Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «А скорбит и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он был истинным Человеком, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе; поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее» . Блаженный Феофилакт видит и другую причину в этой видимой скорби, он пишет: «Скорбит вместе с тем и для того, чтоб утаить Себя от дьявола, чтоб дьявол напал на Него, как на простого человека, и умертвил Его, а чрез это и сам был бы низложен» . То есть сатана не решался напасть на Христа как на Истинного Бога, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19), но мог напасть, увидев в Нем только человека. То, о чем Христос говорит: душа Моя скорбит смертельно , – называется «смертной тоской». Это такое состояние, когда человек чувствует как бы дыхание приближающейся смерти и ничего уже не может остановить или изменить . И далее мы читаем: И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Святитель Лев Великий, папа Римский, так истолковал данный стих: «Господь, наставив учеников Своих в том, чтобы против постоянного искушения бодрствовали в молитве, и Сам молится: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты . Первое прошение происходит от слабости, второе – из крепости: Он первого хотел, основываясь на нашей (т. е. человеческой – О.С .) природе, второго – на Своей собственной (т. е. Божественной природе – О.С .). Равный Отцу (т. е. по Божеству – О.С .), Сын знал, что все возможно для Бога; Он сошел в этот мир принять крест против воли Его (т. е. как человека – О.С .), чтобы теперь Он выстрадал эту борьбу чувств с разумом (т. е. как Богочеловек – О.С. ). И вот показана разница между воспринятой природой (т. е. человеческой – О.С .) и принимающей (т. е. Божественной – О.С .): свойственное человеку требовало Божественной силы, а свойственное Богу взирало на человеческое. Воля более низкая (т. е. человеческая – О.С .) соединялась с волей вышней (т.е. Божественной – О.С .), и это показывает, о чем может молиться страшащийся человек и чего не может гарантировать Божественный Целитель (т. е. без нашего согласия и пользы – О.С .), ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим. 8, 26), и благо для нас, что по большей части то, чего мы просим, нам не дается. Бог, благой и праведный, являет милость Свою к нам, когда не дает нам то, что просим, потому что оно нам вредно» .

http://pravoslavie.ru/102655.html

Блуд и ересь есть понятия достаточно близкие. Они относятся к одной категории поступков. Писание учит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси» ( Гал.5:19–20 ). Как мы видим из данного текста, «дела плоти» подразделяются на те, которые связаны непосредственно с деятельностью тела: «прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри»; и те, которые проистекают из человеческого сознания: «идолослужение, волшебство, разногласия, соблазны, ереси». И, более того, само язычество (идолопоклонство) понимается Писанием как род некоего духовного блуда (как извращенности души и духа). Сказано: «и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним» ( Втор.31:16 ). Неверность Божьему Завету есть начало духовного блуда. И блудно поступает всякий идолопоклонник, поклоняясь огню, камню, дереву, небу или земле. Блудит и экуменист, входя в молитвенное общение с еретиками и раскольниками. «Блудная» церковь есть церковь, или христианское сообщество, не сохранившая своей вероучительной (девственной) чистоты… Когда христианский мир переживал так называемый ренессанс (в период исторического возрождения) – это был блуд с античным язычеством. И плодом этого соития оказался гуманизм (религия человекобожия), породивший нигилизм (атеизм), марксизм и фашизм (плоды примитивного дарвинского материализма). Образ блудной религии – это образ апокалипсической блудницы, восседающей на багряном звере: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» ( Откр.17:1–2 ). «Воды многие» символизируют собой многие ереси и заблуждения современного экуменизма. «Блудодейство с царями земными» символизирует собой участие современных христианских сообществ в мире политики (земных правителей). Образ этой блудницы явлен был апостолу Иоанну Богослову, когда он был возведен «в духе в пустыню» ( Ин.17:3 ). Пустыня символизирует собой те гонения, которые безбожные правители мира воздвигнут против верующих последних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Более обширные знания Он сообщал иудеям, между которыми были превосходные ученики. Но и это была однако ж только приготовительная школа. б)  Высшие, совершеннейшия знания Он сообщает только христианам , которые по вере в Иисуса Христа приобщаются полнейшего действия Святого Духа и Его благодати, и следовательно, принадлежат к числу собственных, главных Его учеников. Об этом говорит Спаситель, обещая апостолам, что Утешитель Святой Дух, егоже пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Иоан. 14:26). 2. Чему Он учит, или какой предмет Его учения? Он учит самому необходимому и самому важному. He наукам, не искусствам, но Божьему совету ο нашем спасении во Христе. Именно тому самому, чему Он учил апостолов. Он, конечно, не научает нас творить чудеса, говорить разными языками, но а)  любить Иисуса Христа , б)  соблюдать Его слово и в)  не отчаиваться (Иоан. 14:27 ). 3. Посредством чего Он учит? Он пользуется всем в мире, как средством к нашему научению. а)  Он учит посредством природы . б)  Он учит посредством истории . в)  Он учит посредством судеб в нашей жизни . г)  Он учит посредством совести . д)  Он учит посредством Священного Писания , особенно евангелия. Библия — Его главный учебник. 4. Где Он учит? Он учит на всяком месте в мире. а)  В храме Божием (общественное обучение). б)  Везде, где мы бываем , на всех путях и стезях наших (частное обучение). 5. Как Он учит? Способ Его учения самый лучший и самый убедительный. Успех апостольской проповеди в день пятидесятницы свидетельствует об этом. Он учит: а)  с мудростью ; б)  с любовью ; в)  со властью. Дух Святой — наш Утешитель 1. Кого Он утешает? 2. Чем Он утешает? II. Апостольское чтение. Зачало (3): Деяния Святых Апостолов 2:1–11 1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Ибо вы сами достоверно знаете, — пишет апостол Павел, — что день Господень так придёт, как тать в ночи. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность!», тогда постигнет их внезапная пагуба… Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ниже тьмы. Итак, да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронёю веры и любви и шлемом надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Ииусом Христом,умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили (ср.: 1Сол.5:2–10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 16. Православные Общества и Согласия трезвости, действующие на территории России В списке представлены координаты субъектов трезвенного просвещения , ведущих активную деятельность в сотрудничестве с Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение» и Координационным центром по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. 1. Абакан. Группа «Трезвение» при храме во имя св. князя Владимира; 8 (923) 217–72–10; yuriyjatkin@mail.ru 2. Архангельск. Общество трезвости при храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского; 8 (953) 934–35–17; afhxram@gmail.com 3. Белгород. Согласие трезвости при храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» при Областном наркологическом диспансере; 8 (910) 320–80–72; ot.ioann@yandex.ru 4. Бурятия, г. Кяхта. Общество трезвости при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы; 8 (914) 844–92–14; protolegma@mail.ru 5. Великий Новгород. Межприходское общество трезвости при храме в честь свв. блгвв. князей Бориса и Глеба;

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

Братья и сестры, никогда не сомневайтесь в Божественной любви. Даже тогда, когда дьявольское уныние начинает завладевать вашим сознанием. А недоброжелатели желают вам погибели. Прогоните дьявольское уныние от себя и веруйте в то, что Бог любит вас. Любит, несмотря ни на что… Не смущайтесь и слабостью своего тела, ибо вы призваны к тому, как сказано, чтобы прославлять «Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). И знайте, что в этой жизни душа вдыхает жизнь в тело, как сказано: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ). А в будущей жизни все будет наоборот. Бессмертное тело, возвращенное душе, осуществит полноту человеческого бытия. А пока тело будет находиться в земле, душа сможет пребывать или в «преддверии» мук, или в «преддверии» блаженства. Порог вечности перешагнет человек – именно как душа, дух и тело – во всей цельности своего бытия. Как и сказано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ). Посему надлежит нам заботиться не только о чистоте души и духа, но и о чистоте тела (плоти). Как и сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол.5:23 ). И мы читаем далее: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» ( Быт.6:4 ). Здесь говорится о том, что мутации греха перед Потопом достигли предела в своей деградации. От незаконных соитий «сифитов» с «каинитками» рождались «исполины… сильные, издревле славные люди». Слова «славные люди» приличнее понимать как популярные, или даже ославленные, люди. Св. Иустин Мученик считал их теми самыми «богами» – героями, которых так почитали античные язычники, это: Геракл, Ахиллес, Орфей, Тесей и другие. Древним грекам и римлянам они представлялись сынами Зевса или Юпитера. Но без сомнения, подобные исполины рождались в этот мир именно вследствие дьявольских мутаций человеческой крови. Бесовское начало преобладало в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Будучи еще 16-летним отроком, Ориген уже укреплял своего отца Леонида-исповедника и сам стал бы добровольно мучеником, если бы не был насильственно удержан от этого матерью, которая, не надеясь на свои уговоры, прятала его одежду. Не имея поэтому возможности выходить из дома, он писал в тюрьму своему отцу и просил не тревожиться за будущность его большой и материально бедной семьи. Когда Леонид был обезглавлен за исповедание Христа, 16-летний Ориген начал преподавать и стал опорой матери и шести младших братьев. Для таких, каким был юноша Ориген, не могла быть опасной языческая школа. И у нас духовное воспитание детей должно стать основным средством для сбережения их от влияния атеизма из лженауки и литературы. Укрепляя веру наших детей всеми доступными нам способами (Таинства, молитва, духовная среда и духовное чтение), мы можем рассчитывать на обетование Спасителя для уверовавших в Него: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им»  (Мк. 16, 18). Глава 14 Сохранение от пристрастий мира Не сотвори себе кумира. Втор. 5, 8 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Так предупреждает нас Господь. Маммона — золотой телец — один из кумиров падшего человечества. Пристрастием к земным благам могут заразиться наши дети и заразиться от нас, их родителей, если мы не свободны вполне от этого порока. Собирание материальных ценностей под каким-либо предлогом — это недоверие Богу, это нарушение заповедей Господних. Копление — это ограбление тех бедных и нуждающихся, которые могли бы изжить свою нужду при помощи скопленных ценностей. Это прямое нарушение повеления Спасителя «продавайте имения ваши» (Лк. 12, 33). Поэтому страшно богатство для души христианина, по словам Господа  (Мф. 19, 23). Но не только маммона — богатство, пристрастие к роскоши и комфорту — является кумиром современного человечества. Для многих таким кумиром, заменяющим Бога, стали достижения науки и прогресс техники. Вот то, что, по мнению многих современников, может сделать человечество счастливым, чему следует отдавать все свои силы и все свое внимание, во что можно верить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В 1891 году отец Иоанн совершил поездку на родину. Это была не прогулка для отдыха, а паломничество на место первых Божественных откровений, туда, где говорил с ним Бог и откуда призвал его на служение всему русскому народу. Любил святой пастырь свою родную Суру. Здесь его заботами были построены каменный храм, приходская школа, лесопильный и кирпичный заводы, дом для священника, а спустя несколько лет основана женская обитель. «Голое место здесь было, – засвидетельствовал односельчанин, – кроме старой церквушки на голом песке ничего не было. А теперь вон и старой церкви не узнать, так ее подновил отец Иван, а уж новую выстроил, так это всем на удивление» (171, с.224). Биограф отмечает, что с 1891 года святой пастырь приезжал на родину каждый год (171, с.202), но оставался здесь не более трех дней, потому что за это время успевал сделать все намеченное: осмотреть все новые монастырские постройки, побывать в школах, на заводе, съездить два раза в новый монастырский скит, отслужить утреню и обедню, побывать у местного духовенства, у своей сестры, приобщить всех сестер монастыря. Оставаться на четвертый день – значило бы оставаться для того, чтобы ничего не делать, «а это и есть самое тяжкое для живого, быстрого в движениях и привыкшего к беспрестанному труду отца Иоанна» (94, с.714). Все поездки всероссийского пастыря описаны, включая и посещение какого-нибудь незаметного уголка России. Да ведь это и понятно. Господь сказал Своим ученикам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Мф.5:14 ). А кронштадтский светильник освещал не только русскую землю. Его свет проникал и далеко за ее пределы. Жители любого города считали великим счастьем принять у себя дорогого гостя. И это счастье они не могли скрыть. Уже через несколько дней в печати появлялось подробное описание великого торжества. Известен факт, что жители города Самары в память о пребывании у них отца Иоанна построили храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В вас, - говорит ап. Павел, - должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:5-7). Этот момент " самоуничижения " , " истощения " Божества подчеркивает особенно в святоотеческих творениях александрийская школа. " Слово человеческое истощается, будучи по природе неистощимым. Бесплотный воплощается, ибо Слово плоть быстъ... " " Будучи Богом, Сыном Отца, и человеком, рождается по плоти от жены и принимает образ рабства, т.е. человечества. Он, Который был в образе Бога и Отца, в Котором и из Которого все, Который всего Творец " (Кирилл Александрийский). И в этом акте добровольной жертвы нет для Божества никакого унижения или умаления Его достоинства. Нет, потому что нет предела Божественной Любви, нет, потому что все, созданное Богом, свято по своей природе, и грех лишь исказил ее существо " . " Нет ничего бесчестного для зодчего жить в доме, который он построил; глина не служит к порицанию горшечника, когда он устрояет какой-нибудь сосуд " . " Бога не оскверняет то, что Он Сам устроил, и Он не подвергает Себя нечистоте, когда Он воплощается ( " Беседа Прокла Кизического " ). " Но, может быть, кто-нибудь скажет, что недостойно и унизительно для Бога Слова проливать слезы, страшиться смерти, избегать чего-либо... Но в том-то и состоит обнищание, которое Он добровольно принял за нас. Если тебе кажется столь недостойным унижение обнищания, то тем более удивляйся Божественной Любви и не называй уничижительным добровольное обнищание ради тебя. Назывался Сыном по-человечески, чтобы через Него могли стать сынами Божиими люди " (Кирилл Александрийский). Христос не только проходит земную человеческую жизнь вплоть до крестных страданий, Он совершает и последний акт Божественной любви - проходит через смерть, чтобы оживотворить всех своим воскресением. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть, через человека, так через человека и воскресение мертвых (1 Кор. 15:17-21). Этой религиозной диалектикой в отношении Бога и мира, этой внутренней связью Бога со всей тварью достигается внутреннее освящение всего бытия, всего тварного мира. Жертвенное нисхождение Бога в мир есть осуществление дела спасения и преображения мира. Ни в дохристианских религиозных учениях, ни в современных философских учениях нет и не было ничего подобного по глубине мысли, говорит по этому поводу еп. Хрисанф в цитированном уже классическом своем труде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Гефсиманском борении мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека Папа Лев показывает нам, что в Гефсиманском борении более, чем где-либо еще, мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека. И хотя эти природы сильно разнятся, но во Христе достигают согласия через подчинение воли человеческой – Божественной воле. Таким образом, в понимании папы Льва Великого, и мы можем и должны стремиться к согласованию собственной (человеческой) воли с волей Создателя. То есть необходимо, чтобы каждый «выстрадал эту борьбу чувств с разумом » , дабы достичь гармонии в наших отношениях с Создателем. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7). И далее мы читаем: И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф. 26, 40). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не без причины Он обращается особенно к Петру, тогда как и другие ученики также спали; но и здесь укоряет его по той же причине, которую я указал раньше» . Апостол Петр говорил, что готов умереть с Господом, но не смог не уснуть в час молитвенного борения своего Божественного Учителя, обнаружив в этот момент и телесную, и духовную немощь. Так и мы часто готовы говорить часами о великих духовных истинах, но становимся на пятнадцатиминутную вечернюю молитву – и куда девается вся наша духовная бодрость и решимость, трудно понять. Впрочем, сказано, что плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5, 17). И мы читаем далее: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Блаженный Иероним Стридонский учит: «Мы не отказываемся полностью встретить искушение, но молимся о силе, чтобы перед ним устоять. Потому Он (т. е. Христос – О.С .) и не говорит: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не быть вам искушаемыми”, но – чтобы не впасть в искушение, то есть чтобы искушение не поглотило вас и не удерживало в своих сетях. К примеру, мученик, проливший кровь за веру в Господа, конечно же, подвергался искушению, но не был уловлен в сети искушения. А вот тот, кто отвергает веру, впадает в сети искушения. Дух бодр, плоть же немощна . Это сказано против людей легкомысленных, которые считают, что могут обрести то, во что они верят. И вот, насколько мы верим в пылкость нашего духа, настолько же должны опасаться немощи плоти» .

http://pravoslavie.ru/102655.html

В другом месте, где была школа пророков, одна пророческая вдова явилась с жалобою к Елисею: «Муж мой, – говорила она, – умер, теперь заимодавец хочет взять обоих сыновей моих к себе в рабы». Елисей спросил ее: «Скажи мне, что еще есть у тебя в доме?» Она отвечала: «У рабы твоей нет ничего, кроме малого количества масла, чтобы помазать голову». «Пойди же, – сказал пророк, – попроси себе у соседей твоих сосудов, как можно больше. Потом войди в дом твой с сыновьями твоими, запри за собою двери и вливай масло твое во все сосуды сии, пока не будут они полны». Она пошла и сделала так, как повелел ей пророк. И когда наполнились все сосуды, она сказала сыновьям своим: «Подайте мне еще сосуд!» Но они отвечали: «Больше нет!» Тогда только перестало литься масло из ее сосуда. Пророк же Божий сказал ей: «Поди, продай это масло и заплати долг твой; остальное же будет служить тебе с сыновьями твоими на пропитание». Случилось, что полководец Сирийского царя Неэман заболел проказою. У жены его была в услужении одна израильтянка, которая взята была к плен при нападении сириян на страну израильскую. Раз эта девушка сказала: «Вот если бы господин мой побывал у пророка Божия, что в Самарии, он очистил бы его от проказы!» Тогда Неэман отправился с богатыми подарками в Самарию на конях и колесницах и предстал перед дверьми дома Елисеева. Елисей велел ему сказать: «Поди, окунись семь раз в Иордане!» Неэман, рассердившись на это, отвечал: «Я думал, что он выйдет ко мне, станет надо мною и, призвав имя Бога своего, возложит руки на больные места и очистит проказу. Разве река в Дамаске хуже Иордана и всех вод израильских? Не все ли мне равно искупаться в них и очиститься!» Но слуги стали убеждать его послушаться слов Елисея. «Если бы пророк, – говорили они, – потребовал от тебя чего-либо большего, неужели ты не сделал бы того? Но вот он говорит тебе: вымойся, и чист будешь!» Неэман сошел к Иордану, погрузился семь раз в водах его – и тело его сделалось также чисто, как у здорового дитяти. Тогда он воротился назад, чтобы поблагодарить пророка. Он предложил ему подарки и сказал: «Теперь вижу, что нет иного Бога по всей земле, кроме Бога Израилева! Прими же благодарность от раба твоего!» Но Елисей отвечал: «Жив Господь, Которому я служу! Не приму от тебя ничего, иди с миром!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010