Поскольку споры не приводили к к.-л. положительным результатам, было принято решение формально завершить К. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 217-223, 229-240; ср.: Pfn ü r. 1996. P. 376). При этом дискуссии между отдельными теологами и поддерживавшими их князьями продолжались до офиц. завершения Аугсбургского сейма осенью 1530 г. Католическая т. зр. на итоги К. отражена в декрете имп. Карла V от 19 нояб. 1530 г. (см.: Schirrmacher. 1876. S. 333-335). В документе подтверждаются все принципиальные пункты католич. вероучения и отвергаются противоречащие им положения Аугсбургского исповедания, в т. ч. и нек-рые из тех, в отношении которых теологам ранее удалось достичь компромисса. Запрещая протестантам самовольное изменение содержания вероучения и церковных обрядов, имп. Карл указывал, что церковное учение должно оставаться неизменным до буд. обсуждения на Вселенском Соборе католич. Церкви. Подобное бескомпромиссное решение императора оказалось созвучным настроению многих радикальных сторонников протестантизма, которые осуждали Меланхтона и др. протестант. участников К. в Аугсбурге за чрезмерную готовность идти на уступки. Указывая на непреклонность императора, радикальные реформаторы подчеркивали бессмысленность любых переговоров с католиками и призывали протестант. князей единым фронтом выступить против имперской религ. политики и защитить церковные реформы. Этот призыв был услышан и привел к формированию Шмалькальденского союза германских протестантов (1531). В 30-х гг. XVI в. как католики, так и протестанты неохотно вступали в богословские переговоры. Каждая из сторон рассчитывала на то, что законно созванный Вселенский Собор католич. Церкви изменит ситуацию в ее пользу и приведет к церковному единству на выгодных ей условиях. Хотя имп. Карл V был сторонником скорейшей организации Собора и неизменно требовал его созыва, Римские папы, опасаясь того, что неподконтрольные им заседания Собора приведут к необратимым изменениям в католич. Церкви, ограничивались лишь декларациями и обещаниями, блокируя все практические меры по организации Собора. После ряда безуспешных попыток силовыми методами заставить протестант. князей вернуться к католицизму имп. Карл V, нуждавшийся в поддержке протестантов для борьбы с тур. угрозой, принял решение организовать новые переговоры между католич. и протестант. богословами. Формально это решение было закреплено во Франкфуртском мирном договоре (Frankfurter Anstand) от 19 апр. 1539 г. В договоре объявлялось о намерении католич. и протестант. князей на время прекратить все враждебные действия друг против друга, а также подтверждалось намерение императора способствовать организации представительного религ. К. К. в Хагенау (Агно), Вормсе и Регенсбурге (1540-1541)

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Рядом с Библией , источником вероучения, при возникновении евангелической церкви объявлены некоторые догматические сочинения в качестве символических книг протестантства. Главы реформации Лютер и Меланхтон формальной принцип протестантизма, именно, что свящ. Писание очевидно и само по себе достаточно, нашли неполным и потому увидели себя вынужденными более точно раскрыть вероучение чрез составление некоторых вероисповедных сочинений, которые и стали символическими книгами протестанства; так возникли Аугсбургское и Шмалькальденское исповедания веры. Сам Лютер необходимость таковых символических книг оправдывал следующим взглядом на св. Писание: „св. Писание есть книга еретиков (ein Ketzerbuch), т. е. такая книга, которою с большим успехом пользовались еретики. Ибо нет никакой другой книги, которою бы злоупотребляли так много, как Библиею. Еретики старались хвалить ее, как никакую другую книгу и свою ересь всегда старались основать именно на ней“. Но самое происхождение символических книг протестантства уже показывает, что они не могли оставаться непререкаемыми. Так Аугсбургское исповедание (confessio Augustana) составлено Меланхтоном при участии некоторых других богословов, подписано было протестантскими князьями и городами, достигло большого уважения, одобрено и самим Лютером. „Труд Филиппа, писал Лютер, мне нравится, и я не знаю, что можно бы в нем изменить или исправить“. Но издано оно, Аугсбургское исповедание, не в том виде, так написано: во время Рейхстага оно напечатано с изменениями без согласия Меланхтона. Сам Меланхтон впоследствии тоже в чем-то изменил Аугсбургсисое исповедание, за что получил укоризну со стороны Лютера. Лютер писал: „Филипп, вы не имели права изменять Augustanam Confessionem потому что она не ваша, а церковная книга“. Таким образом Аугсбургское исповедание, как книга символическая, неизменяемая по самой идее, в тоже время в действительности являлась изменяемою. Кроме Аугсбургского исповедания в качестве исповеданий с символическим характером первоначальными протестантами признаны символы: апостольский, Никейский и Афанасиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Нюрнбергский мирный договор 1532 г., утвержденный Карлом V, был непрочен, так как император заключил его только от своего имени. Он не связывал имперское правительство. Сейм, заседавший в то время в Регенсбурге, не обратил на него никакого внимания. Договор имел силу только до созыва Собора. Однако протестанты гордились достигнутым успехом своей политики, ибо Нюрнбергский мир явился началом нового развития Реформации в Германии. Карл V хотел создать договор на очень короткий срок, но последующие события в Европе растянули этот срок на сорок лет и позволили Реформации сделать за это время такие колоссальные успехи, что ее победа казалась делом недалекого будущего. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. Нюрнбергским договором было постановлено, что до окончательного решения обе стороны должны соблюдать мир. «Аугсбургское исповедание» было дозволено, хотя на другие новые учения дозволение это не распространялось. Протестанты считали такое положение за прочный мир, но для императора это было только перемирие. Для него программа оставалась прежней: протестанты должны подчиниться Риму, Рим же должен подтвердить необходимость реформ, исходящих из центра. Вступать в борьбу с Шмалькальденским союзом император считал опасным предприятием, так как нуждался в поддержке немецких князей. Таким образом, благодаря участию императора Карла V в великой европейской политике, развитие протестантизма было на многие годы ограждено от всяких посягательств. Однако во всем, что не касалось веры, протестантские князья были целиком преданы императору. Благодаря перемирию протестантизм получил доступ в такие города, как Вюртемберг, Померания, Ангальт, Франкфурт-на-Майне и др., а также в Данию. Император видел, какие могучие успехи делал протестантизм, но видел и то, что сам он не в состоянии с ним бороться. Он стоял между двух огней: с одной стороны, он охотно подавил бы протестантизм, что доказывали бесчисленные процессы имперского суда против протестантов, с другой — он также охотно рассчитался бы и с Римом, но ни на то, ни на другое у него не было средств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

S. 27-28). При всей логичности полемических рассуждений Лютера ему не удалось корректно сформулировать и решить поставленную М. богословскую проблему. М. не произвольно выбирал отдельные библейские высказывания и предписания, но рассматривал содержание Библии в эсхатологической и телеологической перспективе. Лютер не мог возразить М. в области библейской теологии и переносил вопрос в сферу практической теологии, утверждая, что даже если при каких-то условиях можно поднимать восстание и убивать нечестивых, эти условия не соблюдены в случае М. Однако Лютер не давал ясного ответа на вопрос, в каком случае христианин получает законное право обращать меч против безбожных и нечестивых правителей. Лютер не мог принять позицию полного пацифизма и непротивления злу силой, поскольку в этом случае ему пришлось бы осудить не только насилие М. и его единомышленников, но и насилие со стороны протестант. князей. Двусмысленность и неопределенность позиции Лютера стала особенно очевидна в период Шмалькальденского союза, когда ему пришлось оправдывать объединение протестант. князей, созданное для борьбы во имя религ. целей с законной властью: императором Свящ. Римской империи и верными ему католическими князьями. Т. о., Лютер фактически пришел к согласию с М. в том, что христиане могут обращать меч против неких «врагов веры», а христ. проповедники могут это одобрять и к этому призывать. Подлинное различие между позициями Лютера и М. задавалось разницей между политическим подходом Лютера и теологическим подходом М. Лютер, опираясь на традиц. иерархическую политическую теорию, считал, что носителями власти и меча могут быть только князья и находящиеся на их службе воины. М., опираясь на собственную эсхатологическую интерпретацию истории, полагал, что политика определяется религией: здесь и сейчас возникает новая историческая и политическая ситуация, власть передается Богом от неправедных князей народу, христ. «общине», которая и решает, как ей использовать эту власть и связанный с ней меч. Л. указывал, что М. неверно понял историческую ситуацию, однако не предлагал критерия, к-рый позволил бы отличить реальное и объективное участие человека в происходящих по воле Бога изменениях истории от субъективных заблуждений и иллюзий. Теологический тупик, в к-ром оказались М. и Лютер, был во многом обусловлен тем, что оба оставались носителями средневекового религ. сознания: они верили, что Бог может вкладывать в руки христиан меч для религ. войны или суда над «безбожниками», однако выделяли разные группы христиан, уполномоченных использовать меч, и разные внешние условия, делающие легитимным его использование.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Этот школьный учитель в Швейцарии, спустя два года после обнародования Лютером 95 тезисов, начал в Цюрихе проповедовать почти тоже, что и Лютер. Различие было в одном, в учении о таинстве Причащения. Лютер хотя не принимал учения о пресуществлении даров, но учил о присутствии в них Тела и Крови Господних. Цвинглий почитал дары в Евхаристии только символами Тела и Крови Иисуса Христа 14 . Старанием Ландграфа Филиппа Гессенского устроено было упомянутое совещание между реформаторами. Но оно привело их не к соглашению, а только к тому, что Лютер смертельно возненавидел Цвинглия за его с ним несогласие. По смерти Цвинглия, реформация в Швейцарии окончательно утверждена Иоанном Кальвином 15 , присоединившим к Цвинглиеву отличию от Лютеран другую разницу в проповедуемой им мысли о безусловном предопределении Божием одних из людей ко спасению, других к вечному осуждению. Сие новое учение из Швейцарии распространилось во Франции, в Нидерландах, в Англии и Шотландии и в западной Германии. Здесь в отличие от лютеран они приняли имя реформатов; в Великобритании названы пуританами, во Франции Гугенотами. После протеста Лютеран на Шпейерском сейме, Император назначил собраться сейму в Аугсбурге, в 1530 г., на котором и сам присутствовал. Здесь подано было Карлу V исповедание веры протестантов, составленное по совету Курфирста Саксонского Меланхтоном и известное под именем аугсбургского исповедания. Император отдал исповедание на рассмотрение католических богословов, в том числе Экка. Двукратно католики представляли свои возражения протестантам. Карл строго предписал последним примириться в делах веры с католиками и вместе с католическими членами сейма постановил запретить распространение реформации и наложить опалу на тех, которые до истечения известного срока не отрекутся от нового учения. Тогда протестантские князья заключили в 1531 году между собою союз с целью защищать реформацию оружием, если католики захотят употребить силу. Союз сей по месту, где был заключен, называется шмалькальденским союзом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Что касается внутренней судьбы учения Лютерова, то вскоре по смерти реформатора, между последователями его возникли многие несогласия. В 1574 г. богословы протестантские составили так называемый образец согласия (formulam concordiae), который несколько содействовал к примирению умов Евангельской общины, относительно понимания ими истин веры. В 1639 году некоторые из их богословов предложили учредить высшее богословское судилище, но многие другие с таким предложением не согласились и отвергли его. Тогда Лютеранство в том виде, в каком первоначально оно явилось, готово было совершенно потеряться во множестве других мелких, протестантских сект. Только усилившееся у Лютеран уважение к своим символическим книгам, которые суть: Аугсбургское Исповедание, Меланхтонова на оное апология, статьи шмалькальденские, два Лютеровых катехизиса и формула согласия, помогло Лютерову учению сохранить отчасти свой первоначальный вид даже до наших дней. Впрочем, теперь Лютеранское общество, как свидетельствуют о нем самые протестантские писатели, (наприм., Шенкль), представляет картину того разделения партий, какое едва ли было когда с самых первых дней реформации. Главные из этих религиозных партий протестантства нашего времени суть: рационалисты, унионисты и реакционеры. Первая партия есть партия философо-богословов. Она имеет характер чисто литературного общества и оказывает сильное и разнообразное влияние на духовную жизнь Германии, но остается вне всяких практических церковных отношений. Унионисты стремятся соединиться с последователями Цвинглия и Кальвина, или реформатами. Реакционеры, напротив, стараются сохранить первоначально установившиеся вероисповедные формы протестантства. Удастся ли им это и в какой степени удастся, – судить об осуществлении подобных стремлений и надежд – дело ближайших наблюдателей их выполнения. Как же рассуждают на Западе мыслящие люди о церковном объединении верующих? Сколько нам сдается, там, кажется, не только этого не ожидают, а и не желают. Стремления мыслителей Запада направлены не к объединению умов человеческих святейшими истинами Богооткровенной веры, но к совершенному освобождению от уз, налагаемых ею на ум и совесть человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Им были написаны две из так называемых «Символических книг» лютеранско-евангелической церкви «Аугсбургское вероисповедание» (1530) и «Апология Аугсбургского вероисповедания» (1531). Благодаря Меланхтону, в лютеранской церкви, так же, как и в католической, сохранялись почитание креста, исповедь, церковное убранство (алтарь, свечи, религиозные картины, распятие, органная музыка). Меланхтон в истолковании вопроса о свободе воли, добрых дел и направляющей силе церковной власти был близок Риму. Он разделял учение о «соучастии» – синергизме, догматическую теорию, согласно которой христианин должен сам «содействовать» своему исправлению (статьи 18 и 20 «Аугсбургского вероисповедания»). В толковании сущности причастия Меланхтон сближался со швейцарскими реформаторами. В 10-й статье «Аугсбургского вероисповедания» термин «пресуществление» им был заменен словом «присутствие». Ссылаясь на Аристотеля, Меланхтон уже при жизни Лютера иначе, чем тот, трактовал возможность сопротивления высшей власти, по своей сути близкой к реформатской политико-правовой доктрине. 121 Центром «филиппистов» стал Виттенбергский университет. Им покровительствовал курфюрст Саксонии Август I. Приверженцы Меланхтона – Георг Майор, Юстус Мениус, Йоханнес Пфеффингер. 122 Центром гнесиолютеран был Йенский университет (герцогство Саксен-Веймар). Им покровительствовали Иоганн Вельгельм Веймарский и курфюрст Пфальцский Фридрих III. Приверженцы «истинного» лютеранства Никлас фон Амсдорф, Матфей Флаций, Йоханнес Виганда. 123 Формулы Согласия 1577 г. называют Бергской книгой, так как компромисс между филиппистами и гнесиолютеранами был достигнут в монастыре Берген близ Магдебурга, где с марта по май 1577 г. шли напряженные переговоры. В подготовке текста Формулы Согласия принимал участие Мартин Хемниц (15221586), сыгравший значительную роль в примирении филиппистов и гнесиолютеран. 124 Вероисповедальная «Книга Согласия» лютеран (1580): Священное Писание, Большой и Малый Катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (написаны Лютером в 1536 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

На следующий год было намечено проведение собора, пока же стороны обязались воздерживаться от взаимной агрессии. Лютеране отстояли право проповедовать новое учение в границах своих земель, взамен пообещав императору покорность и помощь в войне с турками. Вопрос о возвращении захваченных церковных земель так и остался нерешенным. 2 августа Карл V издал в Регенсбурге указ, которым подтвердил все уступки, сделанные в Нюрнберге. «Бог услышал наши молитвы!» – с облегчением вздохнул Лютер. Однако Фердинанда Австрийского отступничество брата привело в ярость. Еще бы, все его усилия по борьбе с протестантами пошли насмарку! Между тем турецкая угроза требовала решительных действий. 80-тысячную немецкую армию возглавил лично император. Саксонским войском командовал примкнувший к Реформации Иоахим Бранденбургский, сын курфюрста-католика Иоахима I. «Не имея возможности встать под ваши знамена, – написал ему Лютер, – я молюсь за вас и нашего бесценного императора Карла. Вместе с вами бьюсь я против сатаны. Да поможет вам вождь небесного воинства св. архангел Михаил!» По достоинству оценив мощь противника, Сулейман быстро убрался из Австрии. Немецкая ар-мия вернулась домой, и внутренние проблемы Германии снова выдвинулись на первый план. В империи царили тревожные настроения. Будет война или нет? На сей раз ей не дал вспыхнуть французский король Франциск I, который в тайной надежде навредить своему заклятому врагу – императору подписал соглашение со Шмалькальденским союзом. На самом деле он ничего от этого договора не выиграл, поскольку протестанты Германии вовсе не собирались принимать участия в его военных операциях. Зато движению Реформации договор сулил прямую выгоду. Пока имперская армия воевала в Тунисе и строила планы вторжения в Прованс, князья-протестанты могли безнаказанно нарушать нюрнбергские договоренности, продолжая грабить монастыри и преследовать католиков. Так и случилось. Мало того, в отсутствие императора новая вера утвердилась в качестве государственной во владениях Альбрехта Гогенцоллерна в Магдебурге и Гальберштадте, лишний раз доказав, что одному епископу не под силу управлять сразу тремя епархиями, в герцогстве Юлих-Клевском (на границе с курфюршеством Кельнским), в княжествах Ангальт-Готском и Ангальт-Цербстском, в Мекленбурге (Померания) и в вольных городах Аугсбурге, Франкфурте, Гамбурге и Любеке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

е. с хлебом и вином, тем лицам, которые принимают это таинство. Это мнение мы положительно защищаем, тщательно исследовав дело и поразмыслив» 47 . И эта фраза, говорящая о раздаянии тела и крови Христовых совместно с хлебом и вином, не Лютерова, а имеет тот же кальвинский характер. Она не указывает с необходимостью, что тело Иисуса Христа заключается именно в хлебе, и что, принимая устами хлеб, мы вместе с ним воспринимаем тело Господне, – а может быть толкуема в том смысле, что одновременно со вкушением хлеба, мы воспринимаем (не устами необходимо) тело Христово. Меланхтон в таком именно смысле и понимает эту фразу; она сделалась любимым выражением его, благодаря своей неопределенности 48 . В случае надобности, Меланхтон и здесь мог уверить Лютера, что выражение – «с хлебом и вином» он понимает в смысле не одновременного только, но и совместного с этим евхаристическим веществом вкушения тела и крови Господней. Лютер терпел эго выражение, понимая его по-своему; но нравиться, конечно, оно не могло ему как выражение, не определяющее ясно мысли его о таинстве евхаристии. Выражения «Аугсбургского исповедания» и его «Апологии», указывающие на присутствие тела и крови Христа Спасителя «на вечери Господней» и на преподавание их верующим «с хлебом и вином», встречаются и в последней символической книге лютеран – «Формуле согласия», представляя следы влияния на составление этой книги со стороны Меланхтона и его сторонников 49 ; но в остальных символических книгах, именно в «Шмалькальденских членах» и обоих «Катихизисах» Лютера, не встречаем указанных Меланхтоновских выражений, так как составление этих книг принадлежит Лютеру. Указанных выражений не встречаем и в тех местах «Формулы согласия», в которых приводятся буквально слова Лютера. Есть, наконец, еще одно выражение, которое употребил Меланхтон, говоря о присутствии тела и крови Иисуса Христа в евхаристии, именно – что тело и кровь Христа Спасителя присутствуют в евхаристии «под видом хлеба и вина». Это выражение мы встречаем в немецкой обработке «Аугсбургского исповедания», где, вместо слов латинского текста: ,,тело Христово истинно присутствует и раздается на вечери Господней«, сказано: «истинное тело и кровь Христовы действительно присутствуют в евхаристии под видом хлеба и вина, и здесь раздаются и принимаются верующими» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

Получив известия о том, что имп. Карл V и герц. Мориц, ставший новым курфюрстом Саксонским, не только не стали преследовать лютеран. теологов и проповедников в Саксонии, но и разрешили возобновление занятий в Виттенбергском ун-те (см.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 4773), М. вступил с новым курфюрстом в переговоры об условиях своего возвращения в Виттенберг. 18 июля 1547 г. курфюрст Мориц направил М., Бугенхагену, Круцигеру, Майору и др. виттенбергским лютеран. теологам офиц. приглашение принять участие в заседаниях ландтага в Лейпциге; курфюрст заверял их, что он сохраняет верность истинному христ. учению, т. е. лютеранству, не собирается вводить в своих владениях «папские суеверия» и препятствовать проповеди Евангелия, стремится к религ. миру и нуждается в их советах относительно организации церковной жизни в новых условиях (текст см.: CR. Vol. 6. Col. 605-606. N 3944; ср.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 4812-4814). 25 июня 1547 г. М. вернулся в Виттенберг; в письмах друзьям он объявлял безосновательными все подозрения в том, что он и др. виттенбергские теологи изменили лютеранству, заверяя, что в городе проповедуется то же самое учение, какое проповедовалось при жизни Лютера. 24 окт. 1547 г. М. приступил к чтению лекций в Виттенбергском ун-те; он продолжал преподавать в нем до конца жизни (см.: Scheible. 2016. S. 215-223). После поражения в Шмалькальденской войне положение протестантов в Германии оказалось весьма сложным. М. и др. саксон. лютеране находились в наиболее благоприятных условиях, поскольку в знак благодарности за поддержку имп. Карл V фактически предоставил курфюрсту Морицу право самому регулировать религ. жизнь и церковную политику в своих владениях. Ситуация в др. лютеран. княжествах и городах, многие из которых были оккупированы войсками императора и его союзников, была иной: под угрозой изгнания протестант. пасторам и проповедникам предлагалось вернуться к католич. вероучению и обрядам. В качестве программы этого возвращения на рейхстаге в Аугсбурге в 1548 г.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010