Для того чтобы ритуальный символизм в наибольшей степени соответствовал сотериологическому содержанию К., Лютер называет полное троекратное погружение (mersio, immergere; das Untertauchen) крещаемого в воду предпочтительным, хотя и не абсолютно необходимым образом совершения таинства как над взрослыми, так и над детьми: «Ибо деяние (Werk), или обряд (Zeremonie), заключается в том, что мы погружаемся (sinken) под воду, которая полностью покрывает нас, а затем опять извлекаемся (herauskommen) оттуда. Две эти составные части обряда - погружение в воду и извлечение из воды - являют силу и действенность (Kraft und Wirkung) Крещения, которое является не чем иным, как умерщвлением ветхого Адама и воскресением нового человека» (Там же). В совр. лютеран. практике, напротив, стало наиболее распространенным троекратное обливание головы крещаемого водой. В отношении др. элементов литургической стороны К. в лютеранстве также прослеживается явная тенденция к постепенному упрощению обряда, намеченная уже при жизни Лютера, к отказу от таких традиц. элементов, как преподание соли, помазание елеем, возложение рук при чтении «Отче наш», а также к существенному сокращению экзорцизмов (см.: Peters. 1994. S. 159-160; Pinggéra . 2008. S. 89-90, 97). Главной побудительной причиной обрядовой редукции считается опасение магического восприятия принимающими таинство тех ритуальных действий, изначальный смысл которых утратил для совр. человека ясность. Однако обряд К. в лютеранстве не унифицирован и допускает различные вариации во второстепенных формах. К. детей в лютеранстве допускается как в силу заместительной веры (fides aliena; букв.- чужая, заимствованная вера) их родителей, крестных и Церкви, так и в силу действия заповеди Божией о крещении всех народов во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф 28. 19), не связанного с возрастными особенностями и глубиной личной веры крещаемого. Кроме того, для Лютера и лютеран. богословия характерно представление о К. как таинстве, действенно пробуждающем веру (Baptismus fidem excitat - Philippus Melanchthon. Loci theologici//CR. Vol. 21. Col. 213). При таком понимании К. детей предполагает мольбу Церкви о даровании им собственной детской веры (fides infantium) или наличие у них таковой. При К. младенцев «мы приносим ребенка с уверенностью и надеждой, что он верует, и мы молимся о том, чтобы Бог даровал ему веру. Но крещение его основывается не на этом, а всецело на заповеди Божией (Gott befohlen hat)» ( Лютер М. Большой катехизис. IV 57//Книга Согласия. С. 556). «Младенцы должны быть крещены, потому что с Крещением предлагается спасение (salus)» (Apol. Conf. Aug. IX 2; ср.: Лютер М. Шмалькальденские артикулы. V 4//Книга Согласия. С. 392), т. е. Царство Божие, благодать и жизнь вечная, к-рые обретаются только жизнью в Церкви ( Philippus Melanchthon. Loci theologici//CR. Vol. 21. Col. 297, 858-859).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

А. Церкви понимается в первую очередь в том смысле, что ее вероучение тождественно апостольскому во всей полноте и без искажений. Это предполагает верность основополагающему вероучительному принципу протестантизма sola Scriptura (лат.- только Писание). Характерно отсутствие самого понятия А. в Аугсбургском исповедании , Катехизисе М. Лютера и Шмалькальденских артикулах . А. Церкви в смысле посланничества ее в мир фактически сводится к проповеди Слова Божия. Основание Церкви святыми апостолами рассматривается только как факт церковной истории. Значение апостольского преемства как признака истинной Церкви прямо отрицается. При этом утверждается, что христ. служители несут точно такое же служение по своему содержанию и действенности, как и святые апостолы. Признается (хотя и не всеми протестант. богословами) Божественное установление самого института публичного служения, к-рое мыслится как тождественное апостольскому. «Служение Слова совершается по заповеди Божией и содержит в себе славные обетования» (Apol. XIII 11). Большинство авторов отрицает Божественное установление ординации (рукоположения) христ. служителей, к-рое мыслится только как призвание от общины на публичное служение. Ист.: 1 Клим; Vincent. Lirin. Common.; Hieron. Adv. Lucifer.; Iren. Adv. haer. III 1-4, 24, IV 24, V 20; Clem. Alex. Strom. VII; Сург. Carth. De eccl. unit. IV-XIII; idem. Ep. XXVII 1, LXIX 8-10, LXXVI 2-7, LII 1, 8, LV 14, LXXIII 7; Tertull. De praescript. haer. 20-22, 29-32, 38; Филарет (Дроздов), митр. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1911. О девятом члене; Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Члены 10, 11//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Серг. П.], 1995. С. 157-164; Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам//Там же. С. 198-244; Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1996. С. 82-84.

http://pravenc.ru/text/75762.html

IV 55-60; V 15-19). Участие в таинствах является необходимым для всякого христианина, поскольку при крещении ему отпускаются грехи и даруется спасение, а Евхаристия дает ему духовные силы для следования спасительным путем (см.: IV 24-25; V 23-24). Догматическое богословие Л. по вероисповедным документам XVI в. В вероучении лютеран разные догматические вопросы были разработаны с разной степенью детализации. Наиболее подробно разбирались проблемы, бывшие в XVI в. предметом дискуссий между лютеранами и католиками, лютеранами и радикальными протестантами или же внутри лютеран. церковных общин: учение об оправдании верой, о Законе и Евангелии, о Евхаристии (Вечере Господней) и др. В Л. Бог понимается как Св. Троица - одна Божественная сущность, существующая в трех Лицах, или Ипостасях, Которые «единосущны, равны по силе и одинаково извечны» (Conf. Aug. 1. 1-3). При этом отвергаются как представление о 2 совечных божественных началах, добром и злом (см. в статьях Дуализм , Манихейство ), так и все формы модализма или антитринитаризма, сторонники которых признают лишь одно Божественное Лицо и отрицают ипостасное бытие Слова и Св. Духа (Ibid. 1. 5-6). Внутренние отношения Лиц Св. Троицы в Л. интерпретируются в соответствии с августиновской и католич. традицией: лютеране сохраняют учение об исхождении Св. Духа в вечности от Отца и от Сына (см. в ст. Filioque ). Для обоснования этого учения приводятся ссылки на католич. версию Никео-Константинопольского Символа веры и на Афанасиев Символ веры. В Шмалькальденских артикулах Лютер отмечал общую для лютеран и католиков приверженность учению, изложенному в древнехрист. Символах веры (Art. Smalc. I 1-4). При изложении учения о тварном мире и человеке в лютеран. вероисповедных документах особенно подробно разбирается тема грехопадения, первородного греха (ср. ст. Грех первородный ) и его следствий. Отвечая на вопрос о происхождении греха, лютеране уделяют главное внимание тому, чтобы не приписывать его возникновение Богу: «Хотя Бог творит и сохраняет всю природу, причиной греха является воля злых существ, то есть диавола и нечестивых людей, которая, когда отступила от нее поддержка Бога, отвратилась от Бога» (Conf.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

103 Конечно, в «Шмалькальденских артикулах» (которые, кроме Лютера, подписали еще 40 человек; среди них – и Филипп Меланхтон, «гений Реформации», как его называют Карев и Сомов в «Истории христианства») отвергается, например, молитвенное «взывание» к святым. Однако при этом в данном документе к «множеству глупых и ребяческих папских артикулов» причисляется и «освящение церковных зданий». А это затрагивает и баптистов, у которых освящение молитвенных домов является одним из священнодействий. Например, в юбилейном журнале ЕХБ России в одной статье пишется: «В Бежицкой церкви города Брянска 12 и 13 октября 1996 года… состоялось торжественное богослужение с освящением нового, самого большого молитвенного дома в России – храма «Возрождение». 104 Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. 105 Мы планировали когда-нибудь выйти и на телевидение, поэтому кемеровский филиал «Радиоцеркви» я зарегистрировал под таким названием. 106 Автор книги, доктор Ларри Крабб, «является основателем и директором Библейского института психологической поддержки… Помимо семинаров по библейскому консультированию, проводимых по всем Соединенным Штатам Америки, доктор Крабб преподает в Теологической Семинарии Благодати, где он является заведующим кафедрой Библейского консультирования…». 107 В 2000 году в Амстердаме на Всемирный конгресс евангелистов собралось десять тысяч пасторов и проповедников из двухсот стран мира. Звучали яркие свидетельства и вдохновенные проповеди известных евангелистов и богословов. В журнале «Вера и жизнь» были опубликованы самые положительные отзывы: «Братья плакали!», «Истинное обновление в Духе!». Только один из участников на страницах журнала обмолвился: «Конгресс созван американцами… Американцы живут в отелях, перемещаются на комфортабельных такси и автобусах. Обедают в ресторанах. Остальной мир конгресса живет в огромном, продуваемом сквозняком ангаре, давится в электричках и жует сухие пайки. Смутное ощущение обиды». 108 Путь к внутренней перемене в книге Ларри Крабба изображен в виде айсберга, с которым должны произойти определенные изменения, затрагивающие три его уровня на разной глубине. Цитирую:

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Некоторые «вероучительные книги Лютеранской церкви» подтверждают вывод В. Солодовникова о «неприятии» отечественным баптизмом «Великой Реформации». Вот лишь некоторые иллюстрации из «Краткого катехизиса» дра Мартина Лютера: «Что дает, или какую пользу приносит Крещение? В соответствии со словами и обетованиями Божьими, Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует… Как вода может творить столь великие дела? Вода без Слова Божьего — это обычная вода, а никакое не Крещение. Но соединенная со Словом Божьим, она становится Крещением, благодатной живой водой и возрождающим омовением в Святом Духе… (В другой вероучительной книге лютеран «Шмалькальденские артикулы» говорится: «Относительно Крещения младенцев, мы придерживаемся мнения, что детей следует крестить. Ибо они подлежат обетованному искуплению, совершенному Христом…»). Что такое ИСПОВЕДЬ? Исповедь включает в себя две основные части. Во-первых, мы признаем свои грехи. Во-вторых, мы принимаем отпущение грехов, — то есть их прощение, — от пастора, как от Самого Бога и нисколько не сомневаемся, но твердо веруем, что тем самым наши грехи прощены пред Богом на Небесах… …И дальше: “Веришь ли ты, что мое прощение — это прощение Божье?” Ответ: “Да, уважаемый господин”. И тогда пусть исповедник (пастор – прим. авт.) скажет: “Да будет тебе по вере твоей. И, по заповеди Господа нашего, Иисуса Христа, я прощаю тебе твои грехи, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Иди с миром”… Что такое Таинство Святого Причастия? Это содержащиеся в хлебе и вине истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны есть и пить, по установлению Самого Христа… (в «Шмалькальденских артикулах»: «О Таинстве Алтаря мы полагаем, что хлеб и вино на Причастии являются истинными Телом и Кровью Христовыми…»). Какова польза от этого ядения и пития? Она показана нам словами: “за вас предаваемое” и “за вас изливаемая во оставление грехов”. Именно этими словами при совершении данного Таинства нам даруются прощение грехов, жизнь и спасение…

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

После II Ватиканского Собора начались активные контакты с различными протестант. деноминациями. Наиболее важным документом, затрагивающим учение о Е., стала Лимская декларация «Крещение, Евхаристия и служение» (1982). В этой декларации Е. называется продолжением трапез, в к-рых участвовал Иисус Христос во время Своей земной жизни и после Воскресения. Е. является знамением Царства. Это есть таинство дара, к-рый Бог дает во Христе силой Св. Духа. В Е. действует Сам Бог. Происходит единение со Христом, прощение грехов и даруется вечная жизнь. Выделяются аспекты Е.: благодарственная молитва Отцу (жертва хвалы), воспоминание о Христе (живой и действенный символ крестной Жертвы, Жертва умилостивления), призывание Духа (силой живых слов Христа и властью Св. Духа хлеб и вино становятся сакраментальными символами Тела и Крови Христа), единение верных, трапеза Царства. Реальное присутствие Христа в Е. не зависит от веры человека, но чтобы различать в хлебе и вине Тело и Кровь, требуется вера. Несмотря на попытки сближения католич. и протестант. позиций, Рим твердо отстаивал, что только правильно рукоположенный епископ или священник могут совершать Е. (Послание ко всем католическим епископам о служителях Св. Евхаристии - AAS. 1983. Vol. 75. P. 1001-1009). Богословие Е. в протестантизме Лютеранство Тайная вечеря. Гравюра Альбрехта Дюрера. Ок. 1510 г. (Британский музей, Лондон) Тайная вечеря. Гравюра Альбрехта Дюрера. Ок. 1510 г. (Британский музей, Лондон) Учение о реальном присутствии Христа в Дарах было закреплено в лютеранстве в Аугсбургском исповедании (10). Однако в др. вероисповедных текстах фигурировало выражение Лютера «в хлебе, с хлебом, под хлебом» (in pane, cum pane, sub pane - Шмалькальденские артикулы. 6; Формула согласия. 1. 7; см. также: Олесницкий. 1894), к-рое понималось в смысле консубстанциации (в кон. XVII в. Г. Лейбниц пытался показать, что учение о пресуществлении вполне совместимо с лютеранством, но в итоге все равно пришел к консубстанциации; см.: Fouke D.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Исторически это учение начало развиваться в самом католичестве задолго до Реформации, например, еще в XII веке подобные воззрения высказывал Бернар Клервосский , затем Иоанн Вессель , живший в XV столетии. Последний, в частности, учил, что заслужить спасение добрыми делами невозможно, ибо вина человека перед Богом метафизически несоизмерима с его земным усердием. Кроме того, закон Церкви не есть нечто совершенное, чтобы его точным исполнением возможно было оправдаться перед Богом, да и ни один человек не в силах достойно исполнить все предписания закона. Один из видных католических иерархов XVI века, кардинал Контарини , в своем «Трактате, или Послании об оправдании» также излагал взгляды, очень близкие учению Реформации об оправдании только верой. Корни sola de лежали в тех искаженных представлениях о Боге и Его отношении к человеку, которые господствовали в католическом Средневековье, когда справедливость Божия вытеснила Его милосердие, идея Бога как Великого Инквизитора заместила собой идею спасающего Бога, и уже не образ милостивого Спасителя, а ужасы адских мучений служили побудительной силой добра. Давление этого ужаса порождало жажду гарантированного спасения, человек хотел знать наверняка, что он избежит ада, но дела добра не давали ему такой уверенности. Как гласят «Шмалькальденские артикулы», «удовлетворение за грехи невозможно потому, что никто не знает, сколько бы он должен сделать добра за один только грех, не говоря уже обо всех». Сам Лютер признавался, что побудительным мотивом его личного протеста была постоянная неуверенность в собственном спасении: «Положение мое было таково, что, хотя я и был непогрешимым монахом, я все же стоял перед Богом, как жалкий грешник, с обеспокоенной совестью, и у меня не было к тому же никакой уверенности, что мои заслуги смягчат его. Поэтому я не любил справедливого Бога и роптал на Него. Далее я понял, что оправдание Божие – это праведность, посредством которой благодать и явное милосердие Божие оправдывают нас верою. Только после этого я почувствовал себя возрожденным, как будто я прошел через открытую дверь в рай». Этим признанием Лютер выразил чувства тысяч добрых католиков, которые потом превратились в добрых протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

по: 39 статей англиканского исповедания, как они изложены в «Книге общих молитв» образца 1662 года. – 49 Серафим (Соболев) , свт. К вопросу о соединении Англиканской Церкви с Православной Церковью. Доклад на вечернем заседании комиссии 13 июля 1948 г.//Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей... – www.krotov.info/history/20/1940/1948_08.htm 50 Формула согласия. Детальное изложение. § VII. О Святом Причащении. П. 48, 56, 60, 64, 66–68, 72, 114. 59 Формула согласия. Детальное изложение. § VII. О Святом Причащении. П. 108. Шмалькальденские артикулы. Ч. III. Артикул VI. О Таинстве алтаря. П. 5. – www.narod.ruconfessconcordia.ru.html 64 Ванькова А.Б., Родионов О.А. Путеводитель по христианскому богослужению: Православие, католицизм, протестантизм. М., 2002. С. 198. 66 Гусев А.Ф. Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о Filioque и пресуществлении. – Казань, 1903. С. 158–159, 165, 187. 67 Иннокентий (Нижегородов), архим. Обличительное богословие. В 4-х т. T. IV. – Казань, 1864. С. 302. 72 Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв. – СПб., 2002. С 395. 81 Подскальски Г. Греческое евхаристическое богословие в эпоху туркократии. V Международная богословская конференция РПЦ «Православное учение о церковных Таинствах». – М, 13–16 ноября 2007. – www.theolcom.ru 82 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Нижний Новгород, 2003. С. 780. 94 Этот принцип, сформулированный при заключении в 1555 году Аугсбургского религиозного мира, предполагал свободу вероисповедания для князей, но при этом их подданные должны были содержать веру своего господина. (Огицкий Д.П., Козлов М., прот. Православие и западное христианство. Учебное пособие для Духовных Семинарий и Духовных училищ. – М., 1999. С. 124). 112 Цит. по: Асмус В., прот. Учение о Таинствах в греческих и русских догматических системах XIII – 1-й пол. XX в. V Международная богословская конференция РПЦ «Православное учение о церковных Таинствах».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Чтобы дать о ней некоторое представление, приведем несколько характерных иллюстраций. Лютер рвал с Церковью, никакого значения не придавая преемственности. «Избранник общества, говорил он, будет истинным пастырем точно так же, как если бы его посвятили все епископы и папы». Но, вместе с тем, то не было бы пренебрежением к Вере отцов и открытием полной свободы совести. Еретичества тогда боялись, как чумы. Наивно, но и трогательно звучат заключительные строки отдела о Церкви Краткого катехизиса Мартина Лютера: – Видимая Церковь тоже едина? – Нет, есть множество вероисповеданий, называющихся церквями, именно, кроме евангелическо-лютеранской, еще греческая (православная), римско-католическая и реформатская. – Было ли так сначала? – Нет, от единой, истинной, видимой Церкви с течением времени отделились другие. – Где единая, истинная, видимая Церковь всех времен? – Где в первоначальной чистоте преподается Слово Божие и совершаются Таинства по установлению Христа. – В какой церкви это так соблюдается? – В евангелическо-лютеранской. – Не возникла ли она только 300 лет тому назад? – Да, по имени, но не по учению. – Итак, учение ее не новое? – Нет, у нее учение Апостолов и пророков и всей древней христианской Церкви. – Из чего это видно? – Из их символов, которые суть: Апостольский, Никейский, Афанасиевский, Аутсбугское исповедание вместе с его апологией, Шмалькальденские артикулы, оба катехизиса Лютера и формула конкордии. – Из какого символа видно, что у нее учение Апостолов и пророков? – Из всех. – Из какого символа – что у нее учение всей древней христианской Церкви? – Из Апостольского, Никейского и Афанасиевского. – Почему же она, однако, называется также лютеранской Церковью? – В благодарность человеку Божию, преобразившему Церковь , т. е. восстановившему в христианстве чистое учение и правильное употребление таинств. – Какими двумя главными учениями отличается наша Церковь от всех прочих? – а) Что мы из одного только Священного Писания можем научиться во что веровать и как мы должны жить, и б) что мы имеем оправдание единственно благодатью через веру, без всяких человеческих дел и заслуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

недопустимой; причастие преподается всем под двумя видами, поскольку именно в такой форме Евхаристия была установлена Христом (см.: Conf. Aug. 22. 1-12). В Л. отвергаются как представление о том, что Евхаристия является повторением Жертвы, принесенной Иисусом Христом на Голгофе (лютеране не вполне корректно приписывали такое представление католикам), так и в целом понимание Евхаристии как жертвы. Жертвой является не сама Евхаристия, не Хлеб и Вино, соединенные с Телом и Кровью, но лишь церковное воспоминание о совершённом Христом искуплении: «Хотя эта церемония есть воспоминание смерти Христовой, сама по себе она не является ежедневной жертвой, но ежедневной жертвой является само воспоминание, то есть проповедь и вера, воистину верующая, что посредством смерти Христовой Бог примирился с нами» (Apol. Conf. Aug. 24. 38). Поскольку в католицизме Евхаристия понимается как приносимая Богу жертва и соответствующее учение отражено в чинопоследовании мессы (католич. литургии), в лютеран. вероисповедных документах встречаются разные мнения по вопросу о том, допустимо ли называть истинную Евхаристию мессой. Так, в Аугсбургском исповедании говорится: «Месса сохранена у нас и служится с высочайшим почтением» (Conf. Aug. 24. 1), однако в Шмалькальденских артикулах Лютер заявлял, что «папская месса является великой и ужасной мерзостью», подразумевая понимание мессы как умилостивляющей Бога жертвы, приносимой священником и обладающей собственной благодатной силой (см.: Art. Smalc. II 2. 1-11). Особой критике Лютер подвергал практику совершения заупокойных месс, а также связанное с этой практикой учение о чистилище, находящимся в к-ром душам будто бы помогают совершаемые за них мессы (см.: Ibid. 2. 12-15). В совр. Л. именование литургии (Вечери Господней) мессой не запрещается и оставлено на усмотрение пасторов. Недопустимым признается совершение т. н. частных месс, т. е. литургий, в к-рых участвует лишь пресвитер без молящихся (см.: Conf. Aug. 24. 13). В классическом Л. Вечеря Господня совершалась в день Господень, т. е. в воскресенье, а также в другие праздничные дни или в дни, когда члены общины намеревались принять причастие (см.: Ibid. 33-34); в совр. Л. существуют разные практики: от совершения мессы лишь раз в год (в нек-рых пиетистских общинах) до еженедельного и даже чаще.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010