В Книге Левит мы читаем: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» ( Лев.18:21 ). Молох – это мерзкий идол огня, в жертву которому приносили маленьких детей. Иногда их только проводили через «молохов» огонь ( 4Цар.23:10 ). Так и в нашей стране до недавнего времени почти всех детей протаскивали чрез поклонение «вечному огню». Под видом почитания памяти погибших воинов был возрожден этот языческий культ, ничего общего не имеющий с христианским поминовением павших. И многие поклонялись этому «вечному огню», очень многие. А ведь нам, православным, известно, что такое «вечный огонь» – «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Из Писания мы знаем, что бесы обитают в идолах, и поэтому те люди, которые поклонялись богам чуждым, «приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы наши» ( Втор.32:17 ). И сейчас наши заморские «соседи» с Востока и Запада тоже хотят, чтобы русские дети поклонялись богам чуждым и приносили жертвы бесам. Но можем ли мы отдавать наших детей Молоху, этому духу растления? Да не будет так! Новые «боги» сегодняшнего мира – это «сидящие на игле» блудливые рок-музыканты, кинозвезды, секс, наркотики, компьютерные игры, порно-видео-индустрия, алкоголь, азартные игры и прочая и прочая. Что делает с моло­дежью рок- и поп-музыка, в своих метаморфозах являющая миру все новые и новые бесовские гримасы музыкального фиглярства? Современные направления музыки – такие, как «техно», «рэйв», «транс», «хеви-металл» и другие – все глубже и глубже погружают сознание наших детей в чувственные дебри непристойных звуков, калечащих их сознание и подсознание. О современных молодежных кумирах можно сказать словами законодателя Моисея: «все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим» ( Втор.12:31 ). Наши дети действительно находятся в очень опасном положении, и книга Даниила может подсказать нам, какими они должны быть, чтобы успешно противостоять языческому духу «современного Вавилона». Часть 2

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В конце концов приходит день, когда Иисус спра­шивает Двенадцать (этим рассказом Матфей заклю­чает свой сборник притч): «Поняли ли вы все это?» Они говорят Ему: «Да!» На что Он говорит им: по­этому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из со­кровищницы своей новое и старое (Мф 13:52). Я думаю, что тот самый момент, когда ученики ответили Иисусу «Да! Мы поняли и уразумели все то, чему Ты нас наставлял», — можно принять за на­чало новой школы. Школы Иисуса из Назарета. По­тому что «Да!» в данном случае — не только подтвер­ждение, что они уяснили и затвердили, чему обучал их Наставник. Этим «Да!» они удостоверяют (и это очень важно!), что могут безошибочно и в полном объеме передать все то, что они слышали и чему на­учились от Него. Рождение школьной традиции «Да!» — фиксация того факта, что отныне зара­ботал механизм традиции. Слово традиция на ив­рите передается двумя способами: каббала, что зна­чит «принятие», и масорет, что значит «передача». Когда Двенадцать говорят: «Да!», они подтверждают оба эти значения: они переняли, усвоили учение, и они способны передать его. «Да!» — восклицают ученики. «Принимающий вас — Меня принимает!» (Мф 10:40) — говорит Учитель. Мы восхищаемся учением и Учителем. Но раз­ве не заслуживают удивления также и ученики? Сам Учитель дает им такую оценку: Слушающий вас Меня слушает… имена ваши написаны на небесах (Лк 10:16, 20). Отныне вы «подобны Господину Дома» (бааль на иврите не только «хозяин», но также и «господин»). Конечно, ученик не бывает выше своего учителя , но, добавляет Лука: у совершенствовавшись, будет всякий, как учитель его (Лк 6:40). И довольно для ученика, что­бы он был, как учитель его (Мф 10:25). Джеймс Тиссо. Увещевание апостолам Ученики: рыбаки-простецы или книжники и мудрецы? Но вернемся к этому краткому манифесту новой школы — всякий книжник, наученный Царству Небесно­му, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф 13:52). Обра­тим внимание: Иисус называет здесь своих учеников книжниками. В нашем отстраненно-романтическом представлении Двенадцать — рыбаки-простецы. Но Учитель называет их учениками и книжниками.

http://blog.predanie.ru/article/shkola-i...

В настоящем докладе я хотел бы рассказать о нескольких «духовных школах» раннехристианского Востока. В рамках одного доклада невозможно дать исчерпывающий анализ всех типов богословского образования, существовавших в христианской древности. Мой доклад и не преследует подобную цель. Мне хотелось бы лишь обратить внимание на некоторые наиболее яркие примеры духовных школ в древневосточной Церкви и вместе с вами подумать о том, что из этого наследия христианской древности мы могли бы применить сегодня, реформируя наши богословские учебные заведения. 1. Апостольская община как «духовная школа» Начнем с апостольской общины во главе с Иисусом Христом. Эта община была первой новозаветной школой, в которой ученики усваивали Божественное Откровение из уст Самого воплотившегося Бога Слова. Именно в усвоении этого опыта и состояло прежде всего ученичество апостолов Христовых. Как утверждает св. апостол Иоанн Богослов, в сообщении ученикам этого опыта и заключается, в конечном счете, основной смысл земного служения Логоса: И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:16–18). Таким образом, воплотившийся Сын Божий «изъяснил» (именно таков буквальный смысл греческого глагола ЭозгЮубфп — «явил») людям Отца, стал первым «экзегетом» Бога. Во время Своего земного служения Христос учил апостолов и весь народ искусству быть «сынами света» [ 1 ]. Это — та истинная цель, на достижение которой и были направлены все усилия Спасителя. Какими средствами Христос достигал этой цели и каковы были внешние формы Его учительства? Прежде всего следует сказать о том, что Христос Сам набирал Себе учеников, причем набирал их, так сказать, без «вступительных экзаменов»: Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною... И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна... и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4:18–22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1300...

В Небесном Царстве исполняется воля Божия. Подчиняющиеся ей не теряют свободы, а обретают ее. Воля Божия — воля Любящего Отца, воля Того, кто знает все: и прошлое и будущее. Мы просим, что бы и на земле все совершалось по воле Божией, что бы мы сами научились не противиться ей. Хлеб наш насущный Под этими словами понимается все необходимое для нашей жизни: пища, одежда, кров над головой; все то, без чего нельзя прожить на земле. Мы не просим о роскоши, о богатстве, а только о самом необходимом. Даждь нам днесь («днесь»- сегодня. Нужно научиться жить в настоящем времени, сегодня). И остави нам долги наши (т.е. прости нам наши грехи), яко же и мы оставляем должником нашим (как и мы прощаем тем, кто обижает нас, причиняет нам зло). Надо обязательно задуматься над этими словами! Если мы не прощаем наших обидчиков — и Бог не простит нам наших грехов. Наверное, в тот момент, когда мы говорим эти слова, нужно постараться вспомнить нет ли у меня непрощеных должников? Не таю ли я злобы на кого-нибудь? жажды мщения? Если я вспоминаю о том, что не простил кого-то, нужно остановиться и мысленно это сделать и помолиться об этом человеке. И не введи нас во искушение («не введи нас в непосильное испытание») Хотя Бог никого не искушает — мы искушаемся сами своим пристрастием ко греху — но из-за нашей гордости и самомнения Бог может отступить от нас. Господь кроток и смиренен и не насилует нашу свободу. Если мы отворачиваемся от Него, Он оставляет нас. Господь учит нас не бояться признать нашу немощь, напоминает о необходимости исповедовать ее перед Ним и просить Его об избавлении от испытаний, превышающих наши силы и от искушений, которые являются следствием наших грехов. Но избави нас от лукаваго Этим словом мы называем дьявола за его лживость и лукавство. Из-за наших грехов мы попадаем под его власть. Только Бог может избавить нас от его сетей. Если молитва «Отче наш» читается в присутствии священника, то он говорит возглас: Яко (ибо) Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/shkola-molitvy/

В Писании также сказано: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обли­чайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:23 ). То есть, и обличая грешников, осквернив­ших блудом свою плоть, мы должны стараться не прикасаться даже к их одежде – так пагубен, так «заразен» этот порок. Говоря о гомосексуализме, святитель Иоанн Златоуст предупреждает: «Чтобы тебе понять, насколько велик этот грех, (представь следующее): если бы кто-нибудь, пришедши к тебе, объявил, что он сделает тебя из человека собакою, то ты не убежал ли бы от него, как от человека самого вредного? Но вот ты сделал самого себя из человека не собакою, а животным более презренным, чем собака: она еще годна к чему-нибудь. А предавшийся распутству ни к чему не годен». Книга «Второзаконие» запрещает принимать от извращенцев пожертвова­ния на дом Господень, называя гомосексуалистов «псами»: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» ( Втор.23:18 ). Но при этом надо помнить, что, если подобный грех осквернил, а правильнее сказать, погубил твою душу, Христос силен изменить твой мужестрастный образ жизни при условии, что ты возненавидишь этот порок и будешь решительно противостоять ему. В Послании к Коринфянам, в той его части, где говорится о мужеложстве наряду с другими грехами, далее мы находим: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ). Наркомания – грех, где смерть предрешена. Существуют самые разные формы этого порока, а точнее, разно­вид­ности само­убийства. Дети нюхают клей, разные масла, нефтепродукты. Очень распростра­нен вид наркомании, когда принимают разные таблетки-стимуляторы, снотворное в больших дозах и тому подобное. Откровенные виды нарко­мании заключаются в принятии опиума, гашиша, вытяжки из соломки мака и различных синтетических наркотических средств. Современный «Вавилон» изощряется в разнообразных способах одур­ма­нивания с последующим медленным умерщвлением чело­века – неслучайно наркотики называют «белой смертью». Нарко­ман виноват перед Творцом как самоубийца. А само­убийство приравнивается в Писании к греху богопротивления: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор.3:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В последнее время у молодых православных христиан появилась тенденция не обременять себя узами брака. Впрочем, такая тенденция наблюдается и во всем секуляризованном мире. И это весьма огорчительно, так как семья – это малая школа любви. Семья и особенно рождение детей в семье – прекрасный инструмент для избавления от эгоизма! Семья помогает супругам не зацикливаться на себе, научает заботиться друг о друге, научает терпению, жертвенности, любви. Но сколько же огорчительнее нежелания христиан вступать в брак – многочисленные разрушения церковных браков! Это говорит о том, что мы не исполняем Заповеди Блаженства, мы утрачиваем основные христианские добродетели: кротость, милосердие, мирность, терпение. Мы не проявляем эти добродетели по отношению к самым близким нам людям, а по сути, к самим себе, ибо, как сказал Господь: «…и будут два одною плотью» ( Мф.19:5 ). Христианин, разве тебе придет в голову идти к хирургу и просить об ампутации, когда у тебя на ноге появилась мозоль?! Конечно, нет. Ты будешь тратить деньги на различные пластыри и мази и бережно лечить эту досадную болячку. Да хотя бы и гангрена поразила часть твоего тела, ты испробуешь сначала все средства, все существующие антибиотики. А ведь твоя жена, которая порой досаждает тебе, как мозоль на ноге, она тоже часть твоего тела! И женам, к которым апостол Павел обращался с такими словами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж…» ( 1Кор.11:3 ) – я говорю также: дорогие женщины, если у вас болит голова, не стоит прибегать к гильотине. И мы читаем далее: Мф.5:33 . «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». Здесь Господь напоминает нам о святости данных нами обетов, клятв и обещаний, как и говорит Блаженный Феофилакт: «То есть, когда клянешься, верно исполни то, в чем клянешься Господу, ибо, если нарушишь клятву, будешь осужден» . Мф.5:34–35 . «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«В Почаевской Лавре сегодня день торжества, вселяющего в наши души и сердца надежду и утешение. Да сохранит Господь по молитвам Матери Божией всю монастырскую братию и нас всех живыми и здоровыми на долгие-долгие годы!» Он вспоминает не только церковное событие, но и все то, что пережил некогда и сам там в день этого праздника. Не выпал этот узник и из череды церковных постов. Как только вошел в ритм лагерной жизни, письма его стали извещать, что и он проходит сквозь приготовительные недели: «Белой муки, если только представится возможность, нам пришлите к Масленице, а гречневой крупы к Великому Посту». «Христос Воскресе! Мысленно я всегда с вами, мои дорогие, – пишет он семье, находящейся в сугубо тяжких обстояниях, – а особенно в эти великие и радостные дни. Аз недостойный всегда готов разделять с вами все ниспосланные вам от Бога радости и скорби. Путь вашего земного странствия тоже тернистый. Но вы не должны ослабевать духом, идя по нему, ибо каждый из нас должен понести свое бремя без воздыханий, «Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас» ( Пс. 67:20 ) «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он... подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего...» ( Пс. 22:1 ). Этими и многими другими размышлениями св. праотца Давида утешайте и ободряйте себя на своем многоскорбном жизненном пути. Зло побеждайте любовью, а земные горести – долготерпением! Бог – наше прибежище и сила! Только на Него будем уповать и Им же спасаться. Он с нами всегда. И став у сердца каждого из нас, недостойных, и тихо-тихо стуча в него, Он произносит: «Не бойся, дитя мое, это Я – Твой Небесный Отец, Спаситель, Заступник, Утешитель, пришедший выслушать все твои просьбы ко Мне, облегчить твои страдания, даровать тебе радость и утешение как идущему по стопам Моим. Ибо Я – Бессмертный Бог , который Своим Божественным всемогуществом может исполнить всякое благое желание любого смертного человека, глубоко верующего в Меня». На этом я и заканчиваю свое письмецо. Простите за все. Письмо писал поспешно в темноте. Да благословит вас всех Господь и да сохранит»!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В Православной Церкви спасение понимается совершенно иначе, нежели в католической или протестантской традициях. В отличие от протестантов, у нас нет учения о «личном» спасении – в их понимании этого вопроса. Да, в Писании говорится о личной ответственности человека перед Богом: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ), и Откровение, представляя картину Суда Божия, гласит: «… и судим был каждый по делам своим» ( Откр.20:13 ). Но протестанты учат, что человек для спасения не нуждается ни в Церкви, ни в ее иерархии – ни в чем и ни в ком. Согласно же Православному учению, человек спасается в Церкви и только в ней; в Православии спасение личности не мыслится вне Церкви, вне ее соборности. Вообще идея соборности пронизывает собой в Православии всё. Посмотрите, например, что сказано Апостолом о частной, казалось бы, семейной жизни человека: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). Получается: то, что мы могли бы назвать своим «личным спасением», зависит и от наших взаимоотношений с ближними, от наших взаимоотношений в семье. Впрочем, все заповеди Божии регулируют взаимоотношения между человеком и человеком, или между человеком и Богом. Ведь Господь, как мы говорили ранее, учит нас молиться словами Отче наш , а не «Отче мой», – здесь соборное единство возносится над дьявольским эгоизмом отдельной личности, замкнутой на себе самой. С другой стороны, католическое учение об особой роли иерархии в деле спасения – тоже неприемлемо для православных. Клирики не спасают Церковь : они сами спасаются в ней вместе с остальной частью народа Божия. А единственный Спаситель всех – Господь Иисус Христос. В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это: искупление, освящение, обожение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели – вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В этот радостный день для Вас, моя добрая, и для Вашей сподвижницы Г., пишу к вам обеим, потому что вы составляете одно: одну простую любящую душу и всескорбящее сердце, всегда готовые на непринужденное совершение любых христианских подвигов и добродетелей во славу имени Божия, словами, заимствованными из письма одного из русских классиков к своим друзьям, преисполненными такими же чувствами чистой любви и благодарности к ним, какими всегда полно и мое сердце к вам за все ваши постоянные заботы обо мне на протяжении всего времени, и благодарить вас, мои милые, за все доставляет мне особое внутреннее наслаждение: «Для того все приятно делать, кого любишь, а вы меня любите, за что да наградит вас Бог много, много! Много есть людей, которые говорят мне тоже, что они меня любят, но любви той я не доверяю: она шатка и подвержена всяким изменениям и влияниям. Вы же любите меня во Христе, а потому и любовь ваша вечна, как самая жизнь во Христе». «Буди, Господи, буди!» И Бог да хранит вас на всех путях вашей земной жизни на много, много лет и да благословит. [Подпись]. Февраль 1953 г. Дорогие мои М. Г., Г. и Наташенька! Свое первое общее письмецо ко всем вам троим я позволю себе начать словами ап. Павла: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1:8–9 ); «...что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас...» ( 1Фес. 3:6 ). «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» ( Флп. 2:4 ). Я уверен в том, мои дорогие, что никто из вас не сомневается в наличии всех этих святых и благородных чувств и в моем пастырском сердце по отношению ко всем вам – моим духовным детям и что вы со смирением исполните то, о чем я намерен вас просить. Вы, конечно, всегда готовы и горите искренним желанием приехать ко мне все вместе и доставить этим самым мне большую радость, но из-за невозможности осуществить это наше взаимное желание в текущем году, по причинам от нас независящим, я вынужден убедительно просить приехать на самое кратчайшее время только одну из вас. Причем дорогую Наташеньку, история болезни которой мне очень хорошо известна, прошу и молю даже и не думать о поездке ко мне в этом году, т.к. это, безусловно, отрицательно повлияет на ее слабый организм, а чрез это могут усугубиться страдания как мои (лично), так и всего нашего семейства. Пусть она серьезно бережет свое слабое здоровье как ради своей любимой мамочки, так и ради всех нас, любящих ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вам, мои милые, хорошо известно о том, что я очень далек от всякого лицеприятия. Кто из вас стоит ближе к Богу, тот и ближе к моему любящему всех вас одинаково сердцу. Мы же с вами, мои дорогие, как я полагаю, уже в достаточной мере взаимно засвидетельствовали истинно христианское расположение друг к другу. Нам не о чем беспокоиться и тужить. Напрасны все ваши страхи, сомнения, оправдания по всем тем вопросам, о которых мне никто ничего не писал. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия». Не могу, мои дорогие, чтобы не поскорбеть о том, что все вы, дети мои, очень душевные, но еще не совсем духовные. А последнее совершенство, конечно, выше первого. Совершенствуйтесь! «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие». Дорогого собрата о. Сергия поздравляю еще раз с принятием благодати священства и целую его святым целованием, а его матушку (свою духовную дочь) поздравляю с духовной радостью и шлю ей Божие благословение. Да поможет им во всем Господь! Пусть не забывают чаще молиться обо мне, недостойном собрате и духовном отце. Радуюсь и благодарю Бога за то, что вам представилась возможность утешить его своим скромным подарком. А также за успехи милого мальчика Алешеньки, которому прошу передать Божие благословение и мой взаимный сердечный привет и благополучный исход дела на службе Г.В. Передайте Божие благословение и мое приветствие с присоединением сердечной благодарности за все дорогим В.В. и Е.Серг. Не нарушая общий график отправки посылок, в удовлетворение искреннего желания Е.С., необходимо ей уступить свою очередь – 20/ХИИ, т.к. 6/1 б.г. день ея именин. Свой же скромный, конечно, очень маленький, гостинец к Рождеству Христову вы можете прислать вскоре по получении моего настоящего письма (вместе со всеми нижеперечисленными предметами).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010