Из донесений фран­цузских и испанских посланников их правительствам видно, что почти всякий раз, когда они представляли ко­ролеве свои жалобы на то, что Англия оказывает помощь мятежникам, Елизавета обыкновенно ссылалась в оправ­дание своего образа действий на существование католической лиги для истребления протестантизма 989 . Она ясно понимала и высказывала, что торжество католической лиги где бы то ни было на континенте неизбежно влечет за собой опасность и для Англии 990 . – Это мнение было настолько общераспространенным, что его можно было встретить тогда не в дипломатических только документах, но и в произведениях народной литературы. Когда напр. ис­панские войска, предводимые принцем Александром Пармским, одержали в Нидерландах целый ряд блестящих побед и сломили наконец, в 1585 г., упорное сопро­тивление осажденного Антверпена, по этому случаю была написана остроумная баллада, в которой Лондону совето­валось быть осторожнее и его предостерегали от такой —233— же участи, какую только что испытал Антверпен 991 . Та­ким образом повсюду господствовала мысль, что самая естественная политика Англии должна состоять в возможно более тесном союзе со всеми протестантами континента. Результатом этой мысли были постоянные сношения про­тестантов разных стран Европы с правительством Англии. Теснимые своими католическими врагами, они ча­сто обращали взор на королеву Англии, как на свою естественную и подчас единственную опору, а потому к ней посылали в критические минуты свои мольбы о помощи, в ней иногда мечтали видеть центр для объ­единения доселе разрозненных сил протестантизма. Почти тотчас же по вступлении Елизаветы на престол проте­стантские князья Германии уже изъявляли свою готовность и желание принять новую английскую королеву в число членов Шмалькальденского союза. В 1568 г. пфальц­граф Рейнский предлагал Елизавете вступить с про­тестантскими германскими князьями в оборонительный союз и просил ее оказать им помощь в виде денежной ссуды. В декабре 1574-го года в Англию прибыло спе­циальное посольство от нескольких протестантских кня­зей Германии, чтобы склонить ее в интересах общего блага ко вступлению с ними в союз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такая политика была для Елизаветы вполне естественной, но она далеко не соответствовала влечениям ее сердца, а потому стоила ей непрерывной, тяжелой внутренней борьбы. Вторая половина шестнадцатого века, т. е. эпоха цар­ствования Елизаветы, была во всех пределах западной Европы временем упорной религиозной борьбы, – временем так называемой контрреформации или возрождения като­личества, когда протестантизм повсюду должен был употреблять отчаянные усилия, чтобы отстоять свое суще­ствование против направленной на него грозной силы всего католического мира. Не было такой страны, где эта борьба не обнаруживалась бы в большей или меньшей степени, в более или менее резких формах. В Германии Ауг­сбургский мир 1555-го года, завершивший Шмалькальденскую войну, был только перемирием; но не успокоил страну и не обеспечил ей прочного порядка в будущем. Религиозные партии по-прежнему враждебно стояли одна против другой. Успешная деятельность иезуитов, осо­бенно в долговременное царствование императора Рудольфа 2-го, все более и более усиливала ненависть между като­ликами и протестантами. Враждующие стороны ясно созна­вали неизбежность нового кровавого столкновения, а потому усердно старались увеличить свои силы и придать им надлежащую организацию. Результатом такого старания были протестантская уния и католическая лига, ожидавшие только повода, чтобы вступить в ожесточенную борьбу, которая вскоре и разразилась, как известно, в так на­зываемой тридцатилетней войне. – Гроза, в Германии только еще надвигавшаяся, во Франции уже свирепствовала с полною силой. С 1562-го года, со времени убийств в Васси, открылся долгий ряд ожесточенных кровавых столкновений между французскими католиками и гугенотами. Более тридцати лет продолжалась братоубийственная усо­бица, выражавшаяся не только в правильных битвах организованных армий, но и в повсеместных стычках, пожарах и грабежах всего разделившегося на враждеб­ные партии населения. Как ни напрягали свои силы гуге­ноты, предводимые адмиралом Колиньи, принцем Конде и королем Наваррским, им удавалось добиться лишь некоторых временных уступок в пользу своего испо­ведания, да и то иногда ненадолго.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Пруссию ввел лютеранское вероисповедание (в 1525 г.) магистр тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, который вместе с тем превратил и орден в светское владение, под названием прусского герцогства. В Курляндии и Лифляндии реформация появилась также очень рано. Рига приняла ее уже в 1523 г. и в 1536 г. приступила уже в Шмалькальденскому союзу. В других странах западной Европы: во Франции, Польше, Богемии, Моравии, Венгрии, реформация хотя и не сделалась господствующим вероисповеданием, но получила законное признание и терпимость. Совершенно подавить реформацию удалось только в Италии и Испании. Реформация в Италии Реформация в Италии также находила себе приверженцев. Еще в начале германской реформации в разных итальянских городах появлялись выдающиеся личности, которые, более или менее, открыто сочувствовали Лютеру. Даже некоторые из кардиналов, как Конторипи и Мороне, Бембо, Садолет и др., были приверженцами нового учения, но они не встречали сочувствия в народных массах. Римская курия, в правление папы Павла III (1534–1549 г.), некоторое время колебалась в своей политике: между 1537 и 1541 годами господствовало благоприятное реформе примирительное настроение; в это время появилось известное сочинение «О благодеянии Христа», которое познакомило итальяцев с учением Лютера об оправдании через веру и имело громадный успех в читающем мире. Но в 1542 году начинается обратное направление в папской политике. В этом году явилась папская булла, повелевавшая учредить инквизицию, т. е. суд для искоренения протестантизма сперва в Италии, а потом вообще во всем свете. Шесть кардиналов, между которыми на первом месте поставлен Караффа, назначались всеобщими инквизиторами в делах веры по обе стороны Альп. Этот религиозный суд должен был по малейшему подозрению немедленно приступать к действию самым строгим образом, не обращать при этом внимания ни на государей, ни на епископов, особенно строго поступать с теми, которые опираются на защиту какой-либо владетельной особы. Лиц подозрительных инквизиция должна была заключать в темницы, подвергать их разного рода пыткам, чтобы вынудить признание, виновных наказывать смертью и продавать их имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, по воззрениям римских каноников, только признание папы дает силу конкордату; в его власти признать или не признать конкордат. Конкордаты имеют только тогда значение, когда папа дает на это буллу. Обнародование его в государстве не имеет никакого юридического значения. Конкордат – папский законодательный акт. Воля, лежащая в основе этого акта, – единолична. От папы же зависит продлить действие конкордата. Однако при нынешнем развитии государственного начала такое определение силы действия конкордата невозможно. Установилось мнение, что государству принадлежит вся полнота власти, и без согласия верховной власти ничто не может иметь силы. Доказательством того, что конкордат без признания правительства не имеет силы, может служить следующий исторический факт: русское правительство, два раза заключив конкордаты с папами в 1818 и 1848 г. о положении Римско-Католической церкви в пределах Империи, в настоящее время отменило оба конкордата. в) Третье мнение самое справедливое. – Конкордат есть закон государства относительно его подданных католического вероисповедания, составленный по предварительному соглашению правительства с Римской Курией. Обращаясь к нему, мы видим, что и практика оправдывает такое определение. Что это есть чисто государственный акт, без согласия Верховной власти, не имеющий никакого значения, видно и из того, что в конституционных государствах даже при условии согласия Государя, этот акт приобретает силу только после согласия палат. Были примеры, что нижняя палата утверждала подобного рода законопроект, верхняя противилась и конкордат не получал силы. Существуют видоизменения этих трех изложенных мнений, но они не представляют ничего существенного. В России, кроме того, источником канонического права служит Устав Римско-Католической церкви (XI т. Св. Зак. Р. И. и прод.), куда вошли многие положения конкордата 1848г. В. Особенные источники права евангелической церкви Для евангелическо-лютеранской церкви источниками права служат: Символические книги, в которых изложено отличительное вероучение этой церкви. Они содержат в себе символы: 1) Заимствованные из Римско-Католической церкви – апостольский, никейский, со вставкой Filioque и афанасьевский; 2) Составленные ими самими: Аугсбургсоке исповедание (1530 г.), Апология его (1531 г.); Шмалькальденские члены (1551 г.); Большой и малый катехизис Лютера (1528 и 1529) и образец согласия (Formulae concordiae). В них изложены основания вероучения и до некоторой степени нравоучения лютеранской церкви. Отношение этих книг к праву такое же, как и вообще Св. Писания – государственные законы. В России таким источником права служит Устав Евангелическо-Лютеранской церкви (XI г. Св. Зак. Р. И.) и некоторые другие узаконения; 3) Определения, постановления или инструкции консисторий генеральной и особенно окружных; 4) Наконец, определения и постановления Синода, одобренные правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Шмалькальденские члены. Аугсбургское исповедание. Апология Аугсбургского исповедания. Шмалькальденские члены. Формула согласия. Аугсбургское исповедание. Апология Аугсбургского исповедания. Формула согласия. Формула согласия. Формула согласия. Формула согласия. Формула согласия. Апология Аугсбургского исповедания. Формула согласия. Малый катехизис. Формула согласия. Аугсбургское исповедание. Большой катехизис. Апология Аугсбургского исповедания. Шмалькальденские члены. Галликанское исповедание. Ст. 27. Галликанское исповедание. Ст. 5. Галликанское исповедание. Ст. 6. Наставление. Наставление. Наставление. Наставление. Кн. 1. Наставление. 3 кн. 23. Но не «верховным главой», как при Генрихе VIII. Новиков Н. Голос Истины. Конь Р. М. Сектоведение. Православная беседа. 1996. С. 38. В помощь епархиальному миссионеру. Белгород, 1996. С. 55. Дворкин А. Введение в сектоведение. Г. Нижний Новгород. С.46:54. Конь Р. М. Сектоведение. Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999. С. 185. Эклектизм (эклектика) (от греч. eklektikos – «выбирающий») – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании. Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. Ч. 1. М., 1877. С. 223. Глубоковский Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1890. Т. 2. С. 391. Глубоковский Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1890. Т. 2. С. 351. Глубоковский Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1890. Т. 2. С. 351. Стеняев О. Опыт реабилитации жертв сектантской агрессии//Миссионерское обозрение. 2000. С. 12. Диавол и его лжечудеса и лжепророки//Даниловский благовестник. Олесницкий М. Нравственное богословие. Изд. 4е. СПб., 1907. Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001. С. 43.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Когда прекратились войны Карла с Франциском, Император решился оружием смирить непокорных протестантов. А Папа Павел III в это время созвал против них собор в тирольском городе Триденте. Члены Шмалькальденского союза тоже приготовились к войне. С горестью смотрел Лютер на приближавшееся кровопролитие. Кроме этой скорби мучили реформатора разные нападки на значение его в Виттенбергском университете. – Среди душевных тревог таких застигла его многосложная болезнь, от которой и умер он в родном городе Эйслебене, куда прибыл по приглашению графов Мансфельдов. Находясь в предсмертных жестоких страданиях, Лютер не примирился с Римскою церковию и ее патриархом, им оскорбленными. Напротив он отходит с ненавистью к, ним; часа за три до смерти он сказал своим сыновьям и друзьям: молитесь Богу, чтобы Евангелие Его процветало; ибо тридентский собор и гадкий папа сильно восстают на него. Либо не знал реформаторы, либо не вспомнил в сем случае замечательного изречения блаженного Августина : я не поверил бы Евангелию, если бы не убедил меня в том голос кафолической Церкви. Но этому изречению надлежало вполне оправдаться в общине христиан, отторгнутых Лютеровою реформою от Церкви римской. Смерть постигла Лютера 18 февраля 1546 года. Его друзья и последователи почтили тело реформатора великолепным погребением в Виттенберге 16 . Хотя Император и покорил себе силою оружия членов Шмалькальденского союза в 1546 году, но в 1552 г. был принужден союзом Курфирста Морица с Франциею и членами сего союза предоставить по договору в Пассаве полную свободу протестантам в делах веры и гражданское равенство с католиками. Си права протестантов окончательно были присуждены за ними в 1555 году на Аугсбургском сейме, так называемым Аугсбургским миром. Впрочем, спустя немного более полвека этот религиозный мир нарушен жестокою и продолжительною войною католиков с протестантами и только в 1648 году протестанты окончательно приобрели себе в Германии свободу в богослужении и уравнялись в правах с папистами вестфальским миром, заключившим тридцатилетнюю войну. Во всех прочих государствах Европы, где принята реформация, водворение ее сопровождалось кровопролитиями так же, как и в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

G. Baum e. a. Brunsvigae; B., 1868. Vol. 7. Col. 249-280), где оспорил исключительное право пап созывать Соборы. Кальвин утверждал, что в случае отступления церковных иерархов от истины заботу о христ. Церкви должна взять на себя светская власть, и в качестве одного из примеров приводил Констанцский Собор (1414-1418). Папа решил не медлить с созывом Собора. 13 дек. 1545 г. в г. Тренто открылся Тридентский Собор (1545-1563). Протестанты от участия в Соборе отказались, поскольку он был созван папой Римским, а не императором. Некоторые участники Собора опасались, что император будет влиять на принятие соборных решений, и позднее соборные заседания были перенесены в Болонью. Имп. Карл V в окружении поверженных противников. Картина по гравюре М. ван Хелккерка и Д. В. Кофнгерга. 1556 г. Неизвестный художник (Немецкий исторический музей, Берлин) В 40-х гг. XVI в. К. удалось приостановить распространение Реформации: велись переговоры с вождями Шмалькальденского союза (напр., из-за скандала, связанного с двоебрачием (бигамией), Филиппу Гессенскому пришлось заключить с императором тайный договор (13 июня 1541), который обязывал членов Шмалькальденского союза отказаться от договоренностей с Францией о помощи); в 1543 г. было оккупировано герц-ство Гелдерн, унаследованное герц. Вильгельмом Юлих-Клевским, и тем самым положен конец распространению протестантизма в его владениях; в 1546 г. отлучен от Церкви, смещен с кафедры и в 1547 г. лишен курфюршества архиеп. Кёльнский Герман фон Вид, склонявшийся к лютеранству и покровительствовавший Буцеру (переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу сторонников Реформации, поскольку к этому времени 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - приняли протестантизм). В 1544-1545 гг. в условиях мира с Францией и при поддержке папы Павла III император, вероятно, счел возможным вооруженное подавление протестантской оппозиции. На рейхстаге в Регенсбурге (1546) К.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Спрашивается, чем эта новая формула лучше точного учения символических книг и, главное, почему она обязательна для евангелического пастора, а исповедание веры в катехизисах Лютера, в «Шмалькальденских Членах», в Апологии, в Symbolum Apostolicum и пр. – необязательно, почему авторитет В. Ц. Совета выше авторитета Лютера. Меланхтона и пр. реформаторов? На эти вопросы, конечно, нет ответа в решении В. Ц. Совета: для него самое важное, – чтобы не было «полемики и смуты», а в этом отношении предложенный «minimum» веры вполне удовлетворителен; ортодоксалы не могут ничего иметь против него, так как в нем нет ничего антицерковного, а либералы в слова новой формулы могут вложить собственные понятия. Если бы Цезара на коллоквиуме спросили по формуле В. Ц. Совета, верует ли он в Иисуса Христа и т. д., – он мог бы не обинуяся ответить: верую, и в тоже время оставаться при своих радикальных убеждениях. Правда, в таком случае уже не было бы основания отказывать ему в должности в Дортмунде, и Прусская церковь обогатилась бы новым представителем «модного богословия», но за то не было бы «полемики и смуты»! Продолжение полемики Несмотря на старания В. Ц. Совета угодить и правым, и левым, полемика и смута не прекратились. Можно даже сказать, что ни одно еще решение В. Ц. С. по делам ли- —775— беральных пасторов не вызывало такого дружного взрыва негодования в немецкой печати. Ортодоксалы, конечно, были довольны, что жалоба Рейнольдовской общины была оставлена без последствий, но нападки на Консисторию и рассуждения относительно символических книг они находят излишними и несправедливыми. Kreuzzeitung называет приговор В. Ц. С. противоречивым, неопределенным и двусмысленным 1050 ; Reichsbote возмущается тем, что В. Ц. С. не ограничился разбором жалобы, но прибегает еще – в угоду либералам – к неуместным наставлениям по адресу Консистории 1051 ; Reformation указывает на то обстоятельство, что Консистория обязана была во всех подробностях узнать убеждения Цезара, так как в его лице избирался не только проповедник, но и учитель, и воспитатель паствы; и что глубокое заблуждение думать, будто можно быть проповедником без точно определенных религиозных убеждений 1052 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1547) практически сразу заняли имп. войска. В апр. 1548 г. кардиналы М. Червини и Дж. М. Чокки дель Монте по настоянию имп. Карла V были назначены легатами в Германию. Император, к тому времени одержавший победу в войне (1546-1547) с протестант. Шмалькальденским союзом , на рейхстаге в Аугсбурге провозгласил т. н. Аугсбургский интерим (15 мая 1548), предписывавший протестантам признать главенство папы Римского, вернуться к соблюдению католич. таинств, не оспаривать католическую концепцию пресуществления и т. д. Папские легаты выразили недовольство сделанными протестантам уступками (брак для священников, причащение хлебом и вином для мирян и др.), а также тем, что в документе не были учтены догматические декреты Тридентского Собора. Вскоре Червини был вызван в Рим для участия в комиссии кардиналов по вопросу о возможном перерыве в соборных заседаниях. Только 13 сент. 1549 г. папа Павел III принял решение о приостановке работы Собора. В это время Червини находился в Губбио, где по его инициативе собрался диоцезальный синод (сент. 1549), на котором были приняты конституции (Sinodales Constitutiones Eugubinae), регулировавшие жизнь приходского священства (документ в целом отражал представления Червини о церковной реформе; подробнее см.: Giombi. 2010. P. 161-239). На конклаве, собравшемся после смерти Павла III (10 нояб. 1549), Червини был в числе возможных претендентов на Папский престол, но его кандидатуру заблокировала проимперская партия членов конклава. 7 февр. 1550 г. папой избрали кард. Дж. М. Чокки дель Монте, принявшего имя Юлий III . В марте 1550 г. новый папа создал комиссию кардиналов для разработки программы реформ Римской курии; в состав комиссии вошли кардиналы М. Червини, Р. Пол, Дж. Мороне, Джованни Пьетро Караффа (папа Римский Павел IV в 1555-1559), Б. Маффеи. Спустя некоторое время Червини возглавил комиссию. Результаты работы получили отражение в булле «Varietates temporum» (1552, не обнародована). 24 мая 1550 г. папа назначил Червини кардиналом-библиотекарем Римской Церкви (должность была введена специально для него, до этого с окт.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

В протестантском мире с самого начала всячески подчеркивалось, что главным и в некотором смысле единственным источником церковного права является Священное Писание. Средневековый «Корпус канонического права» родоначальниками Реформации отвергался полностью, впоследствии потребности церковной жизни вынудили протестантских юристов признать относительный авторитет за теми положениями «Корпуса», которые не противоречили протестантским доктринам. Специальным источником права Протестантских Церквей являются символические книги: «Аугсбургское исповедание» (1530), «Шмалькальденские члены» (1537), два «Катехизиса» Мартина Лютера (1528 и 1529) –у лютеран; «Гейдельбергский катехизис» (1562) и «Галликанское исповедание» (1551) – у реформатов-кальвинистов. Отдельные национальные Протестантские Церкви имеют свои уставы или регламенты (no-heмeцku–Kirchenordnungen). 2. Высшее управление римско-католической церковью 2.1.Статус Римско-Католической церкви Католическая церковь , по ее собственному самосознанию, является Церковью Вселенской, тождественной Церкви Символа веры . Но исторически Римско-Католическая церковь – это отделившийся от вселенского Православия в 1054 г. Западный Патриархат, в прошлом одна из Поместных Православных Церквей. Материалом для изложения данной темы естественным образом служит Кодекс канонического права Католической церкви в ныне действующей редакции 1983 г. 505 2.2.Папа Раздел Кодекса о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что подобно тому, как по установлению Спасителя святой Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской Церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов – Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной Церкви; ему принадлежит в Церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Полный титул папы – епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, Преемник главы апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава государства града Ватикана, раб рабов Божиих 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010