166 Лютеранство – одно из главных направлений протестантизма, возникшего в результате реформационного движения в Европе в XVI в. Основные принципы сформулированы Мартином Лютером и его сподвижниками, прежде всего Филиппом Меланхтоном. Они изложены в Аугсбургском исповедании, первоначально отвергнутом императором Карлом V в 1530 г. После длительной войны между немецкими протестантами и католиками, закончившейся в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, было заключено соглашение по принципу «чья страна, того и вера». Лютеранское вероучение основано на принципе оправдания верой, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком; спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу Церкви. Источник вероучения – Библия. Лютеранство упразднило монашество, поклонение святым и их мощам. Из таинств оставлено лишь два – крещение и причащение, единой позиции относительно исповеди не выработано. Брак, рукоположение, соборование и конфирмация рассматриваются как простые обряды. Богослужение в лютеранских Церквах скромнее, чем в католичестве, хотя и более торжественно, нежели у кальвинистов. Богослужение ведется на национальных языках. Библия также переведена на национальные языки. Лютеране отрицают безбрачие священников – целибат. Вероучительными книгами лютеран (наряду с Библией ) являются «Большой» и «Малый катехизис» Лютера, Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские статьи, а также «Формула согласия». Из Германии лютеранство распространилось в ряде стран Европы: Австрии, Венгрии, Франции, Скандинавских странах, а также в Северной Америке. Кальвинизм – одно из основных течений Реформации, разработанное, систематически изложенное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином и внедренное им в городе-государстве Женеве в XVI в. Кальвинизм радикально реформировал западное христианство: отрицались иерархическое устроение Церкви и верховная власть римского папы, единственным источником и авторитетом новой Церкви признавалось Священное Писание, значительно упрощалось богослужение, вводилось богослужение на родном языке, из христианских таинств были оставлены лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. Кальвинизм вводил демократическое управление Церковью: независимые друг от друга общины (конгрегации) верующих управлялись консисториями, в которые входили пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа мирян. Вышестоящим органом был провинциальный синод, состоящий из делегатов от провинциальных консисторий, на национальном уровне действовал национальный синод. Эта выстраиваемая снизу вверх церковная структура в общих чертах сохраняется в современных реформатских (конгрегационалистских и пресвитерианских) Церквах, стоящих на позициях кальвинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Понятно, как неловко среди подобных явлений должна была чувствовать себя королевская власть. С одной стороны королю хотелось быть покровителем новому духу времени, с другой стороны пред его глазами происходили события, парализующие возникновение всякой живой мысли во Франции, события, ясно показывающие, что представители религиозной мысли Франции стремятся к невозмутимому и безусловному status quo. Филиппу I хотелось пройти сначала как бы средним путём между новым движением и старым направлением. По его инициативе Меланхтон посылает во Францию в 1534 голу собрание главных религиозных спорных пунктов между реформаторами и католическою церковью, посылает в надежде возможности примирения религиозной мысли Франции с реформаторскими началами 212 . Король посылает Меланхтону письмо, в котором просит его явиться в Париж, чтобы вместе с французскими богословами обсудить спорные пункты и изыскать средства к примирению партий 213 . Но когда королевский духовник Вильгельм Баллэй известил членов Сорбонны, что ему поручено избрать некоторых из них для диспута с Меланхтоном и другими ожидаемыми с ним богословами, Сорбонна посылает к королю депутацию, которая должна была доказать главе государства, что устный спор с еретиками совершенно бесполезен и в высшей степени опасен, что немецкие реформаторы могут письменно изложить свои сомнения и свои основные положения и что Сорбонна письменно же даст им надлежащий ответ. Спустя несколько недель Баллэй передал Сорбонне двенадцать положений, требуя от имени короля ответа на них; в этих членах заключались мнения протестантских богословов о способе соединения с римскою церковью. Члены Сорбонны не хотели однакож иметь никаких сношений с протестантами по отношению к вопросу о их соединении с Римом, послали к королю письмо, в котором предостерегали его от протестантского духа и отвергли предложенные чрез Баллэя положения. Король однакоже не переставал сочувственно относиться к протестантским принципам. Его духовник, присутствуя на шмалькальденском собрании, произнёс ряд речей, в которых выставлял своего государя либеральнейшим, сочувствующим всякой живой мысли, искренно желавшим обновления французской церкви, таким, который сам сознаёт, что главенство папы зиждется на праве человеческом, но не божественном 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Религиозная война в Германии В 1530 г. Карл V , после девятилетнего отсутствия, приехал в Германию, назначив собрание имперского сейма в Аугсбурге . На этом сейме требование покорности встретило отказ, мотивированный тем, что в делах совести не имеет силы никакое императорское поведение. Вследствие желания императора иметь письменное изложение мнений членов сейма по религиозному вопросу, составлена была " апология " , главной целью которой было оправдать евангелическое учение от обвинения в ереси . Документ этот, получивший название аугсбургского исповедания , был подписан всеми лютеранскими князьями и представителями двух имперских городов. В конце концов, Карл V предложил сейму отсрочить дело до весны следующего года, с тем, что к назначенному сроку князья должны воссоединиться с католической церковью, под страхом насильственного подавления ереси. Правда, при этом был обещан вселенский собор , который и должен был окончательно разрешить все споры. Протестантские чины (в том числе лютеранские и цвинглианские города) протестовали против такого решения, и ответом их на угрозы императора и католиков было заключение ими в самом конце 1530 и начале 1531 г. шмалькальденского союза . До междоусобия, однако, дело не дошло; в 1532 г. в Нюрнберге состоялось соглашение, в силу которого князья и города, принявшие уже аугсбургское (отнюдь не цвинглианское) исповедание, оставались при нем, но отказывались от защиты его последователей в других землях; такое положение дел должно было продолжаться до решения религиозных споров собором или, по крайней мере, имперским сеймом. Карл V опять был отвлечен от внутренних дел Германии своей сложной международной политикой. Огражденная нюрнбергским трактатом, реформация могла спокойно утверждаться и даже распространяться на новые земли, хотя по смыслу соглашения 1532 г. должен был поддерживаться status quo ante. В 1534 г. введена была реформация в Вюртемберге , куда возвратился изгнанный оттуда раньше герцог Ульрих. В 1538 г. главные католические князья, с королем Фердинандом во главе, заключили между собой союз в Нюрнберге .

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

В 1539 г. реформация сделала новые важные приобретения. Когда умер саксонский герцог Георг, его преемник Генрих, поддерживаемый шмалькальденским союзом , ввел реформацию и в альбертинской Саксонии, при содействии светских сословий ландтага. Иоахим II, курфюрст бранденбургский, уступая народному желанию, также ввел у себя лютеранство , хотя и с некоторыми особенностями. В 1542 г. шмалькальденский союз напал на герцога брауншвейгского и заставил его бежать из его владений, в которых курфюрст саксонский и Филипп Гессенский ввели протестантизм . Лютеранская пропаганда действовала успешно и в католических землях, приобретая множество последователей. Все это тревожило Карла V, занятого тогда войной с Францией и турками. Особенно сильно на него подействовало то, что один из духовных курфюрстов, Герман фон-Вид, архиепископ кельнский, также задумал ввести в своих владениях реформацию. Три курфюршества из семи ( Саксония , Бранденбург и Пфальц ) были уже протестантскими: присоединение к реформации четвертого курфюршества дало бы протестантам большинство в курфюршеской коллегии. Это грозило интересам Габсбургской династии, за которой Карл V стремился укрепить Германию. Он поспешил заключить мир с Франциском I ( 1544 ), на весьма умеренных условиях, несмотря на военные успехи, и оба государя решили общими силами противиться дальнейшему распространению ереси. В 1545 г., при посредстве Франции , был заключен Карлом мир и с турками. Первым результатом нового мира было подавление кельнской реформации. В 1545 г., по настоянию Карла V, папа Павел III созвал собор в Триенте , но протестанты отказались в нем участвовать. В 1546 г., в год смерти Лютера , началась война между императором и шмалькальденским союзом (Шмалькальденская война), окончившаяся поражением и пленом курфюрста саксонского и ландграфа гессенского. Это была победа иностранного государя, завоевание Германии иноземным войском. Хотя в начале войны Карл V и объявлял, что ведет ее только против политических мятежников, он задумал потребовать от Германии подчинения его воле и в религиозном вопросе. Таков был смысл " аугсбургского интерима " 1548 г. На севере интерим встретил отпор, особенно в Магдебурге ; из протестантских князей его обнародовали лишь очень немногие, да и те не встретили повиновения со стороны подданных. У князей нашлись и союзники.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

Монархини – величия рабыни, Влеченью сердца следовать не могут, 164 говорит ее устами Шиллер и почти вся внешняя политика Елизаветы была непрерывным противоречием влечениям ее сердца, которые она волей-неволей принуждена была скрывать и подавлять. Главной причиной политических успехов Елизаветы было то, что она поставила себя главой и опорой всех протестантов Европы в их борьбе с католическим миром, напрягавшим все силы, чтобы подавить их и стереть с лица земли. Она с успехом парализовала угрожавшее и ей самой и политическому равновесию Европы чрезмерное усиление католических держав и помогла протестантизму, как в Англии, так и в Европе, отстоять себе право на существование. Такая политика была для Елизаветы вполне естественной, но она далеко не соответствовала влечениям ее сердца, а потому стоила ей непрерывной, тяжелой внутренней борьбы. Вторая половина шестнадцатого века, т.е. эпоха царствования Елизаветы, была во всех пределах западной Европы временем упорной религиозной борьбы, – временем так называемой контрреформации или возрождения католичества, когда протестантизм повсюду должен был употреблять отчаянные усилия, чтобы отстоять свое существование против направленной на него грозной силы всего католического мира. Не было такой страны, где эта борьба не обнаруживалась бы в большей или меньшей степени, в более или менее резких формах. В Германии Аугсбургский мир 1555 года, завершивший Шмалькальденскую войну, был только перемирием; но не успокоил страну и не обеспечил ей прочного порядка в будущем. Религиозные партии по-прежнему враждебно стояли одна против другой. Успешная деятельность иезуитов, особенно в долговременное царствование императора Рудольфа II, все более и более усиливала ненависть между католиками и протестантами. Враждующие стороны ясно сознавали неизбежность нового кровавого столкновения, а потому усердно старались увеличить свои силы и придать им надлежащую организацию. Результатом такого старания были протестантская уния и католическая лига, ожидавшие только повода, чтобы вступить в ожесточенную борьбу, которая вскоре и разразилась, как известно, в так называемой тридцатилетней войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

И в это время к курфюрсту Саксонскому прибыл гонец с сообщением, что в его земли вторгся герцог Мориц. Иоганн-Фридрих, а вслед за ним и Филипп Гессенский дружно решили, что игра зашла слишком далеко, а жертвовать собственными землями никак не входило в их планы. Подоспевшая имперская армия под командованием Карла V отбила Ульм, Аугсбург, Франкфурт, Гейльбронн. Герцог Вюртембергский разом утратил воинственный дух и вышел из союза, уведя с собой и войско. Карл V овладел Южной Германией, и армия протестантов откатилась к северу, где соединилась с войском Филиппа Гессенского. Император, изрядно постаревший за 30 лет непрерывных войн, передал командование герцогу Альбе, успевшему прославиться в Фонтарабии и Тунисе. Альба повел дело весьма умело и сумел соединиться с полками Морица Саксонского, взявшими к этому времени Галле. Шмалькальденцев вытеснили в долину Эльбы, к югу от Торгау. Решающее сражение разыгралось 24 апреля 1547 года близ Мюльберга, на границе обеих Саксоний. Шмалькальденское войско было разбито наголову и в панике бежало. Филипп Гессенский сложил оружие, Иоганна-Фридриха взяли в плен. Мориц получил обещанное – титул курфюрста и земли побежденного врага. Амсдорфа из Наумбурга изгнали, и сюда вернулся епископ Иоганн фон Пфлюг. Генриха Брауншвейгского освободили из заточения и вернули ему все владения. Уже на следующий после битвы день жители Виттенбер-га, этой цитадели Реформации, с горечью наблюдали за вступлением в их город императора-католика. «Сир, – обратился к нему герцог Альба, – я полагаю, что теперь нам должно извлечь из земли прах ересиарха и предать его огню». «Я воюю с живыми, – отвечал ему Карл, – но не тревожу покоя мертвых». 7. Раскол христианства Параллельно с Германией распространение протестантизма шло и в Северной и Центральной Европе. Одним из первых активный интерес к учению Лютера проявил князь-епископ Бреслау Иоганн V. В 1523 году герцог Лигница Фридрих II, силезский вассал короля Чехии, призвал к себе лютеран, способствуя проникновению Реформации на территорию Силезии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Коп бежал в Базель, а Кальвин предпочел кочевать из города в город, объехав таким образом Страсбург, Базель, Феррару и Лион. Наконец он прибыл в Женеву, где провел два года, затем еще на три года был выслан, но с 1541 года окончательно обосновался в этом городе и занялся организацией местной Церкви, которая стала известна не только во всей Швейцарии, но и во Франции, Нидерландах, Шотландии и Венгрии. Вопреки надеждам, которые в Виттенберге возлагали на Франциска I, он так и не влился в ряды Реформации. Его альянс с немецкими князьями носил чисто политический, но ни в коем случае не религиозный характер, и воевал он с Карлом V, а отнюдь не с католической Церковью. Демонстрируя политическим руководителям шмалькальденской группировки самое дружеское расположение (то же самое он, впрочем, делал и по отношению к Сулейману – еще одному союзнику Франции по борьбе с императором), он пылал ярой ненавистью к любым проявлениям ереси, ощущая за спиной поддержку всей религиозной и интеллектуальной верхушки французского общества. Согласно королевским ордонансам от 1540 и 1542 годов, бальи 27 и прокуроры на всей территории страны получили право привлекать к королевскому суду лиц, заподозренных в отходе от истинного учения. В 1545 году члены секты водуан из Дофине и Прованса, примкнувшие к Реформации и увлекавшиеся иконоборчеством, допустили ряд явных перегибов. Король обрушил на них мощь армии, предавшей их земли мечу и огню. За несколько недель солдаты награбили и разрушили больше, чем еретики за 10 лет. Несколько месяцев спустя после смерти Лютера в городе Mo отправили на костер 14 протестантов, обвинив их в извращении таинства причащения. Со смертью Франциска I, последовавшей 31 марта 1547 года, репрессии не кончились. Его сын Генрих II продолжил их с еще большей энергией. Скандальная связь короля с Дианой де Пуатье, известная всей Франции, заставила советника Анна дю Бура взять на заседании парламента слово и во всеуслышание сказать то, о чем остальные только шептались: «Справедливо ли осуждать людей, которые идут на костер с именем Иисуса Христа на устах? Справедливо ли карать их, как не карают даже прелюбодеев?» Смелость дорого обошлась дю Буру – он и сам отправился вслед за теми, чью жизнь пытался защитить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

В марте 1526 г. Франциск I был освобожден из плена и приступил к созданию антигабсбургской коалиции. Образованную в том же году Коньякскую лигу, в которую помимо Франции вошли Венеция, Генуя, Флоренция и Милан, поддержал папа Римский Климент VII. Итал. члены лиги начали военные действия против императора, стремясь изгнать его из Милана. 6-8 мая 1527 г. нем. наемники на службе у императора самовольно захватили и разграбили Рим. Папа спасся, укрывшись в замке Св. ангела. На сближение с К. он пошел только после поражения в авг. 1528 г. французов, осаждавших Неаполь. Договоры, заключенные в 1529 г., подвели итоги войны с Коньякской лигой: Франциск I отказался от притязаний на Италию, сохранив только Пьемонт, и на Фландрию и Артуа, фактически принадлежавшие К., и обещал императору помощь в борьбе с турками, итал. гос-ва утратили возможность вести самостоятельную политику в борьбе между Францией и Свящ. Римской империей - Генуя вошла в зону габсбургского влияния, Венеция перешла к политике нейтралитета. Результатом войны стала и имп. коронация К. В 30-х гг. XVI в. значительную роль стали играть новые факторы, ослаблявшие позиции К. в противостоянии с франц. королем: в Германии оформился протестант. Шмалькальденский союз, а Франциск I вел переговоры о создании антигабсбургского военного союза как с турецким султаном Сулейманом I Великолепным, желавшим ослабления власти императора для захвата турками Венгрии, так и с немецкими князьями (напр., он способствовал браку герц. Вильгельма Юлих-Клевского, конфликтовавшего с К. из-за герц-ства Гелдерн, на своей 13-летней племяннице Иоанне (см. Жанна д " Альбре ), впоследствии брак был аннулирован). Поводом к новому военному столкновению стала смерть миланского герц. Франческо II Сфорца (1535). К. захватил Милан и объявил Ломбардию владением Испании. Франциск I предъявил претензии на Савойю (его мать, Луиза Савойская, была старшей сводной сестрой герцога) и захватил ее и большую часть Пьемонта с Турином. К. вторгся в Прованс и дошел до Экс-ан-Прованса, но решил не осаждать хорошо укрепленный Авиньон, а вернуться в Испанию. В кон. 1536 г. по негласному договору с французами турецкий флот встал в Марселе, угрожая Генуе. В 1537 г. командующий турецким флотом пират Хайр-ад-Дин (Хайруддин) Барбаросса совершил ряд набегов на итал. побережье и осадил Корфу (Керкиру). К. пришлось начать мирные переговоры, 18 июня 1538 г. было заключено Ниццкое перемирие, по условиям которого Франция удержала за собой Савойю и значительную часть Пьемонта.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

– Раньше мы видели, что лютеранство, настойчиво требующее буквального понимания евхаристических слов Иисуса Христа, делает это совершенно напрасно, потому что такое понимание не согласуется с его учением о евхаристии; теперь же мы видим, что и связанная с своеобразным пониманием слов установления евхаристии главная лютеранская мысль учения о сем таинстве, – мысль о реальном присутствии в евхаристии тела Христа Спасителя, при отрицании евхаристической жертвы является опять совершенно бесцельною и излишнею. А между тем из этих пунктов, т. е. из изъяснения евхаристических слов Иисуса Христа, связанного с ним признания присутствия тела Христова в евхаристии и отрицания евхаристической жертвы, и состоит все лютеранское учение о евхаристии. Лютеранское учение о евхаристии представляет нам пример раскрытия догмата без руководства преданием и святоотеческими мнениями, а потому исполненного заблуждений и противоречий. 1 Символами называются религиозно-догматические формулы, в которых какое-либо церковное общество выражает свое верование; символические книги – это те письменные документы, на основании которых оно отличает себя от всех других церковных обществ. Значение символов у лютеран имеют: 1) «Аугсбургское исповедание» (Confessio augustana, составлено в 1530 г.), 2) «Апология аугсбургского исповедания» (Apologia confessions augustanae – 1530 г.), 3) «Шмалькальденские члены» (Articuli smalcaldici –1530 г.), 4) «Малый и Большой катихизисы» Лютера (Lutheri Minor et Major catechismi –1529 г.) и 5) «Формула согласия» (Formula concordiae –1580 г.). Лютеранские символы изданы первый раз в одном сборнике в 1580 году. Из новейших изданий этих сборников известны: Вебера, Газе и Титтмана. В своем сочинении мы пользовались изданием последнего (1817 г.). 2 Чит. Н. Нерре, Die confessionelle Entwicklung der altprotestanthischen Kirche Deutschland, 1854, стр. 6–48. 11 См. Confessio augustana, pars I, articulus XIII, 13; pars II, artic. III, 24; Apologia confessionis, pars I, artic. XII, 252, 253 и многие другие места. 26 ...panem et vinum in sacra coena substantiam atque naturalem suam essentiam amittere et ita annihilari. 39 Confessio, р I, art. X, 12. Это выражение Меланхтона проникло в «Формулу согласия», и здесь ясно подтверждается указанный смысл его. Здесь осуждаются те, которые «слова установления вечери Господней» (очевидно – не установления хлеба и вина, а таинства евхаристии) понимают образно, фигурально (Form. conc. II, art. VII, 727). И в другом месте «Формула согласия» говорит о необходимости буквально понимать повеление Иисуса Христа о вкушении тела, предложенного Им «во время трапезы на вечери», т. е. во время вкушения хлеба и вина в первой евхаристии (Ibid., 739). 42 В которой « Аугсбургское исповедание» было прочитано на сейме 1530 г. 25 Июня, в г. Аугсбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

176 ... externa visibilia elementa, panis et vini in Sacramento adoranda esse. – Ibid., p. I, a. VII, 604. 177 ... Quod autem Christas ipse, rerus Deus et homo, in spiritu et in veritate adorari debeat... id nemo, nisi Arianus haereticus, negaverit. – Ibid., p. II, a. VII, 760. 178 ... nequaquam cum pane et vino.., neque in pane et vino.., neque per panem et vinum.., neque coram pane et vino... 185 ... praedicatio Evangelii.., fides.., invocatio..,  gratiarum actio.., confessia..,  afflictiones.., sanctorum.., omnia bona opera sanctorum. 190 ... requirit enirn cultus cordis, per quos vere fit magnum nomen Domini. – Apologia, a. XII. 258–259. 203 Nullum igitur reliquum est in novo testamento sacrificium applicandum pro peccatis aliorum, praeter unum Christi sacrificium in cruce. – Ibid., 264. 216 ... neque tamen alia ratione, quam per verbum ad nos pervenire aut perverri potest.– Ibid, 557. 224 ... ut fides accedat, quae credat promissionibus, quae per sacramenta exhibentur et ostenduntur. – Confessio, а. XIII, 13. 262 Кроме членов об искуплении (из «Шмалькальденских»), направленных против римско-католического учения о евхаристической жертве. 264 Мы не будем останавливаться на рассуждениях по поводу отсутствия этой связки в арамейском языке, на котором шла беседа при установлении евхаристии и на котором Иисус Христос произнес слова установления евхаристии. На этом языке простое соединение подлежащего со сказуемым уже выражает полную логическую связь их. Кроме того, мы имеем дело с греческим текстом, на котором евангелисты, передавая в точности мысль Иисуса Христа, употребили для выражения её связку στ. 266 Мы находим и в других местах евангелия указание на то, что благословение Иисуса Христа не остается без особых чудесных последствий; напр., говоря о чудесном насыщении 5000 человек, евангелисты замечают, что Христос Спаситель, прием пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови ( Мф. 14, 19 ; Мр. 6, 41 ), и следствием этого благословения было то, что этим чудесным хлебом насытилось пять тысяч человек, и еще оказалось двенадцать коробов остатков. То же см. и у Мр. 8, 6–7 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010