Артикулы, к-рые предполагалось использовать в качестве вероучительного ориентира при дискуссиях с католиками, не приобрели церковно-политического значения и остались лишь богословским памятником. Артикулы были составлены в Виттенберге под рук. Лютера, в изданиях он был назван их автором. Однако в действительности в обсуждении и подготовке текста принимали участие и др. ведущие проповедники и богословы раннего Л.: жившие в этот период в Виттенберге Меланхтон, Йонас, Бугенхаген и К. Круцигер, а также приехавшие туда по приглашению Лютера Агрикола, Амсдорф и Г. Спалатин (1484-1545). Окончательный нем. текст артикулов, а также написанный Меланхтоном на латинском языке небольшой трактат «О власти и первенстве папы» (лат. De potestate et primatu papae tractatus; нем. Von der Gewalt und Oberkeit des Papsts;= Melanchthon Ph. De potest. pap.), присоединенный к артикулам в позднейших изданиях, обсуждались лютеранскими князьями, теологами и проповедниками во время собрания членов Шмалькальденского союза, к-рое проходило в Шмалькальдене с 10 февр. по 6 марта 1537 г. Одобренные артикулы и трактат вместе с Аугсбургским исповеданием и Апологией 24 февр. 1537 г. были подписаны всеми лютеран. теологами и проповедниками, присутствовавшими на собрании (Лютер отсутствовал из-за болезни, его подпись наличествует в списке подписавших артикулы, однако ее нет в списке подписавших трактат Меланхтона; перечни подписавших см.: BSELK. Abt. 1. S. 781-784, 833-836). Нормативным текстом артикулов считается немецкая версия, опубликованная Лютером с предисловием в 1538 г.; латинский перевод несколько раз перерабатывался и получил окончательную форму лишь при публикации артикулов в составе лат. Книги Согласия в 1584 г. (подробнее об истории создания и изданиях см.: Ibid. S. 713-717; Volz. 1931). Основной текст Шмалькальденских артикулов разделен на 3 части: в 1-й ч. кратко сформулированы догматические положения, равно признаваемые католиками и лютеранами; во 2-й - представлены те лютеран. вероучительные истины, на к-рых лютеране настаивали категорически; в 3-й - рассмотрены богословские утверждения и интерпретации, к-рые лютеране готовы были обсуждать с католиками.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Однако наиболее важное событие в отечественной «лютеранистике» имело место в 1996 году, когда был издан полный свод вероучительных книг Евангелическо-Лютеранской Церкви – «Книга Согласия» (1580 г.) Это издание в переводе на русский язык было осуществлено при активной поддержке Фонда «Лютеранское наследие». Предварительная версия книги была издана для обсуждения в максимально широком кругу богословов, студентов-семинаристов и вызвала оживленную реакцию среди этих читателей. В процессе работы над вторым изданием (1998 г.) в текст было внесено более тысячи самых различных исправлений и дополнений. «Книга Согласия» включает в себя «Аугсбургское исповедание» (С. 23–66), «Апологию Аугсбургского исповедания» (67–364), «Шмалькальденские артикулы» (С. 365–399), трактат «О власти и первенстве папы» (400–418), «Краткий Катехизис» (С. 419–438), «Большой Катехизис» (С. 439–581) и «Формулу Согласия» (С. 582–832). По поводу русского текста этого издания переводчик Константин Комаров, вице-президент Фонда «Лютеранское наследие», пишет: «Работа над книгой продолжается и после издания её второй версии. Поэтому мы будем рада и в дальнейшем получать отзывы, рекомендации и пожелания наших читателей». 930 Немецкая средневековая книжность на берегах Невы Предисловие В 1983 году весь христианский мир отметил 500-летие со дня рождения основоположника немецкой Реформации Мартина Лютера. Этот год был юбилейным и для одного из крупнейших рукописных и книжных собраний, где находятся ценные материалы по истории Западной Церкви. В 1983 году исполнилось 200 лет со времени основания библиотеки Санкт-Петербургского университета. Собрание университетской библиотеки начало складываться задолго до основания университета: в декабре 1783 года Учительской семинарии, учрежденной в Петербурге, была передана библиотека крупного библиофила П.Ф. Жукова, содержащая, в частности, немало редких и ценных западных изданий. Значительную роль в дальнейшем пополнении собрания средневековой книжности сыграли дары, приносимые университету выдающимися деятелями отечественной культуры. В 1819 г. был образован С.-Петербургский университет, созданный на основе Учительской семинарии. Это явилось большим событием в истории русской культуры; с этого времени также увеличились поступления западных старинных книг в университетскую библиотеку. В том же 1819 году действительный статский советник Д.М. Алопеус, находившийся в Берлине, «узнав об учреждении в С.-Петербурге университета и предвидя всю ту пользу, какую учреждение оного произвести долженствует, пожелал и со своей стороны содействовать тому некоторым образом через доставление нескольких книг для умножения библиотеки университета”. Вскоре книги в трех ящиках были отправлены в Петербург на корабле «Август-Вильгельм» «с капитаном оного Зауэром». 931 Книжное собрание из Лейпцига.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

154 Troeltsch. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. S. 20 ff; Troeltsch. Luther, der Protestantismus und die moderne Welt. S. 220. 155 Troeltsch. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. S. 12 f: «Абсолютно сверхиндивидуальная связь порождает такую чудовищную силу, как вера в непосредственное сверхприродное Божественное откровение, силу, которой обладал католицизм...» Здесь можно было бы также задаться вопросом, каким образом, по Трёльчу, «сфера вневременного и общечеловеческого» (см. выше примеч. 67) соотносится с индивидуализмом. 156 Ср. книгу с таким названием, написанную Блуменбергом (Blumenberg Н. Legitimität der Neuzeit 1966). См. также: Obermann Н. А. Contra vanam curiositatem. Ein Kapitel der Theologie zwischen Seelenwinkel und Weltall. Theologische Studien 113, 1974. 157 Ibid, S. 143 f, 59. Наиболее слабой стороной этой во многих отношениях интересной книги, пожалуй, является встречающаяся в ней интерпретация Лютера как радикального завершителя номинализма. 158 См. по этому поводу известное высказывание Шмалькальденских артикулов: Luther Martin. Werke. Kritische Gesamtausgabe (Weimarer Ausgabe] 50; 245, 1–247, 4 (Bekenntnisschriften der evangelisch-lutherischen Kirchc453, 16–456, 18). 160 Erikson Ε. Н. Der junge Mann Luther. Eine psychoanalytische und historische Studie, 1958. S. 9, 53, 236, 238, 278 f. 161 Новый путь (лат.) – появившееся в конце XIV в. обозначение новых философских течений, в частности философии Оккама, в противоположность томизму и скотизму как via antique (старый путь). – Примеч. ред. 162 Новое благочестие (лат.) – близкое к гуманизму духовное течение в Католической Церкви вв. зародившееся в Нидерландах. Его наиболее яркими представителями были так называемые Братья общинной жизни, в школах которых обучались Фома Кемпийский и Эразм Роттердамский. –Примеч. ред. 164 Ср.: Heinmel Ε. Die beiden Labyrinthe der Philosophie. Systemtheoretische Betrachtung zur Fundamentalphilosophie des abendländischen Denkens. Ι. 1968, S. 59

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

собора Товинского 527 г.) и постановления армяно-грегорианских патриархов-католикосов. По присоединении части Армении к России и в частности города Эчмиадзина – местопребывания патриарха-католикоса – (в 1828 г.), при последнем учрежден постоянный синод. Постановления этого синода служат также источником права для армяно-грегорианской церкви, как находящейся в пределах, так и вне пределов России. Для русской армяно-грегорианской церкви в частности имеет особенное значение устав армяно-грегорианской церкви (утвержденный в 1836 г.). 4. В евангелическо-лютеранской церкви особенными источниками церковного права являются: 1) Правила, в которых изложено вероучение этой церкви, так наз. Символические книги или Исповедания (Bekenntnisschriften), содержащие принципиальные учения относительно управления делами евангелическо-лютеранской церкви. Таковы у лютеран: Аугсбургское исповедание 1530 г. и его апология 1531 г., Шмалькальденские артикулы 1537 г., катихизисы Лютера – малый и большой 1528 и 1529 гг. и отчасти формула соглашения (Concordienformel) 1580 г.; у реформатов – Гейдельбергский катехизис 1562 г. и др. 2) Церковные уставы (Kirchenordnungen), изданные светскими государями, а также имперскими городами и определяющие подробности церковного устройства и управления. 3) Государственное законодательство, дополняющее и изъясняющее эти церковные уставы. Главным основанием устройства и управления протестантских общин в России служит устав 1832 г. А. Сборники церковного права на Востоке § 9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях Апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы Римской Империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изложения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании , представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ( " чья власть, того и вера " ). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии ), в 1536 - в Дании , Норвегии и Исландии . Большая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую. Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque ) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом " О власти и первенстве папы " ), " Большой катехизис " и " Малый катехизис " Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей. На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась " лютеранская ортодоксия " , или " лютеранская схоластика " .

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

Включенные в Книгу Согласия лютеранские документы были созданы с 1529 по 1580 г. Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana;=Conf. Aug.) написано Меланхтоном и состоит из 28 статей; 25 июня 1530 г. оно было публично оглашено поддерживавшими Л. князьями на Аугсбургском рейхстаге в присутствии имп. Карла V. Апология Аугсбургского исповедания (лат. Apologia Confessionis Augustanae; нем. Die Apologie der Confessio Augustana;=Apol. Conf. Aug.) составлена Меланхтоном как ответ на «Опровержение Аугсбургского исповедания» (Confutatio Confessionis Augustanae; крит. издание: Die Confutatio der Confessio Augustana vom 3. August 1530/Hrsg. H. Immenkötter. Münster, 1979), над которым по поручению имп. Карла V в июле 1530 г. работала группа католических теологов под рук. Экка. Меланхтон не имел доступа к оригинальному лат. тексту «Опровержения...», поэтому первоначально при составлении ответа опирался на не всегда точные записи присутствовавших на рейхстаге сторонников Л., а после получения оригинала «Опровержения...» в окт. 1530 г. радикально переработал ранее уже завершенный немецкий текст Апологии (мат-лы см.: BSELK. Abt. 2. Bd. 1. S. 219-798). Существуют 2 версии лат. текста Апологии: по 1-му полному изданию, вышедшему в мае 1531 г. (Quarttext), и по 2-му изданию, в текст к-рого Меланхтон внес ряд существенных изменений (Oktavtext). В 1-м издании Книги Согласия был напечатан Oktavtext (в нем. переводе, выполненном Йонасом), который сам Меланхтон считал окончательным, однако после 1584 г. в составе Книги Согласия обычно публиковался Quarttext. Совр. издатели Книги Согласия отдают предпочтение Oktavtext, считая, что по формальным и содержательным основаниям эта версия должна быть признана наиболее авторитетной (см.: Ibid. Abt. 1. S. 232-234; подробный анализ истории создания Апологии см.: Peters. 1997). Шмалькальденские артикулы (лат. Articuli Smalcaldici; нем. Die Schmalkaldischen Artikel;=Art. Smalc.) были составлены в кон. 1536 - нач. 1537 г. по просьбе курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

В 1536 г. Лютером были написаны так называемые " Шмалькальденские артикулы " или пункты. Кратко повторяя содержание двух первых книг, это небольшое сочинение дополняет его учением о троичности Божественных Лиц и о Лице Иисуса Христа. Не меньшее значение в лютеранском мире имеют Большой и Малый катехизисы Лютера, составленные им в 1529 г. Они написаны в виде руководства в делах веры и посвящены истолкованию Символа веры, молитвы и заповедей Господней и других общих истин веры. Большой катехизис предназначался для учителей и проповедников, а Малый, будучи сокращенным вариантом Большого, — для всех верующих и для изучения в школах. Завершает ряд символических книг лютеранства " Формула согласия, " принятая в 1580 г. Она была составлена группой богословов уже после смерти Лютера и посвящена рассмотрению основных положений лютеранства сравнительно с учением реформатов, а также разрешению противоречий, возникших в среде самого лютеранства. Из семи таинств, признаваемых как в Православии так и в католичестве, лютеранство сохранило практически только два: крещение и Евхаристию. Черты таинства сохраняет также покаяние, остальные признаны обрядами. Только крещение и Евхаристия имеют неоспоримое Божественное происхождение, ибо основаны на ясных свидетельствах Свщ. Писания. По мысли Лютера и его сподвижников, только эти таинства имеют прообразы в Ветхом Завете — обрезание и пасхальный агнец, все остальные являются церковными установлениями, не имеют прямого обоснования в Писании и прямо не служат утверждению спасающей веры. Лютеранское вероучение воспринимает таинство не как способ действия благодати в мире, а как знак общения человека со Христом, как " напоминание о нашем благодатном состоянии, " по словам Меланхтона. Это — символы нашего союза с Богом, подобные радуге после потопа. По определению " Аугсбургского Исповедания, " таинства должны быть " знаками и средствами Божественной воли о христианах, назначенными для возбуждения и укрепления веры в тех, кто пользуется ими. " Вся сила этих священнодействий в напоминании о спасении нашем во Христе, которое совершено однажды и навсегда, поэтому требовать и стремиться к особому благодатному воздействию, сверх того, что уже даровано нам оправдывающей верой — значит унижать искупление Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ АПОЛОГИЯ (лат. Apologia Confessionis Augustanae, нем. Apologia der Konfession), лютеран. вероисповедный документ (1531). После оглашения Аугсбургского исповедания на имперском сейме в Аугсбурге 25 июня 1530 г. представители ряда городов и монархов Германии объявили его исповеданием своей христ. веры. Имп. Карл V поручил католикам подготовить возражения. 12 июля И. Экк , оппонент М. Лютера , вручил императору «Ответ на Аугсбургское исповедание» (Responsio Confessionis Augustanae), более известный как «Папское опровержение» (Confutatio Pontificia), или Конфутация. Как и Аугсбургское исповедание, Конфутация состоит из 28 статей с теми же названиями. 1, 3, 9-й и 16-19-й артикулы Аугсбургского исповедания в Конфутации приняты без оговорок. Экк посчитал неправильным изложение вероучения католич. Церкви, данное в артикулах 24 («Христос Своими страданиями совершил воздаяние за первородный грех и учредил мессу как воздаяние за фактические грехи» - Conf. Aug. 24. 21) и 27, где сказано о том, что монахи, принадлежащие к орденам, считают, будто находятся в состоянии христ. совершенства (Conf. Aug. 27). По содержанию проч. статей Аугсбургского исповедания в Конфутации высказаны возражения, артикулы 6, 12 и 20-28 отвергнуты полностью. (Богословский анализ Аугсбургского исповедания, сделанный Патриархом К-польским Иеремией II в переписке с лютеран. богословами, см. в ст. «Аугсбургское исповедание» .) 3 авг. Конфутация была публично прочитана на сейме, Карл V потребовал, чтобы лютеране подписали ее в знак согласия, запретив, однако, публиковать текст (он был напечатан лишь в 1573). Лютеране отказались. Ф. Меланхтон, пользуясь записями, к-рые были сделаны его друзьями при чтении Конфутации, начал составлять развернутый ответ, за к-рым в дальнейшем и закрепилось название А. и. а. 20 сент. Меланхтон завершил 1-й вариант, но Карл V отказался принять текст и 22 сент. распустил сейм, объявив, что в диспуте победили католики, лютеранам же дал срок «для размышления» до 15 апр. 1531 г., после чего грозился применить против нераскаявшихся силу. В ответ по инициативе ландграфа Филиппа Гессенского 27 февр. 1531 г. представители 6 монархов и 10 городов (в т. ч. Магдебурга и Бремена) подписали хартию Шмалькальденской лиги о вооруженной защите евангелической веры. К назначенной дате вместо покаяния Меланхтон, располагая к тому времени текстом Конфутации, подготовил еще более обширный документ на лат. языке, тотчас переведенный Ю. Ионой на нем. язык и напечатанный. Затем А. и. а. была одобрена Лютером, в 1537 г. подписана лютеран. пасторами в Шмалькальдене как исповедание веры и с 1580 г. вошла как часть в Книгу согласия.

http://pravenc.ru/text/76806.html

Важным внутрицерковным событием нач. 40-х гг. XVI в. для Л. стало учреждение в Виттенберге консистории, коллегиального органа, состоявшего из пасторов и юристов, к-рые были наделены правами надзора и суда в границах церковной юрисдикции. Полномочия консистории с течением времени уточнялись и менялись, однако, согласно первоначальному проекту, составленному Йонасом, Меланхтоном и др. виттенбергскими теологами, члены консистории должны были наблюдать за чистотой и единообразием вероучения, расследовать случаи ереси и богохульства, устанавливать правильный порядок совершения публичных богослужений и таинств, осуществлять надзор за моральным обликом церковных служителей, рассматривать выдвигаемые против них обвинения, а также решать вопросы, касающиеся церковного имущества, брачных отношений и общественного порядка. При жизни Лютера, возражавшего против исполнения консисторией духовных функций, она преимущественно занималась церковно-юридическими вопросами. Впосл. по образцу виттенбергской консистории аналогичные органы церковного управления были учреждены в др. лютеран. княжествах и городах (см.: Lau, Bizer. 1969. S. 98-101). Внешнее усиление Л. в Свящ. Римской империи во 2-й пол. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. вынуждало имп. Карла V искать пути диалога с лютеран. князьями. Направления этого диалога определялись общеевроп. политической ситуацией. Папа Римский Павел III (1534-1549) вскоре после восшествия на Папский престол объявил о скором начале работы вселенского Собора католич. Церкви, созыва которого уже давно требовали мн. европ. государи. Имп. Карл V поддержал инициативу папы Римского; лютеран. князья относились к идее проведения Собора с подозрением, справедливо опасаясь, что его работу будут контролировать верные католич. Церкви кардиналы, епископы и теологи. Однако они не отказывались от участия в буд. Соборе; по поручению курфюрста Иоганна Фридриха Лютер и его последователи подготовили для представления своей позиции на Соборе Шмалькальденские артикулы (1537), в к-рых была предпринята попытка провести различие между теми положениями, на к-рых лютеране настаивали категорически, и теми, к-рые были готовы обсуждать с католиками с тем, чтобы уступить им, если аргументы католиков окажутся убедительными.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

К числу церковных установлений, принятых в католич. Церкви, но упраздненных в Л. в силу признания их вредными для христ. религии и противоречащими христ. свободе суевериями, относятся поклонение святым, монашество и церковные посты. В Аугсбургском исповедании допускается «хранение памяти о святых, чтобы следовать примеру их жизни и добрых дел», однако молитвенное призывание святых и испрашивание у них помощи объявлены не имеющими основания в Свящ. Писании (Conf. Aug. 21. 1-2). В Шмалькальденских артикулах Лютер называл молитвенное обращение к святым «одним из антихристовых злоупотреблений», наносящим вред учению Христову, и прямо отождествлял с идолопоклонством (см.: Art. Smalc. II 2. 25-26). Поклонение мощам осуждается как излишнее и бесполезное суеверие, нередко сопряженное с мошенничеством и становящееся поводом для насмешек над христианами (Ibid. 22-23). Паломничества также признаются суеверием; Лютер называл их «необязательным, зыбким и пагубным диавольским миражом» (Ibid. 18). Монашество в Л. отсутствует. Лютеране соглашались с тем, что в древности «в монастырях имелись школы Священного Писания и иных искусств, которые служили христианской Церкви тем, что из монастырей брались пасторы и епископы» (Conf. Aug. 27. 15). Однако в Л. отвергаются католич. представления о том, что жизнь в мон-ре «являет собою состояние совершенства» (Ibid. 16-17), и тем более мнение, что «одни только монахи пребывают в состоянии совершенства» (Ibid. 49). Лютеран. теологи считали, что из-за католич. чрезмерного восхваления монашества пребывающие в браке люди имеют отягченную совесть и без всяких на то оснований подталкиваются к унынию (см.: Ibid. 49-53). Учению о монашеском совершенстве противопоставляется учение о подлинном христ. совершенстве, к-рое состоит «не в безбрачии, не в нищенствовании и не в ношении грязного одеяния», но в том, «чтобы бояться Бога от всего сердца и при этом хранить великую веру, уповать на то, что ради Христа Бог примирен с нами, просить Бога и с уверенностью ожидать Его помощи во всем, что, согласно нашему призванию, должно быть исполнено нами... и при всем этом проявлять усердие во внешних делах и служить согласно своему призванию» (Ibid. 49-50).

http://pravenc.ru/text/2561094.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010