Культура – это не объем знаний, не умение красиво излагать различные теории, тем более не смелое обнажение тела, не мини-юбка, не платформа на туфлях, не сигарета во рту, не рюмка в руках, не накачанные мышцы, не толстый кошелек. Культура – это гармония чувств и поведения, внешнего вида и ума. Сын мой! Веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком, – так сказал Сирах ( Сир.3:17 ), и мы повторим его слова. Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою: есть стыд ведущий к греху, а есть стыд – слава и благодать ( Сир.4:23–25 ). Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф.5:1–5 ). Примите, чада любимые во Христе, смиренные размышления мои и сложите их в сердцах ваших, и да хранит вас Господь от зла. Образование и воспитание Обучение или воспитание Вы верите и утверждаете, что самым главным в воспитании ребенка является обучение. Если присмотреться внимательно к современному образу жизни, к состоянию церковного клира и семьи, то увидим, что первое место из трех (семья, школа, Церковь ) в воспитании подростка занимает школа. Прежде всего, из-за обязательности школьного образования и в последующем, по систематизации знаний. Но задайтесь вопросом, даются ли там реальные знания, которые нужны нашему подрастающему поколению в последующей жизни? Преподаются ли знания для духовного обогащения (возрастания)? Вооружают ли духовно нашу молодежь для последующей жизненной борьбы? Или лишь обучают пользоваться алфавитом и цифрами? В школе ведь преподают общие предметы, беглый обзор разных теорий, физические разминки, игры и тому подобное. Мы не особые специалисты в этом, но из того, что попало в поле нашего зрения, из того, что видим и слышим, напрашиваются определенные выводы: существующая система пытается уделить больше внимания физической подготовке ребенка, чем умственной и духовной. Роль спорта в современной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мф.22:25 .  было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; Мф.22:26 .  подобно и второй, и третий, даже до седьмого; Мф.22:27 .  после же всех умерла и жена; Мф.22:28 .  итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. (Ср. Мк. 12:20–23 ; Лк. 20:29–33 ). Пример, приведенный саддукеями, был, конечно, вымышлен, потому что в действительности обыкновенно не бывает подобных сочетаний (в Тов.3:8–9 речь о другом предмете). Для их цели им можно было бы ограничиться двумя-тремя братьями, и их аргументация от этого не потеряла бы своей силы. Говоря о семи братьях (может быть, они выбрали семь потому, что число это было священным), саддукеи, очевидно, желают представить дело в карикатурном виде, которое показалось бы забавным даже и здесь, на земле, а не только на небе. По мнению некоторых, саддукеи хотели выразить еще и ту мысль, что законное учение о левиратном браке, если объединять с ним фарисейское учение о воскресении, необходимо должно было вести к учению о полиандрии. Это был казуистический вопрос, решением которого затруднялись и фарисеи, как видно из трактата Иевамот (Талмуд, пер. Переферкович. Т. 3. С. 10 и сл.). В Иевамот (там же, c. 30) разбирается такой случай: «Имеется три брата: двое из них женаты на двух сестрах, а третий – холост; умер один из женатых, и холостой совершил (с его вдовой) нечто вроде договора («маамар» – изречение, формула), а затем умер второй брат; школа Шаммая говорит: его жена (обрученная с ним по «маамару») да остается у него, а вторая свободна, как сестра его жены; а школа Гиллеля говорит: жену свою он должен отпустить по «гету» (разводному письму) и по «халице» (разувание), а жену его брата по халице». Мф.22:29 .  Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, (Ср. Мк.12:24 ; Лк.20:34 ). У Луки слова Матфея и Марка заменены совершенно другим выражением, не встречающимся у первых двух синоптиков. Невежество бывает обыкновенной причиной заблуждений. Иисус Христос и отвечает саддукеям в этом смысле, ставя их невежество на первый план. Оно заключалось в незнании Писаний, где содержалось неизвестное саддукеям учение, и силы Божией, потому что Бог, давший жизнь живым, может дать ее и мертвым и всегда имеет силу и власть ее восстановить. «Смотри, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – с какой мудростью, приличной истинному учителю, Спаситель отвечает им. Хотя они приступили к Нему и с коварным намерением, но вопрос их происходил более от неведения. Поэтому Спаситель и не называет их лицемерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наряду с оказанием психологической помощи и поддержки, в Обществе существует ещё одно важное направление работы, о котором мы уже упоминали — катехизаторская школа. Она даёт возможность выпускникам Школы трезвости больше узнать о Боге, вере, православии, богослужении, духовной жизни по учениям святых отцов и учителей Церкви. Это будет необходимой поддержкой, облегчающей вхождение в полноту церковной жизни. С другой стороны, человек, укоренившись в трезвости, приобретая знания и опыт церковной жизни, в дальнейшем и сам сможет оказывать помощь новичкам. На этом этапе для человека важно обретение личного духовного опыта, участие в благодатной жизни Церкви и в деятельности Общества трезвости. Все мероприятия Общества сплачивают участников в единый, цельный, деятельный живой организм, который помогает человеку измениться и жить трезво. Обет трезвости Занятия, проведённые в Школе трезвости, подводят слушателей к пониманию важности обета трезвости. Принесение обета трезвости — наиболее действенный способ достижения результата в борьбе со страстью пьянства. Первое обетование — о пришествии в мир Спасителя — дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим в Ветхом и в Новом Заветах. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушёных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожи ( Чис.6:2–4 ). В Новом Завете мы также видим примеры обетов, которые давали святые праведные Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, обещавшие в случае разрешения от бесплодия посвятить своё чадо Богу. Обет трезвости даётся для того, чтобы создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую трудный подвиг воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и богоугодно. Обет трезвости — это великое охранительное средство и для людей, ещё не имеющих порочных зависимостей. Это действенная помощь родственникам страждущих, которые призваны помочь своим ближним (в том числе собственным примером) в достижении трезвости. Известный русский педагог С.А.Рачинский писал об этом в своих трудах: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей. На письмо читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунки Александры Шляхтиной//Фома. - — июнь 2019. - С.25-27. - (рубрика « Вопрос номера. Страх смерти »). ВЕРА (раздел). – С.28-51. « Как я три раза отрекся от веры». Священник о своем извилистом пути к Богу /Протоиерей Дмитрий Харцыз , руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).  Подготовила Анастасия Спирина//   Фома. - — июнь 2019. - С.28-29. - (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Праздник : Вознесение Господне . [Иллюстрированная информация]. Дата : в 2019 году 6 июня; Статус : двунадесятый праздник;  Событие :  На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов. В этот день Господь, являвшийся апостолам в течение сорока дней после Своего Воскресения, привел их на Елеонскую гору и сказал: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и  будете  Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до  края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50-51); Суть праздника : В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно рассказать обычным человеческим языком. Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас; Икона праздника Вознесения Господня : Вид иконы и 6 кратких пояснений к ней; Ф акты о празднике . Подготовил Игорь Цуканов ; Ил. : Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма; «Стопа Спасителя». По преданию с этого камня  Христос вознесся на Небо; Икона праздника Вознесения Господня. Псков, 1530-1540 гг.; Гробница Захарии. Древнейшее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы//Фома. - – июнь 2019. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

НН 18 декабря 2023, 11:42 И ещё. В селе,про котр пишу в 1917г были храм с ЦПШ и 2-3лавки. В 1985г,до начала перестройки:аптека, больница с роддомом,библиотека, ср.школа(учились в 2смены) с интернатом, интернат для детей-налидов(в народе " дурдом " ,межрайонный), детсад, военком, ветклиника, швейная мастерская, пекарня, 4магазина, 1книжный маг, МТС-РТС(ремонтные мастерские), кирпичный завод, колхоз с семенной лабораторией и молокозаводом(примитивным, делали сливки и сметану), ческа(овечью шерсть и козий пух чесали). Это была центральная усадьба. К ней относились 5-6деревень в округе, ок 1200чел,там были свои начальные школы. Ближайший храм-18км. Сейчас: храм, колхоз,школа(119уч), детсад(9чел), 1медсестра на 250+пр100чел. Священник Илия Царьков 17 декабря 2023, 22:47 Эта данность – наказание Божие народу за неверие. Послание к Римлянам 11, 20-23: Они (евреи) отломились неверием, а ты (из язычников) держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей (евреев), то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их». Священник Илия Царьков 17 декабря 2023, 22:46 Вячеслав17 декабря 2023, 18:42 Но сейчас то почему проматываем (людской ресурс)? Нужно воспроизвести мысль, о том, что необходимы три основы для того, чтобы на современной территории России количество русского народа не стремилось к нулю, а имело перспективу увеличения: Церковь, село, потомство. Для бытия народа отличие современной власти от большевистской только в том, что современная восстановила первую основу. Вторая и третья уничтожается также, как и все время (исключение запрет абортов с 1936 по 1954гг.) после падения Царской власти (только при ней были эти три основы). Но такое положение по сердцу самому народу. Власть говорит: «Делайте аборты». Народ говорит: «Да, будем делать». Вячеслав 17 декабря 2023, 18:42

http://pravoslavie.ru/157587.html

Оканчивая свою работу, озаглавленную «Миссия Церкви и ее методика», митрополит Амфилохий настаивает на необходимости учитывать и национальный характер миссии в той или иной этнокультурной среде. Он пишет: «В построении метода и разработке методики для осуществления своей богочеловеческой миссии в мире Церковь всегда учитывала многообразие и неповторимость каждой личности, каждого народа. Каждый человек неповторим. Приступать к нему нужно «на голубиных ногах» (о. Иустин Попович) . Так же и каждый народ имеет свои дары, свое особое призвание, историческое и эсхатологическое. Церковь уважает эти дары и направляет его призвание, уважая язык, обычаи каждого отдельного народа, она не пытается унифицировать их, но наполняет и объединяет всех людей и все народы единством веры и Духа, преобразуя всех в один единый святой народ Божий». Поистине, так и сказано у апостола Павла: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Итак, вернемся к нашему евангельскому повествованию, Притче о сокровище на поле. Мы прочитали: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то». Тот, кто пережил радостную встречу с Истиной православного исповедания, таковой уже не ищет истины на стороне, отказывается от любых мнимых богатств и стремится к чистоте веры и жизни. Священномученик Ириней, епископ Лионский, писал: «При таких доказательствах не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие «учители» суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины» 16 . Читать далее Источник: Школа выживания: человек в мире соблазнов. Беседы на Священное Писание/протоиерей Олег Стеняев. - Москва : Благотворительный фонд " Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева " , 2012. - 296 с. - (Библия и современное общество).; ISBN 978-5-4279-0028-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

по нашей терминологии на прелюбодеяние, а по г. В. В. Розанову на необхо­димость быть ареной «смешения семени» мужа и любов­ника; – напрасно, следовательно он предполагает, что в таком нарушении супружеской верности в В. 3. не было надобности, и брак там был «безусловно чист». А во–вторых, и для мужчины легкость развода не была такой безграничной, как нужно г. Розанову: закон Вт. 24:1 и содержащееся в нем указание на основание для развода – (нечто противное) – нуждались в истолковании и толковались весьма различно: одни (школа Гиллела) под разумеют все, что только может быть неприятно мужу – до подгорелого или пересоленного кушанья, приготовленного женой, включительно; другие же (школа Шаммая) под разумели только прелюбодеяние и неприличное по­ведение. Выходит, что и из мужской половины еврейства весьма значительная часть (принадлежавшие к общинам, где господствовало толкование Шаммая) не пользовалась благами неограниченной свободы разводиться. Так – de jure. A de facto даже и те, кто такой свободой пользовались, на­влекали на себя строгое прещение пророков и проклятие Иеговы, что, хотя и не имело силы юридической принудитель­ности, но нравственное впечатление должно было произво­дить большое и многих охотников разводиться и жениться по нескольку раз удерживало от их сластолюбивых замашек. Вот, например, в 5 веке до Р. X. среди иудеев стало довольно распространенным явлением – прого­нять своих жен, когда они постареют и подурнеют, и жениться вновь на молодых. Это вызвало следующее гроз­ное обличение пророка Малахии: «Вы делаете то, что Я не­навижу, – что покрывают слезами жертвенник Иеговы, плачем и стенанием, так что Он больше не смотрит на жертву и не принимает угождения из рук ваших. Вы говорите: почему? – Потому, что Иегова был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и твоя закон­ная жена... Берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Ибо Я ненавижу развод, говорит Иегова, Бог Израилев, и – того, кто покрывает оби­дой одежду свою, говорит Иегова Саваоф; поэтому берегите дух ваш и не поступайте вероломно» ( Мал. 2:13 –10) 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Приведенный отрывок отражает практику, распространенную в иудейской традиции. Инициатором развода может быть только муж. Если он решил расстаться с женой, он должен дать ей письменное уведомление: в этом случае она может вступить в брак повторно. Законодательство, касающееся развода, обросло многочисленными толкованиями в иудейском устном и письменном предании 218 . В частности, по-разному толковалось выражение находит в ней что-нибудь противное. О смысле этого выражения спорили, в том числе во времена Иисуса. Упоминание о такого рода спорах мы находим в Мишне – своде религиозных нравственных предписаний ортодоксального иудаизма, составленном на рубеже II и III веков: Школа Шаммая говорит: мужчина не имеет права разводиться со своей женой, если она не нарушит супружескую верность; ибо написано: «потому что находит в ней что-нибудь противное». Школа Гиллеля говорит: [он может развестись с ней] даже если она плохо приготовила еду, ибо написано: «потому что находит в ней что-нибудь противное». Раввин Акива говорит: даже если он нашел женщину красивее, ибо написано: «если... она не найдет благоволения в глазах его» 219 . Мнение Акивы не могло быть известно Иисусу, так как деятельность этого раввина пришлась на период после Его смерти. Что же касается позиций школ Шаммая и Гиллеля, то они наверняка были Ему известны. В той интерпретации закона Моисеева, которую приводит Матфей, Иисус близок к школе Шаммая: Он считает единственной допустимой причиной для развода прелюбодеяние жены. Однако Он идет дальше, приравнивая к прелюбодеянию брак с разведенной женщиной. Тем самым Иисус запрещает второй брак для мужчины. К этой теме Он обращается еще раз в диалоге с фарисеями. Приведем его по версии Матфея: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует ( Мф. 19:3–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разбираясь в этой теме с помощью трудов богоносных Святых Отцов наших, толкования Писаний Ветхого и Нового Заветов, понимаем, что Бог благословил однобрачие (моногамию). Господь не говорил – «соединяется множество в плоть одну», но сказал и будут два одна плоть ( Быт.2:24 ). И гармония чувств возможна только у такой пары. Семья – лампада благочестия Семья в нашем Предании – это малая, домашняя Церковь , создать ее по благословению Бога – значит возвысить свои голоса в прославлении имени Его, присоединиться к Его Таинствам. Семья есть ясли Вифлеемские, приносящее потомство свое для служения Богу в Его Церкви. Семья – это зажженная лампада благочестивой материя; первое вкушенное молоко веры, которую ребенок познает от матери. Семья приводит детей к неиссякаемому источнику животворящей веры, пламени духовному, к Святым Небесным Таинствам. Павел, апостол Божий, учил, как соблюсти любовь и мир в семейной жизни, и Церковь на протяжении веков учит простой истине: муж оказывай жене благорасположение; подобно и жена мужу ( 1Кор.7:3 ), дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле ( Исх.20:12 ). Видите, что сразу после четырех (ветхозаветных) заповедей о почитании Бога следует заповедь о почитании родителей. Из благочестивых семей Церковь ожидает будущих иерархов, клириков, певчих. Из семьи общество получает будущих чиновников, политиков, представителей власти, преданных и мужественных воинов, родителей, и не когда-то, а завтра. И если нет в обществе задатков благочестия, не ждите от него тогда чего-то доброго. Семья, школа и Церковь Три общественных института влияют на воспитание и культуру человека – семья, школа и Церковь . Ребенок как мягкая податливая глина вбирает в себя и копирует те примеры поведения, которые видит вокруг себя. Чистота взгляда каждого ребенка зависит от родительской любви и поданного примера. То есть самую главную роль в жизни и мировосприятии ребенка играет семья, и нельзя перекладывать свои обязанности на посторонних людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Розанову : закон Втор.24:1 и содержащееся в нём указание на основание для развода – (нечто противное) – нуждались в истолковании и толковались весьма различно: одни (школа Гиллела) под разумеют всё, что только может быть неприятно мужу – до подгорелого или пересоленного кушанья, приготовленного женой, включительно; другие же (школа Шаммая) под " » разумели только прелюбодеяние и неприличное поведение. Выходит, что и из мужской половины еврейства весьма значительная часть (принадлежавшие к общинам, где господствовало толкование Шаммая) не пользовалась благами неограниченной свободы разводиться. Так – de jure. А de facto даже и те, кто такой свободой пользовались, навлекали на себя строгое прещение пророков и проклятие Иеговы, что, хотя и не имело силы юридической принудительности, но нравственное впечатление должно было производить большое и многих охотников разводиться и жениться по нескольку раз удерживало от их сластолюбивых замашек. Вот, например, в 5 веке до Р. X. среди иудеев стало довольно распространённым явлением – прогонять своих жён, когда они постареют и подурнеют, и жениться вновь на молодых. Это вызвало следующее грозное обличение пророка Малахии: „Вы делаете то, что Я ненавижу, – что покрывают слезами жертвенник Иеговы, плачем и стенанием, так что Он дольше не смотрит на жертву и не принимает угождения из рук ваших. Вы говорите: почему? – Потому, что Иегова был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и твоя законная жена... Берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Ибо Я ненавижу развод. —780— говорит Иегова, Бог Израилев, и – того, кто покрывает обидой одежду свою, говорит Иегова Саваоф; поэтому берегите дух ваш и не поступайте вероломно“ ( Мал.2:13–16 ) 2491 . Итак, библейских оснований в пользу предлагаемого г. Розановым нового толкования 7 заповеди Моисеева закона нет ровно никаких, и вопрос проф. Заозерского: „а что же такое 7 заповедь?“ остаётся по прежнему для него ( г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010