписи также поставили епископ Казахстанский, Новосибирский и всея Сибири епархии Русской православной старообрядческой церкви Савва, настоятель православной Армянской Церкви «Сурб Аствацацин» («Пресвятой Богородицы») иерей Григор Бекназарян. В Новосибирске уже много лет действует Совет глав религиозных организаций традиционных религий г. Новосибирска и Новосибирской области, который возглавляет митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. Работа Совета направлена на миротворчество, укрепление гражданского мира и согласия и решение проблем жителей региона. В соглашении особо подчеркивается значение укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Важным итогом также станет консолидация усилий по предотвращению проявлений экстремизма, защите морали и семьи. Новосибирск стал первым муниципалитетом в России, где заключено подобное соглашение. «Как никогда важно слово глубоко верующих людей, тех людей, которые отлично осознают, что есть истинная правда, что есть ложь, что есть нравственность, а что есть грязь, — отметил митрополит Никодим. — Мы, главы традиционных духовных культур, можем вместе свидетельствовать о тех духовно-нравственных традициях, которые лежат в основе нашей страны: уважение к старшим, любовь к детям, уважение обычаям, традициям, которые мы сохраняем. И все вместе мы это можем и должны делать, сейчас как никогда на такую помощь — и словом, и делом — есть запрос у нашего общества».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН Илия бен Шломо Залман [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма . Среди его предков были мн. известные знатоки евр. традиции, в т. ч. раббе Моше Ривкес. Уже в раннем возрасте у И. были обнаружены способности к учебе. В 7 лет, изучая Талмуд с раббе Моше Маргалиотом, автором комментария к Иерусалимскому Талмуду, И. выучил неск. талмудических трактатов. По достижении 10 лет он продолжил изучать традицию самостоятельно, помимо Торы и Талмуда уделяя особое внимание каббале , а также астрономии и математике, по его мнению необходимым для более полного понимания евр. религии. Женившись в 18 лет, И. через нек-рое время отправился в путешествие по общинам Польши и Германии. В 20-летнем возрасте его познания были столь обширны, что мн. раввины обращались к нему за помощью в решении вопросов галахи . Всю жизнь И. изучал Свящ. Писание и иудаизм; не получив традиц. образования в иешиве , он был свободен от устоявшихся и общепризнанных мнений, но при этом его решения и суждения не выходили за рамки традиц. норм. С 1745 г. он поселяется в Вильно (1795-1920 Вильна) и, отказавшись занять пост раввина, занимается изучением и комментированием Талмуда, каббалистических текстов. Вскоре И. стал духовным лидером литов. еврейства. Община, уважая его ученость и праведную жизнь, выплачивала И. до кончины денежное содержание, во много раз превосходившее жалованье самых титулованных раввинов. И. отличался скромностью и бескорыстием, вел уединенную жизнь, изучая Тору. Он старался не выносить вердиктов и не давать рекомендаций, считая свое мнение недостаточно весомым. Аскетизм И. выделял его среди евр. учителей. По достижении 40 лет он стал преподавать ближайшим ученикам грамматику иврита, объяснять смысл Писания, Мишны, мидрашей, уделяя особое внимание Иерусалимскому Талмуду. Среди них были такие известные в дальнейшем знатоки традиции, как Хаим Воложинер и братья Менахем Мендель и Симха Буним из Шклова. Занятия проходили в специально устроенной для этого молитвенной комнате. Свое глубокое убеждение, что в изучении Торы заключается вся жизнь религ. еврея, он стремился привить своим ученикам. Впосл. раббе Хаим Воложинер основал т. н. Воложинскую иешиву, ставшую центром раввинской учености XIX в.

http://pravenc.ru/text/389405.html

В землях Германии, ставших в Средневековье одним из крупнейших центров европейского еврейства (Ашкеназ), иудеи подвергаются гонениям в эпоху Крестовых походов, многие из них бегут в Восточную Европу. Появление новых направлений иудаизма В первой половине XVIII в. именно на территории Восточной Европы возникает новое религиозное направление иудаизма – хасидизм (от ивр. хасидут – букв. «праведность»). Это мистическое движение указывало на важность личной праведности перед Богом, а также живой веры и личного религиозного чувства, противопоставляя их концентрации на исследовании текстов, свойственном для раввинистической среды той эпохи. Во второй половине того же XVIII в. внутри хасидизма появляется отдельное течение – хабад, или хабад-хасидизм. Название движения представляет собой акроним еврейских слов хохмá – «мудрость», бина – «понимание», даат – «знание». Эти понятия обозначают важнейшие добродетели в данной иудейской конфессии. Перечисленные категории указывают на попытку сделать акцент на интеллектуальной составляющей духовной жизни, скорректировав таким образом учение классического хасидизма. Со времени своего появления хасидизм встретил активную критику и даже преследование со стороны ряда уважаемых традиционалистов, самым известным из которых был Элияху бен Шломо Залман – « Виленский гаон » (1720–1797) , обличавший хасидов в неправомыслии, почитавший их сектантами и призывавший ортодоксальных иудеев всеми силами препятствовать распространению этого нового учения. Вильна (Вильно) – до 1918 г. наименование современного Вильнюса, столицы Литвы. Элияху бен Шломо Залман оказал огромное влияние на формирование системы религиозного иудаистского образования, в связи с чем его принято считать одним из основателей современного ортодоксального иудаизма. Кроме того, он выражал намерение переехать на историческую родину и высказывался за репатриацию евреев, в связи с чем стал одним из предвестников религиозного сионизма (движения за основание национального государства Израиль на его исторических территориях). Его последователи массово перебирались в Израиль, составив значительную часть еврейского населения Иерусалима. «Виленский гаон» стал основоположником такого влиятельного на сегодня направления иудаизма, как митнагдим (с ивр. – букв. «оппоненты»). Это название было дано последователям Элияху хасидами. В настоящее время это движение принято именовать также литваками – по месту жительства его духовного лидера и основателя. Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – наст. вр.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Испании к концу XV века с падением Гранады завершается реконкиста – длительный процесс отвоевания христианами территории Пиренеев у «мавров», как тогда называли мусульман – арабов и берберов. Последний мавританский правитель был изгнан с Иберийского полуострова 2 января 1492 года. Это было не только торжеством католицизма на Пиренеях, но и началом вытеснения отсюда евреев. Основными регионами исхода для них становятся Балканы, а также страны Ближнего Востока. В землях Германии, ставших в Средневековье одним из крупнейших центров европейского еврейства (Ашкеназ), иудеи подвергаются гонениям в эпоху Крестовых походов, многие из них бегут в Восточную Европу. Появление новых направлений иудаизма В первой половине XVIII века именно на территории Восточной Европы возникает новое религиозное направление иудаизма – хасидизм (от ивр. хасидут «праведность»). Это мистическое движение указывало на важность личной праведности перед Богом, а также живой веры и личного религиозного чувства, противопоставляя их концентрации на исследовании текстов, свойственной для раввинистической среды той эпохи. Во второй половине того же XVIII века внутри хасидизма появляется отдельное течение – хабад, или хабад-хасидизм. Название движения представляет собой акроним еврейских слов хохмá – «мудрость», бина – «понимание», даат – «знание». Эти понятия обозначают важнейшие добродетели в данной иудейской конфессии. Перечисленные категории указывают на попытку сделать акцент на интеллектуальной составляющей духовной жизни, скорректировав таким образом учение классического хасидизма. Со времени своего появления хасидизм встретил активную критику и даже преследование со стороны ряда уважаемых традиционалистов, самым известным из которых был Элияху бен Шломо Залман – «Виленский 92 гаон» (1720–1797), обличавший хасидов в неправомыслии, почитавший их сектантами и призывавший ортодоксальных иудеев всеми силами препятствовать распространению этого нового учения. Элияху бен Шломо Залман оказал огромное влияние на формирование системы религиозного иудаистского образования, в связи с чем его принято считать одним из основателей современного ортодоксального иудаизма. Кроме того, он выражал намерение переехать на историческую родину и высказывался за репатриацию евреев, в связи с чем стал одним из предвестников религиозного сионизма (движения за основание национального государства Израиль на его исторических территориях). Его последователи массово перебирались в Израиль, составив значительную часть еврейского населения Иерусалима. Виленский гаон стал основоположником такого влиятельного на сегодня направления иудаизма, как митнагдим (с ивр. букв. «оппоненты»). Это название было дано последователям Элияху хасидами. В настоящее время это движение принято именовать также литваками – по месту жительства его духовного лидера и основателя. Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – настоящее время)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И. зарекомендовал себя последовательным и непримиримым противником хасидизма - религ. движения в иудаизме, возникшего во 2-й четв. XVIII в. на территориях совр. Польши, Литвы, Украины и Белоруссии, к-рое, с его т. зр., могло привести к расколу в еврействе, как это произошло веком ранее в связи с появлением лжемессии Саббатая Цеви . И., считая хасидов прямыми наследниками саббатианства, использовал свой авторитет для борьбы с ними. Будучи знатоком каббалы, он видел большую опасность для единства веры в идеях о превосходстве мистического знания над галахическим; кроме того, он не принимал изменений в молитвенной практике и обрядах, внесенных хасидскими учителями. В нач. 70-х гг. XVIII в. под влиянием И. в Вильно были закрыты хасидские молельни, книги из них сожжены, а хасиды отлучены от общины. В 1772 г. лидеры виленского еврейства послали во все крупные евр. общины письма, призывавшие поступать с хасидами так же, как это сделали в Вильно, и следить за ними до тех пор, пока они не раскаются. Документ об отлучении хасидов был издан в Вильно в нач. 80-х гг. XVIII в. Город стал центром движения против хасидизма (т. н. митнагдима). Несмотря на неоднократные попытки лидеров хасидов встретиться с И. и объяснить ему свою позицию, он отказывался от общения с ними, объявив их (в частности, раббе Шнеура Залмана) еретиками и пантеистами и призвав благочестивых евреев не заключать браки с хасидками. В свою очередь в хасидской среде распространялись сплетни, порочащие И., в результате чего его жизнь в общине осложнилась. Так, в кон. 80-х гг. XVIII в. по ложному обвинению он был заключен на нек-рое время в тюрьму. И. удостоился наименования Гаон, к-рое носили во 2-й пол. I тыс. по Р. Х. главы раввинских академий в Вавилонии. Аскетизм, скромность и праведность принесли ему еще дно почетное прозвание - Хасид, поскольку именно он, по мнению современников, воплощал идеалы евр. благочестия (хасидут). Св. праведник и мудрец, он стал одним из наиболее влиятельных учителей иудаизма, основоположником и символом литов. («литвацкого») ортодоксального иудаизма, прославившегося в последующие 2 века учителями и подвижниками, к-рые следовали разработанному И. кодексу поведения, нормам и обрядам (т. н. минхаг ха-Гра). В 1808-1812 гг. 3 группы учеников И. с семьями (всего ок. 500 чел.) переселились в Палестину, обосновавшись сначала в Цфате (В. Галилея), затем в Иерусалиме. Назвав себя «прушим» (отделенными, т. е. оставившими все земные блага ради изучения Торы), они стали первыми организованными переселенцами из Европы в Св. землю в Новое время и сыграли значительную роль в истории ее заселения евреями.

http://pravenc.ru/text/389405.html

Движение Хаскалы вызвало сопротивление как представителей традиц. иудаизма, так и хасидов. Непримиримым противником Хаскалы был Виленский гаон, к-рый, однако, признавал необходимость реформы евр. образования и отказа от чисто схоластических методов изучения Талмуда, но считал эту реформу возможной только в религиозном ключе. В Хаскале Илия бен Шломо Залман усматривал вмешательство человека в неприкосновенную религиозно-нравственную сферу и видел опасность дальнейшей эмансипации. Нек-рые маскилим пришли к прямому отрицанию важнейших вероучительных положений иудаизма: Лазар бен Давид отрицал значимость мессианской идеи для иудаизма; более умеренной позиции придерживался М. Мендельсон, считавший, что вера в мессию как вероучительное положение не может оказывать влияния на гражданскую позицию евреев. Крайним сторонником эмансипации выступил Д. Фридлендер, требовавший изъять из богослужения молитвы об Иерусалиме. В лице эмансипированных маскилим движение евр. просвещения приблизилось к позициям реформизма. В глазах традиционалистов маскилим скомпрометировали себя активным сотрудничеством с властью. Лояльность к правительству способствовала стабилизации положения евреев в обществе, и вместе с тем чиновники получили возможность вмешиваться во внутренние дела общин. Желание части еврейства создать систему светского образования оборачивалось принудительным внедрением гос. школьной системы. В этом направлении прусское правительство зашло настолько далеко, что в 20-х гг. XIX в. кандидаты на пост раввина принуждались к сдаче экзамена по философии. Сторонники просвещения, готовые поддержать проведение реформ исходя из своего знания внутренней жизни общин, иногда переступали черту между «советом» правительству и доносом. Установки Хаскалы на обязательное усвоение еврейством достижений светской науки имело и последствия др. рода: евр. религия и культура стали объектом научного исследования. В 1819 г. в Германии было основано Об-во культуры и науки евреев - первое в истории научно-исследовательское учреждение, занимавшееся вопросами иудаики. Реформизм

http://pravenc.ru/text/1237763.html

   001    002   003     004    005    006