7 . Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 . Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны. … 11 . Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Вера адептов некоторых НРД в то, что Божьей волей им поручено спасение мира или восстановление Царства Божия на земле, столь истова, что забыв об идеале, которым и является счастливая семья, где царит любовь между родителями и детьми, они призывают других принести в жертву сегодняшнее счастье своих детей ради исполнения Божьей воли, и в конечном итоге – ради создания лучшего мира для этих детей 210 . Зачастую людей беспокоят вопросы, могут ли бабушка с дедушкой, состоящий в разводе родитель и другие близкие, не являющиеся членами данного движения, иметь нормальный доступ к ребенку, а также, какое воспитание получают дети в таких случаях. Собственно, суть вопросов заключается в том, будут ли детям сызмальства прививаться убеждения адептов данного движения и будут ли они до такой степени вовлечены в практику движения, что окажутся лишены того выбора, который в свое время был открыт для их матери или отца, пришедших в движение по своей воле. На самом деле известен ряд случаев, когда дети членов НРД, выросшие в движении, став взрослыми, оставляли его. Естественно, что многие родители бывают встревожены вступлением своих детей в НРД, но не надо забывать и тех случаев, когда дети, воспитанные строго в рамках религиозных убеждений родителей, бывают сильно обеспокоены фанатичным или «закрытым» характером родительской веры. Очевидно, что если дети последователей НРД ходят в «нормальную» школу, то у их родственников меньше поводов тревожиться о «злоупотреблении влиянием» на них, чем если они посещают одну из нескольких школ, организованных НРД для детей своих членов. Ананда Марга, Дети Бога, Универсальная и Триумфальная Церковь , Международное Общество Сознания Кришны, Движение Ошо Раджниша, Сахаджа Йога, Школа Экономической науки, движение Трансцендентальной Медитации и Церковь Объединения имеют собственные школы, причем в некоторых из них вместе с детьми адептов могут обучаться и дети из обычных семей. В Великобритании все школы посещаются инспекторами службы Ее Величества и подлежат регистрации в Департаменте Образования и Науки при наличии хотя бы пятерых учеников старше пяти лет, и в Департаменте Социальных Служб, если в школе учатся дети младше пяти лет. Каждый, у кого возникает подозрение, что школа не соответствует стандарту, может подать жалобу 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

В 1916 г. Рассел умер. Его преемник Джозеф Франклин Рутефорд, бывший адвокат, не имеющий, как и Рассел, богословского образования, написал множество комментариев к творениям Рассела и объявил: «В 1925 г. мы станем свидетелями воскрешения Авраама, Исаака, Иакова и других великих праведников Ветхого Завета». Рутефорд распорядился построить в Сан-Диего для тех кто воскреснет роскошный дворец с двумя гаражами для автомобилей. Патриархи, разумеется, не воскресли, а Рутефорд с тех пор поселился в новой резиденции. Очередной провал не обескуражил Рутефорда. Ему удалось консолидировать движение, объединив дотоле разрозненные группы в централизованную организацию. Однако ее амбиции, постоянно не осуществляющиеся пророчества, противоречия идеям Рассела привели к тому, что секта вновь распалась на ряд самостоятельных групп. Наибольшую из них Рутефорду удалось удержать при себе, и в 1931г. она приняла название «Общество свидетелей Иеговы». После смерти Рутефорда в 1942 г. на смену ему пришел Натан Гомер Кнорр, который в 1943 г. открыл специальный центр обучения и библейскую школу «Сторожевой башни». В этом же году была основана «Теократическая школа проповеднической деятельности», а в 1953 г. – «Школа службы царства». Все эти учреждения готовили странствующих проповедников, призванных распространять идеи иеговистов по всему миру. Новые даты конца света назначались неоднократно. Его ждали в 1948, 1954, I960, 1961 и 1975 годах. Пророчества не сбывались, да и не могли сбыться. «Исследователи Библии» не заметили в Священном Писании весьма важных слов, сказанных Иисусом Христом: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти...» ( Деян.1:7 ). Такова история «Общества свидетелей Иеговы». Для всякого же искреннего чада Божьего остается в силе полное любви и заботы предостережение Апостола Павла: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу...» ( Кол.2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

В подготовительной школе еще сказано: Не нарушай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои [ 19 ]. В высшей школе Спасовой идут намного глубже и запрещается клятва вообще: А Я говорю вам: не клянись вовсе… Да будет слово ваше: да, да; нет, нет [ 20 ]. Ведь когда брат брату говорит в присутствии Отца, клятва не только не нужна, но и оскорбительна. Еще сказано в подготовительной школе: око за око, зуб за зуб [ 21 ]. В высшем университете Христовом это считается товариществом, а для братства потребна новая заповедь: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую [ 22 ]. Вот что значит братство. Ведь Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами все видит и помнит. Еще сказано в подготовительной, низшей школе: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего [ 23 ]. Это только часть добра, но не совершенное добро: в высшем университете Мессии это считается недостаточным. Потому Мессия заповедует: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [ 24 ]. Ведь люди, которые враждуют против вас и которые не по-братски поступают с вами, не знают, что делают; не знают, что их против вас гонит злой дух - человекоубийца, богоотступник и кровавый палач. Когда бы они это знали, то застыдились бы; действительно застыдились бы, что стали слугами этого стервятника и его орудием, направленным против братьев их. А вы все - сыны Царя, Домовладыки, и должны видеть в брате брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана его на это не наведет и не подвигнет. Вот высокая наука высшей школы Мессии мира. Что сосновая лучина против электрического света, то подготовительная школа против высшей школы Христовой. И что жертвование козлами и баранами против Жертвы Единородного Сына Божия, то та малая школа против этой великой. То было начало, а это конец. То символ - это действительность. То заря, а это полдень. В высшей школе Мессии мира презирается и отвергается всякое лицемерие и всякое славолюбие. Я не принимаю славы от человеков, сказал Он [ 25 ]. И сыны Царства не должны искать никакой славы от людей. Что такое люди? Неучи и лживые свидетели того, что существует в действительности. А Отец Небесный видит все и знает все, и от Него ничто не может скрыться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

В устной традиции фарисеев было на тот момент два мнения: школа фарисея Гиллеля разрешала развод по любой – действительной или надуманной – причине, а школа Шаммаи ограничивала произвол мужей. Господь, игнорируя частный вопрос о дозволительных причинах развода (а в Законе было одно условие – если жена «не найдет благоволения в глазах» мужа, см.: Втор. 24: 1 231 ), обращает фарисеев к книге Бытия и описанной там истории установления Богом брачного союза. Ради чего? Чтобы показать, что развод вообще нарушает заложенную Богом идею брака: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19: 4–6 ; см.: Быт. 2: 24 ). Этот ответ дал возможность фарисеям выложить приготовленный аргумент – прямое разрешение Закона: «…говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» ( Мф. 19: 7 ). Господь повторяет, что нерасторжимость имеет характер заповеди, является изначальной и существенной чертой брачного союза, а постановление о разводе – это не заповедь Божия, что и фарисеям было понятно, это временное дозволение, и дано оно лишь по снисхождению к немощи и во избежание жестокости в обращении; новый брак разведенного или на разведенной – это прелюбодейство (впрочем, Господь оговаривает допустимое основание для развода – прелюбодеяние, когда брак фактически разрушен грехом): «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19: 8–9 ). Ученики Христа отреагировали на эти слова довольно-таки неожиданно: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» ( Мф. 19: 10 ), то есть и для них идея нерасторжимости брачного союза показалась чересчур строгой: «Им казалось, что слишком несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть при себе постоянно неукротимого зверя… Если муж с женою для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, – то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собою, нежели с злою женою» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Ведь свобода – самый главный дар Бога человеку. Свободный, значит – живой. Один философ сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». А мыслить, это – свободно сравнивать, свободно выбирать и нести полную ответственность за свой выбор. Только в свободе всякий поступок имеет нравственную ценность. Только в свободе возможна любовь. И когда Бог свободно явил Свою любовь в творении человека, то Он и человеку дал возможность свободно принять её или отвергнуть через невкушение или вкушение запретного плода. Поэтому так важно чувствовать и осознавать свою Богоподобную свободу, дорожить ею, стоять в ней и, везде видеть её отблеск, не подвергаться никакому рабству. О врагах свободы Вторник Мк. 7:5–16 Гал. 5:11–21 «К свободе призваны вы, братия …» – пишет Апостол. Но одновременно предупреждает. Что у нашей свободы есть враги. Во-первых, это – чужая злая воля. Господь говорит: «всякий, делающий грех, есть враг греха» ( Ин. 8,34 ). Но не один грех не обходится без учителя. Лишь грех диавола, этот самый первый грех, можно считать абсолютно беспричинным, грехом ради греха. Грех Евы уже был не без искусителя, и она в какой-то мере могла оправдываться: «злой змий обольстил меня» ( Быт. 3:13 ). Поэтому «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). От сих пор и пошла в человеческом роде эта «наука», эта «школа» греха. Так же, впрочем, как и школа праведности. Только вот цепочка праведников, хранителей заветов с Богом, узенькая, едва заметная ниточка – от человека к человеку: Адам – Сиф – Енос – Ной – Авраам и так далее ( Лк. 3:38,36,34 ). А грех катится широкой, всепоглощающей волной, о чём Господь говорил: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти к соблазнам» ( Мф. 18:7 ). Об этом же скорбит и Апостол, одновременно и желая, и видя невыполнимость своих желаний: «О, если бы удалены были возмущающие вас!» А о второй опасности Апостол говорит: «Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти…» Плоть – это не просто тело, которое, как и душа. Есть премудрое Божие. Плоть – это таинственный внутренний голос поражённого грехом ветхого человека; это воля к разрушению, к небытию, к злу; это то, что извращает, уродует и душу, и тело. «Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражды, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное». Это – и наше, потому что оно в нас; и – не наше, если мы видим его, судим и стараемся победить. Этому ужасался и апостол Павел, когда в отчаянии восклицал: «Когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Да и сама Библия указывает на «соучастие» сотворенных стихий в деле творения. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так]» ( Быт.1:11-20 ). Отметим также и тот факт, что эволюционная гипотеза более отвечает идее всемогущества Бога. Действительно, любой плотник сможет изготовить табурет. Но для того, чтобы изготовить полностью автоматизированную технологическую линию, которая по определенной схеме, запуская новые, но заранее заложенные программы, будет выпускать все более сложные изделия, от табурета до современных кресел, необходима работа многочисленного высококвалифицированного коллектива инженеров. Однако главный аргумент не в этом. Основной вопрос любой религии – это вопрос о спасении от смерти и страданий. Православие, в отличие от протестантизма, предполагает активное участие в деле спасении самого человека. Возможно, поэтому протестанты, для которых человек в деле спасения пассивен, придерживаются креационной гипотезы. И, наверное, именно поэтому православному сознанию должна быть ближе гипотеза эволюционная, предполагающая соучастие творения в деле Творца. Толкование «Шестоднева» имеет длительную историю. В средневековый период оно носило буквальный или аллегорический характер. Антиохийская школа понимала «Шестоднев» дословно. Александрийская школа считала «Шестоднев» иносказанием, за которым стоит реальность единовременного творческого акта. Развитие естествознания начиная с XVII в. привело к толкованию «Шестоднева» в духе конкордизма . Библейский текст и научные представления о мироздании пытались согласовать в более или менее гармоничную и стройную картину, которая умиляла верующих любителей естествознания. Происходило то же, что и в сказке «Золушка». Хрустальную туфельку надевали на ножку, которая никогда ее не носила. Создавалось приятное впечатление соответствия. Однако во время танца туфелька соскакивала, и все начиналось сначала. Наука продвигалась вперед – и снова потуги согласования. Например, библейские «дни творения» отождествляли с космическими и геологическими периодами. Конкордизм неизбежно совершал насилие над Писанием.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Если б они об этом узнали, то устыдились бы; поистине стало бы им совестно, что, ополчаясь на своих братьев, сделались они орудиями и рабами оного стервятника. А вы все – сыны Царя, Домовладыки, и потому обязаны видеть в брате [именно] брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана не совратит его и не понудит к сему. Такова высокая наука высшей школы, учрежденной Мессией мира. Что [есть] сосновая лучина по сравнению с электрическим светом, то [есть и] оная подготовительная школа в сопоставлении с высшей школой Христовой. И что принесение в жертву козлов и баранов пред величием жертвы Единородного Сына Божия, то [и] оная малая школа пред совершенством сей [школы] великой. То – начало, это – конец. То – символ, прообраз; это – действительность, явь. То – заря, это – полдень. В высшей школе Мессии мира презирается и отвергается всякое лицемерие и славолюбие как таковое. Не принимаю (в серб.: Не ищу. – Пер.) славы от человеков ( Ин.5:41 ), – сказал Он. А значит, и сыны Царства не должны требовать никакой похвалы от людей. Кто такие люди? Необученные и легко заблуждающиеся свидетели того, что есть на самом деле. А Отец Небесный все видит и все знает, так что от Него ничто не может утаиться. Не творите милостыни вашей (в серб.: правды вашей. – Пер.) пред людьми... чтобы они видели вас ( Мф.6:1 ). Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:3–4 ). Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Так это [заповедано] применительно к милостыне, подаваемой нашим слабым и немощным братьям. Так же обстоит дело и с молитвой. Не молись в угоду людям, чтобы они тебя видели. Это – лицемерие и глупость. Это все равно, что обращаться за помощью к одному человеку, а ожидать ее от другого. А значит – обманывать обоих. Впрочем, людей можешь ты ввести в заблуждение; Бога же – никогда. Поэтому сын Царства, молясь Небесному Отцу, забывает о людях и не думает о них, следуя Господней заповеди 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И думать ли нам, что вы досоле еще не прониклись этим чувством к науке? Должны ли мы думать, что наука предносится вам еще в туманной дали? Внутреннее святилище науки конечно пред вами еще не отворилось; вы только приготовляетесь, чтобы позднее вступить в него; конечно вы стоите еще не при алтарях науки: но школа ввела уже вас в преддверия науки. Уже и то молоко, которым вы питаетесь, увеличивает ваше знание в широту и глубину: чрез это ваш рассудок изощряется, мыслительные способности крепнуть и должно бы приобретаться чувство науки, чувство для истины. Вы ежедневно занимаетесь наукой; ежедневно из сокровищниц её сообщаются вам новые важные истины; ежедневно вы питаетесь и насыщаетесь молоком и хлебом истины: возможно ли, чтобы вас не одушевляло стремление к знанию, желание никогда не оставлять науки, постоянно черпать истину из этого глубокого источника, неотступно опускаться в таинственные глубины науки? Не равнодушие же к науке мы и проповедуем вам и то тупое сердечное онемение для истины, которое как ночной призрак крадется и высасывает из юношества теплую кровь его. Да охранит и вас и нас Бог от этой духовной омертвелости и окоченелости. Потому что если бы жажда ваша к знанию оставалась и неутоляемой здесь, все-таки вы можете уже окидывать своим взором глубины человеческой мудрости, вы получаете предчувствие о высотах науки. Школа и не имеет в виду сделать своих учеников всезнайками; она дает только случай развиться в вас научному чувству. С отличной стороны рекомендует её и питомцев её уже и то, если они интересуются знаниями: уже простой интерес к чему либо означает человека стремящегося к лучшему, к высшему. Да, любите науку. Её, говорит Премудрый, полюбил я и взыскал от юности моей и любителем был красоты её ( Прем. 8:2 ). Раскрытое для науки чувство это подарит вас склонностью и влечением к исследованию, привнесет в вас дух пытливости и разведывания, стремление искать истину и добиваться её, развивать разум, эту высшую из всех человеческих способностей и пользоваться ею; оно же удержит вас и от механического отношения к своим занятиям, сделает для вас даже несравненно более: «Когда мудрость войдет в твое сердце, скажу словами Премудрого, и знание приятно будет душе твоей: тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасать тебя от пути злого, от человека говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходит путями тьмы, от тех, которые радуются делая злое, восхищаются злым развратом, которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих» ( Притч. 2:10–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

и предшествовать ему. Во-вторых, оно наводит на мысль о том, что видимое проявление Святого Духа не отменяло необходимости водного крещения во имя Иисуса. Проповедь Павла в Эфесе Как и в других городах, Павел избрал местную синагогу первоначальным местом своей проповеди. Однако сценарий повторился, и Павел не смог продержаться там долго из-за оппозиции со стороны иудеев. Пришлось найти новое место: Придя в синагогу, но небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины ( Деян. 19:8–10 ). Таким образом, Павел пробыл в Эфесе два года, из них только три месяца он проповедовал в синагоге, а затем перешел в заведение, которое Лука обозначает термином σχολ («школа», «училище»). Что это была за школа? Точного ответа книга Деяний не дает, однако можно предположить, что это было одно из греческих училищ философии или риторики. В качестве центра этих наук Эфес славился на протяжении веков. В VI-V веках до P.X. в городе жил знаменитый философ Гераклит, создатель диалектической философии. Об эфесских последователях Гераклита говорит один из участников диалога Платона «Теэтет»: «Что касается этих гераклитовцев и, как ты говоришь, гомеровцев, а также более древних, то с самими эфесцами, кичащимися своей опытностью, разговаривать не легче, чем с разъяренными слепнями... Они вечно несутся, а задержаться па предмете исследования или вопросе, спокойно и чинно отвечать или спрашивать менее всего им присуще». 296 Тацит, говоря об учениках риторики, хором славословящих своего учителя, приводит в пример Митилены и Эфес. 297 Имя Тиранна может указывать как на начальника училища, где проповедовал Павел , так и на наименование аудитории, в которой проводились занятия. В западной редакции книги Деяний говорится, что Павел «ежедневно проповедовал в училище Тиранна от пятого до десятого часа, 298 то есть с 11 до 16 часов по современному счету. Учитывая, что Павел в Эфесе сам зарабатывал себе на хлеб (об этом он говорит в Деян. 20:34 и 1Кор. 4:12 ), можно предположить, что с рассвета до 11 часов он работал, а затем отводил пять часов на занятия. Это те часы, которые представляли самое жаркое время суток и в средиземноморской культуре обычно были посвящены отдыху. 299

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«…Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить все видящие не стали бы смеяться над ним, говоря: “этот человек начал строить и не мог окончить”? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет прежде и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двенадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство – просить о мире» (Лк.14:28–32). Если мы замахиваемся на что-то большое и не имеем сил для этого, лучше не замахиваться. Если мы ещё не готовы, но уже строим грандиозные планы в духовной жизни, – лучше их не строить. Прежде чем принимать решения, нужно хорошо подумать. Подвиг не совершается просто так – для подвига христианин должен быть подготовлен. Иисус, закончив притчу, говорит: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33). Так вот, для того, чтобы отрешиться, чтобы это не было игрой, а было чем-то подлинным, надо себя подготовить. Поэтому вне роста, вне развития невозможно подлинное христианство, подлинное православие. И как всякий солдат – не случайно апостол Павел неоднократно сравнивает христианина с воином – упражняется ежедневно (напомню, «ежедневно» – ключевое слово Евангелия от Луки), так христианин должен ежедневно готовить себя к подвигу и не приступать к нему слишком рано, пока ещё не готов. Это тоже одна из особенностей Евангелия от Луки именно как Евангелия Церкви, потому что Церковь – это не в последнюю очередь школа, школа, в которой мы учимся вере, учимся жизни со Христом и во Христе. И может быть, именно поэтому, именно в этом Евангелии Иисус так много говорит с фарисеями, бывает у них в гостях, ест и пьёт с ними. Он не отталкивает от себя этих людей – благочестивых, но слишком укоренённых в традиции, людей, которые из-за своего буквализма уже не видят реальности присутствия Божия, в глазах которых следование заповедям и установлениям (букве) заслонило дух. Видя их благочестие и добрые сердца, Спаситель приходит к ним, потому что им тоже есть место в Церкви: они сохраняют многовековую традицию.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010